Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Чистова М.В., Концевич Г.Е., Демина Н.В.
ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.
Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ - необходимое звено реформы ЖКХ.
Внедрение информационных технологий позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.
На сегодняшний день идет активная автоматизация отдельных направлений деятельности ЖКХ:
• начисления и учета сбора коммунальных платежей населения, как по отдельным, так и по всем видам услуг в рамках региона, района, города;
• учета инвестиций в строящиеся жилые здания и иные сооружения;
• сбора и обработки телеметрической информации, а также мониторинга показателей функционирования городской инфраструктуры;
• бухгалтерского учета предприятий и др.[3].
Одно из магистральных направлений совершенствования информационных технологий в ЖКХ - это информационные системы, используемые при расчетах с населением. Высокую эффективность обеспечивают расчеты на базе единого информационно-расчетного центра.
Единый информационно-расчетный центр - это такая система сбора информации, которая позволит создать базу данных по всему спектру жилищно-коммунальной сферы и закольцевать в единую информационно-технологическую цепочку все службы ЖКХ. Такая организация работы будет способствовать повышению комфортности жителей в общении с обслуживающими организациями и поставщиками услуг, отменит бесконечные очереди в различные жилищные и ресурсоснабжающие организации. В почтовый ящик просто будут опускать единый документ, - «счет-квитанцию» [2].
95
ISSN 1029-3388
Интересен опыт автоматизации начисления и учета сбора коммунальных платежей населения через создание автоматизированной системы расчетно-кассового обслуживания, успешно функционирующей в настоящее время в г. Минеральные Воды Ставропольского края (рис.1).
Организованный в 2003г. расчетно-кассовый центр состоит из двух пунктов абонентского обслуживания населения (далее - ПАОН), которые были созданы на основе выделенных из состава МУП ЖКХ паспортных столов и бухгалтерий по расчету платы за ЖКУ. В результате осуществления таких мер, как организация ПАОН в местах транспортной и шаговой доступности, на первых этажах зданий, выделение просторных, оснащенных кондиционерами и солнцезащитными шторами на окнах помещений для посетителей, удобное расположение наглядной информации, оборудование столов для заполнения бланков и скамеек для отдыха перед входом, наличие пожарной и охранной сигнализации, помещение ПАОН удалось сделать удобным и комфортным для граждан.
Кроме того, объединение в одном помещении бухгалтерии, паспортной службы и кассы по приему платежей за ЖКУ, а также тесное взаимодействие с органами социальной защиты по вопросам оказания социальной поддержки и предоставления субсидий позволило реализовать принцип «одного окна».
График работы удобен для населения (особенно с учетом того факта, что многие жители города работают в столице): ежедневно без перерыва на обед с 8.00 до 20.00, в субботу - до 15.00, выходной день - воскресенье.
В структуру ПАОН входят:
- бухгалтерия (ведение более 25 тысяч финансово-лицевых счетов, расчет жилищно-коммунальных платежей, учет фактической оплаты, поддержание в актуальном состоянии справочной информации, а также тарифов и льгот, формирование и печать всех необходимых документов, таких как квитанции, счета, ведомости, сводки и др.);
- паспортный стол (регистрационный учет и паспортное обслуживание проживающих, выдача справок населению, формирование любых необходимых сведений о населении);
- касса (прием платежей за жилищно-коммунальные и платные услуги, учет платежей по любым составляющим статей, что позволяет осуществлять прямые расчеты с поставщиками).
В РКЦ используется автоматизированная система управления эксплуатацией жилищного фонда «ДОМОВЛАДЕЛЕЦ», предназначенная для обеспечения работников МУП «СЕЗ» автоматизированными рабочими местами, объединенными в локальную вычислительную сеть, для осуществления функций на базе единой информационной технологии в реальном режиме взаимодействия.
Компоненты сети (рабочие станции) работают в системе автономно и взаимодействуют для обмена информацией автоматически по каналам ЛВС, через невыделенный сервер, являющийся хранилищем общих баз данных.
Система функционирует в оперативном режиме по мере необходимости выполнения должностных обязанностей пользователями.
ПАОН представляет бухгалтерскую и иную информацию в информационную базу муниципального образования, субъекты РФ, подразделения МУП «Управляющая
96
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
компания» и другие организации города.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.05 № 761 [1] проведена работа с кредитными организациями по открытию персонифицированных социальных счетов граждан (около 5000 человек), получающих субсидии на оплату ЖКУ в наличной форме.
В совокупности с применяемым для оплаты жилищно-коммунальных и других видов услуг единым многоштриховым платежным документом появилась возможность:
- начислять и учитывать платежи по любым составляющим статей, что позволяет осуществлять прямые расчеты с поставщиками;
- ежемесячно высылать плательщикам платежные документы - счета (более 25 тыс. шт.) с полной информацией о начислении платежей за ЖКУ;
- автоматизировать и ускорить процесс обработки платежных документов в пунктах приема платежей (информация о каждом платеже вводится в кассовый терминал автоматически со штрих-кода ручным сканером);
- исключить ошибки операторов (обработка платежного документа производится автоматически один раз в момент приема платежа);
- плательщику оплачивать выставленную сумму частями или производить предоплату (платежный документ имеет дополнительные графы, куда плательщик заносит суммы, которые он желает оплатить в данный момент).
Оснащение ПАОН современным техническим, методическим и программным обеспечением позволило:
- максимально упростить процедуру обращения граждан по вопросам начисления и учета платежей за жилищно-коммунальные и другие услуги, паспортного и регистрационного учета, получения различных справок;
- оптимизировать график работы абонентских и паспортных служб, который стал наиболее удобен населению, реализовать принцип «одного окна», эффективно взаимодействовать с другими службами города;
- решить проблему взаимозаменяемости сотрудников без ухудшения качества обслуживания и увеличить время обслуживания населения с 8 до 12 ч в сутки.
Обязанности ПАОН:
- паспортное обслуживание и регистрационный учет населения, проживающего в жилищном фонде, который находится на балансе МУП «Управляющая компания» и иных балансодержателей;
- начисление платежей за жилищно-коммунальные и другие виды услуг с учетом установленных законами и нормативными документами мер социальной поддержки граждан, предоставленных жилищных субсидий, типа жилья, недопоставок услуг, движения в жилищном фонде, изменений условий эксплуатации жилищного фонда и поставки коммунальных услуг и т. д.;
- учет платежей населения, поступивших на расчетные счета поставщиков услуг;
- отслеживание информации о сделках с недвижимостью, владельцах и наследниках;
- заключение договоров социального найма.
Заслуживает особого внимания успешный опыт расчетно-кассового центра г.
97
ISSN 1029-3388
Ставрополя по оперативному расчету стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства посредством применения современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций.
ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» зарегистрировано в 2004 году. Однако предприятие и его коллектив работают на рынке информационно-вычислительных услуг в сфере ЖКХ с 1993 года. Основным направлением деятельности центра является организация работы с населением по начислению и сбору оплаты за жилье и коммунальные услуги с учетом требований действующего законодательства, по поручениям предприятий, поставляющих жилищно-коммунальные услуги.
Основным перспективным направлением деятельности ОАО СГРЦ является совершенствование системы начисления и сбора оплаты за жилищно-коммунальные услуги в городе, построение информационного поля, позволяющего реализовывать все действующие в отрасли бизнес-процессы и взаимодействия их участников. Основной упор делается на то, чтобы информационная система СГРЦ стала «ближе» как к плательщикам (простота, различные способы оплаты, быстрота прохождения денежных средств), так и к предприятиям ЖКХ (получение электронной отчетности, электронный документооборот).
Силами ОАО «СГРЦ» создан единый информационный портал с целью на первом этапе сделать доступной информацию о расчетах за ЖКУ в городе Ставрополе, о действующем в этой сфере законодательстве, и на втором этапе - позволить плательщику дистанционно управлять своим лицевым счетом по оплате за ЖКУ.
Структурно интерфейс портала разделен на 3 раздела:
1) Информация о центре;
2) Поставщикам ЖКУ;
3) Потребителям ЖКУ.
Зарегистрировавшись на портале, любой житель города Ставрополя, используя доступ в Интернет, может не только подать показания приборов учета своего жилого помещения, но и посмотреть начисления по всем видам коммунальных услуг, производящиеся на его лицевом счету, оплатить ЖКУ в режиме реального времени по единому платежному документу, а также обратиться с заявлением в ОАО «СГРЦ». В новостной ленте интернет-портала центра размещаются различные новости о происходящих в системе жилищно-коммунального хозяйства города Ставрополя изменениях.
Более того, посетители портала, а также зарегистрированные пользователи, смогут ознакомиться с перечнем всех партнеров ОАО «СГРЦ», предоставляющих жилищно-коммунальные услуги на территории города.
Существует также объединенный портал «Мастер денежных расчетов», созданный на базе функционирования расчетно-кассовых центров в таких городах Ставропольского края, как Железноводск, Ессентуки, Минеральные Воды, Лермонтов, и Не-винномысск. Основными преимуществами работы портала являются:
- сбор показаний приборов учета;
- предоставление информации о произведенных начислениях и платежах по своему лицевому счету;
- возможность оплаты коммунальных услуг с использованием единой квитанции
98
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
как через сеть приемных пунктов, так и с использованием платежных систем в сети Интернет.
Таким образом, созданные в выше названных городах информационные системы в действительности позволяют преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также во многом способствуют повышению качества принимаемых решений, социальной защищенности населения и усилению контроля за жилищно-коммунальной сферой деятельности.
Однако перспективы развития информационных технологии в ЖКХ и, в частности, жилищном секторе, на уровне мировых стандартов пока неутешительны.
Так например, в столице Северо-Кавказского федерального округа - г. Пятигорске, активное использование информационных технологий в сфере ЖКХ не применяется. При этом очевидно, что отсутствие автоматизации затрудняет сбор, обработку и анализ данных о текущей ситуации и в дальнейшем тормозит развитие отрасли и ее дальнейшее реформирование в интересах конечных потребителей.
В Татарстане на портале государственных и муниципальных услуг запущена информационная система «Народный контроль». Обращения граждан сортируются по категориям, оцениваются и затем попадают в администрацию города.
В Москве есть несколько подобных порталов: портал «Дороги Москвы», где граждане вносят информацию о состоянии дорог и всего, что с ними связано; портал «Наш город», на котором собрана информация по благоустройству дворовых территорий, капитальному ремонту в домах и т. п.; мобильное приложение «Мобильная приемная Правительства Москвы», где можно пожаловаться на уборку улиц прямо со смартфона и даже прикрепить фотографию.
Администрация Самары разработала приложение «Мобильная приемная», с помощью которого можно оперативно сообщить о жилищно-хозяйственных проблемах и ДТП, а также предложить свои идеи по улучшению жизни города. «Мобильный Новосибирск» отличается еще тем, что в нем можно указать на карте города место, где обнаружена проблема и приложить фото.
Следует подчеркнуть, что вышеописанные административные проекты возникли как отклик на ранее появившиеся гражданские стартапы. Сайт «ДомоSite» предназначен для жителей многоквартирных домов, ТСЖ и домкомов. Здесь можно не только быть в курсе всех новостей дома, но и познакомиться с соседями и даже проводить онлайн-собрания жильцов дома с последующим голосованием. Проект «ДомДворДо-роги» содержит все необходимые образцы заявлений и ссылки на интернет-приемные надзорных органов. Сервис «бардаковка.ру» позволяет гражданам быстро связаться с обслуживающими организациями и администрацией. К этому сервису есть и мобильное приложение. Смс-информатор «Весточкин» действует по всей России и оповещает жителей об отключениях, авариях и других важных событиях. Интерактивная информационная система «Почини свою улицу» принимает и обрабатывает заявки о городских проблемах. Аналогичные функции выполняет проект «Моя территория» с мобильным приложением. Сайт «ЖКХакер.рф» содержит всю информацию о принципах работы ЖКХ: как создать ТСЖ, информация о капремонте, выдержки законодательства и даже юмор. На сайте «Наше ЖКХ» можно рассчитать показатели тарифов для своей квар-
99
ISSN 1029-3388
тиры, и если разница с реальностью слишком велика, то не сходя с места отправить жалобу куда следует [4].
Без современных информационных технологий, как оказалось, просто невозможно проводить реформу жилищно-коммунального хозяйства.
Информационные технологии должны обеспечивать мониторинг состояния жилого фонда, инженерных сетей и коммуникаций (включая диспетчеризацию жилых зданий, паспортизацию домов, дворовых территорий и т. д.), организацию расчетов с населением и оказание адресной социальной помощи, контроль за потреблением тепло-и энерго-ресурсов, а также информационную поддержку процесса принятия управленческих решений. Основой внедрения информационных технологий должна стать уже построенная и хорошо налаженная техническая база города, представляющая собой коммуникационную систему.
И даже те разнообразные автоматизированные системы, которые сегодня используются в жилищно-коммунальном комплексе, не отвечают современным требованиям: они, например, не предусматривают реализацию функции социальной направленности и защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. А ведь это - одно из приоритетных направлений реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Большинство внедренных систем не обеспечивают динамической настройки на постоянно изменяющееся законодательство и нормативную базу и не обеспечивают, скажем, прозрачности процесса начисления и оплаты жилищно-коммунальных платежей.
Несмотря на то, что необходимость информатизации жилищно-коммунального хозяйства России уже ни у кого не вызывает сомнений, до настоящего времени нет субъекта, который может выступить заказчиком работ по автоматизации. Сложившаяся ситуация тормозит внедрение информационных систем в ЖКХ. Компаниям порой не к кому обратиться с предложениями.
Проблема реформирования ЖКХ в России - межведомственная, и отсутствие единого органа или головной структуры, призванной координировать информатизацию жилищно-коммунальной сферы, стало барьером информационно-технологического переоснащения.
Внедрение информационных технологий несет в себе не только социальную значимость, а также экономическую и политическую.
Основными преимуществами использования современных информационных систем, являются:
• Повышение уровня обслуживания населения;
• Повышение социальной защищенности населения за счет облегчения доступа к информации;
• Создание комфортной среды для потребления информации населением;
• Создание новых рабочих мест;
• Повышение капитализации экономики территории;
• Повышение инвестиционной привлекательности экономики территории;
• Сокращение сроков прохождения платежей и упорядочение учета начислений и платежей за ЖК;
100
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
• Обеспечение своевременности оплат жилищно-коммунальных услуг Предприятиям-По ставщикам;
• Централизация технологических, нормативных и информационных данных по жилищно-коммунальному хозяйству.
Подводя итог высказанному, можно предположить, что только комплексный подход: учет интересов всех субъектов ЖКХ, формирование современной нормативно-правовой базы, государственная поддержка, создание эффективной информационной инфраструктуры, как инструмента работы, поможет решить спектр проблем, накопившихся в сфере ЖКХ.
Литература
1. О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: постановление Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761 (ред. от 30.07.2014г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_166835/.
2. Зотов, В.Б. Современные информационные технологии в реформировании жилищно-коммунального хозяйства / В.Б. Зотов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/17_4_02.htm.
3. Карнаухов, А.М. Взаимодействие государственной власти и организаций ЖКХ на основе современных информационных технологий / А.М. Карнаухов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.ci.ru/inform08_07/ckr_2.htm.
4. Информационные технологии ЖКХ: госпроекты или гражданские стартапы? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rln.fm/arhiv/high-tech/462-informacionnye-tehnologii-v-zhkh-gosproekty-ili-gradanskie-startapy.html.
101