Научная статья на тему 'Роль институтов повышения квалификации в период социально-экономических преобразований в России Х1Х-ХХ1 вв'

Роль институтов повышения квалификации в период социально-экономических преобразований в России Х1Х-ХХ1 вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНИЦИАТИВА ПРЕЗИДЕНТА "НАША НОВАЯ ШКОЛА" / PRESIDENT'S INTIATIVE "OUR NEW SCHOOL" / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / ADDITIONAL PROFESSIONALLY-PEDAGOGICAL EDUCATION / MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пелепейченко Е. С.

В статье автор раскрывает, как преобразования в общественной, экономической, социальной сферах общества влияют на характер взаимоотношений учреждений дополнительного профессионально-педагогического образования с органами государственной власти. С помощью сравнительно-исторического анализа системе повышения квалификации отводится значительная роль в осмыслении и внедрении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INSTITUTES OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL DURING THE PERIOD SOCIALLY - ECONOMIC TRANSFORMATIONS TO RUSSIA XIX-XXI CENTURY

In article the author opens as transformation to public, economic, social spheres of a society influence character of mutual relations of establishments additional professionally-pedagogical education with public authorities. By means of the comparative-historical analysis to system of improvement of professional skill the considerable role in judgement and introduction of innovative ideas, in preservation and consolidation of pedagogical traditions, in stimulation of active innovative search and perfection of pedagogical skill is taken away.

Текст научной работы на тему «Роль институтов повышения квалификации в период социально-экономических преобразований в России Х1Х-ХХ1 вв»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Е.С. ПЕЛЕПЕЙЧЕНКО, аспирант кафедры педагогики и психологии

Орловского государственного университета Тел. 89208125559; elenapele@rambler.ru

роль институтов ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ Х1Х-ХХ1 вв.

В статье автор раскрывает, как преобразования в общественной, экономической, социальной сферах общества влияют на характер взаимоотношений учреждений дополнительного профессионально-педагогического образования с органами государственной власти. С помощью сравнительно-исторического анализа системе повышения квалификации отводится значительная роль в осмыслении и внедрении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства.

Ключевые слова: повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, модернизация образования, инициатива президента «Наша новая школа».

Возникновение системы дополнительного профессионального образования учителей в России в 60-е годы XIX века обусловлено поражением России в Крымской войне и переоценкой правительством состояния образования в стране, ликвидацией крепостного права, реформой местного самоуправления (появление земств), массовым созданием земствами начальных школ (училищ) и появлением вследствие этого большого количества учителей, не имевших специального педагогического образования и нуждавшихся в повышении квалификации.

Делу совершенствования мастерства педагогических кадров в XIX веке служили съезды, конференции, совещания, семинары, на которых основными были вопросы повышения уровня знаний учителей, методы и приемы преподавания и воспитания учащихся. Одной из ранних форм, способствующих росту профессионального уровня учителей, становятся педагогические советы. Они создавались при каждой гимназии Уставом 1828 года. Н.И. Пирогов как попечитель учебного округа внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий: расширялось содержание обсуждаемых вопросов, были введены в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрялись методические изыскания учителей, рекомендовалось взаимное посещение уроков.

Одной из первых форм повышения квалификации были педагогические курсы и съезды.

Разрабатывая педагогику как науку в середине XIX века, К.Д. Ушинский отмечает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей». В статье «О пользе педагогической литературы» (1857 г.) К.Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя и формулирует основные требования к нему, в частности, большое значение он придавал специальной педагогической и методической подготовке, считая, что специальные педагогические знания нужны учителю для развития умственных способностей детей и привлечения их внимания.

© Е.С. Пелепейченко

В 1895-1901 гг. появляются новые типы курсов повышения квалификации: общеобразовательные, смешанные (педагогические и общеобразовательные), а также узкоспециальные — рисования, церковного пения и другие.

В 1907 году было введено всеобщее начальное обучение, и система повышения квалификации учителей стала более разветвленной в период 1907-1914гг., включала в себя столичные, губернские, уездные и районные курсы, столичные, губернские и уездные съезды, уездные, районные конференции и совещания.

На Первом Всероссийском съезде работников образования (5-16 января 1914 года, н.с.) введено понятие «наблюдательные уроки», которые стали своеобразной педагогической лабораторией, где учителя знакомились с опытом преподавания своих коллег и учились анализировать уроки. В связи с этим в практике появилась необходимость в так называемых «учителях-инструкторах». Так определилась должность методиста.

На протяжении дореволюционного периода прослеживалось осмысление и научное обоснование антропологического подхода к дополнительному профессиональному образованию учителей по отдельным направлениям подготовки (педагогическая психология, физиология человека, школьная гигиена).

В советский период усилилась идеологическая подготовка.

Важной формой, способствующей росту профессионального уровня учителя, становятся Педагогические чтения, которые впервые состоялись в 1946 году. Данная форма методической работы позволила учителю обобщить свой опыт, используя для его обоснования научную литературу. В результате этого в 50-е годы повсеместно организовывались школы передового педагогического опыта. Еще Л.Н. Толстой заметил, что «работа учителя над усовершенствованием своего мастерства должна вести не только к систематическим поискам новых методических средств, но и к общению с другими учителями, к изучению опыта и мастерства лучших учителей и использованию этого опыта в своей педагогической работе».

Новым периодом в изучении подготовки и повышения квалификации стали 1960-1980 годы XX века.

В 1970-е годы определились системные черты, основные формы повышения квалификации, получившие разработку у ряда авторов (А.Н. Ванеева, И.М. Фрумина, Е.К. Высоцкой, А.Я. Водолазской и др.). Для них характерен комплексный подход к проблеме, при котором система повы-

шения квалификации рассматривается как часть общей системы образования и переподготовки кадров. Этот период характеризуется масштабными исследованиями, инициированными методическими центрами страны.

В 80-е годы происходят социально-экономические изменения.

В Письме Министерства образования РФ № 90 от 16.08.94 г. «О формах организации и направлениях деятельности методической службы в системе образования РФ» отмечалось: «основное назначение методической службы состоит в обеспечении федеральной и региональной программ развития образования; в удовлетворении образовательных потребностей педагогических работников; в создании условий для формирования и реализации программ развития образовательных учреждений; в выявлении, оформлении, предъявлении и сопровождении освоения передового педагогического опыта».

Вследствие этого в 1998 году Министерством образования РФ было утверждено новое Примерное положение о муниципальном методическом центре (кабинете) в системе дополнительного педагогического образования (повышения квалификации), где говорится о возможности получения методическим центром (кабинетом) лицензии на образовательную деятельность.

На рубеже XX — начала XXI века Российская Федерация встала на путь кардинальных преобразований в сфере социально-экономических отношений, которые связаны с переходом к инновационной модели общественного развития. В этих условиях одной из первоочередных государственных задач стало формирование личности, способной эффективно отвечать на вызовы времени. Гражданин обновленного государства должен уметь жить в условиях динамично меняющейся среды, ориентироваться в системе рыночных отношений, отличаться мобильностью и обладать чувством ответственности за судьбу страны.

Только системный и скоординированный подход в вопросах профессиональной подготовки учителей, их переориентация на новые образовательные подходы в образовании позволят успешно решать стратегические задачи модернизации образования.

Поэтому современная система профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки должна опережать сегодняшнее состояние школьного образования. Серьезнейшие изменения, происходящие в российском образовании, президентская инициатива «Наша новая школа» требуют качественного повышения

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

уровня профессиональной компетенции как учителей, так и руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления образования, методических служб.

Особая миссия в рамках приоритетного национального проекта «Образование» возлагается на дополнительное профессиональное образование педагогических кадров, на его идеологию, содержание, технологии. Изменяются приоритеты образования, возникают образовательные учреждения нового типа, нуждающиеся в учебных программах и учебно-методических пособиях с новым содержанием. Демократические преобразования в общественной, экономической, социальной сферах современного общества объективно требуют перемен и в характере взаимоотношений учреждений дополнительного профессионально-педагогического образования с органами государственной власти и местного самоуправления. Автономное существование образовательных учреждений, освобождение их от излишней опеки государственных структур становятся одной из определяющих черт в системе взаимоотношений школы и государства.

Сегодняшние нововведения имеют достаточно глубокие педагогические традиции, уходящие в прошлые столетия, когда складывались многопрофильные образовательные системы. В дореволюционных исследованиях (М.И. Демков, Е.А. Звягинцев, С.В. Рождественский, Д.И. Тихомиров, Л.Н. Толстой, Г.А. Фальборк, Н.В. Чехов, В.И. Чар-нолуский) рассматриваются первые организационные формы профессионально-педагогического общения, изучаются вопросы повышения квалификации учителей, в том числе и возможности антропологического подхода в этом процессе как методологического принципа (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Каптерев, А.М. Обухов).

В советский период снова возникает интерес к изучению проблемы повышения эффективности дополнительного профессионального образования учителей. Исследователи (А.Н. Волковский, С.Т. Шацкий) выдвигают идею обеспечения непрерывности процесса повышения квалификации работников образования, надолго опередившую своё время. Ученые активно разрабатывают проблему оптимального сочетания различных форм и методов организации проведения курсовой подготовки (П.М. Парибок), проблему самообразования учителя (М.М. Рубинштейн), изучают творческое наследие К.Д. Ушинского и его возможности в перестройке профессионального педагогического образования (Е.Н. Медынский, Ф.Г. Паначин, А.И. Пискунов и др.).

В исследованиях постсоветского периода (Э.М. Никитин, А.П. Ситник, А.П. Владимирова, Е.Ю. Кулик, Л.А. Токарева, П.В. Xудоминский,

Н.М. Чегодаев и др.) переосмысливаются ранее известные факты, осуществляется анализ новых данных о дополнительном профессиональном образовании учителей, совершенствуются его отдельные аспекты и компоненты. Начиная с 90-х годов XX века отдельными учеными (Б.М. Бим-Бад, Л.Л. Редько, Е.Г. Ильяшенко, Г.Б. Корнетов, Г.М. Коджаспирова, В.И. Максакова, Л.К. Рахлев-ская, А.П. Огурцов) предпринимается попытка переосмысления всего отечественного научного опыта профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров. Так, Б.М. Бим-Бад пишет, что педагогика оказалась в таком состоянии, когда с необходимостью должна возвратиться к этой идее, чтобы разрешить проблему объяснения процесса формирования личности как системного целого, ибо, только зная природу человека, можно построить сообразный ей процесс воспитания. Антропологический подход, который К.Д. Ушинский определил как методологический принцип, предполагающий соотнесение любого знания об образовательных и воспитательных явлениях и процессах со знаниями о человеке, признается в качестве основного в развитии педагогики и совершенствовании системы образования.

По сути, к этому же выводу приходит А.И. Су-бетто, который, развивая идею Н.П. Дубинина о принципе «социальной наследственности», считает, что генеральный путь решения педагогических проблем — это реализация системогенетического подхода.

К аналогичным выводам пришла большая группа ученых — Н.Н. Пахомов, В.М. Розов, В.Н. Сага-товский, О.В. Долженко, В.П. Зинченко. Эти ученые считают, что в существующем виде воспитание и образование оторваны от культуры, от жизни, утрачивают культурный, нравственный, личностный смыслы, вследствие чего над человеком нависла опасность, связанная с отсутствием системы ценностей и целей в жизни, без которых происходит деградация его сущности. Отказ от технократической системы воспитания, по их мнению, требует переориентации науки и практики на антропологический путь. Природосообразные воспитание и образование должны отразить в себе и всеобщие универсальные законы природы, и законы природы человека. Среди особенностей становления и развития системы дополнительного профессионального образования учителей в России середины XIX — XX веков особая значимость принадлежит антропологическому подходу к до-

полнительному профессиональному образованию, которое является совокупностью организационных, содержательных и методических требований к осуществлению антропологической и профессиональной подготовки учителей в процессе повышения их квалификации, ориентированных на системное использование данных наук о человеке, на учёт целостной природы человека, его возможностей и потребностей.

Анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что система методической работы имеет глубокие корни. Она всегда ставила и решала вопросы, исходя из потребностей системы образования и прежде всего учителей. Современная практика показывает, что вопросы, решаемые в рамках методической работы, сегодня оказываются практически теми же самыми, только чуть иначе поставленными: проблема совершенствования профессионального уровня учителя была и остается важной социальнопедагогической проблемой конца XIX — начала XXI века. Становление и развитие системы дополнительного профессионального образования в России неразрывно связано с социально-экономической трансформацией российского общества и общемировыми интеграционными тенденциями.

Повышение квалификации и ДПО в современном мире не могут быть статичными.

В современной России, как и во всем мире, возрастает роль дополнительного профессионального образования (далее по тексту — ДПО). Именно ДПО (ПК) призвано дополнять ранее полученные знания, восполнять пробелы в навыках и умениях специалистов, объективно образующихся по причине существенного и постоянного изменения технологий, профессиональных методов и правовой базы. Знания, приобретенные ранее в вузе или техникуме (колледже) при получении специальности, объективно нуждаются в постоянном развитии и пополнении, а в некоторых случаях кардинальном изменении вслед за меняющимися аспектами экономических и правовых отношений.

Понятие «повышение квалификации» охватывает более широкий спектр деятельности субъекта, чем участие в курсах, семинарах, стажировках и т.п.

Под повышением квалификации необходимо понимать не только участие в учебно-консультационных программах, но и самостоятельное изучение необходимой области знаний; написание статей, книг; проведение исследований и опытов; выступления с лекциями, докладами и др.

В современных условиях ДПО (ПК) неразрывно связано с профессиональным образованием. Та-

кой симбиоз будет только расширяться по мере развития научно-технического прогресса и информатизации общества.

К основным функциям ДПО (ПК) необходимо отнести:

• повышение и развитие квалификации специалистов в различных сферах деятельности, актуализация ранее полученных базовых профессиональных знаний;

• содействие развитию программ базового профессионального образования, а также научных исследований в соответствующих областях знаний;

• развитие теоретических профессиональных знаний посредством приобретения определенных практических навыков.

Приоритетные направления научно-методической и исследовательской деятельности.

Научно-методическое обеспечение приоритетных направлений модернизации региональной системы образования. Развитие системы обобщения и распространения эффективного педагогического опыта, инновационных достижений субъектов системы образования области. Разработка методики трансляции передового педагогического опыта в образовательную практику повышения квалификации специалистов системы образования.

Обеспечение качества реализуемых образовательных программ, научно-исследовательских проектов, создание единой системы оценки качества деятельности профессорско-преподавательского и научного персонала института.

В условиях происходящих изменений в образовательной сфере система повышения квалификации реализует информационную функцию, организовывая оперативное информационное консультирование, опережающее информирование, кругооборот педагогической информации.

Учреждения повышения квалификации осуществляют целенаправленное методическое сопровождение реформы. Методическая работа в условиях реформирования представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер повышения профессионального мастерства педагогов и ведется на основе достижений науки, передового опыта, конкретном анализе существующих проблем.

Модернизация образования невозможна без изменения системы повышения квалификации учителей, преподавателей. Ее необходимо сделать гибкой, мобильной, отвечающей на запросы общества и соответствующей стратегии развития

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

региональной системы образования. Все наши реформы в образовании будут обречены, если не будет престижа учителя, который не в последнюю очередь зависит от его заработной платы, материальной обеспеченности, его общей культуры и профессиональной компетентности.

Как показывает практика, в конце XX — на-

чале XXI века системе повышения квалификации отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства.

Библиографический список

1. Солдунова Л.Ю. Педагогическая антропология как фактор гуманизации дополнительного профессионального образования [Текст] / Л.Ю. Солдунова // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 11. — С. 47-48 (0,31 п. л.).

2. Солдунова Л.Ю. Из истории формирования антропологических взглядов в российской педагогике X-XIX веков [Текст] / Л.Ю. Солдунова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2008. — № 1 (20). — С. 128-130 (0,25 п. л.).

3. Солдунова Л.Ю. Учительские курсы как форма повышения квалификации учителей в дореволюционной России [Текст] / Л.Ю. Солдунова // Новые информационные технологии как средство интенсификации образовательного процесса в вузах: межвузовский сборник научных статей. — Саратов, 2004. — С. 284288 (0,28 п. л.).

4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селевко. — М.: НИИ шк. технологий, 2005. — 288 с.

5. Аферина Л.Г. Повышение квалификации работников на основе изучения потребностей рынка труда. Дис. ... к. п. н. — М., 2003. — 168 с.

6. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96 №12-ФЗ (с изм. и доп. от 10.01.2003 г.).

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. (Принята Правительством Российской Федерации, распоряжение от 29 декабря 2001 года № 1756-р).

8. Методы эффективного обучения взрослых: Учебное пособие / Авт.-сост. Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров и др. — М.: ИПК госслужбы, 1998. — 122 с.

E.S. PELEPEICHENKO

ROLE OF INSTITUTES OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL DURING THE PERIOD SOCIALLY - ECONOMIC TRANSFORMATIONS TO RUSSIA XIX-XXI CENTURY

In article the author opens as transformation to public, economic, social spheres of a society influence character of mutual relations of establishments additional professionally-pedagogical education with public authorities. By means of the comparative-historical analysis to system of improvement of professional skill the considerable role in judgement and introduction of innovative ideas, in preservation and consolidation of pedagogical traditions, in stimulation of active innovative search and perfection of pedagogical skill is taken away.

Key words: improvement of professional skill, additional professionally-pedagogical education, modernization of education, president’s intiative «Our new School».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.