Научная статья на тему 'Роль институтов развития в странах БРИКС'

Роль институтов развития в странах БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНЫ БРИКС / ЭКОНОМИКА СТРАН БРИКС / ECONOMY OF THE COUNTRIES BRIKS / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / FINANCIAL DEVELOPMENT INSTITUTIONS / БАНКИ РАЗВИТИЯ / BANKS OF THE DEVELOPMENT / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENT PROJECTS / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ECONOMIC AND SOCIAL PROBLEMS / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ / COUNTRY BRIKS / OVERTAKING DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшечкина Т.Ю.

В статье дается характеристика основных направлений деятельности и вклада финансовых институтов развития в экономику стран группы БРИКС. Показано, что в каждой стране БРИКС система институтов развития имеет свои особенности в зависимости от структуры и принципов организации банковской системы, характера государственного администрирования. Усиление позиций стран БРИКС в мировой экономике приводит к созданию автономных институтов взаимодействия, в том числе в финансовой сфере. Создание Нового банка развития БРИКС в июле 2014 г. явилось следствием ответных мер по защите национальных экономических и политических интересов стран БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role institute developments in country BRIKS

Article is dedicated to feature of the main trends of activity and contribution financial institute developments in economy of the countries of the group BRIKS. It is shown that in each country BRIKS system institute developments differs depending on structures and organizations of the bank system, nature state management. The reinforcement position countries BRIKS in world economy brings about creation autonomous institute interactions, including in financial sphere. Making the general bank of the development at July 2014 were due to reprisals on protection national economic and political interest of the countries BRIKS.

Текст научной работы на тему «Роль институтов развития в странах БРИКС»

УДК 339.9

Т. Ю. Яшечкина

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики и международного бизнеса ИПЭУ МГЛУ, e-mail: yashechkina@yandex.ru

РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В СТРАНАХ БРИКС

В статье дается характеристика основных направлений деятельности и вклада финансовых институтов развития в экономику стран группы БРИКС. Показано, что в каждой стране БРИКС система институтов развития имеет свои особенности в зависимости от структуры и принципов организации банковской системы, характера государственного администрирования. Усиление позиций стран БРИКС в мировой экономике приводит к созданию автономных институтов взаимодействия, в том числе в финансовой сфере. Создание Нового банка развития БРИКС в июле 2014 г. явилось следствием ответных мер по защите национальных экономических и политических интересов стран БРИКС.

Ключевые слова: страны БРИКС; финансовые институты развития; банки развития; экономика стран БРИКС; инвестиционные проекты; экономические и социальные задачи; опережающее развитие.

Yashechkina T. Yu.

Ph.D. (Economics), Head of the Chair of Economics and International Business, MSLU e-mail: yashechkina@yandex.ru

THE ROLE INSTITUTE DEVELOPMENTS IN COUNTRY BRIKS

Article is dedicated to feature of the main trends of activity and contribution financial institute developments in economy of the countries of the group BRIKS. It is shown that in each country BRIKS system institute developments differs depending on structures and organizations of the bank system, nature state management. The reinforcement position countries BRIKS in world economy brings about creation autonomous institute interactions, including in financial sphere. Making the general bank of the development at July 2014 were due to reprisals on protection national economic and political interest of the countries BRIKS.

Key words: country BRIKS; financial development institutions; banks of the development; economy of the countries BRIKS; investment projects; economic and social problems; overtaking development.

Современные быстрорастущие экономики современного глобализирующегося мира остро нуждаются в финансовой поддержке, в том числе со стороны своих правительств, поэтому для решения определенных экономических и социальных задач образуются специальные

институты, чаще всего банки или фонды, призванные аккумулировать инвестиционные потоки государства и частного бизнеса.

В 2001 г. с легкой руки английского финансиста Т. Д. О'Нила группа быстрорастущих стран - Бразилия, Россия, Индия и Китай - получила в качестве своего названия аббревиатуру БРИК (англ. BRIC -Brazil, Russia, India, China), а с 2011 г. после вступления в организацию Южной Африки (South Africa) - БРИКС (BRICS).

Таблица 1

Изменение позиций стран БРИКС в рейтинге государств мира по ВВП (по валютному курсу, долл. США)1

Страна 2000 2013

ВВП Место в мире ВВП Место в мире

Китай 1,198,474,937,925 6 9,240,270,452,050 2

Бразилия 644,701,831,101 9 2,245,673,032,354 7

Россия 259,708,496,267 18 2,096,777,030,571 8

Индия 476,609,148,166 13 1,876,797,199,133 10

Южная Африка 132,877,640,158 28 350,630,133,297 28

В начальный период объединение этих стран носило скорее формальный характер, но год от года при увеличении совокупной доли БРИКС в мировых экономических процессах его влияние на принятие глобальных решений усиливается. Так на начало 2013 г. на долю входящих в БРИКС стран приходилось около 45 % населения планеты, 30 % территории и около 25 % мирового ВВП (по ППС в национальной валюте) [8]. По абсолютному показателю ВВП страны БРИКС входят в число наиболее развитых стран, причем их позиции в общем рейтинге ведущих стран мира постоянно усиливаются (см. табл. 1.). За более чем 10 лет страны БРИКС поднялись в рейтинге ведущих государств мира на несколько позиций, наиболее ощутимый рывок сделали Китай (с 6-го на 2-е место) и Россия (с 18-го на 8-е место). Особенно бурное развитие переживает экономика КНР - согласно оценкам экспертов, страна вскоре может занять первое место в мире, обогнав США.

1 Составлено по данным Всемирного банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://databank.worldbank.org/data/home.aspx.

Совокупный ВВП стран БРИКС в 2013 г. составил 15,81 трлн долл. США, при этом среднегодовые темпы роста экономики в странах БРИКС даже с учетом замедления вследствие экономического кризиса 2008-2009 гг. и его последствий значительно выше, чем в США и большинстве европейских стран (см. табл. 2 и рис.1).

Таблица 2

Темпы экономического роста стран БРИКС в 2001-2013 гг. (в %%)'

Годы Китай Россия Бразилия Индия ЮАР

2001 8,3 5,1 1,3 4,8 2,7

2002 9,1 4,7 2,7 3,8 3,7

2003 10 7,3 1,1 7,9 2,9

2004 10,1 7,2 5,7 7,9 4,6

2005 11,3 6,4 3,2 9,3 5,3

2006 12,7 8,2 4 9,3 5,6

2007 14,2 8,5 6,1 9,8 5,5

2008 9,6 5,2 5,2 3,9 3,6

2009 9,2 -7,8 -0,3 8,5 -1,5

2010 10,4 4,5 7,5 10,3 3,1

2011 9,3 4,3 2,7 6,6 3,6

2012 7,7 3,4 1 4,7 2,5

2013 7,7 1,3 2,5 5 1,9

Так, для китайской экономики в рассматриваемый период среднегодовые темпы экономического развития составили 10 %, Индии - 7 %, России - 4,5 %. Однако, несмотря на значительный экономический успех, в ряде областей страны БРИКС по-прежнему сильно отстают от ведущих держав мира, особенно в социальной сфере: в рейтинге стран по индексу человеческого развития за 2013 г. Россия занимает 57-е место, КНР - 91 , Бразилия - 79, Южная Африка - 118, Индия - 135 [6].

1 Составлено по данным Всемирного банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://data.w0rldbank.0rg/indicat0r/NY.GDP.MKTP.KD.Z.

Особая роль для экономики быстрорастущих стран принадлежит финансовым институтам развития, которые созданы для стимулирования экономического роста и финансирования масштабных инвестиционных проектов по модернизации приоритетных отраслей хозяйства и инфраструктуры.

20

Китай

Россия

Бразилия

Индия

ЮАР

Рис. 1. Динамика темпов роста экономики стран БРИКС1

В мире существует около 750 банков развития (без учета межгосударственных), а их деятельность охватывает большинство стран мира, в том числе страны СНГ. Банки развития действуют как инструмент экономической политики государства, их основная задача заключается в средне- и долгосрочном кредитовании важнейших сфер экономики с помощью средств из государственных и частных источников. При этом процент по этим кредитам, как правило, ниже коммерческих ставок по аналогичным инструментам.

К секторам, на которых специализируются банки развития, относятся экономическая сфера (энергетика, связь, ирригация, транспорт, жилищное строительство), социальная сфера (здравоохранение, образование, жилищное строительство) и инфраструктура. Банки развития также большое внимание уделяют капиталоемким отраслям

1 Составлено по данным Всемирного банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://data.w0rldbank.0rg/indicat0r/NY.GDP.MKTP.KD.Z

промышленности (нефтедобывающая, металлургия, химия и нефтехимия, тяжелое машиностроение и др.) и сельскому хозяйству. В частности, в крупных странах Латинской Америки на банки развития приходится от 3G до 6G % всех кредитов, направленных в аграрный сектор [12]. На пространстве бывшего СССР самый известный и успешно функционирующий банк развития создан в Казахстане (БРКаз) в 2GG1 г. для развития национальной инфраструктуры и привлечения в страну как внутренних, так и международных инвестиций.

Важной особенностью деятельности банков развития является упрощение доступа малого и среднего бизнесу к финансовым и консультационным услугам, прежде всего доступ к долгосрочному капиталу. Таким образом, создание и деятельность банков развития в странах БРИКС следует рассматривать как инструмент стабилизации экономики и возможность ее реструктуризации. Финансовые институты развития могут быть задействованы в преодолении кризисных тенденций, расширении воспроизводства, трансформации сбережений в производственные инвестиции, регулировании инвестиционно-денежного оборота, проведении инвестиционной политики государства, содействии выравниванию доходности финансового и реального секторов экономики.

Однако следует заметить, что в каждой стране группы БРИКС банки развития отличаются друг от друга вследствие различной структуры и организации банковского сектора этих стран. Например, финансовые институты Индии представлены исключительно банками и только на федеральном уровне, а в качестве финансовых институтов Бразилии и Китая выступают банки, фонды и агентства развития как на национальном, так и на региональном уровнях.

В Бразилии федеральным банком развития является Национальный банк социально-экономического развития (Banco Nacional de Desenvolvimento Economico e Social, BNDES). На региональном уровне в разные периоды созданы и активно функционируют восемь банков развития: Банк развития штата Минас Жерайс (Banko de Desenvol-vimento de Minas Gerais, BDMG), Банк развития штата Эспириту Санту (Banko de Desenvolvimento de Espirito Santo, BANDES), Банк развития штата Рио Гранде ду Сул (Banko do Estado do Rio Grando do Sul, Ban-risul), Банк развития региона Естрему Сул (Banko Regional de Desen-volvimento do Extremo Sul, BRDE), Банк развития региона Амазония

(Banko da Amazonia, BA), Банк развития региона Нордесте (Banko do Nordeste do Brazil, BNB), Банк развития штата Сержипе (Banko do Sergipe, BANESE) и Банк развития штата Пара (Banpara) [12].

За последние 5-10 лет в России правительство также предприняло заметные шаги по формированию институтов развития, которые выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам. Основными финансовыми институтами развития в России являются государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк, ВЭБ), Инвестиционный фонд РФ, Российская венчурная компания. К финансовым институтам развития также относятся ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ОАО «Росагролизинг» и научные фонды [7].

К важнейшим аспектам деятельности ВЭБ относятся: преодоление инфраструктурных ограничений экономического роста, содействие развитию инноваций, повышение эффективности использования природных ресурсов, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, поддержка экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции и услуг; организация страхования экспортных кредитов [1].

Система финансовых институтов развития Индии представлена различными банками развития, функционирующим только на национальном уровне, включая Государственный банк Индии (State Bank of India, SBI), Индустриальный банк развития Индии (Industrial Development Bank of India, IDBI), Национальный банк развития сельского хозяйства и сельских регионов (National Bank for Agriculture and Rural Development, NABARD), Экспортно-импортный банк Индии (Export-Import Bank of India, Eximbank), Индийский банк развития малого предпринимательства (Small Industries Development Bank of India, SIDBI), Национальный строительный банк (National Housing Bank, NHB). Наиболее распространенной организационно-правовой формой для банков развития является акционерное общество, в котором государство контролирует деятельность банков через долю в капитале и систему административного подчинения.

Самым крупным индийским банком является Государственный банк Индии (основан в 1955 г.), располагающий крупными пакетами акций индийских коммерческих банков, на него приходится около 20 % всех депозитных вложений и выданных кредитов. При создании банка основной его задачей ставилось оказание кредитной помощи сельскому хозяйству, промышленности и торговле. В его функции также входит кредитование государства путем покупки облигаций займов центрального правительства и правительств штатов. Краткосрочные ссуды занимают около 60 % операций банка. Банк также выполняет поручения Резервного банка там, где нет отделений последнего [14].

Структура системы финансовых институтов развития в Китае, также как и в Бразилии, является многоуровневой. В Китае существует 5 разновидностей институтов развития: государственные финансовые компании по управлению государственными активами; полностью государственные; коммерческие с долей государственного участия в капитале; коммерческие без государственного участия и региональные банки развития. Большая часть активов китайской банковской системы распределена между коммерческими банками с долей государственного участия в капитале. Несмотря на тот факт, что «большая четверка» (Банк Китая, Строительный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая и Торгово-промышленный банк Китая) превратилась в группу акционерных обществ, государство по-прежнему владеет в них 51 % акций.

Создание банков развития в КНР преследовало цель повышение эффективности инвестиций в инфраструктуру и промышленность, в осуществление государственных закупок сельскохозяйственной продукции и государственного стимулирования экспорта. На национальном уровне в разные периоды созданы и до настоящего времени активно функционируют 7 банков развития. В 1994 г. в рамках реформы денежно-кредитной системы, в стране были созданы три традиционных банка - Государственный банк развития (ГБР), Экспортно-импортный банк Китая (Эксимбанк) и Банк развития сельского хозяйства Китая (БРСХК) [10].

Основной задачей ГБР является направление денежных средств на техническое обновление крупных государственных предприятий. Выбор объектов кредитования определяет Госплан (с марта 2003 г. это - Комитет развития и реформ Госсовета КНР), а банк должен

обеспечить возврат основной суммы кредита. Это самый крупный банк развития; он напрямую подчиняется Госсовету КНР. Основные функции ГБР включают поддержку базовых отраслей промышленности, строительства, создания инфраструктуры, поддержку политики развития отдельных территорий, выполнение обязанностей по кредитам международных финансовых организаций и т. д. Основным источником финансовых средств для банка является выпуск облигаций в национальной валюте [12]. Банк ведет активную международную деятельность: осуществляет операции на международных рынках капитала, операции по кредитованию экспорта, распределению займов от Всемирного банка и Азиатского банка развития. Банк также ведет операции по микрокредитованию, в первую очередь предоставляя кредиты молодежи и сельским предпринимателям.

В целях централизации денежных средств для рационального развития агропромышленного комплекса Госсоветом КНР было принято решение об учреждении специального Банка развития сельского хозяйства Китая (БРСХК). Основной его функцией является поддержка развития сельского хозяйства путем предоставления государственных кредитов предприятиям, работающим в сельскохозяйственной сфере. Выдача банком кредитов осуществляется строго в соответствии с правительственной программой. Банк также является агентом по бюджетному финансированию центральным и местными правительствами поддержки сельскохозяйственных производителей. При этом важно отметить важную роль банка в поддержании стабильности цен на основную сельскохозяйственную продукцию в стране [10].

Банки развития Китая за непродолжительный период своей деятельности оказали существенное влияние на экономическое развитие страны, на совершенствование системы инвестиционного финансирования. Поскольку экономика КНР развивается интенсивно и стране предстоит решить множество задач экономического строительства, то деятельность этих банков, по всей видимости, будет востребована еще довольно продолжительное время.

Банковская система ЮАР хорошо развита и ориентирована на привлечение иностранных инвестиций. В стране существует Государственная корпорация индустриального развития (Industrial Development Corporation), которая специализируется на финансовой помощи иностранным и местным инвесторам. Такую помощь

оказывают также Банк развития ЮАР (The Development Bank of Southern Africa), Земельный банк (Land Bank) и другие банки при правительствах провинций [15].

Банк развития Южной Африки был образован в 1983 г. с целью реализации масштабных государственных проектов по развитию общественной инфраструктуры. Банк можно рассматривать как региональный банк, так как он создавался на основе многостороннего соглашения между правительствами ЮАР и бывших автономных регионов Южной Африки (Транскеи, Бофутацвана, Венда и Сискеи).

К особенностям Банка развития Южной Африки можно отнести тот факт, что он начал работу в соседних государствах. В частности, банк осуществлял финансирование проекта развития водоснабжения в Лесото и в Свазиленде на основе двусторонних соглашений между ЮАР и этими странами.

Основной задачей банк ставит перед собой сокращение дисбаланса в экономическом развитии регионов Южной Африки. К главным направлениям деятельности банка также относятся обеспечение кредитования проектов развития, оказание технической помощи, подготовка кадров, поддержка предпринимательства и оказание консалтинговых услуг в области развития сельской местности.

Эффективность различных банков развития в странах БРИКС зависит от того, какие принципы заложены в основу их деятельности, какое место в финансовой системе им отведено и какие функции и задачи на них возложены.

Роль институтов развития в экономике страны можно определить через систему показателей: суммарные активы в управлении, отношение этих активов к ВВП страны, чистая прибыль, рентабельность активов и рентабельность капитала (см. табл. 3).

По абсолютным размерам активы китайского ГБР существенно превосходят активы институтов развития остальных стран БРИКС вместе взятых более чем в 2 раза. На втором месте стоит Бразильский банк развития, а наименьшая величина активов у Банка развития Южной Африки. Более полно характеризует роль в экономике страны такой показатель, как отношение суммарных активов банка к ВВП. Данный показатель выше у ГБР и Бразильского банка развития, а наименьшая значимость для национальной экономики - у Экспортно-импортного банка Индии. Однако по рентабельности активов более

высокие показатели демонстрируют Экспортно-импортный банк Индии и Бразильский банк развития.

Таблица 3

Основные показатели деятельности институтов развития в странах БРИКС за 2012 г.1

Финансовый институт развития Страна Суммарные активы млрд долл. США Чистая прибыль млрд долл. США Отношение активов к ВВП (%) Рентабельность активов (%)

Бразильский банк развития Бразилия 336 4,6 13,6 1,4

Внешэкономбанк Россия 79 0,2 4,3 0,3

Экспортно-импортный банк Индия 12 0,1 0,6 1,1

Китайский банк развития Китай 992 7,3 13,6 0,7

Банк развития Южной Африки ЮАР 6,5 -0,05 1,6 -0,8

Также немаловажным представляется отраслевая направленность деятельности банков развития стран БРИКС. Так, в 2012 г. приоритетными направлениями деятельности ГБР были угольная и нефтяная промышленность, электроэнергия, транспорт, сельское хозяйство, водные ресурсы, телекоммуникации и общественная инфраструктура. Всего объем кредитов в эти секторы экономики в 2012 г. вырос на 56 млрд долл. США, что составило 54,1 %. [9]. Кроме этого банк поддерживает развитие в Китае малых и микропредприятий, испытывающих финансовые затруднения. Кредиты малому бизнесу в 2012 г. составили 44 млрд долл. США, что на 16,1% выше по сравнению с предыдущим периодом. Услугами банка

1 Всемирный банк. http://databank.worldbank.org; годовые финансовые отчеты упомянутых институтов развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bndes.gov.br,www.veb.ru,www.eximbankindia.in, www.cdb. com.cn, www.afdb.org

воспользовались около 1,8 млн компаний из более чем 20 отраслей, что помогло создать почти 5 млн рабочих мест [5].

Внешэкономбанк в 2013 г. наибольший объем вложений направил в инфраструктурные проекты (38,1 %), агропромышленный комплекс (11,0 %) и химическую промышленность (10,0 %). Относительное сокращение вложений в первом квартале 2013 г. отмечено в машиностроении. Существенный рост инвестиций наблюдался в авиастроение и металлургию, на 35 % и 33 %, соответственно. Объем вложений Внешэкономбанком в российский обрабатывающий сектор в 2013 г. вырос по сравнению с 2012 г. на 17,8 %.

В структуре региональных инвестиций, одобренных органами управления Внешэкономбанка, наибольший объем приходится на Центральный и Сибирский федеральные округа. В 2013 г. на экспертизе находились 14 проектов в эти регионы, общая стоимость которых составила 236,3 млрд руб., при этом доля собственного участия банка составила 92,9 млрд руб. [1].

Бразильский банк развития в 2012 г. сконцентрировал деятельность на крупных инфраструктурных проектах. Их доля составила 34 % от общих инвестиций, или 23,2 млрд долл. США. Наиболее значительные суммы пошли на развитие автомобильного транспорта (7,5 млрд долл. США) и электроэнергии (9,1 млрд). Инвестиции в промышленность составили порядка 22,5 млрд долл. США (31 %), в частности, в транспортное автомобилестроение (3 млрд долл. США), в химический и нефтехимический сектор (3,5 млрд долл. США), в производство пищевых продуктов и напитков (2,7 млрд долл. США) и в производство промышленного оборудования (2,6 млрд долл. США). В торговлю и сферу услуг BNDES выделено 21 млрд долл. США (28 % от общих вложений), в сельское хозяйство и скотоводство - 5,4 млрд долл. США (7 %) [4].

Банк развития ЮАР в первую очередь инвестирует в проекты инфраструктурного назначения. На этот сектор приходится 57,6 % общих вложений, или 3 млрд долл. США. На социальные проекты банк в 2013 г. выделил более 450 млн долл. США или чуть меньше 10 % всех доступных средств. В финансовый сектор было направлено 438 млрд долл. США (8 %) инвестиций, а на сельское хозяйство и развитие регионов - 12 % средств (около 650 млрд долл. США) [3].

Проведенный обзор направлений деятельности финансовых институтов развития в странах БРИКС показывает, что первостепенное значение отводится финансированию инфраструктурных проектов.

Между тем финансирование инвестиционных проектов, направленных на опережающее развитие экономики, решение социальных задач по преодолению бедности и неравенства в странах БРИКС, государственных и частных источников ресурсов оказывается недостаточным. Поэтому еще на саммите в Дурбане (ЮАР) в марте 2013 г. главы стран БРИКС обсуждали возможность создания общего банка развития для реализации стратегических инвестиционных и совместных проектов, представляющих интерес для стран - членов БРИКС.

Данное решение оказалось своевременным в условиях сложившейся непростой ситуации в мировой политике и экономике под влиянием гегемонии США и ведущих стран Западной Европы в начале XXI в. Увеличение доли в мировой экономике, с одной стороны, уязвимость национальных хозяйств от конъюнктурных изменений на мировых рынках и экономической политики ряда государств во главе с США; с другой - подталкивают страны БРИКС к выработке коллективных подходов при решении острых экономических и политических проблем и созданию автономных институтов в рамках организации. Поэтому идея создания общего банка развития БРИКС воплотилась на саммите 15 июля 2014 г. в г. Форталезе (Бразилия) в форме договора об образовании Нового банка развития (НБР БРИКС) с начальным капиталом в 50 млрд долл. США. Первоначально каждая страна должна внести по 10 млрд долл., а в будущем объем капитала банка возрастет до 100 млрд долл. Средства банка будут расходоваться на кредитование инвестиционных и инфраструктурных проектов членов БРИКС и, возможно, других развивающихся стран. Основной целью деятельности НБР БРИКС является снижение зависимости от международных финансовых институтов - Всемирного банка, Международного валютного фонда, региональных банков развития, а также совершенствование существующей международной финансовой архитектуры.

Кроме того, на саммите был подписан договор о создании пула условных валютных резервов или стабилизационного фонда с целью защиты национальных валют от волатильности финансовых рынков и мировых кризисов. Первоначальный объем стабилизационного фонда составит 100 млрд долл. США, при этом доля каждой из пяти стран составит: Китая - 41 млрд долл. США, России, Бразилии и Индии -по 18 млрд долл. США и ЮАР - 5 млрд долл. США.

Новые финансовые институты, созданные БРИКС, смогут помочь в преодолении доминирования стран Запада в банковской и валютной сферах, а также создадут противовес доллару и экономической системе, основанной на американской валюте. Создание Банка развития БРИКС сможет не только способствовать финансированию строительства инфраструктуры в странах - участниках форума, но и будет содействовать расширению практики расчетов в национальных валютах. Осуществление проектов в третьих странах может стать одним из инструментов повышения роли национальных валют в международных расчетах [11]. В конечном итоге деятельность НБР БРИКС будет способствовать опережающему развитию этих стран, в том числе повышению технологического уровня экономики, уменьшению степени социального неравенства, развитию инфраструктуры и человеческого капитала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Внешэкономбанк. О банке [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.veb.ru/about/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Всемирный банк [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// databank.worldbank.org/data/home.aspx.

3. Годовой отчет Бразильского банка развития за 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.bndes.gov.br/SiteBNDES/bndes/ bndes_en/Institucional/The_BNDES_in_Numbers/Annual_Report

4. Годовой отчет Группы Внешэкономбанк за 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.veb.ru/about/annual/

5. Годовой отчет Китайского банка развития за 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cdb.com.cn/english/Column.asp?

6. Доклад о развитии человека 2014 года «Обеспечение устойчивого прогресса человечества: уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://hdr.undp.org/ sites/default/files/hdr14-summary-ru.pdf].

7. Министерство экономического развития. Деятельность институтов развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.economy. gov.ru/minec/activity/sections/instdev/institute/

8. Офис группа ШОС-Брикс. Уфа 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ufa2015.ru/.

9. Официальный сайт Китайского банка развития [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.cdb.com.cn/english

10. Савинский С. П., Смахтин Д. А. Банки развития Китая // Деньги и кредит. - 2007. - № 5. - С. 69-72.

11. Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты: сб. ст. / под ред. В. А. Никонова, Г. Д. Толорая. - М. : РУДН, 2013. - 429с.

12. China Development Bank. - URL : http://www.cdb.com.cn/english/)

13. Schapiro M. Development Bank, Law and Innovation Financing in a New Brazilian Economy // Law and Development Review. New Voices from Emerging Powers - Brazil and India. - 2010. - Vol. 3, No 2. - С. 78-121.

14. State Bank of India. - URL: https://www.sbi.co.in/

15. The Development Bank of Southern Africa. - URL : http://www.dbsa.org/EN/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.