Научная статья на тему 'Университетский спорт в контексте Олимпийских идей Пьера де Кубертена'

Университетский спорт в контексте Олимпийских идей Пьера де Кубертена Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ОЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ / OLYMPIC SPORT / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ СПОРТ / UNIVERSITY SPORT / СПОРТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ / SPORTS MOVEMENT / СУЩНОСТЬ СПОРТА / ESSENCE OF SPORT / ТРАНСФОРМАЦИИ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ / TRANSFORMATIONS OF SPORTS MOVEMENT / ОЛИМПИЙСКИЕ ИДЕИ ПЬЕРА ДЕ КУБЕРТЕНА / OLYMPIC IDEAS OF PIERRE DE COUBERTIN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Михалев В.И., Рекутина Н.В.

The university sport phenomenon we are interested in the context of the modern Olympic culture is subject to detailed interpretation, which, in its turn, is the basis for projective activity in the area of practice of modern sport. The purpose of the present study was to determine the genetic basis of university sport and describe its development in the context of ideas of Pierre de Coubertin and the social and cultural transformations of sport as a cultural phenomenon. In compliance with the purpose of the study texts of documents, facts and research results related to the philosophical, historical and practical aspects of university sports were analyzed. Human culture has been characterized by competitiveness since ancient times, being the base of ritual actions, mythological holidays and initiations. Evolution of competitiveness can be considered within evolution of human consciousness. Olympic and University sports are organically introduced in the common social environment, which suggests an active interaction with all phenomena, processes and trends specific for society as a whole. Elk Franke notes in his work «Modern sport – religion of the turn of centuries?» that media broadcasting promises participation in live sport events, creates myths and semantic preconditions for uniting people in the community of «followers of sport» via special reconstructing language. At the moment it is very important that the followers of Olympic and university sports are united in respect to humanistic values and noble meanings inherent in sport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетский спорт в контексте Олимпийских идей Пьера де Кубертена»

УДК: 796.062

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ СПОРТ

в контексте олимпийских идей Пьера де Кубертена

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Михалев Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Рекутина

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

UNIVERSITY SPORT IN CONTEXT OF OLYMPIC IDEAS OF PIERRE DE COU-BERTIN

V.I. Mikhalev, professor, Dr.Hab. N.V. Rekutina, associate professor, Ph.D.

Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk Key words: competitiveness, Olympic sport, university sport, sports movement, essence of sport, transformations of sports movement, Olympic ideas of Pierre de Couber-tin.

The university sport phenomenon we are interested in the context of the modern Olympic culture is subject to detailed interpretation, which, in its turn, is the basis for projective activity in the area of practice of modern sport.

The purpose of the present study was to determine the genetic basis of university sport and describe its development in the context of ideas of Pierre de Coubertin and the social and cultural transformations of sport as a cultural phenomenon.

In compliance with the purpose of the study texts of documents, facts and research results related to the philosophical, historical and practical aspects of university sports were analyzed.

Human culture has been characterized by competitiveness since ancient times, being the base of ritual actions, mythological holidays and initiations. Evolution of competitiveness can be considered within evolution of human consciousness.

Olympic and University sports are organically introduced in the common social environment, which suggests an active interaction with all phenomena, processes and trends specific for society as a whole. Elk Franke notes in his work «Modern sport - religion of the turn of centuries?» that media broadcasting promises participation in live sport events, creates myths and semantic preconditions for uniting people in the community of «followers of sport» via special reconstructing language. At the moment it is very important that the followers of Olympic and university sports are united in respect to humanistic values and noble meanings inherent in sport.

Ключевые слова: соревновательность, олимпийский спорт, университетский спорт, спортивное движение, сущность спорта, трансформации спортивного движения, олимпийские идеи Пьера де Кубертена.

Интересующий нас феномен университетского спорта в контексте современной олимпийской культуры подлежит глубокому осмыслению, что, в свою очередь, является основанием для проективной деятельности в области практики современного спорта.

Цель представленной работы заключается в определении генетических основ университетского спорта и описании его развития в контексте идей Пьера де Кубертена и социальных и культурных трансформаций спорта как явления культуры.

В соответствии с целью исследования осуществлялся анализ текстов документов, фактов и результатов исследований, относящихся к философским, историческим и практическим аспектом университетского спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Соревновательность присутствует в человеческой культуре с самых древних времен, являясь основой ритуальных действий, мифологических праздников и инициаций. Эволюцию соревновательности можно рассматривать в контексте эволюции сознания человека. В контексте же мифологического и религиозного сознания смысл, нравственно-психологическое содержание и форма соревновательности задаются мифологическим и религиозным содержанием. В истории человеческой состязательности можно выделить формы соревновательности, утратившие в определенные периоды формирования культуры сакральный смысл в связи с нарождением реалистического мировоззрения. В процессе этих перемен одни виды состязательной практики остались в культуре в виде устойчивой традиции, созвучной содержанию культуры, другие сохранились без каких-либо конструктивных функций по отношению к культуре. К числу последних относятся, например, состязания атлетов на Олимпийских

играх в последние века античности и гладиаторские бои, сохранившиеся в этот период в форме зрелища, утратившего связь с религиозной традицией.

В качестве основных решающих и социологически значимых перемен, характеризующих современный спорт по сравнению с архаическими, закрытыми, традиционными сообществами с их ритуально-культовым смыслом, можно выделить следующие:

- спорт становится принципиально общедоступным для всех, он доступен и как организованная форма двигательной активности, и как зрелище;

- в контексте институционализации и профессионализации соревновательной практики происходит формирование различных моделей спорта;

- спорт становится механизмом социальной мобильности;

- спорт делается универсальным, техничным, рациональным, в его пространство вводятся условные, но всеобщие и обязательные меры достижения результатов соревновательной практики и их сравнения.

В контексте культуры модерна спорт следует рассматривать как феномен Х1-ХХ вв. Как новое явление культуры процесс формирования спорта зафиксирован в европейских языках между 1820-и 1840-ми гг.: тогда в публичную лексику и печать вошли слова «спорт», «спортсмен». Родиной модерного и массового спорта, как известно, является Великобритания, в качестве генетического основания спорта следует рассматривать традиционные, «народные» и «местные» игры и закрытые аристократические состязания, универсализованные до соревнований региональных и профессиональных клубов и обществ. Этим объясняются распространённость и престиж таких видов спорта, как регби, гребля, бокс, футбол, теннис, скачки.

Первые труды по социальной истории и социологии спорта датируются периодами становления массового общества в Европе, развитием массовых движений. В той или иной форме эти исследования выражают острую реакцию интеллектуальных элит на феномен массовизации культуры. Критика спортивного духа современности представлена у Ортеги-и-Гассета, И. Хейзенги и других авторов (1910-1930-е гг.). В 1950-1960-е гг. в рамках зарождающегося направления исследований «массового общества» в культурологических и эмпирико-социологических работах Г. Плеснера, Ж. Дюмазедье, Э. Морена эта критика значительно усилилась.

Развитие массового спорта современные социологи и антропологи рассматривают в связи с формирующейся в Европе идеологией ювенильности, становлением молодёжных движений и с расширением, структурированием, институционализацией досуга, с индустрией туризма. Среди первоначальных форм поддержки и распространения массового спорта значительное место занимают молодёжные движения, течения, союзы. В дальнейшем спорт институционализируется, соединяясь с процессами формирования более широких коллективных идентичностей -крупных регионов и наций. На многие годы развитие

спорта было задано выдающимся проектом Пьера де Кубертена, в котором была предпринята попытка определенной сакрализации спорта на основе принципов гуманизма и высокой духовности.

Гармония человеческого развития и состояния в качестве базового феномена была представлена в разработанной Пьером де Кубертеном концепции олимпийского спорта. Основное положение Олимпийской хартии выражает это положение следующим образом: «Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума».

Осознавая сложность и противоречивость ситуации соревнования, представляющей собой единство сотрудничества и соперничества, Пьер де Кубертен предпринял попытку придать принципу честного соперничества бесспорность и авторитет религиозной нормы, обращаясь к агональной традиции культуры античной Греции. В контексте социокультурных условий эпохи модерна сакральность соревнования могла быть только яркой метафорой. При этом основная идея и ритуальное оформление Олимпийских игр оказались весьма эффективными и созвучными духу времени.

Повествуя об итогах собрания МОК в 1904 г. в Лондоне, Пьер де Кубертен замечает, что хотел бы участия в нем университетов Кембриджа, Оксфорда и колледжа из Регби, который основатель олимпийского движения называет «меккой спортивной педагогики». Кубер-тен выражает и свое огорчение тем обстоятельством, что его английские коллеги не разделяли его стремления связать университетский мир с олимпийским возрождением, он замечает, что в Америке университеты оказали решающее влияние на мир спорта. Пьер де Кубертен высказывает в адрес университетского сообщества упрек в том, что во многих областях (олимпийское движение - одна из них) оно в период между 1890-1930-ми гг. устстранялось от общественных интересов. Когда же с большим опозданием студенты пришли в спорт, они захотели, чтобы у них появились собственные, специальные Олимпийские игры. Первоначально Пьер де Кубертен был противником этого проекта. Среди мер спасения Олимпийских игр он называет отмену всех мировых игр, дублирующих Олимпийские игры и носящих этнический, политический и конфессиональный характер.

Развитие современного спорта характеризуется социальной дифференциацией, т. е. формами спорта, которые отличаются его собственным пониманием спорта, собственными идеологиями, формой занятия и организации спорта, различным стимулирующим характером спорта для различных групп лиц. Спорт не является единой однородной структурой, а делится на различные модели спорта.

К. Хайнеманн выделяет следующие модели спорта:

• модель, выводящая смысл своего существования и свою мораль на основе таких понятий и норм, как радость, удовольствие, совместная работа, собственный мир и т.д., и исключает моменты,

связанные с достижениями и состязаниями. Эта модель понимает спорт как «контрмир» по отношению к ценностям, нормам и условиям повседневной действительности, прежде всего индустриальному миру труда (экспрессивная модель спорта);

• модель спорта, подчеркивающая такие ценности и нормы, как соревнование, достижение, выигрыш или проигрыш (которые, следовательно, в значительной степени также накладывают отпечаток на повседневную действительность). Эта модель соответствует традиционному пониманию спорта в отношении идентичности (соревновательная модель спорта);

• модель спорта, которая понимает спорт как зрелищное мероприятие и коммерческое профессиональное производство, это в чистом виде проявляется, например, в проекте «Космос в Нью-Йорке» и в других подобных спортивных предприятиях, используемых в целях коммерческого успеха (коммерческая модель спорта);

• модель спорта, для которой характерно понимание спорта в инструментальном виде, т.е. усматривает смысл и структуру спорта, прежде всего в его социально-эмоциональной функции, функции социализации, функции социальной интеграции, политической функции, биологических функций -всех функций, которые может осуществить спорт (функционалистская модель спорта).

Таким образом, спорт характеризуется тем, что возникают и развиваются частично в конкуренции друг с другом различные его модели. Эта возрастающая социальная дифференциация спорта на различные модели для самого спорта не остается без последствий; различные модели обладают для разных групп лиц большей или меньшей привлекательностью.

В настоящее время в спортивной практике представлен более широкий круг моделей спорта (экстремальный спорт, адаптивный, корпоративный спорт и др.). Выделение этих моделей и их описание - актуальная проблема.

Спорт как особая социальная практика впитав в себя энергетику запредельного, актуализировал идею сверхчеловека в спорте высших достижений, которая в настоящее время становится предметом философской рефлексии. Идею преодоления предела, восходящую к архетипу античного олимпионика, Пьер де Кубертен рассматривал в качестве одной из основополагающих идей возрождения Олимпийских игр.

Он заметил: «... [спорту] необходима свобода преодоления пределов. Это самая его суть, его цель и главная тайна его моральной значимости. Риск ради риска, без какой бы то ни было практической необходимости - именно этим способом наше тело поднимается над своей животной природой».

Уровень спортивных достижений в спорте начала XXI в., обеспеченный современными достижениями науки и техники, приблизился к своей вершине, и для того чтобы показать выдающиеся результаты, требуется использование колоссальных сил и способностей.

Ученые, исследующие проблему спорта высших достижений, выделяют категорию людей, отличающихся не только значительно более высокими результатами соревновательной деятельности, но и выраженными особенностями личностного развития.

Проблема преодоления современного рубежа спортивных результатов и повышения человеческих возможностей имеет не только естественно-биологический и медицинский, но и гуманистический и нравственный аспекты. Определение и сохранение базовых качеств человека, конструирующих его личность, никогда не было таким важным, как в настоящее время. Спорт является деятельностью, в центре которой находится человек. Для того чтобы сохранить целостность человека в современном спорте высших достижений, прежде всего в олимпийском спорте, необходимо решить проблемы фармакологии и генетической модификации в спорте, с распространением которых под угрозу ставится вопрос о сущности человечности как условия самоидентичности человека.

Университетский спорт как относительно самостоятельное направление современного спортивного движения основан в 20-е гг. XX в. Знаковым событием для этого стали Всемирные студенческие игры, организованные в Париже в мае 1923 г. Жаном Петижаном. Организатор этого спортивного праздника предполагал дать ему название «Университетские Олимпийские игры», однако Пьер де Кубертен посоветовал дать играм другое название: «Универсиада». Это название означает «универсальность», «единство», «университет» и созвучно слову олимпиада.

Рассматривая исторический контекст развития университетского спорта, можно возвести корни этого явления к спортивной педагогике Томаса Арнольда и формированию спорта в учебных заведениях Англии. Многие современные виды спорта зародились в пространстве университетского спорта - баскетбол, волейбол, регби. Процесс становления правил и институциональных основ футбола также осуществлялся в рамках учебных заведений Англии.

Студенческий спорт развивался под эгидой Международной конфедерации студентов, образованной в 1924 г. в Варшаве. В 1959 г. были организованы Всемирные студенческие игры в Турине, с 1960 г. стали проводиться Всемирные зимние Олимпиады. Анализируя основные тенденции развития олимпийского и университетского спорта, можно отметить, что определённые эмпирические факты: допинг, коммерциализация, агрессивность и другие негативные тенденции в большей степени присущи олимпийскому спорту, для университетского спорта характерна более мягкая модель развития. Существенным отличием олимпийского и университетского спорта является отношение к спортивному результату. Рассматривая ценности спорта, исследователи отмечают исключительное значение спортивного результата. Г. Д. Горбунов замечает: «Спорт высших достижений - это остров особой жизни. Он сродни религии: здесь свои храмы, гимны, одежды, ритуалы, посты, символы, правила и т. д.

Молятся здесь на спортивные результаты ...Достигая успеха, спортсмен, тренер видят, чувствуют себя в центре событий, происходящих вокруг них».

Многие признаки, приведённые автором, характерны и для университетского спорта, однако в его пространстве речь не идёт о реализации предельных возможностей человека-спортсмена. В университетском спорте атлеты стремятся превзойти результат, обусловленный уровнем их индивидуальной подготовленности, и познать свои возможности, при этом речь не идёт о пределе человеческих возможностей. Университетский спорт для группы наиболее одарённых спортсменов является переходной формой к спорту высших достижений.

Современные трансформации спорта, характерные для начала XXI в., затрагивают как олимпийский, так и университетский спорт, на их развитие большое влияние оказывают экстремальные виды спорта. В рамках развивающейся модели экстремального спорта осуществляется освоение и усвоение новой культуры существования в изменяющейся социальной реальности. Экстремальные виды спорта, формирующиеся преимущественно в молодёжной среде, привлекают свободой выбора стратегии, где единственным условием является добровольное и осознанное преодоление человеком всевозможных опасностей. Люди вырабатывают навыки более адекватных реакций, учатся рациональнее мобилизовать свои резервные возможности, страх становится менее выраженным, происходит адаптация к ситуации. Всё это приводит к росту доверия к себе, накапливается положительный опыт, чувство удовлетворения в связи с выполненной задачей.

Анализ динамики олимпийского и университетского спорта даёт основание заключить, что модель спорта, разработанная Пьером де Кубертеном, в условиях современных социокультурных трансформаций в большей степени может быть реализована в пространстве университетского спорта.

При этом в настоящее время наблюдаются значительная дифференциация и усложнение практики университетского спорта, в его развитии следует выделить сложные переходные формы от массового спорта к спорту элитному.

Олимпийский и университетский спорт в процессе своего развития и функционирования в современном мире подвергается трансформациям, обусловленным социокультурными изменениями. Модели олимпийского и университетского спорта имеют свои отличительные характеристики. Рассматривая современную модель университетского спорта, следует отметить, что проблемы допинга, генетической модификации и предела возможности человека в университетском спорте выражены в значительно меньшей степени. Пространство университетского спорта определяется в первую очередь особенностями студенчества как социальной группы.

Ускорение современного темпа жизни, увеличение психических нагрузок в связи с необходимостью ежедневной обработки быстро меняющейся инфор-

мации, погруженность в учебную деятельность приводят к дефициту свободного времени. К этому можно добавить тотальное внедрение в учебный процесс автоматизированной и компьютеризированной техники. Эти условия жизни студентов требуют компенсаторных воздействий, направленных на физическое и психическое состояние человека. В качестве таких воздействий, бесспорно, можно рассматривать спортивную деятельность.

При этом современный университетский спорт объединяет в своем пространстве далеко не однородных по своим устремлениям и интересам субъектов спортивной деятельности. Особую группу составляют спортсмены-студенты, участвующие во Всемирных универсиадах, и студенты, являющиеся членами национальных сборных своих стран. Для этой группы университетский спорт является переходной формой к олимпийскому спорту.

Заключение. Олимпийский и университетский спорт органично встроены в общее социальное пространство, что предполагает самое активное взаимодействие со всеми явлениями, процессами и тенденциями, характерными для социума в целом.

Эльк Франке в работе «Современный спорт -религия рубежа тысячелетий?» отмечает, что медиа-трансляция сулит сопричастность живым спортивным событиям, с помощью особого реконструирующего языка порождает мифы и создает смысловые предпосылки для связывания людей в сообщество «адептов спорта». В настоящее время очень важно, чтобы «адепты» Олимпийского и университетского спорта объединялись вокруг гуманистических ценностей и благородных смыслов, присущих спорту.

Использованная литература

1. Аверина М.В. Маргинальность в спорте: морфологические и динамические аспекты анализа / М.В. Аверина. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 210 с.

2. Баранов В.А. Идея сверхчеловека в спорте высших достижений (социально-философский аспект) / В.А. Баранов // Вопросы культурологи, 2009. - № 10. - С. 36-40.

3. Визитей Н.Н. Курс лекций по социологии спорта / Н.Н. Визи-тей. - М.: Физическая культура, 2006. - 328 с.

4. Визитей Н.Н. Идея олимпизма и реалии современного мира/ Н.Н. Визитей, В.Г. Манолаки // Теория и практика физ. культуры, 2011. - № 1. - С. 43-47.

5. Горбунов Г.Д. Психология спорта / Г.Д. Горбунов // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - №12. - С. 15-17.

6. Дубин Б.В. Спорт, культ и культура тела в современном обществе / Б.В. Дубин // Интеллектуальные группы и символические формы. - М.: Новое издательство, 2004. - С. 38-47.

7. Мосс М. Техника тела / М. Мосс // Общество. Обмен. Личность. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. - С. 243-263.

8. Олимпийская хартия. - Лозанна / Швейцария: МОК, 2007. - 46 с.

9. Ортега-и-ГассетХ. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 509 с.

10. Хайнеманн К. Модели спорта / К. Хайнеманн // Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / Сост.: В.И. Столяров и др. - М.: Физическая культура, 2005. - Ч. 1. - С. 277-278.

11. Хейзинга Й. Homo Zudens. В тени завтрашнего дня / Й. Хей-зинга. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 530 с.

12. Эпштейн М.Н. Философия тела / М.Н. Эпштейн // Тело свободы. - СПб.: Алетейя, 2006. - С. 241-256.

References

1. Averin M.V. Marginality in sport: morphological and dynamic aspects of analysis / M.V. Averin. - Moscow: INFRA-M, 2012. -210. (In Russian)

2. Baranov V.A. The idea of superman in elite sport ( socio-philosophical aspect) / V.A. Baranov // Voprosy kulturologii, 2009 . - № 10 . - P. 36-40 . (In Russian)

3. Vizitei, N.N. Lectures on the sociology of sport / N.N. Visitei. -Moscow: Fizicheskaya kultura, 2006. - P. 328 (In Russian)

4. Vizitei, N.N. The idea of Olympism and the realities of the modern world. / N.N. Vizitei, V.G. Manolaki // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2011. - № 1. - P. 43-47. (In Russian)

5. Gorbunov, G.D. Sports Psychology / G.D. Gorbunov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1996. - № 12. - P. 15-17. (In Russian)

6. Dubin, B.V. Sport, cult and body culture in modern society / B.V. Dubin / Intellectual groups and symbolic forms. - Moscow: Novoe izdatel'stvo, 2004. - P. 38-47. (In Russian)

7. Moss, M. Body technique / M. Moss // Society. Exchange. Personality. - Moscow: Vostochnaya literatura RAS, 1996. - P. 243-263. (In Russian)

8. The Olympic Charter. - Lausanne / Switzerland: MOC, 2007. - 46 P. (In Russian)

9. Ortegay Gasset, J. The revolt of the Masses / J. Ortega y Gasset. -Moscow: AST, 2001. - P. 509 (In Russian)

10. Heinemann, K. Sports Models / K. Heinemann // Reader on the Sociology of Physical Culture and Sport / Comp. by: V.I. Stolyarov et al. - Moscow: Fizicheskaya kultura, 2005. - P. 1. - P. 277-278. (In Russian)

11. Huizinga, J. Homo Zudens. In the shadow of tomorrow / J. Huizinga. - Moscow: AST, 2004. - P. 530 (In Russian)

12. Epstein, M.N. Philosophy of the body / M.N. Epstein //The Body of freedom. - St.-Petersburg: Aleteya, 2006. - P. 241-256 . (In Russian)

13. Coubertin, P. The Olympic Idea: Discourses and Essays. - Schorndorf: Karl Hofman Vlg. - 1967.

14. Franke Elk. Der moderne Sport - die zeitgemaesse Religion der Jahrtausendwende. - Humboldt-Universitaet zu Berlin 05/2006.

Информация для связи с автором:

recutina@yandex.ru

Поступила в редакцию 12.10.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.422.1

£ л а

■о с га

О (U ■С

Н

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В БЕГЕ

НА 400 М С УЧЕТОМ ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Кандидат педагогических наук И.В. Дрейке Кандидат педагогических наук В.В. Пресняков Военная академия войсковой ПВО, Смоленск

Ключевые слова: бег, курсанты, методика, скоростно-силовая подготовка.

Цель педагогического эксперимента - разработать и экспериментально обосновать методику подготовки курсантов военных вузов в беге на 400 м с учетом типологического профиля спортсмена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика и организация исследования. Основным отличием предлагаемой методики от общепринятой является оптимизация объемов скоростно-силовой нагрузки за счет их перераспределения в годичном тренировочном цикле для курсантов скоростно-силового профиля (ЭГ), направленной на достижение высоких спортивных результатов, при подготовке в условиях военного вуза. В эксперименте приняли участие 12 курсантов, специализирующихся в беге на 400 м (I разряд -КМС).

У спортсменов КГ1 (силового профиля) и КГ2 (скоростного профиля) объем тренировочных средств в годичном цикле соответствовал объему, запланированному на данном этапе согласно программному материалу. Квалифицированные спринтеры ЭГ, специализирующиеся в беге на 400 м, в течение годичного цикла тренировки имели нагрузку преимущественно аэробно-анаэробного характера (бег на отрезках 100-300 м со скоростью 80-90 %), а также выполняли упражнения прыжкового характера: прыжки на одной и двух ногах с места и с разбега (различного по длине и скорости), в глубину, в высоту, через препятствия (барьеры) и т. д. и упражнения с отягощениями. Общий объем нагрузки скоростно-силовой направленности у спортсменов ЭГ был увеличен до объемов высококвалифицированных спортсменов (МС-МСМК), специализирующихся в беге на 400 м. Применялся современный стабилометрический комплекс «МБН-БИОМЕХАНИКА». Оценку уровня силовых способностей измеряли методом ступенчатой динамографии.

Результаты исследования и их обсуждение. Оптимизация специальной физической подготовленности спринтеров,

предполагает повышение уровня развития скоростно-силовых способностей различных мышечных групп. Анализ данных исследования выявил, что показатели относительной силы сгибателей и разгибателей бедра и голени в результате подбора оптимального объема тренировочной нагрузки имеют тенденцию к достоверному увеличению к концу эксперимента у спортсменов ЭГ на 0,24 кг для сгибателей, 0,46 и 0,48 кг -для разгибателей по сравнению с первоначальными данными (р<0,05). У спринтеров же КГ1 и КГ2 эти показатели к концу педагогического эксперимента имели более низкие значения по сравнению с ЭГ.

В результате комплексного анализа полученных данных при оценке функционального состояния опорно-двигательного аппарата установлено, что у спринтеров ЭГ, специализирующихся в беге на 400 м, к концу эксперимента улучшились результаты по всем показателям (р<0,05). Так, показатели центра давления по оси Х и У в результате воздействия оптимизированных объемов скоростно-силовой нагрузки существенно снизились - на 0,37 и 0,76 мм соответственно (р<0,05), что свидетельствует о более рациональном распределении и концентрации мышечных усилий. Показатель стабильности у спринтеров ЭГ к концу эксперимента достоверно увеличился на 3,98 % и составил 96,47±4,41 %, что свидетельствует о высокой стабильности функционального состояния опорно-двигательного аппарата (р<0,05). Показатели индекса устойчивости и динамического компонента равновесия у спортсменов скоростно-силового профиля к концу эксперимента увеличились на 3,54 и 3,43 ед. соответственно (р<0,05).

Выводы. В результате эффективного подбора тренировочных средств у курсантов военных вузов, скоростно-силового профиля, специализирующихся в беге на 400 м, установлен оптимальный объем нагрузки, позволяющий по сравнению со спортсменами скоростного и силового профилей добиться высоких спортивных результатов. Информация для связи с автором: vvp863@yandex.ru

Поступила в редакцию 19.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.