Научная статья на тему 'Угрозы формированию национально-религиозной идентичности российской молодежи'

Угрозы формированию национально-религиозной идентичности российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начало XXI века / национальная идентичность / религиозная идентичность / религия / духовные ценности / историческая память / патриотизм / внешние и внутренние угрозы / beginning of the XXI century / national identity / religious identity / religion / spiritual values / historical memory / patriotism / external and internal threats

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рудь Илья Сергеевич, Липич Василий Васильевич

Национальная и религиозная идентичности членов общества являются условием сохранения духовно-нравственных ценностей, исторической памяти и традиций, лежащих в основе государственности. Формирование национальной и религиозной идентичности российской молодёжи XXI века требует внимания со стороны как государственных, общественных и религиозных деятелей, так и научного сообщества. Цель исследования заключается в актуализации данного вопроса путем анализа сегодняшних внутренних и внешних угроз духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодого поколения. В работе раскрыты понятия национальной и религиозной идентичности. Показано, что своевременное формирование этих качеств является ключевым фактором и необходимым условием предотвращения духовно-нравственного и культурного упадка в молодежных кругах, разжигания национальной розни и распада Российской Федерации. В результате исследования выявлена актуальность внутренних (религиозный экстремизм, фейковый и негативный контент в средствах массовой информации и Интернете, низкий уровень воспитания и образования) и внешних (санкционное давление, вмешательство западных идеологов во внутренние дела нашей страны и в процессы воспитания молодежи) угроз формированию национальной и религиозной идентичности российской молодежи; акцентировано внимание на государственных механизмах противодействия этому явлению. Сделан вывод о том, что только через сознательное и активное информационноаналитическое воспитание молодежи можно защитить Россию от внешних влияний и сохранить ее идентичность и ценности для будущих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рудь Илья Сергеевич, Липич Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Threats to the Formation of National-Religious Identity of Russian Youth

The national and religious identity of the members of society is a condition for the preservation of spiritual and moral values, historical memory and traditions underlying statehood. The formation of the national and religious identity of the Russian youth of the XXI century requires attention from both state, public and religious figures and the scientific community. The purpose of the study is to actualize this issue by analyzing today's internal and external threats to the spiritual, moral and patriotic education of the younger generation. The paper reveals the concepts of national and religious identity. It is shown that the timely formation of these qualities is a key factor and a necessary condition for preventing spiritual, moral and cultural decline in youth circles, inciting national discord and the disintegration of the Russian Federation. As a result of the study, the relevance of internal (religious extremism, fake and negative content in the media and the Internet, low level of upbringing and education) and external (sanctions pressure, interference of Western ideologists in the internal affairs of our country and in the processes of educating young people) threats to the formation of national and religious identity of Russian youth is revealed; attention is focused on state mechanisms of countering this phenomenon. It is concluded that only through conscious and active information and analytical education of young people it is possible to protect Russia from external influences and preserve its identity and values for future generations.

Текст научной работы на тему «Угрозы формированию национально-религиозной идентичности российской молодежи»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ THESIS

УДК 241.523

DOI 10.52575/2712-746X^023-48-4-850-860

Угрозы формированию национально-религиозной идентичности российской молодежи

Рудь И.С., Липич В.В.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, 308009, Белгород, ул. Преображенская, 78 ilya.rud.2013@mail.ru

Аннотация. Национальная и религиозная идентичности членов общества являются условием сохранения духовно-нравственных ценностей, исторической памяти и традиций, лежащих в основе государственности. Формирование национальной и религиозной идентичности российской молодёжи XXI века требует внимания со стороны как государственных, общественных и религиозных деятелей, так и научного сообщества. Цель исследования заключается в актуализации данного вопроса путем анализа сегодняшних внутренних и внешних угроз духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодого поколения. В работе раскрыты понятия национальной и религиозной идентичности. Показано, что своевременное формирование этих качеств является ключевым фактором и необходимым условием предотвращения духовно-нравственного и культурного упадка в молодежных кругах, разжигания национальной розни и распада Российской Федерации. В результате исследования выявлена актуальность внутренних (религиозный экстремизм, фейковый и негативный контент в средствах массовой информации и Интернете, низкий уровень воспитания и образования) и внешних (санкционное давление, вмешательство западных идеологов во внутренние дела нашей страны и в процессы воспитания молодежи) угроз формированию национальной и религиозной идентичности российской молодежи; акцентировано внимание на государственных механизмах противодействия этому явлению. Сделан вывод о том, что только через сознательное и активное информационно-аналитическое воспитание молодежи можно защитить Россию от внешних влияний и сохранить ее идентичность и ценности для будущих поколений.

Ключевые слова: начало XXI века, национальная идентичность, религиозная идентичность, религия, духовные ценности, историческая память, патриотизм, внешние и внутренние угрозы

Для цитирования: Рудь И.С., Липич В.В. 2023. Угрозы формированию национально-религиозной идентичности российской молодежи. ЫОМОТИЕТ1КЛ: Философия. Социология. Право, 48(4): 850-860. БО!: 10.52575/2712-746X-2023-48-4-850-860

Threats to the Formation of National-Religious Identity

of Russian Youth

Ilya S. Rud, Vasily V. Lipich

Belgorod State National Research University, 78 Preobrazhenskaya St, Belgorod 308009, Russian Federation ilya.rud.2013@mail.ru

Abstract. The national and religious identity of the members of society is a condition for the preservation of spiritual and moral values, historical memory and traditions underlying statehood. The formation of the national and religious identity of the Russian youth of the XXI century requires attention from both state,

© Pygb H.C., ^HnHH B.B., 2023

public and religious figures and the scientific community. The purpose of the study is to actualize this issue by analyzing today's internal and external threats to the spiritual, moral and patriotic education of the younger generation. The paper reveals the concepts of national and religious identity. It is shown that the timely formation of these qualities is a key factor and a necessary condition for preventing spiritual, moral and cultural decline in youth circles, inciting national discord and the disintegration of the Russian Federation. As a result of the study, the relevance of internal (religious extremism, fake and negative content in the media and the Internet, low level of upbringing and education) and external (sanctions pressure, interference of Western ideologists in the internal affairs of our country and in the processes of educating young people) threats to the formation of national and religious identity of Russian youth is revealed; attention is focused on state mechanisms of countering this phenomenon. It is concluded that only through conscious and active information and analytical education of young people it is possible to protect Russia from external influences and preserve its identity and values for future generations.

Keywords: beginning of the XXI century, national identity, religious identity, religion, spiritual values, historical memory, patriotism, external and internal threats

For citation: Rud I.S., Lipich V.V. 2023. Threats to the Formation of National-Religious Identity of Russian Youth. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law, 48(4): 850-860 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-746X-2023-48-4-850-860

Введение

Вопрос формирования и сохранения национальной и религиозной идентичности российской молодежи начала XXI века продолжает быть актуальным для многих российских исследователей в области теологии, философии, правоведения, политологии, культурологии, психологии, педагогики, а также государственных деятелей, представителей различных общественно-патриотических организаций и религиозных деятелей. Это объясняется тем, что в России после 90-х годов XX века - периода «разрушения духовного единства нашего общества, стирания жизненных ориентиров молодежи и деформации традиционных для России норм и нравственных установок» [Данилюк, Кондаков, Тишков, 2009, с. 4], а также в условиях прежнего существования, указанных в данной работе внутренних и внешних угроз, углубляются процессы духовно-нравственного и патриотического воспитания российской молодежи. По мнению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «если весь наш народ, народ исторической России сможет сопрягать небесное и земное, Божественное и человеческое, веру и знания, нравственность и проявления человеческой личности в социуме, мы будем сильнее всякого кризиса. Но если снова соблазнимся на очередные «-измы», на очередные псевдофилософии, которые в этом информационном потоке обрушиваются на нас знамением постмодернистской реальности, то, может быть, страна этого уже и не выдержит» 1. Так, именно данные виды воспитания, согласно мнению Патриарха, помогают сформировать успешное будущее и для самой молодежи, и для самого государства.

По мнению многих современных отечественных философов (Т.С. Прониной [2015], В.Н. Бадмаева [2005], П.Л. Зайцева [2017]), историков (Т.Г. Чекменевой, А.А. Прибыткова [2020], О.В. Вольтер [2020]), религиоведов (М.В. Федоровой [2016], С.Д. Батомункуева [2018]), политологов (В.В. Титова [2016], Е.И. Бурковой [2021]), психологов (К.Г. Туаевой [2014], М.Т. Хасхановой [2019]) преодолению внешних и внутренних угроз духовно-нравственному и патриотическому воспитанию способствует формирование ключевых для жизни человека и общества типов идентичности, которые составляют основу как воспитания личности человека, так и существования и развития общества. К ним можно отнести именно религиозную идентичность и национальную идентичность.

1 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью в рамках XIII Всемирного русского народного собора. 2009. Официальный сайт Московского Патриархата URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/653345.html (дата обращения: 06.09.2023).

Важно отметить, что вопрос формирования идентичности личности или групповой идентичности (например, трудовой, религиозной и национальной) — это многоаспектная проблема, интерес к которой продолжает сохраняться на протяжении всей истории научной мысли. Различные дисциплины изучают эту проблему с учетом своих теоретических и методологических подходов, что позволяет получить более полное понимание этого явления, а также разработать новые механизмы или улучшать проверенные временим прежние механизмы формирования идентичности.

Для определения актуальности существующих внешних и внутренних угроз формированию национальной и религиозной идентичности современной российской молодёжи в данном исследовании были использованы отечественные научные работы, российские законодательные акты, информация из отечественных новостных источников.

Понятия «идентичность», «национальная идентичность» и «религиозная идентичность» в научно-исследовательской литературе

В первую очередь необходимо отметить, что как для одного человека, так для группы людей или всего общества идентичность является основой саморазвития, самопонимания и самоопределения. Идентичность личности относится к осмысленному осознанию и ощущению каждым человеком собственной индивидуальности и уникальности. Идентичность включает в себя ее внутренние частности, такие как ценности, убеждения, интересы, желания, способности. Она формируется в результате самоопределения и процессов самоосознания, а также взаимодействия индивидуума с окружающей средой и культурой. Личность, которая смогла сформировать свою идентичность благодаря различным детерминантам (семья, образование и воспитание, патриотизм, история страны, религия), а также под влиянием собственных убеждений, интересов и опыта, сможет ответить на вопрос «Кто я?».

Идентичность общества относится к значениям, нормам, установкам и культурным особенностям, которые характеризуют его специфику. Она определяет то, что является общим для всех его членов и объединяет их в рамках определенной культурной, религиозной, этнической, социальной или национальной группы. Идентичность общества формируется и поддерживается процессами социализации и включает в себя регулирующие нормы и ожидания, ролевые стереотипы, ценности и традиции. Общество с сформированной групповой идентичностью даст ответ на вопрос «Кто мы?». Идентичность формируется на основе главных для данного общества ценностей, таких как, к примеру, семья, образование, религия, национальные традиции, культура, история. По мнению американского исследователя Э. Эриксона, который в середине XX века ввел в научный оборот термин «идентичность», достижение идентичности является важным шагом в развитии зрелой личности, и позволяет человеку ощущать себя уверенным и связанным с другими людьми и социальной действительностью [Эриксон, 1996, с. 12].

Одним из ключевых типом идентичности для воспитания человека и общества является национальная идентичности, которая, определяется, как результат осознание и принятие собственной принадлежности к определенной нации, этносу или государству. Она включает в себя чувство патриотизма, уважения к своей стране, культуре, языку, истории и обществу. Национальная идентичность может формироваться через язык, религию, общие традиции, обычаи, историческое наследие и генеалогическую принадлежность. Национальная идентичность может быть важной основой для формирования личности и человеческого общества.

Согласно исследованию Л.Р. Валилаевой и Н.Р. Абдуллаевой, «национальная идентичность или национальное самосознание - одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им национальной или этнической принадлежностью. Хотя национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, они могут быть факторами, оказывающими на нее сильное влияние. По воздействие национальной идентичности, общность людей превращается в общность национальную, способ-

ную отличать себя от «чужих» и создать собственную культуру, систему моральных и общественных ценностей, культурных норм и идеалов» [Валилаева, Абдуллаева, 2020, с. 27].

Национальная идентичность в России имеет особую значимость, так как страна является многонациональной и многокультурной. Российская национальная идентичность включает в себя осознание принадлежности к русскому народу, а также уважение и признание других этнических групп, составляющих многообразие страны. Законодательная и политическая система страны обеспечивает защиту прав и свобод различных этнических групп, межэтническую толерантность и равенство перед законом.

Другим ключевым типом идентичности является религиозная идентичность. Религиозная идентичность — это осознание и признание человеком или обществом своей религиозной принадлежности и активное участие в религиозных обрядах, практиках и верованиях своей религиозной традиции. Религиозная идентичность может быть культурной, социальной, семейной или индивидуальной. С помощью религиозной идентичности люди формируют свое миропонимание и ценности, определяют свое место в обществе и роль в нем. Она обуславливает ключевые принципы морали, этики, общественной ответственности и личностного развития. Религиозная идентичность может служить основой для социальной идентичности. Подчеркнем, что именно религиозная идентичность стала первым и основным видом идентификацией Российского государства, которая смогла сплотить народ и по-прежнему играет ведущую роль в развитии национального самосознания России. В России религия играет значительную роль в формировании идентичности как личности, так и общества в целом. Официально в России существует множество религиозных конфессий, включая православие, ислам, индуизм, буддизм и различные верования малых народов нашей страны.

По определению современного философа В.И. Ивлевой, «религиозная идентичность -это результат процесса осознания индивидом себя как носителя определенного религиозного сознания, степень отождествления себя с определенной религиозной группой и одновременно обособление от представителей других религий. Религиозная идентичность конструируется религиозным сознанием и в дальнейшем отражается в религиозном поведении индивида. Так, например, неприятие определенных религиозных правил и норм приводят к конфликту в сознании и поведении верующего человека, который провоцирует кризис идентичности. Это, в свою очередь, становится спусковым механизмом для освоения индивидом новых ценностей, а следовательно, формирования ложной религиозной идентичности» [Ивлева, 2017, с. 27].

Таким образом, можно констатировать, что национальная и религиозная идентичность играют важную роль в развитии российской молодёжи начала XXI века, так как они помогают формировать личность человека, его духовно-нравственные качества, основанные на традиционных ценностях, историческую память и чувство гордости за свою страны.

Внешние и внутренние угрозы формированию национальной и религиозной идентичности и противодействие им со стороны Российского государства

На протяжении последних 30 лет руководители западных стран открыто ведут борьбу против России не только с целью подмены традиционных духовно-нравственных ценностей и национальной и религиозной идентичности российской молодежи на западные ценности и идентичность, но и с целью полного распада России на большое количество «национальных государств». Для этого они на официальном уровне сотрудничают с запрещенными в России сепаратистскими движениями, признанными в нашей стране экстремистскими организациями. К примеру, 31 июля 2023 года в здании европарламента в Брюсселе (Бельгия) прошел так называемый «Пятый форум свободных народов постРоссии», в котором принимали участие как бывшие российские политики (например, бывший депутат Государственной думы РФ И.В. Понамарев, входящий в перечень экс-

тремистов и террористов Росфинмониторинг 1) и представители национальных сепаратистских организаций, так и политики европейского уровня (например депутат Европар-ламента Анна Фотыга от фракции Европейских консерваторов и реформистов). Согласно информации сайта «Мировой кризис - хроника и комментарии», «форум поднял проблему «освобождения угнетенных наций, регионов» на высший уровень и заставил многих в Европе и мире говорить о «деколонизации России» как о неизбежной перспективе. Участники форума свободных народов пост-России приняли общую декларацию. Также представители пяти регионов России (Урала, Калининградской области, Ленинградской области, Сибири и Кубани) объявили о начале подготовки «референдума» за свою независимость» 2. На наш взгляд, проведение подобных мероприятий, в которых принимаются решения об отделении территорий страны, является именно попыткой отчуждения части территории нашей страны, которая, согласно пункту 2.1 статьи 67 Конституции РФ, не допускается, так как «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности» 3.

С момента распада СССР и отказа России от коммунистической и атеистической идеологии руководство западных стран активно работают над разрушением нашей страны. Особое внимание они уделяют молодежи. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 489-ФЗ от 30.12.2020 «О молодёжной политике в Российской Федерации», «молодежь, молодые граждане - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерации»4. Именно молодёжь, по мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина 5, чаще всего считается уязвимой категорий для манипуляции сознанием, так как она обычно более восприимчива к поиску идентичности (в том числе национальной и религиозной идентичности), ищет признания и ищет смысл своей жизни.

Сегодня, для манипуляции сознанием молодёжи они активно используют средства массовой информации, такие как телевидение, журналы и реклама, а также интернет-ресурсы, включая социальные сети (Вконтакте), мессенджеры (Телеграмм, запрещенный в России Инстаграм), видеохостинги (УоиТиЬе, ^кТок) и новостные сайты, который стал не только хорошим средством для воспитания и формирования идентичности, но и удобной площадкой, чтобы манипулировать сознанием молодых людей. К сожалению, чаще всего СМИ и интернет-ресурсы используются именно для насаждения отрицательной информации, включая жестокость, насилие, безнравственность в обществе, экстремизм (в том числе и религиозный), терроризм, суицид, экономические проблемы, пропаганду наркотиков и психотропных веществ, все возможные фейки для разжигания ненависти против нашей страны, власти и народа. В.Г. Газзаев на заседании совета по межнациональным отношениям в 2021 году указывал о деятельности многих интернет-ресурсов на разрушения традиционных ценностей и основ воспитания нашей молодёжи из-за пропаганды вышеуказанных отрицательной информации и контента, альтернативой которых должны быть образование, патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодё-жи6. На наш взгляд, целью такого массового распространения отрицательного контента

1 Перечень экстремистов и террористов. 2023. Росфинмониторинг URL: https://fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act (дата обращения: 06.09.2023).

2 Форум свободных народов в Брюсселе: солидарность с Украиной, диалог с ЕС и начало референдумов. 2023. Мировой кризис - хроника и комментарии URL: http://worldcrisis.ru/crisis/4229991 (дата обращения: 06.09.2023).

3 Конституция Российской Федерации. 2020. Президент России URL: http://www.kremlin.ru/acts/constitution/item (дата обращения: 15.09.2023).

4 Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» 2023. Президент России URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46328 (дата обращения: 15.09.2023).

5 Путин назвал молодежь наиболее уязвимой категорией для экстремистов. 2023. РИА Новости URL: https://ria.ru/20230228/ekstremizm-1854871062.html (дата обращения: 15.09.2023).

6 Заседание Совета по межнациональным отношениям. 2021. Президент России URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65252 (дата обращения: 15.09.2023).

в России является разрушения традиционных ценностей и морали, исторической памяти, религиозной и национальной идентичности [Рудь, 2022, с. 4].

За последние пять лет количество угроз, направленных и против национальной и религиозной идентичности молодежи, и против всей России не только не изменилось, но и в условиях внешнего давления западных стран на Россию увеличилось. Глава временного комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по защите госсуверенитета и предотвращения вмешательства в дела России А.А. Климов отмечал, что «наши иностранные оппоненты беззастенчиво эксплуатируют отсутствие у части молодых людей глубоких знаний и должного жизненного опыта. Попытки деструктивного воздействия извне на российскую молодёжь за минувшие 3-5 лет существенно возросли, приняли агрессивный характер» 1 . Именно поэтому необходимы меры для защиты традиционных ценностей и морали, нашей истории и культуры от негативного влияния, а также для формирования и сохранения религиозной и национальной идентичности, развития и существования России в будущем. В противном случае молодёжь сформирует ложную идентичность на основе либеральных ценностей и норм западной толерантности, которые противоречат российским традиционным духовно-нравственным ценностям, нормам, и враждебно настроенную по отношению к традиционным для России конфессиям, исторической памяти и культуре нашей страны. В результате единство России может быть разрушенным, а традиционные нормы и ценности нашего многонационального народа будут уничтожены.

Первая угроза формированию национальной идентичности российской молодежи -это активное распространение ложного и запрещённого контента в СМИ и особенно во всемерной сети Интернет, который направлен на подрыв духовно-нравственного воспитания и идентичности молодежи. Так, по мнению И.А. Акимова, роль современных СМИ и Интернета неоднозначно. С одной стороны, для человека они открывают невиданные возможности по получению огромного потока информации, но с другой стороны, «они способны сформировать «новую реальность», далекую от реальности, создавая иллюзию участия и сопричастности к событиям и явлениям в мире и обществе. Это приводит к тому, что человек начинает мифологически воспринимать мир. Но миф способен и обогатить духовный мир человека, и разрушить его. Мифология массового потребительства, ненависти к людям, эгоизма, космополитизма и развлечений, агрессивно насаждаемая СМИ и Интернетом, разрушает духовный мир личности. Через средства массовой коммуникации индивид проникается иллюзией собственной просвещенности и исключительности. Фрагментарность предлагаемой реальности порождает «лоскутную» и неустойчивую идентичность» [Акимов, 2022, с. 12].

С массовым распространением запрещённой и искаженной информации или «фей-ков» работа по манипулированию сознанием молодежи, неспособной анализировать информацию, сильно упростилась. Сегодня популярными площадками получения информации для молодёжи стали социальные сети и мессенджеры. Как отмечается в работе Е.С. Абрадовой и Е.В. Кисловской, «самой популярной сетью среди молодёжи от 14 до 22 лет (100 % опрошенных) стала ВКонтакте» [Абрадова, Кисловская, 2018, с. 151]. Молодежи, принадлежащей к поколению «Z» (родившиеся с 1995 по 2010 годы), которые формируют свою идентичность с помощью интернета, на наш взгляд, легче донести информацию, подрывающую безопасность и основы национального единства народов России, духовно-нравственное воспитание и формирование религиозной и национальной идентичности.

С целью защиты российской молодежи от негативного влияние СМИ и Интернета действуют следующие нормативные акты: Федеральный закон № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их

1 Климов заявил об усилении влияния извне на российскую молодёжь 2021. Парламентская газета URL: https://www.pnp.ru/politics/klimov-zayavil-ob-usilenii-vliyaniya-izvne-na-rossiyskuyu-molodezh.html (дата обращения: 17.09.2023).

здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 1 от 28.07.2012, Федеральный закон № 31-Ф3 «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 2 от 18.03.2019, которые призваны обеспечить информационную безопасность российской молодежи. Важно проводить просветительскую работу среди молодежи, чтобы они понимали и принимали моральные и духовно-нравственные ценности, культуру и историю нашей страны. Также необходимо обучать их критическому мышлению, чтобы они могли распознавать фейковые новости и манипуляции. Для этого общеобразовательные учреждения должны активно использовать современные средства коммуникации, такие как социальные сети и видеохостинги, чтобы предоставлять им правдивую информацию о нашей стране, ее истории и ценностях. Важно поддерживать национальные и религиозные традиции, чтобы молодежь чувствовала себя частью нашего народа и страны. Только через сознательное и активное информационно-аналитическое воспитание молодежи, можно защитить нашу страну от внешних влияний и сохранить ее идентичность и ценности для будущих поколений.

Еще одна угроза формироваию национальной и религиозной идентичности -религиозный экстремизм в молодежной среде, а также распространение новых религиозных объединений деструктивного характера. Необходимо уточнить, термин «экстремизм», в соответствии с № 1 статьи 282 Уголовного кодекса РФ, это «действия, направленные на возбуждение ненависти, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо сети Интернет» 3. Особую опасность несет такой вид экстремизма, как религиозный экстремизм. Данный вид экстремизма напрямую угрожает национальной безопасности и духовно-нравственным основам нашей страны, так как связан с деятельностью новых религиозных объединений деструктивного характера или другими организациями и объединениями, осуществляющими экстремистскую деятельность на основе религиозной идеологии. Данная идеология выражается в призывах к религиозной нетерпимости и осуществлению противоправных деяний по религиозному признаку. На сентябрь 2023 года в России, согласно перечню террористов и экстремистов по данным Росфинмониторинга, «были призваны в качестве экстремистов 547 организаций и 13 577 физических лиц» 4. Также за январь - сентября 2023 года, поданным МВД России «зарегистрировано 1020 преступлений экстремистского характера» [Состояние преступности в России, 2023, с. 4].

С массовым развитием СМИ и Интернета представителям экстремистских организаций стало проще внушить свою идеологию молодым людям, которые по какой-то причине еще не определились с целями в жизни и находятся в процессе становления как личность. Отечественный исследователь А.К. Рузавина в своей работе подчёркивала, что экстремистские организации, распространяя информацию через СМИ и Интернет как массовый и молниеносный источник распространения информации, применяют следующие формы: «использование непроверенной информации или информации из недостоверных источников; публикация материалов с яркой ангажированностью автора в сторону экстремизма;

1 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.07.2012 N 139-ФЗ (последняя редакция) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133282/ (дата обращения: 10.04.2023).

2 Федеральный закон «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 18.03.2019 N 31-Ф3 (последняя редакция) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320401/ (дата обращения: 10.04.2023).

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2022) URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/ d350878ee36f956a74c2c86830d066eafce20149/ (дата обращения 16.04.2023).

4 Перечень террористов и экстремистов (весь список). 2023. РОСФИНМОНИТОРИНГ URL: https://fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act (дата обращения: 17.09.2023).

использование материалов критикующее органы государственной власти, подвергая сомнению из действия по борьбе с экстремизмом, которые авторы данных материалов называют неоправданно жестокими и нарушающие права человека; заброс экстремисткой информации в социальные сети, трансляция запрещённой экстремисткой символики; прямое цитирование изречений тех лиц, чьи действия были призваны экстремистскими» [Рузави-на, 2021, с. 27-29]. По нашему мнению, молодежь, впитавшая данную идеологию, не только полностью потеряет свою национальную и религиозную идентичность, связь с обществом и государством, но и будет стремиться разрушить страну и традиционные верования народов России. Подчеркнём, что поданным официальной статистике МВД России, «96,8% преступлений экстремистского характера совершается молодыми людьми мужского пола 16-30 лет» [Буданов, Колесников, 2022, с. 140].

Для защиты национальной безопасности страны от распространения религиозного экстремизма были приняты: «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» 1, утвержденная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 29 мая 2020 г.; Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 2 от 25 июля 2002 года. Также, для предотвращения влияния религиозно-экстремистских идей на российскую молодежь в образовательных учреждения проводят профилактические мероприятия. Подобные мероприятия проводятся для объяснения непросвещенной молодежи смыслов понятий «экстремизм», «терроризм»; виды экстремизма и методы их деятельности; меры по противодействии экстремизму. К примеру, согласно интерактивной карте профилактической деятельности, «в России в 2023 году в образовательных учреждениях было проведено 4 049 мероприятий, в Белгородской области -109 мероприятий» 3.

Кроме указанных в данной работе угроз формированию национальной и религиозной идентичности, также в настоящее время к угрозам можно, на наш взгляд, отнести: современные глобализационные процессы; снижение уровня воспитания и образования; криминализация общества; социальное неравенство и культурная деградация современного общества, санкционное давление, вмешательство западных идеологов во внутренние дела нашей страны и в процессы воспитания молодежи.

Необходимо указать, что современные отечественные исследователи разрабатывают новые (к примеру, создание тематического контента на разных интернет-платформах [Резанова, 2013, с. 39-40]) и модернизируют старые, проверенные временим механизмы духовно-нравственного и патриотического воспитания российской молодежи (например, российское образование, организация тематических мероприятий, конкурсов, миссионерство [Хайбулаев, Асваров, Салманов, Сулейманова, 2022]), помогающие в настоящее время преодолевать внешние и внутренние угрозы формированию и сохранению национальной и религиозной идентичности.

Заключение

Таким образом, представители коллективного Запада для уничтожения России изнутри в качестве свой основной цели выбрали российскую молодежь как будущие нашей страны. В настоящее время к угрозам формированию и сохранению национальной и религиозной идентичности российской молодежи можно отнести: религиозный экстремизм в молодежной среде, а также распространение новых религиозных объединений деструктивного характера; использование ложного и запрещённого контента в средствах массовой информации и Интернете; современные глобализационные процессы;

1 Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74094369/ (дата обращения: 16.04.2023).

2 Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ (последняя редакция) URL: https://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 16.04.2023).

3 Интерактивная карта профилактической деятельности. 2023. URL: https://map.ncpti.ru/events (дата обращения: 17.09.2023).

снижение уровня воспитания и образования; криминализацию общества; социальное неравенство и культурную деградацию современного общества; санкционное давление со стороны западных стран. Все вышеуказанные внешние и внутренние угрозы направлены на разрушение духовно-нравственных ценностей, норм морали, исторической памяти нашего народа и, главное, на уничтожение национальной и религиозной идентичности российской молодежи. Именно поэтому формирование и сохранение национальной и религиозной идентичности является первостепенной задачей, особенно для дальнейшего успешного развития и существования России.

Однако, несмотря на все угрозы национальной и религиозной идентичности российской молодежи, наше общество продолжает активно развиваться. Сегодня, для развития идентичности молодежи в образовательных учреждениях проводят мероприятия, направленные на профилактику религиозного и этнического экстремизма в молодежной среде; создают тематический контент в СМИ и Интернете; организовывают тематические молодежные форумы (например, форумы, организованные Федеральным агентством по делам молодежи), конференции и т.д.

Так, только через сознательное и активное информационно-аналитическое воспитание молодежи можно защитить нашу страну от внешних влияний и сохранить ее идентичность и ценности для будущих поколений.

Список литературы

Абрадова Е.С., Кисловская Е.В. 2018. Молодежь в социальных сетях. Власть, 3: 150-153. Акимова И.А. 2009. Средства массовой информации как фактор формирования идентичности

личности в современном обществе. Сервис плюс, 1: 10-14. Бадмаев В.Н. 2005. Феномен национальной идентичности (социально-философский анализ).

Автореф. ... дис. док. филос. наук. Волгоград, 52 с. Батомункуев С.Д. 2018. Национальная идентичность и феномен гражданской религии. Вестник

КИГИ РАН, 5 (39): 79-88. Буданов С.А., Колесников Р.В. 2022. Молодежный экстремизм: особенности структуры личности

преступника. Вестник ВИ МВД России, 1: 139-145. Буркова Е.И. 2021. Религиозная идентичность как фактор политического развития России.

Дискурс-Пи, 18(42): 91-113. Велилаева Л.Р., Абдуллаева Н.Р. 2020. Понятие «Национальной идентичности»: теоретико-литературный аспект исследования. Universum: филология и искусствоведение: научный журнал, 6(73): 26-28.

Вольтер О.В. 2020. Роль традиционных религий в процессе формирования российского государства и национальной идентичности. Историческая психология и социология истории, 13(1): 18-34.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. 2009. Концепция духовно-нравственного развития и

воспитания личности гражданина России. М., Просвещение, 24 с. Зайцев П.Л. 2017. История изучения религиозной идентичности и инвариантов религиозного опыта: К.Г. Юнг, И.А. Ильин, Ю.В. Балакин. Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки», 4(16): 203-206. Ивлева В.И. 2017. Специфика формирования религиозной идентичности в современном

российском обществе. Дис. канд. ... филос. наук. Уфа, 159 с. Пронина Т.С. 2015. Религиозная идентичность как психосоциальный феномен. Вестник Русской

христианской гуманитарной академии, 16(2): 154-166. Резанова З.И. 2013. Институциональная и личностная презентация национально-культурной идентичности в интернет-коммуникации: жанровые формы и дискурсивные стратегии. Вестник Томского государственного университета, 375: 33-41. Рузавина А.К. 2021. Влияние средств массовой информации на рост экстремизма в среде

молодежи. Общество: политика, экономика, право, 2(91): 26-29. Рудь И.С. 2022. Религиоведческий анализ процессов формирования и сохранения духовной идентичности современной российской молодежи. Выпускная квалификационная работа. Белгород, 113 с.

Состояние преступности в России. 2023. М., ГИАЦ МВД России, 67 с.

Титов В.В. 2016. Национально-государственная идентичность: проблема интерпретации понятия в политической науке. Локус: люди, общество, культуры, смыслы, 3: 92-102.

Туаева К.Г. 2014. Философские основы национальной идентичности. Вестник ГУУ, 8: 287-292.

Федорова М. В. 2016. Религиозная идентичность в концептуальном пространстве наук о религии. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 4(2): 168-171.

Хайбулаев М.Х., Асваров Н.А., Салманова Д.А., Сулейманова Р.В. 2022. Механизмы формирования российской идентичности студенческой молодежи. Chronos: мультидисциплинарные науки, 11(73): 48-54.

Хасханова М.Т. 2019. Религиозная идентичность чеченских студентов: результаты пилотажного исследования. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2: 105-120.

Чекменева Т.Г., Прибытков А.А. 2020. Исторический аспект формирования российской национальной идентичности. Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research, 8(10): 2-15.

Эриксон Э. 1996. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М., Издательская группа «Прогресс», 344 с.

References

Abradova E.S., Kislovskaya E.V. 2018. Molodezh' v social'nyh setyah. [Youth in social networks]. Vlast': 3: 150-153.

Akimova I.A. 2020. Sredstva massovoj informacii kak faktor formirovaniya identichnosti lichnosti v sovremennom obshchestve [Mass media as a factor in the formation of personal identity in modern society], Servis +, 1: 10-14.

Badmaev V.N. 2005. Fenomen nacional'noj identichnosti (social'no-filosofskij analiz) [The phenomenon of national identity (socio-philosophical analysis)], avtoref. dis. doktora filosofskih pauk nauk: 09.00.11 - social'naja filosofija. Volgograd, 52 p.

Batomunkuev S.D. 2018. Nacional'naja identichnost' i fenomen grazhdanskoj religii [National identity and the phenomenon of civil religion]. VestnikKIGIRAN, 5(39): 79-88.

Budanov S.A., Kolesnikov R.V. 2022. Molodezhnyj ekstremizm: osobennosti struktury lichnosti prestupnika [Youth extremism: features of the criminal's personality structure]. Vestnik VI MVD Rossii, 1: 139-145.

Burkova E.I. 2021. Religioznaja identichnost' kak faktor politicheskogo razvitija Rossii [Religious Identity as a Factor of Russia's Political Development]. Diskurs-Pi, 18-1(42): 91-113.

Velilaeva L.R., Abdullayeva N.R. 2020. Ponyatie «Nacional'noj identichnosti»: teoretiko-literaturnyj aspekt issledovaniya [The concept of «National identity»: theoretical and literary aspect of the study]. Universum: filologiya i iskusstvovedenie: nauchnyjzhurnal, 6(73): 26-28 (in Russian).

Voltaire O.V. 2020. Rol' tradicionnyh religij v processe formirovanija rossijskogo gosudarstva i nacional'noj identichnosti [The role of traditional religions in the formation of the Russian state and national identity]. Istoricheskajapsihologija i sociologija istorii, 13(1): 18-34.

Danilyuk A.Y., Kondakov A.M., Tishkov V.A. 2009. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina issledovaniya Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia]. M., Enlightenment, 24 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zajcev P.L. 2017. Istorija izuchenija religioznoj identichnosti i invariantov religioznogo opyta: K.G. Jung, I. A. Il'in, Ju. V. Balakin [History of the study of religious identity and invariants of religious experience: K. G. Jung, I. A. Ilyin, Yu. V. Balakin]. Vestnik Omskogo universiteta. Serija Istoricheskie nauk», 4(16): 203-206.

Ivleva V.I. 2017. Specifika formirovaniya religioznoj identichnosti v sovremennom rossijskom obshchestve [The specifics of the formation of religious identity in modern Russian society], dis. cand. philos. sciences. Ufa, 159 p.

Pronina T.S. 2015. Religioznaja identichnost' kak psihosocial'nyj fenomen [Religious identity as a psychosocial phenomenon]. VestnikRusskoj hristianskoj gumanitarnoj akademii, 16(2): 154-166.

Rezanova Z.I. 2013. Institucional'naja i lichnostnaja prezentacija nacional'no-kul'turnoj identichnosti v internet-kommunikacii: zhanrovye formy i diskursivnye strategii [Institutional and personal presentation of national and cultural identity in Internet communication: genre forms and discursive strategies]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 375: 33-4.

Ruzavina A.K. 2021. Vliyanie sredstv massovoj informacii na rost ekstre-mizma v srede molodezhi [The influence of mass media on the growth of extremism among young people]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo, 2 (91): 26-29 (in Russian).

Rud I.S. 2022. Religiovedcheskij analiz processov formirovaniya i sohraneniya duhovnoj identichnosti sovremennoj rossijskoj molodyozhi [Religious studies analysis of the processes of formation and preservation of the spiritual identity of modern Russian youth]. Belgorod, 113 p.

The state of crime in Russia. 2023. Moscow, GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 67 p. (in Russian).

Titov V.V. 2016. Nacional'no-gosudarstvennaja identichnost': problema interpretacii ponjatija v politicheskoj nauke [National-State identity: the problem of interpretation of the concept in political science]. Lokus: ljudi, obshhestvo, kul'tury, smysly, 3: 92-102.

Tuaeva K.G. 2014. Filosofskie osnovy nacional'noj identichnosti [Philosophical foundations of national identity]. Vestnik GUUpred, 8: 287-292.

Fedorova M. V. 2016. Religioznaja identichnost' v konceptual'nom prostranstve nauk o religii [Religious Identity in the Conceptual space of the Sciences of Religion]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov, Gramota, 4(2): 168-171.

Hajbulaev M.H., Asvarov N.A., Salmanova D.A., Sulejmanova R.V. 2022. Mehanizmy formirovanija rossijskoj identichnosti studencheskoj molodezhi [Mechanisms of formation of the Russian identity of students]. Chronos: mul'tidisciplinarnye nauki, 11(73): 48-54.

Hashanova M.T. 2019. Religioznaja identichnost' chechenskih studentov: rezul'taty pilotazhnogo issledovanija [Religious identity of Chechen students: results of a pilot study]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija, 2: 105-120.

Chekmenjova T.G., Pribytkov A.A. 2020. Istoricheskij aspekt formirovanija rossijskoj nacional'noj identichnosti [The historical aspect of the formation of the Russian national identity], Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research, 8(10): 2-15.

Erikson E. 1996. Identichnost': junost' i krizis [Identity: youth and crisis]. M., Publ. Progress, 344 p.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of inte rest: no potential conflict of interest has been reported.

Поступила в редакцию 20.03.2023 Received March 20, 2023

Поступила после рецензирования 20.06.2023 Revised June 20, 2023

Принята к публикации 30.07.2023 Accepted July 30, 2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Рудь Илья Сергеевич, ассистент кафедры философии и теологии, аспирант 2 курса, Институт общественных наук и массовых коммуникаций, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия.

Липич Василий Васильевич, профессор кафедры философии и теологии ИОНиМК Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород, Россия.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ilya S. Rud, assistant of the Department of Philosophy and Theology, 1st year postgraduate student, Institute of Social Sciences and Mass Communications Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia.

Vasily V. Lipich, Professor of the Department of Philosophy and Theology of the IONyMK Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.