Научная статья на тему 'Совершенствование системы контроля и надзора в области таможенного дела в регионе'

Совершенствование системы контроля и надзора в области таможенного дела в регионе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1060
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / УРАЛЬСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CONTROL / SUPERVISION / CUSTOMS / CUSTOMS AUTHORITIES / MANAGEMENT SYSTEM / URAL CUSTOMS ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитина А. С., Нужина Д. А.

Таможенное регулирование как вид управленческой деятельности таможенных органов является одним из ключевых элементов таможенной системы и экономики государства. Контрольно-надзорная деятельность таможенных органов, должна осуществляться на системной основе, а ключевой целью такого рода работы является совершенствование таможенного регулирования для повышения эффективности работы таможенной системы, оптимизации деятельности таможенных органов. В статье проанализированы проблемы и пути совершенствования системы контроля и надзора в области таможенного дела в регионе (на примере Уральского таможенного управления). Основные практические методы исследования анализ статистических данных и нормативно-правовых источников, социологическое исследование методом экспертного опроса (n = 13). В итоге предложена систематизация проблемных аспектов осуществления контроля и надзора в области таможенного дела, разработана система мер, направленных на повышение качества осуществления контроля и надзора в области таможенного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF CONTROL AND SUPERVISION OF CUSTOMS IN THE REGION

Customs regulation as a type of management activity of customs authorities is one of the key elements of the customs system and the economy of the state. The control and supervision activities of the customs authorities should be carried out on a systematic basis, and the key goal of this type of work is to improve customs regulation for increasing the efficiency of the customs system and optimize the activities of customs authorities. The problems and ways to improve the system of control and supervision in the field of customs in the region (on the example of the Ural Customs Administration) have been analyzed in the article. The main practical research methods are the analysis of statistical data and regulatory sources, a sociological study using the expert survey method (n = 13). As a result, a systematization of problematic aspects of the control and supervision in the field of customs has been proposed; a system of measures has been developed aimed at improving the quality of control and supervision in the field of customs.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы контроля и надзора в области таможенного дела в регионе»

УДК 353.9

JEL Z18

Никитина Алена Сергеевна

канд. социол. наук, Уральский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Екатеринбург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-3804-4952 e-mail: alena.nikitina@ui. ranepa. ru

Нужина Дарья Андреевна

студент магистратуры, Уральский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Екатеринбург, Российская Федерация e-mail: dashanuzhina8@gmail. com

DOI 10.26425/1816-4277-2019-11-82-88

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РЕГИОНЕ

Аннотация. Таможенное регулирование как вид управленческой деятельности таможенных органов является одним из ключевых элементов таможенной системы и экономики государства. Контрольно-надзорная деятельность таможенных органов, должна осуществляться на системной основе, а ключевой целью такого рода работы является совершенствование таможенного регулирования для повышения эффективности работы таможенной системы, оптимизации деятельности таможенных органов. В статье проанализированы проблемы и пути совершенствования системы контроля и надзора в области таможенного дела в регионе (на примере Уральского таможенного управления). Основные практические методы исследования - анализ статистических данных и нормативно-правовых источников, социологическое исследование методом экспертного опроса (n = 13). В итоге предложена систематизация проблемных аспектов осуществления контроля и надзора в области таможенного дела, разработана система мер, направленных на повышение качества осуществления контроля и надзора в области таможенного дела.

Ключевые слова: контроль, надзор, таможня, таможенные органы, система управления, Уральское таможенное управление.

Цитирование: Никитина А.С., Нужина Д.А. Совершенствование системы контроля и надзора в области таможенного дела в регионе//Вестник университета. 2019. № 11. С. 82-88.

Nikitina Alena

Candidate of Sociological Sciences, Ural Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Ekaterinburg, Russia ORCID: 0000-0002-3804-4952 e-mail: alena. nikitina@ui. ranepa. ru

Nuzhina Daria

Graduate student, Ural Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Ekaterinburg, Russia e-mail: dashanuzhina8@gmail. com

IMPROVING THE SYSTEM OF CONTROL AND SUPERVISION OF CUSTOMS IN THE REGION

Abstract. Customs regulation as a type of management activity of customs authorities is one of the key elements of the customs system and the economy of the state. The control and supervision activities of the customs authorities should be carried out on a systematic basis, and the key goal of this type of work is to improve customs regulation for increasing the efficiency of the customs system and optimize the activities of customs authorities. The problems and ways to improve the system of control and supervision in the field of customs in the region (on the example of the Ural Customs Administration) have been analyzed in the article. The main practical research methods are the analysis of statistical data and regulatory sources, a sociological study using the expert survey method (n = 13). As a result, a systematization of problematic aspects of the control and supervision in the field of customs has been proposed; a system of measures has been developed aimed at improving the quality of control and supervision in the field of customs. Keywords: control, supervision, customs, customs authorities, management system, Ural customs administration.

For citation: Nikitina A.S., Nuzhina D.A. Improving the system of control and supervision of customs in the region (2019) Vestnik universiteta, I. 11, pp. 82-88. doi: 10.26425/1816-4277-2019-11-82-88

Таможенное регулирование, как вид управленческой деятельности таможенных органов, является одним из ключевых элементов таможенной системы и экономики государства. Контрольно-надзорная деятельность таможенных органов, должна осуществляться на системной основе, а ключевой целью данного рода работы является совершенствование таможенного регулирования для повышения эффективности работы таможенной системы, оптимизации деятельности таможенных органов [12, с. 16].

© Никитина А.С., Нужина Д.А., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Для определения лучших практик в целях анализа альтернатив развития отечественного механизма контрольно-надзорной деятельности в таможенной сфере целесообразно обратить внимание на некоторые примеры зарубежных практик, выделив ключевые черты национальных систем таможенного регулирования этих государств [9, с. 34; 10, с. 17].

В настоящее время в Австралии созданы особые механизмы реализации контрольно-надзорных полномочий, специфика которых состоит в высокой степени автоматизации и информатизации процессов, что существенным образом снижает административную нагрузку, сокращает издержки обеих сторон, делает таможенные процедуры более простыми, не снижая при этом качество контроля экспортируемой и импортируемой продукции. Вторым направлением, наиболее часто изучаемым в зарубежной и отечественной литературе, является обращение к вопросу о реализации контроля после выпуска товаров (пост-контроль или пост-аудит).

Зарубежными странами накоплен значительный опыт по развитию таможенного регулирования: некоторые практики, в частности внедрение электронных технологий, цифровизации сферы являются особо актуальными и для Российской Федерации (далее - РФ) [5]. При реализации подобных механизмов в России важно использовать те инструменты, которые наиболее гармоничным образом впишутся в действующую систему, обеспечат неуклонное повышение качества контроля при одновременном повышении эффективности товаров, экспортируемых и импортируемых из других государств [13, с. 33].

В целях изучения специфики системы контрольно-надзорного регулирования таможенной сферы в регионе обратимся к анализу практических аспектов реализации таможенного контроля и надзора. В качестве объекта исследования рассмотрим Уральское таможенное управление (далее - УТУ).

Для оценки эффективности осуществления контроля и надзора в области таможенного дела в УТУ наряду с анализом статистической информации и отчетных документов был использован метод социологического исследования - экспертный опрос. Экспертами выступили сотрудники УТУ, таможен, входящих в его состав и научное сообщество (п = 13 человек).

Большинство экспертов (69,2 % - 9 человек) отметили, что контроль и надзор в их практике не являются тождественными понятиями. Среди опрошенных 3 эксперта (23 %) указали также, что в их практической деятельности таможенный контроль сводится к проверке граждан и их деятельности.

При ответе на вопрос об определении эффективности работы сложившейся системы таможенного контроля 61,5 % экспертов отметили ее высокий уровень организации (5 баллов), 30,7 % как хорошее состояние и 7,7 % - как удовлетворительное.

Систематизация материала об особенностях текущего периода развития системы таможенного контроля позволяет сделать вывод о выделении следующих основных тенденций: ужесточение контроля и контрольной деятельности при пересечении границы, постоянные изменения в досмотровых мероприятиях, снижение административных барьеров в отношении декларирования товаров, изменение системы в соответствии с потребностями интеграционных процессов [4].

В вопросе оценки эффективности и полезности действующих нормативно-правовых актов в сфере контроля и надзора следует выделить следующие основные положения. Во-первых, эксперты, задействованные в практическом исполнении контрольно-надзорных полномочий, отмечают в целом сбалансированное развитие системы нормативно-правового обеспечения. Однако 5 из 11 экспертов этого ряда (45,5 %) отметили, что не в полной мере знакомы с основными стратегическими документами («Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 года», «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года») [2; 3]. Как и 36,7 % (4 эксперта), представители научного сообщества (2 эксперта) отмечают невозможность юридического разграничения контроля и надзора в виду отсутствия в действующем законодательстве определения последнего.

При ответе на вопрос о влиянии принятия Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) на систему таможенного контроля и надзора в РФ некоторые эксперты (18,2 %) затруднились с ответом. Вместе с тем остальная часть экспертов указала на содействие данного шага увеличению товарооборота, развитию открытых и более простых процедур взаимодействия внутри ЕАЭС.

Оценка перехода к электронному декларированию в полном объеме положительна, данный инструмент рассматривается экспертами как эффективная мера. При ответе на вопрос об уровне информационно-технологического обеспечения деятельности Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) эксперты отметили высокую роль информационных технологий, которые находятся на службе процессов контроля и надзора.

При этом 38,4 % опрошенных указали на то, что процесс повсеместного внедрения информационно-коммуникационных технологий начался не так давно (10-15 лет назад), и ранее функциональный процесс выглядел значительно сложнее.

Среди проблем 76,9 % опрошенных указало на практическую неприменимость отдельных положений нормативно-правовых актов в части организации таможенного контроля. Также 38,5 % опрошенных указало на сохранение проблем межведомственного взаимодействия сотрудников с различными органами, что также нашло свое подтверждение и в литературе [14, с. 114].

По мнению эксперта № 4 из числа государственных служащих УТУ, структуру проблем, существующих в деятельности УТУ, можно разделить на два блока: проблемы внешнего и внутреннего характера.

К первой группе 76,9 % экспертов отнесло проблему постоянного пересмотра нормативно-правовых актов - в виду изменения параметров работы системы (санкционная политика зарубежных стран, угрозы террористического характера) текущий режим работы УТУ динамичен, внутренними актами таможенной службы часто пересматриваются вопросы организации режима безопасности, контроля. Также к числу основных проблем данного блока была отнесена тенденция увеличения товарооборота. С одной стороны, подчеркнуто, безусловно, положительное влияние на развитие параметров экономической системы страны, но, с другой стороны, отмечено, что увеличение товарооборота ведет к увеличению объемов и интенсивности труда на каждого сотрудника. Также 8 из 13 экспертов указали на недостаточную работу с населением, что приводит к отсутствию его осведомленности о мерах безопасности и о работе таможни в целом.

Второй блок проблем включает проблему организации документооборота (отметили 53,8 % респондентов): экспертным сообществом отмечается явно нерациональный подход к регламентации отдельных процессов, высокий уровень бюрократической деятельности.

Единогласно процесс реформирования таможенного администрирования был оценен экспертами положительно. В числе основных последствий данного рода изменений - совершенствование таможенных процессов (92,3 %), повышению качества работы таможенной службы (84,6 %), повышение качества оказания таможенных услуг (61,5 %).

Наконец, при ответе на вопрос о перспективах развития таможенного администрирования и, в том числе, таможенного контроля, 69,2 % опрошенных отметили расширение процесса информатизации, 84,6 % респондентов указали на изменение в подходах к организации документооборота, 92,3 % - на совершенствование подходов к управлению таможенной службы в целом и процедурой налогового контроля в частности.

Таким образом, обобщение полученных результатов свидетельствует в целом о положительных оценках процесса реформирования таможенного контроля и надзора в России. Сформулируем комплекс дисфункций механизма таможенного контроля и надзора в таможенной сфере.

Проблемы нормативно-правового характера. На законодательном уровне в настоящее время не сформированы основы, позволяющие определить сущность надзора в таможенной сфере - на основе обобщения системы нормативно-правовых механизмов логично, что законодатель исходит из позиций синонимичности понятий «контроль» и «надзор», в то же время прямо не указывая на это в перечне приведенных определений.

В контексте реформирования законодательства о таможенном регулировании, важно обеспечить преемственность норм, долгое время регулирующих порядок осуществления таможенных процедур в разрезе Таможенного кодекса Таможенного союза и действующего в настоящее время Таможенный кодекс ЕАЭС.

В этом отношении была также установлена проблема методологического характера - в разрезе принятого и вступившего в силу к текущему моменту Таможенного кодекса ЕАЭС положения, затрагивающие базовые постулаты осуществления таможенного регулирования, не получили своего развития, однако отражение нашли базовые принципы таможенного регулирования в целом.

Развитие положений действующего законодательства должно исходить из необходимости определения природы надзора в таможенной сфере - сложившийся подход, при котором косвенно понятия «контроль» и «надзор» выступает в качестве синонимичных, кажется недостаточным для определения функциональных характеристик и повышения эффективности деятельности таможенной системы. В целях восполнения законодательного пробела необходимо дополнить действующий Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» нормами, содержащими определение таможенного надзора аналогичное таможенному контролю [1]. В этой части необходимо организовать работу субъектов законодательной инициативы. В контексте

совершенствования нормативно-правового обеспечения работы таможенных органов важным для УТУ является вопрос о сохранении преемственности норм и реализации обновленных положений.

Организационно-управленческие проблемы. Анализ теоретической литературы и статистических данных позволяет также выделить спектр проблем организационного характера. Как показывают результаты теоретического исследования и изучения статистических сведений, существует объективная потребность в усилении мер по практическому воплощению принципа «одного окна» в жизнь [8, с. 36]. Невозможность исполнения принципа в той степени, в которой это требуется, во многом связана с иными проблемами государственного управления: недостаточной степенью информатизации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг, разинтегрированностью существующих баз данных и программного обеспечения и др.

Также в ходе анализа общего положения и развития УТУ в настоящее время было установлено, что основы межведомственного взаимодействия с другими органами власти недостаточно прочные. Такое положение может быть чревато снижением эффективности проведения контроля и надзора в таможенной сфере, понижением качества осуществления функций и предоставления услуг. Низкий уровень взаимодействия с муниципальными и госорганами власти, контролирующими органами усложняет процесс коммуникации между субъектами государственного управления, снижая качество административного регулирования.

Необходимо обратить внимание и на качество предоставления услуг, повышение оперативности и результативности деятельности с помощью реализации принципа «одного окна». Если говорить о более прикладном характере рекомендаций, то можно использовать отдельные технологии австралийского опыта взаимодействия [6, с. 82; 9, с. 125].

Осуществление процедуры таможенного аудита имеет комплексный характер и должно включать исследование различных параметров деятельности организации - от организационной структуры предприятия до коммерческих счетов и платежных документов [11, с. 64]. После проведения таможенного контроля в зарубежных странах формируется отчет, в котором фиксируются результаты проверок.

Проблемы, связанные с реализацией контрольно-надзорных функций. Отдельным блоком можно выделить ряд проблем, связанных с непосредственной практикой применения действующих положений законодательства о правилах декларирования товаров. Прежде всего, необходимо указать, что наиболее часто органам таможенного регулирования приходится сталкиваться с проблемой недостоверного декларирования. В этой связи значение функции контроля и надзора приобретает особый смысл. Подтверждением данной проблемы выступает текущий уровень распределения видов проверок [16].

Вместе с тем значительными остаются объемы доначисления таможенных платежей, сформированных по результатам соответствующих проверок, что свидетельствует о недостаточной таможенной дисциплине отдельных субъектов [16]. В части определения наиболее проблемных направлений работы важно также отметить, что наибольший прирост корректировок по итогам таможенного контроля УТУ за 2018 г. был произведен в отношении корректировки таможенной стоимости товаров (прирост - 78 %), а также решений о классификации товаров (прирост - 21 %).

В качестве наиболее важных механизмов выступает развитие электронной системы работы таможенных органов. В частности, в качестве приоритетных направлений деятельности УТУ на 2018 г. сформулировано проведение комплекса мероприятий, направленных на создание в регионе деятельности Управления региональной электронной таможни [17].

Для успешного решения обозначенных приоритетных задач органа необходимо прежде всего решить проблему межведомственного взаимодействия. Для обеспечения данного рода взаимодействия должны быть составлены соответствующие положения о взаимодействии, важен также и неформальный характер отношений.

Обобщая результаты проведенных проверок, следует отметить необходимость повышения качества мониторинга по наиболее проблемным направлениям, которые характеризуются значительной частью прироста недостоверности заявляемых при декларировании сведений. В данном случае решение проблемы видится в оперативном реагировании сотрудников таможенного органа, а также в усилении контроля к тем лицам, которые допустили данного рода нарушения. Повышению качества осуществления контроля и надзора в области таможенного дела будет способствовать также организация аппаратных учебных отделов государственной службы, актуальным также является привлечение к данным процессам иностранных партнеров, иных управлений.

Информационные проблемы. При изучении анализа деятельности УТУ в части обобщения статистических данных, важно отметить необходимость усиления аналитической работы - в настоящее время на сайте опубликован отчет о деятельности лишь за 2017 г., при этом данные представлены в формате презентации без сопроводительной аналитической записки относительно динамики происходящих изменений за предыдущие периоды [16].

В соответствии с результатами экспертного опроса, низким остается уровень информационного обеспечения ФТС в целом. В текущем периоде эксперты из числа сотрудников таможен отметили высокий уровень бумажного документооборота, а также отсутствие альтернативных форм взаимодействия и осуществления отдельных процедур. Данная проблема также отмечается и в теоретической литературе [7, с. 17].

Решение информационных проблем может быть обеспечено за счет развития сети информационных технологий, применяемых в процессе таможенного администрирования, которые позволят повысить качество контроля и надзора. В виду высокой значимости информационных технологий в системе таможенного контроля, авторами предлагается организационно-управленческий проект реорганизации Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля [15, с. 18].

Кадровые проблемы. По результатам экспертного опроса был также идентифицирован блок кадровых проблем. В частности, эксперт № 4 отметил, что «в настоящее время актуальными являются вопросы развития кадрового состава таможенных постов». В качестве базовых аспектов совершенствования системы таможенного контроля и надзора должно выступать кадровое обеспечение этих процессов. Важно сформировать систему, при которой будет возможно наиболее эффективное развитие как отдельных сотрудников, так и органа в целом, что позволит на высоком уровне осуществлять спектр возложенных полномочий. Для решения кадровых проблем важно проводить систематическое повышение квалификации сотрудников органа.

Таким образом, совершенствование механизмов осуществления контроля и надзора в области таможенного дела в таможенных органах и Уральском таможенном управлении, в частности, исходит из объективных предпосылок развития системы таможенных отношений, основывается на комплексе проблем, характеризующих их деятельность. В основе успешного проведения мер по повышению качества работы системы контрольно-надзорной деятельности в области таможенного дела должны лежать принципы системности, единства, целостности и последовательности реализации предложенных мер. Также важно обеспечивать эффективное взаимодействие всех уровней системы таможенного регулирования.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 01.05.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» https://www.consultantru/doшment/cons_doc_LAW_107181/ (дата обращения: 22.08.2019).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» от 28.12.2012 г. № 2575-р (ред. от 10.02.2018 г) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140447/ (дата обращения: 22.08.2019).

3. Приказ ФТС России «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» от 27.06.2017 г. № 1065 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=700493#05878881126269837 (дата обращения: 22.08.2019).

4. Абрамов, А. С. Проблемные вопросы и перспективы внедрения технологии декларирования процедуры таможенного транзита в электронной форме как инструмента повышения качества таможенных услуг//Управленческое консультирование. - 2018. - № 2 (110). - С. 80-87.

5. Алёхина, О. В., Игнатьева, Г. В., Смирнова, И. А., Тарасова, Н. Л. Цифровые технологии в таможенном деле//Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2018. - № 3 (72). - С. 9-15.

6. Андриенко, А. И. Ведомственный контроль как один из основных способов обеспечения законности в области таможенного дела//Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 4-3. - С. 80-84.

7. Афонин, П. Н., Афонин, Д. Н., Борякин, А. В., Краснова, А. И., Полякова, А. А., Седос, А. В., Спирина, А. В., Хрунова, А. Л., Яргина, Н. Ю. Деятельность таможенных органов в условиях цифровой экономики//БИТ. - 2018. - № 4 (8). - С. 17-24.

8. Бакаева, О. Ю. Государственный контроль и надзор как основные функции таможенных органов//Ленинградский юридический журнал. - 2012. - № 4 (30). - С. 34-42.

9. Бойкова, М. В. Зарубежный опыт таможенного администрирования / Под общ. ред. В. В. Макрусева. - М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. - 130 с.

10. Горячев, В. А. Международный опыт таможенного контроля после выпуска товаров//Молодой ученый. - 2016. -№ 2 (39). - С. 17-23.

11. Ежов, А. В. Зарубежный опыт управления таможенными услугами//Актуальные проблемы таможенного дела в условиях Евразийского экономического союза: сборник материалов VIII Международной молодежной научно-практической конференции. Люберцы, 28 апр. 2016 г. - Люберцы: Российская таможенная академия, 2016. - С. 64-68.

12. Ефимов, А. В., Макрусев, В. В. Информационно-техническое обеспечение управления таможенными органами: инновационные подходы и решения//Стратегии бизнеса. - 2018. - № 12 (56). - С. 16-21.

13. Никитина, А. С., Нужина, Д. А. Зарубежная практика осуществления контроля и надзора в области таможенного дела// World science: problems and innovations: сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. Пенза, 30 мая 2018 г. В 4 ч. / Отв. ред. Г. Ю. Гуляев. - Ч. 2. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - С. 33-35.

14. Нужина, Д. А., Никитина, А. С. Проблемы осуществления контроля и надзора в области таможенного дела: мнения экспертного сообщества//Проблемы экономической безопасности и таможенного регулирования: поиск эффективных решений: сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции. Челябинск, 21-22 марта 2019 г. - Челябинск, Издательский центр Южно-Уральского государственного университета, 2019. - С. 114-119.

15. Шохин, С. О. Применение IT-технологий для реализации фискальной функции таможенных органов//Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. - 2018. - № 9 (49). - С. 17-20.

16. Итоги работы УТУ за 2017 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://utu.customs.ru/index.php?option=com_co ntent&view=category&id=115&Itemid=130 (дата обращения: 22.08.2019).

17. Задачи таможенных органов Уральского таможенного управления на 2018 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://utu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=11197&Itemid=206 (дата обращения: 22.08.2019).

References

1. Federal'nyi zakon "O tamozhennom regulirovanii v Rossiiskoi Federatsii" ot 27.11.2010 g. № 311-FZ (red. ot 01.05.2019 g.) [Federal Law "On Customs Regulation in the Russian Federation " dated November 27, 2011 № 311-FZ]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "KonsultantPlyus" https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/ (accessed 22.08.2019).

2. O Strategii razvitiya tamozhennoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28.12.2012 № 2575-r (red. ot 10.02.2018) [Strategy for the development of the Customs Service of the Russian Federation until 2020: Order of the Government of the Russian Federation of December 28, 2012 №. 2575-r (as amended on February 10, 2018)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "KonsultantPlyus" https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140447/ (accessed 22.08.2019).

3. Prikaz FTS Rossii "O reshenii kollegii FTS Rossii ot 25 maya 2017 goda "O Kompleksnoi programme razvitiya FTS Rossii na period do 2020 goda" ot 27.06.2017 № 1065 (red. ot 29.08.2018 g.) [Decision of the collegium of the FCS of Russia of May 25, 2017 "On the Comprehensive Program for the Development of the FCS of Russia for the Period Until 2020": Order of the FCS of Russia of June 27, 2017№ 1065 (as amended on 08.29.2018)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=700493#05878881126269837 (accessed 22.08.2019).

4. Abramov A. S. Problemnye voprosy i perspektivy vnedreniya tekhnologii deklarirovaniya protsedury tamozhennogo tranzita v elektronnoi forme kak instrumenta povysheniya kachestva tamozhennykh uslug [Problematic issues and prospects of introducing technology for declaring customs transit procedures in electronic form as a tool to improve the quality of customs services], Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Administrative Consulting], 2018, I. 2, pp. 80-87.

5. Alekhina O. V., Ignafeva G. V., Smirnova I. A., Tarasova N. L. Tsifrovye tekhnologii v tamozhennom dele [Digital technologies in customs], Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University], 2018, I. 3, pp. 9-15.

6. Andrienko A. I. Vedomstvennyi kontrol' kak odin iz osnovnykh sposobov obespecheniya zakonnosti v oblasti tamozhennogo dela [Departmental control as one of the main ways to ensure legality in the field of customs], Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2019, I. 4, pp. 80-84.

BecmuuK yuueepcumema № 11, 2019

7. Afonin P. N., Afonin D. N., Boryakin A. V., Krasnova A. I., Polyakova A. A., Sedos A. V., Spirina A. V., Khrunova A. L., Yar-gina N. Yu. Deyatel'nost' tamozhennykh organov v usloviyakh tsifrovoi ekonomiki [The activities of customs authorities in the digital economy], BIT, 2018, I. 4, pp. 17-24.

8. Bakaev O. Yu. Gosudarstvennyi kontrol' i nadzor kak osnovnye funktsii tamozhennykh organov [State control and supervision as the main functions of customs authorities], Leningradskii yuridicheskii zhurnal [Leningrad Journal of Law], 2012, I. 4, p. 36.

9. Boikova M. V. Zarubezhnyi opyt tamozhennogo administrirovaniya [Foreign experience in customs administration], Pod obshch. red. V. V. Makruseva, Moscow, Russian Customs Academy, 2017, 130 p.

10. Goryachev V A. Mezhdunarodnyi opyt tamozhennogo kontrolya posle vypuska tovarov [International experience of customs control after the release of goods], Molodoi uchenyi [Young scientist], 2016, I. 2, pp. 17-23.

11. Yezhov A. V. Zarubezhnyi opyt upravleniya tamozhennymi uslugami [Foreign experience in managing customs services], Aktual'nye problemy tamozhennogo dela v usloviyakh Yevraziiskogo Ekonomicheskogo soyuza: sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoi molodezhnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Actual problems of customs in the conditions of the Eurasian Economic Union: Proceedings of the VIII International Youth Scientific and Practical Conference], Lyubertsy, Russian Customs Academy, 2016, pp. 64-68.

12. Efimov A. V., Makrusev V. V. Informatsionno-tekhnicheskoe obespechenie upravleniya tamozhennymi organami: innovatsion-nye podkhody i resheniya [Information and technical support for customs management: innovative approaches and solutions], Strategii biznesa [Business Strategies], 2018, I. 12, pp. 16-21.

13. Nikitina A. S., Nuzhina D. A. Zarubezhnaya praktika osushchestvleniya kontrolya i nadzora v oblasti tamozhennogo dela [Foreign practice of control and supervision in the field of customs], World science: problems and innovations sbornik statei XXI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. V 4 ch. Otv. red. G.Yu. Gulyaev [In the collection: World science: problems and innovations collection of articles of the XXI International scientific-practical conference. In 4 p.], 2018, pp. 33-35.

14. Nuzhina D. A., Nikitina A. S. Problemy osushchestvleniya kontrolya i nadzora v oblasti tamozhennogo dela: mneniya ekspertnogo soobshchestva [Problems of control and supervision in the field of customs: opinions of the expert community], Problemy ekonomi-cheskoi bezopasnosti i tamozhennogo regulirovaniya: poisk effektivnykh reshenii: sbornik nauchnykh trudov IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Chelyabinsk, 21-22 marta 2019 g. [Problems of economic security and customs regulation: the search for effective solutions: a collection of scientific papers of the IV International Scientific and Practical Conference. Chelyabinsk, March 21-22, 2019], Chelyabinsk, Izdatel'skii tsentr Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, pp. 114-119.

15. Shokhin S. O. Primenenie IT-tekhnologii dlya realizatsii fiskal'noi funktsii tamozhennykh organov [The use of IT-technologies for the implementation of the fiscal function of customs authorities], Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina [Bulletin of the University named after O. E. Kutafin], 2018, I. 9, pp. 17-20.

16. Itogi raboty UTU za 2017 god [Workresults of the UTUfor 2017]. Available at: http://utu.customs.ru/index.php?option=com_con-tent&view=category&id=115&Itemid=130 (accessed 22.08.2019).

17. Zadachi tamozhennykh organov Ural'skogo tamozhennogo upravleniya na 2018 god [Tasks of the customs authorities of the Ural Customs Administration for 2018]. Available at: http://utu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=arti-cle&id=11197&Itemid=206 (accessed 22.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.