УДК 94
Акимова Аида Акимовна
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества,
Дагестанский государственный политехнический университет
Гамзаева Гульнара Шахновазовна
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества,
Дагестанский государственный политехнический университет
gamzaevag@mail .ru
Казакбиева Ольга Ивановна
кандидат исторических наук, старший
преподаватель кафедры истории Отечества,
Дагестанский государственный политехнический университет
aida_akimova_60@mail. ru
Aida A. Akimova
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of the History of the Fatherland, Dagestan State Polytechnic University Gulnara Sh. Gamzaeva
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of the History of the Fatherland, Dagestan State Polytechnic University Olga I. Kazakbieva
Candidate of Historical SciencesSenior Lecturer of the Department of the History of the Fatherland, Dagestan State Polytechnic University
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ФАКТОР КОНСОЛИДАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
HISTORICAL MEMORY AS A FACTOR OF CONSOLIDATION OF
RUSSIAN SOCIETY
Аннотация. Сегодня все больше актуализируется обращение к проблематике исторической памяти российского общества, что, в свою очередь, детерминировано настоятельной необходимостью консолидации мультикультурного пространства современного общества в условиях социально-политической неопределенности и геополитических вызовов, брошенных России . Цель данной статьи- рассмотреть историческую память в качестве консолидирующего фактора российского общества.В статье также
ISSN (Online) 2686-8350 ISSN (Print) 2713-1742 https://social-economic.ru/
представлены факторы, препятствующие консолидации общества. Выделены ключевые направления по культивированию исторической памяти, способствующие консолидации российского общества.
Ключевые слова: историческая память, консолидация, российское общество, общественное сознание, историческое наследие, народ, история.
Abstract. Today, the appeal to the problems of the historical memory of Russian society is increasingly relevant, which, in turn, is determined by the urgent need to consolidate the multicultural space of modern society in the conditions of socio-political uncertainty and geopolitical challenges posed to Russia. The purpose of this article is to consider historical memory as a consolidating factor in Russian society. The article also presents the factors hindering the consolidation of society. The key directions for cultivating historical memory that contribute to the consolidation of Russian society are identified.
Keywords: historical memory, consolidation, Russian society, public consciousness, historical heritage, people, history.
Сегодня все больше актуализируется обращение к проблематике исторической памяти российского общества, что, в свою очередь, детерминировано настоятельной необходимостью консолидации мультикультурного пространства современного общества в условиях социально-политической неопределенности и геополитических вызовов, брошенных России [1; 2].
Консолидация российского общества возможна только при наличии определенных условий, среди которых важными являются:
- «единство большинства населения страны в понимании социальной справедливости, близость в общем взгляде на историческое наследие»;
- сходство культурно-исторических установок и традиционных духовно-нравственных ценностей;
- актуализация исконно исторической памяти (далее - ИП) [3, с. 49].
Историческая память, будучи феноменом общественного сознания,
эксплицируется как сложноорганизованное и многоаспектное явление, интерес к которому в последнее время все более возрастает, поскольку происходят интенсивные изменения кардинального характера как на уровне внутреннего государственного и общественного устройства российского социума [4], так и на уровне международных отношений.
ИП представляет собой социокультурное, общественно-историческое явление, лежащее в основе преемственности и воспроизводстве семантических значений и ценностей массы событий, как в исторической перспективе, так и в транслировании и передаче опыта от старших поколений - к младшим.
Насущная необходимость сохранения социокультурного, культурно-исторического и духовно-нравственного наследия российского народа непосредственно сопряжена с потребностью консолидации российского общества, укреплением единства базовых духовных ценностей, функционирующих в массовом общественном сознании. Важнейшим триггерным механизмом процесса
формирования такого консолидационного единства «выступает историческая память российского населения, которая содержательно выражает богатейшие формы социального опыта российского социума, накопленного за многие столетия российской истории» [4, с. 5].
В целях проблемного поля исследования, стоит определить понятие «консолидация», функциональная нагрузка которого в рамках исследования ИП, задается исходным семантическим значением, связанным с пониманием укрепления, сращивания, единения, формирования и усиления целостности. Среди значений, имеющих отношение к ИП как фактору консолидации, на наш взгляд, можно обозначить коннотации: интеграция, сплочение, солидарность.
Ранее в нашей статье, посвященной общественно-исторический анализу механизмов функционирования исторической памяти, мы говорили о том, что понятие «историческая память» носит дискуссионный характер, поскольку в области гуманитарных наук имеются всевозможные интерпретации и научно-исследовательские подходы к изучению ИП [5]. Как показывает научный анализ исследовательских работ по искомой проблематике, понятие «историческая память» рассматривается в контексте:
- культурной памяти, запечатленной в культурно-исторических артефактах и связанной с усилением «роли исторической культуры» [6, с. 154];
- коллективной памяти как «условия построения общей картины исторического познания в единстве трех его моментов - собственно истории (исторической канвы событий в осмыслении человечеством), исторической памяти (отражения исторической канвы событий в общественном сознании каждой отдельной социальной единицы) и культуры (фрагмент исторического опыта, формирующего каждую отдельную социальную единицу)» [7, с. 156-157];
- социальной памяти в диалектическом взаимодействии с ИП [8].
В частности, мы солидаризируемся с мнением южно-российских исследователей В.В. Касьянова и С.А. Чупрынникова, утверждающих, что ИП «способна конструировать коллективную идентичность и определять структуру коллективного сознания, детерминируя социальную память». Историческая память порождается тем сообществом, которое она сплачивает на основе определенной национальной идеи [8, с. 56].
ИП как фактор консолидации, обладает способностью объединить российский народ в рамках единого культурно-исторического и социально-политического пространства, а также интегрировать в него новых членов. ИП, по словам О.М. Шевченко, «закладывает основы представлений о коллективном прошлом общности, транслирует их посредством механизма социализации, воспроизводит в повседневной жизни в форме эмоционально-заряженных общественно-значимых мероприятий» [9, с. 2]. ИП как «системообразующий элемент национального самосознания», обладающий консолидационным потенциалом, так или иначе, оказывает личностно- и социально-формирующее воздействие, «находя отражение в поведенческих стереотипах, включая и отношение к другим общностям и их
представителям», тем самым отражая возможности и варианты сплочения и солидарности [9, с. 2].
Говоря об ИП как о консолидирующем факторе, вполне понятной становится задача освещения и факторов, связанных с исторической памятью, при этом, препятствующих консолидации общества.
Первым препятствующим фактором консолидации российского общества является фальсификация и искажение истории, унижение национального сознания, принижение значениярусского народа и российского государства в ключевых событиях ХХ века [10], перестановка акцентов и предумышленное забвение исторических событий ушедшего прошлого. Так, Т.В. Пушкарева констатирует широко известный сюжет: «Чтобы превратить исторический факт в факт идеологии, в факт институциональной истории победителей, нужно вырвать его из контекста», ибо посредством «вырывания из контекста и достигается возвышение над объективным представлением» [7, с. 153].
Вторым фактором, так или иначе препятствующим консолидации, является успешное запоминание, «когда старые формы и смыслы наделяются новыми значениями» [7, с. 153]. Влиятельным действием именно такого рода механизма можно истолковать причины укрепления коммунистических идеологических стереотипов (первомайские демонстрации, красный цвет знамени, галстука, партийную атрибутику, вождизм как явление). Данная символика, наделенная выражением идеи поклонения и семантикой вероисповедания, строилась на истории православных культурных традиций. Однако, как показывает историческое прошлое, «появилось новое значение, по иронии истории и памяти формально антагонистичное этой традиции, и, одновременно, паразитирующее на ней. Как видим, символ, сохраняя память, может содержать в свернутом виде и противоположные значения», тем самым, разобщая социум [7, с. 154].
По нашему мнению, необходимо объединить усилия государства и общества по линии дальнейшей системной работы по актуализации и культивированию ИП по следующим ключевым направлениям, способствующим консолидации российского общества:
- Во-первых, определение приоритетных задач по историческому воспитанию или («воспитанию историей») россиян на современном этапе общественно-исторического развития [11].
- Во-вторых, решение проблем консолидации российского общества возможно «через признание и реализацию ведущей роли духовно-нравственных ценностей», ибо исключительно историческая память в ракурсе формирования духовно -нравственных ценностей может выступить «фактором консолидации» современного российского общества [12, с. 151].
- В-третьих, развитие эффективных способов и методов разоблачения фальсификаторов, искажающих историческую правду развития и хода истории Российского государства, т.е. способов, содействующих торжеству исторической истины в общественном сознании и консолидации народа в отстаивании своих национальных интересов.
О важности защиты исторической истины свидетельствует Закон «О защите исторической памяти», прописанный в Конституции РФ, в котором сказано, что Россия объединена тысячелетней историей и сохраняет память предков, «передавших нам идеалы и веру в Бога, а также, преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» [13].
- В-четвертых, развитие форм и методов исторического воспитания в рамках исторического знания и культурно-исторического наследия на базе инновационных информационных технологий, поскольку знания об ушедшем историческом прошлом России, «идея исторической преемственности поколений, культивируемые в информационном пространстве представления об общем происхождении народа, общих подвигах и героях, общих потерях и потрясениях позволяют формировать, разделяемые обществом, в целом, представления о прочном и исторически обусловленном единстве граждан» [11, с. 63], тем самым, способствуя консолидации российского общества.
В-пятых, обращение к, так называемым, «местам памяти» (по термину, введенному в оборот П. Нора), которые представлены в трех взаимосвязанных модальных смыслах: материальном, символическом и функциональном. К числу «мест памяти» относятся: памятники, коммеморации, канцелярии, монастыри, территории, слова, пространственно-временные деления, а также индивидуальная память участников исторических событий, письменная информация, вещественные объекты, культурные артефакты и пр. В «местах памяти» находит убежище и «кристаллизуется» сама память [14, с. 35].
Таким образом, именно обращение к ресурсам исторической памяти позволит современному российскому социуму на новом этапе общественного развития вновь обрести национальное единство, способствовать патриотическому воспитанию молодежи [15].
В целом, консолидация российского социума, в значительной степени, зависит от наличия у граждан уважительного отношения к историческому наследию российского народа, что предполагает совместную целенаправленную деятельность государства, институтов гражданского общества, экспертов и ученых-историков, а также, преподавателей истории и других гуманитарных дисциплин по формированию в российском обществе исторической культуры на основе принципа справедливого историзма и почитания истории российского государства с опорой на документальные источники, с учетом фундаментальных духовно-нравственных ценностей российского общества.
Литература:
1. Shakhbanova M.M., et. al. The attitude of the indigenous population to external and internal migrants as the indicator of interethnic tolerance (the case of the south of Russia) / In the collection: Public Administration and Regional Management in Russia. Challenges and Prospects in a Multicultural Region. Сер. "Contributions to Economics". Switzerland, 2020. P. 417-430.
2. Гафиатулина Н.Х. Моделирование социально-политических процессов в условиях неопределенности: учеб.пособие в двух частях для студентов-магистров. Ростов-н/Д.: ЮФУ, 2016. Ч. II. 145 с.
3. Гаврилова И.Н. Возможна ли консолидация современного российского общества? / Консолидация общества: аналитика обеспечения развития России и ее национальной безопасности: сб. материалов III Всероссийской научно-практической конференции. М., 2016. С. С. 49-51.
4. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Алешина В.А. Препринт, научный доклад по материалам отчета НИР «Историческая память как фактор консолидации российского общества». М., 2015. 110 с.
5. Акимова А.А., Гамзаева Г.Ш., Казакбиева О.И. Историческая память: общественно-исторический анализ механизмов ее функционирования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политическиенауки. 2022. №1. С. 13-16.
6. Аликин П.С., Мухина А.Л. К проблеме соотношения «культурной» и «исторической памяти» // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2017. №1. С. 154-159.
7. Пушкарева Т.В. Мерцающее поле истории: о диалектике коллективной памяти и забвения // Социальная политика и социология. 2008. №2. С. 149-157.
8. Касьянов В.В., Чупрынников С.А. Историческая память, социальная память: диалектика взаимодействия // Вестник Адыгейского государственного университета. 2020. Вып. 4 (269). С. 54-61.
9. Шевченко О.М. Историческая память в консолидации российского общества: конструктивный и деструктивный потенциал / XX Международные Лихачевские научные чтения. 2022. С. 1-7.
10. Мысливец Н.Л. Образы прошлого в исторической памяти: теоретико-методологический аспект // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 1. С.158.
11. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Историческая память: формы сохранения, конструирования и презентации // Известия Коми научного центра УрО РАН. Сыктывкар, 2019. №4 (40). С. 62-71.
12. Беркут В.П., Песоцкий В.А. и др. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т.8, №1. С. 138-156.
13. Электронный ресурс https://kinobaza24.ru/biography/zakon-o-perepisyvanii-istorii.html.
14. Сабанчеев Р.Ю. Концепция «мест памяти» Пьера Нора как способ исторической реконструкции // гуманитарные исследования в восточной Сибири и на дальнем востоке. 2018. №1. С. 33-38.
15. Попов М.Ю., Харитонов Е.М., Касьянов В.В. Структура патриотизма//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. №2. С. 72-78.
Literature:
1. Shakhbanova M.M., et. al. The attitude of the indigenous population to external and internal migrants as the indicator of interethnic tolerance (the case of the south of Russia) / In the collection: Public Administration and Regional Management in Russia. Challenges and Prospects in a Multicultural Region. Сер. "Contributions to Economics". Switzerland, 2020. P. 417-430.
2. GafiatulinaN.Kh. Modeling socio-political processes in conditions of uncertainty: textbook. manual in two parts for master students. Rostov-on-D.: Southern Federal University, 2016. Part II. 145 p.
3. Gavrilova I.N. Is the consolidation of modern Russian society possible? / Consolidation of society: analytics to ensure the development of Russia and its national security: Sat. materials of the III All-Russian scientific-practical conference. M., 2016. Р. 49-51.
4. Pokida A.N., Zybunovskaya N.V., Aleshina V.A. Preprint, scientific report based on the materials of the research report "Historical memory as a factor in the consolidation of Russian society."M., 2015. 110p.
5. Akimova A.A., GamzaevaG.Sh., Kazakbieva O.I. Historical memory: socio-historical analysis of the mechanisms of its functioning // Humanitarian, socio-economic and social sciences. Series: Historical Sciences. Culturology. Political science. 2022. №1. Р. 13-16.
6. Alikin P.S., Mukhina A.L. On the problem of correlation between "cultural" and "historical memory" // Social and humanitarian sciences: theory and practice. 2017. No. 1. Р. 154-159.
7. Pushkareva T.V. The flickering field of history: on the dialectic of collective memory and oblivion // Social policy and sociology. 2008. No. 2. Р. 149-157.
8. Kasyanov V.V., Chuprynnikov S.A. Historical memory, social memory: dialectic of interaction // Bulletin of the Adyghe State University. 2020. Issue. 4 (269). Р. 54-61.
9. Shevchenko O.M. Historical memory in the consolidation of Russian society: constructive and destructive potential / XXInternational Likhachev Scientific Readings. 2022. Р. 1-7.
10. Myslivets N.L. Images of the Past in Historical Memory: Theoretical and Methodological Aspect // Social and Humanitarian Knowledge. 2018. No. 1. P.158.
11. Tishkov V.A., ShabaevYu.P. Historical memory: forms of preservation, construction and presentation // News of the Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. Syktyvkar, 2019. No. 4 (40). Р. 62-71.
12. Berkut V.P., Pesotsky V.A. etc. // Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. 2018. V.8, No.1. Р. 138-156.
13. Electronic resource https://kinobaza24.ru/biography/zakon-o-perepisyvanii-istorii.html.
14. SabancheevR.Yu. The concept of "places of memory" by Pierre Nora as a way of historical reconstruction // humanitarian research in Eastern Siberia and the Far East. 2018. No. 1. Р. 33-38.
15. Popov M.Yu., Kharitonov E.M., Kasyanov V.V. Structure of patriotism /Humanities, socio-economic and social sciences. 2023. №2. Р. 72-78.