Научная статья на тему 'Религия и духовенство в романах Дж. Остен'

Религия и духовенство в романах Дж. Остен Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
246
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / ДУХОВЕНСТВО / CLERGY / ФИЛОСОФИЯ ИНДИВИДУАЛИЗМА / THE PHILOSOPHY OF INDIVIDUALISM / НОРМЫ МОРАЛИ / MORALITY / ПРОПОВЕДЬ / PREACHING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Назаренко Надежда Ивановна

В статье основное внимание сосредоточено на исследовании функционирования христианской тематики в произведениях английской писательницы XIX в. Джейн Остен, потому что неослабевающий интерес к религиозным вопросам является одним из основных факторов, определивших стабильность и постоянство викторианской эпохи. Выявлена авторская трансформация проблематики, связанной с религией и духовной жизнью общества; рассмотрены образы священников в романах Дж. Остен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION AND THE CLERGY IN THE NOVELS OF JANE AUSTEN

The article focuses on the investigation of the functioning of Christian themes in the works of the XIX century English writer Jane Austen, as continuing interest in religious matters is one of the main factors that determine the stability and permanence of the Victorian era. The author's transformation of issues related to religion and spiritual life of society and the images of priests in the novels of J. Austen are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Религия и духовенство в романах Дж. Остен»

Раздел 1. Проблематика и поэтика мировой литературы

УДК 821.11- 312.2(045)

РЕЛИГИЯ И ДУХОВЕНСТВО В РОМАНАХ ДЖ. ОСТЕН

Надежда Ивановна Назаренко

К.филол.н., доцент кафедры английской филологии Мариупольский государственный университет 87500, Украина, Мариуполь, проспект Строителей, 129а. иа7а-renknad@rambler.ru

В статье основное внимание сосредоточено на исследовании функционирования христианской тематики в произведениях английской писательницы XIX в. Джейн Остен, потому что неослабевающий интерес к религиозным вопросам является одним из основных факторов, определивших стабильность и постоянство викторианской эпохи. Выявлена авторская трансформация проблематики, связанной с религией и духовной жизнью общества; рассмотрены образы священников в романах Дж. Остен.

Ключевые слова: христианство, духовенство, философия индивидуализма, нормы морали, проповедь.

После многих лет забвения вопросы религии снова оказались в центре внимания на постсоветском пространстве и стали если не единственным мерилом ценностей и нравственных основ человека, то неким критерием праведности и нравственной оценки поведения и действий людей. Религия стала частью культурного универсума человечества и в пределах своей области синтезирует выдающиеся явления искусства, морали, философии, науки. Общекультурные и религиозные концепты функционируют в литературных текстах, а система их проявления в литературе (конкретном тексте, творчестве определенного автора, национальной или региональной литературе определенного периода) является, по сути, разновидностью или типом дискурса. Нормы морали в Англии XIX в., основанные и на законодательной базе буржуазного общества, и на религиозной (пуританской) морали, казалось бы, должны быть достаточно устойчивыми и не могут предполагать компромиссов. Но английский роман последовательно разоблачает существующую мораль, так как ее воплощение зависит от социальной иерархии. Свойственное членам

© Назаренко Н.И., 2015

общества лицемерие в оценке своих и чужих поступков акцентируется в произведениях крупнейших писателей, которые максимально концентрируют внимание на протяжении приоритетного развития английского классического романа именно на моральных проблемах. Как важный источник духовности, христианство, несомненно, оказывало огромное влияние на развитие европейской литературы. По мнению английского исследователя Д. Мейнарда, в XIX в. и читатели, и критики были одержимы поиском религиозного смысла в произведениях искусства. «Никакой предмет так не увлекал викторианцев - конечно же, не политика идентичности или сексуальной ориентации, дела империи или даже политические проблемы - в форме одиноких медитаций или посвященных общественному вниманию бесконечных произведений, проповедей, трактатов, новых интерпретаций аспектов Библии и отцов Церкви, -как религия» [Мейнард 2002: 192].

Романистика XIX в. в Англии начинается с Джейн Остен (Jane Austen, 1775-1817), которая не разделяет слишком оптимистичную веру просветителей XVIII в. в лучшие стороны человеческой натуры. Вместе с тем Остен обращает принципиальное внимание на систему ценностей и формирует их как викторианские еще до наступления эпохи королевы Виктории. В романах Остен не происходит ничего необычного; в них рассказывается о будничных заботах обычных людей, о жизни, в которой если и случаются драматические события, то никогда не перерастают в трагедию. Очень ненавязчиво, с присущей ей тонкой иронией писательница умеет высветить в каждом из своих героев главное, сорвать с других покров внешней респектабельности и показать их настоящую цену. На фоне современной ей литературы произведения Джейн Остен выделяются изысканной простотой, точностью и глубиной социально -психологических мотивировок поведения героев, филигранной стилистической обработкой [Ивашева 1990: 34-35]. Благодаря силе своего реализма, глубокому знанию человеческих характеров, психологии, дару комического, что придает особое очарование ее прозе, она является одним из самых читаемых сегодня английских классиков. «Ни у кого из романистов не было такого точного понимания человеческих ценностей, как у Джейн Остен. На ослепительном фоне ее безошибочного морального чувства, и безупречного хорошего вкуса, и строгих, почти жестких оценок отчетливо, как темные пятна, видны отклонения от доброты, правды и искренности, составляющих самые восхитительные черты английской литературы» [Вулф 1992: 501].

В христианстве Остен больше всего интересует именно его общественный и институциональный аспект, его роль в качестве национального «учителя» морали. Это вызывает ее постоянное внимание к духовенству. Два ее клерикальных персонажа, мистер Коллинз из романа «Pride and Prejudice» («Гордость и предубеждение») и мистер Элтон с «Эммы», являются, по сути, бесчувственными дураками, и она не имеет жалости к лицемерной чопорности, которой они наполнены. Также в романе «Mansfield Park» («Мэнсфилд-парк») автор неоднократно демонстрирует показательную религиозность доктора Гранта, который является пастором только по названию, а не по существу. Вот как мисс Крофорд характеризует его: «And though Dr. Grant is most kind and obliging to me, and though he is really a gentleman, and, I dare say, a good scholar and clever, and often preaches good sermons, and is very respectable, I see him to be an indolent, selfish bon vivant, who must have his palate consulted at everything; who will not stir a finger for the convenience of any one; and who, moreover, if the cook makes a blunder, is out of humour with his excellent wife» [URL: http://www.readcentral.com/chapters/Jane-Austen/Mansfield-Park/010].

В каждом из ее романов среди персонажей встречаем служителей церкви. В целом, без учета ее юношеских сочинений и незаконченных романов, Джейн Остин создала 12 образов священнослужителей или кандидатов на получение сана: Эдвард Феррарс («Чувство и чувствительность»), Коллинз («Гордость и предубеждение»), Генри Тилни и г-н Морланд вместе со своим сыном Джеймсом («Нортенгерское аббатство»), Эдмунд Бертрам, г-н Норрис и доктор Грант («Мэнсфилд-парк»), мистер Элтон («Эмма») и Чарльз Хейтер, доктор Ширли и г-н Уэнтуорт («Доводы рассудка»). В большинстве случаев священники изображены как уважаемые члены сообщества, иногда - в качестве объекта для высмеивания (м-р Коллинз, м-р Элтон), и нередки случаи, когда они являются одними из главных героев произведений - Генри Тилни, Эдмунд Бертрам и Эдвард Феррарс. На основании этих фактов видно, что Остен далека от идеализации духовенства, она изображает их как обыкновенных людей, с достоинствами и недостатками. Насмешки Джейн Остен над духовенством вызывали некоторое удивление, с учетом того факта, что она выросла в семье священника, поприще которого унаследовали два его сына - братья писательницы. Кстати, некоторые факты из реальной жизни георгианского духовенства могут удивить современного читателя и в некоторой степени способствовать определенной переоценке литературных образов. Например, материальная необеспеченность многих служителей Церкви того

периода продемонстрирована во многих романах, например, у Анны Бронте в «Агнес Грей», где смерть отца оставляет его вдову и двух детей без гроша в кармане и крыши над головой, поскольку дом священника по праву принадлежал практикующему священнослужителю. Сама Джейн Остен, ее мать и сестра оказались почти в такой же ситуации, когда умер г-н Остен. Им помогали родственники и друзья [Janssen: эл. ресурс]. В лучшем случае материальной подмогой для священников было их личное состояние, например, как у отца Кэтрин Морланд из «Нортенгерского аббатства»: «Отец ее был священником, не бедным и забитым, а, напротив, весьма преуспевающим <...>. Не считая двух неплохих церковных приходов, он имел независимое состояние, и ему не было нужды деожать своих дочек в черном теле [Остен 1998: 6]. Герой этого же романа Генри Тилни и Эдмунд Бертрам («Мэнсфилд-Парк») были младшими сыновьями, чьи состоятельные отцы обеспечили их безбедную жизнь и это весьма облегчило напряженность их служения. Например, Генри достаточно много времени проводит в развлечениях на курорте Бат и в поместье отца.

Эдвард Феррарс из романа «Sense and Sensibility» («Чувство и чувствительность») является ничтожеством в контексте его будущей профессии, т.к., будучи в материальной и духовной зависимости от своей матери, не может самостоятельно устроить свою собственную жизнь, не говоря уже о роли пастыря для своих прихожан. Генри Тилни из романа «Northanger Abbey» («Нортенгерское аббатство») -слишком индифферентный и ироничный для того, чтобы стать хорошим пастором, хотя он обеспечивает как интеллектуальное, так и моральное обучение героини Кэтрин Морланд. Эдмунд Бертрам является, несомненно, наилучшим примером героя-клирика и вопрос об общественной роли Церкви приобретает большое значение в романе «Mansfield Park» («Мэнсфилд-парк»). Английский исследователь Питер Литарт считает этот роман лучшим в творческом достижении Джейн Остин «Mansfield Park, frequently despised as Austen's worst novel, is in fact her greatest and most important, though admittedly far from the most entertaining» [Leithart: эл. ресурс].

Это произведение наиболее полно изображает жизненную реализацию философии индивидуализма. Этот «коварный индивидуализм» (П. Литарт) приводит к маргинализации Церкви в жизни Англии, провалу духовенства в качестве учредителя английских общественных нравов и, как следствие этого, появление других сил как образцов поведения [Leithart: эл. ресурс].

Писательница видит угрозу, воплощенную в конкретном образе жизни - в том способе, который отрывает моральные принципы от хорошего воспитания и поведения. Это можно увидеть в разговоре между Мэри Крофорд, Фанни Прайс и Эдмундом Бертрамом в первой главе. Эдмунд настаивает, что именно духовенство формирует манеры и поведение нации, но Мария не верит этому. Эдмунд отвечает: «With regard to their influencing public manners, Miss Crawford must misunderstand me, or suppose I mean to call them the arbiters of good breeding, the regulators of refinement and courtesy, the masters of the ceremonies of life. The manners I speak of, might rather be called conduct, perhaps, the result of good principle» [Austen: эл. ресурс].

Генри и Мэри Крофорд прибыли в Мэнсфилд Парк из Лондона и, условно говоря, «привезли его» с собой. Лондон производил манеры и стиль поведения, выступая законодателем мод в Англии начала XIX в. Мэри Крофорд считает столицу лучшим местом для жизни, с ее точки зрения, Лондон олицетворяет характер и образ жизни всей нации, ее мораль и манеры общественного поведения. Положительные герои -Эдмунд Бертрам и Фанни Прайс - не согласны с таким утверждением и выражают свои мысли, которые совпадают с позицией Джейн Остен, которая всю свою жизнь провела в провинции и именно людей провинциальных городков изображала в своих произведениях. Не столица и другие крупные города являются показателем соотношения морали и порока в обществе, а все города и поселки страны. И именно священники имеют огромное влияние на мораль и нормы поведения всего общества. «A fine preacher is followed and admired; but it is not in fine preaching only that a good clergyman will be useful in his parish and his neighbourhood, where the parish and neighbourhood are of a size capable of knowing his private character, and observing his general conduct, which in London can rarely be the case. The clergy are lost there in the crowds of their parishioners. They are known to the largest part only as preachers. And with regard to their influencing public manners, Miss Crawford must not misunderstand me, or suppose I mean to call them the arbiters of good-breeding, the regulators of refinement and courtesy, the masters of the ceremonies of life. The manners I speak of might rather be called conduct, perhaps, the result of good principles; the effect, in short, of those doctrines which it is their duty to teach and recommend; and it will, I believe, be everywhere found, that as the clergy are, or are not what they ought to be, so are the rest of the nation. - Certainly, - said Fanny, with gentle earnestness» [Austen: эл. ресурс]. Главный смысл этих слов заключается в том, что нормы морали и поведения людей должны базироваться на принципах христианства, о которых постоянно говорят людям

священники. «A sermon, well delivered, is more uncommon even than prayers well read. A sermon, good in itself, is no rare thing. It is more difficult to speak well than to compose well; that is, the rules and tricks of composition are oftener an object of study. A thoroughly good sermon, thoroughly well delivered, is a capital gratification. I can never hear such a one without the greatest admiration and respect, and more than half a mind to take orders and preach myself. There is something in the eloquence of the pulpit, when it is really eloquence, which is entitled to the highest praise and honor» [Austen: эл.ресурс].

Во время их разговора Мэри Крофорд была шокирована, когда узнала, что такой красивый и вежливый джентльмен (Эдмунд Бертрам) собирается пройти рукоположение, и еще больше удивляется тому, что он рассматривает Церковь и служение как профессию. «A clergyman is nothing (ничто)», говорит она, указывая на социальный статус. Эдмунд в ответ энергично встает на защиту важного места духовенства в государстве: «A clergyman can not be high in state or fashion. He must not head mobs, or set the ton in dress. But I can not call that situation nothing which has the charge of all that is of the first importance to mankind, individually or collectively considered, temporally and eternally, which has the guardianship of religion and morals, and consequently of the manners which result from their influence» [Austen: эл.ресурс].

С мыслями Эдмунда о роли клира в обществе, и со многими другими, полностью согласна Фанни Прайс, образ и характер которой вносят гармонию в хаотическое и беспомощное общество Мэнсфилд-Парка. Именно эта девушка, племянница миссис Бертрам, которая с детства живет в этой семье практически в положении «бедной родственницы», является примером духовной стойкости и нравственного поведения. Ее доброта и бескорыстие, честность и стойкость помогают выявить пороки и слабости окружающих: себялюбие и жадность миссис Норрис, ошибки в оценке людей Эдмунда, хитрость и пользу Мэри Крофорд, тупость аристократа Рашуорта, самоуверенную наглость Генри Крофорда. В финале романа Фанни находит свое счастье в браке с Эдмундом и становится любимой дочерью сэра Тома, главы семьи. Картина жизни жителей английского поместья и их взаимоотношений, которую создала Джейн Остен в романе «Мэнсфилд-парк», содержит не только наблюдения, но и обобщения о морали и привычках провинциального дворянства и духовенства.

В самом популярном романе Дж. Остен («Гордость и предубеждение», 1813) рассказывается о жизни нескольких семей в сельском дворянском обществе. Главное внимание уделено семейству

Беннет, проживающему в небольшом имении-майорате Лонгборне. По правилам майората, после смерти главы семьи, мистера Беннета, имение должно быть унаследовано не его детьми (а у него 5 дочерей), а только его ближайшим родственником мужского пола. Поэтому важнейшей жизненной целью миссис Беннет является поиск мужей для своих девушек. Мистер Коллинз, о котором пойдет речь дальше, как раз и есть тот самый родственник мистера Беннета, который унаследует Лонгборн.

Главная героиня романа Элизабет Беннет - художественное открытие Джейн Остен. Элизабет, которая выросла в семье малоимущего провинциального сквайра, в среде, для которого характерны мелочные интересы и узость кругозора, резко выделяется на общем фоне. Она много и серьезно размышляет, наблюдая обычаи окружающих ее людей. Элизабет - героиня, наделенная богатой внутренней жизнью; конкретные факты действительности заставляют ее задуматься над несовершенством человеческой природы. Она хорошо понимает ограниченность своей матери, ей антипатичны тщеславие священника Коллинза и чопорное высокомерие богатой и знатной леди де Бер. Мистер Коллинз решил жениться на одной из дочерей своего родственника, чтобы таким образом объединить имущественные интересы обеих семей. Признание он делает практичным способом: «My reasons for marrying are, first, that I think it a right thing for every clergyman in easy circumstances (like myself) to set the example of matrimony in his parish; secondly, that I am convinced that it will add very greatly to my happiness; and thirdly-which perhaps I ought to have mentioned earlier, that it is the particular advice and recommendation of the very noble lady whom I have the honour of calling patroness» [Austen: эл.ресурс]. Его патронесса - леди Кэтрин де Бер. В образах леди де Бер и мистера Коллинза Остен изобразила тех, кого с легкой руки Теккерея стали называть снобами. В отказе выйти замуж за священника Коллинза образ Элизабет раскрывается как нельзя лучше. Ее слова убеждают, что перед нами женщина, которая не пойдет наперекор своему чувству, для которой в любви и браке важны отнюдь не соображения пользы или наживы. «Мистер Коллинз, - говорит она, - тщеславный, надменный, недалекий, глупый человек («conceited, pompous, narrow-minded, silly»). В характере этого персонажа «своеобразно переплелись высокомерие и угодничество, самодовольство и униженность» («a mixture or pride and obsequiousness, self-importance and humility») [Остен 1989: 56]. Во-первых, он большой льстец. Он так много говорит о чудесах поместья и семьи леди Кэтрин, что это уже близко к поклонению, а также

демонстрирует свою чрезмерную галантность по отношению ко всем женщинам. Во-вторых, ведет он себя помпезно, с повышенным чувством собственного достоинства, подчеркивая, например, важность духовенства: «I consider the clerical office as equal in point of dignity with the highest rank in the kingdom» [Austen: эл.ресурс]. А вот он на обеде у леди де Бер: «as he had likewise foretold, he took his seat at the bottom of the table, by her ladyship's desire, and looked as if he felt life could furnish nothing greater» [Austen: эл.ресурс]. В-третьих, поражает его духовная нечувствительность. В душе он не чувствует ничего, все у него -только на словах, под которыми нет никаких настоящих чувств. Вот что он пишет мистеру Беннету, услышав о побеге Лидии: «And it is the more to be to be lamented because there is reason to suppose, as my dear Charlotte informs me, that this licentiousness of behavior in your daughter has proceeded from a faulty degree of indulgence ... Let me advise you then, my dear sir, to console yourself as much as possible, to throw off your unworthy child from your affection forever ...» [Austen: эл.ресурс].

В характере мистера Коллинза ощутимы черты сатирического гротеска. Современники писательницы живо реагировали на сатирическую остроту таких образов Джейн Остен, которая была дочерью и сестрой священников. Имя Коллинз стало нарицательным в английском языке, так же, как Домби или Пиквик. Коллинз - это тщеславие, раболепие, увлеченность перед чужим титулом или положением.

Все вышеизложенное не означает, что Джейн Остен была решительно настроена против духовенства, кстати, некоторые из самых суровых сатирических нападок на духовенство в истории церкви были от набожных христиан, которые были разъярены злоупотреблениями их лидеров. Как и они, Остен атакует неправедное духовенство не для того, чтобы уничтожить всех служителей церкви; она нападает на неправедное духовенство, чтобы защитить истинное. Писательница не стремилась радикально отказаться от сформированных понятий о моральности и аморальности. Заслугой ее творчества является, в данном случае, неразрывность рассмотрения социальной и моральной проблематики, христианских принципов, которые помогают сделать акцент как на нормах общественного поведения, так и на духовной свободе личности.

Список литературы

Вулф В. Джейн Остен // Эти загадочные англичанки...: Э. Гаскелл; В. Вулф; М. Спарк; Ф. Уэлдон. М.: Прогресс, 1992. 506 с.

Ивашева В.В. «Век нынешний и век минувший...». Английский роман XIX века в его современном звучании / 2-е изд., доп.. М.: Худож. лит., 1990. 479 с.

Остен Д. Гордость и предубеждения. М.: Правда, 1989. 384 с. Остен Д. Мэнсфилд-Парк. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 1998. 462 с. Остен Д. Нортенгерское аббатство. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 1998. 350 с.

Писатели Англии о литературе: сб. ст. М.: Прогресс, 1981. 410 с. Austen J. Mansfield Park. URL: http://www.readcentral.com /chapters/ Jane-Austen/Mansfield-Park/010 (дата обращения: 23.11.2014).

Austen J. Pride and Prejudice. URL: http://www.literaturepage.com /read/prideandprejudice.html (дата обращения: 10.03.2015).

Janssen F. The Georgian Clergy. URL: http://www. literarydetec-tives.com/1177/the-georgian-clergy-jane-austen-history-litera-ry-detectives/ (дата обращения: 15.05.2015).

Leithart P. Miniatures and Morals: The Christian Novels of Jane Austen. URL: http://www.firstthings.com/article/2004/01/jane-austen-public-the-ologian (дата обращения: 26.11.2014).

Maynard J. The Victorian Age and Religion. The Cambridge Companion. Cambridge University Press, 2002. 251 p.

The Norton Anthology of English Literature. London: WW Norton & Co Inc, 2003. 1517 p.

RELIGION AND THE CLERGY IN THE NOVELS OF JANE AUSTEN

Nadezhda I. Nazarenko

Candidate of Philology, Associate Professor of English Philology Department Mariupol State University

87500, Ukraine, Mariupol, Stroiteley Ave., 129а. nazarenknad@rambler.ru

The article focuses on the investigation of the functioning of Christian themes in the works of the XIX century English writer Jane Austen, as continuing interest in religious matters is one of the main factors that determine the stability and permanence of the Victorian era. The author's transformation of issues related to religion and spiritual life of society and the images of priests in the novels of J. Austen are considered in the article.

Key words: Christianity, the clergy, the philosophy of individualism, morality, preaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.