Результаты инвестиций в Олимпиаду 2014 для развития Краснодарского края Results of investments in the 2014 Olympics for the development of the Krasnodar Territory
РадикорскаяА.Д.
Студент 1 курса, ф-т международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
РФ, г. Москва e-mail: alina.radikorskaya@mail.ru
Radikorskaya A.
1st year student, Faculty of International economic relations Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow e-mail: alina.radikorskaya@mail.ru
Научный руководитель: Силантьева Е.А.
доцент, кандидат экономических наук департамент мировой экономики и мировых финансов Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
РФ, г.Москва e-mail: easila@yandex. ru
Scientific adviser: Silantieva E.
Associate Professor, Candidate of Economic Sciences Department of World Economy and World Finance Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow e-mail: easila@yandex. ru
Аннотация.
В данной статье на основе анализа инвестиций в Олимпиаду в Сочи рассматриваются направления способы эффективного использования олимпийских объектов, среди которых выделяются важнейшие и значимые события, привлекающие толпы российских и иностранных туристов. Проанализированы главные источники инвестиций в Олимпиаду, а также выявлены их доли в общем объеме инвестиций. Также на основе исследования были определены основные статьи расходов бюджета Олимпиады. Обоснована необходимость дальнейшего эффективного использования построенных как спортивных, так и инфраструктурных объектов Олимпиады. В результате анализа автор обратил особое внимание на перспективы развития Краснодарского края, в частности в сфере туризма. Сегодня город Сочи - это центр молодежного, спортивного и культурного движения, где также проводятся многие государственные мероприятия.
Annotation.
In the article, based on the analysis of investments in the Olympics in Sochi, ways of effective use of Olympic facilities are considered, among which the most important and significant events attract crowds of Russian and foreign tourists are highlighted. The main sources of investment in the Olympics are analyzed, as well as their shares in the total investment volume. Also on the basis of the study, the main items of the expenses of the Olympics budget were determined. The necessity of the further effective use of both sports and infrastructural objects built for the Olympic Games. As a result of the analysis, the author drew particular attention to the prospects for the development of the Krasnodar Territory,
1
particularly in the sphere of tourism. Today the city of Sochi is the center of the youth, sports and cultural movements, where a lot of state events are also held.
Ключевые слова: государственные компании, инвестиции, инфраструктура, событийный туризм, выездной и въездной туризм, Олимпиада
Key words: state companies, investments, infrastructure, event tourism, exit and inbound tourism, Olympiad
В ноябре 2016 года Президент РФ выступая на «Форуме действий» заявил, что доля отрасли туризма в ВВП России крайне мала, и составляет всего 1,6%, в то время как в других странах, где данная отрасль занимает приоритетное положение, на долю туризма приходится больше 10%. Это означает, что у России имеется огромный потенциал и возможности для развития данной отрасли экономики. И именно поэтому еще в начале 2000-х Президент России задумался о развитии внутреннего туризма в России. [10]
Краснодарский край и в частности город Сочи могут стать туристическим направлением №1 в России, потому что средства, направленные на развитие инфраструктуры региона, призваны служить долгое время гражданам России.
По расчетам, которые предоставила Счетная палата РФ и Фонд борьбы с коррупцией (ФБК), издержки только на строительство объектов и проведение соревнований составили около 325 миллиардов рублей. С учетом создания объектов инфраструктуры расходы составили примерно 1,5 трлн руб. [11]
Для финансирования строительства объектов Олимпиады были привлечены средства федерального, регионального (Краснодарский край) бюджета, а также кредиты Внешэкономбанка (ВЭБ), ряда государственных компаний и вложения частных инвесторов.
Федеральный бюджет выделил около 822 миллиарда рублей, что составило более половины общей суммы вложений. Краснодарский край выделил 33 миллиарда рублей, составивших около 2,2% от общей суммы инвестиций. Государственные компании инвестировали в общей сложности 343 млрд руб., а частные инвестиции не превысили 4% от общего бюджета Олимпиады, прежде всего это собственные инвестиции миллиардеров, которые они вложили вместе с кредитами ВЭБ. [11] Общее соотношение вложенных средств представлено на рисунке №1.
Ц ДЛХЦ I
Структура бюджета Олимпиады 2014 (в млрд руб.)
инвестиции; 53; 3%
Кредиты Внешэкономбанка; 249; 17%
Федеральный бюджет; 822; 55%
Расходы госкомпаний; 343; 23%
Краснодарский _/ край; 33; 2%
Рисунок №1. Структура бюджета Олимпиады 2014 (в млрд руб.) Источник: Сколько стоила Олимпиада [Электронный ресурс]//ФБК. URL: http://sochi.fbk.info/ru/price/ (дата
обращения: 18.02.2017)
Согласно данным диаграммы, на строительство непосредственно спортивных объектов было потрачено 104 млрд руб. бюджетных средств, 600 млн руб. из бюджета Краснодарского края и Сочи и 221 млрд руб. вложили частные инвесторы совместно с кредитами ВЭБ. [5] Крупнейшими частными инвесторами являлись «Интеррос» Владимира Потанина, «Базэл» Олега Дерипаски и «Ренова» Виктора Вексельберга.
По расчетам автора приходим к выводу, что подавляющая часть средств Федерального бюджета, а именно 718 млрд рублей, была вложена в строительство инфраструктурных объектов, таких как дорога «Адлер - Красная поляна», аэропорт города Сочи, офисные здания, отели и другие здания и сооружения. При этом доля чистых частных инвестиций не превышает 3% от общего числа вложенных средств. [11]
Рассматривая федеральный бюджет, стоит отметить, что больше половины средств получили две государственные компании: «Олимпстрой» (206 млрд руб.) и РЖД (250 млрд руб.) Кроме того, РЖД потратил 79 млрд руб. собственных средств. «Газпром» инвестировал около 147,8 млрд руб., а остальные деньги (116,2 млрд руб.), [11] предоставляемые госкомпаниями, потратил Сбербанк и такие электроэнергетики, как Федеральная сетевая компания (ФСК), Межрегиональная распределительная сетевая компания (МРСК) и «Интер РАО». [11]
ФБК утверждает, что только 19% стоимости Олимпиады пошло на спортивные объекты. Данные представленные на рисунке №2 отражают структуру расходов по видам построенных объектов. Следует отметить, что в создание необходимой инфраструктуры было вложено около 690 миллиардов рублей, что составляет приблизительно 46% от общего числа расходов. [11] Необходимо обратить внимание на то, что именно развитие инфраструктуры оказывает особое влияние на возможность привлечения туристов, однако следует учитывать потенциальный объем туристского потока, чтобы выявить оптимальный уровень издержек.
Рисунок №2. Структура расходов по видам объектов
Источник: Энциклопедия трат Сочи-2014 [Электронный ресурс]// ФБК. URL: füe:///Users/apple/Downloads/sochi_fbk_report_1%20(2).pdf (дата обращения: 21.02.2017)
В соответствии с результатами исследования Счетной палаты, доходы от Олимпиады составили 85,4 миллиарда рублей, [5] что оказалось в два раза больше заявленного плана. По оценке экспертов, увеличение доходов произошло благодаря привлечению большого количества национальных маркетинговых партнеров. Однако директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что Олимпиада не является прибыльной, поскольку доход следует рассматривать с общими расходами, которые составили около 1,5 триллиона руб. [5]
Я согласна с данным утверждением, поскольку суммарные затраты на проведения олимпиады достойного уровня включали и расходы на возведение инфраструктурных построек, при отсутствии которых не удалось бы привлечь большое количество туристов, а значит, и финансов.
Мэр Сочи Анатолий Пахомов считает, что благодаря Олимпиаде появившаяся инфраструктура даст толчок развитию событийного туризма. [7] Теперь Сочи - это город, политика которого направлена на проведение различных мероприятий федерального и международного уровня, и это подтверждается на практике: с 22 по 28 февраля 2017 года в Сочи прошли Всемирные военные игры, осенью состоится Всемирный фестиваль молодежи, «Формула-1» и Кубок конфедераций.
По телевидению сообщалось, что олимпийская инфраструктура задействована максимально, что уже сейчас стадионы, горнолыжные трассы и другие спортивные площадки доступны для всех желающих, также спортивные объекты доступны и для спортивных команд со всей страны. [3] Это видно в данных статистики: в 2015 году курорт посетили 5,5 млн туристов, а в 2016 году - 6,5 млн - отметил Анатолий Пахомов, [7] выступая перед ведущими российскими туроператорами. Также он заявил, что основным конкурентом внутреннего и въездного туризма в России является выездной туризм, то есть иностранные туроператоры, предлагающие привлекательные направления за границей.
В целях повышения конкурентоспособности российского туристского рынка и привлечения инвестиций в отрасль Правительство РФ разработало Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма» в 2011 году. [6] В соответствии с этой программой выделенные государственные средства должны пойти на создание необходимой инфраструктуры и продвижение турпродукта, а сами объекты будут возводиться на деньги инвесторов. Также данная программа подразумевает развитие тематического туризма в России, в частности, Краснодарский край будет специализироваться на пляжном отдыхе.
Что касается эксплуатации олимпийских спортивных сооружений, в 2015 году на их содержание и усовершенствование было направлено 917,6 млн руб. бюджетных средств курорта и Краснодарского края. [8] Эти средства пошли на обновление и реконструкцию Олимпийского парка, корректировку транспортной системы и повышения качества инфраструктурных объектов. В частности, в 2015 году планировалось потратить около 350 млн рублей краевого бюджета и 150 млн рублей из бюджета города Сочи на создание условий, которые поспособствуют развитию массового туризма и отдыха в границах Олимпийского парка. Установлено, что фактическое финансирование лишь на несколько тысяч рублей оказалось меньше запланированного. [12] Помимо того, департаментом архитектуры и градостроительства Краснодарского края в 2014 году была разработана концепция по благоустройству Имеретинской низменности на 2015-2018 гг., которая предполагала проведение озеленения и создания новых парковых зон отдыха и развлекательных комплексов. [8]
Таким образом, потенциал туристической отрасли в Краснодарском крае очень высок. Во-первых, с каждым годом количество туристов, приезжающих отдохнуть в Сочи, растет, а значит, и объем оставленных туристами денежных средств, что благоприятно влияет на дальнейшее развитие данного региона. Это подтверждается увеличением объема бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Краснодарского края. Так за 2016 г. было выделено около 196,8 млрд рублей, а в 2017 г. эта сумма увеличилась до 206,6 млрд рублей. Основные программы направлены на развитие здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, а также на обеспечение социальной поддержки граждан и занятости населения. Также особое внимание уделяется развитию сельского хозяйства региона. [13] Во-вторых, российские спортсмены получат уникальную возможность тренироваться и готовиться к соревнованиям в России, а не за рубежом, что также влияет на привлечение денежных средств в экономику. И в-третьих, реализация таких крупных проектов
4
является фактором повышенного внимания инвесторов к Краснодарскому краю в целом. Горнолыжный курорт Красная Поляна уже стал лидером среди зимних кластеров, который привлекает не только российских, но и зарубежных туристов. Однако несмотря на это Президент России считает, что важно активнее привлекать частного инвестора, поскольку расход государственных субсидий в ряде случаев не контролируется должным образом. [10]
Важное значение имеет также и оценка социально-экономического состояния муниципальных районов Краснодарского края. Основываясь на данных таблицы №1, можно сделать вывод о том, что уровни промышленного, сельскохозяйственного производства, промышленного строительства, услуг и транспорта будут расти, в особенности уровень инвестиционной активности. Хотя он и значительно снизился с 2014 по 2015 г., в преддверии крупных международных мероприятий, о которых уже упоминалось ранее, ожидается рост инвестиционной активности. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: привлечению инвесторов, росту инвестиционной активности и улучшению инвестиционного климата способствуют крупные разрекламированные мероприятия как международного, так и общемирового.
Таблица 1. Комплексная оценка Краснодарского края по основным показателям социально-экономического
состояния и перспективного развития в 2014-2019 годах
Комплексная оценка юродских окрути н нуннцишмьньк рякииив Краснодарскою край но оснонны.4 средиедуш^ьыч ошсаэлшыы соцннльни-зконо.инмескию сисгиянин и iiopoiith:| iltjHoi о рнзцш ин в 2014 - 2019 ] ода! (но расчётным данным : иридскш икру! оя и ыушпшылынл районов)
£ S См Р S См Вт ш Е- i s а С Р 11 и s й = I i 1 ff г- р i ■ * II * а 1 -i I i | i i I II ff £ с в i - Е i Ü 1 : | ä I iÜ \ 1 £ s ä | i i ff ? s S | - 7, В = s »s I! i 1 * 1, 1 -I -S В 1 ff s и f a. M 3 ¡1 x м 11 £ s § I ä r ffä i ä - | 5 £ z s т P ё * ä fll Ш 1 5* И Ii S * ° i s £ = p - i ä g ll ^ i s i lt i £ : \ д л _ X H I-; ■ä 3 l ü '' t 11 Q. - = Bp s öi ff 1 t | a. X X 1 ä 'фОПСМ- развития COHHfLIblKHi инфраструктуры
а — I Hfl - = = 1 1 V 5 = P а = 5 S = | о X 5 Iii Uli' : : | i 2 f = t i * ! 1 i 11 i : S 5 й S i Г s а \ ^ 1 US - а я л a jj U S щ = ä 1 г i * * ; s i = S 5 5 5 Sls i а : = ¿3 - J : " - Я л S £ i | s 1 ■ 1 „ üh Isip
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 li II 13 14 15 i6 17 18
Всего по краю Отчет 20!4 1 «225,8 52540,1 45798,1 116902,1 64697,0 56743,6 207210,2 602538,4 10.1 3.74 23,18 0,7 224,1 75,6 23,8 0
Отчет 2015 166743,3 66334,0 35487,2 86649,6 64516,8 75354,2 222385,2 679251,8 11.7 336 2!,74 0,7 2243 73,9 24,4 0
Оценка 2016 172296,7 73000,7 32544,6 72732,6 72311,9 83328,5 236221,7 744058,7 12,0 3,36 2IJ5 0,7 223,0 73,0 24,8 0
Прогноз 2017 ! 89405,9 тп, о 35223,0 77831,0 78597,4 84506,6 251385,4 816586,7 11,9 3.37 21,34 0,7 221,7 72,1 25J 0
Прогноз 2018 206353.3 81816,4 38459.6 83688.4 85243.2 89359.7 268584.5 897502.0 11.7 3.42 21J3 0,7 220.4 7!.4 25.7 0
Прогноз 2019 234763,1 85157,5 42894,8 94666,2 92212,7 97065,4 287914,0 ¡026993,2 11.4 3,58 21,33 0,7 2192 70,7 262. 0
2017/2015 113,6 117.3 99.3 w 121.6 112.2 113.0 120.2 X X X 9S.S 97.6 103.7
2019/2015 140.S 12S.4 12D.9 109.3 142.9 12S.S 129.S 151.2 X X X X 97.7 95.7 107.4
Источник: Комплексная оценка социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов Краснодарского края [Электронный ресурс]// Министерство экономики Краснодарского края. URL: http://economy.krasnodar.ru/macroeconomics/comprehensive-assessment-of-the-socio-economic-development-of-city-districts-and-municipal-areas-of-/ (дата обращения: 01.06.2017)
Реализация государственного финансово-хозяйственного проекта по строительству спортивных и инфраструктурных объектов Олимпиады в Сочи выявила перечень экономических проблем и организационных трудностей при строительстве и реализации сложных объектов в современной России. Эти проблемы появились уже на начальном этапе, когда осуществлялась разработка проектов сооружений, поиск инвесторов, разработка и уточнение сметной документации и другие подготовительные технические работы, имели место такие проблемы, как:
• длительная разработка проектов
• нестабильная экономическая ситуация в стране, обусловившая неуверенность инвесторов в достаточной эффективности их вложений
• удорожание работ в течение процесса строительства
• предполагаемая инвесторами убыточность проектов, при отсутствии
государственной поддержки.
Эти и другие трудности послужили причиной замедления строительства в 2008-2012 годы.
В соответствии с сообщением заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Козака прямые «доходы от зимней Олимпиады в Сочи превысили расходы на 800 млн рублей». [2] Однако данное утверждение соответствует действительности при одном примечании, что расходы на проведение Олимпиады составили 214 млрд рублей. Нужно учитывать, что прибыль после проведения соревнований имеет лишь небольшую долю по сравнению с общими затратами как на Олимпийские игры, так и на инфраструктуру, составившими 1,5 трлн рублей. Это означает, что необходимо рационально и эффективно использовать созданную инфраструктуру и построенные спортивные объекты для развития Краснодарского края и России в целом.
В целом организация эффективного использования олимпийского наследия осуществляется с максимальным уровнем задействования всех объектов. Необходимо привлекать больше туристов путем проведения различных мероприятий национального и международного масштабов.
Список используемой литературы
1. Антонова Е., Потанин рассказал о решении создать национального туроператора [Электронный ресурс]//РБК: информ. агентство. 23.10.2015. URL:http://www.rbc.ru/business/23/10/2015/562a99fa9a794740cd3891ae
(дата обращения: 21.02.2017)
2. Доходы от Олимпиады в Сочи превысили расходы на 800 млн рублей [Электронный ресурс]//Интерфакс: информ. агентство. 16.04.2014. URL: http://www.interfax.ru/russia/371963 (дата обращения: 24.03.2017)
3. Евтякова А., Олимпийское наследие Сочи привлекает тысячи туристов [Электронный ресурс]//Первый канал: российский телеканал. 07.02.2017. URL: http://www.1tv.ru/news/2017-02-07/319340-olimpiyskoe nasledie sochi privlekaet tvsvachi turistov (дата обращения: 21.02.2017)
4. Игуменов В., Сочи-2014: чем закончилась для России Олимпиада [Электронный ресурс]//РБК: информ. агентство. 26.12.2014. URL:
http://www.rbc.ru/business/26/12/2014/549c55699a7947590aae5340 (дата обращения: 21.02.2017)
5. Калюков Е., Счетная палата подсчитала доходы и расходы Олимпиады в Сочи [Электронный ресурс]//РБК: информ. агентство. 10.04.2015.
URL:http://www.rbc.ru/economics/10/04/2015/5527dc9b9a79474638bba371 (дата обращения: 21.02.2017)
6. Мерцалова А., Трутнев О., Въездной туризм выезжает на господдержке [Электронный ресурс]// Коммерсантъ: изд. дом. 22.02.2017. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3224375 (дата обращения: 21.02.17)
7. Мэр сочи назвал безопасность главным преимуществом города перед зарубежными курортами [Электронный ресурс]// Интерфакс туризм: информ. агентство. 06.02.2017.
URL: http ://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/3 9144/ (дата обращения: 21.02.2017)
8. На содержание олимпийского наследия в Сочи в этом году потратят более 900 миллионов рублей [Электронный ресурс]//Сочинские новости: Интернет-издание. 10.04.2015.
URL: http ://sochi. news/2015/04/10/na-soderzhanie-olimpii sko go-naslediva/ (дата обращения: 21.02.2017)
9. Петров В., Путин заявил о высоком потенциале внутреннего туризма в России [Электронный ресурс]//Российская газета: общественно-полит. издание. 22.11.2016. URL:https://rg.ru/2016/11/22/putin-zaiavil-o-vvsokom-potenciale-vnutrennego-turizma-v-rossii.html (дата обращения: 21.02.2017)
10. Путин заявил, что вклад туристической отрасли в ВВП России крайне мал [Электронный ресурс]//РИА Новости: информ. агентство. 22.11.2016 URL: https ://ria. ru/tourism/20161122/1481909214. html (дата обращения: 21.02.2017)
11. Сколько стоила Олимпиада [Электронный ресурс]//ФБК. URL: http://sochi.fbk.info/ru/price/ (дата обращения: 18.02.2017)
12. Доклад за 2015 г. о ходе реализации государственной программы Краснодарского края [Электронный ресурс]// Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. URL: https://min.kuror^uban.ru/devatelnost/gosudarstvennve-programmy/item/1355-doklad-za-2015-g-o-khode-realizatsii-gosudarstvennoj-programmv-krasnodarskogo-krava-obespechenie-uchastiya-goroda-sochi-v-organizatsii-i-provedenii-xxii-olimpijskikh-i-xi-paralimpijskikh-zimnikh-igr-2014-goda-postolimpijskogo-ispolzovaniya-olimpijskikh (дата обращения: 21.04.2017)
13. Перечень государственных программ [Электронный ресурс]// Министерство экономики Краснодарского края. URL: http://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/perech-gp/ (дата обращения: 01.06.2017)