Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Caucasian Science Bridge
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / «СЕРВИСНАЯ ТАМОЖНЯ» / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочка Андрей Андреевич

В статье определяются методологические основания социологического исследования роли информационных технологий в повышении эффективности таможенного администрирования в РФ. Такой ракурс исследования определяется тем, что социологическая рефлексия проблем управления и управленческой эффективности в таможенной системе РФ может вывести на новый уровень понимания причин, факторов и условий воспроизводства барьеров, препятствующих деятельности таможенных органов России в формате эффективного таможенного администрирования. Перспективы преодоления пороков российской таможенной системы и ее приближения к мировым стандартам управления таможенной сферой связываются с информационными технологиями, однако, фиксируется дефицит социологических разработок в данном предметном поле, прежде всего, методологического характера. Методологические основы. Исследование базируется на идеях и принципах информационно-интегрированного подхода к изучению таможенной службы, с которым сочетаются концепция «сервисной таможни» и структурно-функциональный подход. Результаты и их обсуждение. Основными индикаторами социологического измерения роли информационных технологий в повышении эффективности таможенного администрирования в России, как с точки зрения функциональной эффективности, так и сервисной, определены: динамика и вектор изменений таможенного администрирования в результате масштабной информатизации таможенной системы РФ; направления, результаты и барьеры внедрения информационных технологий в административную деятельность таможенных органов РФ. Совокупный характер показателей, полученных по указанным индикаторам, позволит определить функциональную эффективность таможенного администрирования с точки зрения реализации интересов государственной таможенной политики и сервисную состоятельность как ориентированность на нужды и интересы участников внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курочка Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF CUSTOMS ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: METHODOLOGICAL BASIS FOR SOCIOLOGICAL RESEARCH

The article defines the methodological foundations of a sociological study of the role of information technology in improving the efficiency of customs administration in the Russian Federation. This viewpoint of the study is determined by fact that sociological reflection on the problems of management and managerial efficiency in the customs system of the Russian Federation can lead to new level of understanding of causes, factors and conditions for the reproduction of barriers that impede activities of the customs authorities of Russia in the format of effective customs administration. The prospects for overcoming the flaws of the Russian customs system and its approximation to the world standards of customs management are associated with information technology. However, there is a shortage of sociological developments in this subject field, primarily of a methodological nature. Methodological basis. The research is based on the ideas and principles of information-integrated approach to the study of the customs service, which combines the concept of “service customs” and a structural-functional approach. Results and its discussion. The main indicators of the sociological measurement of the role of information technology in improving the efficiency of customs administration in Russia, both in terms of functional efficiency and service efficiency, are: the dynamics and vector of changes in customs administration as a result of large-scale informatization of customs system of the Russian Federation; directions, results and barriers to the introduction of information technologies in the administrative activities of the customs authorities of the Russian Federation. The cumulative nature of the indicators obtained on the basis of these pointers will make possible to determine the functional efficiency of customs administration in terms of realizing the interests of the state customs policy and service viability as a focus on the needs and interests of participants in foreign economic activity.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Научная статья

УДК 316.4

DOI: 10.18522/2658-5820.2022.4.2

EDN ZSDFKK Ш1

Роль информационных технологий в повышении эффективности таможенного администрирования в Российской Федерации: методологические основы социологического исследования

Андрей А. Курочка1

Ростовский филиал Российской таможенной академии, г. Ростов-на-Дону, Россия

e-mail: kurochka-andrey@yandex.ru

В статье определяются методологические основания социологического исследования роли информационных технологий в повышении эффективности таможенного администрирования в РФ. Такой ракурс исследования определяется тем, что социологическая рефлексия проблем управления и управленческой эффективности в таможенной системе РФ может вывести на новый уровень понимания причин, факторов и условий воспроизводства барьеров, препятствующих деятельности таможенных органов России в формате эффективного таможенного администрирования. Перспективы преодоления пороков российской таможенной системы и ее приближения к мировым стандартам управления таможенной сферой связываются с информационными технологиями, однако, фиксируется дефицит социологических разработок в данном предметном поле, прежде всего, методологического характера. Методологические основы. Исследование базируется на идеях и принципах информационно-интегрированного подхода к изучению таможенной службы, с которым сочетаются концепция «сервисной таможни» и структурно-функциональный подход.

Результаты и их обсуждение. Основными индикаторами социологического измерения роли информационных технологий в повышении эффективности таможенного администрирования в России, как с точки зрения функциональной эффективности, так и сервисной, определены: динамика и вектор изменений таможенного администрирования в результате масштабной информатизации таможенной системы РФ; направления, результаты и барьеры внедрения информационных технологий в административную деятельность таможенных органов РФ. Совокупный характер показателей, полученных по указанным индикаторам, позволит определить функциональную эффективность таможенного администрирования с точки зрения реализации интересов государственной таможенной политики и сервисную состоятельность как ориентированность на нужды и интересы участников внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: таможенное администрирование; эффективность таможенного администрирования; информационные технологии; информационно-интегрированный подход; «сервисная таможня»; структурно-функциональный подход.

Для цитирования: Курочка А. А. (2022). Роль информационных технологий в повышении эффективности таможенного администрирования в Российской Федерации: методологические основы социологического исследования. Caucasian Science Bridge, 5 (4). С. 22-31. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.4.2

The role of information technologies in improving the efficiency of customs administration in the Russian Federation: methodological basis

for sociological research Andrey A. Kurochka1

Rostov branch of the Russian Customs Academy, Rostov-on-Don, Russia e-mail: kurochka-andrey@yandex.ru

Abstract.

The article defines the methodological foundations of a sociological study of the role of information technology in improving the efficiency of customs administration in the Russian Federation. This viewpoint of the study is determined by fact that sociological reflection on the problems of management and managerial efficiency in the customs system of the Russian Federation can lead to new level of understanding of causes, factors and

Аннотация.

conditions for the reproduction of barriers that impede activities of the customs authorities of Russia in the format of effective customs administration. The prospects for overcoming the flaws of the Russian customs system and its approximation to the world standards of customs management are associated with information technology. However, there is a shortage of sociological developments in this subject field, primarily of a methodological nature.

Methodological basis. The research is based on the ideas and principles of information-integrated approach to the study of the customs service, which combines the concept of "service customs" and a structural-functional approach.

Results and its discussion. The main indicators of the sociological measurement of the role of information technology in improving the efficiency of customs administration in Russia, both in terms of functional efficiency and service efficiency, are: the dynamics and vector of changes in customs administration as a result of large-scale informatization of customs system of the Russian Federation; directions, results and barriers to the introduction of information technologies in the administrative activities of the customs authorities of the Russian Federation. The cumulative nature of the indicators obtained on the basis of these pointers will make possible to determine the functional efficiency of customs administration in terms of realizing the interests of the state customs policy and service viability as a focus on the needs and interests of participants in foreign economic activity.

Keywords: customs administration; efficiency of customs administration; information technology; information-integrated approach; "service customs"; structural-functional approach.

For citation: Kurochka A. A. (2022). The role of information technologies in improving the efficiency of customs administration in the Russian Federation: methodological basis for sociological research. Caucasian Science Bridge, 5 (4). С. 22-31. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.4.2

Введение

В области повышения эффективности таможенного администрирования в России на протяжении последнего десятилетия сделано достаточно много и, особенно, в области цифровизации таможенных процедур (Цифровые технологии будут...). Достигнутые результаты дали основание некоторым специалистам положительно оценить динамику развития таможенного администрирования в современной России (Таможенное администрирование.), тем не менее, определенные проблемы еще остро стоят перед российской таможней, что определяет ее невысокий рейтинг на международной арене, а также снижает показатели конкурентоспособности национальной экономики. Последние во многом определяются состоянием таможенной сферы, таможенной политики и тенденциями таможенного администрирования. Решение задач таможенной политики предполагает формирование эффективных механизмов ее реализации, адекватных целям и характеру социально-экономического развития страны, а также мировым тенденциям в сфере экономического сотрудничества, что, в свою очередь, требует пересмотра сложившихся в таможенном администрировании РФ схем и механизмов управления и контроля в сторону их информатизации и цифровизации.

В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года1 четко указано, что стратегической целью развития Федеральной таможенной службы России выступает формирование к 2030 году таможни качественно нового типа, «умной» таможни, базирующейся на «искусственном интеллекте». Это позволит быстро и незаметно оказывать услуги участникам ВЭД, законопослушному бизнесу, в то же время обеспечивая интересы государства. Данная стратегическая цель предполагает в качестве целевого ориентира полномасштабную цифровизацию и автоматизацию деятельности таможенных органов, а также цифровую трансформацию таможенного администрирования.

Вместе с тем, в российской социологии управления в указанном исследовательском ракурсе обозначенная тема еще не стала предметом теоретической рефлексии и методологических разработок как необходимых для эмпирических замеров роли информационных технологий в повышении эффективности таможенного администрирования в РФ.

Теоретико-методологические проблемы и основания исследования роли информационных технологий в повышении эффективности таможенного администрирования в РФ

Прежде, чем мы определим методологические основания данного исследования, рассмотрим те теоретические подходы, которые сформировались в научном пространстве в ходе эволюции теории административного управления с учетом современных реалий.

Н.А. Калиновская и Р.А. Моисеенко выделяют такие подходы в управлении таможенными органами, как функционально-ориентированный и процессно-ориенти-рованный, и обосновывают логичность перехода от первого ко второму, поскольку второй ориентирован клиенте, сотрудниках и процессах, в то время как первый - на противопоставлении руководителей работникам (Калиновская, Моисеенко, 2016, 60).

В рамках процессно-ориентированной концепции управления в центре процесса ставится сотрудник, который контролирует результаты своей профессиональной деятельности и отвечает за них. При этом роль руководителя не умаляется. Он управляет процессами, опираясь на определенные принципы (Калиновская, Моисеенко, 2016, 61-62). В их границах ставятся задачи следования во время реализации таможенных процедур правилам регламентации административным норм, выстроенных в жесткой последовательности порядка и времени оказания государственных услуг; устранения дублирования функций за счет объединения таможенных процедур в блоки; сокращения времени таможенных операций; минимизации количества согласований и избыточного контроля в таможенных структурах.

Выделяется также системный подход применительно к управлению таможенной службой. Базируется он на том, что «таможенная система включает в себя множество разных элементов и подсистем, находящихся в определенных отношениях и взаимодействующих друг с другом» (Филимонцева, 2017, 72), а сама система управления таможенной службой содержит такие элементы, как механизм, структура, процесс управления и механизм совершенствования системы управления. Последний структурный элемент связан с организацией разработки и внедрения изменений в систему управления с целью повышения ее эффективности и развития объекта управления).

Таким образом, в рамках системного подхода таможенное дело предстает как сложная динамическая система, а управление ею базируется на совокупности различных методов и способов организации всего процесса таможенной деятельности с целью обеспечения эффективной внешнеэкономической деятельности РФ ((Филимонцева, 2017, 69).

Интегративный или личностно-деятельностный подход, согласно позиции И.В. Каимовой, базируется на применении в управлении психологических механизмов, которые позволяют интегрировать личность и деятельность руководителя, реагировать гибко на внешние и внутренние факторы и достигать в управленческой деятельности объективно высоких результатов (Каимова, 2017, 26).

Иначе интегративная концепция таможенного администрирования выглядит в воззрениях В.В. Макрусева, который видит ее как синтез таких ключевых парадигм

модернизации деятельности таможенных органов и управления ими, как: процессная парадигма; цифровая парадигма, когнитивная парадигма и сервисная парадигма (Макрусев, 2019, 243). Этот же исследователь всесторонне обосновывает тезис о том, что «трансформация таможенной системы в систему таможенных услуг становится ключевым фактором вхождения России в рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли - это главный вектор развития таможенной службы, ориентирующий ее на совершенствование существующих и создание новых типов организационно-экономических и технологических инструментов качественной и эффективной реализации политики государства в развитии экономики и внешнеторговой деятельности России» (Макрусев, 2015, 231).

Интегративная концепция таможенного администрирования предполагает, что идея цифровизации, информатизации, перехода к электронным механизмам развития, искусственному интеллекту, гибридным системам администрирования - лишь одна из ключевых, вписанная в логику других, таких как идея процессно-ориентиро-ванной модели таможенного администрирования; идея управления цифровым (электронным) таможенным администрированием на основе когнитивной парадигмы - на основе знаний; идея сервисной таможни (Макрусев, 2019, 243).

Одним из подходов, современно отражающих нужды и реалии развития таможенной системы, является также информационно-интегрированный подход. С точки зрения М.В. Бойковой, данный подход дополняет традиционную административную парадигму исследования таможенной службы, нисколько не противореча ей (Бойкова, 2017, 17). В рамках данного подхода, который мы считаем целесообразным взять за методологическую основу в нашем исследовании, таможня выступает в роли основного ядра формирования таможенных услуг разнообразного порядка, прежде всего, информационно-правового. В подобном свете таможня приобретает образ сервисной, а таможенное администрирование, соответственно, становится сервисно-ориентированным (Макрусев, 2017, 13-17).

Передовые страны уже достаточно давно осознали преимущества «сервисной» концепции в организации таможенного дела и управлении таможенными процессами. Несмотря на то, что в ее основе находится ориентация на эффективное взаимодействие с бизнесом для достижения более высоких экономических показателей и экономической безопасности, в целом, сервисная природа таможенной службы также определяет в качестве ее важнейшей функции оказание государственных (таможенных) услуг. Последнее не противоречит структурно-функциональной составляющей российской таможенной системы как государственной структуры, призванной содействовать эффективному развитию внешнеторговой деятельности при реализации контрольной и правоохранительной деятельности в пределах определенных функциональных полномочий (Бойкова, 2017, 32).

Таможенное администрирование как вид государственного администрирования в области таможенного дела вполне закономерно может рассматриваться, как «деятельность государственных служащих отдельной категории - должностных лиц таможенных органов» (Досмырза, 2013, 46-47). Соответственно, таможенное администрирование выступает ресурсом реализации таможенной политики государства, будучи неразрывно связанной с государственной политикой. Таможенное администрирование, являясь видом государственного администрирования, осуществляется с помощью реализации основных функций, а потому, с учетом принципов сервисной концепции и структурно-функционального подхода, его целесообразно рассматривать как управленческую деятельность таможенных органов, призванную содействовать развитию внешней торговли и оказывать услуги лицам, перемещающим товары

и транспортные средства через таможенную границу, в рамках реализации фискальных, правоохранительных и контрольных функций (Бакаева, 2009). Возьмем за основу данное определение в нашей работе.

Следует заметить, что в функциональной природе таможенного администрирования кроется некоторое противоречие, связанное в совмещении задач, слабо коррелирующих между собой: «с одной стороны, основной функцией таможенной службы выступает создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу, с другой - таможенные органы - система, обеспечивающая взимание таможенных платежей, контролирующая правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, принимающая меры по их принудительному взысканию» (Иващен^ 2010, 107).

И, действительно, реализация фискальной функции связана со сбором таможенных пошлин, взиманием налогов, а в рамках правоохранительной функции таможенные органы призваны, прежде всего, обеспечивать соблюдение норм закона участниками внешнеэкономической деятельности, т.е. речь идет о выявлении, предупреждении и пресечении таможенных преступлений и правонарушений (Алямкин, 2015). Контрольная функция призвана, прежде всего, управлять рисками (выявлять, противодействовать, предупреждать) на всех стадиях совершения таможенных операций, для чего, согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, необходимо развивать риск-ориентированный подход при проведении таможенного контроля, который ориентирован на создание «умной», гибкой, информационно-насыщенной, самонастраивающейся системы управления рискам1.

Выполнение данных функций в логике перехода к сервисной таможенной службе - задача не из простых, особенно с учетом того, что сама управленческая деятельность в таможенных органах имеет свою специфику. Она характеризуется высокой степенью централизации; динамичностью процессов управления ввиду постоянно меняющихся экономических, политических, социальных условий под влиянием внешних и внутренних факторов (Филимонцева, 2017, 69). Если внешние факторы связаны с влиянием системы государственного управления, особенностями взаимодействия с органами власти, состоянием экономики государства, региона, транспортной системы и иными факторами внешней среды, то внутренние факторы определяются целями и задачами таможенной службы, ее структурой и кадровым составом таможенных органов, уровнем их профессионализма; системой взаимодействия между таможенными органами; развитостью инфраструктуры, материально-технической базы; наличием современных информационных технологий, степенью их внедрения в работу таможенных органов, а также эффективных методик оценки и совершенствования управленческой деятельности в таможенных органах.

Современная система управления таможенной службы РФ выстроена по принципу иерархии (центральный аппарат Федеральной таможенной службы (ФТС) России, региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты.2 Общее управление осуществляет ФТС России, а региональные таможенные управления несут ответственность за реализацию задач и функций таможенной службы РФ в конкретном регионе, выступая, своего рода, посредником между ФТС и таможнями, таможенными постами.

Итак, таможенные органы РФ, являясь частью механизма государственного управления, поскольку ФТС - федеральный орган исполнительной власти, имеют жестко выстроенную иерархическую систему с соответствующими функциями, реализация которых происходит под воздействием внешних и внутренних вызовов и угроз, зафиксированных в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года1 (политическое давление западных стран и экономические санкции против РФ; политика национального протекционизма, используемая многими западными странами; угрозы международного терроризма и экстремизма; рост международной и внутриотраслевой конкуренции; дефицит высококвалифицированных кадров в органах таможенной службы; информационные угрозы, связанные с несанкционированным доступом в информационную систему таможенных органов; рост незаконных финансовых потоков, административных правонарушений в сфере ВЭД и др.).

Тем не менее, в самой Стратегии в числе ключевых принципов ее реализации, таких как долгосрочное стратегическое планирование с учетом мировых тенденций; планомерность и последовательность в развитии; предсказуемость и прозрачность фискальных и регулирующих условий; нацеленность на результат; оптимизация и совершенствование таможенного администрирования; автоматизация и информатизация сквозных бизнес-процессов деятельности таможенной службы на основе передовых технологий и др., определяется клиентоориентированность и бесконтактность2, и это соотносится с основной целью реформирования таможенного администрирования в РФ, которая заключается как в создании комфортной среды для деятельности субъектов внешнеэкономической деятельности, так и повышением эффективности контроля со стороны таможенных органов (Скударнова, Разживина, Макрусев, 2018, 13).

Следовательно, оценка результативности и эффективности их деятельности должна учитывать показатели, укладывающиеся как в сервисную парадигму таможенной службы, так и структурно-функциональную, предполагающую жесткое следование централизованным принципам организации деятельности и задачам, обеспечивающим государственные интересы фискального характера и противодействия угрозам национальной безопасности.

Специалисты для оценки эффективности работы административно-управленческого персона таможенных органов применяют КПЭД - контрольный показатель эффективности деятельности таможенных органов как важный механизм (прежде всего, правовой) для отслеживания достижения стратегических целей, стоящих перед ФТС России (Турбин, 2014, 589). Ограниченность данного подхода связана с тем, что показатели, с помощью которых оценивается эффективность деятельности органов таможни РФ, носят количественно выраженный характер, и они очень полезны для принятия оперативных управленческих решений и стратегического планирования.

Другие исследователи полагают, что результативность таможенного администрирования определяется оценкой деятельности таможенных органов Российской Федерации ((Турбин, 2014, 588), и, отталкиваясь от указанной выше Стратегии, в рамках реализации основных функций - контрольной, фискальной и правоохранительной.

Заслуживает внимания мнение специалистов, указывающих на первостепенную важность совершенствования таможенного администрирования путем совер-

1 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р.

2 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р.

шенствования механизмов сотрудничества между таможенными органами и участниками ВЭД, что определяет в качестве центральных вопросы оптимизации таможенных и административных процессов за счет внедрения технологий упрощения таможенных операций и процедур. Они должны стать более простыми, скоростными, менее затратными и прозрачными, что возможно путем масштабного внедрения новых информационных технологий (Белоусова, Антонова, Шаланина, 2017, 17).

Эффективность таможенного администрирования, с точки зрения концепции данного исследования и его замысла, прежде всего, представляет для нас интерес как совокупность показателей, детерминированная использованием современных информационных технологий с целью перехода к электронной таможне как доминантной форме оказания таможенных услуг. Под последней исследователи понимают комплекс мер, связанных с развитием электронных информационных систем таможенных органов путем внедрения технологий предварительного информирования, электронного и Интернет-декларирования товаров, удаленного выпуска товаров (Смирнова, 2013, 132).

Внедрение данных технологий значительно ускоряет процесс совершения таможенных операций по сравнению с прежними принципами и процедурами, поскольку переход на электронные принципы имеет ряд преимуществ, связанных с, преимущественно, безбумажной системой декларирования товаров; более высокой скоростью осуществления таможенного декларирования и др.1.

Таким образом, в результате информатизации системы таможенных органов и оказания таможенных услуг происходят изменения в таможенном администрировании, которыми, как совершенно справедливо указывает Р.В. Давыдов, следует управлять, отслеживая ход, динамику и вектор этих изменений для своевременной корректировки как механизма внедрения новых технологий, так и критериев и методов оценки эффективности системы таможенного администрирования (Давыдов, 2016). И в этом случае следует учитывать тот факт, что управление изменениями в таможенном системе может происходить по алгоритму «тянущей» схемы, когда прослеживается сильная связь с предыдущими изменениями, сформировавшимися традициями, даже если они и не являются эффективными (эффект институциональной зависимости, если отталкиваться от теории неоинституционализма)(Норт, 1997; Хасс, 2007), и «толкающей» - когда управление изменениями осуществляется в опережающем формате, с предвосхищением грядущих тенденций, исходя из современных реалий развития мирохозяйственных связей и процессов. Но возможен и третий вариант управления - «интегративный», и он представляется нам наиболее эффективным, поскольку, отталкиваясь от обоснований, данных Давыдовым, в нем синтезируются «суперпозиции «тянущей» и «толкающей» систем управления, когда управление изменениями системы таможенного администрирования происходит квазисинхронно процессам развития внешней среды..., и внутренней среды - экономических и внешнеэкономических процессов развития Российской Федерации» (Давыдов, 2016, 80).

Безусловно, формат управления изменениями в таможенном администрировании крайне важен, поскольку внедрение инноваций любого уровня характера происходит в особенных социокультурных, экономических, политических условиях, в совокупности формирующих как благоприятные, так и неблагоприятные (барьеры) факторы и условия реализации инноваций. И, тем не менее, целью совершенствования таможенного администрирования, согласно Стратегии развития таможенной служ-

бы РФ до 2030 года, является «создание максимально благоприятных условий перемещения товаров через таможенную границу за счет автоматизации совершаемых операций с использованием информационных технологий с применением элементов искусственного интеллекта, оптимизации деятельности контрольных органов»1, а потому социологический подход к оценке реализации этого целевого ориентира Стратегии представляется особенно важным, так как позволит не только диагностировать реальные процессы информатизации таможенной системы, достижения в управлении ею, но и проникнуть в суть проблем, возникающих на пути совершенствования таможенного администрирования в координатах масштабной информатизации деятельности таможенных органов РФ.

В этой связи, социологическое изучение эффективности таможенного администрирования в координатах реализации указанных функций и внедрения информационных технологий в административной деятельности таможенных органов РФ предполагает определение в качестве ключевых единиц измерения следующие:

- динамика и вектор изменений таможенного администрирования в результате масштабной информатизации таможенной системы РФ;

- направления, результаты и барьеры внедрения информационных технологий в административную деятельность таможенных органов РФ.

Совокупный характер показателей, полученных по указанным индикаторам, позволит определить функциональную эффективность таможенного администрирования с точки зрения реализации интересов государственной таможенной политики и сервисную состоятельность как ориентированность на нужды и интересы участников внешнеэкономической деятельности.

Выводы

Повышение эффективности таможенного администрирования в современной России связывается многими специалистами с внедрением информационных технологий в саму систему управления таможенной сферой и в деятельность таможенных органов. Социологический ракурс исследования обозначенной проблемы предполагает формирование соответствующего теме и российским реалиям методологического поля. Его составили идеи и принципы информационно-интегрированного подхода к изучению таможенной службы, с которым сочетаются концепция «сервисной таможни», в рамках которой таможенное администрирование предстает как сервисно-ориентированное, и структурно-функциональный подход. В рамках последнего таможенное администрирование рассматривается как ресурс реализации государственной политики в области таможенного дела с помощью определенных, нормативно прописанных функций и задач. Их эффективность также, как и в случае с сервисной составляющей таможни, которая обозначена как значимая в Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года, во многом связывается с эффективностью внедрения новых информационных технологий в деятельность таможенных органов, в том числе на уровне администрирования. В этой связи основными индикаторами социологического измерения роли информационных технологий в повышении эффективности таможенного администрирования в России, как с точки зрения функциональной эффективности, так и сервисной, определены: динамика и вектор изменений таможенного администрирования в результате масштабной информатизации таможенной системы РФ; направления, результаты и ба-

рьеры внедрения информационных технологий в административную деятельность таможенных органов РФ.

Литература

Алямкин, С.Н. (2015). Реализация функций таможенных органов Российской Федерации на современном этапе. Мир науки и образования, 4.

Бакаева, О.Ю. (2009). Правовые аспекты таможенного администрирования: понятие и признаки. Государство и право, 11, 94-98.

Белоусова, Т.И., Антонова, Е.И., Шаланина, Н.А. (2017). Современные технологии таможенного администрирования. Таможенная политика России на Дальнем Востоке, 1 (78). DOI: 10.17238/Issn1815-0683.2017.1.16.

Бойкова, М.В. (2017). Зарубежный опыт таможенного администрирования. М.: РИО Российской таможенной академии, 130.

Давыдов, Р.В. (2016). Управление изменениями системы таможенного администрирования в РФ с учетом развития Евразийского экономического союза. Таможенная политика России на Дальнем Востоке, 1 (74), 74-82.

Досмырза, Д. (2013). Система таможенного администрирования в государственном управленческом процессе. Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, 1-2 (29), 45-50.

Иващенко, М.В. (2010). Таможенное администрирование и необходимость формирования новых подходов к его организации. Юристъ-Правоведъ, 6, 107-111.

Калиновская, Н.А., Моисеенко, Р.А. (2016). Теоретические взгляды на развитие процессно-ориентиро-ванного управления таможенной деятельностью. Экономика и бизнес: теория и практика, 9, 59-63. Каимова, И.В. (2017). К вопросу применения интегративного подхода в формировании управленческого потенциала руководителей структурных подразделений таможенных органов РФ. Проблемы экономики и менеджмента, 4 (68), 23-26.

Макрусев, В.В. (2015). Трансформация института таможенного администрирования в систему таможенных услуг: задача и особенности ее решения. Вестник ГУУ, 1, 231-237.

Макрусев, В.В. (2017). Актуальные аспекты реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования, Таможенное дело, 2, 13-17.

Макрусев, В.В. (2019). Развитие теории и практики таможенного администрирования на основе ин-тегративной концепции: мировой и отечественныйй опыт. Вестник Московского университета МВД России, 3, 242-247. DOI: 10.24411/2073-0454-2019-10175.

Норт, Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики (Пер. с англ. А.Н. Нестеренко). М.: Фонд экономической книги «Начала», 180.

Скударнова, А.Д., Разживина, Д.Д., Макрусев, В.В. (2018). Показатели деятельности таможенных органов Российской Федерации в условиях реализации концепции «десять шагов навстречу бизнесу». Стратегии бизнеса, 9 (53), 12-16.

Смирнова, Е.А. (2013). Оценка эффективности деятельности электронной таможни. Вестник АГТУ. Серия: Экономика, 1, 132-137.

Турбин, И. В. (2014). Оценка деятельности таможенных органов на основе существующей системы показателей и предложения по их совершенствованию. Известия Саратовского университета. Новая серия. Экономика. Управление. Право, 3. 587-594.

Филимонцева, Е.М. (2017). Системный подход как основа управления деятельностью таможенных органов. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 3, 69-73. DOI: 10.23394/20791690-2017-1-3-69-73.

Хасс, Д. (2007). Социологический неоинституционализм и анализ организаций (предисловие к разделу). Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент, 3, 112-125.

Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры? Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/65314/

Цифровые технологии будут навсегда зачислены на службу в таможню. Режим доступа: https://www. alta.ru/expert_opinion/70740/

References

Alyamkin, S.N. (2015). Implementation of the functions of the customs authorities of the Russian Fédération at the present stage. The world of science and education, 4.

Bakaeva, O. Yu. (2009). Legal aspects of customs administration: concept and features. State and right, 11, 94-98.

Belousova, T.I., Antonova, E.I., Shalanina, N.A. (2017). State-of-the-Art Technologiesof Customs Administration.

Customs policy of Russia in the Far East, 1 (78). DOI: 10.17238/Issn1815-0683.2017.1.16.

Boykova, M.V. (2017). Foreign experience in customs administration. Moscow: RIO Russian Customs Academy,

130.

Davydov, R.V. (2016). Management of changes in the system of customs administration in the Russian Federation, taking into account the development of the Eurasian Economic Union. Customs policy of Russia in the Far East, 1 (74), 74-82.

Dosmyrza, D. (2013). The system of customs administration in the state management process. Bulletin of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, 1-2 (29), 45-50. Ivashchenko, M.V. (2010). Customs administration and the necessity to develop new approaches to its organization. Yurist-Pravoved, 6, 107-111.

Kalinovskaya, N.A., Moiseenko, R.A. (2016). Theoretical views on the development of process-oriented management of customs activities. Economics and Business: Theory and Practice, 9, 59-63. Kaimova, I.V. (2017). On the issue of applying an integrative approach in the formation of the managerial potential of the heads of structural divisions of the customs authorities of the Russian Federation. Problems of Economics and Management, 4 (68), 23-26.

Makrusev, V.V. (2015). Transformation of the institution of customs administration into the system of customs services: the task and features of its solution. Vestnik universiteta (Vestnik GUU), 1, 231-237. Makrusev, V.V. (2017). Actual aspects of the implementation of the concept of service-oriented customs administration, Customs business, 2, 13-17.

Makrusev, V.V. (2019). Development of the theory and practice of customs administration based on an integrative concept: world and domestic experience. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russiam Federation, 3, 242-247. DOI: 10.24411/2073-0454-2019-10175.

North, D. (1997). Institutions, Institutional Change and Economic Performance (translated from English by A.N. Nesterenko). Moscow: Fond ekonomicheskoi knigi "Nachala", 180.

Skudarnova, A.D., Razzhivina, D.D., Makrusev, VV. (2018). Performance indicators of the customs authorities of the Russian Federation in the context of the implementation of the concept of "ten steps towards business". Business Strategies, 9 (53), 12-16.

Smirnova, E.A. (2013). Evaluation of the effectiveness of e-customs. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics, 1, 132-137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Turbin, I. V (2014). Evaluation of the activities of customs authorities based on the existing system of indicators and proposals for their improvement. News of the Saratov University. New series. Economy. Control. Law, 3. 587-594. Филимонцева, Е.М. (2017). Системный подход как основа управления деятельностью таможенных органов. State and municipal administration. Scientific Notes SKAGS (RANEPA-Rostov), 3, 69-73. DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-69-73.

Hass, D. (2007). Sociological neoinstitutionalism and the analysis of organizations (foreword to the section). Vestnik of Saint-Petersburg University. Management, 3, 112-125.

Customs administration in Russia: what should be the modern procedures? Available at: https://www.alta.ru/ expert_opinion/65314/

Digital technologies will be enlisted in the service of customs forever. Available at: https://www.alta.ru/expert_ opinion/70740/

Дата получения рукописи: 30.10.2022 Дата окончания рецензирования: 16.11.2022 Дата принятия к публикации: 29.11.2022

Информация об авторе Курочка Андрей Андреевич - старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Ростовский филиал Российской таможенной академии, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: kurochka-andrey@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

Information about the author Kurochka Andrey Andreevich - Senior Lecturer, Department of State and Legal Disciplines, Rostov branch of the Russian Customs Academy, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: kurochka-andrey@ yandex.ru

The author has no conflict of interests to declare

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.