Научная статья на тему 'ПРАВИТЕЛЬ И ЦЕНИТЕЛЬ МУЗЫКИ'

ПРАВИТЕЛЬ И ЦЕНИТЕЛЬ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / искусство / правитель / поэт / история / личность / деятельность / произведение / music / art / ruler / poet / history / personality / activity / work

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Азизов Сарвар Салимович

время правления Феруза (1846-1910) стало своеобразным «золотым веком» макомов Хорезма. Вокруг покровителя и лидера Феруза собираются талантливые музыканты и поэты, которые образуют своего рода «Академию макома». Для Феруза, просвещенного поэта и музыканта, макомы, синтезирующие высокую поэзию и музыку, становятся не пустым развлечением, а делом творческой страсти и самовыражения. Так, он замышляет нечто монументальное и художественно совершенное, которое как память о нем останется в истории, создать нечто вроде «Академии макома» для возведения Музыкального свода «Шести с половиной макомов Хорезма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RULER AND CONNOISSEUR OF MUSIC

the reign of Feruz (1846-1910) became a kind of “Golden age” of the maqoms of Khorezm. Talented musicians and poets gather around the patron and leader Feruz, who form a kind of "Academy of maqom". For Feruz, an enlightened poet and musician, makoms, synthesizing high poetry and music, become not empty entertainment, but a matter of creative passion and self-expression. So, he conceives something monumental and artistically perfect, which, as a memory of him, will remain in history. Create something like “Academy of maqom” for the construction of the Musical set of “Six and a half maqoms of Khorezm”.

Текст научной работы на тему «ПРАВИТЕЛЬ И ЦЕНИТЕЛЬ МУЗЫКИ»

Список литературы / References

1. Абдуллаев Р. Узбекская традиционная музыка как часть современности // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Ташкент, 2008.

ПРАВИТЕЛЬ И ЦЕНИТЕЛЬ МУЗЫКИ Азизов С.С. Email: Azizov17157@scientifictext.ru

Азизов Сарвар Салимович — преподаватель, кафедра общего фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: время правления Феруза (1846-1910) стало своеобразнъм «золотъм веком» макомов Хорезма. Вокруг покровителя и лидера Феруза собираются талантливые музыканты и поэты, которые образуют своего рода «Академию макома». Для Феруза, просвещенного поэта и музыканта, макомы, синтезирующие высокую поэзию и музыку, становятся не пустым развлечением, а делом творческой страсти и самовыражения. Так, он замышляет нечто монументальное и художественно совершенное, которое как память о нем останется в истории, - создать нечто вроде «Академии макома» для возведения Музыкального свода «Шести с половиной макомов Хорезма».

Ключевые слова: музыка, искусство, правитель, поэт, история, личность, деятельность, произведение.

RULER AND CONNOISSEUR OF MUSIC Azizov S.S.

Azizov Sarvar Salimovich - Teacher, DEPARTMENT GENERAL PIANOFORTE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the reign of Feruz (1846-1910) became a kind of "Golden age " of the maqoms of Khorezm. Talented musicians and poets gather around the patron and leader Feruz, who form a kind of "Academy of maqom". For Feruz, an enlightened poet and musician, makoms, synthesizing high poetry and music, become not empty entertainment, but a matter of creative passion and self-expression. So, he conceives something monumental and artistically perfect, which, as a memory of him, will remain in history. Create something like "Academy of maqom" for the construction of the Musical set of "Six and a half maqoms of Khorezm ". Keywords: music, art, ruler, poet, history, personality, activity, work.

УДК 078

Восемнадцатилетним юношей он сел на престол Хивинского Ханства и правил страной более сорока шести лет. Он оставил яркий и глубокий след в истории культуры страны. Феруз -несомненно, является одним из наиболее крупных личностей недалекой истории узбекской классической музыки последних веков. Советская историография по известным причинам замалчивала позитивные стороны его культурно-строительной деятельности как главы государства. Создание научной биографии Феруза, изучение его творческого наследия и просветительской деятельности началось только в период Независимости Узбекистана.

Не вдаваясь в полемику по поводу общей оценки личности Феруза, ограничимся одним ярким свидетельством как бы извне. Дело в том, что в первое время российской экспансии Хивинского Ханства, под видом паломника путешественника эту страну нелегально, без визы русских властей, посетил английский офицер Фрейд Бурнаби и имел аудиенцию с Мухаммадом Рахимханом. В своей книге «Верхом в Хиву», опубликованной еще 1884 году и затем несколько раз переизданной, английский путешественник пишет о красивой и статной внешности, о благородных манерах и широте знаний двадцати восьми летнего правителя Хивы.

Что касается личного участия Феруза в деле становления Шести с половиной макомов Хорезма, как уже отмечали, в инструментальной сфере вклад его отмечен сочиненными им конкретными произведениями. Следует только добавить, что все они относятся к крупным

формам, в основе которых лежат так называемые «большие усули». Это мухаммасы, сакили и се усули, и они свидетельствуют о профессиональном мастерстве их создателя. То, что произведения Феруза в инструментальной сфере макомов по количеству превосходят остальных авторов, следует понимать не как проявление эгоизма, а, наоборот, как дань уважения к главному покровителю макомов. Вообще-то, следует заметить, что Феруз довольно скромно относился к своему творческому потенциалу. Это особенно наглядно прослеживается в отношении его участия в формировании поэтических текстов Хорезмских танбурных макомов.

Дело в том, что в подборе поэтических текстов для Танбурных макомов Хорезма, был взят иной курс, заметно отличающийся от бухарской традиции. Хорезмские мастера, думается, что обязательно с ведома Феруза, чтобы придать оригинальность всему музыкальному своду в целом, решили каждый маком полностью представить на стихи одного поэта. Само по себе это принципиально новое явление в традиции Узбекского макомата.

Мастера, которые стояли у истоков формирования новой традиции макомов Хорезма, хотели придать ему своеобразие и подчеркнуть независимость поэтической основы от бухарского стиля. Одновременно, тем самым, подчеркнуть приверженность поэзии Хорезма к чигатайским - староузбекским традициям классической поэзии. А что касается выбора поэтов для классической музыки, и в этом вопросе предпочли соблюдать известные правила поведения по адабу, то есть в иерархической последовательности отдать предпочтение великим предшественникам и наиболее достойным из современников.

Итак, получилось, что Маком Рост, который в Хорезмской традиции изначально считается первым, связали с поэзией Шермухаммада Муниса (1770-1829), в том смысле, что он «учитель учителей» и поэт номер один Хорезма новой нарождающейся эпохи.

Вторым по порядку в Хорезмской традиции идет Маком Наво. В Бухарском Шашмакоме, Маком Наво одно время даже был первым. Символическая особенность этого макома в том, что он как бы самый музыкальный и связан с именем покровителя всех искусств и ремесел, пророка песнетворца Давида. К тому же, этос Макома Наво давно связывается с мужеством и отвагой, свойственными характеру тюрков. И по этой же причине он считается особенно престижным. В литературе и поэзии, аналогичное место отводится Агахи (1809-1873) -духовному лидеру и гордости Хорезма. Он ученик и последователь Муниса и поэтому для его стихов отводится второй Маком Наво.

Третьим и как бы центральным в Хорезмской традиции стал Маком Сегох. Он самый монументальный и масштабный по протяженности во всем своде. Отличается изысканностью формы и внутренним совершенством. Сегох - любимый маком Феруза. Ему, соответственно, отводятся стихи величайшего учителя, пользующегося несравненным успехом во всей тюркской классической поэзии Алишера Навои (1441-1501).

Следующему после Сегох Макому Дугох отводится, напротив, весьма скромное место во всем музыкальном своде. По этой причине свои стихи Феруз включает именно в этот маком. И то, в наиболее значимых частях, отдает предпочтение поэзии своего непосредственного учителя Агахи. Тем самым, отводя для своих стихов самое скромное место.

Великодушие Феруза видно и по тому, как идущий за Дугох Маком Бузрук он полностью отдает стихам другого своего кумира - Камиля Хорезми, музыкальное и поэтическое творчество которого в стране и за его пределами пользовалось большим успехом. В данном случае для нас важно, как в этой поэтической иерархии он тонко подходит к правилам восточного этикета, отдавая предпочтение старшим и великим, отводя себя на самое скромное место. Все это, на наш взгляд, является подтверждением на деле благородства поэта, музыканта и хана Феруза.

Пахлаваннияз Мирзабаши Камиль Хорезми (1825-1899) одна из наиболее ярких фигур не только Хорезмской, но и всей классической узбекской музыки в целом. Личность его, несомненно, можно поставить в один ряд с выдающимися учеными-музыкантами и практиками масштаба всего Узбекского макомата, такими как Наджмиддин Кавкаби (умер в 1533) и Дарвиш Али чанги (вторая половина ХУ1 - 20-е годы ХУ11 века). В советской историографии написано о нем хотя и немало, все же его многосложная деятельность не раскрыта в должной мере. В позитивном плане больше подается его политическая, литературная сторона, и то искусственно возносят его как поэта-демократа (?). А первородная деятельность как певца, музыканта и незаурядной личности в области музыкальной науки остается как бы в стороне или же в ореоле многочисленных надуманных мифов и легенд. Особенно много таких поверхностных мнений вокруг создания танбурной нотации, появившейся якобы под воздействием русской музыкальной культуры.

Следует особо подчеркнуть и то, что в мир искусства Камиль Хорезми вошел, прежде всего, как певец и музыкант. Уже неоднократно отмечали, что он один из самых ярких представителей школы Ниязджана Хаджа. Его первым наставником был дядя Абдулла, тоже воспитанник этой же школы. На придворную службу в качестве певца и каллиграфа он попал еще юношей, в период правления Мухаммада Аминхана. Камил Хорезми служил певцом и каллиграфом и при дворе Саид Мухаммадхана.

При Ферузе Камиль Хорезми стал одним из самых его приближенных, благодаря ярким музыкальным склонностям. Вскоре получил довольно высокую должность главы канцелярии - мирзабаши, затем премьер министра (девонбеги). Конечно же, при этом нисколько нельзя умолять его достоинства как поэта. Но в данном случае речь идет о его первой специальности. Справедливости ради необходимо заметить, что современники признавали в нем известного музыковеда (мусикийшунос). Хасанмурад Лаффаси (конец XIX - первая половина ХХ века) в «Тазкираи шуоро» («Поэтическая антология») в качестве эпиграфа к биографии Камиля Хорезми [1].

Список литературы / References

1. Хасанмурод Лаффаси. Тазкираи шуоро / Поэтическая антология. Ургенч, 1994 (на узбекском языке).

ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ КАК ВИД МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Матвеева О.М. Email: Matveeva17157@scientifictext.ru

Матвеева Ольга Михайловна — преподаватель, кафедра эстрадного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент. Республика Узбекистан

Аннотация: эстрадное искусство во все времена отличалось разнообразием форм и демократичностью содержания, что обеспечивало ему широкую популярность среди всех слоёв населения, особенно молодёжи. И сегодня бурный поток музыкальной информации ежедневно поступает в теле- и радиоэфир, воздействуя на формирование эстетических вкусов, особенно подрастающего поколения. В числе таковых многие музыкальные стили эстрадной направленности, которые будут нередко связаны с идеологией различных молодёжных течений, будут оказывать влияние на определение жизненных ценностных установок молодых людей.

Ключевые слова: эстрада, искусство, молодёжь, мастер, музыка, пение, форма, джаз, жанр.

VARIETY SINGING AS A KIND OF MUSICAL CREATIVITY

Matveeva OM.

Matveeva Olga Mikhaylovna - Lecturer, DEPARTMENT OF VARIETY SINGING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: рор art at all times was distinguished by a variety of forms and democratic content, which ensured its wide popularity among all segments of the population, especially young people. And today, a stormy stream of musical information daily enters the television and radio air, influencing the formation of aesthetic tastes, especially of the younger generation. Among these, many pop music styles, which will often be associated with the ideology of various youth movements, will influence the determination of the life values of young people.

Keywords: variety, art, youth, master, music, singing, form, jazz, genre.

УДК 078

Общепринято считать, что человеческий голос - первый музыкальный инструмент, созданный природой. Пение - важнейшее проявление человеческой натуры, представляющее собой выражение чувств, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с анатомической и духовной структурой человека. Но профессиональное пение, в том числе и эстрадное, требует, помимо просто желания петь, также технических умений и мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.