УДК 94
10.23672/HSCP.2023.65.16.001
Воскобойников Сергей Георгиевич
кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории и культурологии,
Донской государственный технический университет
Voskoboinikofl [email protected]
Щукина Татьяна Владимировна
кандидат исторических наук,
доцент кафедры история,
Ростовский государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения РФ
Sergey G. Voskoboynikov
Ph.D. in Historical Sciences, Associate Professor
Department of History and cultural science,
Don State Technical University
Tatyana V. Schukina
Candidate of Historical Sciences,
Associate Professor of the Department of History,
Rostov State Medical University
Ministry of Health of the Russian Federation
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ И ОРИЕНТИР НА КОНСОЛИДАЦИЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ
HISTORICAL MEMORY AS A TOOL FOR PATRIOTIC EDUCATION AND A FOCUS FOR CONSOLIDATION IN CONDITIONS OF MODERN CHALLENGES
Аннотация. Роль исторической памяти в формировании духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, коллективной идентичности и правильного осмысления гражданами культурно-исторического наследиякак составляющих элементов духовной национальной безопасности современного российского общества -трудно переоценить. Статья посвящена рассмотрению исторической памяти как инструмента патриотического воспитания граждан и как ориентир, способствующий консолидации общества в условиях современных вызовов и угроз. Рациональность, ответственность и рефлексивность описаны как уникальные инструменты исторической памяти, способствующие патриотическому воспитанию, а также инструменты консолидации российского общества.
Ключевые слова: консолидация, историческая память, история, патриотизм, инструмент патриотического воспитания, вызовы, риски.
Abstract. The role of historical memory in the formation of spiritual and moral values, a sense of patriotism, collective identity and the correct comprehension by citizens of the cultural and historical heritage as components of the spiritual national security of modern Russian society can hardly be overestimated. The article is devoted to the consideration of historical memory as a tool for the patriotic education of citizens and as a guideline that contributes to the consolidation of society in the face of modern challenges and threats. Rationality, responsibility and reflexivity are described as unique tools of historical memory that contribute to patriotic education, as well as tools for the consolidation of Russian society.
Keywords: consolidation, historical memory, history, patriotism,instrument of patriotic education challenges, risks.
Роль исторической памяти в формировании духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, коллективной идентичности и правильного осмысления гражданами культурно-исторического наследиякак составляющих элементов духовной национальной безопасности современного российского общества -трудно переоценить[1; 2].
Сегодня российское государство и общество переживают крайне сложный период, связанный с ведением информационной войны со стороны агрессивно настроенных западных стран, в результате которой российское общество столкнулось со множеством вызовов, брошенных России, таких, как:
- дезинформация, подрывающая устои морали и нравственности россиян и манипуляция их сознанием;
- фальсификация истории и переписывание исторической памяти, связанной с безнравственным стремлением западных политиков и исторических публицистов превратить Россию из страны-победителя фашизма во Второй мировой войне - в агрессора;
- появление псевдопатриотов, «использующих деформированное понятие патриотизма в своих корыстных целях, корпоративных, а порой и преступных интересах» [3, с. 144].
Более того, как подчеркивает А.И. Тетуев, патриотизм на некоторых территориях стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма» [4, с. 34].
Прослеживается высокий уровень современных угроз, вызовов и рискогенности социокультурного пространства российского общества [5], которые, согласно проведенным эмпирическим исследованиям А.Ю. Зубок и В.И. Чупрова, связаны с «разрушением памятников культуры в городе или селе, где родился и вырос, с утратой исторической памяти, культурных традиций, нравственных норм среди окружающих тебя людей» [6, с. 70].
В условиях новых вызовов и угроз обществу и государству, в условиях пролонгированной неопределенности, вызванной с одной стороны, внутренней общественной трансформацией, а с другой - внешними угрозами, связанными с
ISSN (Online) 2686-8350 ISSN (Print) 2713-1742 https://social-economic.ru/
расчеловечением и демонизацией России политическими деятелями западных стран, возрастает угроза социальной дезинтеграции, которую возможно преодолеть методом ретроспективного анализаособенностей общественно-исторического наследия и возвратом формирования традиционно российского патриотического сознания.
В связи со сказанным выше, особую актуальность приобретает необходимость объединения усилий в области патриотического воспитания граждан посредством такого важного инструмента как историческая память, которая обладает уникальной функцией консолидировать. Ибо историческая память поистине выступает «детерминантой пределов и возможностей общественной консолидации, «хранилищем» и генератором общественно приемлемых моделей социально-политической консолидации» [7, c. 6].
Активное обсуждение проблем исторического, социального, политического контекстуального оборота исторической памяти в рамках дискурса гуманитарных и общественных наук, а также непосредственно самой истории в контексте патриотического воспитания,стало предметом научных интересовряда отечественных исследователей. В частности:
- И.В. Васильевым и А.Н. Кузнецовым историческая память рассматривается в качестве важнейшего фактора патриотического воспитания граждан [3];
- В.В. Егорычев расценивает историческую память как ядро патриотизма и основу патриотического воспитания [8];
- В.А. Тишковым и Ю.П. Шабаевым историческая память оценивается как часть культурного капитала и «политика памяти», ориентированная на воспитание историей, в рамках которой формируется патриотическое сознаниеграждан России
[9];
- о роли исторической рефлексии в патриотическом воспитании личности пишет С.И. Дорошенко [10];
- А.И. Тетуев анализирует патриотическое воспитание в качестве основы консолидации общества [4].
О важности задачи патриотического воспитания и актуализации исторической памяти у граждан свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в соответствии с которым, национальные приоритетные проекты направлены на формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев, ответственности за будущее страны и готовности к защите интересов России [11].
Прежде всего, необходимо сказать об основных и распространенных инструментах, конструирующих саму историческую память - это архивы, музеи, печатная научная и художественная литература, библиотечные фонды, коммеморации (памятные даты, определенные годовщины), киноматограф, СМИ, историческая живопись, историографическая традиция, сетевой исторический контент и т.д. Кроме того, новейшим инструментом и способом
патриотического воспитания является военно-историческая реконструкция, под которой понимается:
- «воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников;
- движение, ставящее перед собой научные цели, использующие метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса» [12, С. 4].
Существенное значение для формирования исторической памяти как инструмента патриотического воспитания, по мнению В.А. Тишкова и Ю.П. Шабаева, «имеют т места памяти, предназначение которых - воспитание историей
- «давний и важный инструмент в арсенале» общественно-исторической «инженерии». Эти места памяти представляют собой реальные или символические места, в которых воплощается коллективная память общества» [9, с. 66-67]. И ключевую роль в патриотическом воспитании историей играют, безусловно, музеи
- как важнейшие места памяти, в которых, в свою очередь, заложен большой консолидационный потенциал в борьбе с деструктивной пропагандой враждебно настроенных по отношению к России стран Запада.
В последние годы в России, в целях активизации патриотического воспитания, стартовала и становится все более востребованной мультимедийная музейная экспозиция исторического парка «Россия - моя история». Уже во многих российских регионах открыты такого рода мультимедийные музейно-выставочные комплексы исторического парка. Эти комплексы представляют собой уникальное социокультурное и культурно-историческое пространство, в котором посетителям предоставляется возможность выстроить собственный (особый) диалог с историческим прошлым России. Важнейшим отличием интерактивного музея от музея традиционного является то, что в нем музейные экспонаты - представляют собой не просто исторические документы или культурные исторические артефакты, «это особым образом представленные продукты» в соответствии с той или иной исторической эпохой[13]. Так, в комплексе исторического парка представлены четыре интерактивные экспозиции, охватывающие всю российскую историю: «Рюриковичи 862 - 1598», «Романовы 1613-1917», «От великих потрясений к Великой Победе 1917 - 1945» и «Россия - моя история 1945-2016» [14].
В качестве уникальных инструментов, исторической памяти, способствующих патриотическому воспитанию, а также инструментов консолидации российского общества, Т.С. Ахромеева, Г.Г. Малинецкий и С.А. Посашков и др. обозначают рациональность, ответственность и рефлексивность.
Рациональность как первый инструмент исторического сознания базируется на актуализации работы здравого смысла «правильных» проросийских экспертов-историков в целях противостояния многочисленным попыткам «переписать», зачеркнуть и переоценить всеобщую и российскую историю ХХвека в турбулентные времена. Поскольку в такие времена сознание россиян, по мнению
указанных выше исследователей, «во многом, как в ельцинские времена, опирается на эмоции и голосует сердцем» [15, с. 18].
Ответственность как второй инструмент исторического сознания, в котором заложен консолидационный потенциал, направлена на преодоление историческим аналитическим сообществом перцептивного инфантилизма у граждан по отношению к власти или, говоря словами исследователей, - «детского» гражданского «восприятия власти» [15, с. 19].
Наконец, рефлексивность как третий инструмент осознания, осмысления исторического и социального опыта, формирующего гражданское патриотическое сознание, позволяет отрефлексировать и создать историческому аналитическому сообществу с позиций исторического знания «адекватную карту рисков, опасностей и угроз», поскольку, по мнению указанных выше исследователей, «в общественном сознании эта карта искажена» [15, с. 21].
В свою очередь, С.И. Дорошенко подчеркивает, что, несмотря на то, что патриотическое воспитание - это воспитание патриотических чувств, формирование устойчивой системы ценностных ориентаций, «оно совсем не чуждо сознательной и глубокой рефлексии; более того, оно во многом формируется и подпитывается именно исторической рефлексией. Иными словами, патриотизм -это не просто чувство, но и результат большого интеллектуального труда», в котором первостепенная роль принадлежит истории [10, с. 68].
Патриотическое воспитание - сложная управляемая система, предназначенная для формирования гражданственности россиян. Индикатором чувства патриотизма предстаетотношение к родному городу, поселку, а средством формированияпатриотизма - поисковая и исследовательская деятельность, направленная на возрождение забытых имен, творческого исторического наследия людей.
В целом, на данном отрезке общественно-исторического развития России, проводится масштабная работа для сохранения исторической памяти и воспитания населения в духе патриотизма исключительно на исторической правде. Существенную роль в патриотическом воспитании граждан играет Всероссийский организационный комитет «Победа» при Президенте РФ.
Таким образом, проблематика исторической памяти - это особый инструмент патриотического воспитания граждан и безусловный ориентир, способствующий консолидации общества, полного современных вызовов и угроз.
Литература:
1. BelikovaN.Yu., Voskoboynikov S.G., Schukina T.V., Topchy I.V., Vakula I.M., Kharchenko L.N. Historical memory in language and socio-historical discourse. Revistaentrelinguas. 2021. Т. 7. № S7. С. 16270.
2. Загирова Э.М., Гафиатулина Н.Х. Система ценностей молодежи и духовная безопасность современного российского общества / В сборнике: гуманитарное знание и духовная безопасность. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 241-246.
3. Васильев И.В., Кузнецов А.Н. Историческая память как фактор патриотического воспитания граждан // Власть. 2021. №3. С. 142-148.
4. Тетуев А.И. Патриотическое воспитание как основа консолидации общества // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2010. №2. С. 34-38.
5. Гафиатулина Н.Х., Бандурин А.П., Самыгин С.И. Источники социокультурных рисков для социального здоровья российской студенческой молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №11. С. 26-30.
6. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности: монография. М., 2022. 304 с.
7. Елисеева И.И., Дука А.В. Введение в проблему / Сб. научных трудов СИ РАН/ отв. ред.: А.В. Дука, И.И. Елисеева. СПб., 2010. С. 5-30.
8. Электронныйресурсhttps://www.shliah.by/news/obshhestvo/news23634
9. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Историческая память: формы сохранения, конструирования и презентации // Известия Коми научного центра УрО РАН. Сыктывкар, 2019. №4 (40). С. 62-71.
10. Дорошенко С.И. Роль исторической рефлексии в патриотическом воспитании личности / Историческая память и связь поколений как духовно-нравственная основа патриотического воспитания молодежи: сб. статей по материалам научно-практической конференциив рамках XXVIII Международных Рождественскихобразовательных чтений. М., 2021. С.68-73.
11. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронныйресурс] http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726.
12. Милованова И.Г., Удилова И.Я. Военно-историческая реконструкция как одна из инновационных форм военно-патриотического воспитания молодежи //Бюллетень науки и практики. 2016. №1.
13. Давыдова М.Ю., Дьякова М.Г. Исторические парки «Россия - моя история» в образовательном процессе вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. №-5. С. 90-94.
14. Электронный ресурс https://myhistorypark.ru/?city=.
15. Ахромеева Т.С., Малинецкий Г.Г., Посашков С.А. /Институциональное обеспечение сбалансированного развития региона. Сборник материалов национальной науч.-практ. конф. Академии МУБиНТ. Ярославль, 2021. С. 18-21.
16. Попов М.Ю., Харитонов Е.М., Касьянов В.В. Структура патриотизма//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. №2. С. 72-78.
Literature:
1. BelikovaN.Yu., Voskoboynikov S.G., Schukina T.V., Topchy I.V., Vakula I.M., Kharchenko L.N. Historical memory in language and socio-historical discourse. Revistaentrelinguas. 2021. Т. 7. № S7. С. 16270.
2. Zagirova E.M., GafiatulinaN.Kh. The value system of youth and the spiritual security of modern Russian society / In the collection: humanitarian knowledge and spiritual security. Collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference. 2017. Р. 241-246.
3. Vasiliev I.V., Kuznetsov A.N. Historical memory as a factor in the patriotic education of citizens // Power. 2021. №3. P. 142-148.
4. Tetuev A.I. Patriotic education as a basis for the consolidation of society // Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanitarian Research of the Russian Academy of Sciences. 2010. №2. P. 34-38.
5. GafiatulinaN.Kh., Bandurin A.P., Samygin S.I. Sources of socio-cultural risks for the social health of Russian student youth // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. No. 11. P. 26-30.
6. ZubokYu.A., Chuprov V.I. Youth in the cultural space: self-regulation of life: a monograph. M., 2022. 304 p.
7. Eliseeva I.I., Duka A. V. Introduction to the problem / Sat. scientific works of the SI RAS / otv. editor: A.V. Duka, I.I. Eliseeva. SPb, 2010. P. 5-30.
8. Electronic resource https://www.shliah.by/news/obshhestvo/news23634
9. Tishkov V.A., ShabaevYu.P. Historical memory: forms of preservation, construction and presentation // News of the Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. Syktyvkar, 2019. No. 4 (40). P. 62-71.
10. Doroshenko S.I. The role of historical reflection in the patriotic education of the individual / Historical memory and the connection of generations as a spiritual and moral basis for the patriotic education of youth: Sat. articles based on the materials of the scientific-practical conference within the framework of the XXVIII International Christmas Educational Readings. M., 2021. P.68-73.
11. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030 " [Electronic resource] http://www.kremlin. ru/acts/bank/45726.
12. Milovanova I.G., UdilovaI.Ya. Military-historical reconstruction as one of the innovative forms of military-patriotic education of youth // Bulletin of Science and Practice. 2016. No. 1.
13. DavydovaM.Yu., Dyakova M.G. Historical parks "Russia - my history" in the educational process of the university // News of the Volgograd State Pedagogical University. 2019. No.5. P. 90-94.
14. Electronic resource https://myhistorypark.ru/?city=.
15. Akhromeeva T.S., Malinetskii G.G., Posashkov S.A. / Institutional provision of balanced development of the region. Collection of materials of the national scientific and practical. conf. Academy of MUBINT. Yaroslavl, 2021. P. 18-21.
16. Popov M.Yu., Kharitonov E.M., Kasyanov V.V. Structure of patriotism //Humanities, socio-economic and social sciences. 2023. №2. P. 72-78.