Научная статья на тему 'Роль инновационных технологии в процессе обучения математическим дисциплинам в формировании профессиональных компетенций'

Роль инновационных технологии в процессе обучения математическим дисциплинам в формировании профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / BACHELOR OF VOCATIONAL TRAINING / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / MATHEMATICAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысак О.Г.

В статье рассматривается роль инновационных технологий в обучении математическим дисциплинам бакалавров профессионального обучения, как будущих преподавателей экономики в учреждениях среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысак О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES

The article discusses the role of innovative technologies in teaching math disciplines of bachelors of vocational training, as future teachers of economics in institutions of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Роль инновационных технологии в процессе обучения математическим дисциплинам в формировании профессиональных компетенций»

УДК 378 ЛЫСАК О.Г.

старший преподаватель, кафедра технологии и предпринимательства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail:lisak.1970@mail.ru

UDC378 LYSAK O.G.

Senior Lecturer, Department of Technology and Entrepreneurship, Orel State University E-mail: lisak.1970@mail.ru

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

THE ROLE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES

В статье рассматривается роль инновационных технологий в обучении математическим дисциплинам бакалавров профессионального обучения, как будущих преподавателей экономики в учреждениях среднего профессионального образования.

Ключевые слова: бакалавр профессионального обучения, инновационные технологии, математические дисциплины.

The article discusses the role of innovative technologies in teaching math disciplines of bachelors of vocational training, as future teachers of economics in institutions of secondary vocational education.

Keywords: bachelor of vocational training, innovative technologies, mathematical disciplines.

Большое значение в современном образовательном процессе имеет внедрение инновационных технологий. Обучение бакалавров математическим дисциплинам также нуждается в использовании этих технологий, так как они создают возможность активизировать деятельность студентов в процессе обучения, развить самостоятельность и мотивацию к изучению математики.

Проблема обучения студентов математике на непрофильных направлениях подготовки, которой является и подготовка бакалавров профессионального обучения (по отраслям), создать условия, способствующие обучающимся осмыслить важность математических знаний в их будущей деятельности в учреждениях профессионального обучения как преподавателей экономики.

Учитывая, требования ФГОС ВО по формированию профессиональных компетенций по данному направлению подготовки бакалавров, необходимо отметить, что у студентов, с направленностьюподготовки - экономикаи управление, должны быть сформированы конкретные знания, умения и навыки по математическим дисциплинам. Этому способствуют инновационные технологии, которые студенты учатся самостоятельно осваивать и в будущем уметь передавать накопленный опыт будущим ученикам СПО [1, 2].

В нашем исследование, обращается внимание на внедрение в процесс обучения математических дисциплин в качестве инновационных технологий кластеры. Они позволяют, благодаря совокупности своих свойств, повышать эффективность и качество решения поставленных задач при конкретном виде деятельности. Существует два определения образовательного класте-

© Лысак О.Г. © Lysak O.G.

ра. «С одной стороны, образовательный кластер - это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. С другой стороны, образовательный кластер - система обучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки. Стратегической целью создания кластера является повышение конкурентоспособности региона в области образования [3]».

В процессе обучения математическим дисциплинам кластер представляет собой группу студентов по направлению подготовки профессиональное обучение, осуществляющие совместную учебную деятельность,преследующие общие цели обучения, имеющие сравнительно одинаковойуровень готовности обучению математике.

Основным преимуществом кластера является возникновение эффекта синергии между его участниками. В целом, кластер представляет собой «объемную форму». Поскольку в задачу исследования входила необходимость конкретизации разработки и внедрения инновационных форм, методов и средств обучение математическим дисциплинам, из общего понятия «кластер обучения математике будущих педагогов профессионального обучения (по отраслям)», выделяем «кластер-площадку».

Под «кластер-площадкой» понимается: «механизм поддержки обучающихся для минимизации затрат времени поиска дидактической и методической информа-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ции, повышения индивидуальной мотивации, учебной деятельности и рефлексии, разработанный на основе 1Т-технологий».В этом случае«кластер-площадка» рассматривается, как компонент кластера и используется как одна из форм 1Т-технологий.

Составляющими компонентами кластер-площадки являются: методы, средства, содержание, которые направлены на развитие вариативного, креативного, творческого мышления студентов, что, в свою очередь, развивает способность самостоятельно повышать уровень мотивации к изучению математических дисциплин в соответствии со своей будущей профессией.Это происходит поэтапно, формируются необходимыепрофес-сиональные компетенции:

- на этапе ознакомления происходит обоснование сущности и задач изучения математики в вузе;значимость прикладного характера математики в обучении экономики и управления будущих специалистов в системе СПО;

- на учебно-методическом этапе студенты знакомятся с тематикой и методами работы в аудиторное время и ходе выполнения самостоятельных заданий, в том числе, посредством 1Т-технологий;

- на технологическом этапе в процессе обучения математическим дисциплинам активно реализуются инновационные информационные технологии, в целях систематизации математических знаний, стимулирования мыслительной деятельности студентов, развития креативности;

- на этапе рефлексии проводится самообобщение влияния информационных технологий в процессе обучения математическим дисциплинам на формирование будущего бакалавра как преподавателя экономики и управления в учреждениях СПО на непрофильных специальностях; самооценка накопленных математических знаний.

Как показывает исследование, обучение математическим дисциплинам с по этапнымв недрением 1Т-технологий, позволяет бакалаврам профессионального обучения:

- быть конкурентно способными, отвечать требованиям работодателей, быстро адаптироваться в преподавательском коллективе учреждения СПО;

- осознанно оценивать уровни своих знаний, чтобы рассматривать перспективу карьерного роста в образовательной организации;

- повышать свою квалификацию и получать дополнительное образование в магистратуре, аспирантуре, на факультете дополнительного профессионального образования и на курсах повышения квалификации.

Одним из современных инновационных средств, который предлагается к использованию как «кластер-площадка» - это разработанный автором образовательный сайт (http://telushko.ru). Структура авторского сайта:

- главная страница;

- краткие сведения о авторе;

- учебно-методические материалы: дидактиче-

ский материал (лекции, методические указания);

- тесты (тестовые задания, задачи);

- web -квесты; [4]

- результативный блок (проекты студентов, выполненные задания).

Формы web-квестамогут быть разными. Предлагаем веб-квест «Теория вероятностей. События. Вероятность событий», который использовался во время проведения эксперимента. Чтобы непосредственно обрисовать проблему, стоящую перед студентами, на мониторе отображается так называемое «центральное задание». Оно состоит из ряда задач:

- найти и произвести систематизацию полученной информации об истории, основных понятиях и прикладной направленности теории вероятностей;

- проанализировать решения предложенных примеров простейших задач по заданной теме, а также самостоятельно, по данному алгоритму решить ряд упражнений;

- произвести исследования, согласно выбранному направлению и оформить творческие проекты.

Становится понятно, что предметом исследования являются различные задачи, в том числе прикладной направленности, в которых необходимо определить вероятности случайных событий.

Далее, студенты знакомятся с ходом и порядком выполнения их работы. Дается пояснение:

- прежде всего, необходимо выбрать путь, по которому предстоит пройти web-квест и ознакомится с главной задачей;

- следующий шаг - это изучение веб-ресурсов, согласно выбранного направления, которые указаны на странице при переходе по гиперссылке;

- затем, переходя по гиперссылке на очередную страницу, студентам предстоит ответить на поставленные вопросы, решить задачи и выполнить индивидуальное задание.

Отчет, о пройденном web-квесте, студенты представляют в виде презентации, доклада, сообщения и защищают собственный проект, согласно определенным критериям оценки.

В результате можно отметить, что использование IT-технологий в подготовке бакалавров профессионального обучения (по отраслям), оказывает значительное влияние на все компоненты учебного процесса:

- меняет характер, место и методы педагогического взаимодействия и обучаемых; меняет соотношение дидактических функций;

- позволяет применять более сложные обучающие программы и методики преподавания математических дисциплин;

- изменять методы и формы проведения учебных занятий с использованием компьютерных технологий.

В целом IT-технологиидополняют содержательный компонент обучения бакалавровпрофессиональ-ного обучения математическим дисциплинам, и тем самым, влияют на формирование профессиональных компетенций.

Библиографический список

1. ЛысакО.Г. Роль информационно-коммуникационных технологий в профессиональной подготовке будущего педагога/ О.Г. Лысак// Известия Тульского государственного университета. Педагогика. Выпуск 2/ Под общ. ред. И.А. Есаян - Тула: ТулГУ «Педагогика». 2017. С. 67-71.

2. Лысак О.Г. Инновационные методы формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров / О. Г. Лысак, В.Н. Правдюк// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. Т.1, №3/ ФГБОУ ВО «Вестник ВГУ» 2017. С. 98-100.

3. Анисцына Н.Н. Инновационный научно-образовательный кластер как способ организации инновационной деятельности в вузе / Н.Н. Анисцына // Креативная экономика. 2010. № 4(40). С. 91-97.

4. Лысак О.Г. Роль WEB-квест технологий в изучении математических дисциплин на непрофильных факультетах /Лысак О. Г.// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки №1(78) 2018. С.267-269.

References

1. Lysak O.G. Perante knologi in formasidankomunikasidalampelatihanprofesionalcalon guru / OG Lysak // BeritaUniversitasNegeri Tula. Pedagogi. Edisi 2 / Di bawah total. ed. SayaYesayan Tula: TSU "Pedagogi". 2017. Pp. 67-71.

2. Lysak O.G. Metodeinovatifuntukmembentukkompetensiprofesionalsarjana masa depan / O.G. Lysak, V.N. Pravdyuk // Buletin Universitas Negeri Voronezh. Seri: Masalah Pendidikan Tinggi. Т.1, №3 / FSBEI dari HE «Vestnik VSU» 2017. Pp. 98-100.

3. AnissynaN.N. Penelitiandanklasterpendidikan yang inovatifsebagaicaramengaturkegiataninovasi di sekolahmenengah / N.N. Anissyna // EkonomiKreatif. 2010. № 4 (40). Pp. 91-97.

4. Lysak O.G. Peranteknologipencarian-WEB dalamstudidisiplinmatematika di fakultas non-inti / Lysak O. G. / / Catatanilmiah Orel State University. Seri: HumanioradanIlmuSosial №1 (78) 2018. Pp.267-269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.