ТРЕНЕР
УДК: 796.422.12
совершенствование мотивационной сферы
как фактора повышения спортивного мастерства бегуний
на короткие дистанции
Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Анисимова Доктор педагогических наук, профессор л.Д. назаренко
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск
ENHANCEMENT OF MOTIVATIONAL SPHERE AS A FACTOR OF INCREASE OF SPORTS SKILLS OF FEMALE SPRINTERS
E.A. Anisimova, associate professor, Ph.D.,
L.D. Nazarenko, professor, Dr.Hab., Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk
Key words: running, short distances, motivation, management, educational experiment, methodology. Speed work is specific for a sprinter, associated with an increase in aerobic performance. Sprinter's speed of movement is largely determined by the morpho-functional state of the musculoskeletal system. Training process differs in its content by using similar in structure running exercises that causes the formation of relatively uniform dynamic stereotypes of neural processes underlying running. This contributes to higher requirements for the formation of the sprinters' motivational sphere and increase of the efficiency of control of motor activity.
The purpose of the study was theoretical and methodological substantiation of the role of motivation as a major component of sprinters' sports training. Motivation due to the need for physical, intellectual, spiritual and moral development, determines the need to make all life interests, abilities and inclinations serve to achieve the long-term goal, form sports lifestyle. It largely determines the runner's level of physical working capacity and his desire to learn the rules of growth sports skills, conditions of improvement of fitness indicators.
The leading motive and purpose of sports training, according to athlete's abilities and capacities, help to efficiently manage motor activity via the feedback mechanism that ensures processing of relevant information about qualitative changes in the functional system, raising the level of motor-coordination skills, formation of individual technique of running steps.
Thus, according to the results of the educational experiment, in sports training of sprinters various factors affecting the growth of sports skills shoukd be considered; underestimation of a number of psychological-educational, social and other factors greatly reduces effectiveness of competitive activity. Motivation is one of the key components in sport training; effective management of the motivational sphere must be considered as one of the understudied promising ways to improve the training process. The results of the educational experiment proved the feasibility of using the methodology of enhancement of management of the motivational sphere of qualified female sprinters, which positively affected the growth of competitive results.
Ключевые слова: бег, короткие дистанции, мотивации, управление, педагогический эксперимент, методика.
Актуальность. Для бегунов на короткие дистанции характерна скоростная работа, связанная с повышением аэробной производительности. Быстрота движений спринтера в значительной мере определяется морфофунк-циональным состоянием опорно-двигательного аппарата [5, 9, 10]. Содержание тренировочного процесса отличается применением сходных по структуре беговых упражнений, что обусловливает формирование относительно однообразных динамических стереотипов нервных процессов, лежащих в основе бега. Это обусловливает более высокие требования к формированию мотива-ционной сферы спринтеров и повышению эффективности управления двигательной деятельностью.
Целью работы является теоретическое и методологическое обоснование значимости мотивации как важной составляющей спортивной подготовки спринтеров.
Мотивация, обусловленная потребностью в физическом, интеллектуальном, духовно-нравственном развитии, определяет необходимость подчинения всех жизненных интересов, способностей и склонностей достижению перспективной цели, формированию спортивного стиля жизни. Это в значительной мере определяет уровень работоспособности бегуна; его стремление к усвоению закономерностей роста спортивного мастерства, условий повышения показателей тренированности [3, 9].
Ведущий мотив и цель спортивной подготовки, соответствующие возможностям и способностям атлета, позволяют эффективно управлять двигательной деятельностью посредством механизма обратной связи, обеспечивающего переработку соответствующей информации о качественных изменениях в функциональной системе, повышении уровня двигательно-координационной подготовленности, формировании индивидуальной техники беговых шагов [1, 4, 5, 10]. Сенсорные системы обеспечивают поступление информации, имеющей особое значение в условиях соревновательной деятельности [6-8].
Методика и организация исследования. Для проверки эффективности методики управления мо-
тивационной сферой был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 23 бегуньи 18-22 лет I разряда, КМС и МС. В контрольную группу (КГ) вошли 11 человек, в экспериментальную (ЭГ) - 12. В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции, утвержденной Федерацией легкой атлетики России. В ЭГ использовалась разработанная нами методика повышения эффективности управления мотивацион-ной сферой.
Результаты исследования и их обсуждение.
В структуре мотивации (см. схему) большую роль играет стимул как средство побуждения к активной, сознательной тренировочной деятельности, обеспечивающей реализацию поставленной цели. Так, включение юного спринтера в сборную команду страны по результатам предварительных отборочных соревнований является мощным стимулом в повышении работоспособности и достижении соответствующего уровня тренированности [3].
Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходного уровня физической подготовленности с применением комплекса контрольных упражнений: бег на 30 м, на 60 м - с высокого старта; бег на 1000 м, прыжок в длину с места, тройной прыжок (см), толкание ядра (3 кг). Анализ результатов тестирования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности бегуний КГ и ЭГ (р>0,05).
Определялся также исходный уровень специальной беговой подготовленности по тестам: бег на 100 м, на 150 м, на 200 м и на 300 м с высокого старта. Обработка материалов исследования также не выявила существенных различий в уровне специальной беговой подготовленности девушек КГ и ЭГ.
В ходе проведения педагогического эксперимента у спортсменов ЭГ выяснялось:
• были ли у них самостоятельные цели в процессе спортивной подготовки или они ориентировались только на цели, спланированные тренером;
• насколько бегуньи стремились к достижению целей, поставленных тренером (считали ли их: реальными, завышенными или заниженными; предпринимали ли для их реализации дополнительные усилия, связанные с более тщательной разминкой, увеличением количества повторений беговых заданий; использованием более продолжительного времени для развития силы мышц за счет своего личного времени; выполнением самостоятельных пробежек для повышения уровня общей выносливости и т. д.). Также интересовала способность бегуний к объективной оценке своих возможностей. С этой целью выяснялось, как каждая из них оценивает свою готовность к предстоящей соревновательной деятельности на данный момент;
• улучшение результата по сравнению с последними соревнованиями и насколько;
• сохранение скорости пробегания соревновательной дистанции примерно на том же уровне;
• некоторое снижение показателей по различным причинам.
Полученные данные сопоставлялись с оценкой тренера, и при их расхождении осуществлялось индивидуальное обсуждение способов улучшения результата путем выявления дополнительных резервов (уделения большего внимания своевременному перераспределению мышечных усилий на дистанции; более раннего начала финишного рывка; включения в содержание тренировки дополнительных упражнений для развития мышечной силы ног и т. д.).
Определялся также уровень понимания бегуньями зависимости результата от своих возможностей и того, за счет каких резервов можно их увеличить. С этой целью им предлагались индивидуальные дополнительные тренировки; выполнение беговых упражнений в более сложных условиях: ускорение в гору; бег по песку, по неглубокому снегу и др.
Важным моментом, на наш взгляд, является осознание каждой спортсменкой уровня своих притязаний в спорте; степени удовлетворенности достигнутыми результатами, организацией тренировочного процесса, применяемой системой спортивной подготовки. Один из интересных, на наш взгляд, вопросов, соотношение мотивов и целей спортивной деятельности: насколько по мере роста тренированности и достижения спортивных результатов меняются мотивы и, соответственно, цели участия в соревнованиях.
Результаты наших исследований показали, что по мере повышения спортивного мастерства мотив спортивной деятельности приобретал более сложное содержание. Так, первоначальный мотив - стать мастером спорта, по мере приближения к его реализации,
Структурное содержание мотивации
Цель: достижение максимально возможного спортивного результата
Стимул: включение в состав сборной команды РФ
Г V л Условия закрепления мотивов: - формирование интереса к тренировочным занятиям; - создание ситуации успешности; - возможность реализации поставленной цели; ; - возникновение потребности в систематической тренировке; - положительная динамика спортивных результатов V У Факторы, влияющие на устойчивость мотивов: - положительный психоэмоциональный фон занятий; - создание творческой атмосферы; 5 - успешная адаптация организма к тренировочной нагрузке; - доступность поставленной тренером задачи; - применение педагогических воздействий, стимулирующих познавательную и ^двигательную активность ^
Виды мотивации по воздействию на организм
Л л
Г „ л Внутренняя: - стать сильным и выносливым; - повысить уверенность в себе; - узнать свои возможности; - сформировать спортивный стиль жизни; - стать мастером спорта, участвовать в международных соревнованиях V ) Внешняя: - расположение ДСШ по легкой атлетике близко к дому; - спортивный педагог - заслуженный тренер РФ по легкой атлетике; ^ - высокий уровень достижений бегунов в стране; - частое проведение в городе крупных соревнований по легкой атлетике; - тренировки по легкой атлетике ^тосещают друзья, знакомые ^
Виды мотивации по направленности:
Личностноориепгирован-ная:
- стать высококвалифицированным спортсменом:
- быть известным в городе человеком в городе, стране
Социально обуеловленная:
- заниматься спортом для укрепления здоровья;
- спорт дает возможности для
ПОДГОТОВКИ К
профессиональной деятельнос-
Социально значимая:
- войти в состав сборной команды страны;
- защищать спортивную честь России
Структурное содержание мотивации
дополнился следующим: войти в состав сборной команды России и занять в ней одно из лидирующих мест. Мотив - участвовать в международных соревнованиях - нашел свою конкретизацию в формулировке цели: стать призером международных соревнований и т. д.
По мере преобразования личностно ориентированных мотивов в социально значимые усложнялась также цель, что закономерно связывалось с выявлением неиспользованных латентных возможностей и способностей, обусловливающих повышение работоспособности, а также поиском путей совершенствования методики спортивной подготовки спринтеров.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование показателей общефизической и специальной беговой подготовленности для выявления их динамики. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что результаты улучшились в обеих группах при существенно более высоких показателях бегуний ЭГ. Так, в КГ при исходных показателях в беге на 30 м с высокого старта 4,40±0,29 с к окончанию педагогического эксперимента они выросли на 1,17 % (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 4,39±0,31 с прирост составил 3,21 % (р>0,05). В КГ при исходных показателях в беге на 60 м с высокого старта 7,84±0,45 с к окончанию педагогического эксперимента данные улучшились на 1,19 % (р>0,05); в ЭГ при исходных результатах 7,85±0,55 с прирост составил 3,12 % (р>0,05). Подобная тенденция увеличения показателей общей физической подготовленности была выявлена и по другим тестам.
Результаты специальной базовой подготовленности также улучшились в обеих группах. Так, в КГ в беге на 100 м с высокого старта при исходных данных 13,30±0,79 с к концу педагогического эксперимента показатели улучшились на 1,78 % (р>0,05); в ЭГ при исходных результатах 13,28±0,66 с, прирост составил 3,81 % (р>0,05). В КГ в беге на 150 м с высокого старта при исходных показателях 20,80±1,24 с прирост составил 3,14 % (р>0,05). В КГ в беге на 200 м с высокого старта при исходных показателях 26,17±0,15 с к окончанию педагогического эксперимента данные возросли на 1,67 % (р>0,05); в ЭГ при исходных результатах 26,15±0,17 с прирост составил 2,94 % (р>0,05). Сходная тенденция преимущественного увеличения показателей в ЭГ была выявлена и по другим тестам.
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что в спортивной подготовке спринтеров необходимо учитывать различные факторы, влияющие на рост спортивного мастерства; недооценка ряда психолого-педагогических, социальных и других факторов значительно снижает результативность соревновательной деятельности. Мотивация является одним из ведущих компонентов системы спортивной подготовки; эффективное управление мотивационной сферой следует рассматривать как одно из недостаточно используемых перспективных направлений совершенствования тренировочного процесса.
Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность применения методики по-
вышения эффективности управления мотивационной сферой квалифицированных бегуний на короткие дистанции, что положительно сказалось на приросте результатов соревновательной деятельности.
Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ № 2, шифр 6.663.2011
Литература
1. Анисимова Е.А.Технологическое обеспечение процесса спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции / Е.А. Анисимова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 3 (28).
- С. 24-27.
2. Выдрин В.М. Физическая культура - вид культуры личности и общества / В.М. Выдрин. - Омск: изд-во Сиб. гос. автомоб. до-рож. акад., 2003. - 141 с.
3. ЛубышеваЛ.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 240 с.
4. Назаренко Л.Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л.Д. Назаренко, Ж.А. Игнатьева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2000.
- № 1. - С. 45-50.
5. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных ко-ординаций / Л.Д. Назаренко. - М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с., ил.
6. Павлов Г.К. Оценка состояния нервно-мышечного аппарата и ее использование при управлении процессом скоростно-силовой подготовки спортсменов / Г.К. Павлов, И.Т. Лысаков-ский, А.Е. Аксельрод // Теория и практика физ. культуры. - М., 2005. - № 10. - С. 25-26; 39-42.
7. Пилоян Р.А. Повышение эффективности физкультурного образования / Р.А. Пилоян // Теория и практика физ. культуры.
- 2005. - № 12. - С. 48-51.
8. Пьянзин А.И. Соразмерность параметров отталкивания в формировании модельных характеристик подготовленности квалифицированных спринтеров / А.И. Пьянзин, Е.В. Солоденов // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 6. - С. 46-50.
9. Тюпа В.В. Биомеханические основы техники спортивной ходьбы и бега / В.В. Тюпа, В.В. Аракелян, Ю.Н. Примаков. - М.: Олимпия, 2009. - 64 с.
References
1. Anisimova E.A. Tehnological support of the sports training process of sprinters / E.A. Anisimova // Pedagogiko-psikhologicheskue i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoy kul'tury i sporta. -2013. - № 3 (28). - P. 24-27. (In Russian)
2. Vidrinm V.M. Physical culture as a type of personality and social culture / V.M. Vidrin. - Omsk: pub. h-se of SibSAHA., 2003. - 141 P. (In Russian)
3. Lubysheva L.I. Sociology of physical culture and sport / L.I. Lubysheva . - Moscow: Academia, 2001. - 240 P. (In Russian)
4. Nazarenko,L.D. Theoretical proof and methodology of development of rhythmicity / L.D. Nazarenko, J.A Ignatieva // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2000. - № 1. - P. 4550. (In Russian)
5. Nazarenko, L.D. Means and methods of development of motor coordination / L.D. Nazarenko. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2003. - 258 P., illust. (In Russian)
6. Pavlov, G.K. Assessment of neuromuscular apparatus and its use in control of the process of speed-strength training of athletes / I.T. Lysakovsky, A.E. Axelrod, G.K. Pavlov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - Moscow, 2005. - № 10. - P. 25-26; 39-42. (In Russian)
7. Piloyan, R.A. Improving efficiency of physical education / R.A. Piloyan // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2005. - № 12. - P. 48-51. (In Russian)
8. Pyanzin, A.I. Proportionality of repulsion parameters in the formation of model characteristics of fitness of qualified sprinters / A.I. P'yanzin, E.V. Solodenov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury.
- 2008. - № 6. - P. 46-50. (In Russian)
9. Tyupa, V.V. Biomechanical grounds of the technique of walking and jogging / V.V. Tyupa, V.V. Arakelyan, Yu.N. Primakov. - Moscow: Olimpiya, 2009. - 64 P. (In Russian)
10. Ward-Smith, A.J., Radford P.F. Investigation of kinetics of anaerobic metabolism by analysis of the performance of elite sprinters // J. Biomech. - 2000. - Aug. - 33 (8). - P. 997-1004. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 26.12.2013 г.