Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / образование / информационные технологии / самостоятельная работа / преподаватель / студент / pedagogy / education / information technology / independent work / teacher / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.Ж. Жапарова, Н.К. Мамышева, Г.У. Байматова

В данной статье исследуется организация самостоятельной работы студентов в образовании на основе информационных технологий. Авторы подчёркивают, что организация самостоятельной работы студентов в образовании на основе информационных технологий приводит к радикальным изменениям в современной системе образования, в частности в самостоятельной работе студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д.Ж. Жапарова, Н.К. Мамышева, Г.У. Байматова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

This article examines the organization of independent work of students in education based on information technology. The authors emphasize that the organization of independent work of students in education based on information technology leads to radical changes in the modern education system, in particular in the independent work of students.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Д.Ж. Жапарова, преподаватель Н.К. Мамышева, преподаватель Г.У. Байматова, преподаватель Кыргызский национальный университет (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-87-91

Аннотация. В данной статье исследуется организация самостоятельной работы студентов в образовании на основе информационных технологий. Авторы подчёркивают, что организация самостоятельной работы студентов в образовании на основе информационных технологий приводит к радикальным изменениям в современной системе образования, в частности в самостоятельной работе студентов.

Ключевые слова: педагогика, образование, информационные технологии, самостоятельная работа, преподаватель, студент.

Проблема организации самостоятельной работы учащихся не является новой в педагогике. Впервые на эту проблему обратили внимание в конце 20-х и 30-х годах 20- века. Были выявлены важные признаки, характеризующие их познавательную активность. С течением времени, педагоги пытались разработать такую систему самостоятельной работы, которая учитывала бы операции мышления при работе учащихся с разными объектами познания и использовании разных источников знаний.

Если сравнить подходы педагогов к сущности понятия «самостоятельная работа», то можно отметить общие черты, которые их объединяют: отсутствие непосредственного участия преподавателя, самостоятельность и активность студента и взаимодействие преподавателя и студента для достижения цели. Разнообразие подходов педагогов к определению понятия позволяет преподавателю определить роль и степень участия студента в процессе самостоятельной работы в организации учебного процесса, подготовке методических материалов, планировании самостоятельной работы по конкретной теме или междисциплинарному курсу, учёте мотивации [1]. Эта деятельность позволяет студентам организовать деятельность, способствующую приобретению как общих, так и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа может быть характеризована следующими признаками:

- наличие конкретного учебного задания и времени, необходимого для его выполнения;

- демонстрация умственных усилий, необходимых учащемуся для выполнения задания;

- демонстрация осознанности, независимости и активности учащегося в процессе выполнения задания;

- выполнение задания без непосредственного участия учителя;

- наличие результатов;

- управление и самоуправление самостоятельной, познавательной и практической деятельностью обучающихся.

Если обобщить, то самостоятельная работа - это форма организации учебного процесса, которая стимулирует активность, самостоятельность и познавательный интерес студентов. В соответствии с требованиями нормативных документов самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом учебного процесса, так как обеспечивает закрепление знаний, полученных на занятиях, через приобретение навыков понимания и расширения их содержания, навыков решения актуальных задач формирования профессиональных компетенций, подготовки к семинарам, сдачи зачётов и экзаменов [2].

Появление нового «информационного общества», пришедшего на смену индустриальному, - это реакция системы образования [3]. Раньше конкурентоспособный выпускник университета должен был обладать большим объёмом знаний для развития промышленного производства. Сегодня перед системой образования стоит проблема подготовки человека к жизни в обществе, где главной целью является обладание информацией. С ростом объёма информации о различных сферах деятельности умение находить информацию о своей профессии и смежных отраслях становится важнее, чем объем знаний, полученных во время учёбы.

Актуальными являются обучаемость студентов, способность к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, адаптированность к профессиональной деятельности в современном мире. В этих условиях индивидуальная работа студентов должна быть не только значимой формой образовательного процесса, но и его основой. Использование компьютерных технологий способствует повышению эффективности индивидуальной работы в условиях умножения информационных потоков. Организация учебного процесса, вовлекающего учащихся в активную познавательную деятельность с использованием компьютеров, - задача учебных заведений. Учащиеся должны овладеть навыками работы на компьютере, научиться обмениваться информацией по сети, осуществлять поиск информации, самостоятельно анализировать, отбирать и использовать полученную информацию для углубления знаний и практической деятельности [4].

В наше время студенты окружены таким количеством информации, что иногда это может показаться чрезмерным. Это очень важный навык, которым нужно обладать. Овладев навыками информационной грамотности, студенты смогут сортировать информацию в своей индивидуальной работе, чтобы убедиться, что она надёжная, авторитетная, актуальная, не предвзятая, не устаревшая, не вводящая в заблуждение или ложная. Работа с информационными технологиями - один из важ-

нейших видов индивидуальной учебной работы учащихся. Умение работать с 1Т-ресурсами - важнейшее средство овладения будущей профессией. Однако, как показывает практика, студенты часто испытывают большие трудности при работе с 1Т. Они не всегда умеют пользоваться библиотечным каталогом, особенно его электронной версией, испытывают трудности в подборе необходимой литературы, не умеют пользоваться 1Т-инструментами. Именно поэтому студентам предоставляется возможность изучить основы информационных технологий в самом начале обучения в университете. На занятиях студенты приобретают знания в области информационных технологий, чтобы найти необходимую информацию.

Будучи развивающейся страной, Кыргызстан признает необходимость вооружить своих студентов знаниями и навыками, необходимыми для достижения успеха и конкуренции в информационном обществе. Признавая вызов «информационного века», правительство демонстрирует растущую приверженность интеграции технологий в образование. Был принят ряд официальных документов и предприняты различные инициативы, которые привели к значительному увеличению доли компьютерных технологий и доступа в Интернет в нашей системе образования.

Широкое использование компьютеров и информационных технологий в учебном процессе привело к появлению интерактивного образования. Термин «информационные технологии» впервые появился в английском языке в 1958 году. Согласно источникам, информационная технология - это «набор инструментов, процессов и методов (таких как кодирование/программирование, передача данных, преобразование, хранение и поиск данных, системный анализ и проектирование, управление системами) и связанное с ними оборудование, используемое для сбора, обработки и представления информации». Студентам необходимо развивать навыки рассмотрения проблем с разных сторон и формулирования собственных решений [5]. В широком смысле 1Т также включают в себя автоматизацию офиса,

мультимедиа и телекоммуникации. Способность быстро думать и действовать -необходимый инструмент для будущего, какую бы сферу деятельности они ни выбрали. Чтобы отработать это умение, преподаватели должны предлагать учащимся ситуации, в которых им придётся решать проблемы самостоятельно - там, где уже развитые ими навыки могут быть использованы для решения проблемы.

Характерной особенностью информатизации самообразования является использование информационных технологий в процессе обучения студентов. Только на уровне действия и деятельности возможно самообразование. Студент способен к самообразованию, если он руководствуется внутренней мотивацией, самостоятельно ставит цели и выбирает пути их реализации. Такой тип образования не нуждается в пошаговом и внешнем контроле. Исходя из этого, под самообразованием с помощью информационных технологий следует понимать деятельность, организованную студентом в разумное с его точки зрения время, мотивированную его собственными познавательными потребностями и контролируемую им самим. С использованием информационных технологий доля самостоятельной работы студентов значительно возрастает, а её характер меняется.

Сущность использования возможностей информационных технологий в организации и совершенствовании индивидуальной работы студентов может обогатить имеющийся арсенал педагогических технологий, обеспечить формирование активной личности и способствовать поиску новых возможностей дополнительной мотивации к обучению, если:

- студенты в процессе поиска и решения профессионально ориентированных задач, стимулирования коллективных форм работы в процессе прохождения педагогической практики, выполнения курсовых проектов, работ на выпускную квалификационную работу;

- взаимоотношения преподавателя и студента в процессе создания образовательных ресурсов приобретают форму взаимообогащающего сотрудничества, при этом преподаватель сохраняет ответствен-

ность за результаты совместной деятельности;

- учебно-познавательная деятельность организуется в рамках автоматизированной среды обучения и служит основным механизмом эффективного использования интерактивных электронных образовательных ресурсов в самообразовании, обеспечивая выбор для решения поставленной задачи информационных технологий, которые позволяют формировать у студентов способность к коллективной деятельности в рамках проектов, активизировать их творческую инициативу, способствовать достижению высокого уровня общей информационной культуры [6].

Как известно, сегодня весь мир зависит от информационных технологий. Это укрепило мировую экономику, и информационные технологии развиваются в различных областях.

1. Доступ к учебным ресурсам. Интернет содержит множество учебных ресурсов, к которым ученики могут получить доступ и использовать их в дополнение к тому, что они изучают в школе. Во Всемирной паутине можно найти электронные книги, пособия по ревизии и экзаменационные работы прошлых лет, которые учащиеся могут использовать для пополнения своей базы знаний.

2. Непрерывное обучение. В современном мире, чтобы учиться, не обязательно находиться в классе. Использование информационных технологий в образовании позволило студентам продолжать обучение, где бы они ни находились. Преподаватели и профессора могут отправлять задания студентам, которые могут выполнить и сдать их, не заходя в аудиторию, поэтому обучение никогда не прекращается.

3. Студенты могут продолжать учиться, даже находясь дома. С помощью онлайновых дискуссионных форумов студенты могут обмениваться знаниями, участвовать в интеллектуальных дискуссиях и в целом учиться друг у друга. В принципе, использование информационных технологий в образовании позволило студентам со всего мира собираться вместе и обмениваться

опытом, несмотря на географические расстояния.

4. Благодаря использованию аудио- и визуальных материалов студенты могут лучше понять преподаваемые предметы. Проводить демонстрации и придавать практический аспект теории, изучаемой на занятиях, стало намного проще.

5. Дистанционное обучение.Чтобы адаптироваться к меняющемуся населению с уникальными запросами, учебные заведения стали использовать информационные технологии в образовании для обслуживания этой новой демографической группы. Онлайн-курсы позволили большинству работающего и молодого населения вернуться в учебный класс и получить второе высшее образование или дополнительные сертификаты.

6. Правильное ведение учёта. Технологии позволяют вести учёт студентов более систематизированным и безопасным образом. В отличие от прошлого, когда записи

велись вручную и было много случаев потери файлов, внедрение информационных технологий в образование позволило вести записи надёжно и правильно. Таким образом, поиск информации стал намного проще.

7. Инструмент видеоконференций. С помощью технологии видеоконференций преподаватели могут легко проводить виртуальные занятия и предоставлять качественный опыт обучения студентам из любого места в любое время.

В заключение можно сказать, что информационные технологии предлагают бесчисленные преимущества для организации индивидуальной работы студентов в высшем образовании: при правильном применении они повышают качество обучения студентов, улучшают коммуникацию между преподавателями, студентами и родителями, а также повышают производительность труда администраторов и других сотрудников.

Библиографический список

1. Zulpukarova A. Stages of Implementing Differentiated Instruction in the English Language Classroom // Бюллетень науки и практики. - 2024. - Т. 10. №5. - С. 562-568. - URL: https://doi.org/10.33619/2414-2948/102/74.

2. Ghavifekr S., Rosdy W.A.W. Teaching and learning with technology: Effectiveness of ICT integration in schools // International Journal of Research in Educational Studies. - 2019. -№ 1 (2). - P. 175-191.

3. Mikelson, R.M. On the independent work of students in the learning process. - Moscow, 1960. - 28 p.

4. Ермаков А.Л., Галатенко Н.А. Основы самостоятельной работы студента. - М., 1996.

- 150 с.

5. Пьяных Е.Г. Wiki-среда как средство для реализации активных методов обучения в вузе // Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе: III Всерос. науч.-практ. конф. (2-3 ноября 2010 г.). - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2010.

- С. 170-172.

6. Sarkar, S. (2017).The Role of Information and Communication Technology (ICT) in Higher Education for the 21st Century.

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

D.J. Zhaparova, Lecturer N.K. Mamysheva, Lecturer G.U. Baimatova, Lecturer Kyrgyz National University (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. This article examines the organization of independent work of students in education based on information technology. The authors emphasize that the organization of independent work of students in education based on information technology leads to radical changes in the modern education system, in particular in the independent work of students.

Keywords: pedagogy, education, information technology, independent work, teacher, student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.