Научная статья на тему 'Практика и особенности использования онлайн-ресурсов в современных политических кампаниях в США'

Практика и особенности использования онлайн-ресурсов в современных политических кампаниях в США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
758
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫБОРЫ / ПРЕДВЫБОРНАЯ БОРЬБА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ / INTERNET TECHNOLOGIES / MODERN POLITICAL TECHNOLOGIES / ELECTIONS / ELECTION STRUGGLE / POLITICAL CAMPAIGNS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Володенков Сергей Владимирович

Статья посвящена анализу практического опыта использования современных онлайн-технологий в политическом процессе в США на примере президентской избирательной кампании Барака Обамы в 2008 г. В работе приводятся примеры использования онлайн-ресурсов в политической практике современных государств, в том числе при организации массовых акций протеста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice and Features of Using of Online Resources in the Modern Political Campaigns in USA

This article analyzes the experience of today's online technologies in the political process in the U.S., for example, the presidential campaign of Barack Obama in 2008. In the paper the examples of the use of online resources in the political practices of modern states, including the organization of mass protests are also presented

Текст научной работы на тему «Практика и особенности использования онлайн-ресурсов в современных политических кампаниях в США»

С. В. Володенков

ПРАКТИКА И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ

КАМПАНИЯХ В США

Статья посвящена анализу практического опыта использования современных онлайн-технологий в политическом процессе в США на примере президентской избирательной кампании Барака Обамы в 2008 г. В работе приводятся примеры использования онлайн-ресурсов в политической практике современных государств, в том числе при организации массовых акций протеста.

Ключевые слова: интернет-технологии, современные политические технологии, выборы, предвыборная борьба, политические кампании.

В наше время около 80% жителей США являются активными пользователями Интернета, примерно половина из них используют интернет-источники в качестве главных или единственных источников политических новостей, информации о кандидатах и их программах, а также политических событиях1. Не случайно именно в США впервые в рамках политичиеских кампаний стали активно использоваться инструменты и технологии онлайн-коммуникации. Еще в 2004 г. кандидат в президенты США Говард Дин запомнился успешным использованием Интернета как инструмента в предвыборной кампании. Тогда Говарду удалось собрать несколько десятков миллионов долларов от сотен тысяч сторонников через Интернет. Но он уступил в праймериз Джону Керри, ставшему кандидатом от демократов.

При проведении кампании по выборам президента США 2008 г. штаб кандидата Обамы также самым активным образом использовал имеющиеся коммуникационные возможности, существующие на сегодняшний день в Интернете, но, в отличие от Говарда, Б. Обама использовал Интернет не только как способ для сбора средств, но и как важнейший инструмент, дающий возможность организовать своих сторонников и создать им поле для самоорганизации. Сайты Б. Обамы стали яркими примерами грамотного и эффективного использования онлайн-инструментов в политической кампании2.

© С. В. Володенков, 2012

1 Pew Internet& American Life Project //CBS News.

2 Сайты www.MyBarackObama.com и www.Change.gov использовались командой Обамы в качестве основной публичной площадки политической кампании по выборам президента США. Помимо того, что на сайтах была размещена информация о кандидате и его про-

Штаб Б. Обамы сумел провести ставшую первой и образцовой широкомасштабную и при этом эффективную предвыборную кампанию в онлайн-пространстве с использованием самых современных инструментов массовой онлайн- и мобильной политической коммуникации, показавшую их крайне высокий потенциал в сфере проведения публичных политических кампаний самого высокого уровня. За первые 6 месяцев предвыборной кампании Барак Обама собрал 58 млн долларов, установив рекорд по эффективности фан-драйзинга на раннем этапе. Из них 16,4 млн ему принесли так называемые «малые спонсоры» (small donors), которые жертвовали по 200 долларов и меньше. Это был рекорд для кандидатов-демократов.

Из 25 млн долларов, собранных Обамой в первом квартале 2007 г., 6 млн ему принесли пожертвования через сайт my.barackobama.com. За первые два месяца 2008 г. Обама собрал 90 млн долларов — в два раза больше, чем его соперница по прай-мериз Хиллари Клинтон. Весьма значительную часть этих денег он получил посредством онлайн-пожертвований. Когда Х. Клинтон объявила о завершении своей кампании и о поддержке Барака Обамы, на сайте новоявленного единого кандидата от демократов появилась красноречивая надпись: «WE DID IT to clinch the democratic nomination... Help us keep making history. Make a donation now» («МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО. Мы добились выдвижения [Обамы] в президенты от Демократической партии... Помогите нам и дальше делать историю. Сделайте пожертвование прямо сейчас»)3. Таким образом, штаб Обамы показал избирателям, что это не сам Обама выдвинул свою кандидатуру, а американский народ поддержал его в качестве кандидата в президенты не только на словах, но и вложив в его кампанию свои личные реальные денежные средства4. Не случайно в самом низу главной страницы предвыборного сайта Обамы, там, где обычно указывается хостинг-провайдер, была раз-

грамме, здесь же можно было зарегистрироваться для голосования, стать волонтером, узнать, где находятся ближайшие волонтерские центры в округе и получить их контактную информацию, сделать пожертвования, вести блог и задать вопросы штабу Обамы, общаться с другими людьми, поддерживающими Обаму, приобрести сувениры и т. д. При этом для работы с многомиллионной аудиторией онлайн-ресурсов сайты имели ссылки на всевозможные сообщества, социальные сети и другие ресурсы: Facebook, MySpace, YouTube, Flickr, Blackplanet, FaithBase, Digg, Twitter и т. д.

3 http://lenta.ru/articles/2008/06/12/online/

4 В данном случае помимо финансового результата достигнута и лояльность аудитории жертвователей, ведь кто будет после того, как пожертвовал свои собственные деньги, голосовать за другого кандидата?

156 _

ВолоЗенков С. В. Практика и особенности использования онлайн-ресурсов в современныхполитическихкампанияхв США

мещена надпись: «Powered by hope and supporters like you» («Движим надеждой и сторонниками — такими, как вы»)5. Таким образом, штаб Обамы уже на раннем этапе своей предвыборной кампании сумел заручиться поддержкой многомиллионной аудитории американцев, значительную часть которой (впервые со времен Кеннеди) составляла молодежь, которая является наиболее активной пользовательской интернет-аудиторией. Как показала кампания Обамы, при организации соответствующей массовой коммуникации с молодежной аудиторией она способна играть в избирательных кампаниях значительную роль.

Безусловно, опыт Америки, относительно которого в России написана масса статей (см., например: Володенков, 2010), весьма интересен и заслуживает внимания. Команде Обамы в силу многих причин и особенностей американского менталитета удалось масштабно и эффективно использовать онлайн-инструменты в своей работе для достижения политических целей6. В 2011 г. у Обамы уже 4 384 160 фолловеров в сервисе микроблогинга Twitter, что более чем наглядно демонстрирует масштабность и успешность работы его команды в этом популярном сервисе. Вполне популярна и официальная страница Белого дома, у которой 1 777 572 фолловеров.

Может показаться, что такая онлайн-популярность Обамы и его администрации — результат искусственного привлечения внимания пользователей сети к его фигуре со стороны президентской команды и является скорее исключением. Если внимательно проанализировать американское онлайн-пространство, то можно заметить, что практически все политические силы используют онлайн-инструменты весьма активно, что стало стандартом де-факто для любого политика любого уровня, желающего выстроить эффективную массовую коммуникацию со своими целевыми аудиториями.

Насколько данное положение дел является заслугой самих политиков, судить сложно, учитывая высокую степень использования интернет-ресурсов гражданами США, однако можно сделать вывод о том, что в США онлайн-площадки для организации и осуществления политической коммуникации востребованы обществом, используются весьма активно и успешно, при этом являясь весомым фактором успеха при работе с целевыми аудиториями не только в ходе

5 http://lenta.ru/articles/2008/06/12/online/

6 По оценкам специалистов, суммарные бюджеты последних предвыборных кампаний кандидатов в президенты США на онлайн-ресурсы уже составили 1 миллиард долларов и в дальнейшем будут только расти

_ 157

избирательных кампаний, но также и в процессе повседневной работы огромной массы чиновников и политиков. В качестве примера использования современных онлайн-ресурсов в повседневной практике можно привести интернет-страницу штата Калифорния, губернатор которого Арнольд Шварценеггер также является активным интернет-пользователем, на которой размещены основные Твиттер-ресурсы штата, в том числе ресурсы официальных структур: http://ca.gov/Multimedia/multimedia_ blogs_twitter.html

В сети можно найти ссылки и на другие успешные примеры эффективного использования различными штатами США онлайн-ресурсов в своей ежедневной, в том числе и политической, деятельности. В качестве одного из ярких примеров, позволяющих оценить уровень и эффективность использования онлайн-ресурсов, приведем проект администрации президента США «TweetYouSenator», разработанный для поддержки реформы американского здравоохранения, посредством участия в котором любой пользователь может мгновенно отправить сообщение7 о необходимости поддержки реформы своему сенатору в Твиттер (http://www.barackobama. com/twitter/tweetyoursenator/). Различного рода онлайн-проекты, инициируемые представителями властей и их командами в США, исчисляются сотнями и тысячами. Это свидетельствует о тесной интеграции интернет-технологий в процесс коммуникации общества и власти, существовании эффективной оперативной обратной связи со своими целевыми аудиториями, что непосредственно влияет и на эффективность работы представителей власти, предоставляя им возможности для оперативной корректировки своих программ и действий на основе онлайн-взаимодействия с представителями гражданского общества.

Если вновь обратить внимание на опыт президентской кампании в США 2008 г., то можно увидеть, что современная практика использования популярных онлайн-ресурсов показала их высокую эффективность при организации информационной работы в рамках самых крупных политических кампаний. К наиболее перспективным с позиций организации работ в рамках политических кампаний на сегодняшний день видам онлайн-ресурсов, которые имеют многомиллионную аудиторию, мы отнесем видеохостинги (в первую очередь YouTube), подкасты, rss-каналы (really simple syndication), бло-госферу (в первую очередь Живой Журнал, а также сервис для микроблоггинга Twitter) и социальные сети (Facebook, Myspace, Linkedin). Применительно к России, на наш взгляд, стоит выделить

7 «Please make sure health insurance reform passes this year».

158 _

ВолоЗенкое С. В. Практика и особенности использования онлайн-ресурсов в соеременных.политических.кампаниях^е США

такие онлайн-ресурсы, как Вконтакте.ру, Односклассники.Ру, YouTube и Rutube, Живой Журнал, Twitter.

Работа с данными онлайн-ресурсами позволяет организовать контакт с многомиллионной аудиторией, а также создать для субъекта политической кампании эффект «присутствия везде», что является крайне важным при ее проведении. Так, например, использование штабом Барака Обамы видеохостинга YouTube позволило обеспечить масштабный просмотр рекламных роликов кандидата в президенты интернет-пользователями. Согласно статическим данным центра исследований Pew Research Center for the People & the Press, в октябре 2008 г. около 39% избирателей США посмотрели онлайн видео-ролики, связанные с президентской кампанией (см.: Smith, 2008).

Штаб Обамы использовал очень большое число видеороликов для продвижения своего кандидата в многомиллионной среде интернет-пользователей. Число просмотров наиболее популярных роликов составило несколько миллионов. Наиболее популярными стали видеоролики, созданные пользователями видеохостинга, что лишний раз доказывает эффективность Consumer Generated Media. Так, ролик «Yes We Can» (http://www.youtube.com/watch?v=jjXyqcx-mYY), созданный популярными музыкантами и актерами на основе речи Барака Обамы, собрал около 20 млн просмотров. Пользовательский ролик «Obama and McCain - Dance Off!», в шутливой форме сравнивающий Обаму и Маккейна между собой, собрал порядка 10 млн просмотров. Видеоролик с песней «I got a crush on Obama» (http://www.youtube.com/watch?v=wKsoXHYICqU), в котором обычная американская девушка признается в любви к Обаме, собрал более 15 млн просмотров. Стал популярным и пользовательский ролик «Wassup 2008», основанный на рекламе пива «Будвайзер» и нацеленный на популяризацию Обамы среди населения США.

Важно отметить, что ссылки на данные видеоролики распространялись самими пользователями по собственной инициативе через социальные сети, блоги, форумы и т. д., т. е. продвижение контента осуществлялось посредством горизонтальной коммуникации. По подсчетам исследовательского центра TubeMogul, просмотр видеороликов с Обамой составил около 14,5 млн часов в совокупности. Сам штаб Барака Обамы добиться таких результатов вряд ли смог бы самостоятельно, даже применяя методы вирусного маркетинга. По оценкам экспертов, YouTube стал для штаба Обамы одним из ключевых инструментов коммуникации с целевыми ауди-

ториями. По экспертным оценкам, 80% пользователей YouTube — это молодежь в возрасте до 35 лет8. 69% граждан из этой этой возрастной группы поддержали на выборах президента США Барака Обаму.9

Подкасты — еще один из видов онлайн-ресурсов, активно использовавшийся кандидатами в президентской кампании 2008 г. Веб-сайт Барака Обамы позволял подписаться на рассылку новостных видео- и аудиоподкастов о кандидате или загрузить отдельные понравившиеся подкасты. За время проведения кампании данной возможностью воспользовалось значительное число американцев.

В повседневной деятельности ориентация команды Обамы на работу в Интернете с многомиллионной аудиторией онлайн-пользователей прослеживается достаточно четко. Так, на главной странице сайта Белого дома США10 размещены ссылки на страницы в системе микроблоггинга Twitter11, социальных сетях Facebook12 и Myspace13, а также видеохостингах Youtube14 и Vimeo15, фотосайте Flickr16 и портале цифрового контента iTunes17. Общее число пользователей данных ресурсов составляет несколько сот миллионов человек, и работа на этих онлайн-площадках представляется нам весьма перспективной с позиций формирования положительного общественного мнения об администрации президента США Б. Обамы.

Однако и в других государствах онлайн-технологии как инструмент для создания эффективной коммуникации, как горизонтальной, так и вертикальной, успешно используются в политической практике. Даже президент такой консервативной страны, как Иран, оценил важное значение Интернета и имеет свой собственный он-лайн-ресурс в сети18. Есть свой блог также у королевы Иордании. В феврале 2009 г. открылось официальное Интернет-представительство

8 Are You an Average YouTube User? Mashable. The Social Media Guide // http://mashable.com/2006/10/30/are-you-an-average-youtube-user/

9 Exit polls: Obama wins big among young, minority voters // http://www.cnn.com/2008/POLITICS/11/04/exit.polls/

10 http://www.whitehouse.gov/

11 http://twitter.com/whitehouse

12 http://www.facebook.com/WhiteHouse

13 http://www.myspace.com/whitehouse

14 http://www.youtube.com/whitehouse

15 http://www.vimeo.com/whitehouse

16 http://www.flickr.com/photos/whitehouse

17 http://www.whitehouse.gov/#TB_inline?height=220&width=370&inlineId=tb_external

18 http://www.ahmadinejad.ir/

160 _

ВолоЗенков С. В. Практика и особенности использования онлайн-ресурсов в современныхполитическухкамшнияхв США-

бывшего Президента Украины Виктора Ющенко19 в социальной сети Twitter20. Имеют свои аккаунты в Интернете, в том числе и в сервисе микроблоггинга Твиттер, Президент Венесуэлы Уго Чавес (@chavezcandanga), лидер Кубы Фидель Кастро (reflexionfidel), премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон (Number10gov), многие другие руководители государств и известные политики. Президент России Дмитрий Медведев также является активным пользователем онлайн-ресурсов, зарегистрировав недавно в рамках поездки в США свой аккаунт и в сервисе Twitter.

Если говорить о ярких примерах успешного использования он-лайн-коммуникаций в политических кампаниях за пределами США, то можно привести достаточно много реализованных проектов. Мы остановимся только на примерах использования сервиса микробло-гинга Twitter, как одного из наиболее динамичных инструментов для массовой онлайн-коммуникации. Несмотря на молодость, Twitter показал свою способность быть серьезным инструментом для организации массовой коммуникации в рамках политических проектов, начиная с создания движения за свободный Тибет в Твиттере, и заканчивая созданием хештега21 #IranElections, который стал одним из самых упоминаемых политических хештегов в Твиттере в 2009 г. При этом многие эксперты отмечают, что Твиттер послужил эффективной коммуникационной площадкой для иранской оппозиции, дав возможность скоординировать действия и организовать многосот-тысячные митинги протеста против действующей власти22. Кроме того, огромная популярность #IranElections позволяет говорить о том, что оппозиции удалось привлечь внимание мировой общественности к происходящему в Иране, что также является немаловажным моментом. Успешно использовались ресурсы Твиттера и во время последних выборов в Украине, под которые специально был создан хештег #elect_ua. Можно привести массу других примеров того, как с помощью Твиттера избирательный процесс становится прозрачнее, доступнее с позиций его освещения, что весьма важно для проведения действительно демократических выборов.

19 Главной целью этого шага пресс-служба В. Ющенко определила его коммуникацию с общественностью с помощью удобных современных социальных форм общения.

20 http://twitter.com/Presidents_ua

21 В Твиттере — слово, начинающееся с символа "решетка" (#) и служащее для пометки твита принадлежностью к какой-либо теме, обсуждению или событию. По сути, является полным аналогом обычного тега.

22 Помимо хештега #IranElections также была сделана сеть мобилизационных аккаунтов иранской оппозиции, например @StopAhmadi для сторонников его оппонента Мусави.

_ 161

Из последних популярных политических хештегов можно привести хештег #President Noynoy Aquino, который на момент написания данной статьи находился в списке Worlwide Trending Твиттера на одной из самых высоких позиций в связи с инаугурацией нового Президента Филиппин.

Достаточно важную роль сыграл Твиттер и во время недавних событий в Кыргызстане как в аспекте мобилизации масс на антиправительственные выступления, так и в качестве площадки для обмена независимыми мнениями, а также прорыва информационной блокады, так как традиционные СМИ находились под безусловным контролем администрации Бакиева. Онлайн-площадки, в том числе и Твиттер, также послужили в качестве инструмента для организации добровольных народных дружин после появления в Киргизии такой острой проблемы, как мародерство23.

Много говорят и о той роли, которую сыграл Твиттер в апрельских событиях 2010 г. в Молдавии, которые уже окрестили «молдавской революцией». По мнению многих экспертов, роль онлайн-площадок в организации массовых выступлений 6-7 апреля 2010 г. в Кишиневе крайне завышена24, однако обращает на себя внимание любопытный факт: на сайте одной из молдавских неправительственных организаций Hyde Park Organisation, деятельность которой была направлена на свержение правительства Молдовы, содержалась информация о том, что «этот сайт размещен в сети бесплатно в рамках программы "Обучение и доступ в Интернет" (Internet Access and Training Program, IATP) Управления культурных и образовательных программ (Bureau of Educational & Cultural Affairs, eCa) Госдепартамента США, созданной при поддержке кампании "Акт в защиту свободы" (Freedom Support Act, FSA)». Иными словами, США активно пытаются внедрять в свою практику внешнеполитического влияния новейшие онлайн-технологии, экспортируя своего рода «онлайн-революции» вовне, что требует пристального внимания российских властей, которые, по нашему мнению, на сегодняшний день еще не могут составить полноценную конкуренции в сети.

Из наиболее ярких примеров 2011 г. можно отметить использование Твиттера как площадки для подготовки массовых антиправительственных выступлений 25 января в Египте. Не случайно действующие власти сразу после начала массовых акций протеста пол-

23 При этом следует отметить, что, по оценкам экспертов, информирование в Твиттере о происходящих в Киргизии событиях осуществляли примерно 150 активных блоггеров.

24 Любопытна запись, сделанная лично лидером молдавской оппозиции Натальей Мо-рарь в Твиттере: «@natmorar // но как им пользоваться, я так и не поняла!!!»

162 _

ВолоЗенков С. В. Практика и особенности использования онлайн-ресурсов в современных.политических.кампаниях^в США

ностью отключили Египет от Интернета, лишив оппозицию координировать свои действия через него25.

Исходя из анализа зарубежной практики, следует сделать вывод о том, что как бы мы ни оценивали степень интеграции подобных онлайн-площадок в политическую практику тех или иных стран, а также эффективность их использования субъектами политической деятельности, в любом случае можно констатировать тот факт, что использование онлайн-сервисов стало фактически неизбежным атрибутом для организации общественно-политической коммуникации в развитых демократиях26.

Литература

Володенков С. В. Современная коммуникация как основа эффективной политической кампании // Вестн. Моск. ун-та: Политические науки. Серия 12. 2010. № 1. (Volodenkov S.V. Modern Communication as a Base of Effective Political Campaign // The Herald of the Moscow State University: Political Sciences. Ser. 12, 2010, N 1).

Are You an Average YouTube User? Mashable. The Social Media Guide // http://mashable.com/2006/10/30/are-you-an-average-youtube-user/

Exit polls: Obama wins big among young, minority voters // http://www.cnn.com/2008/P0LITICSZ11/04/exit.polls/

Smith A. Those Active in the Obama Campaign Expect to be Involved in Promoting the Administration. 30.12.2008 // http://pewresearch.org/pubs/1068/post-election-voter-engagement

25 Официальное уведомление Твиттера о блокировке данного сервиса в Египте: http://api.twi tter.com/#!/twitterglobalpr/status/30063209247408128

26 В этой связи нам представляется вполне закономерным запрет на использование Твиттера в Китае.

_ 163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.