Научная статья на тему 'Роль Интернет-коммуникаций в социализации детей'

Роль Интернет-коммуникаций в социализации детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
696
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация детей / социальные сети / Интернет.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Интернет-коммуникаций в социализации детей»

Платонова А.П.

к.соц.н., доцент РАНХиГС

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Ключевые слова: социализация детей, социальные сети, Интернет.

Интернет-коммуникации играют все большую роль в социализации детей. Нередко можно констатировать, что социализацию детей в семье заменила социализация в социальных сетях, где ребёнок подает себя как объект воображаемого социума с собственной интерпретацией, получая для себя такую же искаженную информацию пользователей Интернета - от сверстников и не только.

Следует подчеркнуть, что особый характер Интернет-коммуникаций как фактора социализации детей формируется разрывом между поколениями. Сегодня исследователи отмечают, что проблемой огромной важности для общества стала граница между поколениями, соответствующая, по сути, той границе, которая прошла между обществом прежних социальных норм (советская социалистическая система) и нынешним направлением развития российского общества, переживающего модернизацию капиталистического характера. Не вдаваясь в подробности этой проблемы, отметим, что кризис прежних, воспитывавшихся десятилетиями у более старших поколений духовных ценностей и установок, социальных ориентаций приводит к тому, что молодое поколение подрастающее и вступившее в 90-х годов, без сомнения, впитывает экономические, социальные, политические, духовно-нравственные феномены сознания и поведения, порожденные кризисным состоянием общества в целом и всех без исключения его сфер, вызывая отнюдь не всегда позитивные изменения духовного мира, системы ценностей у тех, кто сегодня проходит социализацию на этапе детства. Иными словами, формируется поколение, ориентирующееся на новую систему ценностей, или, вернее, за отсутствием таковой, на иные, чем прежде, ценностные критерии. Образующийся духовный вакуум в обществе не проходит бесследно для детей. Он заполняется различными суррогатами: пропагандируемыми «ценностями» так называемых цивилизованных обществ, навязываемыми западными стандартами в ущерб отечественным ценностям и русской духовности. Примером является нетрадиционное родительство, когда оба родителя принадлежат к одному полу. Социальные роли матери и отца подвергаются ревизии и идейным нападкам. Это деформирует принципы воспитания детей и функции родителей.

Существует разрыв во времени социального восприятия детей и родителей. Дети жили и развивались в иной жизненной ситуации и ином социальном времени, и соответственно, должны принимать по факту его деформированные ценности, несформировавшиеся нормы. И родительская семья жила в то же самое время в двойном социальном модусе, сохраняя базовые ценности советского родительства, ценности семьи и нравственности и государственного патронажа. Отсюда тот разрыв, который возникает по объективным причинам между родителями и детьми. Он возникает из-за несоответствия опыта поколения родителей и запросов современных детей, которые зачастую ищут ответы на свои вопросы скорее в Интернете, чем в семье.

В последние годы наблюдается увеличение Интернет-активности подростков, с каждым годом растет число подростков - пользователей Интернета. Опросы показывают, что возраст вхождения в Интернет в России снижается -по всей стране дети в среднем начинают выходить в сеть в 10 лет, в городах-мегаполисах - Москве и Санкт-Петербурге, возраст начала использования Интернета составляет 9 лет1.

По данным совместного исследования Фонда Развития Интернета, факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова и компании «Google», 89% подростков в возрасте 12-17 лет пользуются Интернетом каждый день, всего 1% выходит в Интернет реже 1-2 раз в месяц, а не пользующихся Интернетом среди подростков обнаружено не

было2.

Отмечается рост ежедневного пользования Интернетом среди подростков в возрасте 12-16 лет: с 82% в 2010 г. до 87 % в 2013 г.3 Эти тенденции подтверждаются данными исследования «Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства», проведённого в 2012 году Общероссийской общественной детской организацией «Лига юных журналистов». Согласно его данным, число Интернет-пользователей в период с 1998 по 2012 год возросло в 4,5 раза4.

1 Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Г. Солдатова, Е. Рассказова, Е. Зотова, М. Лебешева, П. Роггендорф. - М., 2011. - http://detionline.com/assets/files/helpline/Final Report_5-29-11.pdf

2 Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Не-стик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.

3 Там же.

4 Мониторинг и анализ московского информационно-образовательного пространства: Результаты социологических исследований и программирования / С. Цымбаленко, А. Шариков, И. Жилавская и др. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.

Исследователи отмечают рост влияния электронных медиаресурсов на культурно-досуговую сферу подростков. Для 79% подростков 11-15 лет не только в мегаполисе, но и в регионах такой вид досуга практически равнозначен по частотности называния прослушиванию музыки - 60% - и просмотру телевизионных передач - 50%1. В исследованиях подтверждается известная тенденция: все больше школьников стремятся попасть после уроков не на улицу к друзьям и сверстникам, а к Интернету, где общаются, получая необходимую информацию, смотрят фильмы и слушают музыку, играют и читают книги. Осваивая Интернет в самом раннем возрасте, к 14 годам уже до 80% учащихся постоянно им пользуется, и это сказывается на структуре и качестве свободного времени. Так, в 2012 г. 38% младших школьников и 68,8% учащихся среднего школьного возраста практически каждый день проводили в Интернете или локальных сетях. Помимо несомненной пользы, заключающейся в расширении развивающих возможностей досуговой деятельности, такой тип досуга становится источником негативных явлений. Для многих школьников увлечение Интернетом заканчивается стойкой зависимостью, которая поглощает практически все свободное время. Мониторинг показывает, что 6,7% школьников в 11-14-летнем возрасте ежедневно проводят в Интернете от 3-х до 4-х часов и еще 5,8% - более 4-х часов2. Серьезной проблемой является распространение среди школьников практики списывания с помощью Интернет-технологий, ведь в сети можно найти ответы на домашние задания и экзаменационные вопросы.

Подростки все чаще пользуются Интернетом для создания своих блогов, живых журналов, персональных страниц, для общения с друзьями в социальных сетях и на форумах. По данным опроса родителей, проведенного ФОМ, в структуре занятий детей в Интернете примерно в равной мере присутствуют и те, что связаны с самообразованием, и те, что связаны с развлечением3. Исследования показывают, что социальные сети являются лидерами по популярности среди ряда социальных медиа. По частоте использования социальные сети догоняют такие популярные Интернет-ресурсы, как поисковый сервис Яндекс и почтовый сервис Mail.ru. На осень 2012 года из 61 миллиона российских Интернет-пользователей 82% были зарегистрированы в социальных сетях4. Особое значение социальные сети имеют для подростков, так как там они могут найти практически все возможные инструменты самовыражения, общения, поиска друзей. По мнению исследователей, «для подростка гораздо опаснее не общаться в социальных сетях, чем находиться в них»5. По данным исследования «Дети России онлайн», в 2010 году более 75% российских детей имели профиль в социальных сетях, треть опрошенных - больше одного профиля на различных социальных сервисах6. Согласно другим исследованиям, российские дети опережают Европу, где число пользователей социальных сетей среди детской Интернет-аудитории составляет 60%7.

Социализацию в социальных сетях принято трактовать, в первую очередь, как место усвоение норм и правил онлайн-взаимодействия, где предполагается наличие определенных норм поведения в виртуальной среде, где социальные сети могут оказывать долговременный эффект, и на сферу оффлайн-взаимодействий. Ученые обнаружили, что представления о правилах поведения в социальных сетях формируются на основе наблюдений за действиями других пользователей (например, если многие репостят (размещают на своей странице сообщение (пост), изначально выложенный в другом месте) информацию на своих страницах, значит, так принято); в то же время вопрос о неприемлемом в поведении каждый решает сам8. Это подтверждается мнением одного из модераторов сообщества социальной сети «В Контакте»: «Никаких правил и норм поведения в социальной сети нет. Каждый ограничивает себя сам, в зависимости от своего интеллекта, возраста, воспитания». Другой эксперт полагает, что наиболее распространенная норма в социальных сетях «это репостить, лайкать, комментить - проще говоря, потреблять».

Социальные сети дают возможность подростку создать новый привлекательный для себя или собеседника социальный образ, абстрагироваться от реальности, почувствовать себя социально значимым. Кроткий подросток может проявиться как агрессивный собеседник, добрый - быть жестоким, жестокий, наоборот, представит себя добропорядочным. Можно даже «сменить пол», выбрать любую социальную роль и статусную позицию и следовать им, меняя их по желанию, кроме того, можно приписать себе несуществующие физические и иные достоинства. Таким образом, важно то, что анонимность позволяет менять свой социальный облик.

Само по себе общение в сети, по мнению исследователей, весьма отрицательно влияет на способы коммуникации. Так, пренебрежение нормами литературного русского языка, вольное обращение с лексикой («Пишу как слы-

1 Всероссийское социологическое исследование «Дети и детские организации в условиях модернизации общества» (проведено ГБУ г. Москвы ДДОО Комитета общественных связей г. Москвы, рук. Майорова-Щеглова С.Н., Кравченко Л.В., 2010 гг. (Выборка: N=1966, 13 регионов России, квотная по полу, возрасту, типу поселения. Метод - анкетирование подростков 10-15 лет.) Архив ГБУ ДДОО.

«Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)» проводится НИУ ВШЭ и ЗАО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН. (Сайты обследования RLMS-HSE: http://www.hse.ru/org/hse/rlms; http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms).

3

Обзор ФОМ. 21.12.2006. Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 декабря 2006 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. - http://bd.fom.ru/ report/cat/home_fam/teen_cheeld/dd065027

4 Россияне в сети. Рейтинг популярности социальных медиа. ВЦИОМ. 13.02.2012. -http://wciom.ru/index.php?id=459 &uid=112476.

5 Regan P, Steeves V., Kids R.Us: Online Social Networking and the Potential for Empowerment // Surveillance & Society. 2010. -Vol. 8(2). - P. 157.

6 Зотова Е., Солдатова Г. Российские и европейские школьники: проблемы онлайн-социализации // Дети в информационном обществе. 2011. - № 7. - С. 50.

7 Соловьев Д. Принципы общения в социальных сетях // Cossa. 14.03.2012. - С. 51. - http://www.cossa.ru/articles/234/13507

8 Там же, с. 266.

шу»), знаками препинания, которые поощряются в социокультурной среде социальных сетей подростков, на самом деле снижают их социальный статус и возможности общаться на достойном уровне. Отрицательной стороной сетевой субкультуры является и то, что отсутствует невербальный компонент общения, следовательно, невозможно понять не только то, кто же в действительности твой собеседник, но и что он на самом деле испытывает в данный момент времени. Коммуникация, таким образом, ограничивается лишь набираемыми на клавиатуре фразами, а общение обезличивается1 .

По данным исследований почти десятилетней давности, в 2006 году большая часть населения имеющие детей была озабочена информационной безопасностью (84%), но уже 3,4% опрошенных пользователей Рунета, в семье которых были дети младше 12 лет, старались оградить их от опасной информации2. Чаще всего называлось личное присутствие родителя при пользовании ребенком компьютерными сетями (34%). Во вторую очередь - установка антивирусов (22%) и программ, блокирующих «всплывающие окна» (21%). Немногие подключали к компьютеру программу «родительского контроля» (14%) или использовали специальные настройки браузера (8%). 48% отмечали, что современные технологии позволяют не допустить контакта ребенка с нежелательной информацией в Интернете, и чуть более половины приобрели уверенность («При соответствующем родительском контроле, Интернет не вызывает зависимости у детей»)3.

Таким образом, исследования социализирующей функции Интернет-коммуникаций в обществе среди детей и подростков сегодня актуальны, так как формируют базу для принятия мер по ее упорядочиванию. Актуальность такой постановки их задач подтверждается, например, развертыванием в 2013 г. Всероссийской кампании против насилия и жестокости в СМИ по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. А. Астахова. В ее рамках в стране совершенствуется комплекс информационных, просветительских и организационных мер по реализации гарантий права детей на информационную безопасность согласно Конвенции ООН о правах ребенка и Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях права ребенка в Российской Федерации».

Важными представляются исследования возможностей для профилактических мер, таких как запрет оборота информации, способствующей превращению детей в жертвы преступлений сексуального характера и коммерческой эксплуатации, ограничить доступ детей к информации, вовлекающей их к совершению преступлений и иных антиобщественных деяний (бродяжничество, попрошайничество, азартные игры, алкоголь и наркотики и пр.). Предметом совместных усилий исследователей и практиков становится просветительская работа, направленная на снижение риска причинения вреда их здоровью и развитию при пользовании современными средствами связи. После подписания Россией Конвенции о правах ребенка правительством ежегодно публикуется доклад о положении детей в социуме, и здесь также необходима постановка вопроса о влиянии Интернета на формирование личности, а также результаты исследований по теме «Дети и Интернет», которые все более актуальны во всем мире.

1 Соцсети - российское зло? // Детская гаджетизация: какие опасности поджидают юных пользователей. - Шр://^'^^.

aif.ru/society/44346

2

Дети в интернете: поощрять или ограничивать? Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 7 апреля 2014 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. - http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114772

3 Мониторинг и анализ московского информационно-образовательного пространства: Результаты социологических исследований и программирования / С. Цымбаленко, А. Шариков, И. Жилавская и др. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.