Научная статья на тему 'Роль интеллекта в спортивной деятельности'

Роль интеллекта в спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1245
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE / ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ / ITS MANIFESTATIONS / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORTS ACTIVITY / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / EVALUATION CRITERIA / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / EDUCATIONAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Л.Д.

Sport is a specific kind of activity, ensuring a higher status and prestige; a show that attracts the attention of the big audience, a powerful way to develop and improve intellectual skills. However, this aspect of sports activity has been neglected. The purpose of the study was to provide the theoretical, methodological and experimental substantiation of the role of the wider use of intellectual skills and the potentials for enhancing sports skills. Intelligence is a key feature of personal enhancement, defining the goals of activity and its value system. Intelligence is considered as a combination of essential parameters of the cognitive sphere displayed in its various forms. Proceeding from the results of the educational experiment, intelligence is of great importance in sports activity. As the highest form of thinking, intelligence activates athlete’s activity, creating the conditions for the implementation of the principal conceptual regulations: the unity of consciousness and activity, the holistic approach to the organization of a training process, allocating and considering cause-and-effect relationships conditioning efficiency of motor actions. The amount of learned knowledge, skills and abilities increases significantly in the course of intellectual development, along with improving speech habits, behavior, interpersonal relationships, which is important in all kinds of activity. Hence, sport is an effective method of development and improvement of intelligence. Intelligence has specific functions in sports activity; its development relates to a number of complex factors such as problem-solving skills, formation of cognitive skills, social behavior and interpersonal relationships. Intellectual development is related to the amount and quality of learned knowledge and the need to extend it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль интеллекта в спортивной деятельности»

УДК: 159.9

РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА

в спортивной деятельности

Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

THE ROLE OF INTELLIGENCE IN SPORT

L.D. Nazarenko, professor, Dr.Hab. Ulyanovsk state pedagogical university named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Key words: intelligence, its manifestations, sports activity, formation, evaluation criteria, educational experiment.

Sport is a specific kind of activity, ensuring a higher status and prestige; a show that attracts the attention of the big audience, a powerful way to develop and improve intellectual skills. However, this aspect of sports activity has been neglected. The purpose of the study was to provide the theoretical, methodological and experimental substantiation of the role of the wider use of intellectual skills and the potentials for enhancing sports skills. Intelligence is a key feature of personal enhancement, defining the goals of activity and its value system. Intelligence is considered as a combination of essential parameters of the cognitive sphere displayed in its various forms.

Proceeding from the results of the educational experiment, intelligence is of great importance in sports activity. As the highest form of thinking, intelligence activates athlete's activity, creating the conditions for the implementation of the principal conceptual regulations: the unity of consciousness and activity, the holistic approach to the organization of a training process, allocating and considering cause-and-effect relationships conditioning efficiency of motor actions. The amount of learned knowledge, skills and abilities increases significantly in the course of intellectual development, along with improving speech habits, behavior, interpersonal relationships, which is important in all kinds of activity. Hence, sport is an effective method of development and improvement of intelligence. Intelligence has specific functions in sports activity; its development relates to a number of complex factors such as problem-solving skills, formation of cognitive skills, social behavior and interpersonal relationships. Intellectual development is related to the amount and quality of learned knowledge and the need to extend it.

Ключевые слова: интеллект, его проявления, спортивная деятельность, формирование, критерии оценки, педагогический эксперимент.

Спортивная деятельность традиционно рассматривается с позиций двигательной одаренности, реализация которой позволяет добиваться выдающихся результатов и обеспечить самореализацию личности средствами спорта. Однако результативность спортивной деятельности в значительной мере определяется способностью индивида к осознанию и глубокому пониманию объективных закономерностей роста результатов; механизма воздействия спортивных упражнений на организм, включая его биологические и социальные аспекты. Стремительный рост спортивных достижений; усиление конкуренции на международной арене; постоянное повышение роли спорта в развитии и совершенствовании не только отдельной личности, но и общества в целом, определили престиж спортивной деятельности; заинтересованность различных государств в повышении своего спортивного статуса. Это обусловило увеличение числа научных исследований в спорте, значительное расширение материально-технической базы, поиск и разработку новейших технологий достижений выдающихся спортсменов мирового класса.

В то же время для преодоления сильной конкуренции со стороны развитых спортивных держав необходим поиск новых направлений совершенствования и реализации кинезиологического потенциала. Таким направлением, на наш взгляд, может стать повышение роли интеллекта в спортивной подготовке, исследование которого открывает новые возможности для усиления эффективности соревновательной деятельности.

Цель данной работы - теоретическое и методологическое обоснование значимости более полного использования интеллектуальных способностей и возможностей для повышения спортивного мастерства.

Методика и организация исследования. Основные проявления интеллекта: восприятие, внимание, логическое и творческое мышление, память, аналитические способности являются необходимым компонен-

№ 10 • 2013 Октябрь | October

9

том спортивной деятельности. В то же время практика показывает, что многие тренеры и специалисты недооценивают роль интеллекта в процессе повышения уровня тренированности; выдвигая на первый план биологический аспект спортивной подготовки: повышение уровня двигательно-координационных качеств, обеспечивающих общефизическую, специальную и техническую подготовленность; совершенствование тактической подготовки путем более рационального использования кинезиологического потенциала. При этом спортсмен, как правило, не включается в качестве активного субъекта в процесс спортивной подготовки, ему отводится роль исполнителя разработанной для него программы. Такой подход не способствует интеллектуальному развитию и целостной реализации его потенциала. Как подчеркивают М. К. Акимова [2], Г. Ю. Айзенк [1] и другие, интеллект является ведущим качеством личностного развития, определяющим направленность деятельности и психической установки индивида, формирует систему его ценностей. В связи с этим мы рассматриваем интеллект как совокупность важных параметров познавательной сферы, проявляющихся в ее различных формах.

В соответствии со взглядами И. М. Сеченова [7], С. Л. Рубинштейна [6] и других интеллектуальные качества проявляются в процессе активной деятельности, на разных стадиях которой человек усваивает необходимые понятия, умственные действия, создает их алгоритмы и теоретические модели реализации в зависимости от цели деятельности. Интеллект следует рассматривать как структурированную совокупность умственных качеств: восприятия, внимания и др., обусловливающую способность к легкости, глубине и быстроте приобретения знаний и навыков, понимания целесообразности и вариативности их применения, что делает его стержнеформирующим фактором развития и самосовершенствования личности. Интеллект проявляется в способности человека к поиску адекватных способов решения сложных задач в неожиданно возникающей ситуации и адекватности поведения человека в различных проблемных обстоятельствах.

Уровень интеллектуальной деятельности в известной мере определяется свойствами нервной системы, развитие и совершенствование которой зависит от способа организации деятельности. Чем выше требования к интеллектуальным качествам, тем доступнее и понятнее программа предлагаемой деятельности, ее цели, задачи и прогнозируемый результат, тем активнее проявляется единство мыслительной и двигательной деятельности. Следовательно, интеллект целесообразно рассматривать как устойчивую систему, способную к развитию при целенаправленном воздействии внешней среды. Интеллект обеспечивает выбор эффективного решения сложной задачи в соответствии с уровнем его развития. Создание педагогических условий, требующих постепенного расширения и углубления познавательных способностей индивида, обусловливает повышение интеллекта и соответственно способность к решению более сложных задач, которые он в состоянии решить, приобретая при

этом соответствующие умения и навыки. Чем разнообразнее условия деятельности и задачи, требующие решения, тем вариативнее и пластичнее должна быть интеллектуальная деятельность. Интеллект определяет поведение и характер взаимоотношений человека с окружающими, так как одним из аспектов его мыслительной деятельности является способность к объективному анализу и оценке возникшей ситуации. Чем большим арсеналом способов и подходов к решению поставленной задачи располагает индивид, тем шире диапазон его познавательных способностей. Поэтому разнообразие видов деятельности, способов и вариантов решения неожиданно возникших ситуаций является ведущим условием развития интеллекта. Такой подход к пониманию его сущности позволяет рассматривать умственные качества как главное условие проявления индивидуальности человека.

Усваивая в процессе специально организованной деятельности систему знаний, умений и навыков, человек формирует свой собственный интеллектуальный стиль поведения и установления характера взаимоотношений с окружающими людьми. Это позволяет говорить об особой категории интеллектуальных людей, задающих определенный стиль поведения для основной группы населения, который закрепляется в нормах и правилах общественного поведения, придает индивиду статус лидера, способного создавать новые модели развития современного общества, влиять на происходящие экономические, социальные и политические процессы в стране, самореализовать себя как личность [3-5].

Как показали материалы нашего исследования [5], основными функциями интеллекта являются:

- определение психологической готовности индивида к развитию познавательных способностей средствами избранного вида деятельности (спорта, искусства, литературы и т. д.);

- формирование определенного типа поведения и характера взаимоотношений с окружающими людьми, ставящего человека на более высокий уровень духовно-нравственного развития;

- совершенствование способности к ориентировке, объективной оценке сложной ситуации и поиску эффективных способов выхода из нее.

Спортивная деятельность предъявляет особые требования к интеллекту, ставя его перед необходимостью познания механизма воздействия физических упражнений, закономерностей развития и совершенствования качественных сторон двигательной деятельности, обеспечивающих повышение тренированности, поиск путей и направлений согласованности интеллектуальной и двигательной деятельности как способа достижения высоких спортивных результатов.

Интеллект определяется двумя основными факторами:

- системой усвоенных знаний, умений и навыков в различных сферах деятельности;

- способностью к их расширению и совершенствованию средствами избранного вида деятельности.

10

№ 10 • 2013 Отябрь | ОСоЬег

В спорте о способностях индивида судят по его достижениям. Однако результативность выступлений на соревнованиях определяется не только способностями, она детерминирована достижением спортивной формы, готовностью к мобилизации кинезиологи-ческого потенциала.

Эффективность тренировочно-соревновательного процесса определяется следующими факторами:

- интересом к избранному виду спортивной деятельности;

- мотивацией подготовки к соревнованиям;

- личностью и профессиональной компетентностью тренера;

- состоянием и материально-технической оснащенностью тренировочного процесса.

Интеллект в спорте проявляется как способность к усвоению техники сложнокоординированных, разнонаправленных физических упражнений; познанию закономерностей роста спортивного мастерства; достижения высокого уровня стабильности и надежности соревновательной деятельности; объективному, критическому анализу и обобщению собственных достижений и ошибок в ходе соревнований, активному поиску способов их исправления. Он имеет собственные критерии оценки, основными из которых являются:

- объем и уровень усвоенных знаний, умений и навыков; способность к экстраполяции в новых условиях деятельности;

- скорость восприятия поступающей информации и способность к ее переработке;

- понимание и четкое изложение сути вопроса или проблемы;

- способность к выбору эффективного способа решения сложной задачи;

- культура речи, поведения, установления взаимоотношений с окружающими людьми.

Уровень проявления интеллекта в спортивной деятельности определяется готовностью:

- к самообразованию (усвоение спортивной терминологии, понятий, определений, концептуальных положений, принципов, средств и методов спортивной тренировки);

- к организации оптимального режима дня, образа жизни, к самоограничению;

- к самовоспитанию и повышению уровня духовно-нравственного развития.

С целью проверки возможности повышения интеллекта средствами избранного вида спорта был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие высококвалифицированные (I разряд, КМС и МС) 24 бегуньи на 400 м 16-22 лет. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), в каждой по 12 спортсменов. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходных показателей общефизической и специальной беговой подготовки, а также определялся исходный уровень интеллекта.

Результаты исследования и их обсуждение. Показатели общефизической подготовленности определялись с помощью тестов: бег на 30 м с высоко-

го старта, бег на 1000 м с высокого старта, тройной прыжок с места, толкание ядра (3 кг). Обработка полученных данных не выявила существенных данных в уровне общефизической подготовленности спортсменов КГ и ЭГ (р>0,05).

Уровень специальной беговой подготовленности определялся с помощью тестов: бег на 100 м с низкого старта (с); бег на 200 м (с); бег на 400 м (с). Анализ полученных результатов также не выявил существенных различий в уровне специальной подготовленности бегуний КГ и ЭГ (р>0,05).

Степень развития интеллекта определялась по следующим критериям: объем и качество усвоенных знаний, умений и навыков в беге на 400 м; скорость восприятия новой информации и способность к ее переработке; четкое понимание значимости используемых в спортивной подготовке средств и методов; культура речи, поведения и взаимоотношений с окружающими. Объем и качество усвоенных знаний, умений и навыков оценивались следующим образом:

5 баллов - знание основных терминов, понятий, определений, концептуальных положений, принципов спортивной тренировки; закономерностей роста спортивных результатов;

4 балла - знание специальной терминологии, умение хорошо ориентироваться в понятиях, определениях; концептуальных и методологических положениях;

3 балла - общие представления о закономерностях построения тренировочного процесса, принципах обучения и тренировки; требованиях к учебно-тренировочному процессу;

2 балла - слабые представления о понятиях, определениях, терминах; концептуальных положениям, закономерностях роста спортивных результатов;

1 балл - отдельные сведения о характере тренировочной нагрузки; об условиях повышения спортивного мастерства; незнание терминологии, понятий.

Анализ материалов исследования не выявил существенных различий в интеллекте у спортсменок КГ и ЭГ (р>0,05). Тренировочные занятия в КГ проводились в соответствии с программой спортивной подготовки, рекомендованной Федерацией легкой атлетики РФ (2009); в ЭГ большое внимание уделялось развитию интеллекта средствами данного вида спортивной деятельности.

С этой целью каждое новое физическое упражнение называлось в соответствии с требованиями терминологии; раскрывалось его воздействие на организм, значение для совершенствования индивидуальной техники бега, формирования собственного спортивного стиля. Применялись специальные методические приемы, активизирующие познавательную деятельность бегуний. Например, предлагался вопрос: «Чем отличается техника бега на 100 м у Валерия Борзова от таковой, других сильнейших бегунов?» и др.

У спортсменок при этом формировались навыки четкого конкретного ответа по существу заданного вопроса; не допускались обтекаемые формулировки, двусмысленная трактовка какого-либо положе-

№ 10 • 2013 Октябрь | ОйоЬег

11

ния. Большое внимание уделялось культуре речи, не допускалось употребление молодежного сленга, предъявлялись требования к хорошему знанию специальной терминологии, определений, понятий. Обсуждались требования к поведению высококвалифицированных спортсменов, которым стремятся подражать дети и подростки; разъяснялось, что высокие спортивные результаты - это не только личная заслуга спорта, но и большой труд тренера и других специалистов, их профессионализм, умение рассмотреть и реализовать задатки воспитанника. Формировались навыки установления правильных взаимоотношений бегуний с окружающими людьми путем использования комплекса педагогических приемов: одобрения, порицания, осуждения, личного примера и др. Приводились образцы благородного поведения выдающихся спортсменов, заслуживающие одобрения многих миллионов зрителей и телезрителей, и т. д.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование общефизической, специальной и интеллектуальной подготовки. Результаты педагогического эксперимента продемонстрировали, что показатели улучшились в обеих группах, однако более существенный их прирост был выявлен в ЭГ. Так, в КГ при исходных показателях в беге на 30 м с высокого старта 4,50±0,63 с к окончанию педагогического эксперимента они возросли на 1,87 % (р>0,05), в ЭГ при исходных показателях 4,51±0,27 с результаты улучшились на 5,44 % (р<0,05). В беге на 1000 м в КГ при исходных данных 3,22±0,21 м к окончанию педагогического эксперимента произошло улучшение на 0,81 % (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 3,22±0,34 м прирост составил 4,69 % (р<0,05). Подобная тенденция была выявлена и по другим тестам.

Динамика показателей специальной беговой подготовленности также улучшились в обеих группах с разными числовыми значениями. Так, в КГ при исходных данных в беге на 100 м с низкого старта 13,29±0,65 с к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшилась на 2,26 % (р>0,05); в ЭГ при исходных результатах 13,28±0,81 с прирост составил 7,76 % (р<0,05).

В КГ при исходных показателях в беге на 200 м 26,16±0,12 с к окончанию педагогического эксперимента произошло улучшение на 1,11% (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 26,14±0,66 с прирост составил 8,14 % (р<0,05). Подобная динамика наблюдалась и по другим тестам.

Анализ показателей изменения интеллекта свидетельствует о том, что их улучшение произошло как в КГ, так и в ЭГ, однако в ЭГ изменения оказались более существенными. Так, в КГ при исходных данных 2,97±0,15 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли на 2,71 % (р>0,05); в ЭГ при исходных результатах 2,67±0,16 балла прирост составил 16,23 %, (р<0,05).

Выводы. Результаты педагогического эксперимента показали, что интеллект имеет большое зна-

чение в спортивной деятельности. Являясь высшей формой мышления, интеллект активизирует деятельность спортсмена, что создает условия для реализации ведущих концептуальных положений: единства сознания и деятельности; целостного подхода к организации тренировочного процесса; выявления и учета причинно-следственных связей, определяющих эффективность двигательных действий. В процессе формирования интеллекта существенно увеличивается объем усвоенных знаний, умений и навыков; повышается культура речи, поведения, взаимоотношений с окружающими людьми, что имеет большое значение во всех видах деятельности. Это свидетельствует о том, что спорт является эффективным средством развития и совершенствования интеллекта. В спортивной деятельности интеллект имеет специфические функции; на его развитие оказывает воздействие комплекс разнообразных факторов: навыков ориентировки в сложной ситуации, формирование познавательных способностей, социального типа поведения и взаимоотношений с окружающими. Повышение уровня интеллекта обусловлено объемом и качеством усвоенных знаний, потребностью в их расширении и углублении.

Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ № 2, шифр 6.663.2011

Литература

1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд /Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 1955. - № 1. - С. 111-120.

2. Акимова М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей: автореф. дис. ... докт. психол. наук / М.К. Акимова. - 2003. - 52 с.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 231 с.

4. Лубышева Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева, Загревская А.И. // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 3. - С. 7-16.

5. Назаренко Л.Д. Проблема интеллектуальной подготовки спортсменов / Л.Д. Назаренко, Л.И.Костюнина //Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - № 2 (23). - С. 53-59.

6. Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии / С.А. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1976. - 219 с.

7. Сеченов И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. - М.: Изд-во АН СССР; 1952. - С. 7-127; С. 510-518.

References

1. Eysenck, H.J. Intelligence: A New Look / H.J. Eysenck / / Vopsory psikhologii, 1955. -№ 1. - S. 111-120. (In Russian)

2. Akimova, M.K. Intelligence as a dynamic component in the structure of abilities: abstract of doctoral thesis (Psych.) / M.K. Akimova. - 2003. - 52 P. (In Russian)

3. Leontev, A.N. Selected psychological works / A.N. Leont'ev. -Moscow: Pedagogika. - 1983. - 231 P. (In Russian)

4. Lubysheva, L.I. The structure and content of personal sports culture / L.I. Lubysheva, A.I. Zagrevskaya / / Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - № 3. - 2013. - S. 7-16. (In Russian)

5. Nazarenko, L.D. The problem of intellectual training of athletes / L.D. Nazarenko, L.I. Kostyunina / / Pedagogiko-psikhologicheskie i medico-biologicheskie problemy fizicheskoy kul'tury i sporta. -2012. - № 2 (23), P.53-59. (In Russian)

6. Rubinstein, S.A. Problems of general psychology / S.A. Rubinstein. - Moscow: Pedagogika, 1976. - 219 P. (In Russian)

7. Sechenov, I.M. Selected Works / I.M. Sechenov. - Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences USSR; 1952. - P. 7-127, P. 510-51. (In Russian)

Информация для связи с автором:

elena_funina@mail.ru

Поступила в редакцию 12.06.2013 г.

12

№ 10 • 2013 Отябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.