Научная статья на тему 'Роль web-квест технологий в изучении математических дисциплин на непрофильных факультетах'

Роль web-квест технологий в изучении математических дисциплин на непрофильных факультетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТЕНТ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ WEB-КВЕСТ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / MODERN LEARNING TECHNOLOGIES / INFORMATION CONTENT / THEMED WEB QUEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысак О.Г.

В статье рассматриваются методические особенности применения веб-квест технологий в формировании профессиональных компетенций у бакалавров, на примере изучения математических дисциплин; обращается внимание на процесс выполнения поисково-познавательных математических заданий информационного контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысак О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF WEB-QUEST TECHNOLOGY IN THE STUDY OF MATHEMATICS IN THE NON-CORE FACULTIES

The article considers the methodological features of the web quest technology informing professional competence of bachelors, in the example the mathematical disciplines studies; focuses on the process of performing a search-informative math content.

Текст научной работы на тему «Роль web-квест технологий в изучении математических дисциплин на непрофильных факультетах»

удк 378 ЛЫСАК О.Г.

старший преподаватель, кафедра технологии и предпринимательства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: lisak.1970@mail.ru

udc378

LYSAK O.G.

Senior lecturer, Department of technology and business, Orel

State University E-mail: lisak.1970@mail.ru

роль web-квест технологий в изучении математических дисциплин на непрофильных факультетах

the role of web-quest technology in the study of mathematics in the non-core faculties

В статье рассматриваются методические особенности применения веб-квест технологий в формировании профессиональных компетенций у бакалавров, на примере изучения математических дисциплин; обращается внимание на процесс выполнения поисково-познавательныш математических заданий информационного контента.

Ключевые слова: информационный контент, тематический Web-квест, современные технологии обучения.

The article considers the methodological features of the web quest technology informing professional competence of bachelors, in the example the mathematical disciplines studies; focuses on the process of performing a search-informative math content.

Keywords: information content, themed Web quest, modern learning technologies.

Подготовка будущих бакалавров, изучающих математические дисциплины по направлениям подготовки: Профессиональное обучение и Педагогическое образование требует формирования общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций. Современный подход к обучению математике диктует внедрение инновационных технологий, с помощью которых выполнение поисково-познавательных математических заданий информационного контента будет эффективным. Это позволяет, с нашей точки зрения, активизировать самостоятельную работу студентов по выполнению математических задач, развивать интерес к предмету изучения, углублять знания и расширять кругозор. В нашем исследовании используется Web-квест, как зарекомендовавшая себя инновационная технология, используемая в высшей школе [3].

Внедрение тематических образовательных Web-квестов, как основного вида учебной деятельности, активно применяется при подготовке бакалавров на факультете Технологии, предпринимательства и сервиса в Орловском государственном университете [5]. В нашем исследовании, обращается внимание на применение Web-квест технологии на заключительных этапах изучения тем математических дисциплин, что способствует достижению дидактических, и развивающих целей. Применение данной технологии оказывает значительное влияние на все компоненты учебного процесса обучения, поскольку меняется характер, место и методы совместной деятельности педагогов и обучаемых; меняется соотношение дидактических функций; усложняются программы и методики преподавания различных дисциплин; изменяются методы и формы проведения учебных занятий [2]. Это говорит о том, что внедрение в учебный процесс таких высокотехничных методов преподавания неизбежно влечет за собой значительные изменения в структуре всей педагогической системы образования.

Применение Web-квест технологии в обучении математическим дисциплинам на не профильных факультетах предполагает принципиально новый подход к решению задач учебного процесса.

В данном случае разработанная нами методика заключается в следующем:

- погружение в проблему проекта: прежде чем разделить учащихся на группы, всех необходимо ознакомить с общими сведениями по изучаемой теме;

- постановка задания студентам: собрать материалы в Интернете по той или иной теме;

- самостоятельное решение проблемы: использование собранного материала, его хранение и передача;

- результат: по завершению web-квеста студенты либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

В ходе исследования установлено, что Web-квесты развивают креативное мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. Они способствует поиску информации по заданию преподавателя, развивают компьютерные навыки обучающихся и повышают их словарный запас.

Технология web-квест позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения, так как наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве [6]. Это позволяет студентам выполнить ряд мультимедийных презентаций, например, «Закон подлости», «Опыт с монетой», «События. Их вероятности», что подтверждает значение мультимедиа (добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео и анимационных эффектов). Их самостоятельная работа при выполнении проблемного задания с помощью интернет технологий позволяет им использовать виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять элементы личностно-ориентированного, деятельностного обучения и дает возможность в полной мере раскрывать свои способности.

Опыт показывает, что технология web-квест может быть использована для решения таких задач, как: усвоение базовых знаний по математическим дисциплинам, разделу или теме курса; систематизация усвоенных знаний; сформированность навыков самоконтроля и мотивации к обучению.

В свою очередь, для преподавателя, раскрываются раз-

© Лысак О.Г. © Lysak O.G.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (78), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 78. 2018

нообразные возможности, например: применение различных методов обучения, сразу для разных категорий студентов (в зависимости от направлений подготовки), методов контроля, типов заданий и другое. Таким образом, процесс обучения приобретает индивидуальный характер, уменьшается количество излагаемого материала за счет использования демонстрационного моделирования [4]. При этом обучаемый получает возможность: вести работу в оптимальном для него темпе; вернуться к изученному ранее материалу, получить необходимую помощь, прервать процесс обучения в произвольном месте, а затем к нему возвратиться; легче преодолевать барьеры психологического характера (нерешительность, боязнь насмешек); отрабатывать необходимые умения и навыки до необходимой подготовленности. Обучение с использованием технологии web-квет приобретает деятельностный характер, исключающий превращение учащихся в пассивных наблюдателей, кроме того, реализуются образовательная, воспитательная и развивающая цели.

Учитывая многообразие форм web-квеста, преподаватель ориентируется на создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят студенты. А так же, на создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство, и написание интерактивной истории, и создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов, и интервью on-line с виртуальным персонажем [1].

Структура нашего веб-квеста: вступление, центральное задание, список информационных ресурсов необходимых для выполнения задания, роли, описание процедуры работы, описание критериев и параметров оценки web-квеста, руководство к действиям, заключение.

Web-квест состоит из нескольких основных этапов: подготовительный или начальный (командный), основной (исполнительский) и заключительный (оценочно-рефлексивный).

Тема веб-квеста, разработанного нами во время проведения эксперимента в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева, «Теория вероятностей. События. Вероятность событий». Для погружения в проблему было определено центральное задание, в котором подробно описаны стоящие перед студентами задачи:

- осуществить поиск и систематизацию информации об истории и основных понятиях теории вероятностей;

- разобраться в примерах решения простейших вероятностных задач и решать их самостоятельно;

- выполнить экспериментальные творческие работы по определению статистической вероятности случайных событий.

Предмет исследования - различные задачи, связанные с определением вероятности случайного события.

На следующей странице студентов ознакомили с порядком работы:

1. Выберите себе роль, от лица которой нужно будет пройти web-квест.

2. Познакомьтесь с главной задачей web-квеста.

3. Изучите интернет-ресурсы в соответствии со своей ролью. Список ресурсов указан ниже на странице.

4. Ответьте на вопросы, которые поставлены перед вами.

5. Оформите отчет о выполненном задании (сообщение, презентация, буклет и т.д.). Перед началом работы ознакомьтесь с критериями оценки веб-квеста.

6. Проведите защиту своей работы.

Сделайте общие выводы.

Следующий слайд посвящен ходу выполнения работы:

Преподаватель отбирает ресурсы сети Интернет и классифицирует их так, чтобы каждая группа ознакомилась лишь с одним проблемным аспектом темы.

Группам для выбора предлагались следующие направления: Историки; Практики; Экспериментаторы «Опыт с буквами»; Экспериментаторы «Опыт с монетой»; Экспериментаторы ДТП; Экспериментаторы «Демография»; Экспериментаторы «Закон подлости». Каждая группа получала отдельное задание, допустим:

Экспериментаторы: «Законы подлости»

Вы выбрали роль экспериментаторов. Вам предстоит выполнить творческую работу: рассказать о трех случаях из вашей жизни, когда вы попадали в щекотливую ситуацию, именуемую «законом подлости», и написать рецепт выхода из такого положения. Для этого ответьте на вопросы:

1. Дайте историческую справку о «законе бутерброда».

2. На основании чего американцы называют этот закон «законом Мерфи»?

3. Сжато обрисуйте три ситуации из вашей жизни, когда вы попадали под действие данного закона.

По результатам работы оформите сообщение с презентацией, где укажите цель работы, порядок ее выполнения, с описанием ситуаций, рекомендаций по их решению и сделайте выводы. Укажите интересные сведения из Интернет-ресурсов по исследуемому вопросу

В процессе групповой работы над поставленной проблемой, ее изучения, обсуждения и понимания конкретной задачи для более полного осмысления всей темы, в каждой первичной группе студенты перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы.

В итоге, в процессе обсуждения вся группа студентов знакомит друг друга со всеми аспектами поставленной проблемы. Во время обсуждения ребята высказывают свое собственное мнение, вырабатывают свою траекторию дальнейших действий. Поскольку, в ходе решения ^'еЬ-квеста через изучение материала и его обсуждение студенты должны ответить на один общий вопрос спорного характера.

Справочные материалы, примеры решения и оформления задач, а также задачи для проверки можно найти, кликая на ссылки и треугольники переходов на следующий сайт. Также для каждой группы определены наборы задач.

Ключевым разделом ^'еЬ-квеста является шкала критериев оценки, согласно которой, участники проекта могут оценить самих себя и товарищей по команде. Преподаватель так же пользуется этими критериями. ШеЬ-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях: ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.

Таким образом, исследование показало, что наиболее практичный и удобный способ представления информационного образовательного контента - это ШеЬ-квест технология. Она может быть применена почти ко всем учебным темам курса математики и математических дисциплин. Общими при этом является сайт, структура ШеЬ-квеста и этапы его использования, а вариативным - содержательное наполнение: задания, вопросы, формы отчетности студентов. Результаты работы могут быть оформлены в виде компьютерных презентаций, ролевых игр, эссе, устных презентаций, выставки, портфолио. Страницы ШеЬ-сайта при этом могут быть составлены с учетом личностных качеств учащихся, уровня их знаний и умений, мотивов учения, учебных возможностей и др. Подчеркнем высокое значение организационных особенностей выполнения тематических образовательных ШеЬ-квестов, которые, во-первых, способствуют решению проблемы развития интереса к математике, во-вторых, кардинально меняют подготовку и проведение обобщающих занятий по изученной теме программного материала, а в-третьих, обеспечивают развитие познавательной самостоятельности студентов, изучающих математические дисциплины на непрофильных факультетах.

Библиографический список

1. Лысак О.Г., Кузнецова Л.А., Романова-Самохина С.М. Современные технологии - Web-квест как средство повышения эффективности обучения// Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна. 2016. С. 92-94.

2. Лысак О.Г., Правдюк В.Н. Технология разработки теоретической модели подготовки будущих бакалавров профессионального обучения на основе формирования естественнонаучных (математических) компетенций// Ученые записки Орловского государственного университета. 2016. С. 214-217.

3. Напалков С.В. Об одном подходе к определению основных составляющих информационного контента тематического образовательного Web-квеста по математике// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5. Часть 2. С. 151-155.

4. ПравдюкВ.Н., Лысак О.Г. Инновационные методы формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. №3. С. 98-100.

5. Правдюк В.Н, Хмызова Н.Г. Использование компьютерных технологий в активизации научно-исследовательской работы будущих педагогов профессионального обучения// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. №2. С. 358-361.

6. Dodge B. Some Thoughts About Web Quests, 1995. URL: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests. html.

References

1. Lysak O.G., Kuznetsov L.A., Romanova-Samokhina S.M. Modern technologies - Web quest as means of increase in learning effi-ciency//Traditional and innovative science: history, current state, prospects: the collection of articles International it is scientific - a practical conference. Ufa: Aeterna. 2016. Page 92-94.

2. Lysak O.G., Pravdyuk V.N. Tekhnologiya of development of theoretical model of training of future bachelors of vocational education on the basis of formation of natural-science (mathematical) competences//Scientific notes of the Oryol state university. 2016. Page 214-217.

3. Napalkov S.V. About one approach to definition of the main components of information content of thematic educational Web quest after the mathematician//the Messenger of the Nizhny Novgorod university of N.I. Lobachevsky. 2013. No. 5. Part 2. Page 151-155.

4. Pravdyuk V.N., Lysak O.G. Innovative methods of formation of professional competences of future bachelors//Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of the higher education. 2017. No. 3. Page 98-100.

5. Pravdyuk V. N, Hmyzova N.G. Use of computer technologies in activization of research work of future teachers of vocational education/Scientific notes of the Oryol state university. Series: Humanitarian and social sciences. 2012. No. 2. Page 358-361.

6. Dodge B. Some Thoughts About Web Quests, 1995. URL: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.