УДК 159.9
DOI 10.1555/2409-3203 -2017-0-12-92-102
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ И ДЕТИ: ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ 27
Солдатова Галина Уртанбековна
д-р психол. наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник отдела методологии развития образования Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки
программ ФГАУ «ФИРО» Россия, Москва Теславская Оксана Игоревна научный сотрудник центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи
ГБОУ ВО МО АСОУ
Россия, Москва [email protected]
Аннотация. В статье поднимаются вопросы защиты информационной приватности российских детей и подростков. Защита персональных данных, как одного из видов приватности, рассматривается в качестве актуального вопроса безопасности современных школьников. На основе данных проведенных исследований анализируется распространенность проблем в результате неосторожного обращения с личной информацией в интернете, а также отношение детей и родителей к данному вопросу. Результаты исследований показывают, что как минимум, треть российских подростков представляет собой группу риска и может пострадать от угроз, связанных с неосторожным обращением с личной информацией в интернете - взломов аккаунтов и кражи персональных данных, мошенничества в сети, а также использования личной информации ребенка против него. При этом и школьники, и их родители часто недооценивают угрозы беспечного использования и хранения персональных данных. Обучение детей и подростков защите персональных данных в интернете должно стать одной из приоритетных задач родителей и школы по воспитанию культуры пользования инфокоммуникационными технологиями.
Ключевые слова: персональные данные; информационная приватность; защита личной информации; дети и подростки; интернет.
PERSONAL DATA AND CHILDREN: ISSUES OF SAFETY
Soldatova Galina Urtanbekovna
Doctor of Psychology, Professor, Corresponding Member, Chief Researcher, Department of Education Development Methodology Center for Strategy for the Development of Education and Organizational and Methodological
Support of the Programs Russia, Moscow Teslavskaya Oksana Igorevna
27 Статья подготовлена по проекту «Разработка и апробация программ повышения квалификации педагогических кадров по вопросу формирования у обучающихся компетенций безопасного использования сети «Интернет»», выполняемому в рамках госзадания Минобрнауки России (№27.10033.2017/5.1).
Researcher of the Center of Risk Monitoring and Socio-Psychological Assistance of Moscow Region State Budget Instituion of Higher Education Academy of Public
Administration Russia, Moscow
Annotation. The issue of informational privacy of Russian children and adolescents is discussed. Protection of personal data, as one of the forms of privacy, is regarded as the essential problem of nowadays schoolers' safety. Based on results of population studies, the frequency of facing online threats due to inadequate or incautious use of personal data in the internet, and both kids and parental attitudes to the problem, are being analyzed. Results show that each third Russian adolescent (at least) is in at-risk group and may suffer from online threats connected with personal data misuse - account hacks, password and other personal data steals, online frauds and use of personal data of a kid against him. Both schoolers and their parents tend to underestimate these threats of misuse and improper storage of personal information. Thus, cultivating digital competency of schoolers must become one of the major aims of adults and educational institutes.
Key words: personal data; informational privacy; personal data protection; children and adolescents; internet.
Сегодня современные средства коммуникации - неотъемлемая часть повседневной жизни. С развитием технологий эти средства опосредуют все новые сферы человеческой деятельности. Результаты многолетних исследований Фонда Развития Интернет 20092016 гг., в которых приняли участие российские школьники, родители и педагоги (опрошено более 13 тыс. чел.), показывают, что современное подрастающее поколение использует интернет с возрастающей интенсивностью. За семь лет доля детей, проводящих более 5 часов в интернете ежедневно, выросла почти в семь раз! В 2009 г. таких школьников было только 8%, в 2011 - четверть от общего количества (26%), в 2013 - 41%, а в 2016 - их уже больше половины (52%). При этом доля подростков, интенсивно использующих интернет (более 8 часов в сутки) в 2016 г., по сравнению с 2013 г., удвоилась: сейчас таких детей уже почти треть (32%) [9].
Несмотря на то, что интернет предоставляет огромное количество возможностей, современные подростки регулярно сталкиваются с онлайн-рисками [6]. Особое место в перечне опасностей, с которыми можно столкнуться при использовании интернета, занимают проблемы защиты персональных данных и управления ими. Поскольку информационные технологии все активнее проникают во все сферы жизни, а темп конвергенции реального и виртуального миров только ускоряется, то возникает необходимость анализа баланса между частным и публичным в жизни общества. На сегодняшний день у большинства онлайн-пользователей существует четкое понимание того, что свою частную жизнь и ее важнейшую составляющую - персональные данные необходимо защищать. Для этой цели существуют специально разработанные различные средства, от паролей до сложных ключей, идентификаторов, электронных цифровых подписей. Однако риски распространения и ненадлежащего использования персональных данных достаточно высоки поскольку среди пользователей остается достаточно большое количество неопытных как среди взрослых, так среди детей школьного возраста. Приватность, означающая частную жизнь и право личности на неприкосновенность, становится все более значимой общечеловеческой проблемой в связи с интенсивным развитием инфокоммуникационных технологий. Направленность зарубежных исследований приватности определялась главным образом интересом и уважением к частной собственности и личной жизни. Это право индивида решать, насколько быть открытым или закрытым по отношению к внешнему миру - какая информация и при
каких условиях может быть сохранена как тайна или, наоборот, передана другим людям [1,5]. Приватность определяют как право человека на личное пространство, свободное от вмешательства других людей и организаций [3].
Основное содержание приватности - персональные или личные данные. Персональные данные в Федеральном законе РФ от 25.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» определяются как сведения о фактах, обстоятельствах и событиях жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Если обратиться к ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» (27.07.2006 г. № 152-ФЗ), персональные данные понимают еще шире - как любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Согласно данному Закону статус субъекта персональных данных не зависит от дееспособности лица, а это значит, что любой ребенок - носитель личной информации и, соответственно, субъект персональных данных. На основе контент-анализа личной информации в Интернете, распространяемой посредством социальных сетей, специалистами Фонда Развития Интернет выделены следующие категории персональных данных:
• пространственная локализация (адрес проживания, фиксация местоположения и перемещения);
• регистрационные идентификационные данные (паспортные данные, пароли, пин-коды, постоянный идентификатор, который может использоваться для опознавания пользователя в течение времени на различных веб-сайтах или онлайн-сервисах, номер мобильного телефона)
• умения, навыки, личностные черты;
• хроника личных событий [3].
• физические характеристики (внешние данные, биометрические данные, состояние здоровья и др.);
• социальные связи (информация о родственниках, друзьях, знакомых, принадлежность к различным формальным и неформальным группам);
• материально-экономическое положение (движимое, недвижимое имущество, зарплата, накопления и др.);
• образ жизни и поведенческие установки (мировоззрение, ценности, интересы и хобби, социальные привычки и действия, настроения, вкусы, особенности интимной жизни);
• официальные статусы (семейное положение, достижения, награды, наличие судимостей и т.д.);
• профессиональная занятость (включая образование);
• психологические особенности (черты характера, способности, знания, Главный смысл приватности для старших поколений заключается в её связи с
секретностью, тайной, анонимностью и уединенностью. В наши дни вопрос обеспечения приватности становится больше связанным с проблемой безопасности и защиты персональных данных, а значит - с вопросами их контроля со стороны пользователя.
Реальную ситуацию в области основных видов рисков, касающихся персональных данных российских школьников, можно определить по результатам популяционных исследований 2010-2015 гг., проведенных Фондом Развития Интернет в рамках проекта Еврокомиссии EU Kids Online II [10] совместно с факультетом психологии МГУ имени М. В. Ломоносова [7,8].
В 2010 г. в среднем каждый третий ребенок 11-16 лет сталкивался в Сети с негативными последствиями ненадлежащего использования им своих персональных данных или использованием его персональных данных злоумышленниками [10] - взломов аккаунтов и кражи персональных данных, мошенничества в сети, а также использования
личной информации ребенка против него. По данным 2013 г., число детей, столкнувшихся с такими проблемами, существенно увеличилось - с 36 до 50%. Таким образом, если в 2010 г. с негативными последствиями ненадлежащего обращения с персональными данными в Интернете сталкивался каждый третий ребенок, то в 2013 - уже каждый второй. Особенно увеличился показатель количества взломов аккаунтов и краж персональных данных: каждый четвертый ребенок сообщил о столкновении с этой проблемой.
В 2016 г. число столкновений детей с представленными категориями рисков незначительно снизилось. Тем не менее процент детей, встретившихся с негативными последствиями ненадлежащего использования ими своих персональных данных или использованием их личной информации злоумышленниками, составляет 40%. Столь высокая подверженность рискам в первую очередь обусловлена тем, что дети, с одной стороны, интенсивно осваивают коммуникацию в социальных сетях, с другой -недостаточно осведомлены об элементарных правилах безопасного поведения и общения в Интернете.
Поскольку различные социальные позволяют общаться со знакомыми ровесниками, но и с незнакомыми, а также с более взрослыми людьми, они пользуются большой популярностью у школьников. Социальные сети - хранилища личной информации и площадки ее презентации интернет-пользователями. В 2013 г. 90 % подростков - пользователей Интернета отметили, что у них есть своя страница в социальной сети «ВКонтакте» [7]. Исследование 2015 г. показало, что социальные сети за редким исключением используют все школьники Москвы и Московской области 6-11-х классов (менее 1% из всей выборки) [8].
Если у подростка есть профиль в социальных сетях его наличие само по себе не является непосредственной угрозой для его приватности. Вероятность столкновения с рисками, связанными с персональными данными, зависит от навыков безопасного использования сетей. В этом случае особенно важны следующие моменты:
1) какой доступ установлен у подростка к его профилю в целом и к отдельным категориям личной информации в социальной сети;
2)соблюдает ли подросток правила конфиденциальности в отношении пароля;
3) какую информацию о себе подросток сообщает незнакомым людям;
4) умеет ли он использовать настройки приватности в социальной сети, и кто ему в этом помогает.
Рассмотри ситуацию, связанную с соблюдением правил конфиденциальности в отношении пароля. Пароль является ключом к личной информации, особенно той, которая предназначена не для всех. Именно с утерей конфиденциальности в отношении пароля нередко связаны неблагоприятные последствия в виде взломов профилей, кражи персональных данных, мошенничества и обмана в Сети. Внимание к своему паролю входит в число элементарных правил онлайн-безопасности. Данные исследования 2013 г. показывают, что только половина опрошенных подростков никому не давала пароль от своего аккаунта в социальной сети или электронной почты. Другая половина легко делится паролем от своей электронной почты или аккаунта в социальной сети не только с родителями: каждый пятый подросток сообщал пароль близкому другу и практически каждый десятый - друзьям, братьям или сестрам. В 2016 г. картина не изменилась: по-прежнему каждый второй подросток (54%) не соблюдает принцип конфиденциальности в отношении своих паролей и сообщает их своему ближайшему окружению. Кроме того, даже несколько увеличилась доля детей, готовых выслать либо сообщить свой пароль незнакомому человеку.
Еще одним важным моментом является доступ к профилю и отдельным категориям персональной информации. В настоящий момент зарегистрироваться в социальной сети «ВКонтакте», имея мобильный телефон, может любой пользователь.
Следовательно, в тех случаях, когда подросток оставляет свой профиль полностью открытым (у него выставлена настройка «Страница видна всем пользователям социальной сети»), это автоматически означает открытый доступ к его персональной странице. Результаты исследования 2016 г. свидетельствуют о том, что число страниц с открытым доступом в среднем составляет более 60%, что более чем в два раза превышает показатель 2010 г. Остановимся подробнее на анализе той информации, которую подростки публикуют в Сети. В 2010 г. каждый третий ребенок в социальной сети выкладывал информацию о себе из рубрики «Паспортные данные» в максимально полном объеме. Большинство российских школьников (от 60 до 80%) предоставляли в Сети фамилию, точный возраст, номер школы, фотографии, на которых отчетливо видны их лица. Еще треть детей указывали номер телефона или свой домашний адрес [10]. В 2016 г. школьники стали осторожнее. Они по-прежнему включают в свой профиль фамилию и фотографию. Число детей, которые размещают у себя на странице точный возраст, информацию о своей школе, номер телефона и домашний адрес, значительно сократилось (рис. 1). При этом в два раза увеличилось число школьников, указывающих завышенный возраст, - в 2016 г. это делал каждый пятый ребенок. Это свидетельствует о том, что в настоящий момент аккаунты все больше регистрируются детьми в возрасте до 14 лет, вынужденными указывать завышенный возраст для того, чтобы использовать социальную сеть.
Рис. 1. Ответы подростков на вопрос: «Какую информацию включает о тебе твой профиль?»
(Выборка - дети, у которых есть профиль в социальной сети), %
Следует отметить, что, к сожалению, даже максимально закрытая страница или полное отсутствие данных в личном профиле пользователя не гарантируют в полную приватность. Во-первых, поиск в социальной сети «ВКонтакте» работает «против пользователя». Например, если пользователь в настройках приватности предпочел скрыть дату своего рождения, город и место проживания, в случае соответствия страницы выбранным критериям она все равно появится в поиске. Во-вторых, в настоящий момент полностью скрыть список всех своих друзей в самой популярной социальной сети «ВКонтакте» невозможно. Поэтому даже если сам подросток не публикует фотографии и записи на своей стене, зарегистрированный пользователь может зайти на страницы его друзей и получить большое количество информации, например, возраст, место учебы, информацию о проживании и учебном заведении, местонахождении и посещенных мероприятиях. В-третьих, зачастую и сами дети готовы делиться информацией с малознакомыми (так называемые «друзья друзей»), а порой и незнакомыми пользователями.
Какой информацией подростки делятся с незнакомыми людьми в социальных сетях? Помимо того, что дети предоставляют открытый доступ к тем или иным видам
Фотография, на которой ясно видно лицо Название/номер школы Точный возраст Завышенный возраст Номер телефона Ничего из вышеперечисленного Адрес
Фамилия
2016 г. 2010 г.
персональных данных, они нередко общаются в Интернете с малознакомыми людьми и высылают им информацию о себе. В 2010 г. доля детей, которые заводили новые знакомства в Интернете и добавляли в список друзей тех, кого они не знают лично, составляла 68%. Более 40% из них свободно делились персональными данными с незнакомыми людьми. Еще около трети отправляли фото или видео со своим изображением кому-либо, с кем не было предварительной личной встречи или знакомства. В 2016 г. доля детей, совершающих «рискованные действия», потенциально ведущие к утере персональных данных либо их использованию против подростка, уменьшилась. Тем не менее по-прежнему половина детей добавляет в свой френд-лист незнакомцев, причем более трети специально ищут их сами. И практически каждый пятый ребенок отметил, что он регулярно отправляет незнакомым пользователям свои фото- и видеоматериалы, а также иную информацию личного характера (рис. 2).
80% 60% 40% 20% 0%
68 68
53
44
32 21
18
■
37
2010
Отправлять Отправлять фото или Искать новых друзей Добавлять в информацию личного видео со своим в Интернете друзей людей, с
характера кому-либо, изображением кому- которыми никогда не
с кем никогда не либо, с кем никогда не встречался лично
встречался лично встречался лично
Рис. 2. Число подростков, утвердительно ответивших на вопрос: «Приходилось ли тебе делать что-либо из представленных вариантов хотя бы однажды в течение последних 12 месяцев?», %
В 2013 и 2016 гг. детям был задан вопрос о том, какие именно виды персональных данных они готовы предоставить незнакомым людям. В 2016 г. доля тех, кто предоставит незнакомцу информацию о своих интересах, городе проживания и возрасте, увеличилась. Свои имя и фамилию по-прежнему сообщают почти 40% детей. С трети до четверти уменьшилось число школьников, которые отправят свое фото, более чем вдвое сократилось число сообщающих номер школы и телефона. Тем не менее каждый четвертый готов отправить незнакомому человеку в Сети свою фотографию, каждый двенадцатый - номер школы и номер телефона (рис. 3).
На родителей не стоит рассчитывать. Низкий уровень осведомленности родителей о рисках, которым подвергаются их дети в Сети, так или иначе выкладывая данные о себе, означает, что родители не смогут своевременно оказать им поддержку в сложных ситуациях. Сами родители не всегда чувствуют себя способными помочь своему ребенку: каждый пятый указал, что «в чем-то он может помочь, а в чем-то нет». При этом треть родителей отмечает, что они либо практически не могут оказать помощь, либо ребенок в ней не нуждается, потому что знает все сам, либо родители сами обращаются за помощью к сыну или дочери.
Свои интересы,.. Свой возраст Город, где ты живешь Свое имя и фамилию Свою фотографию Номер школы, где ты. Свой номер телефона Свой домашний адрес
62,2
2016 2013
Рис. 3. Ответы подростков на вопрос «Если ты познакомился (ась) в Интернете с новым другом, и он хочет узнать о тебе больше информации, какую информацию о себе ты ему, скорее всего, дашь?», %
Родители в качестве доверенных лиц по помощи в Интернете занимают не первые места не только в нашей стране. В 2012 г. американский центр по изучению Интернета и общественной жизни (Pew Research Center) провел опрос 802 подростков в возрасте 12-17 лет и их родителей. Основной целью было выяснить: кто помогает детям, когда им нужно разобраться с настройками приватности в Сети, и, если им необходима помощь, к кому они обращаются за советом [4]. В своем исследовании 2016 г. мы задали детям аналогичный вопрос. Согласно полученным данным, в отличие от Америки, где 70% подростков хотя бы к кому-то обращались за помощью по вопросам настройки приватности в Интернете, в России такое же число детей решает эти проблемы самостоятельно. Если же ребенок все же хочет обратиться за помощью, то в первую очередь он идет к друзьям или ищет информацию в Интернете. Только каждый 10-й попросит помочь родителей, а к учителям дети обращаются исключительно редко (рис. 4).
Ни к кому
Искал(а) информацию на сайтах
К друзьям
К родителям
К другим людям либо источникам
К учителям
70,8
2016
(Россия,
Фонд
Развития
Интернет)
I 2012 (США, Pew
Research Center)
Рис. 4. Ответы подростков на вопрос «К кому ты обращался(ась) за помощью, когда тебе нужно было настроить приватность в социальной сети?», %
Итак, сравнительный анализ данных исследований говорит о том, что ситуация в отношении рисков, связанных с персональными данными, остается тревожной. Практически каждый второй подросток входит в группу риска по ненадлежащему хранению и распространению персональных данных и может пострадать от угроз, связанных с персональной информацией. Каковы же основные причины этого? Мы можем выделить несколько важных пунктов. Во-первых, дети не всегда соблюдают принцип конфиденциальности в отношении своих паролей и сообщают их своему
ближайшему окружению. Некоторые дети готовы сообщить свой пароль даже незнакомому человеку.
Во-вторых, подростки устанавливают открытый доступ к персональной страничке, то есть ее может видеть любой пользователь, зарегистрированный в социальной сети, а в личном профиле указывают набор персональных данных о себе в достаточно большом объеме. В-третьих, подростки в том или ином объеме готовы передавать набор своих персональных данных незнакомым людям. В-четвертых, подростки практически ни к кому не обращаются за помощью по вопросам, связанным с настройками приватности в Сети.
Несмотря на то, что подростки все же начинают заботиться о приватности, они нередко выкладывают небезобидную информацию о себе, причем это делают даже те, кто проявил себя осторожным пользователем и обращается к взрослым за помощью в настройках приватности. Не только дети, но и их родители не осведомлены о скрытых угрозах беспечного использования и хранения персональных данных в Сети, проблема обнаруживается лишь тогда, когда неблагоприятные последствия уже очевидны (взлом аккаунта, публикация материалов, списание денег со счета и т.д.).
Проблемой столкновения с различными видами онлайн-рисков следует заниматься всем участникам учебно-воспитательного процесса: не только классным руководителям и учителям-предметникам, но также психологам и социальным педагогам. Данные процессы могут проходить в разных формах и на разных уровнях, от объединенных действий на уровне всей страны государственных, федеральных и региональных органов, различных ведомств, ^-сообщества, педагогического сообщества до обучения в конкретной школе в конкретной классе или в конкретном учреждении дополнительного образования. Ярким примером таких объединенных действий на уровне государства можно назвать Единый урок безопасного интернета.
Инициатором проведения Единого урока во всех федеральных округах страны стал Совет Федерации РФ. В рамках Единого урока проводятся мероприятия не только в России, но и в ряде государств СНГ. Минобрнауки России обеспечивает Единому уроку полное методическое сопровождение. На уровне субъектов проведение кампании поддерживают в общей сложности представители 13 различных органов власти (Минкомсвязи России, Министерство внутренних дел России, Федеральная налоговая служба, Центральный Банк, Министерство финансов России, Министерство культуры России, Министерство юстиции и другие). Впервые Единый урок состоялся осенью 2014 года и в нем приняло участие 11 миллионов подростков, а в 2016 году участников уже было 12,4 миллионов, что свидетельствует о высокой актуальности проекта для школьников России. Одной из важных тем Единого урока все время становится тема обращения с персональными данными.
Помимо информационно-просветительских мероприятий по защите и управлению персональными данными был запущен образовательный портал для несовершеннолетних пользователей интернета ПЕРСОНАЛЬНЫЕДАННЫЕ.ДЕТИ. Он был создан по инициативе Управления по защите прав субъектов персональных данных Роскомнадзора РФ. Цель портала - в доступной игровой форме познакомить детей и подростков с правилами безопасного обращения с персональными данными. Герои интерактивного портала делятся своими личными историями. На своем примере демонстрируя последствия неосторожного обращения с персональными данными в сети. На портале помимо кейсов из жизни есть также задания и тесты, которые помогают закрепить полученный материал. Портал рекомендован к использованию на уроках безопасного интернета.
Несмотря на принятые меры на уровне государства существует высокая потребность в разработке методических руководств, пособий по повышению цифровой компетентности. О таких причинах свидетельствуют следующие тезисы:
• Использование интернета сегодня - неотъемлемая часть образа жизни цифрового поколения и важный фактор их социализации.
• Цифровая компетентность взрослых и подростков составляет примерно треть от максимально возможного уровня.
• Абсолютное большинство подростков и взрослых учились использованию интернета самостоятельно, бессистемно и неорганизованно.
• И подростки, и взрослые выражают свою заинтересованность в повышении цифровой компетентности.
• Подростки активно используют интернет в образовательных целях. Значительная часть родителей осознает образовательный потенциал интернета.
• Большие ожидание родители возлагают на школу. Школа пока еще не пользуется у подростков авторитетом в области овладения возможностями интернета и его безопасным использованием.
Вышесказанное свидетельствует о необходимости организации специальных обучающих занятий для школьников по повышению знаний, умений и навыков грамотного обращения с персональными данными. Обучение защите персональных данных в цифровом мире должно стать одной из приоритетных задач родителей и школы по воспитанию культуры пользования Интернетом.
Учитывая настоятельную потребность в методических материалах для педагогов по повышению цифровой компетентности, специалистами Фондом Развития Интернет при поддержке Федерального Института Развития Образования, были разработан ряд методических пособий, адресованных работникам образовательных организаций.
Практическое пособие разработано на основе результатов исследований особенностей использования интернета российскими детьми и подростками, осуществленных сотрудниками факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет в 2009-2016 гг. Создание и внедрение пособия осуществлялись при поддержке и в рамках образовательно-выставочного проекта компании МТС «Дети в Интернете» - комплекса мероприятий, объединившего интерактивные выставки, обучающие уроки для младших школьников, родительские собрания и мастер-классы для учителей по полезному и безопасному использованию интернета. С 2012 по 2016 г. в программе приняли участие более 320 000 детей, педагогов и родителей из 30 регионов России.
Практическое пособие адресовано работникам системы образования, психологам, педагогам начальных классов, классным руководителям, педагогам-библиотекарям, преподавателям по информатике и ОБЖ, студентам педагогических и психологических факультетов вузов, родителям школьников младших классов.
Цель данного пособия состояла в повышении уровня цифровой компетентности школьников в сфере управления персональными данными. Для достижения цели были поставлены задачи: формирование у школьников представлений о приватности и персональных данных; осознание ценности персональных данных; формирование навыков управления персональными данными. Основная целевая группа программы - ученики 610-х классов средних общеобразовательных школ.
Уроки разработаны для учащихся общеобразовательных школ в соответствии с принципами культурно-деятельностного подхода в психологии и педагогике: принцип активной включенности, принцип деятельностных технологий, принцип доступности, принцип системности, принцип рефлексивности, принцип мотивации, принцип открытости, принцип кроссплатформенности. Структура пособия включает в себя два раздела: «Персональные данные: виды, пути распространения, защита» и «Управление персональными данными». Каждый раздел содержит пять практических уроков. Первый раздел направлен на формирование у школьников представлений о приватности и персональных данных анализа путей попадания персональной информации в сеть и
способов ее защиты. Это также важная часть для формирования мотивационной основы освоения программы. Второй раздел направлен на формирование навыков управления персональными данными. Каждый урок содержит описание целей и задач, необходимых материалов, процедур проведения упражнений и вопросы для обсуждения. Материалы к урокам подготовлены с учетом действующего законодательства РФ, а также мирового опыта управления персональными данными в интернете. Уроки могут проводиться в рамках основной школьной программы, например, на уроках по информатике или ОБЖ, так и внеклассной работы, например, на классном часе или в работе клубов или кружков. Данные упражнения можно встроить в качестве элемента любой образовательной программы (например, в летнем лагере или на дополнительных занятиях), соответствующей тематике сборника и запросам обучающихся.
Пособие является результатом научно-исследовательской и методической работы Фонда, и обобщает опыт исследований, проведённых в течение последних пяти лет. Книга содержит информацию о том, как изменился мир в эпоху Интернета, как меняемся мы сами и наши дети, как взаимодействуют между собой поколения, какие преимущества и какие проблемы несет в себе всеобщая информатизация. Пособие организовано по модульному принципу: учитель, в зависимости от поставленных целей и задач, а также временных возможностей, может самостоятельно сконструировать свой собственный вариант программы для использования в своем классе. Важной частью книги является «Практикум»: серия уроков для школьников, состоящих из мини-лекций, упражнений и игр для тренингов, направленных на формирование жизненных навыков подростков в условиях нового цифрового образа жизни.
Пособие направлено на повышение цифровой компетентности школьных учителей и практических психологов, расширение их представлений о возможностях Интернета, образе жизни и особенностях цифрового поколения, влиянии онлайн — рисков на развитие детей. Пособие предоставляет в помощь работникам системы общего образования образовательные технологии повышения цифровой компетентности учащихся, осваивающих программы основного общего образования (6-9) классы, и обучения их безопасному использованию Интернета в сетевом обществе. Пособие ориентировано на подготовку учителя в информационной образовательной среде и может выступать как образовательный модуль программ повышения квалификации и профессионального развития педагогических работников. Методическое пособие сопровождается интерактивными учебными модулями и мультимедийной игрой для закрепления приобретенных учащимися компетенций.
Методическое пособие адресовано учителям — инноваторам, учителям профильного обучения, педагогам, работающим в системе развивающего обучения, учителям, приступившим к реализации Федерального государственного образовательного стандарта, библиотекарям, школьным психологам, а также руководителям и экспертам органов управления образованием, специалистам образовательных учреждений, специалистам в области медиаобразования.
Опыт апробации и внедрения этих методических разработок показывает чрезвычайный интерес к теме цифровой компетентности среди педагогической общественности. В связи с колоссальными темпами развития информационных технологий, обучающие программы по повышению уровня цифровой компетентности должны разрабатываться для детей, родителей и учителей с опережающим эффектом и оперативно модифицироваться с учетом изменений в области ИКТ.
Литература:
1. Altman I. The Environment and Social Behavior: Privacy, Personal Space, Territory and Crowding. Monterey, CA: Brooks/Cole Pub. Co., Inc., 1975.
2. Children's Online Privacy Protection Rule (COPPA) // Federal Trade Commission official website, USA. URL: https://www.ftc.gov/enforcement/rules/rulemaking-regulatory-reform-proceedings/childrens-online-privacy-protection-rule. (дата обращения 17.05.2016).
3. Clarke R. What's 'Privacy'? URL: http://www.rogerclarke.com/DV/Privacy.html#Defn. (дата обращения 11.01.2016).
4. Madden M., Cortesi S., Gasser U., Lenhart A., Duggan M. Parents, Teens, and Online Privacy // Pew Research Center, 2012. URL: http://www.pewinternet.org/2012/11/20/parents-teens-and-online-privacy/ (дата обращения 12.05.2016).
5. Westin A. Privacy and freedom. New York, Atheneum, 1967.
6. Солдатова Г., Шляпников В., Журина М. Онлайн-угрозы глазами детей и взрослых// Дети в информационном обществе. — 2015. — № 21. — С. 44-55.
7. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013. - 144 с.
8. Солдатова Г.У., Олькина О.И. Отношение к приватности и защита персональных данных: вопросы безопасности российских детей и подростков. Национальный Психологический журнал. М.: МГУ, 2015 - №3. С. 56-66.
9. Солдатова Г.У., Приезжева А.А., Олькина О.И., Шляпников В.Н. Практическая психология безопасности: управление персональными данными в Интернете. // Учебно-методическое пособие для работников системы общего образования. М.: ФИРО, 2016. - 207 с.
10. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю., Лебешева М.И., Роггендорф П.М. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. - М.: 2012. URL: http://detionline.com/assets/files/helpline/Final_Report_05-29-11.pdf (дата обращения 15.05.2016).