Научная статья на тему 'Акмеологические условия творческого саморазвития учителя сельской школы в системе непрерывного образования'

Акмеологические условия творческого саморазвития учителя сельской школы в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / CREATIVE SELF-DEVELOPMENT / SELF-REALISATION / PROFESSIONAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каверин Юрий Анатольевич

В статье рассматриваются мотивы, стимулы и барьеры творческого саморазвития сельского учителя, направленного на развитие и совершенствование всех элементов педагогического мастерства. Выявлены акмеологические условия, обеспечивающие эффективный процесс творческого саморазвития учителя сельской школы в системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL CONDITIONS OF CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF THE TEACHER OF RURAL SCHOOL IN SYSTEM OF CONTINUOUS FORMATION

The article describes motives, incitements and impediments to creative self-development of a rural teacher that aims at improving and developing all the aspects of pedagogic skills. Acmeologic conditions have been educed that promote the efficient creative self-development of a rural school teacher in the system of continuous education.

Текст научной работы на тему «Акмеологические условия творческого саморазвития учителя сельской школы в системе непрерывного образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Ю.А. Каверин

акмеологические условия творческого саморазвития учителя сельской школы в системе непрерывного

образования

Ключевые слова: творческое саморазвитие, самореализация, профессиональное мастерство

Keywords: creative self-development, self-realisation, professional skill

Образование является целенаправленным процессом, ориентированным на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности. Уровень образованности и воспитанности будущего поколения, рост творческого потенциала страны в целом, прогресс общества напрямую зависят от личности учителя, его профессиональной компетентности, творческого подхода к педагогической деятельности, стремлений совершенствовать свое педагогическое мастерство. По-прежнему остаются актуальными слова К.Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» [11, с.63—64]. Система знаний, излагаемая учителем, и воспитательные воздействия, осуществляемые им, воспринимаются лишь в преломлении его целостной индивидуальности, а в интерпретации учащегося они наделяются особым личностным смыслом, поэтому личность учителя является основным условием и средством успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Значит необходимо непрерывное саморазвитие личности самого учителя, его человеческой индивидуальности. Ведь еще А. Дистервег отмечал, что учитель способен воспитывать и образовывать до тех пор, пока он сам работает над своим собственным образованием и воспитанием.

Изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют каждого учителя серьезно задуматься о своем труде, об ответственности за обучение и воспитание детей. Особого внимания в силу своих специфических особенностей заслуживает сельская школа, поскольку от состояния и уровня ее работы во многом зависят ценностные ориентации детей и молодежи села, качество и уровень образованности обучающихся, социокультурная ситуация на селе, стабильность сельской семьи и многое другое. Еще С.А. Рачинский в конце XIX в. в своей работе «Заметки о сельских школах» отмечал, что «... исключительные условия нашей сельской школы налагают на ее учителя особый отпечаток» [9, с. 32]. М.П. Гурьянова считает, что «. школа в глубинке держится сегодня только за счет человеческого ресурса современного учительства» [2, с. 23]. Сельский учитель должен «быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям сельского образования; овладевать обновляющимся содержанием и технологиями обучения, природосообразующимися с личностью сельского ребенка; определять свое место в социокультурной жизни села; быть социально и профессионально мобильным, осваивать новые социальные роли» [12, с. 72]. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными

знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства.

Развитие и совершенствование всех элементов педагогического мастерства возможно только в процессе саморазвития личности учителя — обязательной составляющей современного образования. Саморазвитие личности учителя является показателем субъектности учителя на всех этапах его непрерывного педагогического образования (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Н.М. Борытко, О.С. Газман, З.Д. Жуковская, Н.К. Сергеев, Б.Е. Фишман и др.). Саморазвитие педагога в профессиональной деятельности является «сущностным социокультурным проявлением процессов самоорганизации личности» [13, с. 13]. Такое саморазвитие, рассматриваемое в контексте гуманистической образовательной парадигмы, является «неотъемлемой человеческой ценностью и потребностью, направленной к идеалу, результатом собственного сознательного целеполагания» [13, с. 13]. Проведенный анализ различных подходов к определению понятия «творческое саморазвитие учителя» позволяет нам рассматривать творческое саморазвитие учителя как непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального становления, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня своей профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, навыков и умений для достижения поставленных целей.

Творческое саморазвитие направлено на активизацию внутренних личностных ресурсов учителя с тем, чтобы в полной мере реализовать себя в профессии, и охватывает философские, психологические, педагогические, физиологические и другие процессы личности, поднимая на новый уровень функционирования процессы «самости». Целью саморазвития учителя является освоение качественно нового уровня профессиональной компетенции, профессионального мастерства, обеспечивающего способность совершенствовать педагогическую реальность; рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное — «это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности» [8, с. 9]. Созидая и преобразуя условия своего существования, человек параллельно преобразует себя и свою деятельность, то есть имеет смысл говорить о творческом саморазвитии, которое Л.М. Митина называет особым родом профессионального развития. В.А. Сластенин считает уровень творческого саморазвития высшим уровнем, на котором происходит профессиональное становление педагога [10].

Весьма конструктивными в рамках нашего исследования, направленного на выявление условий и факторов личностно-профессионального развития учителя в процессе профессиональной деятельности, являются работы А.А. Деркача, В.Г. За-зыкина, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой [3, 5, 7].

Потребность самосовершенствоваться, возникающая после анализа своей работы и возникновения желания стать мастером своего дела, мобилизует всю сознательную активность учителя, помогает ему быть собранным и целеустремленным, то есть выполняет функцию предпосылки профессионально-самовоспитательной деятельности. Именно мотивация способствует самонастраиванию и самоорганизации деятельности, без чего нельзя ожидать преобразующей ее силы. Данная мотивация рождается и поддерживается захватившей педагога личностно-опосредо-ванной творческой идеей, возникшей на основе знания теории, на основе собственной практики, на основе опыта коллег.

В условиях сельского образовательного учреждения наиболее значимыми мотивами творческого саморазвития учителя являются социально ценные мотивы,

такие, как стремление вырастить из учащихся людей, полезных обществу, привычка трудиться добросовестно, и мотивы, обращенные к учащимся: желание привить им интерес к преподаваемому предмету, заслужить признание и доверие у учащихся, более успешно преодолеть трудности, возникающие в работе с детьми. Большое значение имеют мотивы, отражающие потребность в творчестве и самоутверждении: желание считать себя специалистом своего дела, интерес к творчеству и желание не отстать от жизни. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о ведущей роли в активизации творческого роста учителей внутренних мотивов, сформировавшихся под влиянием прошлого опыта, а, следовательно, невозможно жестко управлять процессом совершенствования профессионального мастерства учителя. Административные методы (требование, контроль, прямое инструктирование) являются малоэффективными в развитии творческого роста учителя. «Деятельность, выполняемая по принуждению, приводит к отказам, срывам личности, которые могут оборачиваться психологическими травмами, издержками, являются своеобразной высокой психологической «ценой» за непосильную деятельность» [1, с. 160]. К педагогу следует подходить как к активной, инициативной и самостоятельной личности, чтобы путем поощрения и мобилизации внутренней созидательной энергии личности учителя привести в движение механизмы ее самосовершенствования. Творческая деятельность не может возникнуть под давлением и принуждением, она возникает при возбуждении интереса, стимулировании желания творить. Учитель должен ощущать, что его инициатива и творчество в работе поощряются.

В ходе проведенного нами исследования были определены наиболее значимые для сельских учителей стимулы творческого саморазвития: их престиж в глазах учащихся, сотрудничество с учениками и коллегами, доброжелательное отношение с администрацией, творческая атмосфера в коллективе и повышение квалификации. Популярность системы повышения квалификации можно объяснить рядом ее преимуществ в сравнении с базовым профобразованием: она менее инерционна, оперативно реагирует на быстро меняющиеся социально-экономические и технико-технологические условия, имеет двустороннюю связь с практикой, более короткий срок обучения, позволяет обучаемым непосредственно участвовать в апробации, развитии и реализации критически осмысленных предлагаемых инноваций. Уровень мотивации к повышению квалификации зависит от востребованности по месту работы учителя его профессиональной компетентности и стремления к ее совершенствованию. Практика работы показывает, что результатами успешного процесса повышения квалификации является всплеск творческой активности учителя, усиление потребности в дальнейшем непрерывном образовании, преобразование профессиональной деятельности с реальным использованием в ней новых знаний, более точное представление о себе как о профессионале, рефлексия на новые проблемы в профессии и себя в профессии.

В настоящее время учитель имеет возможность выбора наиболее приемлемых для себя форм повышения своего профессионально-педагогического мастерства. Из организованных форм повышения квалификации наиболее популярны среди сельских учителей стажировка у опытных педагогов, курсовая подготовка в институтах повышения квалификации, посещение открытых уроков, среди свободных форм — самообразование, обмен опытом работы в порядке личной инициативы и взаимопосещение уроков у своих коллег.

Исследования ученых (Р.Х. Шакуров) показывают, что наиболее успешно творческий рост учителя происходит в процессе самообразования и под влиянием руководителей школ. Главные мотивы творческой работы учителей — потребность в самореализации, чувство ответственности — культивируются директором. Специальные исследования (В.А. Сухомлинский, Г.Д. Долинский, С.Е. Хозе, Р.Х. Шакуров и др.) доказали значительное влияние личности директора школы на успеш-

ность деятельности педагогического коллектива. В диссертационном исследовании И.Т. Зелениной, выполненном в 2000 г., также доказано, что обладающий необходимым ресурсом профессиональной креативности руководитель образовательного учреждения и управленческий персонал преобразуют собственное самосознание, достигая вершин своего профессионального и управленческого мастерства, и совершенствуют на этой основе педагогическое мастерство членов педагогического коллектива.

Директор школы должен сделать так, чтобы каждый педагог сам испытывал потребность в самодиагностике собственной деятельности и был способен ставить необходимый педагогический диагноз для своего самосовершенствования и определять пути саморазвития. Руководитель школы должен помочь каждому учителю критически оценить свои профессиональные знания и умения, личностные качества, развить внутреннюю потребность к саморазвитию, создать условия для повышения самооценки педагогов, вселения уверенности в реальность и посильность поставленных перед ними целей, способствовать мотивации каждого педагога на профессиональную самоотдачу. По мнению В.И. Загвязинского, «умение руководителя пробудить и стимулировать педагогическую талантливость учителей заключается в том, чтобы сначала выявить назревшие проблемы, сосредоточить на них внимание учителей, а затем найти, выносить вместе с коллегами идеи, замыслы, которые окажутся основой коллективных убеждений и будут стимулировать общий поиск, в котором каждому найдется своя роль, свой предмет изучения» [4, с. 68].

Степень творческого саморазвития человека во многом зависит от его природных способностей, а также от окружающей обстановки, которая может создавать условия, способствующие пробуждению стремления к самосовершенствованию, а может и подавлять его. Очень многое для роста профессионального мастерства учителя может сделать коллектив. А.С. Макаренко считал, что «... хорошим мастером можно сделаться только в хорошем педагогическом коллективе» [6, с. 490]. Совместная педагогическая деятельность характеризуется процессом формирования мотивов, целеполагания, связей и отношений между участниками, ее содержание значительно богаче индивидуальной, потому что каждый участник этой деятельности вносит в нее свой уникальный опыт, которым не обладает никто другой кроме него, каждый обогащает свои знания и опыт за счет знания и опыта других. Только в коллективе, в команде, в процессе совместной работы, в «коллективно распределенной деятельности» человек может не только проявить имеющиеся у него, но и сформировать новые качества (А.А. Вербицкий).

Для создания благоприятных отношений в коллективе особенно важна объективная оценка работы и личности учителя. Психологами доказано, что несправедливая оценка труда учителя, формальная и поверхностная критика, не учитывающая возможностей работника и конкретных условий работы, снижает уровень профессиональных притязаний и самооценки, сковывает инициативу, закрывает путь к творческому поиску, самосовершенствованию, а вовремя подмеченный успех и поддержка помогают измениться человеку, считавшемуся бесперспективным, посредственным работником.

Анкетирование учителей позволило также выявить барьеры на пути профессионального совершенствования. Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что учебно-материальное оснащение сельской школы не позволяет учитывать современные требования к уровню проведения образовательного процесса, поэтому этот барьер занимает первую позицию. Невозможность реализовать задуманное на должном уровне тормозит профессиональное саморазвитие сельского учителя. Одним из главных барьеров, сдерживающих профессиональное совершенствование сельского учителя, является отсутствие у учащихся желания учиться, пассивность учащихся, которые объясняются снижением мотивации у учащих-

ся и их родителей в получении образования в связи с отсутствием прямой зависимости между уровнем образования и уровнем жизни в современных условиях.

В методической учебе и самообразовательной деятельности сельских учителей существуют определенные затруднения, связанные с оторванностью от педагогических учреждений (от вузовских и научных центров, института повышения квалификации) и разобщенности сел, малым количеством учителей по одному учебному предмету в школе, отсутствием информации об инновационных технологиях, необходимой литературы в сельской и школьной библиотеках. Учитель сельской школы работает, как правило, «в автономном режиме», до многих педагогических истин он доходит путем «проб и ошибок», «варится в собственном соку», т. к. возможности его общения с коллегами предельно ограничены, а это часто создает непреодолимые помехи в его творческом росте. Преодолению «педагогического одиночества» учителя сельской школы могут способствовать методические объединения учителей предметников малочисленных школ, проблемные группы и творческие коллективы отдельных школ, методическая помощь базовых школ.

К организационно-педагогическим барьерам для творческого саморазвития учителя также относятся низкий уровень проведения аттестации учителей, перегрузка учащихся путем чрезмерного усложнения учебных программ, низкий уровень заработной платы, недостаток средств для курсовой переподготовки с выездом в институт повышения квалификации, условия жизни сельского учителя. Педагогическому творчеству мешает излишняя загруженность учителя, ненужная отчетность, чрезмерное количество заседаний и совещаний, бытовая неустроенность, дефицит человеческого внимания и участия со стороны коллег и руководителей. Исследования И.П. Раченко, Л.Ф. Колесникова и других ученых показали, что большинству учителей заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию мешает нехватка свободного времени. В.А. Сухомлинский считал свободное время учителя важнейшим условием его духовного роста, называя его корнем, питающим ветви педагогического творчества. Увеличение свободного времени является фактором, благоприятствующим и обусловливающим необходимость самосовершенствования личности.

Анализ психолого-педагогической литературы и проведенное нами исследование позволяют определить акмеологические условия, обеспечивающие эффективный процесс творческого саморазвития учителя сельской школы:

— создание условий для осуществления эффективной деятельности (уменьшение непроизводительных затрат времени, увеличение свободного времени, улучшение бытовых условий);

— материально-техническая обеспеченность учебно-воспитательного процесса (оснащение учебным оборудованием, ТСО, мультимедийным оборудованием; оборудование школьного методического кабинета; пополнение школьной библиотеки педагогической литературой, периодическими методическими изданиями);

— психологическая атмосфера, сложившаяся в коллективе: благожелательное отношение к учителю, который стремится к профессиональному росту, искренняя товарищеская поддержка его начинаний и успехов;

— осуществление директором образовательного учреждения эффективного педагогического руководства процессом профессионального совершенствования учителей;

— создание системы стимулирующих мер морального и материального характера;

— организация методической работы в школьном округе базовой школы, обеспечение преемственности между элементами методической работы и учета индивидуальных возможностей, запросов и интересов учителя при определении индивидуальной траектории его развития;

— проведение аттестации педагогических работников на непрерывной диагностической основе, что стимулирует рост их квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического труда и учитывает нарастание творческого потенциала педагога от года к году.

Создание в образовательном учреждении рассмотренных нами акмеологичес-ких условий ведет к активизации творческих поисков учителя, к организации систематической и целенаправленной работы по совершенствованию учителем своих профессиональных и личностных качеств.

Литература_

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

2. Гурьянова М.П. Российская сельская школа как социокультурный феномен // Педагогика. 1999. № 7. С. 23-28.

3. Деркач A.A., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000.

4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя : (Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности). Л., 1967.

6. Макаренко A.C. Воспитание в семье и в школе / Собр. соч.: в 7 т. Т.4. М., 1957. С. 482-514.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

8. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

9. Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. статей / Сост. Л.Ю. Стрелкова. М., 1991.

10. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2004. № 5. С. 4-15.

11. Ушинский К.Д. Собр. соч. : В 11 т. Т. 2. Педагогические статьи : 1857 — 1861 гг. М.; Л., 1948.

12. Федотова Г.А. Творческое саморазвитие сельского учителя в системе повышения квалификации // Педагогическое образование и наука. 2004. № 4. С. 71—73.

13. Фишман Б.Е. Педагогическая поддержка профессионального развития/саморазвития педагога // Педагогическое образование и наука. 2006. № 2. С. 10—16.

© Каверин Ю.А., 2009

Е.Л. Базаров

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: экологическая компетентность будущего специалиста, психолого-акмеологические условия развития экологической компетентности

Keywords: ecological competence of the future expert, psychology and akmeology conditions of development of ecological competence

Актуальность и важность научного осмысления методов развития экологической компетентности будущих специалистов, целенаправленного научного анализа объективных и субъективные факторов, условий и средство построения учебно-воспитательного процесса в высших учебныгх заведениях обусловлена, с одной стороны, нарастанием экологических проблем, которые приобрели сегодня планетарный масштаб, с другой — социокультурной потребностью в развитии студентов, в воспитании у них экологоориентированной гуманистической направленности, и в этой связи — необходимостью использования личностно-ориентированных, развивающих и здоровьесберегающих образовательных технологий, создания условий для полноценного личностного и профессионального развития будущих специалистов, использования наряду с традиционными («зна-ниевыши») методами обучения в вузах активныгх методов целенаправленной подготовки кадров для решения вышеперечисленного круга проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.