Научная статья на тему 'Роль инновационных инфокоммуникационных технологий в формировании имиджа города'

Роль инновационных инфокоммуникационных технологий в формировании имиджа города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ГОРОД / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕКЛАМА / IMAGE / CITY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / ADVERTISING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калиева О. М., Шаманова Н. И.

В статье содержатся рекомендации по формированию имиджа города с использованием новейших технологий в сфере рекламы. Детально раскрыты понятия «Имидж города» и «Инфокоммуникационные технологии», а также представлена тесная взаимосвязь этих двух понятий при выдвижении города на Всероссийский и Международный уровни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль инновационных инфокоммуникационных технологий в формировании имиджа города»

Калиева О.М.1, Шаманова Н.И. ©

Научный руководитель - к.э.н., доцент, заведующая кафедрой маркетинга, коммерции и рекламы,

Оренбургский государственный университет

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ГОРОДА

Аннотация

В статье содержатся рекомендации по формированию имиджа города с использованием новейших технологий в сфере рекламы. Детально раскрыты понятия «Имидж города» и «Инфокоммуникационные технологии», а также представлена тесная взаимосвязь этих двух понятий при выдвижении города на Всероссийский и Международный уровни.

Ключевые слова: имидж, город, инфокоммуникационные технологии, реклама Keywords: image, city, information and communication technology, advertising

Реалии современного мира таковы, что наличие привлекательного имиджа становится наиболее значимым фактором для всех сфер общественной жизни, от индивидов до территориальных образований. Для последних он стал помимо всего прочего существенным фактором конкурентоспособности и перспектив развития.

Крупные города всегда становились предметом пристального внимания туристов и инвесторов, остающихся потенциальными поставщиками финансовых ресурсов в местный бюджет, который у большинства муниципальных образований является дефицитным. Сегодня большинство городов России не могут продемонстрировать высокий уровень экономического развития и известности за пределами страны. На территории России большое количество маленьких, ничем не приметных городов и сел, которые имеют огромные трудности в сфере образования, трудоустройства, медицинского обслуживания, туризма и т.д. На сегодняшний день огромное количество городов с одинаковыми проблемами, но в большинстве случаев выход из этих проблем один - это повышение привлекательности территории, формирование ее благоприятного имиджа.

Современная литература переполнена множеством трактовок понятия «имидж территории и имидж города».

Так, например, по Д.В. Визгалову, «имидж территории - это находящаяся в сознании совокупность устоявшихся (но необязательно системных и верных) представлений о территории. Имидж формируется из трех элементов - одной объективной характеристики и двух субъективных характеристик. Объективная составляющая формируется, например, исходя из характеристик территории, субъективная - исходя из личного опыта, личного представления формирующегося о территории, а также исходя из мнения и стереотипов других людей. [2]

Другой автор, И.С. Важенина, определяет имидж города как совокупность неких убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу особенностей города. Автор считает, что это достаточно личное представление о городе, оно может формироваться вследствие полученного напрямую из личного опыта (в результате проживания на его территории) или опосредованно (например, со слов очевидцев, из материалов СМИ и т.д.).[1]

Интересна трактовка Н.М. Старинщикова: «имидж города можно определить как

психологически формируемый его образ, направленный на создание положительного отношения к городу с целью повышения привлекательности проживания в городе, привлечения экономических ресурсов и увеличения валового городского продукта. Имидж нематериален и формируется в сознании людей, приобретая положительную или отрицательную окраску. Как правило, в результате стратегического управления образ города становится положительным и четким».[5]

Все рассмотренные определения понятия «имидж города» можно разделить на две основные группы в зависимости от степени сознательного участия в процессе его формирования субъектов управления:

- естественно сформированный имидж территории, то есть в процесс формирования имиджа территории субъекты управления не вмешиваются, либо их вмешательство сведено к минимуму и оно бессознательно;

©© Калиева О.М., Шаманова Н.И., 2013 г.

- искусственно сформированный имидж территории, то есть когда имидж территории целенаправленно формируется субъектом управления.

Формирование и изменение имиджа города происходит посредством имиджевой политики, проявляющейся в планировании развития города и пропаганде разных сторон его жизнедеятельности, качества продукции и услуг, истории и традиций, ярких проявлений сотрудничества с другими городами, регионами и странами. Имидж города складывается из тех сторон жизнедеятельности, которые субъекты в состоянии изменить. Особое значение при этом имеет использование инфокоммуникационных мероприятий. Имиджевая политика является частью городского маркетинга, который представляет собой процесс планирования, координации и контроля прямых связей городского управления с его различными партнерами и целевыми группами.

Информационная коммуникация - это современная информационная телекоммуникационная инфраструктура. Понятие «инновационные инфокоммуникационные технологии» содержит в себе две составляющие: новейшие информационные технологии и новейшие телекоммуникационные

технологии. [4]

Информационные технологии, телекоммуникации, а также любые цифровые медиа - это сфера, которая во всем мире на протяжении долгих лет подвержена непрерывным, стремительным, кардинальным изменениям. Ежеминутно во всех странах мира, в эпицентре мировых технологических инноваций - в научно-исследовательских институтах, за стенами корпораций мировых компаний ведутся войны за оригинальную идею, креативное решение и новое предложение. Сфера коммуникаций и новых технологий, проникая во все отрасли повседневной жизни человека, является одной из самых влиятельных на частную и рабочую жизнь человека, социальную сферу, экономику, имидж и статус города, и в целом страны в мировом аспекте.

Как показывают международные исследования, между развитием инфокоммуникационных технологий и формированием экономического благополучия страны и ее городов, и имиджа в частности существует крепкая связь.

На сегодняшний день широкую известность приобрели основные носители инноваций в рекламе: интернет, мобильная связь и наружная реклама. Широкомасштабное развертывание технологий оказывает влияние на различные отрасли национальной экономики, способствуя ускорению и увеличению масштаба технологического прогресса и, в конечном счете, обеспечивает рост ВВП как отдельных регионов, городов так и страны в целом. Стоит отметить что, развивающиеся страны с высокоразвитой инфокоммуникационной инфраструктурой привлекают к себе больше аутсорсинговых компаний и заграничных инвесторов.

Развитие инфокоммуникационных технологий является одним из стратегических направлений модернизации экономики, и инвестиций в ее развитие, которое способствуют усилению стратегического положения любой страны и ее отдельных регионов в долгосрочной перспективе.

Использование возможностей, которые дают новые технологии, а также внедрение инновационных разработок в сфере рекламы создает платформу для:

- улучшения инфокоммуникационной инфраструктуры города, которая создает основу для развития новых сервисов для обслуживания населения, деятельности локального бизнеса и государственных учреждений;

- подключения к социальной и бизнес активности удаленных и малонаселенных территорий, деятельности локального бизнеса и государственных учреждений;

- повышения уровня эффективности государственного управления хозяйством и социальной сферой, населения, деятельности локального бизнеса и государственных учреждений;

- повышения скорости обмена информацией, распространения электронных сервисов и появления новых форм связи населения и предприятий между собой, с иностранными партнерами, органами государственной власти, муниципальными службами, а также медицинскими и образовательными учреждениями;

- повышения уровня информированности и узнаваемости территорий, увеличение рейтинга и усиление положительного имиджа города.

На уровне городов, а затем и на уровне страны в целом новые технологии способствуют увеличению производительности труда, созданию новых бизнесов и рабочих мест, улучшению социальной сферы и качества жизни населения городов, что в следствие ведет к формированию положительного имиджа города других российских городов - конкурентов, призвано:

- развитие инновационных инфокоммуникационных технологий;

- повышение уровня технической образованности населения;

- улучшение качества и удобства связи, развитие социальных электронных порталов;

- доступность средств мультимедиа и многое другое.

На государственном уровне развитие новых технологий в рекламе позволит городу, а затем и стране в целом подняться в рейтингах по уровню развития информатизации. Установлено, что измерение уровня развития инфокоммуникационных технологий используется государствами для анализа проблемных зон в политике и осуществления мониторинга прогресса в области внедрения новых технологий.

Современная Россия по сценарию своего развития повторяет мировые международные

тренды:

- высокие темпы развития высокоскоростных технологий связи и доступа к Интернету;

- рост предложения и потребления современных информационных и цифровых услуг;

- увеличение спроса на качественный, разнообразный, информационный, образовательный и развлекательный контент с применением новейших технологий рекламы.

Проекты в области развития инфокоммуникационных технологий являются общественно и национально значимыми для любого государства: его городов и регионов. Реализация таких проектов, помимо прямого экономического эффекта от их внедрения, способна повлиять на рейтинг, занимаемый городом и страной по уровню развития инфокоммуникационных технологий.

Период 2012 - 2020 гг. может стать кульминацией в формировании положительного имиджа России (включая отдельные города) как потенциального лидера в области развития инфокоммуникационных технологий в мире, за счет:

- планомерного масштабного запуска технологий связи нового поколения и развития современных мультимедийных услуг на их основе;

- обеспечения технического доступа к современным массовым цифровым услугам и побуждения в использовании их населением, бизнесом и государственными служащими;

- поддержки со стороны государственных и частных инвесторов инновационных, уникальных и востребованных проектов для России в телекоммуникационной и медиасреде;

- активного партнерства с западными игроками по внедрению успешных бизнес моделей, маркетинговых практик и способов использования новых видов услуг в цифровой среде;

- формирования и усиления института современного технического и инфокоммуникационного образования, повышения уровня технологической грамотности населения.

Основными задачами отрасли инфокоммуникационных технологий на государственном уровне в России также являются:

- рост эффективности распределения государственных расходов на информационные технологии;

- совершенствование законодательства и нормативно-справочной информации в соответствии с международными стандартами;

- развитие системы «электронного правительства», электронных государственных и муниципальных услуг для решения внутренних задач, направленных на увеличения эффективности работы государственных органов и удобство их использования населением и бизнесом на международном уровне;

- развитие информационного пространства и выход городов России на новый уровень с использованием инновационных инфокоммуникационных технологий в рекламе.

Причиной низкого уровня распространения инфокоммуникационных технологий и развития информационного пространства общества в России, является низкий уровень развития многих субъектов Российской Федерации. Города необходимо развивать и совершенствовать, привлекать в них инвесторов и гостей за счет внедрения новейших инфокоммуникационных технологий.

Пару лет назад японские и американские производители рекламы совершили переворот в сфере рекламных технологий. Он был бы невозможным без использования инновационных технологий. Эффективность разработанных и внедряемых инновационных рекламных носителей в несколько раз превосходят, и по сей день, традиционную рекламу.

Задача современной рекламы для города — выделиться из потока информации, который обрушивается ежедневно на жителей городов, повысить степень восприятия конкретной рекламной информации. Решить поставленную задачу без использования новейших дизайнерских и компьютерных технологий в сфере рекламы абсолютно невозможно. Не секрет, что конкуренция есть даже среди городов и необходимо постоянно привлекать внимание потенциальных гостей, инвесторов

и жителей города. И сегодня население все сложнее удивлять, а соответственно, выделяться и запоминаться, ведь уровень рекламного шума непрерывно растет. По большому счету повсюду можно встретить коммерческую рекламу, рекламу товаров и услуг, а не рекламу городов и их ценностей.

Нужно концентрировать рекламные усилия и на формирование имиджа города. Для начала нужно создать благоприятную имиджевую обстановку внутри города, а затем выйти на российский и международный уровень.

На сегодняшний день среди всех существующих видов рекламы распространена интерактивная, мобильная, SD-реклама, которая в сочетании с современной качественной печатью позволяет создавать действительно высокоэффективную, впечатляющую рекламу. Но постепенно потребитель рекламы перестает удивляться стандартными средствами рекламы и хочет увидеть что-то более впечатляющее. Как раз инновационные рекламные технологии позволят добиться такого эффекта. Для инновационных инфокоммуникационных технологий в рекламе характерна большая нацеленность на конкретного потребителя, построение непосредственного контакта с ним. А, как известно, для построения положительного имиджа города необходимо установить прочную связь между городом и каждым его жителем.

Сегодня для формирования имиджа города можно использовать ряд новейших инфокоммуникационных технологий в сфере рекламы, среди которых выделяются:

1) интерактивные витрины и другие поверхности с динамически изменяющимся изображением и текстом, которые привлекают внимание и формируют позитивное отношение граждан к планируемым событиям города;

2) виртуальный промоутер в настоящее время является наиболее эффектным рекламным инструментом. Используя эту технологию, невозможно не обратить внимания на обращение какой-либо известной персоны в виртуальном исполнении к жителям города с той или иной информацией;

3) левитроны - висящие или вращающиеся в воздухе макеты, каких либо товаров или объемных изображений, например, городской символики, которые автоматически привлекут внимание жителей;

4) туман-экран - экран для демонстрации, состоящий из мельчайших капель воды. Особенность туман-экрана — свободный вход зрителя в изображение без последующего повреждения его. Такую технологию можно использовать на праздновании различных мероприятий, при скоплении большого числа жителей;

5) волшебное зеркало - еще один из видов рекламоносителей, который способен преобразовывать свойства своей поверхности. Такие зеркала можно вывесить даже на главной улице города для привлечения внимания;

6) цифровые постеры могут использоваться как отдельная реклама и некая навигация в местах продаж, так и в комплексе со стендами и рекламными стойками;

7) электролюминесцентные панели и указатели - плоские и достаточно гибкие анимационные постеры. Указатели помогут ориентировать гостей на улицах города и сделают этот процесс более увлекательным;

8) проекция позволяет отображать символы, надписи или любые другие изображения на асфальте, стенах зданий, потолке или просто на любой поверхности;

9) пространственные стикеры представляют собой оригинальное объемное изображение, которое неизменно привлечет внимание потенциального покупателя, а вызывая позитивные эмоции и удивление, отлично отложиться в памяти у зрителя;

10) яркие флуоресцентные доски, наглядно представляют плоскую поверхность, на которой любой написанный текст обретает неоновое свечение. [3]

Применение не всех, но хотя бы некоторых технологий позволят изменить развитие рекламы, а в целом и внешний вид города выдвинуть на новый уровень. Жителям и гостям города будет интересно вместо привычного вида увидеть что-то яркое, вызывающее удивление и бурю эмоций. Ведь реклама для современного города - важная часть его благополучия и процветания. Сегодня инновационная реклама должна основываться на использовании новейших креативных технологий и оригинальных способах передачи информации.

Именно использование инновационных инфокоммуникационных технологий рекламы способствует созданию положительного имиджа товара, города и даже страны.

Имидж, бренд города - это тоже некий товар. И формировать его необходимо используя инновационные технологии.

Инновационные инфокоммуникационные технологии рекламы - это креатив, уникальность и удобство в сфере современных разработок, как способ привлечения внимания жителей к внешнего облику города, так и привлечение гостей и туристов из других городов-конкурентов.

Как известно, имидж города формируется под воздействием рекламы. Уникальный, запоминающийся имидж города, а впоследствии и бренд города формируется с помощью инновационных инфокоммуникационных технологий. Применение рассмотренных технологий приведет к обеспечению привлекательного образа города и изменению его жизни в целом.

Литература

1 Важенина И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде I И.С. Важенина II Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - №6. - С. 82 - 98.

2 Визгалов Д. Маркетинг города I Д. Визгалов. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. - 110 с. ISBN 971-5-8130-0129-1

3 Инновационные технологии в рекламе [Электронный ресурс]! Дизайн и реклама. - 2011. - Режим доступа: http:IIdizain-reklama. ru

4 Развитие отрасли инфокоммуникационных технологий в России [Электронный ресурсу Международная консалтинговая компания J’son &Partners Consulting, специализирующаяся на рынках телекоммуникаций, медиа, ИТ и инновационных технологий в России, СНГ, Центральной Азии. - 2012. - Режим доступа: http:IIwww.j son.ruI

5 Старинщиков Н. Формирование и продвижение имиджа города [Электронный ресурс] I Н. Старинщиков II Научно-практический журнал «Деловая имиджелогия». - 2009. - Режим доступа: http:IIwww.ci-journal.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.