УДК 159.9
РОЛЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКОГО АСПЕКТА
ИНИЦИАТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ
© Р. Б.Сафина*, Э. И. Карамова, Я. Б. Муратшина
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, 450074, ул. Фрунзе, 32.
Тел./факс: +7 (347) 273-67-78.
Е-шаИ: saf [email protected]
В статье рассматривается проблема формирования регуляторно-динамического аспекта инициативности как системного свойства личности. Проведено исследование корреляционных связей между переменными динамического, регуляторного и эмоционального компонентов инициативности, выявлены особенности структуры изучаемого свойства у разных групп сотрудников в зависимости от опыта работы. Анализ индивидуальных особенностей инициативности сотрудников с разным стажем профессиональной деятельности позволил вскрыть специфику проявления, взаимодействия и внутренней структуры изучаемого свойства личности.
Ключевые слова: целостная структура личности, инициативность, регуляторнодинамический аспект, энергичность, аэнергичность, стеничность, астеничность, интернальность, экстернальность, оппоцизиционные компоненеты, биополярные компоненеты.
Изучение психологических особенностей свойств личности является актуальным, прежде всего, с теоретической стороны, позволяющем раскрыть психологические механизмы функционирования свойств личности и их особенностей в зависимости от вида деятельности и стажа работы. С практической стороны эти знания необходимы для совершенствования социально-психологической деятельности человека в разных системах, разработки путей формирования профессиональных психологических качеств личности с целью построения программ их развития и саморегуляции.
Как показывают исследования, инициативность является одним из свойств личности, которое служит не только внутренним условием организации жизнедеятельности человека, но и регулятором важнейших нравственных ценностей [1]. Как и любое свойство, инициативность имеет не только свою психологическую структуру, зависит от условий и обстоятельств усвоения личностью жизненного опыта, но и тесно связана со спецификой профессиональной деятельности. Инициативность выступает как профессионально важное качество личности педагога, юриста, военного, определяя успешность протекания деятельности, ее результативность и нравственный аспект. Она существенно влияет на особенности становления личности в целом, образуя большинство личностных качеств, и способствует плодотворному протеканию процессов саморазвития и самосовершенствования [2].
В нашем исследовании мы исходили из многомерной, системной организации черт личности, сформулированной А.И. Крупновым [5, 6], в отличие от аналитических, односторонних и атомарных представлениях об их психологической природе, которые часто раскрывают свойство личности с какой-либо одной стороны (поведенческой или мотивационной), что не позволяет говорить об их целостном психологическом содержании. Несмотря на ряд работ, в которых изучается инициативность [3, 4], остается немало нерешенных вопросов.
Исследования, проведенные под руководством А. И. Крупнова, показали, что каждое свойство личности содержит в себе инструментальные (динамические, эмоциональные и регуляторные) переменные, содержательно-смысловые (мотивационные, когнитивные и продуктивные) составляющие, а также установочно-целевые и рефлексивно-оценочные переменные. В нашей работе мы рассматриваем инструментально-динамическую подсистему инициативности, обеспечивающую процессуальную сторону реализации изучаемого свойства. Так, динамические составляющие определяли систему приемов и способов их осуществления, то есть меру интенсивности и вариативности (энергичность); стеническую или астеническую окраску эмоциональных переживаний, доминирование внешнего или внутреннего локуса регуляции инициативности. Рефлексивнооценочный компонент выполнял функцию сличения исходных намерений, реального результата и трудностей в ходе исполнения всей инструментальносмысловой программы реализации инициативности.
Анализ индивидуальных особенностей инструментально-динамической подсистемы позволил вскрыть специфику проявления, взаимодействия и внутреннюю структуру инициативности сотрудников на разных этапах работы. В ходе корреляционного анализа были выявлены статистически значимые корреляции между различными переменными инициативности (энергичность, аэнергичность, сте-ничность, астеничность, интернальность, экс-тернальность, операциональные и личностные трудности), при этом различные показатели ини-
циативности коррелируют в разных группах по-разному, т.е. существует специфика данных взаимосвязей.
Интеркорреляции регуляторно-динамических переменных инициативности у сотрудников с опытом работы до 5 лет, до 10 лет, до 15 лет представлены в табл. 1, 2, 3.
Итак, в корреляционной структуре регуляторнодинамического аспекта инициативности у группы с 5 летним стажем специфика обнаружилась в боль-
130
раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
шем соотношении показателей стеничности и экс-тернальности по сравнению с другими признаками инициативности. При этом стеничность коррелирует с энергичностью, экстренальностью, интернально-стью, а также с астеничностью и рефлексивнооценочными трудностями. Экстренальность соотносится с астеничностью, аэнергичностью, личностными и операциональными трудностями, стенично-стью и интернальностью. С психологической стороны, чувство удовлетворения от самого процесса инициативности у сотрудников связано с силой и
устойчивостью процесса инициации, локусом внешней и внутренней регуляции инициативности. Однако отсутствие четких целей, наличие ситуации неопределенности, с одной стороны, и мнение о том, что инициатива наказуема, с другой, мешают проявлению инициативы. Также приемы и способы регуляции инициативности сотрудников связаны с эмоционально-личностными трудностями в самореализации инициативности и трудностями, связанными с чрезмерной регламентацией деятельности.
Таблица 1.
Интеркорреляции регуляторно-динамических переменных инициативности сотрудников с 5-летним стажем практической деятельности
№ Переменные Сотрудники с 5-летним стажем
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Энергичность -0.08 0.39 ХХ -0.09 0.44 ХХ 0.16 -0.11 -0.07
2 Аэнергичность -0.02 0.45 ХХ 0.00 0.41 ХХ 0.20 Х 0.28 ХХ
3 Стеничность 0.19 Х 0.29 ХХ 0.30 ХХ 0.18 Х 0.19 Х
4 Астеничность 0.08 0.49 ХХ 0.54 ХХ 0.54 ХХ
5 Интернальность 0.27 ХХ -0.02 0.01
6 Экстернальность 0.34 ХХ 0.39 ХХ
7 Операциональные трудности 0.78 ХХ
8 Личностные трудности
Примечание: во всех таблицах значимые корреляции обозначены - 0.01—
Из табл. 1 видно, что гармонические переменные регуляторно-динамического аспекта (энергичность, стеничность, интернальность) сотрудников связаны друг с другом, т.е. увеличение выраженности одной из них сразу приводит к соответствующему увеличению остальных гармонических переменных аспекта. Тот же самый вывод можно сделать относительно корреляций агармонических переменных изучаемого аспекта инициативности (аэнергич-ность, астеничность, экстренальность). Также установлены положительные связи гармонических переменных с агармоническими (стеничность-
экстренальность, стеничность-астеничность), что свидетельствует о несовершенстве структуры изучаемого аспекта. В целом, данные корреляционного
хх:; 0.05 — х
анализа регуляторно-динамического аспекта инициативности у сотрудников с 5-летним стажем позволяют сделать следующие выводы: регуляторная сфера личности у сотрудников данной группы находится в процессе развития; часто на пути ее развития встают природно-обусловленные препятствия, тормозящие произвольную регуляцию, а именно: анергичность, астеничность, экстернальность. Этот симптомокомплекс концентрирует в себе основные трудности, с которыми сталкиваются сотрудники данной группы в осуществлении инициативного поведения, а соотношение полярных переменных регуляторного и эмоционального компонентов свидетельствует о недостаточной дифференциации характеристик изучаемого свойства.
Таблица 2.
Интеркорреляции регуляторно-динамических переменных инициативности сотрудников с 10-летним стажем практической деятельности
№ Переменные Сотрудники с 10-летним стажем
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Энергичность -0.01 0.34 ХХ -0.12 0.37 ХХ 0.18 0.03 -0.05
2 Аэнергичность 0.02 0.37 ХХ 0.26 Х 0.24 Х 0.42 ХХ 0.47 ХХ
3 Стеничность 0.27 Х 0.30 Х 0.32 Х 0.14 0.06
4 Астеничность -0.06 0.36 ХХ 0.42 ХХ 0.52 ХХ
5 Интернальность 0.35 ХХ 0.09 0.12
6 Экстернальность 0.28 Х 0.33 ХХ
7 Операциональные трудности 0.76 ХХ
8 Личностные трудности
Из табл. 2 видно, что у сотрудников с 10-летним стажем обнаружены корреляции гармонических переменных с гармоническими (стеничность, энергичность, интренальность), агармонических с агар-моническими (аэнергичность, астеничность, экстер-нальность). Однако в структуре присутствуют связи полярных признаков регуляторного (интерналь-
ность-экстренальность) и эмоционального компонентов (стеничность-астеничность), которые противоположны по своей природе, что свидетельствует о недостаточной дифференциации характеристик изучаемого свойства. Таким образом, соотношение внутренне противоположных признаков (оппозиционных, биополярных) регуляторного и эмоциональ-
ного компонентов показывает на недостаточно чет- ляторно-энергической базой изучаемого свойства
кую очерченность полюсов аспекта инициативности личности.
сотрудников с 10-летним стажем, связанного с регу-
Таблица 3.
Интеркорреляции регуляторно-динамических переменных инициативности сотрудников с 15-летним стажем практической деятельности
№ Переменные Сотрудники с 15-летним стажем
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Энергичность -0.24 Х 0.52 “ -0.05 0.14 -0.05 -0.22 Х -0.22 Х
2 Аэнергичность 0.02 0.21 0.11 0.37 “ 0.42 ХХ 0.37 ХХ
3 Стеничность 0.20 0.28 0.09 -0.10 -0.03
4 Астеничность 0.09 0.51 “ 0.47 ХХ 0.48 ХХ
5 Интернальность 0.05 -0.19 -0.07
6 Экстернальность 0.49 ХХ 0.52 ХХ
7 Операциональные трудности 0.83 ХХ
8 Личностные трудности
В табл. 3 представлены соотношения переменных регуляторно-динамического блока инициативности в группе сотрудников со стажем 15 лет. В целом, характеризуя особенности строения регуляторного поведения у данной группы сотрудников, можно сказать следующее. Наибольшее количество связей с другими переменными обнаруживает переменная энергичности: положительные корреляции выявлены с показателями стеничности, отрицательные связи проявлены с аэнергичностью и комплексом трудностей. Это показывает, что, чем выше интенсивность и частота проявления инициативы, тем сильнее стенические, положительные эмоции и меньше трудностей и использования шаблонных и стереотипных действий в освоении нового. На втором месте по количеству корреляций находится переменная аэнергичности, она обнаруживает положительную связь с экстернальностью, личностными и операциональными трудностями. Иначе говоря,
увеличение аэнергичности приводит к зависимости инициативного поведения от случая и обстоятельств, обусловленных жесткой регламентацией деятельности и тревожно-мнительными чертами личности сотрудников. Таким образом, наблюдаются как бы два комплекса взаимосвязанных переменных. С одной стороны, это комплекс, который способствует проявлению инициативности. С другой стороны, это комплекс признаков, который затрудняет реализацию инициативного поведения. Это свидетельствует о сбалансированной природе регуляторнодинамического аспекта, скорее облегчающего протекание инициативности, чем затрудняющего его (как в случае с сотрудниками, имеющими стаж до 5 и до 10 лет).
Анализ корреляций регуляторно-динамического аспекта позволяет выделить идентичные связи между различными переменными инструментального аспекта в группах сотрудников с разным опытом профессиональной деятельности. Общими явились корреляции между энергичностью и стеничностью, стеничностью и интернальностью, астеничностью и экстернальностью. Незначительные различия обнаружены нами лишь в тесноте вскрытых связей. Если говорить об отличительных особенностях в соотношении регуляторно-динамических переменных ини-
циативности, то можно заметить, что у сотрудников с 15-летним опытом практической работы структура оказалась более дифференцированной. Это проявилось в более четком разделении переменных, способствующих и затрудняющих реализацию инициативности. У 5-летних и 10-летних упомянутая диф-ференцировка выражена в меньшей степени.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие и совершенствование структуры регуляторно-динамической подсистемы инициативности в ходе профессиональной деятельности происходит одновременно в двух направлениях: с одной стороны, через исчезновение положительных связей между агармоническими и гармоническими переменными компонентов (регрессивный процесс), с другой -через установление значимых обратных корреляций энергичности с аэнергичностью и рефлексивнооценочными трудностями, что приводит к большей внутренней сбалансированности структуры инструментально-динамического аспекта инициативности в целом. Полученные нами факты свидетельствуют о том, что инициативные поступки, взятые в их системном рассмотрении, могут раскрывать общие тенденции как в мотивационно-смыловых, так и в инструментальных составляющих целостной личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль,
1991.-229 с.
2. Анциферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. М.: ИП АН СССР, 1982. С.140-147.
3. Жарикова А.С., Н.Ф. Шляхта Соотношение креативности и инициативности личности // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». 2006. №2 (4), С.5-12.
4. Зиньковская С.М. Мотивационные характеристики инициативности лётного состава // Материалы научно - практической конференции 16 -18 октября 2003 г. М.: Уникум-Центр, 2003. С.199-201.
5. Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педа-гогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: Изд-во УДН, 1988. С.28-39.
6. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». 2006. №1 (3), С. 63-73.
Поступила в редакцию 28.03.2007 г.