Научная статья на тему 'Роль инструментально-динамического аспекта инициативности в формировании профессиональных качеств сотрудников'

Роль инструментально-динамического аспекта инициативности в формировании профессиональных качеств сотрудников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
243
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / РЕГУЛЯТОРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ЭНЕРГИЧНОСТЬ / АЭНЕРГИЧНОСТЬ / СТЕНИЧНОСТЬ / АСТЕНИЧНОСТЬ / ИНТЕРНАЛЪНОСТЬ / ЭКСТЕРНАЛЪНОСТЬ / ОППОЦИЗИЦИОННЫЕ КОМПОНЕНЕТЫ / БИОПОЛЯРНЫЕ КОМПОНЕНЕТЫ / COPLETE STRUCTURE OF A PERSONALITY / REGULATORY-DYNAMIC ASPECT / ENERGETIVITY / ANENERGETIVITY / STENITY / ASTENITY / INTERNALITY / EXTERNALITY / OPPOSITE / BIOPOLAN COMPONENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафина Р. Б., Карамова Э. И., Муратшина Я. Б.

В статье рассматривается проблема формирования регуляторно-динамического аспекта инициативности как системного свойства личности. Проведено исследование корреляционных связей между переменными динамического, регуляторного и эмоционального компонентов инициативности, выявлены особенности структуры изучаемого свойства у разных групп сотрудников в зависимости от опыта работы. Анализ индивидуальных особенностей инициативности сотрудников с разным стажем профессиональной деятельности позволил вскрыть специфику проявления, взаимодействия и внутренней структуры изучаемого свойства личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INSTRUMENTAL-DYNAMIC ASPECT OF INITIATIVE IN FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF EMPLOYEES

In clause (article) the problem of formation of regulator-dynamic aspect of initiative as system property of the person is considered (examined). It is carried out research of correlation connections between variables dynamic, regulations and emotional components of initiative, features of structure of studied(investigated) property at different groups of employees depending on an operational experience are revealed. The analysis of specific features of initiative of employees with the different experience of professional work have allowed to open specificity of display, interaction and internal structure of studied (investigated) property of the person.

Текст научной работы на тему «Роль инструментально-динамического аспекта инициативности в формировании профессиональных качеств сотрудников»

УДК 159.9

РОЛЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКОГО АСПЕКТА

ИНИЦИАТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ

© Р. Б.Сафина*, Э. И. Карамова, Я. Б. Муратшина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, 450074, ул. Фрунзе, 32.

Тел./факс: +7 (347) 273-67-78.

Е-шаИ: saf rimma@mail.ru

В статье рассматривается проблема формирования регуляторно-динамического аспекта инициативности как системного свойства личности. Проведено исследование корреляционных связей между переменными динамического, регуляторного и эмоционального компонентов инициативности, выявлены особенности структуры изучаемого свойства у разных групп сотрудников в зависимости от опыта работы. Анализ индивидуальных особенностей инициативности сотрудников с разным стажем профессиональной деятельности позволил вскрыть специфику проявления, взаимодействия и внутренней структуры изучаемого свойства личности.

Ключевые слова: целостная структура личности, инициативность, регуляторнодинамический аспект, энергичность, аэнергичность, стеничность, астеничность, интернальность, экстернальность, оппоцизиционные компоненеты, биополярные компоненеты.

Изучение психологических особенностей свойств личности является актуальным, прежде всего, с теоретической стороны, позволяющем раскрыть психологические механизмы функционирования свойств личности и их особенностей в зависимости от вида деятельности и стажа работы. С практической стороны эти знания необходимы для совершенствования социально-психологической деятельности человека в разных системах, разработки путей формирования профессиональных психологических качеств личности с целью построения программ их развития и саморегуляции.

Как показывают исследования, инициативность является одним из свойств личности, которое служит не только внутренним условием организации жизнедеятельности человека, но и регулятором важнейших нравственных ценностей [1]. Как и любое свойство, инициативность имеет не только свою психологическую структуру, зависит от условий и обстоятельств усвоения личностью жизненного опыта, но и тесно связана со спецификой профессиональной деятельности. Инициативность выступает как профессионально важное качество личности педагога, юриста, военного, определяя успешность протекания деятельности, ее результативность и нравственный аспект. Она существенно влияет на особенности становления личности в целом, образуя большинство личностных качеств, и способствует плодотворному протеканию процессов саморазвития и самосовершенствования [2].

В нашем исследовании мы исходили из многомерной, системной организации черт личности, сформулированной А.И. Крупновым [5, 6], в отличие от аналитических, односторонних и атомарных представлениях об их психологической природе, которые часто раскрывают свойство личности с какой-либо одной стороны (поведенческой или мотивационной), что не позволяет говорить об их целостном психологическом содержании. Несмотря на ряд работ, в которых изучается инициативность [3, 4], остается немало нерешенных вопросов.

Исследования, проведенные под руководством А. И. Крупнова, показали, что каждое свойство личности содержит в себе инструментальные (динамические, эмоциональные и регуляторные) переменные, содержательно-смысловые (мотивационные, когнитивные и продуктивные) составляющие, а также установочно-целевые и рефлексивно-оценочные переменные. В нашей работе мы рассматриваем инструментально-динамическую подсистему инициативности, обеспечивающую процессуальную сторону реализации изучаемого свойства. Так, динамические составляющие определяли систему приемов и способов их осуществления, то есть меру интенсивности и вариативности (энергичность); стеническую или астеническую окраску эмоциональных переживаний, доминирование внешнего или внутреннего локуса регуляции инициативности. Рефлексивнооценочный компонент выполнял функцию сличения исходных намерений, реального результата и трудностей в ходе исполнения всей инструментальносмысловой программы реализации инициативности.

Анализ индивидуальных особенностей инструментально-динамической подсистемы позволил вскрыть специфику проявления, взаимодействия и внутреннюю структуру инициативности сотрудников на разных этапах работы. В ходе корреляционного анализа были выявлены статистически значимые корреляции между различными переменными инициативности (энергичность, аэнергичность, сте-ничность, астеничность, интернальность, экс-тернальность, операциональные и личностные трудности), при этом различные показатели ини-

циативности коррелируют в разных группах по-разному, т.е. существует специфика данных взаимосвязей.

Интеркорреляции регуляторно-динамических переменных инициативности у сотрудников с опытом работы до 5 лет, до 10 лет, до 15 лет представлены в табл. 1, 2, 3.

Итак, в корреляционной структуре регуляторнодинамического аспекта инициативности у группы с 5 летним стажем специфика обнаружилась в боль-

130

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

шем соотношении показателей стеничности и экс-тернальности по сравнению с другими признаками инициативности. При этом стеничность коррелирует с энергичностью, экстренальностью, интернально-стью, а также с астеничностью и рефлексивнооценочными трудностями. Экстренальность соотносится с астеничностью, аэнергичностью, личностными и операциональными трудностями, стенично-стью и интернальностью. С психологической стороны, чувство удовлетворения от самого процесса инициативности у сотрудников связано с силой и

устойчивостью процесса инициации, локусом внешней и внутренней регуляции инициативности. Однако отсутствие четких целей, наличие ситуации неопределенности, с одной стороны, и мнение о том, что инициатива наказуема, с другой, мешают проявлению инициативы. Также приемы и способы регуляции инициативности сотрудников связаны с эмоционально-личностными трудностями в самореализации инициативности и трудностями, связанными с чрезмерной регламентацией деятельности.

Таблица 1.

Интеркорреляции регуляторно-динамических переменных инициативности сотрудников с 5-летним стажем практической деятельности

№ Переменные Сотрудники с 5-летним стажем

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Энергичность -0.08 0.39 ХХ -0.09 0.44 ХХ 0.16 -0.11 -0.07

2 Аэнергичность -0.02 0.45 ХХ 0.00 0.41 ХХ 0.20 Х 0.28 ХХ

3 Стеничность 0.19 Х 0.29 ХХ 0.30 ХХ 0.18 Х 0.19 Х

4 Астеничность 0.08 0.49 ХХ 0.54 ХХ 0.54 ХХ

5 Интернальность 0.27 ХХ -0.02 0.01

6 Экстернальность 0.34 ХХ 0.39 ХХ

7 Операциональные трудности 0.78 ХХ

8 Личностные трудности

Примечание: во всех таблицах значимые корреляции обозначены - 0.01—

Из табл. 1 видно, что гармонические переменные регуляторно-динамического аспекта (энергичность, стеничность, интернальность) сотрудников связаны друг с другом, т.е. увеличение выраженности одной из них сразу приводит к соответствующему увеличению остальных гармонических переменных аспекта. Тот же самый вывод можно сделать относительно корреляций агармонических переменных изучаемого аспекта инициативности (аэнергич-ность, астеничность, экстренальность). Также установлены положительные связи гармонических переменных с агармоническими (стеничность-

экстренальность, стеничность-астеничность), что свидетельствует о несовершенстве структуры изучаемого аспекта. В целом, данные корреляционного

хх:; 0.05 — х

анализа регуляторно-динамического аспекта инициативности у сотрудников с 5-летним стажем позволяют сделать следующие выводы: регуляторная сфера личности у сотрудников данной группы находится в процессе развития; часто на пути ее развития встают природно-обусловленные препятствия, тормозящие произвольную регуляцию, а именно: анергичность, астеничность, экстернальность. Этот симптомокомплекс концентрирует в себе основные трудности, с которыми сталкиваются сотрудники данной группы в осуществлении инициативного поведения, а соотношение полярных переменных регуляторного и эмоционального компонентов свидетельствует о недостаточной дифференциации характеристик изучаемого свойства.

Таблица 2.

Интеркорреляции регуляторно-динамических переменных инициативности сотрудников с 10-летним стажем практической деятельности

№ Переменные Сотрудники с 10-летним стажем

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Энергичность -0.01 0.34 ХХ -0.12 0.37 ХХ 0.18 0.03 -0.05

2 Аэнергичность 0.02 0.37 ХХ 0.26 Х 0.24 Х 0.42 ХХ 0.47 ХХ

3 Стеничность 0.27 Х 0.30 Х 0.32 Х 0.14 0.06

4 Астеничность -0.06 0.36 ХХ 0.42 ХХ 0.52 ХХ

5 Интернальность 0.35 ХХ 0.09 0.12

6 Экстернальность 0.28 Х 0.33 ХХ

7 Операциональные трудности 0.76 ХХ

8 Личностные трудности

Из табл. 2 видно, что у сотрудников с 10-летним стажем обнаружены корреляции гармонических переменных с гармоническими (стеничность, энергичность, интренальность), агармонических с агар-моническими (аэнергичность, астеничность, экстер-нальность). Однако в структуре присутствуют связи полярных признаков регуляторного (интерналь-

ность-экстренальность) и эмоционального компонентов (стеничность-астеничность), которые противоположны по своей природе, что свидетельствует о недостаточной дифференциации характеристик изучаемого свойства. Таким образом, соотношение внутренне противоположных признаков (оппозиционных, биополярных) регуляторного и эмоциональ-

ного компонентов показывает на недостаточно чет- ляторно-энергической базой изучаемого свойства

кую очерченность полюсов аспекта инициативности личности.

сотрудников с 10-летним стажем, связанного с регу-

Таблица 3.

Интеркорреляции регуляторно-динамических переменных инициативности сотрудников с 15-летним стажем практической деятельности

№ Переменные Сотрудники с 15-летним стажем

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Энергичность -0.24 Х 0.52 “ -0.05 0.14 -0.05 -0.22 Х -0.22 Х

2 Аэнергичность 0.02 0.21 0.11 0.37 “ 0.42 ХХ 0.37 ХХ

3 Стеничность 0.20 0.28 0.09 -0.10 -0.03

4 Астеничность 0.09 0.51 “ 0.47 ХХ 0.48 ХХ

5 Интернальность 0.05 -0.19 -0.07

6 Экстернальность 0.49 ХХ 0.52 ХХ

7 Операциональные трудности 0.83 ХХ

8 Личностные трудности

В табл. 3 представлены соотношения переменных регуляторно-динамического блока инициативности в группе сотрудников со стажем 15 лет. В целом, характеризуя особенности строения регуляторного поведения у данной группы сотрудников, можно сказать следующее. Наибольшее количество связей с другими переменными обнаруживает переменная энергичности: положительные корреляции выявлены с показателями стеничности, отрицательные связи проявлены с аэнергичностью и комплексом трудностей. Это показывает, что, чем выше интенсивность и частота проявления инициативы, тем сильнее стенические, положительные эмоции и меньше трудностей и использования шаблонных и стереотипных действий в освоении нового. На втором месте по количеству корреляций находится переменная аэнергичности, она обнаруживает положительную связь с экстернальностью, личностными и операциональными трудностями. Иначе говоря,

увеличение аэнергичности приводит к зависимости инициативного поведения от случая и обстоятельств, обусловленных жесткой регламентацией деятельности и тревожно-мнительными чертами личности сотрудников. Таким образом, наблюдаются как бы два комплекса взаимосвязанных переменных. С одной стороны, это комплекс, который способствует проявлению инициативности. С другой стороны, это комплекс признаков, который затрудняет реализацию инициативного поведения. Это свидетельствует о сбалансированной природе регуляторнодинамического аспекта, скорее облегчающего протекание инициативности, чем затрудняющего его (как в случае с сотрудниками, имеющими стаж до 5 и до 10 лет).

Анализ корреляций регуляторно-динамического аспекта позволяет выделить идентичные связи между различными переменными инструментального аспекта в группах сотрудников с разным опытом профессиональной деятельности. Общими явились корреляции между энергичностью и стеничностью, стеничностью и интернальностью, астеничностью и экстернальностью. Незначительные различия обнаружены нами лишь в тесноте вскрытых связей. Если говорить об отличительных особенностях в соотношении регуляторно-динамических переменных ини-

циативности, то можно заметить, что у сотрудников с 15-летним опытом практической работы структура оказалась более дифференцированной. Это проявилось в более четком разделении переменных, способствующих и затрудняющих реализацию инициативности. У 5-летних и 10-летних упомянутая диф-ференцировка выражена в меньшей степени.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие и совершенствование структуры регуляторно-динамической подсистемы инициативности в ходе профессиональной деятельности происходит одновременно в двух направлениях: с одной стороны, через исчезновение положительных связей между агармоническими и гармоническими переменными компонентов (регрессивный процесс), с другой -через установление значимых обратных корреляций энергичности с аэнергичностью и рефлексивнооценочными трудностями, что приводит к большей внутренней сбалансированности структуры инструментально-динамического аспекта инициативности в целом. Полученные нами факты свидетельствуют о том, что инициативные поступки, взятые в их системном рассмотрении, могут раскрывать общие тенденции как в мотивационно-смыловых, так и в инструментальных составляющих целостной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль,

1991.-229 с.

2. Анциферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. М.: ИП АН СССР, 1982. С.140-147.

3. Жарикова А.С., Н.Ф. Шляхта Соотношение креативности и инициативности личности // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». 2006. №2 (4), С.5-12.

4. Зиньковская С.М. Мотивационные характеристики инициативности лётного состава // Материалы научно - практической конференции 16 -18 октября 2003 г. М.: Уникум-Центр, 2003. С.199-201.

5. Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педа-гогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: Изд-во УДН, 1988. С.28-39.

6. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». 2006. №1 (3), С. 63-73.

Поступила в редакцию 28.03.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.