Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ИСТОРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ИСТОРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1757
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИТЕРАТУРА / ИСТОРИЯ / ПАТРИОТИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тетуев Алим Инзрелович

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения на историческом наследии Великой Отечественной войны. Дан критический анализ состояния изученности данной темы. Особое внимание уделяется острым и дискуссионным вопросам, связанным с интерпретацией этого важнейшего события в нашей отечественной истории. Проведён анализ правового регулирования в сфере воспитания в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года, и образования РФ. Рассматриваются вопросы патриотического воспитания и формирования национального самосознания молодёжи на примерах героизма советского народа, запечатлённого в литературе о Великой Отечественной войне. Проводится линия концептуальной значимости преемственной передачи традиций героического прошлого нашей страны последующим поколениям. Обобщён опыт работы общеобразовательных учреждений городского округа Нальчик по организации патриотического воспитания учащихся. Освещается традиционные и инновационные формы и средства формирования гражданских ценностей молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF THE GROWING GENERATION ON THE HISTORICAL HERITAGE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945

The article is devoted to the problem of patriotic education of the younger generation on the historical heritage of the Great Patriotic War. It provides a critical analysis of the state of knowledge of this topic. Special attention is paid to acute and debatable issues related to the interpretation of this most important event in our national history. The analysis of legal regulation in the field of education in the Constitution of the Russian Federation (Adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) and the formation of the Russian Federation. The article examines the issues of patriotic education and the formation of national self-awareness of youth on the examples of the heroism of the Soviet people, captured in the literature about the Great Patriotic War. A line is drawn of the conceptual significance of the successive transmission of the traditions of the heroic past of our country to subsequent generations. The experience of general education institutions of the city district of Nalchik on the organization of patriotic education of students is generalized. The article highlights traditional and innovative forms and means of forming civic values of youth.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ИСТОРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ»

DOI: 10.21672/1818-510X-2021-66-1-030-037

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ИСТОРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.

Тетуев Алим Инзрелович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Институт гуманитарных исследований - филиал Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук

Российская Федерация, 360051, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18 E-mail: alim-tetuev@mail.ru

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения на историческом наследии Великой Отечественной войны. Дан критический анализ состояния изученности данной темы. Особое внимание уделяется острым и дискуссионным вопросам, связанным с интерпретацией этого важнейшего события в нашей отечественной истории. Проведён анализ правового регулирования в сфере воспитания в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года, и образования РФ. Рассматриваются вопросы патриотического воспитания и формирования национального самосознания молодёжи на примерах героизма советского народа, запечатлённого в литературе о Великой Отечественной войне. Проводится линия концептуальной значимости преемственной передачи традиций героического прошлого нашей страны последующим поколениям. Обобщён опыт работы общеобразовательных учреждений городского округа Нальчик по организации патриотического воспитания учащихся. Освещается традиционные и инновационные формы и средства формирования гражданских ценностей молодёжи.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, духовные ценности, литература, история, патриотизм, образование, воспитание

PATRIOTIC EDUCATION OF THE GROWING GENERATION ON THE HISTORICAL HERITAGE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945

Tetuev Alim I., D. Sc. (History), leading researcher

Institute for Humanitarian Research - a branch of the Kabardino-Balkarian Scientific Center

of the Russian Academy of Sciences

18 Pushkina St., Nalchik, 360051, Russian Federation

E-mail: alim-tetuev@mail.ru

The article is devoted to the problem of patriotic education of the younger generation on the historical heritage of the Great Patriotic War. It provides a critical analysis of the state of knowledge of this topic. Special attention is paid to acute and debatable issues related to the interpretation of this most important event in our national history. The analysis of legal regulation in the field of education in the Constitution of the Russian Federation (Adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) and the formation of the Russian Federation. The article examines the issues of patriotic education and the formation of national self-awareness of youth on the examples of the heroism of the Soviet people, captured in the literature about the Great Patriotic War. A line is drawn of the conceptual significance of the successive transmission of the traditions of the heroic past of our country to subsequent generations. The experience of general education institutions of the city district of Nalchik on the organization of patriotic education of students is generalized. The article highlights traditional and innovative forms and means of forming civic values of youth.

Keywords: Great Patriotic War, spiritual values, literature, history, patriotism, education, upbringing

В современном российском демократическом обществе происходит процесс девальва-циии общечеловеческих ценностей: культурных, социальных, нравственных. Свидетельством нарастания этой тенденции является расслоение социума, падение нравов, рост наркомании и преступности, факты осквернения памятников воинам, погибшим на войне. Вызывает тревогу распространение криминального молодёжного движения АУЕ («Арестанский уклад един») и др. В стране, победившей фашизм ценой огромных потерь, в Интернет-ресурсах функционируют сайты и форумы, распространяющие нацистскую атрибутику и идеи.

Кроме этого, негативное влияние на молодое поколение оказывает проведение странами Запада и США информационных кампаний по дискредитации политики и истории России, в том числе истории Великой Отечественной войны.

В этих условиях особую остроту приобретают проблемы формирования гражданских ценностей молодёжи как основы консолидации общества и укрепления государства. Анализируя факторы, содействующие консолидации российского общества, В. В. Путин в своей программной статье, до сих пор не утратившей актуальности, отметил, что одним из них является патриотизм [17, с. 4]. При этом он подчеркнул: «Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанную с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» [17, с. 4].

В свете сказанного проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на материале Великой Отечественной войны приобретает особую актуальность в современной России. Особенно важно, чтобы каждый молодой человек, вступающий в жизнь, проникся верной идеей, что победа в войне была обеспечена благодаря патриотизму, героизму фронтовиков и тружеников тыла, единству народов страны.

Следует отметить, что данная тема изучалась в современной исторической науке. Так, вопросы влияния Великой Отечественной войны на историческое сознание нашего общества в послевоенный период исследованы в работе О. В. Дружбы [6].

В статьях Е. М. Михайловой, Е. С. Сенявской рассматриваются вопросы патриотического воспитания на примерах героизма воинов Красной армии в годы Великой Отечественной войны [12; 18]. Анализируя истоки патриотизма, Е. С. Сенявская справедливо отмечает, что в экстремальных условиях раскрываются все присущие человеку качества [18, с. 8].

Традиционные формы и методы патриотического воспитания студенческой молодежи на материалах Великой Отечественной войны исследованы в работах В. А. Зимина, Т. С. Сергеева, А. И Павлий, И. В. Зотова, Б. М. Шаваринского [8; 19; 14]. Авторы освещают проблемы формирования патриотизма подрастающего поколения на примере Чувашской Республики, Самарской области.

В коллективной статье А. С. Архиповой, Д. Ю. Доронина, А. А. Кирзюк, Д. А. Радченко, А. Д. Соколовой, А. С. Титкова, Е. Ф. Югай рассматриваются внеинституциональные практики торжеств 9 Мая [1]. Авторы отмечают, что новые формы празднования Дня Победы («Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка» и др.) продемонстрировали не только интегрирующий, но и дезинтегрирующий потенциал этого праздника. Эти выводы, по нашему мнению, субъективны, так как опираются на отдельные праздничные практики (наклейки на машинах: «На Берлин», «Русские идут», «Шествие пленных немцев» и др.), якобы несущие в себе дух агрессии.

Исследователи В. С. Бешкинская, А. И. Миллер анализируют факты, связанные с празднованием 75-летия Великой Победы [3]. Учёные отмечают, что в период эпидемии коронави-руса акции «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка» и др. проводились в онлайн-формате. Вместе с тем «Бессмертный полк» стал и площадкой борьбы с «врагами памяти», так как проводились хакерские атаки и провокации против виртуального шествия [3, с. 64-70].

Актуальной и малоизученной проблеме формирования исторической памяти посредством компьютерных игр посвящена статья О. В. Грибан [5]. Автор отмечает, что большинство компьютерных игр об истории Второй мировой войны, размещённых в электронных ресурсах, созданы в основном американскими разработчиками. Они пропагандируют свой взгляд на историю Второй мировой войны и зачастую создают негативный образ СССР [5, с. 34-36].

По отдельным аспектам исследуемой темы А. И. Тетуевым опубликован ряд работ [22-24].

Анализ литературы, посвящённый патриотическому воспитанию молодёжи на материале Великой Отечественной войны, позволяет утверждать, что в изучении данной темы имеются определённые достижения. Однако до сих пор малоизучены инновационные формы и методы патриотического воспитания молодёжи, особенно с использованием регионального материала.

В данной статье нами предпринята попытка рассмотреть один из важнейших, на наш взгляд, аспектов данной проблемы - инновационные формы и методы патриотического

воспитания в Кабардино-Балкарии на историческом наследии Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Научная новизна исследования - обобщение опыта патриотического воспитания молодёжи и формирование исторической памяти о Великой Отечественной войне на примере Кабардино-Балкарии.

Методологическую основу исследования составили комплекс общенаучных и исторических методов, в том числе историко-сравнительный и историко-антропологический.

Правовой основой патриотического воспитания в Российской Федерации на современном этапе являются: Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года). В ст. 67.1 Конституции РФ говорится как «о тысячелетней истории» и сохранении «памяти предков», так и о детях в роли «важнейшего приоритета» государственной политики РФ и создании для них условий по «воспитанию патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» [10].

В связи с указанной поправкой принят Закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 г. В закон введена ст. 12.1 «Общие требования к организации воспитания обучающихся». В ней указывается, что «воспитание обучающихся в организациях (общеобразовательных школах и учебных заведениях профессионального образовании - примеч. авт.) осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочих программ воспитания и календарного плана воспитательной работы...» [7]. В целях реализации указанного нормативного документа в десяти пилотных регионах страны с 1 марта 2021 г. Министерством просвещения РФ будет введена новая должность - советник директора по воспитательной работе с дополнительной ежемесячной доплатой в 15 тыс. рублей [21].

Тем самым закон предусматривает включение воспитания детей и молодёжи обязательной частью образовательного процесса.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения ключевое значение имеет духовный и нравственный капитал, накопленный народом в годы Великой Отечественной войны, который запечатлён в исторической и художественной литературе.

В годы войны на страницах газет и журналов печатались статьи, очерки писателей - военных корреспондентов А. Н. Толстого, И. Г. Эренбурга, Л. С. Соболева, Л. М. Леонова и других. Они открыто и гневно обнажали лицо фашизма, выявляли силу любви к народу, Родине. Война обнажила самые сокровенные мысли и чувства человека в его отношении к Родине, которые нашли своё адекватное выражение в обращениях в форме писем: «Письма товарищу» Б. Л. Горбатова, стихи «Жди меня» К. М. Симонова, «Неизвестному американскому другу» Л. М. Леонова, «Письмо к жене» С. Михалкова.

В раздумьях лирического героя «Писем товарищу» Б. Л. Горбатова раскрываются внутренние мотивы борьбы советского человека с фашизмом. Лирический герой-автор делает важные для себя выводы: «Товарищ! Если любишь Родину, и власть нашу, и богатство, и наше приволье, без пощады, без жалости, бей без страха, бей врага!» [4, с. 210].

Призыв к бою рождает размышления героя-автора о жизни и смерти, естественные в этой ситуации. Диалектика жизни и смерти видится герою в том, что он должен идти на смертельный бой ради счастья Родины, свободной жизни в ней [4, с. 220].

Анализ публицистических статей, очерков рассказов позволяет сделать вывод, что в них раскрывается нравственно-гуманистические основы литературы военного четырёхлетия, определившие аксиологические ориентиры, продолжающие воздействовать на современного читателя.

Стремление постичь духовные истоки героизма советского человека на войне во всей его полноте обусловило обращение к жанру повести. В 1943-1944 гг. были опубликованы повести: «Непокорённые» Б. Л. Горбатова (1908-1954) [4], «Дни и ночи» К. М. Симонова (1915-1979) [20], «Волоколамское шоссе» А. А. Бека (1903-1972) [2].

В повести Б. Л. Горбатова «Непокорённые» изображается жизнь и борьба советского народа во время оккупации. Б. Горбатову удалось воссоздать целостную картину жизни непокорённого советского народа: рабочего Тараса, колхозника Игната, безвестного художника-интеллигента, партийного работника Степана, представителей молодого поколения - Насти и её сверстников. Автор повести акцентирует внимание на раскрытии советского дискурса как социокультурного феномена, ведущего к обострению патриотических чувств героя.

В повести К. М. Симонова «Дни и ночи» раскрывается высокий патриотизм бойцов Красной армии в битве под Сталинградом. Среди защитников города находится и батальон под командованием капитана Сабурова. Раскрывая образ Сабурова, автор особенно обстоятельно останавливает свой взгляд на его склонности к размышлениям. И это утверждается не просто как черта характера, а принцип отношения к жизни, мировоззренческое, нравственное понятие. Им обуславливается гуманистический рационализм Сабурова, в котором оказываются органически связанными чувство ответственности перед Родиной и забота об интересах каждого отдельного человека.

В повести «Волоколамское шоссе А. А. Бек изображает подвиг советских солдат и офицеров 1-го батальона 1073 стрелкового полка 316-й дивизии (командир - генерал-майор И. В. Панфилов), сформированной в городах Алма-Ате Казахской ССР и Фрунзе Киргизской ССР (впоследствии 8-й Гвардейской стрелковой дивизии). Воины дивизии сражались под Москвой на Волоколамском направлении осенью - зимой 1941 г.

Большой интерес представляет главный герой повести Бауржан Момыш-Улы, командир батальона, казах по национальности. Автор показывает, как удаётся Момыш-Улы перебороть в своих бойцах Страх, пробудить Совесть, Стыд и объединить их в единый организм - боеспособную единицу. Полемизируя с пропагандистскими стереотипами, Момыш Уллы учит своих бойцов сражаться не ради абстрактной Родины, а ради собственной жизни, а значит, и Родины.

В батальоне Момыш-Улы бойцов были русские, украинцы, казахи, киргизы и представители других национальностей, поэтому в повести освещается тема гармонизации межнациональных отношений.

Можно без преувеличения сказать, что литература военного четырёхлетнего периода во многом предопределила процесс развития современной военной прозы. Преемственность в освоении темы Великой Отечественной войны прослеживается как между произведениями одного писателя, так и в литературе в целом. Ведущей темой её продолжает оставаться (и это естественно) раскрытие характера советского человека, выстоявшего и победившего в невиданном по своей драматичности и масштабом историческом сражении. Но, разумеется, это единство не исключает, а предполагает новую глубину изображения нравственного и духовного мира героя и событий, в которых он активно участвует. Этому способствует и дистанция времени, позволяющая взглянуть на войну с новой исторической высоты, новые материалы, которые стали известны из архивов или воспоминаний, как рядовых участников, так и видных военачальников и, наконец, в ней кристаллизуется опыт предшествующей литературы в изображении войны.

Гуманистический пафос литературы «о войне из войны», утверждение незыблемых общечеловеческих ценностей во многом предопределил основные тенденции развития темы ВОВ в произведениях писателей послевоенных лет: В. С. Гроссмана, В. В. Быкова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Л. Кондратьева, В. П. Некрасова, А. Т. Твардовского, М. А. Шолохова и др. Произведения перечисленных авторов были включены в программы по литературе для старших классов на 2019-2020 учебный год общеобразовательных школ и служат реальным подспорьем в воспитании учащейся молодёжи.

Большое значение в воспитании чувства патриотизма приобретает литература о Великой Отечественной войне, созданная авторами - выходцами из регионов, в частности, Кабардино-Балкарской Республики. Тема подвига советского народа нашла своё отражение в художественных произведениях А. П. Кешокова (1914-2001). Статьи, очерки и рассказы писателя о жизни и боевых делах советских солдат публиковались в дивизионной газете «За Родину!», в армейской газете «Сын Отечества». Лирика Кешокова военных лет проникнута драматизмом, что отчётливо прослеживается в его стихах и поэмах - «Отец», «Рана», «Мать солдата», «Котелок», «Перед атакой», «Буря в горах», «Свет в окне», «Очаг», «Другу». В очерках и рассказах Кешокова запечатлены факты героизма советских солдат, суровые будни войны («Боевая справка», «Серое одеяло», «Человек с бородкой» и др.) [15, с. 201, 213].

Знаковым в осмыслении правды войны в непростых условиях, сложившихся в республике, стал роман А. П. Кешокова «Сломанная подкова». Автор создал художественную версию героической и трагической истории 115-й кавалерийской дивизии, сформированной на территории КБР. На наш взгляд, А. П. Кешоков как участник объективно описал трагедию, постигшую данное подразделение [9, с.144].

Тема Великой Отечественной войны занимает большое место и в творчестве К. Ш. Кулиева. В годы войны он был десантником-парашютистом, военным журналистом. Его очерки и стихи военных лет печатались в газетах «Сын отечества», «Правда», «Красная Звезда», в журналах «Знамя» и «Красноармеец» [11, с. 246].

Особое место в прозе военных лет занимают рассказы А. Шортанова, повествующие о героических поступках воинов Красной армии. Будучи непосредственным участником военных событий, А. Т. Шортанов написал большинство своих рассказов на основе собственных впечатлений («Дневник офицера» 1943 г., «После атаки» 1945 г. и др.) [15, с. 423-424].

Память о войне является одной из ключевых тем в творчестве поэта-фронтовика К. С. Отарова. В своих стихах он писал о мужестве советского солдата, о величии его подвига, о народе, вставшем на его защиту, об огромной вере в победе над противником и призывал дать достойный отпор фашизму, чтобы и в будущем не было ему места на земле («Мы победим» (1941), «Клятва» (1941), «Письмо фронту» (1941), «Жить!» (1942), «Красная Армия» (1944)) [13, с. 40, 50, 52, 94].

Таким образом, богатейшая литература периода Великой Отечественной войны, позволяющая глубже и полнее понять духовные стимулы поступков человека на войне, продолжает оказывать воздействие на социально-нравственный опыт современника. Представители молодого поколения, постигая правду справедливой, священной войны, запечатлённой в произведениях военных лет, становятся сопричастными к подвигу его отцов и дедов.

Федеральный перечень учебников по истории России для общеобразовательных школ, учреждений среднего и высшего профессионального образования предусматривает изучение темы «Великая Отечественная война». Однако следует отметить, что в последние годы в школьных и вузовских программах по истории России изучению этой темы уделяется мало времени. Большей частью она планируется в часах, отведённых внеаудиторной и внеклассной работе.

Несмотря на это, в общеобразовательных школах и учреждениях среднего и высшего профессионального образования Кабардино-Балкарии сложилась комплексная система патриотического воспитания учащихся и студентов. При изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» по истории России особое внимание уделяется ключевому фактору Великой Победы: она стала возможной благодаря патриотизму, любви к Родине, высокому моральному духу советских воинов, готовности жертвовать ради Отчизны своей жизнью и, как следствие, массовому героизму защитников Отечества. При этом широко используется региональный компонент («Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны»), что позволяет более конкретно и доступно представить этот материал для учащихся и студентов.

В общеобразовательных школах и учреждениях среднего и высшего профессионального образования Кабардино-Балкарии с целью достижения большей эффективности в воспитании молодого поколения в духе патриотизма, внедряются различные инновационные формы и направления работы. Так, учителя истории городского округа Нальчик в процессе изучения темы «Великая отечественная война 1941-1945 гг.» используют электронные ресурсы, что позволяет вовлечь всех учащихся класса в воспитательный процесс. Перед изучением указанной темы учащиеся (школы № 6, 9 г. о. Нальчик) получают домашнее задание - написать о своих родственниках, получивших награды, участников войны. Это усиливает интерес к подготовке и проведению урока. Учащиеся в основном используют материалы сайтов: «Обобщённый банк данных «Мемориал», «Подвиг народа», «Великая Отечественная война» (Интернет-урок, презентации для уроков) [16, с. 10, 14].

Определённый интерес представляет опыт учителей истории названных школ Нальчика по оформлению различных стендов, выставок. В школах имеются уголки «Памяти о Великой Отечественной войне», где размещены стенды «Герои Советского Союза», «Ветераны Великой Отечественной войны», помещены результаты поисковой работы учащихся о судьбе педагогах и выпускников школы, принимавших участие в Великой Отечественной войне

Также используются инновационные образовательные технологии, ориентированные на включение ученика в активную деятельность, позволяющие участникам взаимодействовать друг с другом, осуществлять самостоятельную деятельность, достигать результата. В этих целях проводятся:

• интеллектуальная игра-викторина «Брейн-ринг» учащихся 8-11-х классов по знанию истории Вооружённых сил России и основных судьбоносных событий Великой Отечественной войны;

• выступления учащихся на городской научной конференции «Моя семья и Великая Отечественная война» и конкурсе «Ратные страницы истории Отечества»;

• встречи учащихся с ветеранами (пенсионерами) войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов в дни воинской славы и памятных дат России;

• участие учащихся в акциях и флешмобах: «Бессмертный полк», «Георгиевская лента», вахте Памяти на посту № 1 у мемориала «Вечный огонь славы» [16, с. 13, 54, 110, 123].

Для проведения внеклассных мероприятий используются следующие веб-ресурсы:

• Центральный музей Великой Отечественной войны. Онлайн-экскурсии, электронные выставки (www.victorymuseum.ru/excursions/online-excursions);

• фильмы о Великой Отечественной войне (www.ivi.ru/coilections/movies-war-1941-1945);

• военный кинозал (www.youtube8);

• музей-заповедник «Сталинградская битва». Виртуальные выставки (www.stal¡ngrad-battie.ru);

• музей-диорама «Курская битва. Виртуальные выставки (www.31md.ru);

• «Помните нас». Памятники и мемориалы, посвященные Великой Отечественной войне (www.pomnite-nas.ru);

• Бессмертный полк (www.moypoik.ru)»;

• Георгиевская лента (www.georgievskaya-ienta.ru);

• 75-летие Победы (www.https://may9.ru);

• Роспатриотцентр (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы», www.prospatriotcentr.ru);

• Национальный краеведческий музей КБР (www.museum-kbrgiav.ru);

• сайт ИГИ КБНЦ РАН. Книга памяти КБР в 4-х томах. Электронная версия (www.kbigi.ru) [16, с. 112, 120].

Государственные и муниципальные органы власти, образовательные учреждения и институты гражданского общества осуществляют реализацию мероприятий подпрограммы «Патриотическое воспитание граждан в Кабардино-Балкарской Республике» государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2016-2020 гг.». В результате проведённых мероприятий усиливается интерес учащихся к предмету, повышается чувства ответственности и гражданского долга.

Таким образом, проведённое нами исследование позволяет утверждать, что победа в Великой Отечественной войне остаётся тем историческим событием, результаты и уроки которого несут в себе большой потенциал патриотического воспитания современной молодёжи.

Изучение регионального опыта патриотического воспитания подрастающего поколения позволил сделать следующие выводы. На федеральном и региональном уровнях сформирована система комплексного патриотического воспитания молодёжи, направленная на сохранение духовно-нравственных ценностей и исторической памяти о войне. Важную роль в формировании гражданских ценностей молодёжи в учреждениях общего и профессионального образования имеет освоение исторического наследия Великой Отечественной войны. Наиболее перспективным для реализации задач военно-патриотического воспитания молодёжи является использование инновационных форм и методов в учебной и воспитательной работе.

Список литературы

1. Архипова, А. С. Война как праздник, праздник как война: перформативная коммеморация Дня Победы / А. С. Архипова, Д. Ю. Доронин, А. А. Кирзюк, Д. А. Радченко, А. Д. Соколова, А. С. Титков, Е. Ф. Югай // Антропологический форум. - 2017. - № 33. - С. 84-122.

2. Бек, А. А. Волоколамское шоссе / А. А. Бек. - Москва : Воениздат, 1982. - 575 с.

3. Бешкинская, В. С. Страдания, подвиг тыла и общая ответственность за войну. Россия в глобальном мире / В. С. Бешкинская, А. И. Миллер // Россия в глобальной политике. - 2020. - Т. 18, № 5 (105). - С. 60-88.

4. Горбатов, Б. Л. Собр. соч. : в 5 т. / Б. Л. Горбатов. - Москва : Художественная литература, 1956. - Т. 44 - 526 с.

5. Грибан, О. Н. Трансформируя память: отражение Второй мировой войны в компьютерных играх / О. Н. Грибан // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 2. - С. 32-38.

6. Дружба, О. В. Великая Отечественная война в историческом сознании советского и постсоветского общества / О. В. Дружба. - Ростов-на-Дону, 2000. - 508 с.

7. Закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 г. - Режим доступа: https://www.pravo.gov.ru/ips/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

8. Зимин, В. А. О патриотическом воспитании молодежи на территории Самарского региона / В. А. Зимин // Память о прошлом - 2020 / сост. О. Н. Солдатова, Г. С. Пашковская. - Самара : Российский гос. архив в г. Самаре, 2020. - С. 33-43.

9. Кешоков, А. П. Сломанная подкова / авториз. пер. с кабардинского Вл. Солоухина ; А. П. Кешоков. - Москва : Молодая Гвардия, 1973. - 528 с.

10. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года). - Москва, 2020. -Режим доступа: https://www.constitutionrf.ru/constitutionrf/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

11. Кулиев, Ш. К. Так растет и дерево / Ш. К. Кулиев. - Москва : Современник, 1975. - 463 с.

12. Михайлова, Е. М. Историческая память о героике в Великой Отечественной войне как фактор воспитания патриотизма и национального самосознания молодежи / Е. М. Михайлова // Вестник Российского университета кооперации. - 2015. - № 2 (20). - С.138-143.

13. Отаров, К. С. Избранные произведения : в 2 т. / К. С. Отаров. - Нальчик : Эльбрус, 2012. - Т. 1. Стихотворения и поэмы. 1941-1945. - 512 с.

14. Павлий, А. И. Патриотическое воспитание студентов высших учебных заведений / А. И. Пав-лий, И. В. Зотов, Б. М. Шаваринский // Воспитание в современной образовательной среде. - Санкт-Петербург : Ленинградский областной институт развития образования, 2019. - С. 82-88.

15. Писатели Кабардино-Балкарии: XlX - конец 80-х гг. XX в. / Ин-т гуманитар. исслед. Правительства КБР и КБНЦ РАН ; Р. Х. Хашхожева и др. - Нальчик : Эль-Фа, 2003. - 441 с.

16. Публичный доклад департамента образования городского округа Нальчик. Итоги деятельности городской системы образования за 2018-2019 учебный год. - Режим доступа: https://www.donalchik.ru/files/files/publichnii doklad2019/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

17. Путин, В. В. Россия на рубеже тысячелетий / В. В. Путин // Независимая газета. - 1999. -30 декабря.

18. Сенявская, Е. С. Психология советского солдата в годы Великой Отечественной войны / Е. С Сенявская // Социология власти. - 2004. - № 6. - С. 5-22.

19. Сергеев, Т. С. Военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи Чувашии на материалах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / Т. С. Сергеев // Международный научно-исследовательский журнал - 2019. - № 9 (87), ч. 2. - С. 70-75.

20. Симонов, К. М. Дни и ночи / К. М. Симонов. - Москва : Военное изд-во Народного комиссара обороны СССР, 1944. - 282 с.

21. Сообщение ТАСС Советники по воспитательной работе в школах - Режим доступа: https://www.tass.ru/obschestvo/10361869/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

22. Тетуев, А. И. Книга Памяти в патриотическом воспитании молодежи / А. И. Тетуев // Преподавание истории в школе. - 2016. - № 8. - С. 35-40.

23. Тетуев, А. И. Историческая память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере Кабардино-Балкарии) / А. И. Тетуев // Вопросы истории. - 2019. - № 7. - С. 158-171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Тетуев, А. И. Историческая память в годы Великой Отечественной войны: эволюция, опыт, проблемы / А. И. Тетуев // Вестник ИГИ КБНЦ РАН. - 2020. - № 2. - С. 32-49.

References

1. Arkhipova, A. S., Doronin, D. Yu., Kirzyuk, A. A., Radchenko, D. A., Sokolova, A. D., Titkov, A. S, Yugay, E. F. Voyna kak prazdnik, prazdnik kak voyna: performativnaya kommemoratsiya Dnya Pobedy [War as a holiday, a holiday as a war: a performative commemoration of the Victory Day]. Antropologicheskiy forum [Anthropological Forum], 2017, no 3, pp. 84-122.

2. Bek, A. A. Volokolamskoe shosse [Volokolamsk highway]. Moscow, Voenizdat Publ. House, 1982,

575 p.

3. Beshkinskaya, V. S., Miller, A. I. Stradaniya, podvig tyla i obshchaya otvetstvennost za voynu. Rossi-ya v globalnom mire [Suffering, the feat of the rear and the shared responsibility for the war. Russia in the global world]. Rossiya vglobalnoy politike [Russia in global politics], 2020, vol. 18, no 5 (105), pp. 60-88.

4. Gorbatov, B. L. Sobranie sochineniy: v 5 tomakh [Collected works: in 5 vol.]. Moscow, Khudozhestvennaya literature Publ. House, 1956, vol. 4, 526 p.

5. Griban, O. N. Transformiruya pamyat: otrazhenie Vtoroy mirovoy voyny v kompyuternykh igrakh [Transforming memory: reflection of the Second World War in computer games]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2017, no 2, pp. 32-38.

6. Druzhba, O. V. Velikaya Otechestvennaya voyna v istoricheskom soznanii sovetskogo i postso-vetskogo obshchestva [The Great Patriotic War in the Historical Consciousness of Soviet and Post-Soviet Society]. Rostov-on-Don, 2000, 508 p.

7. Zakon RF "O vnesenii izmeneniy v Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya» ot 31.07.2020 g. [Law of the Russian Federation "On Amendments to the Federal Law" On Education in the Russian Federation "On the Education of Students" dated 07/31/2020]. Available at: https://www.pravo.gov.ru/ips/.

8. Zimin, V. A. O patrioticheskom vospitanii molodezhi na territorii Samarskogo regiona [About patriotic education of youth in the territory of the Samara region]. Soldatova, O. N., Pashkovskaya, G. S. Pamyat o proshlom 2020 [Memory of the Past - 2020]. Samara, Russian State Archive in Samara Publ. House, 2020, pp. 33-43.

9. Keshokov, A. P. Slomannaya podkova [Broken horseshoe]. Authorized translation from Kabardian V. l. Soloukhin. Moscow, Molodaya Gvardiya Publ. House, 1973, 528 p.

10. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 1 iyulya 2020 goda) [The Constitution of the Russian Federation (Adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during a nationwide vote on July 1, 2020]. Moscow, 2020. Available at; https://www.constitutionrf.ru/constitutionrf/.

11. Kuliev, Sh. K. Tak rastet i derevo [This is how the tree grows]. Moscow, Sovremennik Publ. House, 1975, 463 p.

12. Mikhaylova, E. M. Istoricheskaya pamyat o geroike v Velikoy Otechestvennoy vojne kak faktor vospitaniya patriotizma i natsionalnogo samosoznaniya molodezhi [Historical memory of heroism in the Great Patriotic War as a factor in the upbringing of patriotism and national self-awareness of youth]. Vestnik Rossiyskogo uni-versiteta kooperatsii [Bulletin of the Russian University of Cooperation], 2015, no 2 (20), pp. 138-143.

13. Otarov, K.S. Izbrannye proizvedeniya; v 2 tomakh [Selected works: in 2 vol.]. Nalchik, Elbrus Publ. House, 2012, vol. 1, 512 p.

14. Pavliy, A. I., Zotov, I. V., Shavarinskiy, B. M. Patrioticheskoe vospitanie studentov vyssshikh uchebnykh zavedeniy [Patriotic education of students of higher educational institutions]. Vospitanie v sovremen-noy obrazovatelnoy srede [Education in a modern educational environment]. St. Petersburg, Leningrad Regional Institute of Education Development Publ. House, 2019, pp. 82-88.

15. Khashkhozheva, R. Kh. et al. Pisateli Kabardino-Balkarii; XIX- konets 80-kh gg. XX v. [Writers of Kabardino-Balkaria: XIX - late 80s XX century]. Nalchik, El-Fa Publ. House, 2003, 441 p.

16. Publichnyy doklad departamenta obrazovaniya gorodskogo okruga Nalchik. Itogi deyatelnosti go-rodskoy sistemy obrazovaniya za 2018-2019 uchebnyy god [Public report of the Department of Education of the city district of Nalchik. Results of the activity of the city education system for the 2018-2019 academic year]. Available at: https://www.donalchik.ru/files/files/publichnii_doklad_2019/.

17. Putin, V. V. Rossiya na rubezhe tysyacheletiy [Russia at the turn of the millennium]. Nezavisimaya gazeta [Independent newspaper], 1999, December 30.

18. Senyavskaya, E. S. Psikhologiya sovetskogo soldata v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Psychology of the Soviet soldier during the Great Patriotic War]. Sotsiologiya vlasti [Sociology of Power], 2004, no 6, pp. 5-22.

19. Sergeev, T. S. Voenno-patrioticheskoe vospitanie studencheskoy molodezhi Chuvashii na materi-alakh istorii Velikoy Otechestvennoy voyny 1941-1945 gg. [Military-patriotic education of student youth of Chuvashia on the materials of the history of the Great Patriotic War of 1941-1945 gg.] Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal [International research journal], 2019, no 9 (87), part 2, pp. 70-75.

20. Simonov, K. M. Dni i nochi [Days and nights]. Moscow, Military Publ. House of the People's Commissar of Defense of the USSR, 1944, 282 p.

21. Soobshchenie TASS Sovetniki po vospitatelnoy rabote v shkolakh [TASS report Advisers on educational work in schools]. Available at; https://www.tass.ru/obschestvo/10361869/.

22. Tetuev, A. I. Kniga Pamyati v patrioticheskom vospitanii molodezhi [Book of Memory in the patriotic education of youth]. Prepodavanie istorii vshkole [Teaching history at school], 2016, no 8, pp. 35-40.

23. Tetuev, A. I. Istoricheskaya pamyat o Velikoy Otechestvennoy voyne 1941-1945 gg. (na primere Ka-bardino-Balkarii) [Historical memory of the Great Patriotic War of 1941-1945 (on the example of Kabardino-Balkaria)]. Voprosy istorii [Questions of history], 2019, no 7, pp. 158-171.

24. Tetuev, A. I. Istoricheskaya pamyat v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: evolyuciya, opyt, problemy [Historical memory during the Great Patriotic War: evolution, experience, problems]. Vestnik IGI KBNC RAN [Bulletin of the Institute of Geology and Geology KBSC RAS], 2020, no 2, pp. 32-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.