Научная статья на тему 'Таможенное администрирование в России: научный дискурс о проблемах и направлениях совершенствования в условиях вызовов информационной эпохи'

Таможенное администрирование в России: научный дискурс о проблемах и направлениях совершенствования в условиях вызовов информационной эпохи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / CUSTOMS ADMINISTRATION / CUSTOMS CONTROL / CUSTOMS AUTHORITIES / GLOBALIZATION / NATIONAL ECONOMY / INFORMATION TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочка Андрей Андреевич

В данной статье анализируется пространство научного дискурса, сложившегося в отношении эффективности таможенного администрирования в российском государстве и направлениях совершенствования управленческой деятельности в таможенной сфере общества. Актуальность и практическая значимость данной проблематики определяется зависимостью национальной экономики и ее эффективности от состояния таможенной сферы и эффективности деятельности таможенных органов. Во многом, последнее связывают с информационными и цифровыми технологиями, внедрение которых уже значительно изменило облик деятельности системы таможенного администрирования, а потому это направление предстает как приоритетное на пути совершенствования данной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs administration in Russia: a scientific discourse on the problems and areas of improvement in the context of the challenges of the information age

Тhis article analyzes the space of scientific discourse on the effectiveness of customs administration in the Russian state and the directions of improvement of management activities in the customs sphere of society. The relevance and practical significance of this problem is determined by the dependence of the national economy and its efficiency on the state of the customs sphere and the effectiveness of the customs authorities. In many respects, the latter is associated with information and digital technologies, the introduction of which has already significantly changed the face of the customs administration system, and therefore this direction appears as a priority on the way to improve this system.

Текст научной работы на тему «Таможенное администрирование в России: научный дискурс о проблемах и направлениях совершенствования в условиях вызовов информационной эпохи»

УДК 316

Курочка Андрей Андреевич

соискатель кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет kurochka-andrey@yandex.ru

Andrey A. Kurochka

Applicant Department of Theoretical

Sociology and Methodology

of Regional studies,

Institute of Sociology and Area Studies,

Southern Federal University

kurochka-andrey@yandex.ru

Таможенное

администрирование в россии: научный дискурс о проблемах и направлениях совершенствования в условиях вызовов информационной эпохи

Customs administration

in russia: a scientific discourse on the problems and areas of improvement in the context of the challenges of the information age

Аннотация. В данной статье анализируется пространство научного дискурса, сложившегося в отношении эффективности таможенного администрирования в российском государстве и направлениях совершенствования управленческой деятельности в таможенной сфере общества. Актуальность и практическая значимость данной проблематики определяется зависимостью национальной экономики и ее эффективности от состояния таможенной сферы и эффективности деятельности таможенных органов. Во многом, последнее связывают с информационными и цифровыми технологиями, внедрение которых уже значительно изменило облик деятельности системы таможенного администрирования, а потому это направление предстает как приоритетное на пути совершенствования данной системы.

Ключевые слова: таможенное администрирование, таможенный контроль, таможенные органы, глобализация, национальная экономика, информационные технологии, цифровиза-ция.

Annotation. ïhis article analyzes the space of scientific discourse on the effectiveness of customs administration in the Russian state and the directions of improvement of management activities in the customs sphere of society. The relevance and practical significance of this problem is determined by the dependence of the national economy and its efficiency on the state of the customs sphere and the effectiveness of the customs authorities. In many respects, the latter is associated with information and digital technologies, the introduction of which has already significantly changed the face of the customs administration system, and therefore this direction appears as a priority on the way to improve this system.

Keywords: customs administration, customs control, customs authorities, globalization, national economy, information technologies, digitalization.

В научно-исследовательской литературе таможенному администрированию уделяется достаточно большое внимание, и особенно заметна динамика обращения к данной тематике в последние года, когда самым активным образом обсуждалась в научно-общественном дискурсе стратегия перехода таможенного администрирования к новому - цифровому формату функционирования за счет внедрения новых современных технологий с поступательным вытеснением бумажного документооборота [1]. Рост исследовательского внимания к таможенному администрированию, его проблемам и путям совершенствования вполне закономерен, так как оно представляет собой часть государственного админи-

стрирования, и эта часть играет важнейшую роль в развитии национальной экономики и ее конкурентоспособности.

Иными словами, таможенная сфера и управление ею составляют важную часть механизма обеспечения национальной безопасности общества, по ряду показателей характеризующейся кризисными проявлениями. И экономическая сфера - наиболее уязвимое место в системе социального воспроизводства общества. Развивающиеся здесь процессы носят инерционный характер [2], внедряемые инновации не приносят ощутимого и ожидаемого результата, а страна по экономическим показателям значительно ус-

тупает целому ряду стран, занимающих не самое высокое место в мировом рейтинге.

Очевидно, что необходим переход к качественно иным принципам функционирования, в том числе в сфере таможенного администрирования, которое, конечно же, несет на себе нагрузку определенной институциональной и социокультурной среды с культурой и практикой управления, исторически сложившейся и с трудом поддающейся изменениям, а потому инновационное развитие таможенной службы предполагает ее системное включение в процесс инновационного развития российского общества и его системы управления в целом. Этому аспекту, связанному с необходимостью совершенствования таможенной службы и таможенному администрированию в частности посвящены исследования многих ученых, и целесообразно разбить их на направления.

Пожалуй, одним из самых популярных направлений исследования таможенной проблематики является то, в котором анализируется роль современных технологий в повышении эффективности таможенной службы и ее системы управления [3] с акцентом на внедренииновых информационных, коммуникативных и цифровых технологий в деятельность таможенных органов [4] с целью повышения качества оказываемых таможенных услуг и перехода к электронной таможне [5].

Современные реалии цифровой экономики, по мнению учёных, обязывают оптимизировать деятельность таможенных органов в соответствии с вызовами новой цифровой реальности [6]. И здесь особое внимание уделяется цифровиза-ции самих таможенных процедур и операций [7], для чего необходимо создание и развитие центров электронного декларирования [8], совершенствования их деятельности [9].

Несмотря на тенденции цифровизации и переход к информационным технологиям в самых различных отраслях и сферах жизнедеятельности, роль человеческого фактора всегда будет определяющей, а поэтому по-прежнему в качестве важного направления в области таможенного администрирования выделяется изучение кадрового потенциала таможенных органов и управления им [10]. При этом определяется важность подготовки такого кадрового потенциала в таможенной сфере, который адекватно отражает вызовы современной информационной реальности и цифровой экономики [11].

Особоевнимание уделяется управленческому кадровому потенциалу таможенных органов, теоретическим и концептуальным основаниям его формирования (интегративный, системный, процессно-ориентированный подходы к управлению и т.д.) [12], а также умению эффективно преодолевать конфликтные ситуации, возникающие в процессе реализации профессиональной деятельности работниками таможенной службы [13].

Для того, чтобы понимать, в каком направлении двигаться, с какими проблемами бороться, необходимо уметь адекватно оценить работу органов таможенной службы, системы таможенного администрирования, и в этой связи предлагаются различные критерии этой оценки, подходы к анализу эффективности [14], а также обосновывается необходимость системного применения маркетинговых исследований и мониторинга таможенных услуг [15], а также повышать уровень управленческой культуры, активно используя практику управления рисками в таможенной сфере [16]. В качестве важного индикатора эффективности работы таможенных органов и системы таможенного администрирования исследователи выделяют фактор близости к бизнесу с точки зрения понимания его проблем и попытки их оптимального разрешения с помощью оптимизации таможенных процедур и взаимодействия с бизнес-акторами [17].

Ряд исследователей в своих работах убеждают внимательнее отнестись к мировому опыту таможенного администрирования с тем, чтобы, по мере возможности, заимствовать положительную практику таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях российских реалий [18]. Это тем более важно на фоне расширения международного сотрудничества ФТС РФ в рамках ЕАЭС и СНГ [19], а также интегративных процессов, происходящих в экономической сфере под влиянием глобализаци-онных тенденций [20].

Конечно же, не обходят ученые стороной проблему коррупции в таможенной сфере, в органах таможенного управления [21], акцентируя внимание на потенциале права в противодействии коррупции в органах таможенной службы [22].

На пути повышения эффективности таможенного администрирования путем перехода к инновационных технологиям существует множество барьеров, как технологического, так, собственно, и административного [23]. В наиболее емком виде характер преград, барьеров на пути совершенствования системы таможенного администрирования представлен в работе Баландиной Г., Пономарева Ю., Синельникова-Мурылева С., Точи-на А. [24]. В ней были выделены, среди прочих, проблемы, связанные с многоэтапностью и излишней сложностью таможенного оформления, трудности с отслеживанием товара после выпуска, на что обращают внимание и другие исследователи [25], а также разобщенность в различных функциях контроля между органами таможенной службы и органами налоговой службы, да также иных государственных органов, участвующих на ряде этапов в обеспечении контроля за перемещением товаров в трансграничном пространстве.

Стратегии их преодоления видятся исследователям в создании «единой информационной платформы государственных органов, контролирующих трансграничноеперемещение товаров, с возможностью использования электронных данных, полученных от иностранных государств» [26]. В этом направлении, в рамках реализации

Комплексной программы развития ФТС России до 2020 года, сделано уже немало, и, по словам руководителя ФТС России, таможенная служба, взяв устойчивый курс на цифровизацию, информатизацию и автоматизацию своей деятельности, многого в этом направлении достигла: оцифрованы почти все таможенные процедуры и режимы, что позволяет обеспечивать 100% электронное декларирование [27].

Тем не менее, еще множество вопросов стоит перед таможенной службой на пути к переходу в режим цифрового функционирования, в том числе и проблема обеспечения информационной безопасности [28], борьбы с теневыми явлениями в механизмах решения проблем в таможенной сфере, коррупционными схемами в процессе взаимодействия таможенных органов с экономическими. Все эти негативные явления, риски и проблемы препятствуют росту конкурентоспо-

Литература:

1. Лукьянова А. Все новое вызывает вопросы. URL : //https://www.alta.ru/expert_opinion/70738/

2. Волков Ю.Г. Сценарии инновационного развития российских регионов: институционально-управленческое измерение / Ю.Г. Волков, А.В. Верещагина, В.В. Узунов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 2. С. 35-40.

3. Белоусова Т.И. Современные технологии таможенного администрирования / Т. И. Белоусова, Е.И. Антонова, Н.А. Шаланина // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 1 (78). С. 16-27.

4. Абрамов А.С. Проблемные вопросы и перспективы внедрения технологии декларирования процедуры таможенного транзита в электронной форме как инструмента повышения качества таможенных услуг // Управленческое консультирование. 2018. № 2(110). С. 80-87; Алёхина О.В. Цифровые технологии в таможенном деле / О.В. Алёхина, Г.В. Игнатьева, И.А. Смирнова, Н.Л. Тарасова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3(72). С. 9-15.

5. Агапова А.В. Направление «таможенный аудит»: внедрение в целях развития электроннои таможни / А.В. Агапова, И.А. Гокинаева, А.А. Ме-лешкина // Финансовый журнал. 2019. № 3(49). С. 106-116.

6. Афонин П.Н. Деятельность таможенных органов в условиях цифровой экономики / П.Н. Афонин, Д.Н. Афонин, А.В. Борякин, А.И. Краснова, А.А. Полякова, А.В. Седос, А.В. Спирина, А.Л. Хрунова, Н.Ю. Яргина // БИТ. 2018. № 4(8). С. 17-24; Воевалко Л.Г. Инновационное развитие информатизации таможенных органов / Л.Г. Воевалко, И.В. Полухин // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. № 13. С. 929-931.

собности национальной экономики и способствуют развитию недобросовестной конкуренции и теневого оборота, что, в целом, говорит об актуальности для России проблемы соответствия международным стандартам таможенного администрирования.

Итак, подводя итог, можно сказать, что повышение эффективности таможенного администрирования в современной России связывается многими специалистами с внедрением информационных технологий в саму систему управления таможенной сферой и в деятельность таможенных органов. Определенные шаги в данном направлении уже сделаны, но многое еще предстоит сделать для того, чтобы соответствовать международным стандартам таможенной деятельности и повысить уровень конкурентоспособности России как актора внешнеэкономических отношений.

Literature:

1. Lukyanova A. All new causes questions. URL : //https://www.alta.ru/expert_opinion/70738/

2. Volkov Yu.G. Scenarios of innovative development of Russian regions: institutional and managerial dimension / Yu.G. Volkov, A.V. Veresh-chagina, V.V. Uzunov // State and municipal management. Scientific notes. 2019. № 2 P. 35-40.

3. Belousova T.I. Modern technologies of customs administration / T.I. Belousova, E.I. Antonova, N.A. Shalanina № 1(78). P. 16-27.

4. Abramov A.S. ProblemnyeVoprosy I perspektivy introduction of technology of declaring of procedure of customs transit in electronic form as the tool of improvement of quality of customs services // Administrative consulting. 2018. № 2(110). P. 8087; Alekhina O.V. Digital technologies in customs / O.V. Alekhina, G.V. Ignatieva, I.A. Smirnova, N.L. Tarasova // Bulletin of the Saratov state socioeconomic University. 2018. № 3(72). P. 9-15.

5. Agapova A.V. Direction «customs audit»: implementation for the development of electronic customs / A.V. Agapova, I.A. Gokinaeva, A.A. Me-leshkina // Financial journal. 2019. № 3(49). P. 106116.

6. Afonin P.N. Activity of customs authorities in the conditions of digital economy / P.N. Afonin, D.N. Afonin, A.V. Boryakin, A.I. Krasnova, A.A. Polyakova, A.V. Sedos, A.V. Spirina, A.L. Khrunova, N.Yu. Yargina // BIT. 2018. № 4(8). P. 17-24; Woehlke L.G. Innovative development of customs informatization / L.G. Woehlke, I.V. Polu-chin // Actual problems of aviation and cosmonautics. 2017. № 13. P. 929-931.

7. Дмитриева О.А. Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в таможенном деле / О.А. Дмитриева, С.С. Илюхина, А.В. Власов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2018. № 4. С. 8891.

8. Афонин П.Н. Развитие центров электронного декларирования на современном этапе работы таможенных органов / П.Н. Афонин, А. Л. Хрунова // БИТ. 2018. № 4(8). С. 33-36; Сальникова А.В. Центры электронного декларирования как основа электронной таможни // Вестник СИБИТа. 2018. № 3(27). С. 49-53.

9. Ворона А.А. Повышение качества предоставления таможенных услуг в центрах электронного декларирования // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2. С. 154-164.

10. Баранкова В.В. Система управления кадровым потенциалом в таможенных органах /

B.В. Баранкова, А. П. Сурник // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 4-1.

C. 57-60; Овсянников С.А. Качество труда персонала таможенных органов как важнейший фактор обеспечения качества таможенных услуг / С.А. Овсянников, О.А. Старкова // Изв. Сарат. унта Нов.сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. № 3. С. 583-587.

11. Игнаток М.В. Формирование кадрового потенциала в сфере таможенного дела для решения задач цифровой экономики // Вестник экспертного совета. 2019. № 1(16). С. 57-62.

12. Каимова И.В. К вопросу применения интегра-тивного подхода в формировании управленческого потенциала руководителей структурных подразделений таможенных органов РФ // Проблемы экономики и менеджмента. 2017. № 4 (68). С. 23-26; Калиновская Н.А. Теоретические взгляды на развитие процессно-ориентирован-ного управления таможенной деятельностью / Н.А. Калиновская, Р.А. Моисеенко // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 9. С. 59-63; Филимонцева Е.М. Системный подход как основа управления деятельностью таможенных органов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 3. С. 69-73.

13. Калмыкова О.Ю. Управление конфликтами и стрессами в процессе государственной службы в подразделениях таможенной службы / О.Ю. Калмыкова, К. В. Трубицын, В. В. Батаев, В. К. Ткачев // Вестник евразийской науки. 2015. № 2(27). С. 35; Калмыкова О.Ю. Конфликтологическое консультирование как метод минимизации кадровых рисков в работе с персоналом таможенных органов / О.Ю. Калмыкова, К.В. Трубицын, В. В. Хрящев, В. К. Ткачев // Вестник евразийской науки. 2017. № 1(38). С. 56.

14. Агамагомедова С.А. Критерии оценки деятельности таможенных органов РФ // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2016. № 3(19). С. 4-13; Рубинштейн Е.Д. Подходы к анализу эффективности

7. Dmitrieva O.A. Problems and prospects of development of digital technologies in customs / O.A. Dmitrieva, S.S. Ilyukhina, A.V. Vlasov // State and municipal administration. Scaggs' scientific notes.2018. № 4. P. 88-91.

8. Afonin P.N. Development of electronic Declaration centers at the present stage of work of customs authorities / P.N. Afonin, A.L. Khrunova // BIT. 2018. № 4(8). P. 33-36; Salnikova A.V. Centers of electronic Declaration as the basis of electronic customs.VestnikSibita. 2018. № 3(27). P. 49-53.

9. Vorona A.A. Improving the quality of customs services in the centers of electronic Declaration // St. Petersburg economic journal. 2019. № 2. P. 154-164.

10. Barankov V.V. System of human resources man agement in the customs authorities / V.V. Barankov, A.P. Surnik // Management of social and economic systems. 2016. № 4-1. P. 57-60; Ovsyannikov S.A. Quality of labor of customs personnel as the most important factor in ensuring the quality of customs services / S.A .Ovsyannikov, O.A. Starkova // Izv. Sarath.University of New.ser. Ser. Economy. Management.Right. 2014. № 3. P. 583-587.

11. Ignacak M. V. Formation of personnel potential in the sphere of customs business for the decision of problems of the digital economy // Vestnik of the expert Council. 2019. № 1(16). P. 57-62.

12. Kaimova I.V. To the question of application of integrative approach in formation of managerial potential of heads of structural divisions of customs authorities of the Russian Federation // Problems of economy and management. 2017. № 4(68). P. 2326; Kalinovskaya N.A. Theoretical views on the development of process-oriented management of customs activities / N.A. Kalinovskaya, R.A. Moi-seenko // Economics and business: theory and practice. 2016. № 9. P. 59-63; Filimontseva E.M. System approach as the basis of management of customs authorities.State and municipal management. Scaggs' scientific notes. 2017. № 3. P. 69-73.

13. Kalmykova O.Yu. Management of conflicts and stresses in the process of public service in the customs service units / O.Yu. Kalmykova, K.V. Tru-bitsyn, V.V. Bataev, V.K. Tkachev // Bulletin of Eurasian science. 2015. № 2(27). P. 35; Kalmykova O.Yu. Conflictological consulting as a method of minimizing personnel risks in working with the personnel of customs authorities / O.Yu. Kal-mykova, K.V. Trubitsyn, V.V. Khryashchev, V.K. Tkachev // Bulletin of Eurasian science. 2017. № 1(38). P. 56.

14. Agamagomedova S.A. Criteria for assessing the activities of the customs authorities of the Russian Federation. Models, systems, networks in the economy, technology, nature and society.2016. № 3(19). P. 4-13; Rubinstein E.D.

реализации основных функций таможенных органов / Е.Д. Рубинштейн, О.Н. Блинова // Теория и практика общественного развития. 2015. № 4. С. 61-63.

15. Адеишвили В.И. Организация маркетинговых исследований и мониторинга таможенных услуг // Инновационная наука. 2018. № 7-8. С. 46-50.

16. Жебрик Э.Л. Обеспечение экономической безопасности таможенными органами Российской Федерации в контексте управления рисками // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. № 2(359). С. 332-346; Яку-шевская Е.А. Развитие системы управления рисками как фактор повышения эффективности таможенного администрирования / Е.А. Якушев-ская, К.С. Брух // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. № 1(66). С. 55-61.

17. Скударнова А.Д. Показатели деятельности таможенных органов Российской Федерации в условиях реализации концепции «десять шагов навстречу бизнесу» / А.Д. Скударнова, Д.Д. Раз-живина, В.В. Макрусев // Стратегии бизнеса. 2018. № 9(53). С. 12-16; Шарощенко И.В. Современные формы взаимодействия таможенных органов и бизнеса в Российской Федерации: характеристика, современные тенденции, перспективы развития // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 1(82). С. 43-53.

18. Мужаидова Д.Б. Сравнительный анализ системы таможенного администрирования в России и США // Закон и право. 2019. № 10. С. 136-137; Хапилин С.А. Направления имплементации европейского опыта таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. № 1. С. 227-232.

19. Гомон И.В. Международное сотрудничество ФТС России в рамках ЕАЭС и СНГ / И.В. Гомон, Э.Э. Винников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5-1. С. 111-114; Давыдов Р.В. Управление изменениями системы таможенного администрирования в РФ с учетом развития Евразийского экономического союза // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2016. № 1(74). С. 74-82.

20. Кинякин М.В. Направления совершенствования модели таможенного администрирования Российской Федерации с учетом интеграционных тенденций мировой экономики // ИВД. 2012. № 2. С. 501-507.

21. Ахметов М.Г. Современные взгляды на противодействие коррупции в таможенных органах Российской Федерации // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2017. № 6(96). С. 183-191; Белоусов Ю.Л. Противодействие коррупции в таможенных органах Российской Федерации / Ю.Л. Белоусов, П.Н. Путилов // Universum: экономика и юриспруденция. 2018. № 2(47). С. 2630.

Approaches to the analysis of the effectiveness of the implementation of the main functions of customs authorities / E.D. Rubinstein, O.N. Blinova // Theory and practice of social development. 2015. № 4. P. 61-63.

15. Adeishvili V.I. Organization of marketing research and monitoring of customs services // Innovative science. 2018. № 7-8. P. 46-50.

16. Zhebrik E.L. Ensuring economic security by the customs authorities of the Russian Federation in the context of risk management // National interests: priorities and security. 2018. № 2(359). P. 332-346; Yakushevskaya E.A. Development of risk management system as a factor of increasing the efficiency of customs administration / E.A. Yakushevskaya, K.S. Bruch // Customs policy of Russia in the far East. 2014. № 1(66). P. 55-61.

17. Skudarnova A.D. Indicators of activity of customs authorities of the Russian Federation in the conditions of realization of the concept «ten steps towards business» / A.D. Skudarnova, D.D. Razz-hivina, Makrusev V.V. // business Strategies. 2018. № 9(53). P. 12-16; Sharoshchenko I.V. Modern forms of interaction between customs authorities and business in the Russian Federation: characteristics, current trends, prospects of development // Customs policy of Russia in the far East. 2018. № 1(82). P. 43-53.

18. Muzhaidova D.B. Comparative analysis of the system of customs administration in Russia and the United States / / Law and law. 2019. № 10. P. 136137; Hapilin S.A. Directions of implementation of the European experience of customs regulation of foreign economic activity // Problems of Economics and legal practice. 2013. № 1. P. 227-232.

19. Gomon I.V. International cooperation of the FCS of Russia within the framework of the EAEU and the CIS / I.V. Gomon, E.E. Vinnikov // international journal of Humanities and natural Sciences. 2019. № 5-1. P. 111-114; Davydov R.V. Management of changes in the system of customs administration in the Russian Federation taking into account the development of the Eurasian economic Union // Customs policy of Russia in the far East. 2016. № 1 (74). P. 74-82.

20. Kinyakin M.V. Directions of improving the model of customs administration of the Russian Federation taking into account the integration trends of the world economy. 2012. № 2. P. 501-507.

21. Akhmetov M.G. Current views on combating corruption in the customs bodies of the Russian Federation // Vestnik REA im. G.V. Plekhanov. 2017. № 6(96). P. 183-191; Belousov Yu.L Anticorruption In the customs authorities of the Russian F e d eration / Yu.L. Belousov, P.N. Putilov // Universum: Economics and jurisprudence. 2018. № 2(47). P. 26-30.

22. Коваль В.Д. Правовые основы противодействия коррупции в системе таможенной службы // БГЖ. 2016. № 4(17). С. 371-374

23. Агамагомедова С.А. Административные барьеры при прохождении таможенного контроля: понятие, виды и способы преодоления // Журнал российского права. 2017. № 6(246). С. 79-88.

24. Баландина Г. Таможенное администрирование в России: направления совершенствования / Г. Баландина, Ю. Пономарев, С. Синельников-Мурылев, А. Точин // Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 3. С. 106-131.

25. Руднева З.С. Состояние, оценка и направления развития таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник ГУУ. 2019. № 1. С. 138144.

26. Баландина Г. Таможенное администрирование в России: направления совершенствования / Г. Баландина, Ю. Пономарев, С. Синельников-Мурылев, А. Точин // Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 3. С. 118.

27. Голобокова М. Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры? URL : https://www.alta.ru/expert_ opinion/65314/

28. Цидилина И.А. Проблемы правового регулирования информационной безопасности таможенного администрирования в Российской Федерации // Информационная безопасность регионов. 2012. № 2. С. 124-128.

22. Koval V.D. Legal bases of counteraction of corruption in system of customs service. 2016. № 4 (17). P. 371-374

23. Agamagomedova S.A. Administrative barriers during customs control: concept, types and methods of overcoming. Journal of Russian law.2017. № 6 (246). P. 79-88.

24. Balandina G. Customs administration in Russia: directions of improvement / G. Balandina, Yu. Ponomarev, S. Sinelnikov-Murylev, A.Tochin // Economic policy. 2018. Vol. 13. № 3. P. 106-131.

25. Rudnev Z.S. Condition assessment and directions of development of customs control after release of goods // Vestnik sum. 2019. № 1. P. 138144.

26. Balandina G. Customs administration in Russia: directions of improvement / G. Balandina, Yu. Ponomarev, S. Sinelnikov-Murylev, A. Tochin // Economic policy. 2018. Vol. 13. № 3. P. 118.

27. Golobokova M. Customs administration in Russia: what should be modern procedures? URL : https://www.alta.ru/expert_opinion/65314/

28. Tsidilina I.A. Problems of legal regulation of information security of customs administration in the Russian Federation. Information security of regions.2012. № 2. P. 124-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.