УДК 316.4
Б01 10.18522/2227-8656.2022.6.3 ЕБК CMMJSA
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ГАБИТУС ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА1
© 2022 г.
Ю. Г. Волков *, **, В. Н. Гурба*, И. А. Гуськов***
* Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия ** Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, г. Ростов-на-Дону, Россия *** Администрация правительства Ростовской области, г. Ростов-на-Дону, Россия
Цель исследования - рассмотреть гражданскую идентичность учащейся молодежи, ее статус в социальной структуре общества и связь с социокультурным габитусом, а также факторы формирования в условиях неопределенности российского общества.
Тип статьи в журнале - научная
SOCIO-CULTURAL HABITUS OF CIVIL IDENTITY OF YOUTH
STUDENTS: FORMATION FACTORS UNDER CONDITIONS OF UNCERTAINTY OF RUSSIAN SOCIETY
© 2022 Yu. G. Volkov*, **, V. N. Gurba*, I. A. Guskov***
* Institute of Sociology and Regional Studies of the Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia ** South-Russian Branch of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia *** Administration of the government of the Rostov region, Rostov-on-Don, Russia
Objective of the study is to consider the civic identity of the student youth, its status in the social structure of society and its connection with the socio-cultural habitus, as well as the factors of formation in the conditions of uncertainty of Russian society.
1 Статья подготовлена в рамках темы 122120200080-4 «Гражданская и этнокультурная идентичность молодежи: ценностные основания и детерминанты формирования в условиях неопределенности» (тема выполнена в рамках госзадания).
The article was prepared within the framework of the topic 122120200080-4 "Civic and ethno-cultural identity of youth: value bases and determinants of formation in conditions of uncertainty" (the topic was completed within the framework of the state task).
Методологическая база исследования основывается на использовании положений некоторого ряда теорий: теории габитуса, теории конструктивизма, ценностного и институционального подходов.
Результаты исследования. Социокультурный габитус гражданской идентичности учащейся молодежи рассматривается как проявление идентичности молодежи в рамках формирования ее гражданской идентичности, которая: формируется под влиянием социальных институтов, транслирующих культурные ценности и нормы, действующие в российском обществе; детерминируется положением индивида в социальной структуре, базируется на принципах права и связана с социальной самоорганизацией. Выделены три группы факторов формирования габитуса гражданской идентичности молодежи: культура, базирующаяся на определенных нормах и ценностях; патриотизм и патриотическое воспитание молодежи; историческая память. На основании данных факторов простроена когнитивная модель формирования гражданской идентичности учащейся молодежи.
Перспективы исследования связаны с последующим изучением укрепления гражданской и региональной идентичности учащейся молодежи в современном обществе риска и социальной неопределенности в целях консолидации российского социума.
Ключевые слова: гражданская идентичность; социальная идентичность; учащаяся молодежь; социокультурный габитус; российское общество; социальная структура; неопределенность; поведенческие модели.
The methodological basis of the research is based on the use of the provisions of a number of theories: habitus theory, constructivism theory, value and institutional approaches.
Research results. The socio-cultural habitus of the civic identity of the student youth is considered as a manifestation of the identity of youth within the framework of the formation of its civic identity, which is: formed under the influence of social institutions that transmit cultural values and norms operating in Russian society; determined by the position of the individual in the social structure, is based on the principles of law and is associated with social self-organization. Three groups of factors of formation of the habitus of civic identity of youth are identified: culture based on certain norms and values; patriotism and patriotic education of youth; historical memory. Based on these factors, a cognitive model of the formation of the civic identity of students is constructed.
Prospects of the study are related to the subsequent study of strengthening the civic and regional identity of students in a modern society of risk and social uncertainty in order to consolidate Russian society.
Keywords: civic identity, social identity, student youth, socio-cultural habitus, Russian society, social structure, uncertainty, behavioral models.
Введение. Современное состояние российского общества характеризуется довольно высоким уровнем неопределенности, диктуемым, с одной стороны, последствиями пандемии (Гафиатулина, Касьянов, Са-мыгин, 2021), а с другой стороны, внешним политическим, информационным и социально-экономическим давлением на российское общество, а также его идентичность (Хайруллина, 2022).
О социокультурном габитусе в транзитивном обществе в эпоху «цивилизационных перемен и трансформационных процессов», наблюдающихся в российском социуме, ранее писали южно-российские исследователи С. Н. Яременко, Л. О. Пазина и Л. Г. Бабахова, указывая на фундаментальность «темы кризиса идентичности» (Яременко, Пазина, Бабахова, 2010. С. 4).
В условиях социальной неопределенности и «кризиса идентичности» вопросы формирования и устойчивости гражданской идентичности российского населения в целом и российской молодежи в особенности, в рамках формирования ее социокультурного габитуса, встают особо остро.
Повышение уровня гражданской идентичности необходимо не только для государства, но и для самой молодежи, поскольку формирование жизненных стратегий в условиях неопределенности происходит в объективных обстоятельствах утраты молодыми людьми способности предвидеть и прогнозировать свою жизнедеятельность на сколько-нибудь долговременную перспективу (Зубок, Чупров, 2008).
Кроме того, на индивидуально-личностном уровне рост социальной неопределенности может выражаться в распаде ценностных и моти-вационных структур, а поведенческий компонент начинает характеризоваться спонтанностью. Подобные тенденции также повышают риск насаждения извне поведенческих моделей, направленных на дестабилизацию государственной системы. Молодежь способна формировать быстро габитуализирующиеся неформальные нормы (Самыгин, 2007. С. 8), которые в условиях неопределенности могут перевешивать правовые нормы и приводить к девиантному поведению.
С одной стороны, текущая социальная ситуация в России требует формирования гибкой и активной жизненной позиции, особенно для учащейся молодежи, проходящей путь самоопределения, жизненного, образовательного и профессионального становления. С другой стороны, необходимо формирование и понимание четких социокультурных границ, определяющих выбор поведенческих моделей.
Эти процессы и риски актуализируют укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей, что отражено и в Указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1.
1 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» - 7 мая - 2018 г. (с изменениями и дополнениями). - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 03.10.2022).
Актуальность данного исследования определяется настоятельной необходимостью формирования гражданской идентичности у учащейся молодежи как залога устойчивости и стабильности российского общества и его национальной безопасности. Учащаяся молодежь подвергается наиболее интенсивному внешнему влиянию в силу продолжающейся социализации и высокого уровня восприимчивости, поэтому в текущих условиях всем учебным заведениям необходимо направить воспитательную деятельность на формирование гражданской идентичности у молодежи.
Степень разработанности и методологические основы исследования.
Вопросы исследования и факторы формирования и «укрепления общероссийской гражданской идентичности» являются сегодня ключевыми, поскольку, по словам Президента РФ В. В. Путина, «общероссийская идентичность и гражданское самосознание - это солидарность жителей страны и их ощущение сопричастности "к судьбе Отечества"» (Хайруллина, 2022. С. 23).
Вопросам социальной справедливости в области укрепления идентичности российского общества, «региональной идентичности в пространстве социально-управленческой деятельности» и вкладу личностных ресурсов в развитие современного российского общества населения посвящены работы: Ю. Г. Волкова (Волков, 2021; Волков, Гуськов, Гурба, 2022), Ю. Г. Волкова А. В. Бедрика, Н. К. Бинеевой и др. (Волков, 2021; Волков, Бедрик, Бинеева, 2021); проблеме формирования гражданского патриотизма как ядра «формирования новой российской идентичности» граждан в ситуации возникновения кризиса государственной макросоци-альной идентичности в условиях неопределенных, трансформационных процессов на постсоветском пространстве посвящена монография А. В. Кузнецовой и Е. А. Кублицкой (Кузнецова, Кублицкая, 2005).
Ключевыми направлениями социологического изучения гражданской идентичности, по мнению Д. В. Монастырского, являются, как минимум, два подхода к ее осмыслению, «во-первых, как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющей для индивида значимый смысл; и во-вторых, как феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующий эту общность как коллективный субъект» (Монастырский, 2017. С. 183).
Методология социологического анализа основывается на использовании положений некоторого ряда теорий:
- теории габитуса и концепции рисков и угроз идентичности (П. Бурдье), в рамках которой интегрируются объективистское (социаль-
ное) и субъективистское (индивидуальное) понимание - как отправной пункт перехода внутреннего аспекта гражданской идентичности во внешний аспект; а также социальный агент и габитус (Добрина, 2019. С. 106);
- теории структуралистского конструктивизма, в рамках которого идентичность рассматривается как результат добровольного выбора индивида, отраженный в его сознании;
- ценностного подхода, который позволяет интерпретировать структуру идентичности молодежи, опираясь на их ценностно-рациональную мотивацию;
- институциональный поход, который используется для проведения оценки общественно-политического порядка российского общества как контекстного фона формирования гражданской идентичности молодого поколения.
Гражданская идентичность российской учащейся молодежи.
Прежде чем рассматривать идентичность гражданскую, необходимо обратиться к содержанию более широкого понятия - идентичности социальной учащейся молодежи.
Идентичность учащейся молодежи связана с формированием и постижением собственной уникальности через призму осознания сходства и различия с другими в своей культуре и обществе, а также через идентификацию социального опыта (Моран, 2021; Симонова, 2011). Социальная идентичность учащейся молодежи достигается именно за счет осознания своей причастности к различным социальным группам, освоения социального пространства и, как следствие, понимания себя в качестве части общества.
В основу формирования социальной идентичности учащейся молодежи укладываются, прежде всего, культура, нормы и ценности, присущие конкретному социуму, в котором молодежь проходит свое становление.
В силу того, что структуру гражданской идентичности составляют такие три компонента, как: когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности), ценностный (наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности) и эмоциональный (принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых) (Грицанов, Абушенко, 2003), идентичность можно рассматривать как характеристику личности с позиций данной социальной структуры.
В этой связи для формирования гражданской идентичности молодежи необходимы знания о социальной системе и чувстве принадлежности к данной общности; понимание норм, действующих в социальной
общности, и принятие собственного положения в ее структуре (Парсонс, 1997. С. 113-115), а также принятие гражданской общности в качестве группы членства.
Ценности и нормы, следование которым формирует социальную идентичность, должны иметь каналы транслирования, которыми могут выступать социальные институты. По Э. Гидденсу, именно социальные институты играют ведущую роль в формировании идентичности личности (Гидденс, 2003).
Усвоенные нормы и ценности социальной системы позволяют успешно в ней функционировать и в условиях ее изменения, поэтому важно отметить теорию Дж. Мида, в которой он рассматривал идентичность условием успешной адаптации (Мид, 1994. С. 121-122).
Таким образом, мы приходим к выделению внутреннего и внешнего аспектов социальной идентичности учащейся молодежи.
Внешний аспект - социальный, транслирующий нормы, ценности и паттерны поведения, а внутренний - личностный, отвечающий за их усвоение и демонстрацию, за потребность быть признанным и принятой какой-либо группой.
Зачастую гражданскую идентичность молодежи рассматривают неразрывно с национальной идентичностью (Невеличко, Воротилкина, 2022). И мы, с одной стороны, согласны с таким подходом, поскольку культурные аспекты формирования гражданской идентичности, безусловно, базируются на национальной составляющей - общности языка, территории, традиций и т. д. С другой стороны, считаем, что необходимо отделять гражданскую идентичность как более широкое и сложное понятие (Гидденс, 2003), в основу которого укладываются более общие, чем национальные, принципы права. Кроме того, гражданская идентичность учащейся молодежи является более сильной, чем национальная, для обеспечения консолидации многонационального народа России (Хомяков, 2006).
По мнению российских исследователей Л. М. Дробижевой и Д. В. Монастырского, для российского общества целесообразным подходом представляется разграничение государственной и гражданской идентичности (Дробижева, 2006, 2019; Монастырский, 2021).
В рамках нашей статьи выделим одно значимое основание для такого разграничения - направленность формирования идентичности. В случае государственной идентичности формирование происходит «сверху вниз» - политическим лидером и политической элитой. Гражданская же идентичность тесно связана с самоорганизацией. Однако стоит отметить, что патриотизм, лежащий в основе формирования идентичности, является компонентом обоих видов идентичности.
Таким образом, мы рассматриваем социокультурный габитус как проявление идентичности молодежи в рамках формирования ее гражданской идентичности, которая:
- формируется под влиянием социальных институтов, транслирующих культурные ценности и нормы, действующие в российском обществе;
- детерминируется положением индивида в социальной структуре, базируется на принципах права и связана с социальной самоорганизацией.
Факторы и условия формирования социокультурного габитуса гражданской идентичности.
В контексте современных исследований факторов развития общества сформировано представление о том, что социальная динамика задается поведением человека, в котором, как правило, выделяют практики как стереотипные, повторяющиеся действия (Бутина, 2014). Габитус, в соответствии с теорией П. Бурдье, проявляется в социально унифицированных формах поведения, наборе привычных до неосознаваемости представлений и норм (Волков, 2021).
Социокультурный габитус представляет собой систему приобретенных предрасположенностей, прочных и предназначенных для функционирования в социальной структуре, основанных на принципах организации практик по достижению определенных результатов. Габитус отличается тем, что результаты не требуют целенаправленного усилия и направленность на них не является полностью сознательной. «Опривы-ченные» (проверенные практикой) смыслы становятся значимой частью «габитуальной установки», определяя содержательную направленность поведенческих предрасположенностей (Зубок, Чупров, Любутов, 2019).
Какие же условия являются значимыми для формирования факторов габитуса гражданской идентичности учащейся молодежи?
• Во-первых, условие объединения индивидуального и социального - что является точкой перехода внутреннего аспекта гражданской идентичности во внешний аспект.
• Во-вторых, объединение устойчивого и динамичного, представляющего собой важный аспект жизнедеятельности учащейся молодежи в условиях неопределенности российского общества, когда, отталкиваясь от уже сформированных устойчивых моделей поведения, молодежи нужно адаптироваться к молниеносным и кардинально меняющимся социальным условиям.
• В-третьих, объединение прошлого и настоящего, что выступает важным фактором формирования гражданской идентичности, проявлением которого является также историческая память, которая не только обеспечивает преемственность поколений и формирова-
ние патриотических основ в поведении молодежи, но и актуализирует связи в современной социальной структуре (Семенова, 2010).
• В-четвертых, условие, определяющее рамки, в которых молодежь выбирает свои жизненные стратегии - в соответствии с ценностными личными и социальными ориентациями, а также руководствуясь правовыми нормами.
• В-пятых, условие, которое определяется статусом молодого индивида и служит способом восприятия и оценивания себя в сравнении с другими индивидами в рамках одной социальной структуры.
• В-шестых, габитус имеет тенденцию к постоянству и защите от информации (Тухватуллина, 2014), ставящей под сомнение привычные нормы и ценности, что особо актуально для российского общества в условиях внешнего информационного давления и социальной неопределенности.
Таким образом, если резюмировать данные условия, являющиеся значимыми для формирования факторов габитуса гражданской идентичности учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности, то можно сделать вывод о существовании трех главных групп факторов формирования габитуса гражданской идентичности молодежи (базирующихся на трехкомпонентной структуре):
- культура, базирующаяся на определенных нормах и ценностях, «построенная на определенном опыте совместной жизни», отражающем значимые для молодежи как «общности ценности и образы» (Монастырский, 2017. С. 185);
- патриотизм и патриотическое воспитание учащейся молодежи, основанное на отождествлении себя с государством, с осознанием и проявлением гражданской позиции;
- историческая память и уважение к историческому прошлому со стороны учащейся молодежи способствует формированию механизма самоидентификации и ощущению чувства сопричастности к конкретному социокультурному сообществу (Акимова, Гамзаева, Казакбиева, 2022).
Данные факторы будут положены в основу построения когнитивной модели формирования гражданской идентичности учащейся молодежи.
Когнитивная модель формирования гражданской идентичности учащейся молодежи.
В рамках данной статьи при рассмотрении факторов формирования социокультурного габитуса, определяющего гражданскую идентичность учащейся российской молодежи, основное внимание уделяется агентам вторичной социализации - учебным заведениям. Для объяснения их взаимосвязи была построена когнитивная модель (рис. 1).
гражданская идентичность
статусно-ролевое поведение
габитус
выбор стратегии
усвоение и демонстрация моделей
правопорядок
Рисунок 1. Трехконтурная когнитивная модель формирования гражданской идентичности учащейся молодежи на стыке социального и личностного аспектов
Данная модель состоит из трех усиливающих контуров: контур формирования и реализации личностного аспекта гражданской идентичности, контур реализации социального компонента и контур формирования личностного аспекта под влиянием социального, выраженный через воспитательные функции учебных заведений. Усиливающие контуры означают прямые связи между элементами: при увеличении значения элемента-причины значение элемента-следствия также увеличивается, либо же оба они уменьшаются. На пересечении контуров личностного и социального аспекта находится общий элемент - гражданская идентичность.
При прочтении данной модели предполагается, что в обществе гражданская идентичность находится не на нулевом уровне и возможна ее трансляция. Начнем читать модель с этого элемента и пойдем по правому контуру против часовой стрелки. Если в обществе развита гражданская идентичность, то возможна трансляция поведенческих моделей, направленных на поддержание устойчивости и развитие социальной системы. Важным свойством подобных моделей поведения является их
адаптационный потенциал и возможность противостоять внешним возмущениям. Широкая трансляция поведенческих моделей, несомненно, ведет к их усвоению и дальнейшей демонстрации. Достижение этого возможно и без дополнительных каналов их формирования и распространения из-за специфичных черт учащейся молодежи как социальной группы - за счет высокого уровня восприимчивости, открытости к новой информации и способности к быстрой адаптации. При постоянном наблюдении эффективных моделей и реализации их в ежедневных практиках они становятся привычкой и формируют социокультурный габитус.
Обладая свойствами, описанными выше, габитус способствует формированию и усилению гражданской идентичности учащейся молодежи в частности и российского общества в целом. Таким образом, придя снова к элементу гражданской идентичности, мы заканчиваем чтение первого контура модели и переходим через него к левому контуру, который читать необходимо по часовой стрелке.
Высокий уровень гражданской идентичности способствует формированию нормативно-ценностной системы индивидов. Если индивидуальная нормативно-ценностная система соответствует общественной, то индивидам легко выбрать жизненную стратегию, адекватную внутренним убеждениям индивида, социальной ситуации и собственному положению в социальной структуре. Это приводит к успешной реализации поведенческих моделей, соответствующих статусу индивида в социальной структуре. А способность соответствовать своему положению в социальной группе и социальной структуре повышает уровень гражданской идентичности, показывает ее эффективность. Таким образом, мы завершаем чтение второго контура.
Третий контур модели показывает дополнительный канал, способствующий формированию и усилению гражданской идентичности учащейся молодежи и позволяющий более эффективно связывать социальный и личностный аспекты идентичности. Его реализация связана с рядом воспитательных функций учебных заведений. Контур начинается на пересечении с контуром социального аспекта в элементе трансляции успешных поведенческих моделей. Здесь подразумевается, что такие модели основаны на связи с историческим прошлым и уважении к нему. Тогда одной из функций учебного заведения является патриотическое воспитание, направленное на развитие у учащейся молодежи чувства патриотизма и гражданственности. На основе гражданственности становится возможным формирование базовых правовых знаний и ценностей, что способствует стремлению молодежи к поддержанию правопорядка в обществе.
Подобное стремление укладывается в основу социальной самоорганизации, и профилактика деструктивного поведения среди учащейся молодежи реализуется сразу в двух направлениях: через воспитательную работу учебного заведения и самой молодежью в своей социокультурной среде.
Отсутствие деструктивного поведения в обществе, в свою очередь, способствует распространению и закреплению позитивных и эффективных образцов в нормативно-ценностных индивидуальных системах молодежи. Таким образом, гражданская идентичность учащейся молодежи формируется через наблюдение социальных практик и через обучение им в учебных заведениях, выступающих вторичными агентами социализации.
Заключение. Таким образом, в рамках данной статьи социокультурный габитус рассматривается как проявление гражданской идентичности учащейся молодежи. Данная идентичность формируется под влиянием социальных институтов, транслирующих культурные ценности и нормы, действующие в российском обществе, и детерминируется положением индивида в социальной структуре, а также базируется на принципах права и связана с социальной самоорганизацией.
В статье выделены три группы факторов, на основании которых простроена когнитивная модель формирования гражданской идентичности учащейся молодежи: культура, базирующаяся на определенных нормах и ценностях; патриотизм и патриотическое воспитание молодежи; историческая память.
Литература
Акимова А. А. Историческая память: общественно-исторический анализ механизмов ее функционирования / А. А. Акимова, Г. Ш. Гамзаева, О. И. Казакбиева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. - 2022. - № 1. - С. 13-16. - EDN UOPNBC.
Бутина А. В. Ритуалы и габитусы: субъективные основания участия интеллектуалов в гражданской самоорганизации / А. В. Бутина // Перспективы науки. -2014. - № 8(59). - С. 56-59. - EDN TUGGMV.
Волков Ю. Г. Личностные ресурсы развития современного российского общества: ретроспектива и перспектива проблемы /
References
Akimova A. A. (2022) Historical memory: socio-historical analysis of the mechanisms of its functioning / A. A. Akimova, G. Sh. Gam-zaeva, O. I. Kazakbieva // Humanities, socioeconomic and social sciences. Series: Historical Sciences. Cultural studies. Political sciences. - No. 1. - Pp. 13-16.
Butina A. V. (2014) Rituals and habits: subjective grounds for the participation of intellectuals in civil self-organization / A. V. Butina // Prospects of science. - No. 8(59). -Pp. 56-59.
Volkov Yu. G. (2021) Personal resources for the development of modern Russian society: a retrospective and perspective of the problem / Yu. G. Volkov // Humanities of the South of Russia. - Vol. 10. - No. 4. - Pp. 1432. - DOI 10.18522/2227-8656.2021.4.1.
Ю. Г. Волков // Гуманитарий Юга России. -2021. - Т. 10. - № 4. - С. 14-32. - DOI 10.18522/2227-8656.2021.4.1. - EDN
цикис.
Волков Ю. Г. Региональная идентичность в пространстве социально-управленческой деятельности / Ю. Г. Волков, И. А. Гуськов, В. Н. Гурба // Гуманитарий Юга России. - 2022. - Т. 11. - № 4. - С. 40-54. - DOI 10.18522/2227-8656.2022.4.2. -EDN Л2ЬБКМ.
Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции П. Бурдьё / О. А. Добрина // Системная психология и социология. - 2019. - № 3(31). - С. 105116. - DOI 10.25688/2223-6872.2019. 31.3.10. - EDN МЦЕ^ШЪ.
Дробижева Л. М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность / Л. М. Дробижева // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. - Москва: Институт социологии Российской академии наук, 2006. - С. 10-29. - EDN БПРТГ.
Дробижева Л. М. Консолидационный ресурс общероссийской гражданской идентичности / Л. М. Дробижева // Реализация государственной национальной политики: опыт города Москвы и регионов России : Сборник. - Москва: Московский дом национальностей, 2019. - С. 30-40. - EDN УООЕУЕ.
Зубок Ю. А. Самоорганизация в механизме саморегуляции жизнедеятельности молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров,
A. С. Любутов // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики / Под ред. С. В. Рязанцева, Т. К. Ростовской. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство "Экон-Информ"», 2019. -С. 15-35. - EDN УТ^ЮУ.
Зубок Ю. А. Социология молодежи: Учебное пособие для студентов специальностей «Социология» и «Государственное и муниципальное управление» / Ю. А. Зубок,
B. И. Чупров; Московский гос. ун-т путей сообщ. (МИИТ), Каф. психологии, социологии, гос. и муниципального упр. -Москва: Московский гос. ун-т путей сообщ. (МИИТ), 2009. - 322 с. - EDN 0ОК1Ш.
Volkov Yu. G. (2022) Regional identity in the space of social and managerial activity / Yu. G. Volkov, I. A. Guskov, V. N. Gurba // Humanities of the South of Russia. -Vol. 11. - No. 4. - Pp. 40-54. - DOI 10.18522/2227-8656.2022.4.2.
Dobrina O. A. (2019) Social risks of modernity and threats to identity: a systematic analysis of the concept of P. Bourdieu / O. A. Dobrina // Systems psychology and sociology. - No. 3(31). - Pp. 105-116. - DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.10.
Drobizheva L. M. (2006) State and ethnic identity: choice and mobility / L. M. Drobizheva // Civil, ethnic and religious identities in modern Russia. - Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences. - Pp. 10-29.
Drobizheva L. M. (2019) Consolidation resource of the All-Russian civic identity / L. M. Drobizheva // Implementation of the state national policy: the experience of the city of Moscow and the regions of Russia: Collection. - Moscow: Moscow House of Nationalities. - Pp. 30-40.
Zubok Yu. A. (2019) Self-organization in the mechanism of self-regulation of the vital activity of youth / Yu. A. Zubok, V. I. Chuprov, A. S. Lyubutov // Youth and youth policy: new meanings and practices: Edited by S. V. Ryazantsev, T. K. Rostovskaya. -Moscow: Limited Liability Company "Ekon-Inform Publishing House". - Pp. 15-35.
Zubok Yu. A. (2009) Sociology of youth: a textbook for students of the specialties "Sociology" and "State and Municipal Management" / Yu. A. Zubok, V. I. Chuprov; Moscow State University of Ways of Communication. (MIIT), Department of Psychology, Sociology, State and Municipal Management. - Moscow: Moscow State University of Ways of Communication. (MIIT). - 322 p.
Zubok Yu. A. (2008) Social regulation in conditions of uncertainty. Theoretical and applied problems in the study of youth / Yu. A. Zubok, V. I. Chuprov // Monitoring of public opinion: economic and social changes. - No. 2(86). - Pp. 142-155.
Zubok Yu. A. (2020) Youth: life strategies in a new reality / Yu. A. Zubok // Monitoring
Зубок Ю. А. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2008. - № 2(86). -С. 142-155. - EDN NRBHSN.
Зубок Ю. А. Молодежь: жизненные стратегии в новой реальности / Ю. А. Зубок // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2020. - № 3(157). - С. 4-12. - DOI 10.14515/monitoring.2020.3.1688. - EDN KFHOUI.
Кузнецова А. В. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности: Монография / А. В. Кузнецова, Е. А. Кублицкая; Рос. акад. наук, Отделение обществ. наук, Ин-т соц. -полит. ис-след. - Москва: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. -ISBN 5-7556-0321-9. - EDN QOEUPP.
Кулешова А. А. Культурное пространство как совокупность габитусов / А. А. Кулешова // Человек в мире культуры. - 2016. -№ 3. - С. 9-12. - EDN XCIUDD.
Мид Дж. Американская социологическая мысль: Тексты: [Перевод] / Сост. Е. И. Кравченко; Под ред. В. И. Добренько-ва. - Москва: Изд-во МГУ, 1994. - 495 с. -ISBN 5-211-03099-0.
Монастырский Д. В. Гражданская идентичность: теоретические подходы к исследованию и формирующие ее факторы / Д. В. Монастырский // Гуманитарий Юга России. - 2017. - Т. 23. - № 1. -С. 181-188. - EDN XXJCAH.
Невеличко Л. Г. Гражданская идентичность молодежи: теоретические и эмпирические аспекты исследования / Л. Г. Невеличко, И. М. Воротилкина // Власть и управление на Востоке России. - 2022. -№ 1(98). - С. 107-116. - DOI 10.22394/18184049-2022-98-1-107-116. - EDN FAMJKW.
Парсонс Т. Система современных обществ / / Т. Парсонс; Пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева; Науч. ред. пер. М. С. Ковалева. - Москва: Аспект Пресс, 1998. - 269 с. - ISBN 5-7567-0225-3.
Российское общество в условиях самоизоляции. Социальные эффекты и послед-
public opinion: economic and social changes. - No. 3(157). - Pp. 4-12. - DOI 10.14515/monitoring.2020.3.1688.
Kuznetsova A. V. (2005) Civic patriotism - the basis for the formation of a new Russian identity : Monograph / A. V. Kuznetsova, E. A. Kublitskaya; Russian Academy of Sciences, Department of Societies. sciences, In-t soc.-polit. research. - Moscow: RIC ISPI RAS. - ISBN 5-7556-0321-9.
Kuleshova A. A. (2016) Cultural space as a set of habits / A. A. Kuleshova // A man in the world of culture. - No. 3. - Pp. 9-12.
Mead J. (1994) American Sociological Thought: Texts: [Translation] / Comp. E. I. Kravchenko; Edited by V. I. Dobren-kov. - Moscow: Publishing House of Moscow State University. - 495 p. - ISBN 5-21103099-0.
Monastyrsky D. V. (2017) Civic identity: theoretical approaches to research and factors forming it / D. V. Monastyrsky // Humanities of the South of Russia. - Vol. 23. - No. 1. -Pp. 181-188.
Nevelichko L. G. (2022) Civic identity of youth: theoretical and empirical aspects of research / L. G. Nevelichko, I. M. Vorotilkina // Power and management in the East of Russia. - No. 1(98). - Pp. 107-116. - DOI 10.22394/1818-4049-2022-98-1-107-116.
Parsons T. (1998) System of modern societies / T. Parsons; translated from English by L. A. Sedov and A. D. Kovalev; Scientific ed. by M. S. Kovalev. - Moscow: Aspect Press. -269 p. - ISBN 5-7567-0225-3.
Russian society in conditions of self-isolation. Social effects and consequences of the COVID-19 pandemic (2020) / N. H. Gafiatulina, V.V. Kasyanov, P. S. Samygin, S. I. Samygin. -Moscow: Rusains Limited Liability Company. -178 p. - ISBN 978-5-4365-5741-0.
Samygin P. S. (2007) Social uncertainty and legal socialization of students in Russia / P. S. Samygin; Southern Federal University. -Rostov-on-Don. - 256 p.
Semenova Yu. A. (2010) Formation of civic identity in the conditions of modern Russian society / Yu. A. Semenova // Bulletin of Chelyabinsk State University. - No. 1(182). -Pp. 104-108.
ствия пандемии COVID-19 / Н. Х. Гафиатули-на, В. В. Касьянов, П. С. Самыгин, С. И. Са-мыгин. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2020. - 178 с. -ISBN 978-5-4365-5741-0. - EDN KPHVSS.
Самыгин П. С. Социальная неопределенность и правовая социализация учащейся молодежи в России / П. С. Самыгин; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону, 2007. - 256 с. - EDN TRBTUN.
Семенова Ю. А. Формирование гражданской идентичности в условиях современного российского общества / Ю. А. Семенова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. -№ 1(182). - С. 104-108. - EDN MSSPDD.
Социальная справедливость в сфере межэтнических отношений и укрепления общероссийской идентичности населения Юга России / Ю. Г. Волков, А. В. Бедрик, Н. К. Бинеева [и др.]. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2021. - 180 с. - ISBN 978-5-4365-9193-3. -EDN TAIYNN.
Тухватуллина М. А. Подходы к исследованию информационно-коммуникационного пространства формирования габитуса населения современного города / М. А. Тухватул-лина // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - № 24. -С. 419-421. - EDN THHKIX.
Хайруллина Н. Г. Гражданская идентичность в современной России / Н. Г. Хай-руллина // Развитие территорий. - 2022. -№ 2(28). - С. 22-27. - DOI 10.32324/24128945-2022-2-22-27. - EDN JABSSY.
Хомяков М. Б. Идентичность, толерантность и идея гражданства / М. Б. Хомяков // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России - Москва: Институт социологии Российской академии наук, 2006. - С. 30-56. - EDN SIJPUJ.
Яременко С. Н. Социокультурный габитус апатии в транзитивном обществе: монография / С. Н. Яременко, Л. О. Пазина, Л. Г. Бабахова; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Донской гос. технический ун-т». -Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2010. - 165 с. - ISBN 978-5-7890-0579-8. - EDN QOMHZF.
Social justice in the sphere of interethnic relations and strengthening of the All-Russian identity of the population of the South of Russia (2021) / Yu. G. Volkov, A. V. Bedrick, N. K. Bineeva [et al.]. - Moscow: Rusains Limited Liability Company. - 180 p. - ISBN 978-5-4365-9193-3.
Tukhvatullina M. A. (2014) Approaches to the study of the information and communication space of the formation of the habitus of the population of a modern city / M. A. Tukhvatullina // Bulletin of Kazan Technological University. - Vol. 17. - No. 24. - Pp. 419-421.
Khairullina N. G. (2022) Civil identity in modern Russia / N. G. Khairullina // Development of territories. - No. 2(28). - Pp. 2227. - DOI 10.32324/2412-8945-2022-2-22-27.
Khomyakov M. B. (2006) Identity, tolerance and the idea of citizenship / M. B. Khom-yakov // Civil, ethnic and religious identities in modern Russia. - Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences. -Pp. 30-56.
Yaremenko S. N. (2010) Sociocultural habitus of apathy in a transitive society: monograph / S. N. Yaremenko, L. O. Pazina, L. G. Babakhova; Federal Agency for Education, State Educational Institution of Higher Prof. education "Don State Technical University". - Rostov-on-Don: DSTU. - 165 p. -ISBN 978-5-7890-0579-8.
Для цитирования: Волков Ю. Г., Гурба В. Н., Гуськов И. А. Социокультурный габитус гражданской идентичности учащейся молодежи: факторы формирования в условиях неопределенности российского общества // Гуманитарий Юга России. - 2022. - Т. 11. -№ 6(58). - С. 59-74. DOI 10.18522/2227-8656.2022.6.3 EDN CMMJSA
История статьи:
Поступила в редакцию - 12.10.2022 г. Получена в доработанном виде -01.11.2022 г. Одобрена - 25.11.2022 г.
Сведения об авторах Волков Юрий Григорьевич
Information about authors
Yury G. Volkov
Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Института социологии и регионоведения ЮФУ; научный руководитель Южно-Российского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
344006, г. Ростов-на-Дону, Ул. Пушкинская, д. 160, e-mail: [email protected]
Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Scientific Director of the Institute of Sociology
and Regional Studies of the Southern Federal University, Scientific director of the South-Russian branch of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences
344006, Rostov-on-Don, Pushkinskaya str., 160, e-mail: [email protected]
Гурба Владимир Николаевич
Vladimir N. Gurba
Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой конфликтологии и национальной безопасности, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета; заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе
3344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 160, e-mail: [email protected]
Doctor of Sociological Sciences, Professor, Head of the Department of Conflictology and National Security, Institute of Sociology and Regional Studies of the Southern Federal University; Deputy Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Southern Federal District
344006, Rostov-on-Don, Pushkinskaya str., 160, e-mail: [email protected]
Гуськов Игорь Александрович
Igor A. Guskov
Доктор социологических наук, профессор; первый заместитель губернатора Ростовской области
Doctor of Sociological Sciences, Professor, First Deputy of the Governor of the Rostov Region
344050, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, д. 112, e-mail: [email protected]
344050, Rostov-on-Don, Socialisticheskaya str., 112, e-mail: [email protected]