Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНСТРУМЕНТА БУЛОМОН В МУЗЫКАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВРЕМЕН МУХАММЕДА РАХИМХАНА СОНИ ФЕРУЗА'

РОЛЬ ИНСТРУМЕНТА БУЛОМОН В МУЗЫКАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВРЕМЕН МУХАММЕДА РАХИМХАНА СОНИ ФЕРУЗА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / БУЛОМОН / ИСПОЛНИТЕЛЬ / ХОРЕЗМСКИЕ МАКОМЫ / МУХАММЕД РАХИМХАН СОНИ ФЕРУЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Таджиев Т.Б.

Древний Хорезм - это место подлинного искусства. Хан и поэт Мухаммад Рахимхон Сони Феруз был покровителем и спонсором развития литературы, искусства, культуры в период Хивинского ханства в течение 47 лет. В этот период особенно была развита хорезмская музыка и к музыке подходили с научной точки зрения. Особенно сильный акцент был сделан на макоме Хорезма. Музыкальный инструмент буломон, который широко использовался при исполнении макомов, также был удостоен особой чести. В данной статье представлена информация о роли древнего музыкального инструмента буломона в музыкальной системе Хорезма, музыкальной среды в периоде Мухаммеда Рахимхона Сони Феруза и внимании к исполнительству на буломоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE BULAMAN INSTRUMENT IN THE MUSICAL SYSTEM OF THE TIMES OF MUHAMMAD RAHIMKHAN SONIY FERUZ

Ancient Khorezm is a place of authentic art. Khan and poet Muhammad Rahimkhan Soniy Feruz was the patron and sponsor of the development of literature, art, and culture during the Khiva for 47 years. During this period, Khorezm music was especially developed and music was approached from a scientific point of view. A particularly strong emphasis was placed on the makom of Khorezm. The musical instrument bulomon, which was widely used in the performance of makoms, was also awarded a special honor. This article presents information about the role of the ancient musical instrument, it in the musical system of Khorezm, the musical environment in the period of Muhammad Rahimkhon Soniy Feruz and attention to performing on the bulomon.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНСТРУМЕНТА БУЛОМОН В МУЗЫКАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВРЕМЕН МУХАММЕДА РАХИМХАНА СОНИ ФЕРУЗА»

РОЛЬ ИНСТРУМЕНТА БУЛОМОН В МУЗЫКАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВРЕМЕН МУХАММЕДА РАХИМХАНА СОНИ ФЕРУЗА Таджиев Т.Б.

Таджиев Тулкинбек Бекчонович - учитель, Детская школа музыки и искусства № 7, Яшнабадский район, магистр,

кафедра макомного инструментального исполнительства, Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г. Ташкент,

Республика Узбекистан

Аннотация: Древний Хорезм - это место подлинного искусства. Хан и поэт Мухаммад Рахимхон Сони Феруз был покровителем и спонсором развития литературы, искусства, культуры в период Хивинского ханства в течение 47 лет. В этот период особенно была развита хорезмская музыка и к музыке подходили с научной точки зрения. Особенно сильный акцент был сделан на макоме Хорезма. Музыкальный инструмент буломон, который широко использовался при исполнении макомов, также был удостоен особой чести. В данной статье представлена информация о роли древнего музыкального инструмента буломона в музыкальной системе Хорезма, музыкальной среды в периоде Мухаммеда Рахимхона Сони Феруза и внимании к исполнительству на буломоне.

Ключевые слова: музыкальный инструмент, буломон, исполнитель, Хорезмские макомы, Мухаммед Рахимхан Сони Феруз.

THE ROLE OF THE BULAMAN INSTRUMENT IN THE MUSICAL SYSTEM OF THE TIMES OF MUHAMMAD RAHIMKHAN SONIY Feruz

Tajiev T.B.

Tajiev TulkinbekBekchonovich - Teacher, CHILDREN'S SCHOOL OF MUSIC AND ART № 7, YASHNABAD DISTRICT,

Master,

DEPARTMENT OFMAKOMINSTRUMENTAL PERFORMANCE, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT,

REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: Ancient Khorezm is a place of authentic art. Khan and poet Muhammad Rahimkhan Soniy Feruz was the patron and sponsor of the development of literature, art, and culture during the Khiva for 47 years. During this period, Khorezm music was especially developed and music was approached from a scientific point of view. A particularly strong emphasis was placed on the makom of Khorezm. The musical instrument bulomon, which was widely used in the performance of makoms, was also awarded a special honor. This article presents information about the role of the ancient musical instrument, it in the musical system of Khorezm, the musical environment in the period of Muhammad Rahimkhon Soniy Feruz and attention to performing on the bulomon. Keywords: musical instrument, bulaman, performer, Khorezm makoms, Mohammed Rahim Khan Soniy Feruz.

УДК 188.5/.8

Узбекская классическая музыка исполняется на различных национальных инструментах. Среди них есть очень древние, среди которых буломон отличается своей уникальностью, чистотой звука. Лексическое значение слова "буломон" происходит от персидского - "болобам", то есть боло - высокий, бам - низкий. Другими словами можно сказать что: "...в громких и низких тонах звучит очень ярко и масштаб звука широкий". Этот музыкальный инструмент изготовлен из фруктового дерева длиной 300 миллиметров в форме цилиндра, утолщенного верхней частью. Трость буломона, то есть "дудик" отсекается верхней частью трубки и щель открывается. В буломоне есть 8 отверстий, которые можно нажать пальцем. Один из них расположен напротив, то есть сзади, лицом к основным отверстиям.

В Средние века буломон был парным, как национальный музыкальный инструмент кушнай, то есть это был двойной буломон или кушбуломон. В результате усиления темпа мелодий бахши в XVIII - XIX веках возникла потребность в технических навыках. Затем по обе стороны от бахши музыканты исполняли произведения на одном буломоне. В настоящее время древнюю копию кушбуломона можно найти в личной коллекции известного сурнаиста, профессора Матрасула Матёкубова.

В древние времена в Хорезме были знаменитые исполнители буломона. Их имена записаны в древних музыкальных трактатах, рукописях, такие как Худойберган Курбон угли, Бобо буломон, Сафо буломон, Матниёз ота.

Во времена Мухаммеда Рахимхана Сони Феруза музыкальной науке придавалось большое значение. Упоминается, что сам хан был зрелым поэтом, музыкантом, композитором, хафизом, создавал мелодии на основе древних макомных мелодий, связанных с "Наво", "Сегох", "Дугох", созданные им произведения как Феруз I, II и III стали популярными в народе. Он даже заявил, что макомы Хорезма является

неприкосновенной собственностью народа. На основании четких источников указывается, что Мухаммед Рахимхан Сони Феруз издал указ о строгом наказании тех, кто во время исполнении Хорезмских макомов нарушит правила исполнения макомов [1].

В 70-х годах XIX века под руководством Феруза хана было проведено большое творческое исследование по написанию макомов Хорезма. Феруз передает эту работу одному из ведущих поэтов, музыкантов и хафизов Хивы Полвонниёзу Мирзабоши (литературный псевдоним: Комил Хорезми). Запись, в которой изображены несколько мелодий из макома Рост, была полностью составлена из макомов Хорезма под руководством его сына Мухаммада Расула Мирзабаши. Это было названа среди местных музыкантов как «Танбурские линии», а в научных источниках как «Хорезмская танбурная нота» и «Хорезмская табулатура» [2].

Мухаммед Рахимхан Сони Феруз также обращал особое внимание на выступление буломон. В одной из сведений, написанных по этому поводу от старых музыкантов, говорится: «Собир Калот (Калот - то есть искаженная форма термина Калон (большой)) был одним из зрелых музыкантов, исполнителем буломона Ханского дворца. Когда гости приезжают во дворец Хивинского хана из Бухары, после долгой беседы Феруз хан просит Собира Калота исполнить на буломоне что-нибудь из Хорезмских макомов для гостей. Во время восхитительного исполнения кульминации мелодии происходит неожиданная пауза. Но музыкант, не останавливаясь ,исполняет произведение до конца. После ухода гостей Феруз хан вызывает Собира Калота и строго спрашивает о причине паузы во время исполнения. Он отвечает: "Извините меня за грубость, дорогой хан, во время исполнения капля слюны застряла на дудике буломона и это является причиной паузы». Хан подчеркивая говорит, что эта ситуация очень огорчила его, и если это повторится снова, что наказание будет очень суровое».

В другом повествовании, рассказанном сурнайиста Матякубом Оллайоровым, Худак ота во время исполнения перед Феруз ханом соло на буломоне после бозгуя оставляет одну часть и продолжает исполнение со следующей части. В этот момент Феруз хан, сидящий и внимательно слушающий музыку, глядит на исполнителя, но он продолжает играть. В этот день, вернувшись домой, Худак ота смотрит, что солдаты хана ломают крышу его дома. Он спросил о причине и солдаты заявили, что это был приказ Феруза хана. Худак ота вернулся во дворец и спросил Феруза хана о причине случившегося. Тогда Феруз хан сказал: «Ты сломал нашу комнату, мы сломали твою комнату. Ну как тебе?", сравнивая домашнюю комнату с частью в форме музыки. "Пусть это послужит тебе уроком", - сказал он и прощая его сразу приказал снова закрыть крышу его дома [3].

Благодаря таким историческим рассказам мы можем засвидетельствовать тот факт, что в древнем Хорезме макомному искусству, исполнению на буломоне уделялось серьезное внимание, его искажение не допускалось, и желание сохранить произведения в первозданном виде было сильным. Когда слушаем мелодию в исполнении древнего инструмента буломон, события, связанные с ним, одно за другим превращаются в кино перед нашими глазами.

Одним из научных произведений, имеющих большое значение для изучения узбекской музыки, является книга "История Хорезмской музыки", принадлежащая авторам Муллы Бекжон Рахмон угли и Мухаммадюсуф Девонзода. Эта работа является первым трактатом, который возник в процессе ликвидации и перехода ханств в новую эпоху. Эта работа заслуживает внимания не только потому, что она является символом нового века, но и с другими научно-эстетическими аспектами [4]. Трактат Муллы Бекжон Рахмон угли и Мухаммадюсуф Девонзоды была написана во времена правления Мухаммеда Рахимхана Сони Феруза.

Написание таких произведений, примечание о Хорезмском статусе, недопустимость ошибок при исполнении статуса свидетельствуют о том, что музыка считалась великой наукой во времена Феруз хана. Сегодня нам также необходимо сохранять и развивать нашу национальную музыку, макомы. В конце концов, они - наше богатство и наша гордость.

Список литературы /References

1. Мулла Бекжон Рахмон угли, Мухаммад Юсуф Девонзода. "Хоразм мусщий тарихчаси". Тошкент, 1998.

2. Матякубов М.Ж. "Танбурная нотация / Tanbur notation". "Вестник науки и образования". № 14 (50), 2018.

3. Зарипов О. «Хива санъати - умр зийнати». Урганч, 2004.

4. Куромбоев Ф. «О книге "История Хорезмской музыки". "Проблемы современной науки и образования".

№ 3 (136), 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.