М. В. Бойкова
МЕТОДОЛОГИЯ СЕРВИСНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
В статье обоснована необходимость развития методологии таможенного администрирования с учетом изменений в уровневой модели внешних факторов и тенденций, определяющих условия развития, а также трансформации существующей парадигмы таможенного дела. Предложен интегративный подход к развитию методологии, включающий клиентоориентированность как базовый принцип деятельности таможенных структур. Разработана концептуальная платформа методологии сервисно ориентированного администрирования. Предложен инструментарий ее реализации в условиях цифровой трансформации таможни и дана оценка ожидаемых эффектов. Сделаны выводы о направлении ее дальнейшего развития.
Ключевые слова: таможенное администрирование; уровневая модель факторов и тенденций развития; «парадигмальный разрыв»; клиентоориентированность; методология сервисно ориентированного таможенного администрирования; управленческие парадигмы; экспертная оценка ожидаемых результатов.
M. V. Boikova
METHODOLOGY OF SERVICE-ORIENTED CUSTOMS ADMINISTRATION
The need to develop the methodology of customs administration, taking into account changes in the level model of external factors and trends that determine the conditions for development, as well as the transformation of the existing paradigm of customs is substantiated in the article. An integrative approach to the development of the methodology is worked out, including customer orientation as the basic principle of the customs structures' activities. The tools for its implementation in the context of digital transformation of customs are proposed and the expected effects are estimated. Conclusions are drawn about the direction of its further development.
Keywords: customs administration; level model of development factors and trends; "paradigm gap"; customer orientation; methodology of service-oriented customs administration; management paradigms; expert assessment of expected results.
Современное таможенное администрирование представляет собой специфический регулятивный институт, функционирующий и развивающийся с учетом воздействия внешних тенденций и различного рода факторов, задающих необходимость и условия трансформации существующей парадигмы таможенного дела.
Определяющие тенденции развития таможенного администрирования носят глобальный характер. Возрастает роль регулирующих международных организаций, усиливается влияние процессов интеграции и регионализации, политической составляющей при принятии экономических решений в таможенной сфере. При этом все большее значение приобретает информационно-технологическое обеспечение процессов администрирования, в совокупности формирующих его сервисную ориентацию.
Система факторов различной природы, корректирующих вектор развития института таможенного администрирования, характеризуется многоуровневой моделью. Модель наиболее отчетливо проявляется и структурируется на следующих
уровнях: международном - макроуровень; государственном (национальном) -мезоуровень; ведомственном (для таможни - на уровне Федеральной таможенной службы (ФТС России)) - микроуровень.
Так, на международном уровне основной тренд развития таможенного администрирования направлен на упрощение процедур торговли. Факторное пространство развития задается в виде требований, соглашений, стандартов и программ Всемирной торговой организации (ВТО), Всемирной таможенной организации (ВтамО) и иных организаций, реализация которых позволяет соотнести развитие таможни с общемировыми и национальными тенденциями.
На государственном уровне факторы развития таможенного администрирования коррелируют с целями и задачами, определенными в национальных и федеральных стратегиях, программах и проектах развития страны. Тенденции данного уровня связаны со смещением деятельности из сферы бюрократического управления в сферу формирования «гибридной» модели управления, сочетающей элементы, характерные для государственного управления, и ориентацию на бизнес-модели, доказавшие свою эффективность.
На ведомственном уровне таможенная служба непосредственно участвует в реализации национальных программ и решает задачи стратегического развития таможенных органов, обозначенные в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»: содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации (РФ), полноты взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [1].
Интегративное воздействие на таможенную систему тенденций и факторов развития приводит к необходимости трансформации роли таможенного института - от обычного «администратора бюджета» к социальному институту, формирующему условия ведения бизнеса в сфере ВЭД.
Особое значение в решении данной проблемы имеет сервисная ориентация таможенной службы, которая предполагает изменения в подходах к взаимодействию с участниками ВЭД, референтными группами и обществом в целом, ориентацию на удовлетворение потребностей внешних субъектов (клиентов), на учет их мнений, целей и интересов при соблюдении должного уровня экономической безопасности.
В целом можно говорить о фундаментальной проблеме развития таможенного администрирования, определяемой наличием системного противоречия между традиционными подходами к созданию и применению таможенных институтов, формируемых на основе теории и методологии классического администрирования, базис которых составляет консервативный бюрократический подход, в значительной мере ограничивающий возможности адаптации таможенных структур, и качественно новыми требованиями к таможенным администрациям, вызванными эволюцией внешних и внутренних условий, факторов и тенденций развития мировой торговли и трансформацией системы государственного управления на основе сервисной концепции администрирования.
В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос развития методологии таможенного администрирования, представляемой общим подходом к постановке
и декомпозиции проблемы таможенного сервиса и комплексом методических инструментов, обеспечивающих результативное решение задач, возникающих в ходе декомпозиции проблемы.
С учетом многовекторности уровневой модели факторов развития, сложности и особенностей эволюции системы таможенного администрирования, методология должна формироваться синтетически, интегрируя методологический базис государственного управления, экономической теории, общего и специального менеджмента и маркетинга, и адаптироваться к специфике отношений, возникающих в таможенной сфере и сфере ВЭД в процессе таможенного администрирования.
Институт таможенного администрирования относится к регулятивным государственным институтам, нормативно реализующим административные полномочия от имени государства в отношении деятельности субъектов бизнеса в сфере ВЭД. Сформированы область и принципы взаимодействия двух субъектов, отличающихся целями, задачами, применяемыми методами: контролирующего, бюрократического по природе таможенного администриратора, ориентированного на максимальную реализацию фискальной функции, и гибкого, адаптивного субъекта бизнеса - участника ВЭД, ориентированного на максимизацию собственной прибыли.
Как отмечают В. В. Макрусев и Д. Л. Александров, в стратегической перспективе развитие таможенных институтов представляется в виде смены регулятивных парадигм таможенных институтов, управленческих моделей и систем управления [2]. В связи с этим эволюционируют не только институты (таможни и бизнеса), но и отношения, возникающие между ними. Выстраивание эффективного взаимовыгодного сотрудничества таких субъектов в условиях смены управленческих парадигм, применения принципиально отличающихся моделей и методов менеджмента возможно только при наличии адекватного теоретико-методологического и методического инструментария, адаптированного к условиям развития экономики. В противном случае наблюдается «парадигмальный разрыв», т. е. несоответствие взглядов менеджмента государственных организаций типу экономики, тенденциям развития и запросам бизнеса (рис. 1).
Индустриальная Постиндустриальная Сервисная бизнеса
Источник: составлено автором.
Рис. 1. «Парадигмальныйразрыв» в системе таможенного администрирования
Проблема «парадигмального разрыва» современного таможенного администрирования заключается во временном, теоретико-методологическом, инструментальном, методическом несоответствии уровня запросов (развития) бизнеса, ориентированного на сервисную модель сотрудничества, модели менеджмента таможенных органов, ориентированных на бюрократическую парадигму управления.
Условия развития и особенности института администрирования определяют необходимость комплексного подхода к разработке методологии с учетом не только организационно-управленческой составляющей, но и экономической, определяющей условия формирования рыночных норм для социально-экономических систем в целом.
Исследования в области теории и методологии науки [3; 4; 5] позволяют под методологией понимать систему подходов, методов и средств, направленных как на познание предмета исследования, так и на формирование подходов к исследованию. Если теория науки представляет собой результат процесса познания (как цели), то методология является способом достижения этого знания, ориентирующим началом самой исследовательской деятельности. Все это позволяет рассматривать методологию как единство:
- методологических принципов - системы правил, направляющих и организующих процесс научного исследования;
- методологических подходов - совокупности имеющихся знаний, навыков, понятийного аппарата для постановки и решения проблемы;
- методологических парадигм - главных научных идей, характерных для определенного этапа развития науки; «теории, теоретической мысли, принятой в качестве образца постановки, обоснования, решения проблемы предмета исследования» [6].
Данное представление методологии используется автором в качестве основы:
- для определения методологического подхода при разработке теории таможенного администрирования, т. е. для получения, создания нового знания;
- при обосновании, формировании, применении, развитии методологии сервисно ориентированного таможенного администрирования, т. е. при структурировании нового знания в виде новых понятий, категорий, законов, идей, моделей;
- для изучения текущего состояния и перспектив развития таможенного администрирования, т. е. при организации использования новых знаний в практической деятельности;
- для формирования комплекса методических инструментов постановки и решения задач сервисно ориентированного администрирования.
Авторская концепция методологии сервисно ориентированного таможенного администрирования представлена в виде общей структуры на рис. 2. Здесь отображены основные исходные условия для формирования инновационных методологических подходов: эволюция факторов и тенденций развития внешней среды и вектора развития системы таможенного администрирования, а также возникающие при этом проблемы системного характера, решить которые инструментами существующего методологического обеспечения невозможно.
В ходе исследования предложена и обоснована авторская идея интегративной методологии таможенного администрирования в рамках определенного пространства методологических подходов, ориентированных на особенности эволюции института таможенного администрирования.
Источник: составлено автором.
Рис. 2. Структура методологии сервсино ориентированного таможенного администрирования
Методология сервисно ориентированного администрирования строится на основе концептуального базиса, интеграции существующих и перспективных подходов к исследованию модели потребителя в сервисно-эволюционный подход, модели таможенного института - в когнитивно-эволюционный подход. На базе таких подходов исследуется взаимодействие модели (или реальных систем) потребителя и таможенной системы в условиях их согласованной эволюции. Доминантой такого исследования (или собственно администрирования, или управления администрированием, или развития таможенной системы и т. п.) становится сервисная парадигма сотрудничества.
Следовательно, сервисно ориентированная методология базируется на принципиально новой парадигме - сервисной, имеющей первостепенное значение для развития внутриорганизационных и межорганизационных отношений на основе новой корпоративной культуры, основанной на принципе комплементарности ценностей таможенных органов, участников ВЭД (бизнеса) и общества в целом. Во внутриорганизационных отношениях устанавливаются приоритеты командной и проектной работы. В межорганизационных отношениях приоритетами являются долгосрочное сотрудничество, клиентская ориентация, что в целом отражает формирование концепции маркетинга, в частности маркетинга отношений и маркетинга услуг.
Когнитивно-эволюционный подход к управлению и таможенному администрированию демонстрирует необходимость интеграции традиционных и современных (инновационных) подходов к управлению таможенным делом и таможенным администрированием с учетом координации уровня развития экономики и запросов бизнеса и общества, а также ориентации технологий государственного управления на использование интеллектуальных технологий, систем и сред.
Существенными неотемлемыми базовыми компонентами в структуре методологии становятся (см. рис. 2):
- комплекс методов и моделей анализа сервисно ориентированной системы таможенного администрирования (СОСТА);
- методический комплекс формирования и развития системы таможенных услуг;
- система мониторинга развития таможенного института и оценки качества таможенных услуг и применения СОСТА.
Ввиду того, что указанные компоненты достаточно полно рассмотрены нами в монографиях [7; 8], остановимся более подробно на отдельных наиболее существенных положениях методологии.
Обобщение практики использования традиционных и современных методологических подходов в таможенном администрировании позволило сформировать концептуальное «пространство» интегративного сервисно ориентированного подхода к таможенному администрированию (табл. 1).
Таблица 1
Концептуальное пространство формирования сервисно ориентированного подхода
Подход Конвенция Киото Рамочные стандарты Стратегия-2020 Комплексная программа Стратегия-2030 НП «цифровая экономика»
Системный + +
Процессный + +
Ситуационный + + +
Маркетинговый + + + + +
Институциональный + + + + + +
Целостно-эволюционный + + + + + +
Источник: составлено автором.
При этом необходимо отметить, что в целом, как это показано на рис. 2, предполагается трансформация концептуальных инвариантов методологического подхода в зависимости от доминирующих концепций, целевых ориентиров и технологий управленческой деятельности.
Интегративный вариант методологии позволяет осуществлять научные исследования, институциональное проектирование, инновационную адаптацию и внедрение организационных структур, технологий, моделей и инструментов для развития системы администрирования в изменяющихся условиях эволюции уровневой модели факторов и тенденций. Причем каждый элемент методологии органично участвует в формировании определенного этапа создания и развития таможенного администрирования, являющегося базовым относительно
последующего этапа. Ключевые элементы методологии сервисно ориентированного таможенного администрирования, требующие специальной дальнейшей разработки, и их взаимосвязи, определенные на основе сложившихся традиционных подходов к научным и прикладным исследованиям, представлены на рис. 3.
Источник: составлено автором.
Рис. 3. Ключевые элементы методологии сервисно ориентированного таможенного администрирования
Методология объединяет принципы, подходы и методы управления, сформированные на основе закономерностей и законов экономики и управления, с учетом смены парадигм, изменения факторов и тенденций развития таможенных институтов.
Структура методологии сформирована с использованием эмпирического и теоретического методов научного исследования.
Определяющим условием сервисно ориентированного подхода является понимание факторного пространства (совокупности внутренних и внешних, действующих и прогнозируемых факторов) и основных тенденций, влияющих на эволюцию таможенных систем.
В ходе проведенного исследования, на основе опроса экспертной группы, состоящей из должностных лиц таможенных органов и представителей участников ВЭД, предложена идентификация и систематизация факторов, влияющих на таможенное администрирование. Определены общие тенденции развития системы управления, а именно стремление к повышению эффективности и улучшению бизнес-климата.
Данные общие тенденции позволили сформулировать частные тенденции, наиболее значимыми из которых являются: стремление к соответствию лучшим мировым практикам; снижение коррупциогенности; сокращение издержек участников ВЭД; диалоговый режим общения с бизнесом, а также переход к клиентоори-ентированной концепции.
Указанные тенденции составляют основу определения и выявления зависимостей и закономерностей таможенного администрирования, позволяющих сформулировать и систематизировать методологические принципы сервисно ориентированного подхода.
Исследование, проведенное с использованием эмпирического метода, позволило выявить закономерности сервисно ориентированного таможенного администрирования. К наиболее значимым закономерностям отнесены: единство системы управления; разделяемость цели; соотносимость цели субъекта и объекта управления; ресурсообеспеченность.
Заключительным элементом разрабатываемой методологии являются принципы. В зависимости от превалирующей парадигмы система принципов изменяется. Наиболее общее определение термина «принцип» дано в «Большой советской энциклопедии», где под принципом понимается исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации [9]. Анализ тенденций и закономерностей развития таможенного администрирования позволил выделить три группы частных принципов:
- организации таможенного администрирования;
- функционирования таможенного администрирования;
- развития таможенного администрирования.
На основе анализа факторов и тенденций, выявленных в результате анкетирования, дополнительно сформулированы следующие частные принципы, характерные для института таможенного сервиса как непрерывно развивающейся динамической системы: динамического равновесия; комплементарности целей развития; управляемого взаимодействия; равноправного партнерства; клиентоориентиро-ванной технологичной среды; независимости оценки.
Восприятие научным сообществом терминологии, заимствованной у бизнеса, зачастую порождает критику и споры. Необходимо отметить, что сервисно ориентированный подход рассматривает клиентскую и сервисную ориентацию в отношении широкой группы клиентов - государства, общества, бизнес-сообщества, потребителя.
В данном подходе, основанном на использовании экономических понятий «продукт», «благо», «услуга» применительно к деятельности организаций, образующих государственный аппарат, роль государства не ограничивается выполнением контролирующей функции. Налоги и сборы здесь рассматриваются не как способ мобилизации средств на содержание неких надэкономических структур, а, скорее, как форма, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, предоставляемых государством своим гражданам. По сути, предполагается, что государство, его органы, подобно другим производителям товаров и услуг, получают (или должны получать) ресурсы лишь постольку, поскольку им удается продемонстрировать потребителям (налогоплательщикам) свою способность удовлетворять их запросы лучше потенциальных конкурентов из числа частных фирм [3].
Тем самым сервисно ориентированный подход переносит локацию фокуса:
- с потребностей таможенных органов на потребности клиентов (потребителей);
- с функциональной ориентации оценки деятельности таможенных органов на услуговую и сервисную;
- с оценки деятельности со стороны самих государственных структур на внешнюю оценку (потребителем).
Категориально-понятийный аппарат сервисно ориентированного подхода включает в свою структуру категории, используемые в рамках концепции сервисной таможни, клиентоориентированности и таможенных услуг. Кроме того, кли-ентоориентированность, рассматриваемая в международных рекомендациях как базовый принцип деятельности таможенных администраций, являет собой частный случай реализации модели потребителя таможенных услуг (услугополуча-теля) в рамках сервисно ориентированного подхода. Фрагмент терминосистемы сервисно ориентированного подхода представлен на рис. 4.
И с т о ч н и к : составлено автором.
Рис. 4. Пример построения терминосистемы сервисно ориентированного подхода
Анализ клиентоориентированности как принципа реализации деятельности таможенных администраций и частный случай сервисно ориентированного подхода через призму теории потребительной ценности позволяет рассматривать данное направление как имиджевый элемент таможенных органов; характеристику деятельности таможенных органов (в частности, при предоставлении услуг и сервисов); принцип формирования отношений к участникам ВЭД (услугополу-чателям) [5].
Для реализации методологии сервисно ориентированного таможенного администрирования необходимо методическое обеспечение, позволяющее прогнозировать ситуации и предполагаемые эффекты от внедрения. Методическое обеспечение представлено «Концепцией сервисно ориентированного таможенного администрирования» и «дорожной картой».
Для всестороннего исследования проблем таможенного администрирования, разработки вариантов решений выявленных проблем и оценки предполагаемых результатов выбран экспертный метод. В качестве экспертов привлекались должностные лица таможенных органов из числа руководящего состава и представители участников ВЭД, что позволило реализовать принцип учета и равновесия интересов услугополучателей каждого уровня института таможенного администрирования.
Проверка методологии осуществлена на уровне центров электронного декларирования (ЦЭД). Экспертами были выявлены предполагаемые эффекты реализации (табл. 2).
Таблица 2
Предполагаемые эффекты реализации сервисно ориентированного таможенного администрирования
№ п/п Эффект Результат Получатели эффекта
1 Адаптационный Гибкая своевременная адаптация к изменяющимся условиям Участник ВЭД, таможенные органы
2 Интеграционный Прозрачность деятельности Государство, национальный производитель, участник ВЭД
3 Социальный Доверие как ресурс Общество, государство, национальный производитель, участник ВЭД, гражданин (потребитель)
4 Экономический Рост инвестиционной привлекательности российской юрисдикции Общество, государство, национальный производитель, участник ВЭД, гражданин (потребитель)
И с т о ч н и к : составлено автором.
Как показали результаты исследования, в целом развитие методологии сервисно ориентированного подхода к таможенному администрированию должно:
- строиться с учетом вызовов внешней среды, анализа и возможности транспонирования зарубежного опыта применения концепции «сервисной таможни» таможенными администрациями мира;
- способствовать совершенствованию системы мер, направленных на повышение эффективности деятельности таможенных структур, на повышение качества сервиса и услуг на основе современных технологичных решений - цифровизации и платформенных решений;
- обеспечить разработку новых приемов и способов моделирования и апробации полученных результатов, нацеленных на развитие системы таможенного сервиса, позволяющих использовать коммуникации и обратную связь с участниками ВЭД как новый экономический ресурс;
- создавать единую методологическую основу для конструктивного диалога между таможенными органами и участниками ВЭД;
- обеспечить разработку методического комплекса исследования проблем развития таможенного института, применения СОСТА, формирования и развития системы услуг, предоставляемых таможенными органами заинтересованным потребителям.
Представленная автором методология таможенного администрирования, основанная на принципах сервисно ориентированного подхода, включает базовые положения, принципы, закономерности и направления развития таможенного администрирования с учетом влияния уровневой модели изменений факторов и тенденций развития государственного управления и практики ВЭД. Масштабность такого сложного и многогранного явления, как таможенное администрирование, подтверждает необходимость проведения дальнейших исследований в области методологии и теории таможенного администрирования.
Использованные источники
1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388 «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.pravo.gov.ru.
2. Макрусев В. В., Александров Д. Л. Управление деятельностью таможенных органов: учебник. СПб.: Питер, 2019. С. 9-27.
3. Макрусев В. В. Сервисно-ориентированное таможенное регулирование: идеи, институты, управление // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 12 (ч. 19). С. 1239-1242.
4. Савин С. С. Совершенствование управления государственными организациями: методологические и теоретические аспекты: монография. М.: Изд-во РАГС, 2010. С. 84-85.
5. Бойкова М. В., Кушнир А. С. Клиентоориентированность как философия развития сервисно-ориентированного таможенного администрирования // Анализ, моделирование, управление, развитие социально-экономических систем (АМУР-2020): XIV Всероссийская с международным участием школа-симпозиум: сборник научных трудов. Симферополь, 2020. С. 55-58.
6. Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика): учебник для вузов / под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. 392 с.
7. Макрусев В. В., Бойкова М. В., Юсупова С. Я. и др. Таможенное администрирование: идеология, методология и технология: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 188 с.
8. Бойкова М. В., Макрусев В. В., Каимова И. В. Сервисно-ориентированное таможенное администрирование: опыт внедрения: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 148 с.
9. Большая советская энциклопедия: в 30 т. [Электронный ресурс]. URL: http//bse.sci-lib.com (дата обращения: 20.02.2019).