УДК 336.645.3
Кадисов Мират Маратович
Российской Университет Дружбы Народов Экономический факультет, кафедра «Финансы и кредит»
Россия, Москва Аспирант E-Mail: kadissoff@gmail.com
Роль инвестиционного риска в реализации главного мегапроекта страны
Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию инвестиций ОАО «Сбербанк России» в ХХ11 Олимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи, как генерального партнера данных игр, с целью определения и изучения инвестиционных рисков коммерческих банков. Безусловно, инвестиционная активность таких крупных институциональных инвесторов, как Сбербанк - это прежде всего реализация масштабного проекта, несущего репутационный характер не только для крупнейших коммерческих структур, но и для всей страны в целом. Бюджет олимпиады составляет около 50 млрд. долларов, опережая даже самую дорогую Пекинскую олимпиаду, которая обошлась Китаю в 43 млрд. долларов. Я полагаю, что любой крупный инвестор вкладываясь в реализацию таких масштабных проектов понимал их огромную социальную составляющую, однако, минимальную отдачу ожидали и ожидают все, как крупнейшие инвесторы олимпиады. Одной из основных проблем преинвестиционной фазы проектов является неверная, неполная оценка данных проектов, которая в дальнейшем отражается на всем процессе реализации, выступая одним из основных катализаторов рыночных рисков сочинских проектов. Основная часть проблем, связанная с рисками невозврата кредитов инвесторами, в случае подтверждения доводов аналитиков о полной убыточности инвестиционных проектов сочинской олимпиады ляжет на плечи Внешэкономбанка, а точнее бременем на бюджет. Новых поступлений в бюджетную систему РФ в ближайшее время не предвидится, особенно ввиду стагнации производства, поэтому существование опасений по поводу того, что в итоге все инвестиции в мегапроект Сочи 2014 лягут на плечи пенсионеров, малоимущих, врачей, учителей и т.д. - вполне обоснованно.
Ключевые слова: Инвестиции; инвестиционный риск; инвестор; Сбербанк;
Внешэкономбанк; Олимпиада; Сочи; невозрат; особая экономическая зона; кредит.
Идентификационный номер статьи в журнале 133БУЫ613
Mirat Kadisov
Peoples’ Friendship University of Russia
Russia, Moscow E-Mail: kadissoff@gmail.com
The role of investment risk in the implementation of main megaproject of the country
Abstract: The present article is devoted to research of investments of JSC Sberbank of Russia in the XXII Olympic winter Games of 2014 in Sochi, as general partner of these games, for the purpose of definition and analyzing of investment risks of commercial banks. Certainly, investment activity of such large institutional investors as the Sberbank - is primarily a large-scale project, having a reputation not only for the nature of the largest commercial structures, but also for the whole country. Olympics budget is about $ 50 billion, surpassing even the most expensive Beijing Olympics, which cost was 43 billion dollars. I believe that any large investor before put in implementation of such large-scale projects understood their huge social component, however, the minimum return expected and expect everything, as the largest investors of the Olympic Games. One of the main problems of a “preinvestitsionny” phase of projects is the incorrect incomplete assessment of these projects which is reflected further in all process of realization, acting as one of the main catalysts of market risks of the Sochi projects. The main part of problems connected with risks of a non-return of the credits by investors, in case of confirmation of arguments of analysts on full unprofitability of investment projects of the Sochi Olympic Games will lay down on Vneshekonombank shoulders, to be exact problem on the budget. New receipts in the budget system of Russian Federation soon it isn't expected, especially in view of production stagnation therefore existence of fears on the fact that as a result all investments into the Sochi megaproject 2014 will lay down on pensioners, needy, doctors, teachers, etc. - it is quite reasonable.
Keywords: Investment; risk investment; investor; Sberbank; Vnesheconombank; Olympics; Sochi; non-payment; the special economic zone; the credit.
Identification number of article 133EVN613
Напомним, что начиная с 2009 года, Открытое акционерное общество «Сбербанк России» (ОАО «Сбербанк России») является генеральным партнером XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи. При этом главное инвестиционное направление Сбербанка -ОАО «Красная Поляна», реализующий проект по созданию и развитию Спортивнотуристического комплекса «Горная карусель» (СТК «Горная карусель») в Сочи. В рамках данного проекта запланировано строительство 740 000 кв.м. различного назначения. В начале октября 2013 г. стало известно, что Сбербанк, а точнее подконтрольный Сбербанку Общество с ограниченной ответственностью «СВК Холдинг» (ООО «СВК Холдинг»), увеличил свою долю в уставном капитале ОАО «Красная поляна» с 50,03% до 92,1% акций, путем приобретения пакета акций дополнительного выпуска ценных бумаг «Красной поляны». На верном ли пути стоит главный банк страны, вкладываясь в инвестиции, с заранее известным и просчитанным риском невозврата вложенных средств, даже на долгосрочной основе? ...
Безусловно, инвестиционная активность таких крупных институциональных инвесторов, как Сбербанк - это прежде всего реализация масштабного проекта, несущего репутационный характер не только для крупнейших коммерческих структур, но и для всей страны в целом. Бюджет олимпиады составляет около 50 млрд. долларов, опережая даже самую дорогую Пекинскую олимпиаду, которая обошлась Китаю в 43 млрд. долларов. Я полагаю, что любой крупный инвестор вкладываясь в реализацию таких масштабных проектов понимал их огромную социальную составляющую, однако, минимальную отдачу ожидали и ожидают все, как крупнейшие инвесторы олимпиады, такие как Интеррос, Газпром, Сбербанк, так и более мелкие инвесторы по масштабам вложенных средств. Напомним, что основные средства крупнейшим инвесторам были предоставлены Внешэкономбанк на кредитной основе, поэтому один из основных инвестиционных рисков в рамках реализации проектов сочинской олимпиады в общем, и реализации проекта «Горная карусель», в частности - риск невозврата вложенных средств, особо усугубляется заемным характером инвестированных средств. Первоначальная схема кредитования частных инвесторов Внешэкономбанком была следующая: 70% вложений должны были покрываться за счет кредитов Внешэкономбанка, 30% должны были составлять частные вложения. Данная схема просуществовала вплоть до конца 2012г., до момента признания практически всеми крупными инвесторами олимпиады убыточности данных проектов ввиду особого характера сложившихся рыночных рисков. В ответ на все возрастающую стоимость проектов с колоссальной долей рисков Внешэкономбанк принял решение об увеличении доли кредитов до 90%.
Одной из основных проблем преинвестиционной фазы проектов является неверная, неполная оценка данных проектов, которая в дальнейшем отражается на всем процессе реализации, выступая одним из основных катализаторов рыночных рисков сочинских проектов. Так, по данным газеты «Ведомости» общий объем капиталовложений в главный основной инвестиционный продукт Сбербанка - «Горная карусель» за время его реализации возрос почти в пять раз, с 16 до 75-80 млрд.рублей к 2012году. Процесс значительного удорожания стоимости проекта в ходе его реализации в деятельности крупных инвесторов не является секретом, невозможно абсолютно точно определить объем капиталовложений на преинвестиционной фазе проекта. Однако, если в мировой практике средний коэффициент «удорожания» проекта равен 2, то при строительстве олимпийских объектов в России данный показатель достиг коэффициента 5. Оценка инвестиционного проекта занимает ведущее место в теории и практике инвестиционного анализа, существуют различные критерии оценки инвестиционных проектов, однако, в российской практике оценке инвестиционного проекта уделяется недостаточное внимание менеджмента, что видно на примере строительства СТК «Горная карусель». Часть работ стала намного дороже так как потребовались непредусмотренные в первоначальных сметах затраты, связанные прежде всего со
сложностью строительства в регионе, новых вводных, ко всему прочему рынок труда в Сочи значительно подорожал. Напомним, что методов оценки стоимости инвестиционных проектов существует большое множество: метод чистой текущей стоимости, метод расчета индекса рентабельности инвестиций, метод внутренней нормы рентабельности, метод определения срока окупаемости инвестиций, метод расчета учетной нормы прибыли, однако, при оценке крупных инвестиционных проектов с большим бюджетом капиталовложений имеющим заемный характер каждому инвестору необходимо учитывать субъективность оценки проекта, проявляющуюся в неоднозначности оценки данного объективного явления в связи с различным уровнем полноты информации, времени в течение которого необходимо принять решение и тд. Безусловно, что риски оценки проекта, связанные с его преинвестиционной фазой должны рассматриваться в совокупности с рисками на инвестиционной и эксплуатационной фазах.
В теории влияние оценки инвестиционного проекта на его дальнейшую реализацию ясно: даже если субъективные факторы риска отразились на преинвестиционной фазе оценки проекта достаточно сильно, инвестор вполне целесообразно должен принять решение об урезании бюджета капиталовложений при его ограниченных объемах. При реализации инвестиционных проектов сочинской олимпиады проблема состоит не только в неверной, неполной оценке данных проектов, включая инвестиции Сбербанка в СТК «Г орная карусель», но и в особой социально ориентированной направленности данных инвестиций: у инвесторов отсутствует возможность применения стандартных методов управления объемами капиталовложений. В ответ на это ВЭБ расширяет свою кредитную линию, вгоняя, таких крупных институциональных инвесторов, как Сбербанк, в долговую яму с заранее невыгодным выходом из нее для частного бизнеса.
Основная часть проблем, связанная с рисками невозврата кредитов инвесторами, в случае подтверждения доводов аналитиков о полной убыточности инвестиционных проектов сочинской олимпиады ляжет на плечи ВЭБ, а точнее бременем на бюджет. Новых поступлений в бюджетную систему РФ в ближайшее время не предвидится, особенно ввиду стагнации производства, поэтому существование опасений по поводу того, что в итоге все инвестиции в мегапроект Сочи 2014 лягут на плечи пенсионеров, малоимущих, врачей, учителей и тд - вполне обоснованно. Напомним, что в бюджетном послании Президента РФ резкое, более чем на 140 млрд рублей сокращение социальных расходов на образование, здравоохранение уже предусмотрено.
Каким же образом частному бизнесу выйти из принудительно-добровольной инвестиционной деятельности, не потеряв при этом свой капитал...
Согласно сообщениям газеты «Ведомости» крупнейшим инвесторам сочинской олимпиады, включая Сбербанк потребуется реструктуризация кредитов, предоставленных Внешэкономбанком (ВЭБ), что дополнительно подтверждает возможный риск невозврата вложенных средств.
Реструктуризация обязательств возможна в следующих формах: отсрочка или рассрочка платежей, зачет взаимных платежных требования, перевод долга, переоформление задолженности в вексельные обязательства, перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные, погашение задолженности посредством передачи кредитору имущества должника, списание задолженности. Конечно говорить о таких крайних формах реструктуризации, как погашение задолженности посредством передачи кредитору имущества должника или списание задолженности на инвестиционной фазе сочинских проектов - еще достаточно рано, особенно с учетом масштаба деятельности Сбербанка и других институциональных инвесторов по основным видам деятельности. Тем не менее Правительству необходимо уже сейчас задуматься о мерах государственных гарантий в
отношении частного бизнеса, крупно вложившегося в государственный мегапроект, с изначально высокими уровнями риска невозврата вложенных средств. Напомним, что в настоящее время итоги совещаний у премьер-министра Дмитрия Медведева оканчиваются заявлениями о том, что Сбербанк и остальные инвесторы могут рассчитывать только на моральное поощрение и спасение от банкротства. Руководители крупнейших компаний не сдаются и продолжают настаивать на оказании финансовой поддержки их олимпийским проектам, речь в частности идет о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) в Сочи.
Создание ОЭЗ, по задумке инвесторов, позволит им не платить налоги на имущество и землю, транспортный налог, так же предполагается снижение налоги на прибыль до 15,5 %. Прежде всего такие меры необходимы для дальнейшего развития региона и эффективной реализации эксплуатационной фазы проектов, в частности одного из самых крупных проектов СТК «Горная карусель», и как следствие - возвращение кредитов ВЭБ, что в итоге не повлечет за собой структурную переориентацию бюджетной системы РФ. Я считаю, что льготы в рамках создания ОЭЗ должны распространяться не только на крупнейших инвесторов, необходимо обеспечить прибыльность возведенных объектов на эксплуатационной фазе, путем привлечения новых инвесторов крупных, средних, мелких. Неверно оставить объекты на балансе инвесторов и дальше пытаться их обслуживать, необходимо развивать весь регион в целом.
Примеры удачного развития региона после введения территории статуса ОЭЗ существуют не только в мировой, но и в российской практике: такие зоны активно действуют в Республике Бурятия, Ставропольском и Алтайском краях. Плюсы введения ОЭЗ - спасение населения РФ от бремени проведения олимпиады за их счет. Минусы- сокращение налоговых поступлений в бюджет Краснодарского края. Законодательной и исполнительной власти следует четко осознавать, что до проведения олимпиады остались считанные дни, затем настанет трудное время возвращать долги и пытаться эксплуатировать объекты с заранее просчитанным колоссальным уровнем риска, обеспечивая при этом стабильную среднюю прибыльность от данных объектов. Введение статуса ОЭЗ требует двух месяцев, времени у власти осталось не много, бизнес сообществу необходимо действовать уже сейчас.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2009г. - 756с.;
2. Николаев М.А. Инвестиционная деятельность: учеб.пособие. М..: Финансы и статистика; Инфра-М.2009.- 336с.;
3. Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. М.: Альпина Паблишер; серия: Библиотека Сбербанка; 2011 - 56-59с.;
4. Голденков М. История зимних олимпиад. Дорога в Сочи. М.: ТетраСистемс; 2011;
5. Островская Э. Риск инвестиционных проектов. М.: Экономика, 2001г.
6. Шапкин А., Шапкин В. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций М.: Дашков и Ко; 2010г., 86-110 стр.
7. Теплова Т.В. Инвестиционные рычаги максимизации стоимости компании. Практика российских предприятий. М.: Вершина; 2011г; 32-49 стр.
8. Станьер П. Инвестиционные стратегии. Руководство. Как понимать рынки, риски, вознаграждение и поведение инвесторов; М.: Олип-Бизнес; 2011г; 210 стр.
9. Виленский П., Лившищ В., Смоляк С. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. М: Дело, Академия народного хозяйства; 2012г.
10. Уильям Ф. Шарп, Гордон Дж. Александер, Джеффри В. Бэйли. Инвестиции. М.: Инфра-М; 2010г.
11. www.kremlin.ru - Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012-2014 годах;
12. www.rg.ru - «Российская газета» - Издание Правительства РФ;
13. www.vedomosti.ru - «Ведомости» - ежедневная деловая газета;
14. www.kommersant.ru - Российская ежедневная общественно-политическая газета;
15. www.sberbank.ru - официальный сайт ОАО «Сбербанк России».
Рецензент: Быстряков Александр Яковлевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедры «Финансы и кредит» Экономического факультета Российского Университета Дружбы Народов.
REFERENCES
1. 1. Kovalev V.V. Vvedenie v finansovyj menedzhment. M.: Finansy i statistika, 2009g. - 756s.;
2. Nikolaev M.A. Investicionnaja dejatel'nost': ucheb.posobie. M..: Finansy i statistika; Infra-M.2009.- 336s.;
3. B. Dzhozef Pajn II, Dzhejms H. Gilmor. Jekonomika vpechatlenij. Rabota - jeto teatr, a kazhdyj biznes - scena. M.: Al'pina Pablisher; cerija: Biblioteka Sberbanka; 2011 -56-59c.;
4. Goldenkov M. Istorija zimnih olimpiad. Doroga v Sochi. M.: TetraSistems; 2011;
5. Ostrovskaja Je. Risk investicionnyh proektov. M.: Jekonomika, 2001g.
6. Shapkin A., Shapkin V. Jekonomicheskie i finansovye riski. Ocenka, upravlenie, portfel' investicij M.: Dashkov i Ko; 2010g., 86-110 str.
7. Teplova T.V. Investicionnye rychagi maksimizacii stoimosti kompanii. Praktika rossijskih predprijatij. M.: Vershina; 2011g; 32-49 str.
8. Stan'er P. Investicionnye strategii. Rukovodstvo. Kak ponimat' rynki, riski, voznagrazhdenie i povedenie investorov; M.: Olip-Biznes; 2011g; 210 str.
9. Vilenskij P., Livshishh V., Smoljak S. Ocenka jeffektivnosti investicionnyh proektov. Teorija i praktika. M: Delo, Akademija narodnogo hozjajstva; 2012g.
10. Uil'jam F. Sharp, Gordon Dzh. Aleksander, Dzheffri V. Bjejli. Investicii. M.: Infra-M; 2010g.
11. www.kremlin.ru - Bjudzhetnoe poslanie Prezidenta Rossii o bjudzhetnoj politike v 2012-2014 godah;
12. www.rg.ru - «Rossijskaja gazeta» - Izdanie Pravitel'stva RF;
13. www.vedomosti.ru - «Vedomosti» - ezhednevnaja delovaja gazeta;
14. www.kommersant.ru - Rossijskaja ezhednevnaja obshhestvenno-politicheskaja gazeta;
15. www.sberbank.ru - oficial'nyj sajt OAO «Sberbank Rossii».