УДК 327
Ю. А. Михалёв
доцент, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: kafedra.politologia@yandex.ru
РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В ПОЛИТИЧЕСКИХ КАМПАНИЯХ США
В статье рассматривается влияние и роль Интернета в политических кампаниях в США. На сегодняшний день Интернет превратился в средство, с помощью которого кандидаты могут доносить свои идеи до широкой аудитории.
В эпоху информационных технологий Интернет становится важным коммуникативным инструментом, широко используемым государственной властью, партиями, политическими лидерами и представителями гражданского общества в своих интересах, в том числе и в ходе предвыборных кампаний. И это вполне естественно, так как в последнее время наблюдается стабильный рост аудитории интернет-пользователей. Сегодня они составляют значительное число избирателей.
Ключевые слова: Интернет; информационные технологии; политические технологии.
Michalev Yu. A.
Ph. D. (Political Sciences), Associate Professor, Department of Political Sciences, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: kafedra.politologia@yandex.ru
INTERNET IN POLITICAL CAMPAIGNS IN THE UNITED STATES
The article discusses the influence and role of Internet in political campaign in the United States. Nowadays the Internet has turned into a means with the help of which candidates can transmit their ideas to an incredibly wide audience.
In the age of information technologies the Internet is becoming an important communicative tool widely used by the governmental powers, political parties and leaders, and by representatives of the civil community in their interests including election campaigns. It is quite natural as recently there has been a stable increase in the number of Internet users and today they already constitute a significant number of electors.
Key words: the Internet; information technologies; political technologies.
Интернет - это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов.
Разработка данной системы началась в 1957 г. на фоне гонки вооружений. Целью создания такой Сети стало решение МО США,
опасающегося нападения со стороны СССР. В результате была разработана сеть компьютеров, взаимосвязанных друг с другом и способных обмениваться информацией между собой.
Сегодня Интернет стал глобальной компьютерной системой, главное отличие которой состоит в том, что у нее нет официального владельца и управленца. Интернет часто упоминают как Всемирная, или Глобальная сеть. Он состоит из тысячей локальных, правительственных, научных и развлекательных компьютерных сетей. С помощью Сети появилась возможность посылать электронную почту (e-mail) в более чем 200 стран [10, с. 63].
Еще совсем недавно считалось, что Интернет - это скорее средство связи, общения, информирования, что соответствовало особенностям его реального использования. Сегодня же нити Всемирной паутины нередко оказываются ориентированными на политическую пропаганду и даже на политико-правовое воздействие [2, с. 76].
На протяжении существования общества и государства за революционными изменениями в коммуникационных технологиях следовали значительные изменения в протекании политического процесса. На современном этапе развития в мире все быстрее идет массовая интернетизация. Из локального изобретения ученых, облегчающего им исследовательскую работу, Интернет превратился во Всемирную сеть, коммуникация в которой все больше влияет на все стороны жизни человечества. В стороне от этой тенденции не остается и мир политики.
Рассматривая политическую интернет-коммуникацию с точки зрения политического процесса, необходимо обозначить два основных момента, касающихся политического потенциала Интернета.
С одной стороны, граждане в пространстве Сети более самостоятельны в сборе, организации и циркуляции информации и менее зависимы от субъектов политики и их информационных проводников. Пользователи поднимают действительно актуальные темы, позволяя не только «фильтровать» информацию, но и формировать и выражать свое мнение, анализировать различные ее источники, точки зрения на проблему.
С другой стороны, интернет-технологии позволяют обеспечивать диалог между субъектами политики и пользователями Сети и государственное управление, не выходя из дома [6, с. 102]. А информационное пространство Сети обеспечивает хранение результатов такого
взаимодействия сколь угодно длительное время во множестве точек локализации. Коммуникационные возможности Сети могут воздействовать на политический процесс посредством упрощения горизонтальных и вертикальных политических связей: между властными институтами, между государством и гражданами, внутри самого гражданского общества [1, с. 27].
Современные технологии хранения и передачи фото- и видеоматериалов позволяют любое неосторожное слово или действие политического субъекта за считанные минуты сделать достоянием всего мира, а политические противники будут тиражировать эти материалы и использовать по всем каналам коммуникации. Причем подобные материалы могут появится и из прошлого.
Подобная ситуация имела место во время президентских выборов 2009 г. в США, которые по праву будут занесены в качестве примера в учебники по политическим интернет-технологиям. В пик предвыборной кампании штаб МакКейна разместил в Интернете большой объем компромата на конкурирующего кандидата [6], который моментально разлетелся по стране. Однако следует сказать, что штаб Барака Обамы отреагировал неожиданно. Политтехнологи не стали предоставлять опровержения и контркомпромат, а посредством Сети превратили весь процесс в продуманную игру. Многотысячному электорату американского Интернета было предложено выявить и доказательно опровергнуть клевету, выложив свою ссылку, и им это удалось. Не прошла без скандалов и кампания по выборам президента США в 2016 г. Много компромата на Х. Клинтон было опубликовано WikiLeaks, основным источником послужила ее переписка, которая проходила через незащищенный сервер по открытым каналам Интернета [6].
Активно использовал Интернет и 45-й Президент США Д. Трамп. По мнению И. Ветрова, победа Дональда Трампа над Хиллари Клинтон на выборах президента США продемонстрировала неэффективность телевидения в изменившейся медиасреде, в которой Интернет занимает доминирующие позиции [3].
Так, при анализе специалистами живого потока постов на Facebook было установлено, что прямая онлайн-трансляция последнего выступления Д. Трампа набрала 135 тыс. лайков и 1,5 млн просмотров. Аналогичное выступление Х. Клинтон набрало 11 тыс. «мне нравится» и 321 тыс. просмотров.
Самая популярная соцсеть микроблогов Twitter сообщила следующие данные: официальная страничка Хиллари Клинтон имеет 8,1 млн подписчиков, а аккаунт ее конкурента-республиканца - 10,6 млн.
Ранее группа программистов провела подсчет данных в Twitter, поскольку часто многие известные личности искусственно «накручивают» общее число подписчиков за счет фальшивых аккаунтов (ботов). Однако экспертиза подтвердила тот факт, что 70 % подписчиков кандидата от Республиканской партии США на самом деле являются поклонниками политика, 90 % этих людей голосовали на выборах ранее. Аккаунт Д. Трампа в «Инстраграме», по последним данным, имеет около 2,2 млн подписчиков, а аналогичный аккаунт Х. Клинтон -1,8 млн.
Но самые ошеломляющие данные показывает самый популярный сайт видеоблогов «YouTube». Можно заметить, что онлайн-трансляции выступления Хиллари Клинтон набирают около 30 тыс. просмотров, одновременно с этим ее конкурент может похвастаться 500 тыс. просмотров. Д. Трамп опережает кандидата от Демократической партии США на целых 59 % [11]. Новоизбранный американский президент подчеркнул, что обязан своей победой именно соцсетям. Д. Трамп трактует свою победу огромным количеством подписчиков, которые внимательно следили за его действиями (http://vevby.ru/high-tech/37757-donald-tramp-vyskazalsya-v-podderzhku-socialnyh-setey. html).
Вопрос о степени влияния возможностей интернет-коммуникации на отечественный политический процесс еще долгое время останется открытым. Во всяком случае, до того момента, когда коммуникационная значимость Интернета, как по техническому обеспечению, так и по суммарному уровню интернет-грамотности граждан, если не превысит, то хотя бы достигнет уровня влияния традиционных каналов массовой коммуникации. В конечном счете, трансформация политического процесса зависит от готовности государства и общественности принять и использовать возможности, которые дают новые коммуникационные технологии: изменение форм и способов политического участия, взаимоотношений между обществом и субъектами политики [5, с. 47].
Одним из показателей такой готовности можно с уверенностью назвать активность формирования отдельными гражданами общественных объединений, групп интересов и давления, которые
аккумулируют общие цели, вовлекают в активный общественно-политический процесс.
Общественно-политическая мысль постоянно акцентирует внимание на снижении уровня политического участия граждан, потере традиционными общественными институтами консолидирующей роли [4, с. 47]. Немалую роль в этом процессе сыграли и традиционные средства коммуникации [9, с. 227]. Способны ли виртуальные технологии сетевого общества обратить эту тенденцию?
Коммуникационные возможности Сети могут воздействовать на политический процесс посредством упрощения горизонтальных и вертикальных политических связей: между властными институтами, между государством и гражданами, внутри самого гражданского общества.
Так, сетевые технологии облегчают задачу консолидации граждан и их взаимодействия с государством, переступая через географические и социально-демографические барьеры реальности. Снижаются организационно-информационные издержки политических объединений; увеличиваются возможности по сбору взносов и пожертвований; появляется возможность самостоятельно, посредством информационных ресурсов Сети, распространять свое влияние, находить новых участников, - всё это предоставляет новые возможности в самоорганизации общества. Интернет может способствовать коллективным действиям даже на местном уровне - вплоть до ассоциаций жильцов, члены которых могут общаться через интернет-ресурс, а не проводить собрания. При этом следует понимать, что коммуникационные ресурсы Сети как открывают дополнительные возможности для уже существующих в оффлайне объединений, так и порождают свои виртуальные объединения, не существующие в реальном мире. Интернет дает возможность идентификации и самоопределения группам общественности, которые не могут сформироваться в реальном пространстве.
Благодаря сетевой коммуникации отдельные индивиды с общими целями в различных точках страны могут превратиться в мощную силу, оказывающую в рамках системы «мысли глобально - действуй локально» информационное, а в ряде случаев и деятельностное, давление на субъекты политики. Более того, с помощью Сети отдельный индивид может поднять личную проблему на национальный уровень как проблему системную, привлечь к ней внимание властей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акопов Г. Л. Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических интернет-коммуникаций: монография. - М. : КНОРУС, 2013. - 240 с.
2. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2001. - 354 с.
3. Ветров И. Интернет победил телевизор. - URL: https://www.gazeta.ru/ tech/2016/11/09/10318019/internetvstv.shtml.
4. Касюк А. Я. Социокультурный аспект и его учет в процессе обучения иностранным языкам // Инновации в образовании. - 2003. - № 3. -С. 43-53.
5. Киселев А. А., Самаркина И. В. Интернет: модель и практики политического участия. - Краснодар : Оттиск, 2007. - 103 с.
6. Клинтоны: суровая неприкрытая реальность. - URL: http://inosmi.ru/ politic/20161029/238107679.html.
7. Малышева Ю. Маккейн обвиняет Обаму // Взгляд (7 октября 2008 г.).
8. Синчук Ю. В. Россия и основные геополитические силы в современном мире // Геополитика и безопасность. - 2012. - № 3(19). - С. 60-65.
9. Рукавицын П. М. Сохранение национальной идентичности странами запада в условиях этнодемографического вызова // Геополитика. Международные отношения. Социология. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. -С. 224-232. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 25 (658). Сер. Исторические и политические науки).
10. Харичкин И. К. О понятии «политическое управление» // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 4. -С. 99-103.
11. Правда.Ру. - URL: http ://www.pravda.ru/news/world/northamerica/usacanada/ 11-08-2016/1309590-tramp-0/