Научная статья на тему 'РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческое образование / историческая память / российская молодежь / патриотизм / духовно-нравственное воспитание. / historical education / historical memory / Russian youth / patriotism / spiritual and moral education.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Акимова А. А., Шамхалов Ш. Ш., Казакбиева О. И.

В данной статье поставлена задача проанализировать роль исторического образования в духовно-нравственном воспитании современной молодежи, описаны инструменты для ее духовно-нравственного воспитания, говорится о роли исторической памяти в деле формирования национального самосознания. В статье приводятся свежие эмпирические данные относительно источников представлений молодых россиян об истории. В заключение, роль исторического образования в духовно-нравственном воспитании молодежи трудно переоценить, поскольку оно должно продвигать в молодежном сознании образ и реальность уважения к историческому прошлому путем формирования нарративов развития личности и общества, отвечающих новым политическим, культурным и духовно-нравственным вызовам; способствовать задачам укрепления российской идентичности и продвижения общества по пути ответственного развития, наполненного идеями патриотизма, восстановления исторической справедливости с опорой на традиционные ценности России. Авторы предлагают приоритетные направления молодежной политики в области повышения исторических компетенций у современной молодежи с целью увеличения ее духовного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Акимова А. А., Шамхалов Ш. Ш., Казакбиева О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HISTORICAL EDUCATION IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF MODERN YOUTH

This article aims to analyze the role of historical education in the spiritual and moral education of modern youth, describes the tools for its spiritual and moral education, talks about the role of historical memory in the formation of national identity. The article provides recent empirical data on the sources of young Russians' ideas about history. In conclusion, the role of historical education in the spiritual and moral education of young people cannot be overestimated, since it should promote in the youth consciousness the image and reality of respect for the historical past by forming narratives of personal and social development that meet new political, cultural, spiritual and moral challenges; contribute to the tasks of strengthening Russian identity and advancing society along the path of responsible development filled with the ideas of patriotism, restoration of historical justice based on the traditional values of Russia. The authors propose priority directions of youth policy in the field of improving the historical competencies of modern youth in order to increase their spiritual potential.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/HSCP.2024.17.38.003 УДК 94.608

РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Акимова А.А. Шамхалов Ш.Ш., Казакбиева О.И.

Дагестанский государственный политехнический университет

Аннотация. В данной статье поставлена задача проанализировать роль исторического образования в духовно-нравственном воспитании современной молодежи, описаны инструменты для ее духовно-нравственного воспитания, говорится о роли исторической памяти в деле формирования национального самосознания. В статье приводятся свежие эмпирические данные относительно источников представлений молодых россиян об истории. В заключение, роль исторического образования в духовно-нравственном воспитании молодежи трудно переоценить, поскольку оно должно продвигать в молодежном сознании образ и реальность уважения к историческому прошлому путем формирования нарративов развития личности и общества, отвечающих новым политическим, культурным и духовно-нравственным вызовам; способствовать задачам укрепления российской идентичности и продвижения общества по пути ответственного развития, наполненного идеями патриотизма, восстановления исторической справедливости с опорой на традиционные ценности России. Авторы предлагают приоритетные направления молодежной политики в области повышения исторических компетенций у современной молодежи с целью увеличения ее духовного потенциала.

Ключевые слова: историческое образование, историческая память, российская молодежь, патриотизм, духовно-нравственное воспитание.

THE ROLE OF HISTORICAL EDUCATION IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF MODERN YOUTH

Aida A. Akimova, Shamil Sh. Shamkhalov, Olga I. Kazakbieva

Dagestan State Polytechnic University

Abstract. This article aims to analyze the role of historical education in the spiritual and moral education of modern youth, describes the tools for its spiritual and moral education, talks about the role of historical memory in the formation of national identity. The article provides recent empirical data on the sources of young Russians' ideas about history. In conclusion, the role of historical education in the spiritual and moral education of young people cannot be overestimated, since it should promote in the youth consciousness the image and reality of respect for the historical past by forming narratives of personal and social development that meet new political, cultural, spiritual and moral challenges; contribute to the tasks of strengthening Russian identity and advancing society along the path of responsible development filled with the ideas of patriotism, restoration of historical justice based on the traditional values of Russia. The authors propose priority directions of youth policy in the field of improving the historical competencies of modern youth in order to increase their spiritual potential.

Keywords: historical education, historical memory, Russian youth, patriotism, spiritual and moral education.

Введение. На данном витке общественного развития перед государством актуализировалась важнейшая задача по духовному возрождению нации, в особенности, в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи. Сегодня воспитание современной молодежи осуществляется в крайне сложный, противоречивый и алар-мический период изменения социально-экономических и социально-политических условий, обострившихся межнациональных конфликтов, развития правового государства, утраты национального самосознания, упадка патрицен-трированных чувств, обострения общечеловече-

ских, мировых проблем. В этой связи весьма актуальным становится духовно-нравственное воспитание молодежи, включение в образовательную повестку вопросов, связанных с патриотическим воспитанием молодых людей [1].

По причине т.н. «деисторизации» сознания молодых поколений россиян, духовной люмпенизации российского общества, рассматриваемой как «процесс снижения духовного потенциала общества, связанный с примитивизацией и обнищанием форм духовной жизни, девальвацией высших духовных ценностей, разрушением духов© Акимова А.А., Шахмалов Ш.Ш., Казакбиева О.И.

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

ных идеалов в сфере культуры, образования, науки, искусства, творчества и угрожающий духовной безопасности общества» [2, с. 54], актуализируется необходимость исторического образования, играющего ведущую роль в духовно-нравственном воспитании современной молодежи.

Результаты. Историческому образованию отводится ключевая роль по патриотическому воспитанию молодежи. На региональных уровнях, как следует из экспертных оценок, активно внедряется в образовательно-воспитательный процесс разработанная государством программа патриотического воспитания в рамках занятий по «Истории России». «Реализуемые в ее концептуальных границах патриотические практики», содействуют закреплению в сознании молодежи «идеологии государственного патриотизма, на которой основывается государственная политика патриотизации россиян в данное время, впрочем, как и на протяжении всей истории российского государства» [3, с. 17].

С целью реализации поставленной задачи по духовно-нравственному воспитанию современной молодежи посредством исторического образования необходимо придерживаться политики памяти, которую принято определять как «совокупность публичных стратегий в отношении прошлого, включая концептуализацию прошлого, а также практики коммеморации и преподавания истории» [4, с. 666].

Как известно, политика памяти реализуется посредством целенаправленной пропаганды в СМИ определенных взглядов на историю страны, через призму преподавания истории в системе среднего, средне-специального и высшего образования, посредством организации различных национальных праздников и иных мероприятий, посвященных историческим событиям, юбилейным датам и ключевым поворотам в истории российского общества.

Бесспорно, что учебная дисциплина «История России» обладает большим спектром обучающих инструментов, посредством которых осуществляется задача по духовно-нравственному воспитанию молодежи.

Данная дисциплина преследует решение таких важных задач, как:

- культивирование общечеловеческих ценностей;

- формирование чувства ответственности за судьбу страны;

- воспитание высоких моральных чувств к своей Родине, чувства гордости за историческое наследие предков;

- наконец, формирование собственной позиции по отношению к тем или иным общественно-политическим и историческим событиям.

Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения истории осуществляется в неразрывной связи с формированием знаний и на их основе путем раскрытия нравственного аспекта изучаемого материала. Обучающиеся самостоятельно размышляют над историческим материалом и дают нравственную оценку изучаемым фактам, историческим деятелям, процессам.

Серьезная ответственность в деле формирования национального сознания молодежи лежит на плечах учителей и преподавателей истории -дисциплины, которая уже своим содержательным наполнением реализует мировоззренческую функцию - способствует пробуждению исторической памяти [5], постижению исторической правды и возрождению исторической справедливости; взывает к чувствам патриотизма и сопричастности к социально-культурному и общественно-историческому наследию, героическим и трагическим страницам истории российского народа.

В историческом образовании ведущая роль отводится формированию исторической памяти в сознании молодежи [6]. Историческая память является элементом мировоззрения, важным компонентом национального самосознания и одновременно выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства накопленного исторического опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания. Историческая память наделена особенной чертой: удерживать в сознании молодых людей основные исторические события прошлого вплоть до превращения исторического знания в различные формы мировоззренческого восприятия прошлого опыта, его фиксации в мифах и сказках, легендах и преданиях.

Важная роль в историческом образовании отводится изучению национальных традиций, которые «сохраняются в исторической памяти в виде культурных образцов» [7, с. 35], и каждое новое поколение - не просто усваивает культурно-исторические образцы и традиции в неизменном и готовом виде. Оно неизбежно, в той или иной мере, осуществляет среди них отбор, по-своему их интерпретирует, атрибутирует им новые семантические значения, которых ранее не было. В свою очередь, складывающиеся в молодежном сознании «на основе традиций новые смыслы и инновации преобразуются в новые культурные образцы (традиционализируются), становясь составной часть культурного наследия.

Таким образом, происходит модернизация на национальной основе» [7, с. 35].

Какие инструменты можно применять в рамках курса исторического образования для духовно-нравственного воспитания молодежи?

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

В качестве таковых можно:

- назвать музеи и современные выставочные залы;

- художественные, документальные фильмы, а также фильмы, основанные на реальных исторических событиях;

- публикации в различных СМИ; Интернет-ресурсы, редуцирующие информацию из официальных ресурсов органов власти, а также сайтов, организуемых по инициативе гражданских организаций: в частности, сайт «Историческая память: ХХ век», сайт Полит.ру, портал «Уроки истории», в рамках которых запущен научно-популярный проект Международного Мемориала об истории ХХ века и культуре исторической памяти, ее роли в историческом образовании и формировании молодежной культуры в процессе духовно-нравственного воспитания молодых людей.

У обучающейся молодежи должны быть сформированы такие духовно-нравственные качества, как милосердие, толерантность, чувство долга, ответственности, справедливости, гуманизм, уважение к старшим, самопожертвование, патриотизм [8], уважение к культурному и историческому наследию страны. Например, во многих учебно-исторических изданиях о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. патриотизм советского народа рассматривается как непобедимая сила духовного генеза - это уникальное явление в духовно-нравственной истории человечества. Уроки истории о советском патриотизме, перенесенном на постсоветскую российскую образовательную основу - это новое духовно-нравственное состояние общества.

В целях воспитания духовно-нравственных качеств обучающихся в рамках курса «История России» применяют различные формы работы: проведение уроков-экскурсий (важный источник получения практических знаний), посещение краеведческих музеев, проведение уроков мужества и боевой славы России, «Час памяти», написание творческих эссе [9, с. 70].

Обсуждения. В условиях духовной люмпенизации, по словам Д.В. Филюшкиной, «утрачивается очищающая и воспитывающая роль культуры» и возрастает роль исторического знания [2, с. 54].

Как указывает М.К. Горшков, по последним социологическим опросам, выявлена удручающая закономерность: «исторические компетенции снижаются по мере смены поколений. Указанный процесс происходит едва ли не во всех странах» [10, с. 21]. Снижение исторических компетенций обнаружены и среди российской молодежи, «его эмпирически зафиксированные социологической диагностикой проявления отчетливо коррелируют с переходом от советской школы к постсоветской, основанной на принципе предоставления образовательных услуг. Молодежь чаще других возрастных групп высказывала «критическое

мнение о своих исторических компетенциях (35 %)» [10, с. 22].

Каковы источники представлений молодых россиян об истории?

Так, согласно эмпирическим данным, раскрывающим особенности формирования исторического сознания россиян, молодежь в возрасте 18-30 лет получает информацию, прежде всего, из Интернет-ресурсов, посвященных исторической тематике (37 %), из исторических художественных и документальных фильмов в рамках курса «История России» (36 % и 34 % соответственно); далее, следуют школьные и вузовские учебники истории (30 %), затем посещение музеев, туристические экскурсии по историческим местам (22 %). В целом, указанная возрастная группа молодежи активно интересуется историей своей страны (67 % опрошенных) [10, с. 18].

В целях повышения исторических компетенций и духовно-нравственного воспитания молодежи,

A.П. Пашнина предлагает такую интересную инновационную форму работы, как проведение предметных недель, предлагая рабочий план таких недель. В качестве мероприятий в рамках предметных недель она предлагает: викторины и конкурсы на темы: «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны», «Из истории Великой Отечественной войны 1941-1945», «Города воинской славы и города-герои», «Женщины Великой Отечественной войны», «Герои Великой Отечественной войны»; также в числе календарных мероприятий на предметных неделях предполагается проведение тестирования на тему «Юбилейные даты истории», просмотр знаковых художественных фильмов («Офицеры», «Они сражались за Родину» и др.), формирующих чувство гордости за страну и способствующих культивированию патриотических чувств [9, с. 71]. Безусловно, что на основе позитивных исторических примеров, историческое образование способно побуждать молодежь к активной деятельности в интересах государства, на служение обществу.

Как подчеркивает М.К. Аташукова, творческое развитие патриотизма с применением опыта военной истории имеет особую значимость в деле исторического образования и воспитания молодежи [11, с. 9], поскольку «уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин).

B.А. Куркин отмечает, что «историко-культурный стандарт содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий» [12, с. 96].

Заключение. Роль исторического образования в духовно-нравственном воспитании молодежи трудно переоценить, поскольку оно должно продвигать в молодежном сознании образ и реаль-

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

ность уважения к историческому прошлому путем формирования нарративов развития личности и общества, отвечающих новым политическим, культурным и духовно-нравственным вызовам; способствовать задачам укрепления российской идентичности и продвижения общества по пути ответственного развития, наполненного идеями патриотизма, восстановления исторической справедливости с опорой на традиционные ценности России. Ключевой детерминантой такого развития является способность нравственного суждения молодежи о своей стране и о собственной ответственности за происходящее в ней, а также готовность действовать на основе духовно-нравственных принципов, базирующихся на гуманизме, патриотизме, сохранении исторической памяти и восстановлении исторической справедливости.

Приоритетными направлениями молодежной политики должны быть:

- во-первых, значительное усиление исторической составляющей с опорой на исторический опыт в образовательном процессе;

- во-вторых, содействие воспроизводству в молодежной среде национальной культуры, в

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

особенности - «формирование в сознании молодежи понимания исторических особенностей национальной культуры, ее органической связи с современным развитием российского общества, умения отличать подлинно национальное ее содержание от заимствованных образцов современной культуры» [5, с. 293-294];

- в-третьих, вовлечение молодежи в организацию встреч с защитниками Родины, Героями России, а также проведение национальных праздников, посвященных «Дню семьи, любви и верности», «Дню матери», «Дню отца», направленных на формирование традиционных ценностей и уважительного отношения к семье;

- в-четвертых, привлечение молодежи к научно-исследовательской и проектной деятельности по истории России;

- в-пятых, разработка мер по привлечению молодежи к сохранению памятников культурно-исторического наследия.

Образовательная система должна быть сосредоточена не только на когнитивной, интеллектуальной, но и на гражданской, духовной составляющих в историческом образовании.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Пшегусова Г.С. Роль патриотического воспитания в формировании социального здоровья российской студенческой молодежи / Г.С. Пшегусова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 2. С. 49-52.

2. Филюшкина Д.В. Духовная люмпенизация российского общества: детерминирующие факторы и социальные проявления. Ростов-н/Д., 2014. 230 с.

3. Вагина В.О. Патриотизм и патриотические практики в молодежной среде на Юге России : монография. Ростов-н/Д., 2019. 124 с.

4. Самаркина И.В. Политика памяти и исторический нарратив / И.В. Самаркина; Отв. ред. И.С. Семененко; Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. М. : «Весь Мир», 2017. С. 666-670.

5. Акимова А.А. Историческая память: общественно-исторический анализ механизмов ее функционирования / А.А. Акимова, Г.Ш. Гамзаева, О.И. Казакбиева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. 2022. № 1. С. 13-16.

6. Традиция и инновация в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики / Под ред. А.Б. Гофмана. М., 2008. С. 15.

7. Зубок Ю.А. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности : монография / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М., 2022. 304 с.

8. Зенченко Е.В. Патриотическое воспитание на уроке истории во внеурочное время / Е.В. Зенченко // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 2. С. 20-23.

9. Пашнина А.П. Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках истории и во внеурочное время / А.П. Пашнина // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. № 1. С. 69-72.

10. Историческое сознание россиян: оценки прошлого, память, символы (опыт социологического измерения) / Под ред. М.К. Горшкова; ФНИСЦ РАН. М., 2022. 248 с.

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

11. Аташукова М.К. Пути совершенствования патриотического воспитания молодежи в современном обществе / М.К. Аташукова // Материалы II заочной международной конференции «Актуальные проблемы гуманитарного развития региона». Майкоп, 2021. С. 7-9.

12. Куркин В.А. Роль исторического образования в патриотическом воспитании молодежи России / В.А. Куркин // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2018. № 2. С. 90-101.

1. Pshegusova G.S. The role of patriotic education in the formation of social health of Russian students / G.S. Pshegusova // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 2. P. 49-52.

2. Filyushkina D.V. Spiritual lumpenization of Russian society: determining factors and social manifestations. Rostov-n/D., 2014. 230 p.

3. Vagina V.O. Patriotism and patriotic practices among youth in the South of Russia : monograph. Rostov-n/D., 2019. 124 p.

4. Samarkina I.V. The politics of memory and historical narrative / Identity: Personality, society, politics. Encyclopedic edition / I.V. Samarkina Resp.; ed. I.S. Semenenko. M. : «Whole World», 2017. P. 666-670.

5. Akimova A.A. Historical memory: socio-historical analysis of the mechanisms of its functioning / A.A. Akimova, G.Sh. Gamzaeva, O.I. Kazakbieva // Humanitarian, socio-economic and social sciences. Series: Historical Sciences. Culturology. Political science. 2022. №1. Р. 13-16.

6. Tradition and innovation in modern Russia. Sociological analysis of interaction and dynamics / Ed. A.B. Hoffmann. M., 2008. P. 15.

7. Zubok Yu.A. Youth in the cultural space: self-regulation of life : monograph / Yu.A. Zubok, V.I. Chuprov. M., 2022. 304 p.

8. Zenchenko E.V. Patriotic education in history lessons during extracurricular hours / E.V. Zenchenko // Experiment and innovation at school. 2015. № 2. P. 20-23.

9. Pashnina A.P. Formation of spiritual and moral qualities of students in history lessons and during extracurricular hours / A.P. Pashnina // Innovative development of professional education. 2017. № 1. P. 69-72.

10. Historical consciousness of Russians: assessments of the past, memory, symbols (experience of sociological measurement) / Ed. M.K. Gorshkova; FNISC RAS. M., 2022. 248 p.

11. Atashukova M.K. Ways to improve the patriotic education of youth in modern society / Materials of the II correspondence international conference «Current problems of humanitarian development of the region». May-kop, 2021. P. 7-9.

12. Kurkin V.A. The role of historical education in the patriotic education of Russian youth / V.A. Kurkin // Scientific-analytical journal Observer - Observer. 2018. № 2. P. 90-101.

References:

Информация об авторах

Акимова Аида Акимовна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества, Дагестанский государственный политехнический университет, республика Дагестан, г. Махачкала [email protected]

Aida A. Akimova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

of the Department of History of the Fatherland, Dagestan State Polytechnic University, Republic of Dagestan, Makhachkala [email protected]

Шамхалов Шамиль Шахназарович

доцент кафедры истории Отечества, Дагестанский государственный политехнический университет, республика Дагестан, г. Махачкала [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shamil Sh. Shamkhalov

Associate Professor

of the Department of History of the Fatherland, Dagestan State Polytechnic University, Republic of Dagestan, Makhachkala [email protected]

Казакбиева Ольга Ивановна

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Отечества, Дагестанский государственный политехнический университет, Республика Дагестан, г. Махачкала [email protected]

Olga I. Kazakbieva

Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer

of the Department of History of the Fatherland, Dagestan State Polytechnic University, Republic of Dagestan, Makhachkala [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.