Научная статья на тему 'Особенности соотношений регуляторно-динамических характеристик общительности у студентов и педагогов'

Особенности соотношений регуляторно-динамических характеристик общительности у студентов и педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Закамская Т. В.

В статье анализируются различия в психологической структуре общительности у студентов и педагогов. Анализируются особенности соотношений регуляторно-динамических переменных общительности у двух сравниваемых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlative peculiarities of the regulatory-dynamic characteristics of sociability of students and teachers

The article analyses the differences of the psychological structure of sociability of students and teachers. Correlative peculiarities of the regulatory-dynamic characteristics of the two groups compared are also analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности соотношений регуляторно-динамических характеристик общительности у студентов и педагогов»

ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЙ РЕГУЛЯТОРНО-ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩИТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ

Т.В. ЗАКАМСКАЯ

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье анализируются различия в психологической структуре общительности у студентов и педагогов. Анализируются особенности соотношений регуляторнодинамических переменных общительности у двух сравниваемых групп.

Регуляторно-динамические характеристики общительности у студентов и педагогов изучались с помощью бланкового теста, разработанного А.И. Крупновым. По данному тесту диагностировались 79 студентов и 50 педагогов. Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу.

Рассмотрим связи у педагогов. Гармоническая переменная динамического компонента энергичность, характеризуемая как легкость вхождения в незнакомую компанию и возможность быстро включиться в уже начатый разговор, а также способность нахождения контакта с любым человеком, положительно коррелирует с стеничностью, т. е. наличием радостных эмоций при знакомстве с людьми, чувством удовлетворения от общения и ин-тернальностью, подчеркивающей значимость человека в организации процесса общения и возможности манипуляции другими людьми. С другой стороны, энергичность отрицательно связана с аэнергичностью (сознательное ограничение круга новых знакомств и предпочтение поддержания отношений с малым числом старых знакомых), астеничностью (чувства неловкости и смущения при общении, особенно при неудачном ответе собеседнику, и настороженности при знакомстве с новыми людьми), экстернальностью (безнадежность стараться наладить отношения, так как все попытки заранее обречены на провал) и операциональными и личностными трудностями (трудность в начинании разговора с малознакомым человеком и удержания беседы, а также смущения, если человек оказывается в центре внимания, трудности сформулировать и высказать мысль). Все это свидетельствует о том, что чем больше энергичность, тем меньше аэнергичность, астенич-ность, экстернальность и оперативные и личностные трудности.

Переменная эмоционального компонента стеничность (чувство удовлетворения, если в общении раскрылись новые стороны Вашего «Я», и благодарности, когда Вас понимают) положительно коррелирует с интерналь-ностью (мнением о том, что только от человека зависит, как пройдет общение, а в его неблагоприятном протекании виноват только сам человек). Отрицательная связь стеничности с аэнегричностью (усталость от частого общения с людьми, трудность выполнения работ, связанных с широким кругом общения), экстернальностью (бесполезность прилагать усилия для завоевания симпатии окружающих, так как ход и результаты общения полностью зависят от везения) и личностными трудностями (сложность подбора темы разговора, трудность поставить себя на место собеседника и, кроме того, сложность в выражении своих мыслей из-за стеснительности). Таким образом, меньшая выраженность стеничности соответствует большим значениям экстернальности и разного вида трудностей. Астеничность положительно коррелирует с экстернальностью и операциональными трудностями.

Переменная интернальность (объясняет одиночество людей отсутствием у них интереса и дружелюбия к окружающим, а также проявлением пассивности в желании добиться расположения других людей) отрицательно коррелирует с операциональными трудностями (невладение достаточными навыками общения, неумение сделать собеседнику комплимент, а кроме того, страх быть непонятым или понятым превратно). Это говорит о том, что большая выраженность трудностей соответствует меньшей выраженности интернальности.

Аэнергичность находится в положительной связи с астеничностью (чувство настороженности и неловкости при знакомстве и общении с другими людьми), экстернальностью (невозможность изменения сложившихся отношений с людьми).

Переменная астеничности эмоционального компонента общительности (состояние неудовлетворенности собой и своими способностями организовать общение) находится в положительной связи с экстернальностью (во всех неудачах общения чаще были виновны другие люди) и операциональными трудностями (сложность воздействия на окружающих и чувство смущения, если окружающие смотрят на Вас). Мы видим, что большая выраженность астеничности ведет к большей выраженности экстернальности и операциональным трудностям.

Выраженность экстернальности как переменной регуляторного аспекта (ведущая роль удачи и обстоятельств на протекание общения) по отношению к обеим группам трудностей (операциональным и личностным) носит положительный характер. Также положительно коррелируют между собой вышеуказанные группы трудностей общения. Высокий показатель данной корреляции говорит о том, что недостаточные навыки общения (сложность найти и удержать тему разговора, неумение сказать комплимент собеседнику и т. д.) напрямую связаны с трудностями адаптации в процессе общения (смущение от нахождения в центре внимания, страх непонимания окружающими людьми и др.).

Теперь обратимся к анализу интеркорреляций у студентов. Сначала рассмотрим связи переменных динамического компонента с переменными других компонентов. Энергичность (легкость вхождения в незнакомую компанию и возможность быстро включиться в уже начатый разговор, а также способность нахождения контакта с любым человеком) отрицательно коррелирует с аэнергичностью (сознательное ограничение круга новых знакомств и предпочтение поддержания отношений с малым числом старых знакомых), астеничностью (чувства неловкости и смущения при общении, особенно при неудачном ответе собеседнику, состоянием неудовлетворенности собой и своим общением, настороженности при знакомстве с новыми людьми) и операциональными и личностными трудностями (трудность в начатии разговора с малознакомым человеком и удержания беседы, а также смущения, если оказывается в центре внимания, что ведет к трудности сформулировать и высказать мысль). Это свидетельствует о том, что чем больше энергичность, тем меньше аэнергичность, астеничность и операциональные и личностные трудности. Аэнергичность положительно коррелирует с личностными трудностями, что говорит о склонности студентов ограничивать свое общение проверенным кругом знакомых. Чувства смущения и неловкости, испытываемые студентами при общении с большим количеством людей, мешают им выполнять коллективную работу и четко выражать свои мысли в процессе совместной деятельности.

Стеничность (чувство удовлетворения, если в общении раскрылись новые стороны Вашего «Я», и благодарности, когда Вас понимают) положительно коррелирует с астеничностью (неудовлетворенность собой и своим общением, раздражение при долгом бесполезном общении, страх быть отвергнутым) и личностными трудностями (чувства стеснительности и неловкости как причина сложности выражения своих мыслей и, как следствие, страх быть неправильно понятым). Положительная связь с интернальностью (мнением о том, что только от человека зависит, как пройдет общение, а в его неблагоприятном протекании виноват только сам человек) и экстерналь-ностью (бесполезность прилагать усилия для завоевания симпатии окружающих, так как ход и результаты общения полностью зависят от везения), а также обеими переменными трудностей: операциональным и личностным (сложность подбора темы разговора, трудность поставить себя на место собеседника и сложность в выражении своих мыслей из-за стеснительности) свидетельствует о полном отсутствии дифференциации у студентов этих показателей общительности. Отрицательная связь присутствует у стеничности с аэнегричностью (усталость от частого общения с людьми, трудность выполнения работ, связанных с широким кругом общения).

Переменная интернальность (объясняет одиночество людей отсутствием у них интереса и дружелюбия к окружающим, а также проявлением пассивности в желании добиться расположения других людей) положительно коррелирует с астеничностью (чувство досады, когда в общении не удается скрыть негативное отношение к другому человеку) и с операциональными и личностным трудностями (невладение достаточными навыками общения,

неумение сделать собеседнику комплимент, а также страх быть непонятым или понятым превратно). Экстернальность (решающее влияние стечения обстоятельств на удачу в общении) отрицательно коррелирует с интернально-стью, что логично при учете характеристик этих переменных.

Аэнергичность (отсутствие стремления расширить круг общения и, следовательно, редкое посещение мест, где это можно было бы сделать) отрицательно коррелирует с экстернальностью (невозможность изменения сложившихся отношений с людьми). Аэнергичность находится в положительной связи с астеничностью (чувство настороженности и неловкости при знакомстве и общении с другими людьми), интернальностью (нужно всегда проявлять инициативу в общении, не надеясь на других людей), а также операциональными и личностными трудностями (невозможность оказания нужного воздействия на другого человека, застенчивость, как затрудняющий фактор общения).

Переменная астеничности эмоционального компонента общительности (состояние неудовлетворенности собой и своими способностями организовать общение) находится в положительной связи с экстернальностью (во всех неудачах общения чаще были виновны другие люди) и операциональными и личностными трудностями (сложность воздействия на окружающих и чувство смущения, если окружающие смотрят на Вас). Итак, большая выраженность астеничности ведет к большей выраженности экстернальности и разного рода трудностям в общении у студентов.

Выраженность экстернальности (ведущая роль удачи и обстоятельств на протекание общения) по отношению к личностным трудностям носит положительный характер. Также положительно коррелируют между собой вышеуказанные группы трудностей общения. Высокий показатель данной корреляции говорит о том, что недостаточные навыки общения (сложность найти и удержать тему разговора, неумение сказать комплимент собеседнику и т. д.) напрямую связаны с трудностями адаптации в процессе общения (смущение от нахождения в центре внимания, страх непонимания окружающими людьми и др.).

Итак, анализ интеркорреляции регуляторно-динамических переменных общительности у студентов и педагогов показал, что энергичность и аэнергичность находятся в отрицательной связи у обеих групп. Связь энергичности со стеничностью положительно связаны только у педагогов. Что касается трудностей, то энергичность находится в отрицательных взаимоотношениях в обеих группах. С переменной астеничность эмоционального компонента у обеих групп наблюдается также отрицательная связь с энергичностью. Экстернальность отрицательно коррелирует с энергичностью только у педагогов, а у студентов эта связь отсутствует.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных данных, можно отметить как общие, так и отличительные моменты в структуре общительности студентов и педагогов, которые обуславливают своеобразную специфику в реализации инструментального аспекта общительности у двух сравниваемых групп.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Спавская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. - М., 1981.

2. Жемчугова Л.В. Факторный анализ динамических качеств активности общительности //

Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. - Свердловск, 1979.

3. Крупнов А.И. Исследование общительности как системного качества личности // Активизация личности в системе общественных отношений. - М., 1989.

4. Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. - М., 1993.

5. Шляхта Н.Ф., Крупнов А.И. Общительность как свойство личности и различные подходы к ее изучению // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. - М., 1995.

CORRELATIVE PECULIARITIES OF THE REGULATORY-DYNAMIC CHARACTERISTICS OF SOCIABILITY OF STUDENTS AND TEACHERS

T.V. ZAKAMSKAYA

The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University

6, Mik.lucho-Mak.lay St., 117198 Moscow, Russia

The article analyses the differences of the psychological structure of sociability of students and teachers. Correlative peculiarities of the regulatory-dynamic characteristics of the two groups compared are also analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.