Научная статья на тему 'Возможности внедрения информационных технологий для реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ'

Возможности внедрения информационных технологий для реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1106
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING AND UTILITIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР / UNIFIED INFORMATION AND BILLING CENTER / РАСЧЕТНО-КАССОВЫЙ ЦЕНТР / CASH PROCESSING CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистова Марина Валерьевна, Концевич Галина Евгеньевна, Демина Нина Владимировна

В статье анализируется отечественный опыт применения различных информационных технологий в процессе автоматизации отдельных направлений деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Обосновываются необходимость и дальнейшие возможности внедрения информационных технологий для реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чистова Марина Валерьевна, Концевич Галина Евгеньевна, Демина Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibilities of introduction informational technologies to reform the housing and utilities services of Russian Federation

The paper analyzes the domestic experience of the application of various information technologies in the automation of certain activities in the sphere of housing and utilities services. It is justified the need for further opportunities and implementation of information technology for reforming housing and utilities services of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Возможности внедрения информационных технологий для реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ»

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Чистова М.В., Концевич Г.Е., Демина Н.В.

ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.

Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ - необходимое звено реформы ЖКХ.

Внедрение информационных технологий позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

На сегодняшний день идет активная автоматизация отдельных направлений деятельности ЖКХ:

• начисления и учета сбора коммунальных платежей населения, как по отдельным, так и по всем видам услуг в рамках региона, района, города;

• учета инвестиций в строящиеся жилые здания и иные сооружения;

• сбора и обработки телеметрической информации, а также мониторинга показателей функционирования городской инфраструктуры;

• бухгалтерского учета предприятий и др.[3].

Одно из магистральных направлений совершенствования информационных технологий в ЖКХ - это информационные системы, используемые при расчетах с населением. Высокую эффективность обеспечивают расчеты на базе единого информационно-расчетного центра.

Единый информационно-расчетный центр - это такая система сбора информации, которая позволит создать базу данных по всему спектру жилищно-коммунальной сферы и закольцевать в единую информационно-технологическую цепочку все службы ЖКХ. Такая организация работы будет способствовать повышению комфортности жителей в общении с обслуживающими организациями и поставщиками услуг, отменит бесконечные очереди в различные жилищные и ресурсоснабжающие организации. В почтовый ящик просто будут опускать единый документ, - «счет-квитанцию» [2].

95

ISSN 1029-3388

Интересен опыт автоматизации начисления и учета сбора коммунальных платежей населения через создание автоматизированной системы расчетно-кассового обслуживания, успешно функционирующей в настоящее время в г. Минеральные Воды Ставропольского края (рис.1).

Организованный в 2003г. расчетно-кассовый центр состоит из двух пунктов абонентского обслуживания населения (далее - ПАОН), которые были созданы на основе выделенных из состава МУП ЖКХ паспортных столов и бухгалтерий по расчету платы за ЖКУ. В результате осуществления таких мер, как организация ПАОН в местах транспортной и шаговой доступности, на первых этажах зданий, выделение просторных, оснащенных кондиционерами и солнцезащитными шторами на окнах помещений для посетителей, удобное расположение наглядной информации, оборудование столов для заполнения бланков и скамеек для отдыха перед входом, наличие пожарной и охранной сигнализации, помещение ПАОН удалось сделать удобным и комфортным для граждан.

Кроме того, объединение в одном помещении бухгалтерии, паспортной службы и кассы по приему платежей за ЖКУ, а также тесное взаимодействие с органами социальной защиты по вопросам оказания социальной поддержки и предоставления субсидий позволило реализовать принцип «одного окна».

График работы удобен для населения (особенно с учетом того факта, что многие жители города работают в столице): ежедневно без перерыва на обед с 8.00 до 20.00, в субботу - до 15.00, выходной день - воскресенье.

В структуру ПАОН входят:

- бухгалтерия (ведение более 25 тысяч финансово-лицевых счетов, расчет жилищно-коммунальных платежей, учет фактической оплаты, поддержание в актуальном состоянии справочной информации, а также тарифов и льгот, формирование и печать всех необходимых документов, таких как квитанции, счета, ведомости, сводки и др.);

- паспортный стол (регистрационный учет и паспортное обслуживание проживающих, выдача справок населению, формирование любых необходимых сведений о населении);

- касса (прием платежей за жилищно-коммунальные и платные услуги, учет платежей по любым составляющим статей, что позволяет осуществлять прямые расчеты с поставщиками).

В РКЦ используется автоматизированная система управления эксплуатацией жилищного фонда «ДОМОВЛАДЕЛЕЦ», предназначенная для обеспечения работников МУП «СЕЗ» автоматизированными рабочими местами, объединенными в локальную вычислительную сеть, для осуществления функций на базе единой информационной технологии в реальном режиме взаимодействия.

Компоненты сети (рабочие станции) работают в системе автономно и взаимодействуют для обмена информацией автоматически по каналам ЛВС, через невыделенный сервер, являющийся хранилищем общих баз данных.

Система функционирует в оперативном режиме по мере необходимости выполнения должностных обязанностей пользователями.

ПАОН представляет бухгалтерскую и иную информацию в информационную базу муниципального образования, субъекты РФ, подразделения МУП «Управляющая

96

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

компания» и другие организации города.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.05 № 761 [1] проведена работа с кредитными организациями по открытию персонифицированных социальных счетов граждан (около 5000 человек), получающих субсидии на оплату ЖКУ в наличной форме.

В совокупности с применяемым для оплаты жилищно-коммунальных и других видов услуг единым многоштриховым платежным документом появилась возможность:

- начислять и учитывать платежи по любым составляющим статей, что позволяет осуществлять прямые расчеты с поставщиками;

- ежемесячно высылать плательщикам платежные документы - счета (более 25 тыс. шт.) с полной информацией о начислении платежей за ЖКУ;

- автоматизировать и ускорить процесс обработки платежных документов в пунктах приема платежей (информация о каждом платеже вводится в кассовый терминал автоматически со штрих-кода ручным сканером);

- исключить ошибки операторов (обработка платежного документа производится автоматически один раз в момент приема платежа);

- плательщику оплачивать выставленную сумму частями или производить предоплату (платежный документ имеет дополнительные графы, куда плательщик заносит суммы, которые он желает оплатить в данный момент).

Оснащение ПАОН современным техническим, методическим и программным обеспечением позволило:

- максимально упростить процедуру обращения граждан по вопросам начисления и учета платежей за жилищно-коммунальные и другие услуги, паспортного и регистрационного учета, получения различных справок;

- оптимизировать график работы абонентских и паспортных служб, который стал наиболее удобен населению, реализовать принцип «одного окна», эффективно взаимодействовать с другими службами города;

- решить проблему взаимозаменяемости сотрудников без ухудшения качества обслуживания и увеличить время обслуживания населения с 8 до 12 ч в сутки.

Обязанности ПАОН:

- паспортное обслуживание и регистрационный учет населения, проживающего в жилищном фонде, который находится на балансе МУП «Управляющая компания» и иных балансодержателей;

- начисление платежей за жилищно-коммунальные и другие виды услуг с учетом установленных законами и нормативными документами мер социальной поддержки граждан, предоставленных жилищных субсидий, типа жилья, недопоставок услуг, движения в жилищном фонде, изменений условий эксплуатации жилищного фонда и поставки коммунальных услуг и т. д.;

- учет платежей населения, поступивших на расчетные счета поставщиков услуг;

- отслеживание информации о сделках с недвижимостью, владельцах и наследниках;

- заключение договоров социального найма.

Заслуживает особого внимания успешный опыт расчетно-кассового центра г.

97

ISSN 1029-3388

Ставрополя по оперативному расчету стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства посредством применения современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций.

ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» зарегистрировано в 2004 году. Однако предприятие и его коллектив работают на рынке информационно-вычислительных услуг в сфере ЖКХ с 1993 года. Основным направлением деятельности центра является организация работы с населением по начислению и сбору оплаты за жилье и коммунальные услуги с учетом требований действующего законодательства, по поручениям предприятий, поставляющих жилищно-коммунальные услуги.

Основным перспективным направлением деятельности ОАО СГРЦ является совершенствование системы начисления и сбора оплаты за жилищно-коммунальные услуги в городе, построение информационного поля, позволяющего реализовывать все действующие в отрасли бизнес-процессы и взаимодействия их участников. Основной упор делается на то, чтобы информационная система СГРЦ стала «ближе» как к плательщикам (простота, различные способы оплаты, быстрота прохождения денежных средств), так и к предприятиям ЖКХ (получение электронной отчетности, электронный документооборот).

Силами ОАО «СГРЦ» создан единый информационный портал с целью на первом этапе сделать доступной информацию о расчетах за ЖКУ в городе Ставрополе, о действующем в этой сфере законодательстве, и на втором этапе - позволить плательщику дистанционно управлять своим лицевым счетом по оплате за ЖКУ.

Структурно интерфейс портала разделен на 3 раздела:

1) Информация о центре;

2) Поставщикам ЖКУ;

3) Потребителям ЖКУ.

Зарегистрировавшись на портале, любой житель города Ставрополя, используя доступ в Интернет, может не только подать показания приборов учета своего жилого помещения, но и посмотреть начисления по всем видам коммунальных услуг, производящиеся на его лицевом счету, оплатить ЖКУ в режиме реального времени по единому платежному документу, а также обратиться с заявлением в ОАО «СГРЦ». В новостной ленте интернет-портала центра размещаются различные новости о происходящих в системе жилищно-коммунального хозяйства города Ставрополя изменениях.

Более того, посетители портала, а также зарегистрированные пользователи, смогут ознакомиться с перечнем всех партнеров ОАО «СГРЦ», предоставляющих жилищно-коммунальные услуги на территории города.

Существует также объединенный портал «Мастер денежных расчетов», созданный на базе функционирования расчетно-кассовых центров в таких городах Ставропольского края, как Железноводск, Ессентуки, Минеральные Воды, Лермонтов, и Не-винномысск. Основными преимуществами работы портала являются:

- сбор показаний приборов учета;

- предоставление информации о произведенных начислениях и платежах по своему лицевому счету;

- возможность оплаты коммунальных услуг с использованием единой квитанции

98

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

как через сеть приемных пунктов, так и с использованием платежных систем в сети Интернет.

Таким образом, созданные в выше названных городах информационные системы в действительности позволяют преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также во многом способствуют повышению качества принимаемых решений, социальной защищенности населения и усилению контроля за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

Однако перспективы развития информационных технологии в ЖКХ и, в частности, жилищном секторе, на уровне мировых стандартов пока неутешительны.

Так например, в столице Северо-Кавказского федерального округа - г. Пятигорске, активное использование информационных технологий в сфере ЖКХ не применяется. При этом очевидно, что отсутствие автоматизации затрудняет сбор, обработку и анализ данных о текущей ситуации и в дальнейшем тормозит развитие отрасли и ее дальнейшее реформирование в интересах конечных потребителей.

В Татарстане на портале государственных и муниципальных услуг запущена информационная система «Народный контроль». Обращения граждан сортируются по категориям, оцениваются и затем попадают в администрацию города.

В Москве есть несколько подобных порталов: портал «Дороги Москвы», где граждане вносят информацию о состоянии дорог и всего, что с ними связано; портал «Наш город», на котором собрана информация по благоустройству дворовых территорий, капитальному ремонту в домах и т. п.; мобильное приложение «Мобильная приемная Правительства Москвы», где можно пожаловаться на уборку улиц прямо со смартфона и даже прикрепить фотографию.

Администрация Самары разработала приложение «Мобильная приемная», с помощью которого можно оперативно сообщить о жилищно-хозяйственных проблемах и ДТП, а также предложить свои идеи по улучшению жизни города. «Мобильный Новосибирск» отличается еще тем, что в нем можно указать на карте города место, где обнаружена проблема и приложить фото.

Следует подчеркнуть, что вышеописанные административные проекты возникли как отклик на ранее появившиеся гражданские стартапы. Сайт «ДомоSite» предназначен для жителей многоквартирных домов, ТСЖ и домкомов. Здесь можно не только быть в курсе всех новостей дома, но и познакомиться с соседями и даже проводить онлайн-собрания жильцов дома с последующим голосованием. Проект «ДомДворДо-роги» содержит все необходимые образцы заявлений и ссылки на интернет-приемные надзорных органов. Сервис «бардаковка.ру» позволяет гражданам быстро связаться с обслуживающими организациями и администрацией. К этому сервису есть и мобильное приложение. Смс-информатор «Весточкин» действует по всей России и оповещает жителей об отключениях, авариях и других важных событиях. Интерактивная информационная система «Почини свою улицу» принимает и обрабатывает заявки о городских проблемах. Аналогичные функции выполняет проект «Моя территория» с мобильным приложением. Сайт «ЖКХакер.рф» содержит всю информацию о принципах работы ЖКХ: как создать ТСЖ, информация о капремонте, выдержки законодательства и даже юмор. На сайте «Наше ЖКХ» можно рассчитать показатели тарифов для своей квар-

99

ISSN 1029-3388

тиры, и если разница с реальностью слишком велика, то не сходя с места отправить жалобу куда следует [4].

Без современных информационных технологий, как оказалось, просто невозможно проводить реформу жилищно-коммунального хозяйства.

Информационные технологии должны обеспечивать мониторинг состояния жилого фонда, инженерных сетей и коммуникаций (включая диспетчеризацию жилых зданий, паспортизацию домов, дворовых территорий и т. д.), организацию расчетов с населением и оказание адресной социальной помощи, контроль за потреблением тепло-и энерго-ресурсов, а также информационную поддержку процесса принятия управленческих решений. Основой внедрения информационных технологий должна стать уже построенная и хорошо налаженная техническая база города, представляющая собой коммуникационную систему.

И даже те разнообразные автоматизированные системы, которые сегодня используются в жилищно-коммунальном комплексе, не отвечают современным требованиям: они, например, не предусматривают реализацию функции социальной направленности и защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. А ведь это - одно из приоритетных направлений реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Большинство внедренных систем не обеспечивают динамической настройки на постоянно изменяющееся законодательство и нормативную базу и не обеспечивают, скажем, прозрачности процесса начисления и оплаты жилищно-коммунальных платежей.

Несмотря на то, что необходимость информатизации жилищно-коммунального хозяйства России уже ни у кого не вызывает сомнений, до настоящего времени нет субъекта, который может выступить заказчиком работ по автоматизации. Сложившаяся ситуация тормозит внедрение информационных систем в ЖКХ. Компаниям порой не к кому обратиться с предложениями.

Проблема реформирования ЖКХ в России - межведомственная, и отсутствие единого органа или головной структуры, призванной координировать информатизацию жилищно-коммунальной сферы, стало барьером информационно-технологического переоснащения.

Внедрение информационных технологий несет в себе не только социальную значимость, а также экономическую и политическую.

Основными преимуществами использования современных информационных систем, являются:

• Повышение уровня обслуживания населения;

• Повышение социальной защищенности населения за счет облегчения доступа к информации;

• Создание комфортной среды для потребления информации населением;

• Создание новых рабочих мест;

• Повышение капитализации экономики территории;

• Повышение инвестиционной привлекательности экономики территории;

• Сокращение сроков прохождения платежей и упорядочение учета начислений и платежей за ЖК;

100

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

• Обеспечение своевременности оплат жилищно-коммунальных услуг Предприятиям-По ставщикам;

• Централизация технологических, нормативных и информационных данных по жилищно-коммунальному хозяйству.

Подводя итог высказанному, можно предположить, что только комплексный подход: учет интересов всех субъектов ЖКХ, формирование современной нормативно-правовой базы, государственная поддержка, создание эффективной информационной инфраструктуры, как инструмента работы, поможет решить спектр проблем, накопившихся в сфере ЖКХ.

Литература

1. О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: постановление Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761 (ред. от 30.07.2014г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_166835/.

2. Зотов, В.Б. Современные информационные технологии в реформировании жилищно-коммунального хозяйства / В.Б. Зотов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/17_4_02.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Карнаухов, А.М. Взаимодействие государственной власти и организаций ЖКХ на основе современных информационных технологий / А.М. Карнаухов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.ci.ru/inform08_07/ckr_2.htm.

4. Информационные технологии ЖКХ: госпроекты или гражданские стартапы? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rln.fm/arhiv/high-tech/462-informacionnye-tehnologii-v-zhkh-gosproekty-ili-gradanskie-startapy.html.

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.