Научная статья на тему 'Роль информационных технологий в совершенствовании управления жилищно- коммунальным хозяйством Чувашской республики'

Роль информационных технологий в совершенствовании управления жилищно- коммунальным хозяйством Чувашской республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ / РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / МНОГОКВАРТИРНЫЕ ДОМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова Ольга Викторовна, Ковалева Татьяна Александровна

Рассмотрены значение и роль информационных технологий для развития субъектов экономики в современных условиях; дана оценка результатам создания государственной информационной системы, которая позволит республике достичь эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством; особое внимание уделено исследованию процессов внедрения информационных технологий для потребителей жилищно-коммунальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карпова Ольга Викторовна, Ковалева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий в совершенствовании управления жилищно- коммунальным хозяйством Чувашской республики»

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN PERFECTION OF MANAGEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF

CHUVASH REPUBLIC

Карпова Ольга Викторовна

к.э.н., доцент/доцент кафедра региональной экономики и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» г. Чебоксары karpova_1957@mail.ru Ковалева Татьяна Александровна

магистрант

кафедра региональной экономики и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» г. Чебоксары freesniper@gmail.com

Аннотация. Рассмотрены значение и роль информационных технологий для развития субъектов экономики в современных условиях; дана оценка результатам создания государственной информационной системы, которая позволит республике достичь эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством; особое внимание уделено исследованию процессов внедрения информационных технологий для потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Annotation. Considered the value and role of information technologies for development of subjects of economy in modern conditions; the estimation of results of creation a state information system which will allow republic to achieve effective management of housing and communal services; special attention is paid to

investigation of the processes création information technologies for users of housing and communal services.

Ключевые слова: информационные технологии, жилищно-коммунальное хозяйство, регион, государственная информационная система, управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, жилищная инспекция, многоквартирные дома.

Key words: information technologies, housing and communal services, region, state information system, managing company, municipal services, housing inspection, tenement-houses.

Введение. Одной из основных причин продолжающейся стагнации жилищно-коммунального хозяйства является отсутствие прозрачной и четко отлаженной системы управления жилищно-коммунальной сферой и связанная с этим неэффективная деятельность жилищно-коммунальных предприятий. В связи с этим на современном этапе развития экономики встал вопрос об использовании новых методов и инструментов управления данной сферой. Наиболее актуальным является, на наш взгляд, внедрение информационных технологий в систему управления жилищно-коммунального хозяйства в регионе, что позволит открыть новые возможности для управления данной сферой и обеспечить население качественными услугами.

Роль информационных технологий в развитии экономики. В 70-е годы XX века стало ясно, что мир и общество неизбежно войдет в новую стадию развития, связанную с активным распространением электроники и появлением компьютеров. Быстрое развитие информационно-компьютерных технологий и объединение компьютеров в сети позволило обществу за столь короткий период совершить скачок развития, связанный с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: государственное управление, образование, науку, культуру, промышленность, менеджмент, ЖКХ и т. д.

На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что человек вступил в новую историческую фазу - информационную эпоху, в которой

главный по ценности ресурс представляет информация. Являясь элементом экономического потенциала, которым располагает общество, информация создает практически неограниченные возможности для развития всех сфер жизни - от промышленности и банковского дела до медицины и образования. Постоянный рост объемов информационных потоков побуждает общество создавать новые способы управления информацией для получения еще большей выгоды от ее использования.

Сегодня в сфере производства товаров и услуг все чаще и чаще процесс информатизации занимает лидирующие позиции, объясняющиеся тем, что преобладающим видом профессиональной деятельности человека становится сбор, накопление, хранение, обработка, обмен, копирование, распространение, использование и продуцирование информации. Таким образом, информация стала неотъемлемой частью процесса общественного производства и как следствие становится не только ценным ресурсом, но и одним из важнейших составляющих элементов экономических процессов и экономики в целом.

Однако, ставя информацию в один ряд с другими ценнейшими для человека ресурсами, к примеру, полезными ископаемыми, необходимо учитывать ее принципиальные отличия, а именно:

1. Информация при ее потреблении не заканчивается, она может быть использована много раз. При этом количество информации не становится меньше, а качество хуже.

2. Со временем информация может терять свою ценность, так как сведения актуальные сегодня могут стать устаревшими завтра.

3. Информация настолько гибкая, что может быть изложена всевозможными способами, в зависимости от задач ее потребления, целевой аудитории, места, сферы применения и других факторов.

4. Информацию сложно создать, но легко тиражировать, создавая столько копий, сколько потребуется.

С целью структурирования знаний, многообразие методов и способов хранения, использования и обработки информации объединено в общее

понятие - информационные технологии. Именно грамотное использование информационных технологий сегодня становятся ведущим фактором развития большинства стран мира, в том числе и России.

Анализ внедрения информационных технологий в систему управления жилищно-коммунальным хозяйством Чувашской Республики. На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии рассматриваются Правительством Российской Федерации как одно из важнейших направлений развития страны и как средство повышения уровня жизни граждан, развития бизнеса и привлечения потенциальных инвесторов.

Если рассматривать опыт регионов, то, к примеру, за последние годы в Чувашии достигнут значительный прогресс в области информатизации общества: компьютеризация населения, построение оптоволоконных компьютерных сетей с широкой пропускной способностью, обширное покрытие сотовой связью с возможностью высокоскоростного доступа в интернет (почти 98% территории республики), информатизация государственных и частных организаций, создание сайтов, предоставляющих информационные сервисы в сети интернет, развитие соответствующего законодательства и т.д.

Согласно данным Росстата, по итогам 2012 года Чувашия заняла второе место в рейтинге регионов Приволжского федерального округа по наличию Интернета в домашних хозяйствах. Удельный вес домашних хозяйств, подключенных к Интернету, составил 65,4 %. В городах этот показатель равен около 76%[1].

Достигнутый в Чувашии уровень развития информационно-коммуникационных технологий требует реализации единой стратегии развития региона, включающей как построение сетей, развитие инфраструктуры, автоматизацию отдельных отраслей, так и решение задачи развития информационного общества в целом.

В связи с этим в Чувашской Республике в 2013 году была принята государственная программа «Информационное общество Чувашии» на 2014-

2020 годы. Целью программы является развитие на территории республики информационных и телекоммуникационных технологий в экономической, социально-политической, культурной и других сферах жизни общества.

В силу уже имеющихся технологических возможностей основное направление политики будет перенесено на формирование единого регионального информационного пространства и сервисов открытых данных, которые в равной мере могут использоваться как специалистами государственных структур, так и гражданами и сотрудниками частных организаций. Это неизбежно должно повлечь за собой изменения в области информационного права и совершенствование организационно-методического обеспечения.

Развитие собственной ИТ-отрасли в Чувашии должно благотворно отразиться на имидже республике, привести к развитию экономики, а также позволит получить следующие преимущества:

- создание новых рабочих мест;

- развитие профессионального образования;

- развитие конкуренции среди компаний и предприятий, активно внедряющих информационные технологии;

- создание собственных импортозамещающих технологий в программном обеспечении, что особенно актуально в связи с введением ряда санкций для Российской Федерации со стороны других государств;

- заказная разработка и предоставление программного обеспечения как сервис за границы региона;

- привлечение инвестиций на льготных условиях на инновационные разработки;

- положительный имидж региона;

- дополнительные сервисы для граждан, повышающие качество жизни.

Наглядным примером обширной информатизации сферы жизни

общества, развитие которой сочетает в себе все перечисленные выше

привилегии, на сегодняшний день является отрасль ЖКХ. Много лет контроль над данной сферой практически не велся, в связи с чем накопилось не мало проблем. Это и непрозрачное тарифообразование и взаиморасчеты на рынке услуг ЖКХ, и необоснованный рост начислений (за последние 6 лет тарифы на коммунальные ресурсы выросли в среднем в 2,5 раза), и низкий уровень оказываемых услуг, и отсутствие достоверной информации о жилищном фонде и т.д.Как следствие - обоснованное недовольство граждан, а зачастую и прямая угроза их жизни и деятельности. Сегодня не вызывает возражений факт, что без полной перестройки системы ЖКХ, без внедрения качественных информационных технологий решить данные проблемы не удастся.

Так, 21 июля 2014 года Государственной думой Российской Федерации был принят закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», который регулирует создание, эксплуатацию и модернизацию ГИС ЖКХ[2].

Закон регламентирует создание единого для всех участников рынка сферы ЖКХ (от управляющих и ресурсоснабжающих организаций, органов власти до каждого отдельного жителя) информационного пространства, которое позволит сделать отрасль прозрачной и создаст условия для совершенствования управления сферой ЖКХ. Единая общероссийская ГИС ЖКХ объединит в себе лучшие региональные практики, в том числе и во многом опыт Чувашской Республики, где благодаря внедрению информационных технологий удалось выйти на уровень постоянного совершенствования управления ЖКХ.

С 2011 года в республике начал функционировать Портал ЖКХ (www.jkh.cap.ru), созданный на основании решения руководства республики -Указом Президента Чувашской Республики №89 от 07.10.2011 года в целях повышения информационной открытости и прозрачности сферы ЖКХ[3].

Проект, реализованный на базе системы «ГИС ЖКХ-Регион», развивался поэтапно. Так, в 2012 году была осуществлена интеграция Портала ЖКХ с расчетными системами управляющих компаний и ресурсоснабжающих

организаций. Благодаря этому результаты расчетов управляющих организаций с населением по каждому дому автоматически загружаются на Портал ЖКХ. Ресурсоснабжающие организации в свою очередь отображают информацию по поставке и оплате коммунальных ресурсов.

Таким образом, у населения появилась возможность с помощью Портала ЖКХ проводить анализ финансового взаимодействия управляющих и ресурсоснабжающих организаций и выявлять факты нарушения законодательства. Кроме этого каждый гражданин может посмотреть работы и услуги, выполняемые по своему дому, а также деятельность иных обслуживающих организаций, сравнить, сделать выводы. Руководство управляющих компаний понимает, что на основе такого сопоставления жильцы могут выбрать иную организацию или другой способ управления домом. Благодаря такому активному взаимодействуют граждан с управляющими копаниями, создается поле для здоровой конкуренции на рынке ЖКХ.

Для повышения эффективности работы Государственной жилищной инспекции была создана аналитическая система мониторинга потребления коммунальных услуг, которая на основе данных Портала позволила инспекторам контролировать начисления и оплату за ЖКУ и сравнивать данные управляющих и ресурсоснабжающих организаций.

Стоит отметить, что органы государственной власти республики активно стимулируют всех участников рынка ЖКХ к созданию конкурентной среды, принимая соответствующие нормативные акты, регламентирующие работу на Портале ЖКХ, в частности касающуюся обязательности заполнения информации.

По данным Министерства информационной политики и массовым коммуникациям Чувашской Республики в Чебоксарах были случаи, когда по итогам анализа заполнения информации на Портале были оштрафованы руководители управляющих компаний. За 2013 год в отношении юридических и должностных лиц за нарушения в части раскрытия информации о деятельности своей организации составлено 24 дела об административных

правонарушениях, наложено штрафов на сумму 1160 тысяч руб., за 1 полугодие 2014 года - 15 административных дел, а штрафов - на сумму 550 тысяч руб.[4]. Тенденция к уменьшению количества нарушений при возрастающем контроле говорит об эффективности принятых мер.

Контроль не только со стороны органов исполнительной власти и Государственной жилищной инспекции, но и со стороны самих жителей дисциплинирует управляющие компании, мотивируя к выставлению обоснованных начислений и исполнению действующего законодательства. На сегодняшний день на Портале представлено более 780 компаний (более 620 управляющих многоквартирными домами, более 110 ресурсоснабжающих организаций). Предоставление информации о своей деятельности управляющими компаниями, согласно Постановлению Правительства РФ от 23.09.2010 №731, в среднем составляет 85-90%. 35-40% данных организаций раскрывают информацию полностью, на 100%[5].

Сегодня Портал ЖКХ - это:

1. Около 210 тысяч страниц;

2. Постоянно обновляемые сведения более чем по 7 тысячам домам по Чувашской Республике;

3. Более 19 тысяч документов по домам;

4. Более 11 тысяч фотографий домов.

Согласно статистике, автоматически формирующейся на Портале ЖКХ, ресурс ежедневно посещают более 2 тысяч человек (ежемесячно 55-70 тысяч), в период приема показаний посещаемость достигает 7 тысяч в день. Ежемесячно подают показания в электронном виде более 15 тысяч домохозяйств Чувашии. Анализ возрастной структуры аудитории Портала ЖКХ за 2011-2014 гг. показал, что половину пользователей (48,50%) Портала ЖКХ составляют люди в возрасте от 25 до 34лет. Наибольшую их представленность на Портале можно объяснить тем, что, как правило, данная категория граждан наиболее мобильна, активно пользуется Интернетом, не боится осваивать новые инструменты, а также более готова доверять информации, представленной в сети, т.к.

изначально не настроена скептически к современным техническим средствам. Однако достаточно большой процент пользователей (14,70%) представляет категория в возрасте от 45 лет и старше. Это можно объяснить тем, что данная категория граждан финансово особо чувствительна к высоким тарифам и тщательнее отслеживает все произведенные им начисления. Чтобы быть в курсе последней информации, они готовы осваивать Интернет и новые технические инструменты. К тому же возможность оставлять на Портале показания счетчиков, проверять свои лицевые счета, получать и распечатывать квитанции не отходя от компьютера и оплачивать ЖКУ онлайн, существенно помогает людям экономить время. Ежемесячно через систему онлайн платежей принимается около 3000 платежей на сумму более 7,5 млн. рублей, что составляет около 16% от общего объема платежей[5].

Хорошо отлаженный механизм обратной связи с населением позволяет централизованно производить сбор и обработку обращений от жильцов. Каждая заявка о случившейся аварии регистрируется, оперативно составляется план работы (определяется ее состав, требуемое оборудование и материалы, квалификация персонала) и назначается исполнитель. Отчет о выполненной работе регистрируется в системе, после чего производится контроль исполнения работ и списания материальных затрат. Жители могут быть уверены, что каждая их заявка будет рассмотрена, а необходимые работы проведены. За время работы Портала поступило более 8000 обращений граждан, на 92% из которых был дан ответ, в том числе техническая поддержка Портала ЖКХ ответила более чем на 100 обращений[5].

Кроме этого немаловажно значение имеет образовательная функция Портала, заключающаяся в том, что все законопроекты федерального и регионального уровней, принимаемые в рамках модернизации системы ЖКХ, оперативно публикуются с разъяснениями. К примеру, Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416, опубликованном на Портале, была донесена информация об установленном обязательном перечне работ и услуг по управлению жильем, а также правилах их оказания[6]. Постановление

Правительства РФ от 03.04.2013 №290 знакомит граждан с минимальным перечнем работ по содержанию общего имущества [7]. Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 №493 регламентирует деятельность органов Государственного жилищного надзора [8]. Постановление Правительства РФ от 16.04.2013 №344 доносит информацию об ограничениях размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды, нормативами, устанавливаемыми региональными властями [9].

Доступность информации обо всех вносимых изменениях делает сферу ЖКХ понятной и прозрачной для граждан. Снимаются многие вопросы о расчетах начислений, тарифах, работах и услугах, что значительно облегчает деятельность и снижает трудозатраты управляющих компаний, органов надзора, а также экономит время самих граждан.

Еще одной немаловажной функцией Портала ЖКХ является освещение вопросов, связанных с актуальной темой капитального ремонта многоквартирных домов. Сегодня почти половина домов по всей России, в которых проживает около 48 млн. человек, нуждаются в капитальном ремонте. Однако многие граждане не понимают, как складывается сумма взноса на капитальный ремонт, что и когда ожидать за уплаченные ими деньги. Кроме публикации всех законов, регламентирующих деятельность по капитальному ремонту, в ближайшее время планируется реализовать в рамках Портала ЖКХ освещение хода проведения капитального ремонта в разрезе всех домов, попавших в программу.

Работы по внедрению информационных технологий в сфере ЖКХ в Чувашии будут продолжены. В связи с принятием федерального закона о ГИС ЖКХ проект будет доработан согласно его требованиям для последующей интеграции в общероссийскую систему. В частности будет реализован механизм по заполнению и учету электронных паспортов жилых домов, проведен мониторинг технического состояния жилищного фонда республики, автоматизирована работа регионального оператора капитального ремонта и др.

Реализация приведенных выше мероприятий позволит создать в информационном пространстве Чувашской Республики полноценную интегрированную региональную систему управления ЖКХ. Это в свою очередь повысит прозрачность и точность оперируемых данных в области жилищных отношений, создаст эффективный инструмент контроля и управления, снизит издержки времени при получении необходимой информации.

На сегодняшний день, внедрение Портала ЖКХ в Чувашской Республике обеспечило жителям новый уровень социального комфорта, а для основных игроков рынка сферы ЖКХ создало условия для совершенствования управления ЖКХ и развития конкурентной среды. Каждый житель республики теперь становится активным участником сферы ЖКХ. Он может получать и отслеживать всю необходимую ему информацию, оперативно сообщать Государственной жилищной инспекции о неправомерных действиях управляющих компаний. А главное - вступить в активный диалог с участниками сферы ЖКХ, побуждая их тем самым качественно исполнять свои обязанности и оказывать услуги, за которые взимается плата. На Портале ЖКХ жители видят, какие услуги они вправе ожидать за свои деньги. Все это приводит к снижению уровня необоснованных начислений за жилищно-коммунальные услуги и, следовательно, повышает доверие населения. Жители охотнее оплачивают понятные им платежные документы, что в свою очередь снижает дебиторскую задолженность за жилищно-коммунальные услуги.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что внедрение информационных технологий выводит жилищно-коммунальное хозяйство на новый уровень развития, позволяет сделать систему управления данной сферой более открытой и прозрачной. Представляется, что приоритетными направлениями совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на ближайшую перспективу являются: создание системы эффективного общественного контроля за деятельностью управляющих компаний, оформления кондоминиума, так как собственник

жилья не является совладельцем недвижимого имущества, т.е. нет четкой спецификации прав собственности, а также расширение источников информации о деятельности не только управляющих компаний, но и ресурсосберегающих организаций.

Список литературы

1. Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www. gks.ru/

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 года

№209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». - Режим доступа: http:// gov.cap.ru/

3. Указ Президента Чувашской Республики от 07 октября 2011 года №89 «О дополнительных мерах по обеспечению и защите прав и законных интересов населения Чувашской Республики при предоставлении жилищно-коммунальных услуг». - Режим доступа: http://gov.cap.ru/

4. Портал органов власти Чувашской Республики. - Режим доступа: http://gov.cap.ru/

5. Портал ЖКХ Чувашской Республики. - Режим доступа: http://www.jkh.cap.ru/

6. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами». -Режим доступа: http://gov.cap.ru/

7. Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». - Режим доступа: http:// gov.cap.ru/

8. Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 №493 «О государственном жилищном надзоре». - Режим доступа: http://gov.cap.ru/

9. Постановление Правительства РФ от 16.04.2013 №344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

по вопросам предоставления коммунальных услуг». - Режим доступа: http://gov.cap.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.