Научная статья на тему 'РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ'

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
981
140
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ СЕРВИСНЫХ ОТРАСЛЕЙ ХОЗЯЙСТВА / ЗНАЧИМОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА / ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНОГО ВИДА ИННОВАЦИЙ / ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ / THE ROLE OF INNOVATIONS IN THE SERVICE SECTOR OF SERVICE INDUSTRIES / THE IMPORTANCE OF THE INNOVATIVE APPROACH / THE CHARACTERISTIC OF A DIFFERENT KIND OF INNOVATION / THE MAIN CRITERIA FOR INNOVATION IN THE SERVICE SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайковская А. В., Щепин И. Н.

В статье показана роль инноваций в сфере услуг сервисных отраслей хозяйства; значимости инновационного подхода в рассматриваемой сфере. Рассмотрена характеристика различного вида инноваций в сфере услуг, их конкурентных преимуществ и полного удовлетворения спроса потребителей в услугах высокого качества; предложены основные критерии инноваций в сфере услуг и организации проектов "Электронное Правительство", проверки и оплаты штрафов ГИБДД, проверки готовности паспортов он-лайн, наличия задолженностей по налогам и сборам в РФ, что позволит развивающимся предприятиям не только выживать в нынешних условиях развитой конкуренции, но и успешно развиваться в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATIONS IN THE FIELD OF SERVICES

The article shows the role of innovations in the service sector of service industries; the importance of the innovative approach in the sphere under consideration the characteristic of various kinds of innovations in the sphere of services is considered; and their competitive advantages and full satisfaction of consumers' demand for high-quality services; proposed the main criteria for innovation in the field of services and organization of projects "electronic government", inspecting and paying fines of the state traffic safety inspectorate, checking the readiness of on-line passports, the existence of arrears in taxes and fees in the Russian Federation, which will allow developing companies not only to survive in the present conditions of developed competition, but also to develop successfully in the future.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ»

УДК 378.14.015

A.V. Tchaikovskaya, I.N. Schepin

THE ROLE OF INNOVATIONS IN THE FIELD OF SERVICES

The article shows the role of innovations in the service sector of service industries; the importance of the innovative approach in the sphere under consideration the characteristic of various kinds of innovations in the sphere of services is considered; and their competitive advantages and full satisfaction of consumers' demand for high-quality services; proposed the main criteria for innovation in the field of services and organization of projects "electronic government", inspecting and paying fines of the state traffic safety inspectorate, checking the readiness of online passports, the existence of arrears in taxes and fees in the Russian Federation, which will allow developing companies not only to survive in the present conditions of developed competition, but also to develop successfully in the future.

Keywords: the role of innovations in the service sector of service industries; the importance of the innovative approach; the characteristic of a different kind of innovation; the main criteria for innovation in the service sector.

А.В. Чайковская1, И.Н. Щепин2

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ

В статье показана роль инноваций в сфере услуг сервисных отраслей хозяйства; значимости инновационного подхода в рассматриваемой сфере. Рассмотрена характеристика различного вида инноваций в сфере услуг, их конкурентных преимуществ и полного удовлетворения спроса потребителей в услугах высокого качества; предложены основные критерии инноваций в сфере услуг и организации проектов "Электронное Правительство", проверки и оплаты штрафов ГИБДД, проверки готовности паспортов он-лайн, наличия задолженностей по налогам и сборам в РФ, что позволит развивающимся предприятиям не только выживать в нынешних условиях развитой конкуренции, но и успешно развиваться в перспективе.

Ключевые слова: роль инноваций в сфере услуг сервисных отраслей хозяйства; значимости инновационного подхода; характеристика различного вида инноваций; основные критерии инноваций в сфере услуг.

В настоящее время - одна из основных составляющих постиндустриальной экономики - это динамичное развитие сферы услуг. Именно услуги выступают в качестве главного продукта труда, потребление услуг становится преобладающим способом удовлетворения потребностей населения. В общей структуре хозяйства наблюдается резкое увеличение роли сервисных отраслей, что знаменует переход развития общества от индустриальной стадии к следующей, отличной от предыдущего этапа, стадии развития [1].

Решение организационно-экономических, социальных, правовых проблем должно способствовать росту сферы услуг в Российской Федерации, а также увеличению её вклада в национальную экономику. В нынешних условиях наблюдается активное усиление значимости инновационного подхода в сфере услуг. Многие учёные сходятся во мнениях, что инновации становятся основной движущей силой экономического и социального развития. При этом важно отметить то, что обращение к инновационной деятельности переводит мировое сообщество на новую, более высокую ступень развития [3].

Существуют различные подходы к понятию "инновация". Но в основном между разными определениями инновации определяются как результат творческого процесса и сам процесс внедрения новшеств. Согласно международному стандарту - инновация представляет собой управленческую категорию [2]. Инновации в настоящее время выступают в качестве активного звена во всех сферах жизнедеятельности общества. Современный мир уже невозможно представить без уже ставших привычными реализованных инноваций, но также и без будущих, которые способствуют дальнейшей эволюции.

В российской сфере услуг за прошедшее десятилетие произошла замена всего организационно-экономического механизма, на основании которого и осуществляется

1 Чайковская А.В., доцент кафедры экономики и предпринимательства, кандидат экономических наук; ЧОУ ВО "Балтийская академия туризма и предпринимательства", г. Санкт-Петербург

Tchaikovskaya A.V., Associate Professor of the Department of Economics and Entrepreneurship, PhD in Economics; Private Enterprise "Baltic Academy of Tourism and Entrepreneurship", St. Petersburg

2 Щепин И.Н., аспирант; ЧОУ ВО "Балтийская академия туризма и предпринимательства", г. Санкт-Петербург Schepin I.N., Postgraduate; Private Enterprise "Baltic Academy of Tourism and Entrepreneurship", St. Petersburg

сервисная деятельность. Сначала разного рода новшества на первом этапе разгосударствления сферы услуг появлялись в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, а также некоторых областных центрах. При этом мощные импульсы от внедрения инновационных форм и методов работы, с расширением эффективных видов обслуживания -стимулировались и изнутри, в корпоративной сервисной среде, и со стороны потребителей. На инновационные процессы также немалое воздействие оказали иностранные фирмы, которые активно проникали с инновациями в нашу страну.

В производстве услуг выделяются следующие виды инноваций:

- технические, которые связаны с внедрением новых видов техники, инструментов, приспособлений, а также технико-технологических приёмов труда в обслуживании. Самая заметная в настоящее время тенденция - это внедрение компьютерной техники, распространение информационно-технологических новшеств, что значительно облегчает процессы взаимодействия и весь процесс предоставления услуг [4].

В сфере услуг различаются следующие виды инноваций:

- организационно-технологические, которые связаны с новыми видами услуг, использованием более эффективных форм обслуживания и организационными нормами в обслуживании;

- управленческие, которые ориентированы на совершенствование внешних и внутренних связей организации;

- комплексные, которые одновременно охватывают все стороны деятельности сервисных организаций.

Внедрение инноваций в ближайшей перспективе приведёт:

- к экономическому росту страны; инновации выходят на первый план ещё в современном обществе;

- к созданию новых отраслей в экономике;

- к созданию единого рыночного пространства;

- к активному стимулированию конкуренции и росту конкурентоспособности отдельных физических лиц, организаций;

- вызовет развитие и совершенствование законодательной базы в сфере защиты интеллектуальных прав на интеллектуальную деятельность, средств индивидуализации и получение коммерческих выгод;

- вызовет увеличение доли рынка, расширение круга потенциальных покупателей, завоевание новых рыночных сегментов, стабилизацию и закрепление положения предприятий на рынке; вызовет снижение издержек производства [5].

Таким образом, в настоящее время инновационные процессы в сфере услуг становятся всё более значимыми, их главная задача состоит в достижении организациями, их предоставляющими - конкурентных преимуществ и полного удовлетворения спроса потребителей в услугах высокого качества.

Инновации в сфере услуг выполняют не только экономическую, но и важную социальную функцию, что позволяет охватывать все стороны жизни общества, затрагивать личностные вопросы. Без инновационной деятельности в долгосрочной перспективе дальнейший экономический и культурный рост по интенсивному пути развития оказывается невозможным.

Основными критериями инновация в сфере услуг выступают: новизна; практическая значимость и возможность реализации (способность удовлетворения актуальных потребностей потребителей услуги).

Инновационный процесс в сфере услуг представлен следующими элементами:

- зарождением инновации, маркетингом инновации, оценкой её экономической эффективности, её освоением, коммерческой реализацией и дальнейшим её продвижением.

В настоящее время актуальной является повышенная потребность отечественного рынка сферы услуг в использовании инноваций, что ставит перед российскими предприятиями сферы услуг задачу по освоению современных инноваций при разработке и организации востребованных услуг и форм в обслуживании потребителей. В России всё больше предприятий стараются развивать и внедрять инновационные разработки в свою деятельность. Но при этом, в России в настоящее время обнаруживается острая необходимость в активизации и интенсификации инновационной деятельности. По данным Рос-стата, на начало 2017 г. в целом по стране индикатор инновационной активности снизился до 12,6 % в сравнении с 12,2 % в 2016 г.

Необходимо отметить, что расходы организаций сферы сервиса на инновации обычно значительно меньше, чем в организациях промышленных. В целом, те услуги, которые основаны на использовании материальных объектов (оптовая торговля, рознич-

ная торговля, транспортные услуги), показывают более низкий уровень инноваций, чем предоставление услуг информационного характера (интеллектуальные деловые услуги -в области информационных технологий, инжиниринга, юриспруденции, финансового учёта, финансовые услуги). И также имеет большое значение вопрос бюджета инноваций. К примеру, интеллектуальные техноёмкие услуги (например, предоставляемые компьютерными и инжиниринговыми компаниями), имеют обычно большой инновационный бюджет.

Одними из наиболее известных инноваций в сфере оказания услуг являются организация проекта "Электронное Правительство", проверка и оплата штрафов ГИБДД, проверка готовности паспортов он-лайн, проверка наличия задолженностей по налогам и сборам в РФ.

В настоящее время инновационные технологии активно внедряются в сферу обслуживания населения в плане оказания государственных и муниципальных услуг, где организована работа с населением и юридическими лицами в режиме "единого окна". Организация работы электронной очереди позволяет радикально сокращать время ожидания людей в очереди, создаёт благоприятную атмосферу обслуживания, и таким образом повышается эффективность обслуживающего персонала МФЦ.

В целом, внедрение инноваций в сфере услуг позволит развивающимся предприятиям не только выживать в нынешних условиях развитой конкуренции, но и успешно развиваться в перспективе. В современных неблагоприятных экономических условиях -многим предприятиям сервиса необходимо проявлять больше динамизма и гибкости, более активно реагировать на требования потребительского спроса. Потому, в целях достижения наивысших конкурентных преимуществ в условиях динамичного рынка, необходимо:

- интенсивно совершенствовать уже имеющиеся виды и направления услуг организации;

- разрабатывать и внедрять новые, инновационные для российского общества виды и направления услуг, разрабатывать новые сервисные продукты, которые будут значительно повышать конкурентоспособность предприятий сферы услуг.

Список использованных источников

1. Алиев Ф.А. Информационно-коммуникационные технологии в условиях инновационной экономики // Молодой учёный. - 2016. - № 10. - С. 591-595.

2. Жданова О.А. Роль инноваций в современной экономике // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 38-40.

3. Карпова С.К. Сфера услуг как объект инвестиционной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. -№ 73-1. - С. 17-19.

4. Носкова Н.А. Инновационная деятельность в сфере услуг // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 6. - С. 43-44.

5. Полянская Н.М., Найданова Э.Б. Роль инноваций в экономике России и её регионов // Науковедение. Т. 7. - 2015. - № 4. http://naukovedenie.ru/PDF/129EVN415.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.