Научная статья на тему 'Организационные и экономические аспекты управления и хозяйствования в жилищно-коммунальной сфере региона'

Организационные и экономические аспекты управления и хозяйствования в жилищно-коммунальной сфере региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ДОГОВОР / МОНИТОРИНГ / ЗАТРАТЫ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянова Галина Александровна

В данной статье рассматривается механизм внедрения контроллинга в жилищно-коммунальном хозяйстве Чувашской Республики, анализируется необходимость и достаточность реформирования как внутренней организационной структуры организаций данной сферы, так и методов управления бизнесом, одним из которых является организация процесса мониторинга через бюджетирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные и экономические аспекты управления и хозяйствования в жилищно-коммунальной сфере региона»

УДК 332.871

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ РЕГИОНА

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF MANAGEMENT AND MANAGING IN HOUSING-AND-COMMUNAL SPHERE OF REGION

Г. А. Емельянова G. A. Emelyanova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В данной статье рассматривается механизм внедрения контроллинга в жилищно-коммунальном хозяйстве Чувашской Республики, анализируется необходимость и достаточность реформирования как внутренней организационной структуры организаций данной сферы, так и методов управления бизнесом, одним из которых является организация процесса мониторинга через бюджетирование.

Abstract. The mechanism of introduction of controlling in housing and communal services of the Chuvash Republic is considered in the article, necessity and sufficiency of reforming internal organizational structure of the organization of the given sphere and methods of business management one of which is the organization of the process of monitoring through budgeting are analyzed.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, договор, мониторинг, затраты, бюджетирование, тарифная политика.

Keywords: housing and communal services, contract, monitoring costs, budgeting, tariff policy.

Актуальность исследуемой проблемы. Жилищно-коммунальное хозяйство Чувашской Республики в настоящее время переживает посткризисный период, обусловленный неэффективной системой управления, сложным финансовым положением, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, высокой степенью износа основных фондов, существенными потерями энергии, воды и других ресурсов. Серьезной причиной убыточности предприятий явились упущения в области нормативного регулирования и сложившейся практики формирования договорных отношений по продаже коммунальных ресурсов и предоставлению коммунальных услуг при разных способах управления многоквартирными домами. В настоящее время также существуют свои особенности формирования договорных отношений между управляющими компаниями (УК), товариществами собственников жилья (ТСЖ) и ресурсоснабжающими организациями. Эти особенности указывают на несовершенство отношений управляющей компании и ресурсоснабжающей организации, позволяющей не учитывать средства граждан за коммунальные услуги в доходах управляющих организаций через расчетно-

кассовые центры, их функции в обеспечение расчетов между участниками отношений в жилищно-коммунальной сфере в посткризисный период развития экономических отношений, порядок заключения с расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) договоров, их существенные условия и порядок исполнения, расчеты за жилье, коммунальные услуги и коммунальные ресурсы. Необходимо разработать рекомендации по проведению подготовительной работы в части принятия тарифов на жилищно-коммунальные услуги. При утверждении тарифов органы местного самоуправления не всегда учитывают рекомендации экспертов, принимают тарифы ниже экономически обоснованных, без учета рентабельности и т. д. Большинство плательщиков не понимают, почему существующая система формирования тарифов на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства убыточна для подавляющего большинства организаций жилищной сферы, которые являются поставщиками услуг, в связи с чем эти предприятия повышают тарифы на свои услуги. Часто тарифы на услуги достаточно велики, и при этом нет грамотного обоснования их роста. Такая система не заинтересовывает предприятия в снижении затрат, тем самым не стимулирует к повышению эффективности их деятельности. Надо заметить, что с проводимыми реформами ЖКХз которые заключаются только в повышении цен, не согласны не только большинство россиян, но и эксперты Всемирного банка, которые анализ провели задолженность населения России по уплате жилищно-коммунальных услуг. По расчетам экономистов, обещанная реформа ЖКХ может увеличить число бедных с официальных 20 до 50 %. Износ коммуникаций и инженерных сетей жилого фонда РФ колеблется в пределах 60 %, 12-15 % жилого фонда нуждается в капремонте. Это касается и состояния жилищно-коммунальной системы Чувашской Республики в целом.

В связи с этими обстоятельствами необходимо активизировать работу по исследованию наиболее проблемных мест организационно-экономических аспектов развития системы жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. В большинстве представленных в настоящее время работ авторы уже рассматривают деятельность в жилищнокоммунальной сфере не как прикладную область экономических исследований, а как самостоятельное направление теоретической и практической экономической мысли, так как отношение к науке об экономике жилищно-коммунального комплекса как к прикладной ограничивает исследователей отраслевыми рамками и сужает выбор теоретических методов решения отраслевых проблем. Коммунальная деятельность с точки зрения ее практического использования не вписывается ни в одну классическую схему экономической теории, что и должно быть основанием для выработки специфических принципов и механизмов ее реализации. Однако многие экономисты и политики до сих пор абсолютно убеждены в незыблемости положений классической экономической теории в сфере жилищнокоммунальной деятельности. Поэтому не существует и единой научной концепции реформирования жилищно-коммунальной сферы, комплексно охватывающей различные направления, методы оценки, критерии и факторы экономического развития отрасли.

Материал и методика исследований. Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, фундаментальные исследования в области менеджмента, экономики, теории управления, прикладные работы по данной проблеме, действующее российское законодательство, нормативные акты и другие официальные документы, регулирующие функционирование и развитие ЖКХ регионов и муниципальных образований Российской Федерации.

Была использована совокупность приемов и методов научного познания социальноэкономических явлений и процессов: программно-целевого, статистического анализа,

метод сравнительного анализа и экспертных оценок. В качестве эмпирического материала использовались статистические данные Госкомстата Российской Федерации, Чувашской Республики, а также прикладные исследования по данной проблеме: программы, концепции и другие материалы по управлению ЖКХ.

Результаты исследований и их обсуждение. Новые экономические условия организации деятельности управляющих организаций определяют актуальность функционирования ТСЖ как самостоятельной формы управления. Необходимо проанализировать деятельность ТСЖ с точки зрения заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, выработать рекомендации по порядку организации органом местного самоуправления финансирования капитального ремонта многоквартирных домов во исполнение закона № 185-ФЗ, исключающему налогообложение средств бюджета и средств собственников помещений.

Особо исследуются и договорные отношения между управляющей организацией, ресурсоснабжающей и РКЦ. Нормативное регулирование и сложившаяся практика формирования договорных отношений по продаже коммунальных ресурсов и предоставлению коммунальных услуг при разных формах управления многоквартирными домами свидетельствуют об особенностях формирования договорных отношений между управляющими и ресурсоснабжающими организациями, а также между ресурсоснабжающими организациями и ТСЖ, иными объединениями собственников. РКЦ обеспечивают расчеты между участниками отношений в жилищно-коммунальной сфере и регулируют свою деятельность порядком заключения договоров с управляющими организациями, в которых отражены их существенные условия и порядок исполнения, расчеты за жилье, коммунальные услуги и коммунальные ресурсы.

Тарифная политика для организаций коммунального комплекса регулируется методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок для организаций коммунального комплекса, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 520 от 14.07.2008 «Основы ценообразования» и методикой формирования двухставочных тарифов с учетом особенностей применения инвестиционных программ в области организационноэкономических аспектов развития жилищно-коммунальной системы [2].

При исследовании имущественных и правовых условий деятельности хозяйственных обществ в ЖКХ учитываются особенности применения порядка распоряжения объектами инженерной инфраструктуры в муниципальных образованиях, особенности создания муниципальных и межмуниципальных хозяйственных обществ, варианты по финансовым условиям договоров аренды муниципальных объектов, организационным и экономическим условиям концессионных соглашений.

В этой связи разработаны рекомендации по юридическому оформлению договоров на реализацию инвестиционных программ, а также договоров на подключение объектов к системам коммунальной инфраструктуры вследствие изменений законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Необходимо обратить внимание и на возможность применения различных вариантов реорганизации предприятий в ЖКХ с учетом создания холдинговых схем.

Особый аспект исследования - это изучение системы планирования и учета доходов и расходов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Учет доходов и расходов управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества

многоквартирных домов, по предоставлению коммунальных услуг, по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов поднимает вопросы их учета у ресурсоснабжающих организаций.

Новое в нормативном регулировании бухгалтерского учета на 2011 г. и применение упрощенной системы налогообложения необходимо анализировать и через призму арбитражной практики по налоговым спорам в ЖКХ. В связи с этим в нашем исследовании проведен мониторинг методик, направленных на совершенствование управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия ЖКХ. С помощью мониторинга могут быть решены следующие традиционные проблемы управления:

• низкая платежная дисциплина структурных подразделений организаций ЖКХ;

• неконтролируемая дебиторская задолженность;

• слабое управление затратами: отсутствие четкого понимания структуры затрат и их целесообразности;

• нехватка оборотных средств;

• уплата необоснованно высоких налогов в местный и федеральный бюджеты.

Мониторинг не только позволяет считать затраты по-новому, более естественно, но

и стимулирует высшее руководство думать в финансовых категориях, перемещая технологическое управление непосредственно к производственному процессу.

Технологическое управление делегируется соответствующему руководителю среднего уровня и тем самым локализуется в рамках тех подразделений предприятия, которые ведут определенную технологическую деятельность.

Сегодня в сфере управления затратами и финансовыми результатами деятельности организаций ЖКХ Чувашской Республики существует две основные проблемы.

Первая - переориентирование отечественной теории и накопленного опыта на решение новых задач, стоящих перед управлением предприятием в условиях рынка. Вторая - создание новых, нетрадиционных систем получения информации о затратах, применение новых подходов к калькулированию себестоимости услуг в сфере ЖКХ, подсчету финансовых результатов, а также методов анализа, контроля и принятия на этой основе управленческих решений.

В этом отношении значительный интерес для предприятий ЖКХ представляет изучение системы управленческого учета. Общепризнано, что управленческий учет является необходимым инструментом для управления организацией, позволяющим повысить качество и оперативность принимаемых управленческих решений, максимизировать ожидаемый результат и эффективно контролировать риски хозяйственной деятельности. Управленческий учет на большинстве предприятий системы ЖКХ не ведется или развит очень слабо. В основном это можно объяснить отсутствием единой методологической основы, методических рекомендаций по организации управленческого учета в отдельных отраслях отечественной экономики, а также периодом его становления и развития в отечественной практике.

Таким образом, исследование проблем методологии, методики организации управленческого учета в системе ЖКХ обусловлено:

• необходимостью систематизации и теоретического обоснования слагаемых и процедур учетного процесса с ориентацией на специфику хозяйственных операций, совершаемых в системе ЖКХ;

• повышением требований внешних и внутренних потребителей к качеству и надежности данных учета и отчетности для организации контроля над деятельностью организаций ЖКХ и управления ею с целью обеспечения эффективности хозяйствования, уменьшения убыточности и перехода на самоокупаемость;

• новым подходом к формированию тарифов на коммунальные услуги, учитывающим изменения в экономических отношениях, обусловленных государственной программой реформирования ЖКХ, к мониторингу затрат и результатов деятельности предприятий этой отрасли;

• необходимостью дальнейшего совершенствования организации и методики энергоаудита в системе ЖКХ, исходя из требований, связанных с реформированием отрасли.

По нашему мнению, типичными проблемами, с которыми сталкивается большинство предприятий ЖКХ, являются:

- отсутствие «прозрачности» системы учета затрат, позволяющей установить причины их возникновения и определить их экономически оправданную величину;

- недостаточный уровень ответственности и мотивации персонала на снижение уровня затрат и повышение эффективности деятельности компании;

- низкая оперативность получения фактической информации о текущей деятельности организаций в системе ЖКХ (расчеты, наличие финансовых ресурсов и т. п.);

- несовершенство (с точки зрения решения управленческих задач) системы внутренней финансовой отчетности;

- недостаточно высокая финансовая дисциплина линейных подразделений;

- недостаточная эффективность и несистематичность процедур планирования доходов, расходов и финансовых потоков [1, 32].

Мы придерживаемся мнения многих экономистов по поводу того, что в практике деятельности организаций ЖКХ необходимо и целесообразно разработать бюджет доходов и расходов (БДР), ведь тогда можно отталкиваться от той идеи, что из рыночных соображений бывает целесообразно планировать как безубыточность деятельности предприятия ЖКХ на некоторый промежуток времени, так и убыточность, сводя ее к минимуму. Цель БДР - связать доходы с возможной (прогнозируемой) реализацией услуг ЖКХ и расходами на их предоставление и осуществление. Ключевым этапом работ по построению системы контроллинга на предприятии системы ЖКХ является разработка методики учета затрат (МУЗ) и определения финансовых результатов. Этот документ закладывает основы построения корпоративной системы учета. В рамках его разработки выполняются следующие работы:

• построение единой для всех структурных подразделений классификации статей затрат;

• определение методики нормирования затрат для разделения затрат на экономически оправданные (полезные) и избыточные;

• создание методики расчета себестоимости услуг и работ организаций ЖКХ;

• разработка методики определения финансового результата (прибыли) в разрезе структурных подразделений, видов услуг [3, 17].

Методика учета затрат не может возникнуть сразу - в качестве основы используется то лучшее, что уже наработано в Activity Based Costing, Direct Costing и пр. и апробировано в условиях отечественного хозяйствования. В основе построения МУЗ для кон-

кретного предприятия лежит подход, состоящий в делении затрат на единообразно управляемые части - центры финансового учета (ЦФУ). При этом вводятся в рассмотрение центры прибыли, центры затрат и центры инвестиций, проявляется связь между различными видами деятельности и их долями в себестоимости услуг. На этом же этапе формализуется финансовая схема организации: кому и какие услуги оказываются, каковы финансовые потоки. На основе анализа выполняется оптимизация финансовой схемы с точки зрения налогообложения при соблюдении всех требований законодательства за счет устранения налогооблагаемых внутренних оборотов и других методов [3, 18].

Таким образом определяется, что можно сделать для обеспечения безубыточности при данном уровне реализации и данном уровне производственных и непроизводственных издержек, полученных по методике учета затрат. При этом, имея БДР, можно принять решение о перераспределении ресурсов или скорректировать уровень того или иного вида бизнеса предприятия (ранжировать их по вложениям).

Резюме. Значимость данного исследования состоит в том, что содержащиеся в нем обобщения и выводы способствуют расширению знаний о комплексном подходе к разработке теоретических и практических аспектов организационно-экономического механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса региона в условиях становления рыночных отношений в посткризисный период. Исследование вышеизложенных проблем способствует раскрытию противоречий, характерных для настоящего этапа развития экономических отношений, позволяет федеральным, региональным и муниципальным органам власти более эффективно прогнозировать экономические процессы, обосновывать подходы к выбору соответствующей политики по формированию нового экономического механизма в жилищно-коммунальной сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянова, Г. А. Организация управленческого учета в системе ЖКХ / Г. А. Емельянова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 129 с.

2. Постановление Правительства РФ № 520 от 14.07.2008 «Основы ценообразования».

3. Чикунова, Е. Управленческий учет: мировой опыт и возможности его использования в России / Е. Чикунова // Управление собственностью. - 2002. - № 4. - С. 16-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.