Научная статья на тему 'Поэтика английского романа о «Дворянских гнездах» (на материале романа Джейн Остен «Мэнсфилд-парк»)'

Поэтика английского романа о «Дворянских гнездах» (на материале романа Джейн Остен «Мэнсфилд-парк») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
907
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ РОМАНА / ЖАНР / ДЖЕЙН ОСТЕН / УСАДЬБА / TYPOLOGY OF NOVEL / GENRE / JANE AUSTEN / COUNTRY ESTATE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саркисова Анна Юрьевна

На примере одного из романов Джейн Остен выявляются жанровые особенности типа английского «усадебного» романа начала XIX в. Английский «усадебный» роман развивал любовно-психологическую коллизию, сопряженную с проблемой личностного самосознания. Отнесение действия в усадьбу, обрамление истории любви контекстом природы и быта оказывалось принципиальным, позволяя актуализировать нравственно-философское и национально значимое содержание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

By the example of one of the novels by Jane Austen the article focuses on the distinguishing genre features of the English country estates novel of the beginning of XIX century. This type of novel developed love-psychological collision connected with the problem of personal self-consciousness. The choice of country estate as a scene of action, the immersion of the love story in the nature and private-life context was of fundamental importance and let actualize the ethicphilosophical and national significant content

Текст научной работы на тему «Поэтика английского романа о «Дворянских гнездах» (на материале романа Джейн Остен «Мэнсфилд-парк»)»

А.Ю. Саркисова

ПОЭТИКА АНГЛИЙСКОГО РОМАНА О «ДВОРЯНСКИХ ГНЕЗДАХ»

(НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА ДЖЕЙН ОСТЕН «МЭНСФИЛД-ПАРК»)

На примере одного из романов Джейн Остен выявляются жанровые особенности типа английского «усадебного» романа начала XIX в. Английский «усадебный» роман развивал любовно-психологическую коллизию, сопряженную с проблемой личностного самосознания. Отнесение действия в усадьбу, обрамление истории любви контекстом природы и быта оказывалось принципиальным, позволяя актуализировать нравственно-философское и национально значимое содержание.

Ключевые слова: типология романа, жанр, Джейн Остен, усадьба.

В Англии, стране высокоразвитой усадебной культуры, в конце ХУШ - начале XIX в. был очень популярен роман о жизни и нравах современного общества, основное действие которого замыкалось в пределах дворянской усадьбы и обуславливалось усадебным хронотопом (Е. Инчбальд, М. Эджворт, Дж. Остен и др.). Определенная типологическая общность сюжета, проблематики и поэтики подобных романов позволяет поставить вопрос о жанровом своеобразии английского «усадебного» романа.

Непревзойденным мастером данного жанра была Джейн Остен (1775-1817), писательница, выросшая на традициях Ричардсона и Филдинга, Томсона и Грея, Голдсмита и Крабба, Каупера и Стерна, Фанни Берни и Марии Эджворт. Шесть ее оконченных романов являют собой вершинные образцы английского романа о «дворянских гнездах». С целью выявить его типологические черты и жанровое своеобразие обратимся к анализу зрелого романа писательницы «Мэнсфилд-парк» (1814).

Содержание «Мэнсфилд-парка» связано с утверждением ценностей усадебной жизни. Роман посвящен истории молодой девушки Фанни Прайс, которую в десятилетнем возрасте взяли на воспитание богатые родственники, владельцы прекрасной усадьбы Мэнсфилд-парк. Фанни растет в семье баронета Томаса Бертрама вместе с четырьмя его детьми - Томом, Эдмундом, Марией и Джулией. Разница в их положении, тем не менее, ощущается во всем: в отношении окружающих, в воспитании. Эдмунд с ранних лет становится лучшим другом Фанни, формируя ее ум и душу; Фанни сама не замечает, когда эта дружба перерастает с ее стороны в более сильное чувство. Завязка основных сюжетных линий романа начинается с приезда в пасторат Мэнсфилд-парка молодых гостей - Генри и Мэри Крофордов, брата и сестры, богатых, умных и легкомысленных. Генри сознательно, но не имея серьезных намерений, пленяет обеих сестер Бертрам, старшая из которых уже помолвлена к тому времени с богатым соседом Рашуотом. Мэри очаровывает Эдмунда, и, будучи сама искренне увлечена им, в качестве своего избранника рассматривает, прежде всего, Тома, старшего сына баронета - наследника титула и Мэнсфилд-парка. Таким образом, завязывается множество любовных треугольников, в центре каждого из которых оказываются Мэри или Генри Крофорд. Приезд этих людей, в конечном счете, всколыхнул прочно сложившийся уклад в Мэнсфилде, вызвал множество ссор и неблагопристойных затей. После отъезда в Лондон Марии и Джулии Генри Крофорд обращает внимание на Фанни: первоначально задумав влюбить ее в себя, он неожиданно увлекается сам, предлагая ей стать его

женой, но получает отказ. Ряд преследований Крофорда остается без результата. Отказавшись от столь выгодной партии, Фанни вызывает неудовольствие сэра Томаса. В последней части романа Фанни в Портсмуте, гостя у родителей, узнает, что в Лондоне Мария сбежала с Крофордом, а Джулия - с Йейтсом. Сэр Томас переживает крах своей системы воспитания. Мэри Крофорд, пытаясь защищать брата и не придавая должного осуждения его поступку, теряет расположение Эдмунда. Гости окончательно уезжают из Мэнсфилда. В финале Эдмунд, с радостью узнав, что он давно любим, женится на Фанни и, уже приняв к тому времени сан священника, переселяется с ней в пасторат Мэнсфилд-парка. Возобновляются мир и спокойствие мэнсфилд-ской жизни.

Выбор усадьбы в качестве сюжетного пространства предопределяет такие особенности «Мэнсфилд-парка», как ограниченность действующих лиц двумя соседскими семействами, ненасыщенность действия событиями, простота и будничность сюжета. Джейн Остен не затрагивает острые политические, социально-исторические проблемы времени: в деревне течет частная жизнь, закрытая для внешних вторжений. Значение усадебного хронотопа подчеркивается заглавием романа: роман озаглавлен по названию усадьбы, отнесенной романисткой в реальное графство центральной Англии - Нортгемптоншир.

Игнорирование писательницей общественной проблематики и отсутствие ярко выраженной событийной линии компенсируются в романе пристальным вниманием к нюансам человеческих отношений, внутренним переживаниям героев, вопросам нравственности и морали, проявляющимся в повседневной жизни. Пространственно-временная ограниченность действия оборачивается неограниченно глубоким проникновением в нравственный смысл поступков и побуждений человека. Внутренним сюжетом романа оказывается этический сюжет, связанный, в первую очередь, с развитием характера центральной героини.

Два сюжетных плана романа Остен объединяет любовная коллизия, сопряженная с историей нравственного преображения, испытания моральных принципов. Достижение счастья оказывается в зависимости от правильного воспитания - как полученного в детстве, так и самовоспитания. Именно любовь становится движущей силой в развитии характера. Постоянно живя в усадьбе, в ограниченном круге людей (каждое лицо которого ярко и живописно воссоздается Джейн Остен, порождая в совокупности энциклопедию нравов и характеров английской провинции), героиня ограничена ценностями этого микромира. Появление героя-гостя извне становится первым серьезным испытанием

для нее. Оказавшись в центре любовного треугольника, героиня вынуждена принимать решение, определяться в собственных приоритетах.

Фанни Прайс - носительница норм и устоев «дворянского гнезда». Из-за ленивого характера леди Бертрам, отказавшейся от дома в Лондоне, Фанни постоянно жила в Мэнсфилде, никуда до начала сюжетного действия не выезжая и ничего, кроме Мэнсфилда, не видя и не зная. Жизнь в Мэнсфилде текла по патриархальным законам, установленным Томасом Бертрамом; они героиней осознаются как нравственные и единственно правильные. Приезд Крофордов нарушает покой Фанни. Но несмотря на все выгоды брака с Генри, несмотря на его настойчивость и приметность у него искреннего чувства, несмотря на увещевания родственников, которые взяли когда-то ее в свою семью и которым она была бесконечно обязана, несмотря на мысли о родных братьях и сестрах, которым она могла бы помочь, выйдя замуж, Фанни даже ни разу не усомнилась в том, что брак без любви для нее неприемлем. В английском «усадебном» романе героиня не мечется между страстью и долгом, она ни на минуту не сомневается в собственных моральных убеждениях. Еще в произведениях С. Ричардсона, родоначальника семейнобытового романа, в основе был сюжет, связанный с героем-искусителем и стойкостью добродетельной героини. Ситуации, в которой добродетельная героиня влюбляется в недостойного героя, в английском романе рассматриваемой традиции не встречается в принципе: любовь возникает только в ответ на душевное благородство, страсть не может убить доводы рассудка.

Английский роман конца XVШ - начала XIX в., таким образом, утверждает новый тип героини, исполненной нормы и гармонии. Ей удается совмещать счастье и долг, чувствительность и благоразумие (любимая проблема Джейн Остен: «Чувство и чувствительность», «Доводы рассудка»). Генри Крофорд полюбил Фанни за умение жить чувствами: «Он уже более не сомневался в щедрости ее сердца. Она способна на чувство, на подлинное чувство» [1. С. 440]. Но Генри не может не оценить и ее ум, и представление о долге, говоря «о твердости и уравновешенности ее поведения, и высоком понятии о чести, и неизменном соблюдении приличий...» [1. С. 491]. Фанни Прайс противопоставлены в романе другие типы женского характера - Мэри Крофорд, Мария и Джулия Бертрам.

По сюжету романа с отъездом Крофордов восстанавливается естественный, правильный ход усадебной жизни, к которому привыкла с детства Фанни, но теперь он еще приносит ей подлинное счастье, потому что изменилась сама героиня. Именно ситуация с Крофордом (ситуация испытания) научила героиню сознательно относиться к реальной жизни и отстаивать свой выбор. Согласно просветительским убеждениям Остен, теперь героиня заслуживает счастья.

Этические нормы, привитые в гнезде, сыграли решающую роль в судьбе Фанни. Этическая оппозиция города и усадьбы, обязательная для романа о «дворянских гнездах», постоянно прослеживается в «Мэнсфилд-парке»: усадьба связывается с принципами морали и добродетели, а город - с суетой и пороком. Из Лондона приезжают в Мэнсфилд герои, возмутившие

неторопливый, мирный ход деревенской жизни. В Лондоне Мария и Джулия решаются на побег. Мэри Крофорд однажды говорит главному герою романа Эдмунду: «Мне кажется, по столице можно довольно верно судить о любом другом месте» [1. С. 314]. На что Эдмунд, готовящийся принять сан священника, отвечает: «Нет, хочу надеяться, что не тогда, когда речь идет о соотношении добродетели и порока в королевстве. Не в больших городах мы ищем высочайшую мораль. Уважаемые люди любого звания не там могут творить всего более добра; и конечно, не там можно всего более ощутить влияние духовенства» [1. С. 314]. Обретя в финале романа женское счастье, Фанни соотносит его с мэнсфилдской жизнью: «. они переселились в Мэнсфилд, и тамошний пасторат, к которому при двух его последних владельцах Фанни всегда приближалась с мучительным стеснением чувств либо с тревогою, скоро стал так дорог ее сердцу и так на ее взгляд прекрасен, как было с давних пор все окрест, все, что находилось под покровительством Мэнсфилд-парка» [1. С. 652]. На этой похвале усадьбе роман и заканчивается.

Любовные перипетии и формирование характеров, обеспечивающие развитие сюжета, изображаются в романе на фоне национальной усадебной жизни. Природа и быт получают у Джейн Остен важнейшее смысловое наполнение. Хотя Остен редко прибегала к описаниям пейзажа и интерьера, для нее «малейшие нюансы поведения людей неразрывно связаны с окружающей их обстановкой, и, чтобы психологически точно описывать первое, она должна досконально знать второе. Мир романа - даже те его детали, что не попали в объектив, - жил, облеченный плотью и кровью, в творческом сознании писательницы» [2. С. 131].

Редкость пейзажей не отменяет их значимости в общей концепции произведения. Все обращения к теме природы органичны как для творческой манеры Остен, так и для понимания мироощущения автора романа о «дворянских гнездах», постижения отличительной эстетической и философской проблематики жанра.

Сконцентрировавшись на изображении человека, чаще всего писательница обращается к теме природы с целью характеристики героя. Для усадебного человека природа играет огромную роль в мироощущении; способность героя чувствовать и понимать красоту природы становится у Остен оценивающим критерием. Вместо пейзажа, как правило, в романах поэтому приводится описание восприятия его персонажами.

Характерный пример - разное восприятие природы по дороге в Созертон девицами из Мэнсфилда. Фанни Прайс, никогда прежде не отлучавшаяся далеко из дому, «...скоро с великой радостью уже смотрела на все то, чего не видела прежде, и любовалась открывающейся ей красотою. Во время беседы к ней обращались не часто, да ей этого и не хотелось. Собственные мысли и раздумья были по обыкновению лучшими ее собеседниками, и, замечая новые окрестности, коттеджи, стада, ребятишек, направление дорог, разницу в почвах, хороши ли хлеба и травы, она находила в том развлечение, которое могло стать отраднее единственно, если б она могла поделиться своими чувствами с Эдмундом» [1. С. 303-304]. Фанни способна любоваться обыденным национальным сельским пейзажем, живо-

писание которого уходит корнями в традиции пасторального изображения природы, столь крепкие в английской литературе. Контрастное, по сравнению с Фанни, восприятие природы у сидящей рядом и откровенно скучающей Мэри Крофорд: «Совсем у ней не было присущей Фанни тонкости вкуса, ума, чувств; она едва замечала природу, неодушевленную природу; весь ее интерес был устремлен на людей, а склонность она имела к тому, что ярко и весело» [1. С. 304]. Джейн Остен, с ее авторским доминирующим интересом к миру людей, не прощает такого выбора своим героиням: нелюбовь к природе - показательный, один из ключевых критериев в оценке персонажей. И совсем другим заняты мысли еще одной спутницы Марии Бертрам, заметно оживающей при виде богатых окрестностей Созертона: скоро она, выйдя замуж, будет здесь хозяйкой. Восприятие природы подменяется у этой героини суетностью и тщеславием.

Желание Джейн Остен не просто очертить пейзаж, а актуализировать момент восприятия природы человеком корреспондирует с открытиями английской философии XVIII в. о роли чувства и перцепции в понимании естественной природы, согласно которым «главную роль играли уже не символы и эмблемы, а вызываемые природой ощущения и настроения» [3. С. 153].

Глядя в окно, Фанни Прайс восхищается красотой ночной природы и делится впечатлениями с Эдмундом: «Это истинная гармония! - сказала она. - Истинный покой! То, с чем не сравнится никакая живопись, никакая музыка. О чем одной поэзии дано попытаться поведать. Вот что может утишить любую тревогу, вызвать в душе восторг! Когда я смотрю на такую ночь, мне кажется, будто на свете нет ни зла, ни горя; ведь конечно же, и того и другого будет меньше, если чаще внимать величию природы и, созерцая подобный вид, люди будут чаще печься не о себе» [1. С. 332]. В приведенном отрывке описание природы вновь заменено реакцией героини. Лиризм, неизменно отличающий пейзажные страницы в «усадебной» литературе, здесь достигается воссозданием отзвука великолепия природы в человеческой душе. Противопоставление природы и человека, вечной красоты и суетности, выводит к глубокой философской проблематике, обязательной в любом «усадебном» романе. Английский акцент проявлен в подчеркивании этической составляющей и, возможно, даже примешивании определенной религиозной окраски. Если в русском романе о «дворянских гнездах» антитеза природы и человека устойчиво оттеняется трагической семантикой, то Джейн Остен вновь не изменяет просветительский оптимизм.

Еще одна типичная для «усадебного» романа функция природы - привычный поэтический фон для любовного сюжета: природа настраивает на душевные чувства, задает для героев естественный ритм жизни и рождает у читателя ряд литературных ассоциаций, определяя ожидание ситуации на рандеву. Об этом пишет сама Джейн Остен (хотя и не без доли иронии), стараясь разобраться в причинах увлечения Эдмундом Мэри Крофорд: «Молодая девица, хорошенькая, живая, с арфой, столь же элегантной, как она сама, подле окна выходящего на газон, окруженный кустами в пышной летней листве, - этого было довольно, чтобы покорить

сердце любого мужчины. Время года, место, сама атмосфера, все располагало к нежным чувствам» [1. С. 288].

Скупые обращения Джейн Остен к теме природы интересны в плане их соответствия английским идеалам естественной природы, породившим пейзажные сады и покорившим в XIX в. всю Европу. Из реплик героини выявляется типичный для своего времени английский взгляд на идеальный пейзаж: «В расположении аллеи такая приятная для глаз неприхотливость!.. никаких особых претензий!» [1. С. 416]; «Вечнозеленые! Как прекрасна, как желанна, как удивительна вечная зелень! Если подумать, до чего поразительно разнообразие природы!» [1. С. 417]; «Стоит кинуть взгляд на самое заурядное творение природы, и сразу находишь пищу для игры воображения» [1. С. 417]. Все эти немногословные характеристики подчеркивают особенности «английских» садов: отсутствие броской роскоши, разнообразие («variety»), ориентация на ощущения и впечатления человека.

Краткие обращения писательницы к теме природы оказываются максимально емкими по значению. Посредством введения темы природы Остен уточняет тип и образ усадебного героя, сочетает в повествовании лиризм и эпичность, передает естественную атмосферу любовного сюжета, включает в художественный мир романа философский подтекст английской естественной природы, выходит к проблеме национального пейзажа в традициях пасторали и георгики.

Не менее важным, чем природное окружение героев, оказывается в романе контекст быта. Английский роман утверждает этику частной жизни, отстаивание в повседневности национальных ценностей.

В.Г. Щукин подчеркивал, что в английской усадьбе был достигнут настоящий комфорт, который «неразрывно связан с интимностью частной жизни» [4. С. 291], т.к. удобство и обособленность микропространства - залог гармонического развития индивидуальности. Ссылаясь на американского историка интерьера Джона Лукача, он акцентировал, что «потребность в комфорте появляется у человека в связи с развитием личностного самосознания» [4. С. 291]. Именно в максимально благоприятных условиях английской усадебной жизни для развития личности В. Г. Щукин увидел один из ключевых показателей того, почему авторы русской «усадебной» литературы, в частности И.С. Тургенев, ориентировались, как правило, на европейскую (культура, личность), а не азиатскую (патриархальность, соборность) традицию в изображении дворянского гнезда.

Вполне осознанно достоинства жизни в Мэнсфилд-парке Фанни оценила только в последней части романа, когда впервые, с радостью и надеждой, отправилась в город к своим бедным родителям и была поражена шумом, духотой, плохой пищей, бестактностью, царящей в доме: «Оттого, что все здесь было по-другому, не проходило часу, чтоб она не вспоминала жизнь в Мэнсфилде - его изящество, благопристойность, размеренность, гармонию и, пожалуй, прежде всего мир и спокойствие» [1. С. 577]. Быт в сознании Фанни соединялся с духовной жизнью, человеческими отношениями: «В Мэнсфилде никогда не слышно было ни перепалок, ни повышенного тона, ни грубых вспышек, ни

малейшего ожесточения; жизнь шла размеренно, с бодрой упорядоченностью; у каждого было свое заслуженное место; чувства каждого принимались во внимание» [1. С. 577].

Английское дворянское гнездо обеспечивало, таким образом, не только материальный комфорт. Благодаря английским идеалам вежливости и джентльменства, человек, как правило, мог рассчитывать на духовный уют. Этика и этикет были неразрывно связаны; за ежедневными нормами поведения стояло бережное отношение к чувствам окружающих и понятие о долге. Впрочем, есть в «Мэнсфилд-парке» и герои, у которых этика и этикет оказываются не в ладу. Так описываются переживания Джулии Бертрам, вынужденной при осмотре парка Созертона сопровождать миссис Рашу-от: «Учтивость, воспитанная в ней как безусловная ее обязанность, не позволяла ей сбежать; а недостаток того истинного самообладания, того необходимого внимания к другим, того знания собственного сердца, того принципа справедливости, которые отнюдь не составляли основу ее воспитания, делали ее несчастною» [1. С. 312-313]. Убеждения Остен о неразделимо-сти счастья и долга продолжают действовать на уровне изображения повседневной жизни. Несоблюдение этических норм ведет героев к жизненным катастрофам; после побега обеих своих дочерей сэр Томас прозревает: «Он боялся, что недоставало нравственного начала, деятельного нравственного начала, никогда их должным образом не учили подчинять свои склонности и побуждения единственно необходимому, важнейшему чувству - чувству долга. Их религиозное воспитание было умозрительным, и никогда с них не спрашивали, чтоб они воплощали его в своей повседневной жизни. Удостоиться похвалы за изящество и всевозможные таланты - вот к чему они стремились со всеобщего одобрения, но это никак не способствовало их нравственному совершенствованию, не влияло на душу. Он хотел, чтоб они выросли хорошими, но пекся о разуме и умении себя вести, а не о натуре; и, пожалуй, никогда ни от кого не слышали они о необходимости самоотречения и смирения, что послужило бы к их благу» [1.

С. 642]. Приятные манеры не оказываются самодостаточными в воспитании, акцент в романах Остен дела-

ется на этическом, нравственном формировании характера. Нравственное отношение к окружающим людям обеспечивает идеальную духовную атмосферу дворянского гнезда.

«Интимность частной жизни» распространяется у Джейн Остен не только на личность, но и на отдельную семью. Английские идеалы «дома-крепости» и приоритет семейственности в полной мере отражаются в романе. Усадьба давала возможность семейного уединения, автономной, независимой семейной жизни. Фанни, воспитанная в этой атмосфере, не разделяет желание Эдмунда сблизиться с Крофордами: «По-моему, дядюшке не понравилось бы никакое пополнение нашего общества. Я думаю, как раз тишиной, о которой ты говоришь, он и дорожит, ему только и требуется, что спокойствие семейного круга» [1. С. 405]. Идиллически описывается собрание всей семьи у камина после возвращения сэра Томаса из Вест-Индии, и совсем лишним здесь оказывается мистер Йейтс, «...никогда еще не имевший дела с теми, для кого власть отца и семейное доверие отнюдь не пустые слова» [1. С. 389].

Романы Джейн Остен, благодаря усадебному хронотопу, позволяли соединить в себе такие типично английские ценностные категории, как почитание «естественной» природы и приоритет семейственности, культура повседневности и этика частной жизни, нравственное (джентльменское) отношение к окружающим и доминирующая идея личности. Современный человек, по традиции английского романа, проверяется в частной жизни (протекающей, в данном случае, на фоне природы и национального уклада), а любовный сюжет превращается в сюжет нравственного преображения, любовь поэтизируется как мощная, созидающая сила.

По оценкам исследователей, «не многие писатели -возможно, только Шекспир и Диккенс - удостоились в Англии большего культа, чем Джейн Остен» [2. С. 126]. Определенная недооценка этой романистки в других странах, возможно, объясняется связью содержания ее романов с глубинной национально значимой проблематикой, не до конца понятой иностранным читателем. Вероятно, и усадебный хронотоп, неотделимый от изображения национальных форм существования, играет в оригинальности романов Джейн Остен отнюдь не последнюю роль.

ЛИТЕРАТУРА

1. Остен Дж. Собрание сочинений: В 3 т. / Пер. с англ. М., 1988. Т. 2. 670 с.

2. Атарова К.Н. Англия, моя Англия: Эссе и переводы. М., 2006. 408 с.

3. Лихачев Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991. 372 с.

4. Щукин В.Г. Российский гений просвещения: Исследования в области мифопоэтики и истории идей. М., 2007. 608 с.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 22 октября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.