Но «умные» технологии с ценностным информационным ресурсом могут помочь высвободить время как для анализа данных, так и для личного общения.
Список литературы
Чернышов А.Г. 2012. Власть и граждане в условиях информационно-сетевой эпохи. — Известия Саратовского университета. Сер. Социология. Политология. Вып. 3. Т. 12. С. 61-65.
CHERNYSHOV Alexei Gennad'evich, Dr.Sci.(Pol. Sci.), Professor of the Chair of State and Municipal Management, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradskiy Ave, Moscow, 125993, Russia; [email protected])
GLOBAL POLICY IN THE DIGITAL ERA: VALUE BASIS AND TECHNOLOGY CONSERVATION OF SEMANTIC DATA
Abstract. Human with his own hands made the electronic age. We practically managed to create with the help of the network ample opportunities, unknown before, to accumulate vast amounts of information. Internet, having passed the period of accumulation of the primary «information dump» is increasingly becoming a place of exchanging relevant information, a public platform, and an archive for memory. However, today it is important to understand how to manage this increasing flow of information and to preserve and increase value and semantic knowledge. At the same time, it is necessary to avoid the temptation of different institutions trying to use Internet technologies as a powerful information resource on the manipulation of public opinion.
Keywords: digital age, Internet space, social networking, information analytical system «Global Policy», fake consciousness, big data, memes, messengers, bots, trolling
ГАСАНОВА Маргарита Магаловна — аспирант кафедры истории, философии и политологии Саратовского социально-экономического института — филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (410003, Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89; mаrgаritаgаsаnovа@ rambler.ru)
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
Аннотация. В статье автор рассматривает возможности эффективного применения виртуальных социальных сетей для решения определенных политических задач; описывает особенности внедрения социальных сетей в политические процессы в современной России; анализирует статистику пользовательских предпочтений; проводит сравнительный анализ использования социальных сетей в России и за рубежом. Автор приходит к заключению, что социальные сети представляют собой современную платформу для реализации политической активности и обеспечения коммуникации между субъектами политического процесса. Ключевые слова: социальная сеть, пользователи, политический процесс, аккаунт, Интернет, технология, политическая активность
Одной из важнейших особенностей современного политического процесса является широкое применение информационных технологий, в т.ч. в политических целях; все активнее используются и виртуальные социальные сети. Это
2 017' 0 3
ВЛАСТЬ
91
связано с распространяющимся пониманием общества как сетевой структуры. Данный подход подробно обоснован М. Кастельсом, рассматривающим социальную структуру в качестве сетевого общества, которое отличает вытеснение сетевыми структурами существовавших прежде форм личной и вещной зависимости. Включение субъектов в сетевые структуры, взаимодействие между сетями становятся определяющими факторами изменений в обществе [Са81еШ 2010: 500]. По мнению М. Кастельса, развитие информационных технологий создает благоприятную основу для распространения сетей.
Виртуальные социальные сети представляют собой интерактивные многопользовательские площадки, содержание которых формируется непосредственно пользователями. В частности, Л.В. Сморгунов и А.С. Шерстобитов определяют социальные интернет-сервисы как интернет-площадки, организованные по сетевому принципу, в пространстве которых осуществляется коммуникация между пользователями, совместное определение и развитие контента, кооперация при обсуждении и распространении информации [Сморгунов, Шерстобитов 2014: 88].
Социальные сети позволяют кооперироваться большим массам индивидов за небольшой промежуток времени в случае распространения идеи, наполненной эмоциональной составляющей, за счет того, что их функционирование осуществляется на основе принципа «доминирования слабых связей» — информация распространяется через малознакомых или вообще не знакомых людей [Бондарев 2013: 24].
Возможности социальных сетей как технологий коммуникации, в т.ч. и политической, на сегодняшний день велики: от обмена текстовыми сообщениями, фото- и видеофайлами в режиме реального времени до проведения прямых трансляций различных событий. Так, благодаря социальным сетям возросло доверие населения к электоральным процессам, чему способствовали онлайн-трансляции выборов и праймериз через социальные сети.
Социальные сети представляются важным пространством политической активности благодаря таким их особенностям, как интерактивность, возможность охвата большой аудитории. Не удивительно, что многие интернет-пользователи рассматривают социальные сети в качестве альтернативы традиционным СМИ. Кроме того, немаловажной является возможность участвовать в политической жизни общества, не участвуя непосредственно в политике, т.к. социальные сети позволяют отстаивать свои взгляды, не будучи, например, членом партии. Для самих партий социальные сети являются эффективным средством воздействия на электорат, поскольку в настоящее время в предвыборной агитации главным становится «не обсуждение стратегических программ, столкновение принципиальных подходов, а борьба имиджей, мифов и популистских обещаний» [Николаев 2004: 23].
Субъекты политического процесса могут использовать возможности социальных сетей для решения целого ряда задач:
— информирования целевой аудитории о деятельности политических лидеров, политических партий, а также участвующих в политическом процессе общественных движений и организаций;
— обеспечения качественно нового взаимодействия субъектов политики и населения;
— обеспечения коммуникации между субъектами политики;
— вовлечения в политические процессы потенциально активных пользователей, организации и координации действий активных пользователей, в т.ч. и в офлайн-режиме;
— проведения избирательных кампаний;
— реализации политических проектов различных уровней.
В настоящее время становится возможным рассматривать социальные сети
не только как технологию коммуникации, но и как самостоятельное пространство публичного взаимодействия. Организация мероприятий в офлайн-режиме часто осуществляется с применением возможностей социальных сетей. Таким образом были организованы ряд политических мероприятий в Тунисе, Ливии, в 2012 г. в Москве был проведен митинг «За честные выборы». В Египте правительство верно оценило масштабы угроз, исходящих от социальных сетей, и временно заблокировало их, однако данное решение запоздало [Васильева 2016: 53].
Новый президент США Д. Трамп заявил, что использование социальных сетей позволило ему потратить на избирательную кампанию значительно меньше средств. Д. Трамп отметил такие сервисы, как Instagram, Facebook, Twitter1. На сегодняшний день у Д. Трампа в социальной сети Facebook более 20 млн подписчиков (у Хиллари Клинтон — в 2 раза меньше). На сервисе микроблогов Twitter у президента США уже более 22 млн читателей, в приложении с элементами социальной сети Instagram — более 5 млн подписчиков. Исходя из результатов президентских выборов в США, можно говорить о том, что для граждан большее значение приобретают социальные сети, а не традиционные медиа, как это было ранее.
В России ситуация обстоит несколько иначе. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, основным источником новостей для соотечественников остается телевидение, хотя его популярность снизилась на 5% по сравнению с 2015 г.2
На сегодняшний день информирование российских пользователей социальных сетей о деятельности политических лидеров, политических партий и примыкающих к ним общественных организаций наиболее удачно реализуется в русскоязычном сегменте социальных сетей. Аккаунты ведущих отечественных политических деятелей и органов власти пользуются популярностью: официальный аккаунт в Twitter президента России (@KremlinRussia) имеет более 3,5 млн подписчиков; на страницу премьер-министра России Дмитрия Анатольевича Медведева в социальной сети ВКонтакте подписаны более 2,2 млн чел. Аккаунты представителей несистемной оппозиции пользуются куда меньшей популярностью: так, например, число подписчиков главы партии «ПАРНАС» Михаила Касьянова в Twitter составляет 64 700 чел., а покинувшего в декабре 2016 г. пост заместителя председателя ПАРНАСа Ильи Яшина — 150 000 чел. Аналогичным образом обстоит дело и в ВКонтакте: 1 318 чел. подписаны на страницу М. Касьянова, 21 000 чел. — на страницу И. Яшина.
Все же превращения социальных сетей в пространство коммуникации между политическими деятелями и населением в нашей стране пока не произошло. Как правило, коммуникация если и осуществляется через Интернет, то чаще через интернет-приемные, обращение к политическому деятелю через официальный сайт. Взаимодействие на площадках социальных сетей происходит, как правило, в форме опросов общественного мнения, голосования за различные инициативы, сбора подписей. Коммуникация между субъектами политического процесса посредством использования социальных сетей на сегодняшний день проходит практически незаметно для обычного пользователя.
В российском рейтинге использования социальных сетей ВКонтакте и Одноклассники по-прежнему занимают лидирующие позиции. Мировой лидер по числу пользователей Facebook занимает лишь 4-е место, уступив третью
1 Михайлова Е. Трамп назвал соцсети ключом к своей победе на выборах. — LIFE. Доступ: https:// life.ru/t/новости/930700/tramp_nazval_sotssieti_kliuchom_k_svoiei_pobidie_na_vyborakh (проверено 30.01.2016).
2 Медиапотребление сегодня: пять основных фактов. — ВЦИОМ. Доступ: wciom.ru/index. php?id=236&uid=116026 (проверено 30.01.2016).
2 017 ' 0 3
ВЛАСТЬ
93
строчку мессенджеру Whatsapp. Причем необходимо отметить, что число российских пользователей Facebook в 2016 г. снизилось до 13% по сравнению с 15% в 2012 г.1
Безусловно, социальные сети как технология коммуникации обладают большим потенциалом. Однако, говоря о российской действительности, необходимо отметить некоторое отставание в темпах распространения использования социальных сетей в политических целях. Это объясняется рядом объективных причин, среди которых низкая политическая активность граждан в целом, неверие населения в возможность быстрой и мобильной коммуникации с представителями власти, технические барьеры, угроза национальной безопасности государства со стороны внешних субъектов политических процессов. Тем не менее такие особенности социальных сетей, как массовость, мультимедийность, скорость распространения информации, эффективное использование социальных сетей в политических целях, способны привести к более осознанному принятию политических решений, повышению политической мобильности граждан, укреплению доверия граждан к органам власти, расширению форм политического участия. Осознанная политика в области социальных сетей необходима на сегодняшний день любому государству.
Список литературы
Бондарев Н.С. 2013. Использование социальных сетей в политическом процессе общественно-политическими движениями в России. — Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. Вып. 4. С. 24-28.
Васильева М.М. 2016. Сетевые информационные технологии во внешнеполитической деятельности. — Власть. № 11. С. 51-55.
Николаев А.Н. 2004. Народ и партия едины? — Власть. № 2. С. 22-26.
Сморгунов Л.В., Шерстобитов А.С. 2014. Политические сети: Теория и методы анализа. М.: Аспект Пресс. 320 с.
Castells M. 2010. The Rise of the Network Society. 2nd ed. Maiden, MA; Oxford, UK; Chichester, UK: Wiley-Blackwell. 597 p.
GASANOVA Margarita Magalovna, postgraduate student at the Saratov Socio-Economic Institute - the branch of Plekhanov Russian University of Economics (89 Radischeva St, Saratov, Russia, 410003; [email protected])
PROBLEMS OF EFFICIENCY OF USING SOCIAL NETWORKS IN POLITICAL PROCESSES
Abstract. The article is devoted to social networks and their participation in the modern political processes. The paper describes the problems of using social networks in political processes considering the mechanisms of using social networks to inform, to present a political figure, and participate in the electoral processes. The paper analyzes means of political presence in social networks, ways of influencing and manipulating by public opinion. Any political force today is seeking to use social media for promotion as they provide easy and fast access to a large audience and quickly reach its target group. The author concludes that social networks today are the best platform for political advertising and political PR-campaigns. Successful interaction between political activists and network users is achieved by such features of social networks, as interactivity and speedy feedback. Virtual social networks are not only a communication technology but also a powerful tool of competition, including the political sphere.
Keywords: social network, users, political process, account, Internet, technology, political activity
1 Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в сети. — ВЦИОМ. Доступ: infographies. wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/leisure/article/novoe-o-cifrovoi-gramotnosti-ili-rossijane-osvaivajuts.html (проверено 30.01.2016).