Научная статья на тему 'Роль иронии в характерологии в романе Остен «Доводы рассудка»'

Роль иронии в характерологии в романе Остен «Доводы рассудка» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
219
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль иронии в характерологии в романе Остен «Доводы рассудка»»

Далее в центре оказывается сама Венеция, и в связи с ней появляются уже знакомые нам символы: кипарис и "дряхлое стекло". Предпоследняя строфа развивает мотив иллюзорности - предметы становятся неразличимыми: "только в пальцах роза или склянка".

Смерть здесь праздничная, карнавальная, театральная, но это относится только к смерти лирического героя. Последняя строфа лишь подтверждает это предположение:

Человек родится. Жемчуг умирает.

И Сусанна старцев ждать должна.

[Мандельштам 1990: 1 92]

Жемчуг, помимо всего прочего, считался символом Афродиты, а О.Мандельштаму, конечно, был известен многократно воспроизведенный в литературе венецианский миф о рождении Венеции из вод морских, подобно богине. Таким образом, речь здесь идет об умирании Венеции, и если шире -гибели красоты вообще, причем последняя строка говорит о предопределенности этой гибели.

Заключая, отметим, что при всей вариативности интерпретаций мотивов жизни и смерти, они, образуя неразделимое единство, являются чрезвычайно важными, структурообразующими в русской поэтической венециане серебряного века.

Список литературы

Блок A.A. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1971.

Брюсов В.Я. Собрание сочинений: в 2 т. М., 1987.

Бунин И.А. Избранное. Пермь, 1982.

Громов П.П. А.Блок, его предшественники и современники. М.; JL,

1966.

Колобаева JI.A. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков. М., 1990.

Мандельштам О.Э. Сочинения: в 2 т. М., 1990.

Меднис Н.Е. Венеция в русской литературе. Новосибирск, 1999.

Муратов П.П. Образы Италии. М., 1994.

Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы: в 2 т. JL, 1990.

М.Шкурина, Б.М.Проскурнин (Пермь) РОЛЬ ИРОНИИ В ХАРАКТЕРОЛОГИИ В РОМАНЕ ОСТЕН «ДОВОДЫ РАССУДКА»

Джейн Остен - фигура для XIX в. уникальная. В английскую литературу эта писательница вошла в самом начале 1810-х гг., когда был опубликован её роман «Здравый смысл и чувствительность» (Sense and Sensibility, 1811). Однако к этому времени за плечами писательницы стоял почти двадцатилетний опыт литературной работы. Первые редакции её романов «Нортенгерское аббатство» (Northanger Abbey, 1817), «Здравый

© М.Шкурина, Б.М.Проскурнин, 2007

смысл и чувствительность», «Гордость и предубеждение» (Pride and Prejudice, 1813) были созданы задолго до того, как увидели свет. Роман «Доводы рассудка» {Persuasion), к которому мы обращаемся в данной работе, был последним романом Джейн Остен, законченным ею незадолго до смерти, в июле 1816 г. Опубликован же он был уже посмертно в 1818 г.

Описывая в романах общество, которое она хорошо знала, Остен удалось добиться высокого уровня реализма в своих работах. Представляя читателю жизни нескольких, связанных между собой семей, быт которых не наполнен какими-либо событиями в полном смысле этого слова, Остен сосредотачивала внимание на характерах героев. При этом во внешне простых, даже незатейливых книгах Остен скрывается существенный социальный подтекст, чаще всего очевидный в использовании писательницей иронии при характеристике различных слоев общества и «подаче» различных характеров.

В романе Остен «Доводы рассудка» изображено несколько типов характеров, таких, например, как сноб, гордячка, эгоист, с одной стороны, и легкомысленные и сердечные помещики и люди, отличающиеся острым умом и добротой с другой стороны. Остен не столько иронизирует на их счёт них, сколько реалистично изображает общество своего времени, демонстрируя, что личность и её поступки в значительной степени детерминированы средой, социальным кругом, в котором человек родился и живёт, местом и положением, которое человек занимает в обществе. Именно поэтому наиболее полно характеры раскрываются в их отношении к людям, занимающим более высокое или более низкое положение в обществе.

Роман «Доводы рассудка» начинается с описания сэра Уолтера Эллиота, престарелого баронета, в котором «тщеславие составляло главную черту» (с.7). Совершенно в традициях своей характерологии Остен раскрывает характер сэра Уолтера уже на первых страницах: «Выше дара красоты ставил сэр Уолтер единственно благословение баронетства; а счастливо сочетая оба эти преимущества, и был он постоянным предметом собственного искреннего преклонения и преданности» (там же). Из-за своей непомерной, а главное, безосновательной гордости, а также преклонения перед людьми более высокого положения сэр Уолтер постоянно является объектом иронии Остен, граничащей с сарказмом. Очень часто поведение и рассуждения сэра Эллиота кажутся не просто смешными, а абсурдными. Вряд ли здравый человек на грани разорения может рассуждать в следующем ключе: «Киллинч-холл решили сдать внаймы. Это, однако, хранилось в тайне; не дай Бог, чтоб проведал кто из посторонних...и лишь ожидая, что его (сэра Эллиота) вдруг умолит какой-то неотвязный ходатай, на собственных его условиях и как о великой милости, предполагал он вообще сдать дом внаймы» (с.21). Подобная безапелляционная уверенность в величии собственной персоны, в том, что практически все вокруг ему чем-то обязаны, поражает. По сравнению с этой гордостью раболепное преклонение сэра Уолтера перед людьми, занимающими более высокое положение в обществе, кажется тем более абсурдным. Возможно, если бы в начале романа

тщеславие этого героя не было бы описано с такой тщательность, его поведение во второй половине не казалось бы столь абсурдным. Стоит вспомнить, с какой радостью получили Эллиоты «три строчки каракулей» в ответ на «пространное изысканное» письмо сэра Эллиота написанное для возобновления знакомства с Дэлримплами.

Ближе всех сэру Уолтеру была его старшая дочь Элизабет, точная его копия, такая же красивая и так же ставящая титул и состояние на первое место при общении с другими. Показательны в этом смысле её мысли о возможном замужестве, в которые молодые люди без титула даже не впускались.

Недалёкость Эллиотов прослеживается также в их отношении к главной героине - Энн, средней из дочерей сэра Эллиота. Это типичная для Остен героиня-протагонист: девушка, отличающаяся большим умом,

чистотой чувств, постоянством. Ей не свойственны сословные предрассудки, она мало внимания уделяет финансовому положению людей, её больше интересует внутренний мир; вот почему «чистосердечие и прямоту ставила она выше всех прочих качеств» (с.201). По сравнению с этой героиней характер остальных членов её семьи кажется тем более сатиричным. «Прелестью ума и тонким складом души она легко бы завоевала самое глубокое уважение судей понимающих, но в глазах отца и сестрицы была совершенное ничто», - пишет о ней автор (с.9). Но Остен не просто не относит их к «понимающим судьям», благоразумной Энн сэр Уолтер и Элизабет предпочитают общество миссис Клэй, которая только и умела, что найти подходящие льстивые фразы для разговора.

К помощи совершенно других оттенков иронии прибегает Остен при описании семьи Мазгроувов и леди Рассел. Очевидно, что в данном случае ирония Остен много мягче. В семье Мазгроувов царит сердечность, они ценят дружелюбие других людей. Но в тоже время их суждения не достаточно глубоки. Они принимают окружающий их мир как данность, часто не замечая того, что скрыто под его поверхностью. Так, Луиза, выслушав, как капитан Уэнтуорт одобряет в людях твёрдость характера, воспринимает это чересчур буквально и начинает упорствовать абсолютно во всём. Результатом этого становится довольно серьёзная травма, полученная ею в результате падения.

О леди Рассел Остен говорит с уважением как об «умной и достойной женщине» (с.8). Но иронично замечает, что она «питала маленькую слабость к родословным и, ценя породу и сан, не замечала иной раз пороков тех, кто ими обладает» (с. 16). Тем ни менее очевидно, что это уже не снобизм Эллиотов и уровень иронии здесь совсем другой.

Таким образом, мы видим, что ирония Остен мягче в изображении человеческой глупости, ограниченности, наивности, чем в изображении корыстолюбия и расчёта. Сатирические интонации появляются всякий раз, когда автор касается «ложного величия» или лакейского преклонения перед этим «величием».

В связи с заявленной темой иронии в характерологии нельзя не обратить внимание на образ Уильяма Эллиота, в котором, по словам А.А.Бельского, Джейн Остен стремилась типизировать собственническое начало, показать, что интересы, связанные с деньгами и титулом, пагубно отражаются на нравственности человека, на всём его моральном облике [Бельский 1968: 101]. Интересно, что от остальных героев романа он отличается тем, что ирония Остен уступает место более прямым обличениям: она представляет его как «недоверчивое, коварное, холодное существо», автор отмечает, что «для собственных целей и выгоды готов он на любую жестокость, любое предательство, на преступление, какое только можно совершить, себя самого не подвергая опасности» (с.249). Это по-настоящему отрицательный персонаж без грамма сочувствия: от миссис Смит мы узнаём о том, как из-за мистера Эллиота разорился её муж, как мистер Эллиот, будучи душеприказчиком последнего, отказался помочь вдове.

Представителям привилегированного класса Джейн Остен противопоставляет моряков, людей, собственным трудом заработавших своё состояние. В отношении к ним Остен также не пренебрегает иронией, но здесь она вызывает лишь симпатию. Так, рассеянность адмирала Крофта, его, похожая на «детскую», зависимость от жены, когда он не в плавании, не может не умилять. А романтические рассуждения капитана Бенвика почти сразу наводит на мысли о том, что такой человек не может навсегда отказаться от любви, что, в конце концов, он обязательно женится.

Таким образом, мы видим, как, не выходя за рамки «частной жизни» и семейных конфликтов, Остен всё же показывает типическое в изображаемых нравах, а также обнаруживает их историческую обусловленность, достигая при этом небывалого ещё прежде реалистического мастерства. Становится очевидным, какую важную роль играет в произведении ирония, излюбленный приём Остен, насколько полно благодаря ей раскрываются пороки описываемого Остен общества, сложившейся классовой системы, в которой явное предпочтение отдано людям, зарабатывающим на жизнь трудом, наделённым постоянством, сердечностью.

Список литературы

Остен Джейн. Доводы рассудка / Пер. с англ. М: Транзит книга, 2006. -Ссылки на это издание в тексте статьи даны в круглых скобках.

Бельский A.A. Английский роман 1800-1810 гг. Пермь: Пермский университет, 1968.

О.Щербакоеа, И.М. Удлер (Челябинск) ИСТОЧНИКИ РОМАНА Г.БИЧЕР-СТОУ «ХИЖИНА ДЯДИ ТОМА»

Роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (Uncle Tom’s Cabin, or Life among the Lowly, 1852) - один из тех романов, который оказал огромное влияние на историю американского общества и американскую

О О.Щербакова, И.М.Удлер, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.