Научная статья на тему 'Роль института безопасности жизнедеятельности и научно-педагогического состава кафедры в организации работы с выпускниками'

Роль института безопасности жизнедеятельности и научно-педагогического состава кафедры в организации работы с выпускниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1164
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество преподавательской работы / подготовка специалистов / карьерный рост / анкетирование / отзывы / quality of teaching / training / career development / questionnaires / reviews

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипчук Игорь Васильевич, Скрипник Игорь Леонидович, Воронин Сергей Владимирович

Предлагается оценку эффективности передачи знаний обучающимся проводить с учетом анализа достижений выпускников университета на рабочем месте. Карьерный рост выпускников, их уровень профессиональной готовности к решению сложных производственных задач определяет качество работы института безопасности жизнедеятельности и научно-преподавательского состава кафедры. В рамках реализации взаимодействия преподавателей с выпускниками разработана форма анкеты – отзыва, позволяющая коррелировать образовательный процесс с учетом изменений к профессиональному портрету выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипчук Игорь Васильевич, Скрипник Игорь Леонидович, Воронин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE INSTITUTE OF SAFETY AND SCIENTIFICPEDAGOGICAL STAFF OF THE DEPARTMENT IN ORGANIZING THE WORK WITH ALUMNI

The article proposes to assess the effectiveness of knowledge transfer to students taking into account the analysis of the achievements of University graduates in the workplace. Career growth of graduates, their level of professional readiness to solve complex production problems determines the quality of the teaching staff of the departments and institutes of the University. As part of the implementation of the interaction of teachers with graduates, a feedback form has been developed, which allows to correlate the educational process with the changes to the professional portrait of the graduate.

Текст научной работы на тему «Роль института безопасности жизнедеятельности и научно-педагогического состава кафедры в организации работы с выпускниками»

РОЛЬ ИНСТИТУТА БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА КАФЕДРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ

И.В. Осипчук, кандидат психологических наук, доцент; И.Л. Скрипник, кандидат технических наук, доцент; С.В. Воронин, кандидат технических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Предлагается оценку эффективности передачи знаний обучающимся проводить с учетом анализа достижений выпускников университета на рабочем месте. Карьерный рост выпускников, их уровень профессиональной готовности к решению сложных производственных задач определяет качество работы института безопасности жизнедеятельности и научно-преподавательского состава кафедры. В рамках реализации взаимодействия преподавателей с выпускниками разработана форма анкеты - отзыва, позволяющая коррелировать образовательный процесс с учетом изменений к профессиональному портрету выпускника.

Ключевые слова: качество преподавательской работы, подготовка специалистов, карьерный рост, анкетирование, отзывы

THE ROLE OF THE INSTITUTE OF SAFETY AND SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL STAFF OF THE DEPARTMENT IN ORGANIZING THE WORK WITH ALUMNI

I.V. Osipchuk; I.L. Skrypnyk; S.V. Voronin.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article proposes to assess the effectiveness of knowledge transfer to students taking into account the analysis of the achievements of University graduates in the workplace. Career growth of graduates, their level of professional readiness to solve complex production problems determines the quality of the teaching staff of the departments and institutes of the University. As part of the implementation of the interaction of teachers with graduates, a feedback form has been developed, which allows to correlate the educational process with the changes to the professional portrait of the graduate.

Keywords: quality of teaching, training, career development, questionnaires, reviews

Закончив высшее учебное заведение выпускники, став дипломированными специалистами, получив диплом об образовании, начинают свою трудовую деятельность, реализуя приобретенные знания и навыки в выбранной профессии. Чем больше знаний выпускники получили в результате обучения в университете, тем большую пользу они способны принести стране. Однозначно, возникает вопрос о том, как институту безопасности жизнедеятельности (ИБЖ) и научно-педагогическому составу (НПС) кафедры проводить оценку (самооценку) эффективности передачи знаний обучающимся. Этот процесс можно решать через реализацию обратной связи выпускников, устроившихся на работу в соответствующие структуры разных регионов страны, с воспитательной службой ИБЖ и выпускающими кафедрами на инициативном подходе преподавательских коллективов. Конечно, речь идет о выпускниках университета, которые устраиваются на работу по специальности.

Чтобы инициативный уровень сделать работоспособным, такое взаимодействие носило конструктивный, творческий, взаимовыгодный характер, руководству ИБЖ и кафедры необходимо выделить ответственного за установление и поддерживание этих связей.

Например, с выпускниками по направлению подготовки «Техносферная безопасность» можно рекомендовать поддерживать отношения со службами охраны труда (ОТ), государственными инспекциями по всем направлениям деятельности, куда, в основном, они устраиваются на работу.

С выпускниками по специальности «Пожарная безопасность» взаимодействие осуществлять с органами Государственной противопожарной службы регионов, областей, где проходят службу выпускники.

Значительное, важное место в этом процессе занимает ИБЖ, которое является не только структурным подразделением, входящим в состав университета, реализующим подготовку студентов по многим специальностям и направлениям подготовки, но и осуществляющее непрерывное, тесное взаимодействие с НПС кафедр, отделами (службами) университета в вопросах:

- осуществления воспитательной работы со студентами;

- участия в научной деятельности вуза (конкурс на лучшую научную работу, подготовка статей и выступлений на конференциях);

- организация спортивно-массовой работы (соревнования по пожарно-прикладному спорту, футболу и др.);

- проведение культурного досуга (смотр на лучшую песню, посещение выставок, музеев, театров, участие в «круглых столах», обмен опытом с зарубежными коллегами, в том числе пожарных частей за границей, художественной самодеятельности);

- подготовки учебно-методических комплексов: грифованных учебных и учебно-методических пособий (для обучения магистров по специальностям «Техносферная безопасность» (ТБ), «Пожарная безопасность» (ПБ) и «Инженерно-технические экспертизы» выполнено учебное пособие «Безопасность эксплуатации электроустановок» с альбомом схем, имеющее гриф учебно-методического объединения по университетскому политехническому образованию); информационных стендов, презентаций; необходимых методических документов, особенно для системы заочного дистанционного обучения (тестов, лекций, методических рекомендаций и заданий для выполнения курсовых проектов и контрольных работ, самостоятельного изучения дисциплины, выпускных квалификационных работ).

ИБЖ и кафедры на протяжении большого периода налаживают и поддерживают прямую и обратную связи со своими выпускниками, ежегодно организуя встречи с преподавателями на базе университета в дни «Охраны труда», «Пожарной охраны», «Открытых дверей», которые являются уже состоявшимися традициями. Выпускники разных лет обучения имеют возможность встретиться и обсудить свою профессиональную деятельность с коллегами, работающими в службах ОТ предприятий, государственных инспекциях, других учреждениях города и организациях, занимающихся вопросами проектирования и обслуживания систем автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, внедрением комплекса организационно-технических мероприятий, снижающих промышленную (пожарную) опасность и риск возникновения чрезвычайных ситуаций. На таких встречах устанавливаются профессиональные связи, завязываются нужные знакомства и деловые взаимоотношения.

Интересным направлением является анализ карьерного роста выпускников, получение информации о том, выпускники какого университета более востребованы в своей специализации, за изменением потребностей трудового рынка.

Решение этой задачи существенно:

- повысит изменение исходных данных, которые повлияют на эффективность образовательного процесса;

- позволит скорректировать учебно-методические комплексы с учетом особенностей деятельности «на местах» различных подразделений;

- усовершенствует методику и качество проведения занятий, например, применяя активные, интерактивные формы проведения занятий - деловые (ролевые) игры [1], объектовые занятия, виртуальные лабораторные работы и др. Разнообразие способов этих форм обучения способствует максимальному усвоению пройденного материала;

- поможет провести детальный, конструктивный, анализ недостатков и упущений обучения с разработкой мероприятий по совершенствованию учебно-воспитательной работы;

- позволит выработать направления совершенствования учебно-материальной базы и использования, рекламирования продукции ведущих компаний, в которых работают выпускники.

Решение данной задачи существенно улучшит верификацию полученных данных, причем целесообразно проводить данную оценку качества подготовки выпускников ежегодно, с накоплением базы данных по годам, корректируя деятельность НПС.

Постоянно действующая обратная связь обеспечит критический анализ достигнутых результатов и наметит пути совершенствования образовательного процесса.

Аксиомой является то, что качественная подготовка молодых кадров, способных реализовать себя в специальности, возможна только при условии сильного высококвалифицированного кадрового состава НПС, способного чутко реагировать на изменяющиеся потребности в каждой специализации.

В то же время взаимодействие с выпускниками поможет провести качественный анализ самооценки деловых качеств НПС кафедры через обратную связь с обучающимися, который можно осуществить с использованием анкет - отзывов. Результаты анкетирования должны быть проанализированы ИБЖ и кафедрой с целью нахождения слабых звеньев в цепи образовательного процесса.

Сложнее решить задачу установления связи с выпускниками, работающими в других регионах страны, но ее можно осуществить через кадровые органы ИБЖ и университета [2].

Мониторинг позволит обеспечить постоянное совершенствование подготовки специалистов за счет наличия самой обратной связи (с соответствующим анализом недостатков обучения и разработкой мероприятий по совершенствованию учебно-воспитательной работы); высокого уровня квалификации НПС и материально-технического обеспечения сопровождения учебного процесса.

Фрагмент анкеты, учитывающей общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, представленные в федеральном государственном общеобразовательном стандарте по направлению подготовки «Пожарная безопасность» и «Техносферная безопасность» для выпускника показан в таблице. Оценка производится по пятибалльной шкале: «отлично» - 5; «хорошо» - 4; «удовлетворительно» - 3; «неудовлетворительно» - 2.

Данный разработанный опросник-анкета прошел апробацию среди руководящего состава отрядов пожарной охраны и руководителей предприятий, занимающихся вопросами ОТ. К решению задачи по организации опроса-анкетирования было привлечено руководство ИБЖ и НПС кафедры.

Проведенный анализ анкет показал, что:

- выпускники, в целом, высоко оценили деятельность НПС, но высказали пожелание больше внедрять в учебный процесс передовые технологии и активные формы занятий;

- большинство выпускников зарекомендовало себя грамотными, компетентными, обладающими достаточными знаниями и способными их применять в практической деятельности специалистами.

Таблица. Пример рекомендуемого бланка отзыва-анкеты выпускника

Оценочные показатели выпускника Год выпуска Занимаемая должность/ звание Оценка (баллы)

5 4 3 2

Специализация выпускника университета (наименование)

1. Профессиональные качества

Знание и умение применять на практике требования руководящих и нормативных документов по противопожарной службе /службе ОТ

Знание и умение анализировать уровень пожарной/техносферной опасности технологических систем при: - проектировании; - строительстве (монтаже); - эксплуатации

Умение проводить инженерно-технические расчеты с использованием современных методик по обеспечению безопасности технологических систем

Умение обеспечить проведение профилактических работ при эксплуатации технологических систем

Умение обеспечить эффективность эксплуатации технических средств и систем по обеспечению ПБ /ТБ объектов

Умение должным образом разрабатывать и оформлять документы

Умение анализировать, внедрять передовой опыт по обеспечению ПБ/ТБ технических систем

Способность оценивать риск пожарной/техносферной опасности технологических систем и обеспечивать приемлемый риск

Способность организовывать и осуществлять техническое обслуживание, ремонт, консервацию, хранение и контроль состояния средств защиты; принимать решения по срокам замены средств защиты

Способность в составе коллектива участвовать в инженерных разработках

Способность пропагандировать цели и задачи обеспечения ПБ/ТБ технологических систем

Способность измерять уровни опасностей технологических систем, обрабатывать результаты измерений, составлять прогнозы развития аварийных ситуаций

Способность ориентироваться в общих проблемах ПБ/ТБ технологических систем

2. Методические и организаторские способности

Умение обеспечить высокий уровень ПБ/ТБ технологических систем

Умение организовать обучение правилам ПБ/ТБ на подконтрольных объектах

Умение планировать профилактическую работу по обеспечению ПБ/ТБ технологических систем

Оценочные показатели выпускника Год выпуска Занимаемая должность/ звание Оценка (баллы)

5 4 3 2

Специализация выпускника университета (наименование)

Самостоятельность и инициативность при решении вопросов безопасности технологических систем

Самостоятельность и инициативность при решении вопросов безопасности технологических систем в экстремальных условиях

Компетентность в вопросах применения показателей ПБ/ТБ

Стремление к самосовершенствованию по вопросам обеспечения ПБ/ТБ технологических процессов

Способность делать выводы, давать прогнозы, предложения и рекомендации по повышению ПБ/ТБ технологических процессов

Способность и потребность к самообучению (самообразованию)

Владение культурой безопасности и риско-ориентированным мышлением, способность рассматривать вопросы безопасности в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека

Способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию безопасности технологических процессов, к нестандартным решениям

Способность использовать современные пакеты программ для расчета уровней пожарной/техногенной опасности, в том числе категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, индивидуального, потенциального и социального рисков

Умение использовать глобальные информационные ресурсы, средства телекоммуникаций, информацию из различных источников в решении вопросов безопасности

Владение организационно-управленческими навыками в своей профессиональной деятельности

1. Профессиональные качества

Знание и умение применять на практике требования руководящих и нормативных документов по службам ПБ и ОТ

Знание и умение анализировать уровень пожарной и техносферной опасности технологических систем при: проектировании, строительстве (монтаже), эксплуатации

Умение проводить инженерно-технические расчеты с использованием современных методик по обеспечению безопасности технологических систем

Умение обеспечить проведение профилактических работ при эксплуатации технологических систем

Умение обеспечить эффективность эксплуатации технических средств и систем по обеспечению ПБ и ТБ объектов

Умение должным образом разрабатывать и оформлять документы

Оценочные показатели выпускника Год выпуска Занимаемая должность/ звание Оценка (баллы)

5 4 3 2

Специализация выпускника университета (наименование)

2. Методические и организаторские способности

Умение обеспечить высокий уровень ПБ и ТБ технологических систем

Умение организовать обучение правилам ПБ и ТБ на подконтрольных объектах

Умение планировать профилактическую работу по обеспечению ПБ и ТБ технологических систем

Самостоятельность и инициативность при решении вопросов безопасности технологических систем

Самостоятельность и инициативность при решении вопросов безопасности технологических систем в экстремальных условиях

Компетентность в вопросах применения показателей ПБ и ТБ

Анализ отзывов позволил наметить дальнейшие направления совершенствования процесса обучения [3]:

- повысить уровень подготовки кадров к проблемам и требованиям органов пожарной охраны города и предприятий, занимающихся вопросами ОТ, акцентируя внимание на навыках и умениях в организаторской и управленческой деятельности;

- целесообразно ужесточить требования при изучении специальных дисциплин, формирующих инженеров (специалистов) противопожарной службы и бакалавров ТБ;

- акцентировать внимание на изучении основных нормативных и руководящих документах по противопожарной службе, ОТ и их практическому применению;

- развивать у обучающихся навыки общения с руководителями объектов, предприятий, городских и местных органов власти;

- целесообразно усилить профилактическую работу.

Изучая полученный результат, можно оценить положительно первый опыт работы ИБЖ и НПС кафедры, который позволил предложить к рассмотрению форму отзыва-анкеты выпускника университета. Приняв эту форму за основу, можно вносить в нее по усмотрению каждого НПС дополнительные вопросы, которые позволят в большей мере учитывать специализацию выпускника. В дальнейшем можно изменить оценочные средства, предложить другой способ ранжирования. Но нужно иметь ввиду, что при переходе к другой шкале оценок у опрашиваемого могут возникнуть затруднения при отсутствии четкого представления о границах перехода от одной оценочной шкалы к другой. Предложено применять привычную балльную оценку. Оказывает влияние на достоверность опроса также и форма, в которой задаются вопросы. Представляется полезным (после первого же применения данной формы опроса) несколько отойти от формализованной формы к более конкретной, лаконичной. Объем предполагаемого «опросника» не должен быть очень большим, как бы не хотелось получить ответы, охватывающие все предполагаемые компетенции по обучению; смысловое дублирование в поставленных вопросах не идет на пользу. Поэтому в следующем опроснике предполагается несколько сократить число вопросов.

Так как при анализе любых полученных данных важна достоверность результатов, можно предложить привлечь к окончательной разработке отзыва-анкеты коллег, например, с кафедры психологии. При обработке информации можно использовать современные технологии хранения и обработки данных.

В дальнейшем, приняв эту форму анкет за основу, можно вносить в нее по усмотрению каждого НПС дополнительные вопросы, позволяющие в большей мере учитывать специализацию выпускника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, намеченные направления дальнейшего сотрудничества ИБЖ и НПС кафедры с выпускниками поможет намного повысить эффективность образовательного процесса и поддерживать с ними хорошие, доверительные отношения.

Литература

1. Опыт проведения практических занятий в интерактивной форме по направлению «Техносферная безопасность». Промышленная безопасность предприятий минерально-сырьевого комплекса в XXI веке / Т.Т. Каверзнева [и др.]. Т. 1: Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2017. № 4 (5-1). С. 359-364.

2. Воронин С.В., Скрипник И.Л. Организация и поддержание отношений преподавателя с обучающимися // Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов IX Всерос. науч.-практ. конф. Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пож.-спас. акад. ГПС МЧС России, 2018. С. 439-442.

3. Скрипник И.Л., Воронин С.В., Савенкова А.Е. Основные направления по совершенствованию подготовки специалистов ГПС МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2017. № 3 (36). С. 56-60.

References

l.Opyt provedeniya prakticheskih zanyatij v interaktivnoj forme po napravleniyu «Tekhnosfernaya bezopasnost'». Promyshlennaya bezopasnost' predpriyatij mineral'no-syr'evogo kompleksa v XXI veke / T.T. Kaverzneva [i dr.]. T. 1: Gornyj informacionno-analiticheskij byulleten' (nauchno-tekhnicheskij zhurnal). 2017. № 4 (5 -1). S. 359-364.

2.Voronin S.V., Skripnik I.L. Organizaciya i podderzhanie otnoshenij prepodavatelya s obuchayushchimisya // Nadezhnost' i dolgovechnost' mashin i mekhanizmov: sbornik materialov IX Vseros. nauch.-prakt. konf. Ivanovo: FGBOU VO Ivanovskaya pozh.-spas. akad. GPS MCHS Rossii, 2018. S. 439-442.

3.Skripnik I.L., Voronin S.V., Savenkova A.E. Osnovnye napravleniya po sovershenstvovaniyu podgotovki specialistov GPS MCHS Rossii // Psihologo-pedagogicheskie problemy bezopasnosti cheloveka i obshchestva. 2017. № 3 (36). S. 56-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.