УДК 336.1
МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Е.А. Каменева,
кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры финансов, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)
В настоящее время особую социально-экономическую значимость приобретает проблема финансового оздоровления и повышения эффектив -ности функционирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в рамках реформы местного самоуправления, межбюджетных отношений и нового жилищного законодательства.
Несмотря на пятнадцатилетний опыт нововведений в ЖКХ, до сих пор не завершено формирование рыночных отношений и реформирование финан -сов в силу системных причин: неэффективной системы управления, дота-ционности и тяжелого финансового положения отраслевых предприятий, несовершенной тарифной политики, высоких затрат и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитости конкурентной среды и договорных отношений и, как следствие, высокой степени износа основных фондов, неэф -фективной работы предприятий, больших потерь энергии, воды и других ресурсов. Те процессы, которые наблюдаются в ЖКХ сегодня, свидетельствуют о значительных изменениях финансовых механизмов управления отраслью. Решая задачи исследования финансовых отношений в ЖКХ, необходимо отметить специфику сферы жилищно-коммунальных услуг и вы -делить субъектный состав участников исследуемого рынка, а также особенности построения договорных отношений, от эффективности которых зависит направление и качество отраслевых финансовых потоков.
Сфера ЖКХ по своим отраслевым характеристикам связана с предоставлением услуг по текущему функционированию жилищного фонда, его капитальному ремонту и проведению мероприятий по благоустройству придомовых территорий. Особенности ЖКХ обусловлены, прежде всего, наличием доли муниципальной собственности и социальной направленностью деятельности всех субъектов отрасли ЖКХ. Социальную ответственность участников предоставления жилищно-коммунальных услуг можно обосновать спецификой данных услуг. Для жилищно -коммунальных услуг характерны: принадлежность к группе жизнеобеспечения, социальная значимость , низкая заменяемость другими услугами. Как видно из вышеперечисленных особенностей, основной обобщающей характеристикой жилищ -но-коммунальных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, могут быть в виде доведенных до потребителей материальных носителей с определенными качественными показателями (тепловая и электрическая энергия, вода и т.д.), а также в виде непосредственно работ на объекте (обслуживание жилых домов, санитарная очистка и т.д.).
Новая система экономических отношений в ЖКХ предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и управления финансовыми потоками. Жилищный кодекс (ЖК РФ), вступивший в силу 1 марта 2005 г., ввел понятия «управление многоквартирным домом» и «управляющая организация», законодательно закрепив необходимость самостоятельного выбора способа управления своим домом для собственников помещений. В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ «управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных ус -луг гражданам, проживающим в таком доме».
Таким образом, деятельность, на основе которой строятся финансовые отношения субъектов рассматриваемой отрасли на современном этапе, - управление многоквартирным домом. Произошел переход от управления жилищным фондом к управлению общим имуществом в конкретном
многоквартирном доме. Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением (квартирой) принадлежит и доля в праве собственности на общее имущество дома. Таким образом, собственники помещений несут бремя расходов на содержание общего имущества. С другой стороны, данный подход обуславл ивает необход имость пообъектного уче -та затрат в ЖКХ, т.е. все средства, собранные с жильцов многоквартирного дома, направляются на нужды это -го конкретного дома. Таким образом, исключается возможность перекрестного субсидирования, что, без сомнения, приведет к повышению эффективности финансовых потоков.
Организация экономических отношений в ЖКХ строится и реализуется между следующими субъектами-участниками:
- управляющие субъекты, осуществляющие управление многоквартирными домами;
- потребители (собственники и наниматели помещений);
- органы власти;
- жилищные и ресурсоснабжаю-щие организации.
Управляющие субъекты.
В зависимости от способа управления в каждом конкретном доме определяется управляющий субъект (рис. 1): 1) собствен -ники при непосредственном управлении; 2) объединения жильцов (ТСЖ, ЖСК); 3) управляющие организации (коммерческие предприятия, индивидуальные предприниматели)1.
1. Непосредственное управление собственниками отражает полную ответственность жильцов за состояние и эксплуатацию многоквартирного дома. Опыт показы -вает, что это нововведение еще требует корректировок и дополнений. Инертность жильцов, отсутствие проработанной схемы заключения договоров каждого собственника с поставщиками жилищных и коммунальных услуг (практически нет прецедентов самоуправления в многоквартирных домах) еще долго будут тормозить раз -витие этой формы управления.
2. Товарищество собственников жилья (некоммерческая организация) создается, как правило, во вновь построенных или капитально отремонтированных домах, иногда по инициативе муниципалитета как собственника жилищного фонда в доме, реже - по инициативе самих жильцов. Уставные цели товарищества - управление уже имеющимся имуществом в интересах его собственников.
Кооператив организуется будущими жильцами как совместная собственность на комплекс недвижимого имущества, необходимого для обеспечения жильем чле -нов кооператива. По своим уставным целям кооператив аналогичен ТСЖ. Если все паевые взносы участников кооператива выплачены, ЖСК реорганизуется в ТСЖ, либо избирается другой способ управления, либо коо -ператив ликвидируется.
3. Управляющая организация. На сегодняшний день около 60% жилищного фонда России находится в управлении муниципальных унитарных предприятий. Коммер-
ческие компании и предприниматели вполне успешно ведут управление многоквартирными домами во многих го родах России - обеспечивают предоставление жилищных и коммунальных услуг. Наиболее эффективен вариант, когда частная управляющая организация одновременно является подрядчиком, выполняющим комплекс работ по содержанию и ремонту. Известна практика, когда коммунальное (ресурсоснабжающее) предприятие становится управляющей организацией.
УПРАВЛЕНИЯ
I
Органы местного самоуправления на открытом конкурсе выбирают управляющую организацию, если в течение 1 года со дня проведения конкурса жильцы самостоятельно не выбрали способ управления или если все помещения находятся в муниципальной собственности (не приватизированы)
1. Способы управления многоквартирным домом
Потребители.
Потребителей жилищно-коммунальных услуг можно разделить на три группы: население (собственники и наниматели жилья в многоквартирных домах), бюджетные организации и юридические лица. Поскольку объектом нашего исследования выступают экономические отношения, возникающие при управлении многоквартирными домами, в качестве потребителей мы обозначаем население (собственники и наниматели), проживающее в многоквартирных домах.
Органы власти (федерального, регионального, местного уровней).
Несмотря на то что ежегодно доля бюджетного финансирования отрасли ЖКХ в общей структуре финансового обеспечения ее функционирования снижается, повышение эффективности и своевременности финансирования целевых программ, различных возмещений вследствие государственного регулирования цен и тарифов, а также реализации государственной политики социальной защиты граждан при оплате жилищно-ком -мунальных услуг является одной из приоритетных задач проводимой реформы.
Жилищные и ресурсоснабжающие организации.
Организации ЖКХ, выступающие в качестве подрядчиков и действующие на основании заключенных с управляющим субъектом договоров подряда или возмездного оказания услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома, - жилищные организации. Коммунальные (ресурсоснабжающие) предприятия, выступающие в качестве продавцов коммунальных ресурсов управляющему субъекту, действуют на основании заключенных договоров ресурсоснабжения или агентских договоров.
Финансы жилищно-коммунальной сферы имеют сложную структуру, разнородны по своему составу и
СПОСОБЫ
I
Способ управления выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме
1. Непосредственное управление
2. Управление ТСЖ, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом
3. Управление управляющей организацией
включают в себя финансы всех субъектов экономических отношений: финансы управляющих субъектов, жилищных и ресурсоснабжающих организаций, потребителей и органов власти .
Ведущим звеном финансов ЖКХ являются финансы управляющих субъектов - собственников помещений (при непосредственном управлении), ЖСК и ТСЖ, управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Управление многоквартирными домами по своим отраслевым характеристикам связано с предоставлением услуг по текущему обслуживанию жилищно го фонда. Именно для обеспечения реализации данных услуг управляющие субъекты образуют и используют финансовые ресурсы, формируют доходы и осуществляют расходы .
Таким образом, финансы ЖКХ опосредуют денежные отношения, связанные с движением финансовых ресурсов в государственно-правовой и частно-правовой форме, с формированием и использованием на этой основе доходов управляющих субъектов отрасли для обеспечения бесперебойного обслуживания многоквартирных домов, включая предоставление качественных коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Финансы предприятий реализуются и функционируют в форме потоков финансовых ресурсов. Последние представляют собой всю совокупность денежных средств, которые используются и могут быть использованы в ходе финансовой деятельности и осуществления денежных операций2.
Основные финансовые потоки в ЖКХ формируются и используются управляющими субъектами, осуществ -ляющими управление многоквартирными домами. Финансовые потоки управляющего субъекта возникают по следующим направлениям:
1) денежные расчеты с ресурсоснабжающими организациями по поводу финансирования поставки коммунальных ресурсов;
2) денежные расчеты с жилищными (подрядными) организациями по поводу финансирования работ и ус -луг по текущему содержанию и ремонту, капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома;
3) денежные расчеты с потребителями жилищно-коммунальных услуг (собственниками и нанимателями жилья) в части сбора денежных средств;
4) денежные расчеты с бюджетной системой и внебюджетными фондами по поводу уплаты налоговых платежей и бюджетного финансирования в виде дотаций, субвенций и субсидий на возмещение разницы в ценах и тарифах, возмещение вследствие реализации государственной социальной политики по оплате жилищно-коммунальных услуг, финансирование целевых программ;
5) получение кредитов и инвестиций на развитие материально-технической и технологической базы от коммерческих банков, отечественных и зарубежных инвесторов, путем осуществления проектного финансирования, размещения ценных бумаг на фондовом рынке;
6) обслуживание долговых обязательств компании перед коммерческими банками и инвесторами путем своевременного погашения долга и процентов по нему;
7) любые формы расчетов по оплате труда, в том числе путем внедрения эффективных «зарплатных про-
ектов» с использованием пластиковых карточек и с акционерами путем выплаты дивидендов;
8) внесение страховых взносов и получение страхового возмещения при наступлении страхового случая (страхование ответственности подрядчиков, страхование ответственности управляющих компаний и т.п.);
9) внутриструктурное или внутриведомственное перераспределение денежных средств со своими филиалами, ассоциациями и вышестоящими управленческими структурами;
10) накопление денежных средств для дальнейшего развития формально завершает цикл движения финансовых активов и обязательств.
Итак, движение финансовых ресурсов управляющих субъектов в ЖКХ отражает две разнонаправленные груп-пы денежных потоков:
1) входящие финансовые потоки: выручка от реализации продукции (работ, услуг), амортизация и прибыль, внереализационные доходы, кредиторская задолженность, банковский кредит, страховые возмещения, бюджетные ассигнования и социальные трансферты, прочие поступления;
2) исходящие финансовые потоки: материальные и приравненные к ним затраты, дебиторская задолженность, инвестиции в основной капитал, расходы на оплату труда и управление; операционные расходы, возврат банковских кредитов, включая проценты, уплата страховых взносов, уплата налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему, прочие расходы и вложения.
От финансового состояния и платежеспособности управляющего субъекта зависит состояние финансов ре-сурсоснабжающих и жили щных (подрядных) организаций. Источниками формирования средств (входящих финансовых потоков) управляющего субъекта являются:
- оплата жилищно -коммунальных услуг потребителями;
- дотации, субсидии, субвенции из бюджета на покрытие разницы в тарифах в связи с государственным регулированием цен, в связи с реализацией социальной защиты и финансированием различных целевых программ (рис. 2).
И сходящие финансовые потоки формируются:
- путем финансирования работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также по обеспечению процесса предоставления коммунальных услуг;
- выплаты налогов.
Основанием к возникновению, прекращению или изменению направления финансовых потоков в сфере управления многоквартирными домами является договор, заключенный между собственником помещений, организацией-поставщиком (жилищная, ресурсоснабжа-ющая организация) и управляющим субъектом (ТСЖ, управляющая организация).
При непосредственном управлении собственники заключают договоры на обслуживание и на предоставление коммунальных услуг самостоятельно , но, как уже нами отмечалось, практически осуществить это на сегодняшний день не представляется возможным. Если организуется ТСЖ, то, являясь ор ганом управления, так же как и в первом случае, ТСЖ заключает дого воры на обслуживание жилья и предоставление коммунальных услуг с соответствующими предприятиями ЖКХ. Для
Выплаты на персонифицирован ные счета
ПОТРЕБИТЕЛИ
НАНИМАТЕЛИ
X
СОБСТВЕННИКИ
Плата за найм
Плата за содержание и ремонт; плата за коммунальные услуги
Плата
за кап.
ремонт
УПРАВЛЯЮЩИЙ субъект
(ТСЖ, управляющая организация)
БЮДЖЕТ
1. Орган власти.
2. Собственник помещений
I
1, 2
Финансиро -вание работ и услуг
Налоги
Жилищ ные ( подрядные ) организации
X
Ресурсоснабжающие организации
1
Рис. 2. Финансовые потоки в жилищно-коммунальной сфере:
1 - бюджетное финансирование, связанное с государственным регулированием цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан;
- бюджетное финансирование в порядке реализации государственной политики социальной защиты граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг;
- прочие виды бюджетного финансирования (реализация целевых федеральных, областных, муниципальных программ; оказание финансовой помощи отдельным организациям на осуществление целевых расходов).
2 - оплата жилищно-коммунальных услуг за нанимателей (если соответствующая плата для нанимателей установлена ниже, чем в договоре управления);
- оплата услуг по содержанию и ремонту и отопления по незаселенным квартирам;
- оплата капитального ремонта в доле муниципальных квартир.
потребителей основанием к оплате жи лищно-ко мму -нальных услуг в ТСЖ служит членство (только для соб -ственников), а также до говор возмездного оказания ус -луг по содержанию общего имущества многоквартир -но го дома (для нанимателей и жильцов, не вступивших в члены ТСЖ).
При выборе способа управления управляющей организацией с каждым собственником должен быть заклю -чен договор управления многоквартирным домом. Соб -ственники помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно определять условия договора управления: утверждать стоимость услуг по содержанию и ремонту, капитальному ремонту и сроки их выполнения, перечень коммунальных услуг. Исключением является договор управления с управляющей организацией, выб -ранной органами местного самоуправления на открытом конкурсе (ч. 5, ст. 161 ЖК РФ), если собственники помещений не выбрали самостоятельно способ управления до 1 мая 2008 г. или принятое решение так и не было реализовано. Открытый конкурс готовится и проводится органами местного самоуправления с 01 .01 .2007 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей
организации для управления многоквартирным домом» от 06.02.2006 г. В данном случае устанавливать условия договора управления будут органы местной власти, а не собственники помещений.
Отдельного внимания заслуживает вопрос осуществления бюджетного финансирования ЖКХ на совр еменно м этапе его реформирования. С введением нового ЖК РФ органы власти выступают в двойной роли:
1) как публично-правовые образования, осуществляющие финансовую поддержку собственников и управляющих организаций (см. № 1 в рис. 2) путем ф инансирова-ния, связанного с государственным регулированием цен и тарифов на жилищно-ком -мунальные услуги для граждан; финансирования в порядке реализации государственной политики социальной защиты граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг; осуществления прочих видов финансирования (реализация целевых федеральных, областных, муниципальных программ ; оказание финансовой помощи отдельным организациям на осуществление целевых расходов);
2) как собственники жилых помещений в многоквартирных домах (см. № 2 в рис. 2) производят оплату жили щно-ком муналь-ных услуг за нанимателей (если соответствующая плата для нанимателей установлена ниже, чем в договоре управления); оплату услуг по содержанию и ремонту, по отоплению по незаселенным квартирам; оплату капитального ремонта в доле муниципальных квартир.
Резервы для формирования фондов капитального ремонта теоретически должны накапливаться в местных бюджетах путем аккумулирования платы за найм жилых помещений. Но фактически так происходит далеко не всегда. В большинстве случаев эти средства направляются на иные цели: освещение улиц, благоустройство, озеленение и т. п .
21 июля 2007 г. вступил в силу Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ, который направлен на конструктивное взаимодействие всех субъектов ЖКХ: собственников помещений, управляющих субъектов и органов власти. Создание фонда предусмотрено в виде государственной корпорации, созданной Российской Федерацией. В своей деятельности фонд будет безвозмездно выполнять функции, связанные с осуществлением софи нанси рования мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Имущество фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере 240 млрд руб., а также за счет доходов, получаемых фондом от размещения денежных средств и других законных поступлений.
Предусмотрено следующее распределение средств фонда:
1
- 95 млрд руб. - на переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
- 145 млрд руб. - на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на условиях софинанси-рования бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований, а также с учетом софинансирования собственниками помещений в размере не менее 5% от стоимости капитального ремонта.
Условия для получения субсидий направлены на формирование негосударственного рынка жилищно-коммунальных услуг и непосредственное участие населения в этом процессе, укрепляя права и обязанности собственников помещений. Таким образом, данный закон является одним из первых документов, в котором в качестве стратегических целей осуществления государственных инвестиций выделены не только капитальный ремонт жилищного фонда и проблема переселения из аварийного жилья, но и получение сопутствующего результата - переход на рыночные отношения в ЖКХ. Именно такой комплексный подход к решению проблем отрасли выгодно отличает данный документ от других федеральных целевых программ.
Учитывая текущую ситуацию в сфере ЖКХ с исторически сложившимся износом жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, а также значительным количе -ством регионов трансфертополучателей, которым дефицит бюджетных ресурсов не позволяет осуществить капитальный ремонт и переселение граждан из аварийного жилищного фонда за свой счет, очевидно, что без помощи федерального бюджета провести эти мероприятия не представляется возможным. Сейчас действует новый порядок организации межбюджетных отношений, в соответствии с которым выравнивание финансовой обеспеченности муниципальных образований осуществляется исходя из численности жителей, и такое выравнивание не всегда учи -тывает реальную потребность в средствах. В этой связи новый закон выстраивает стратегию осуществления такой помощи и частично помогает решить эти проблемы.
1 См.: Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188- ФЗ // Гарант.
2 См.: Гончаров А.И., Барулин С.В., Терентьева М.В. Финансовое оздоровление предприятий: теория и практика. М., 2004. С. 9.
УДК 336.132
ОПЦИОНЫ КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ
МЕНЕДЖМЕНТА ФИРМЫ
М.В. Киселев,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)
Залог успеха любой компании кроется в высокой эффективности функционирования ее руководства, которая, в свою очередь, зависит от степе -ни заинтересованности менеджеров в результатах своей деятельности. Традиционным способом мотивации наемных менеджеров в российской экономике является регулирование заработной платы и премиального вознаграждения. Однако в западных странах вот уже более тридцати лет собственники компании мотивируют наемный топ-менеджмент не только фиксированной и плавающей частями денежного вознаграждения, но и с помощью опционных схем. Опционные схемы позволяют не только увязать напрямую работу менеджмента с результатами деятельности компании в целом, но, и это самое главное, превращают менеджера в собственника компании.
Опцион - это финансовый инструмент, относящийся к группе дерива-тивов. Под деривативами мы понимаем ценные бумаги, стоимость которых меняется в соответствии с изменением цены некоторого базового актива, для приобретения которого необходимы лишь небольшие первоначальные вложения и расчеты по которым осуществляются в будущем. В контексте данной статьи под опционом мы будем понимать договор между компанией и наемным менеджером, в соответствии с которым компания обязуется продать сотруднику свои акции через заранее определенный срок по заранее зафиксированной цене. Держателем опциона в нашем случае выступает менеджер, а продавцом опциона - компания. Таким образом, менеджер получает выгоду в случае, если капитализация компании увеличивается к моменту исполнения опциона. Если это произойдет, менеджер в соответствии с условиями опциона получает на руки акции, текущая рыночная стоимость которых выше, чем цена приобретения. Далее менеджер может реализовать их на открытом рынке и зафиксировать прибыль. Если же рыночная стоимость акций ниже, чем цена, зафиксированная в опционе, то менеджер вправе отказаться от покупки акций: в данном случае держатель опциона имеет право, но не обязанность приобрести акции. Если же речь идет не о поставочном опционе, а о финансовом, то менеджер получает разницу между текущей рыночной