Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ АВИАЦИОННОГО ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ АВИАЦИОННОГО ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпушова Ольга Александровна, Панцева Елена Юрьевна, Матвеева Ирина Анатольевна

В статье рассматриваются проблемные вопросы организации самостоятельной работы обучающихся авиационного вуза в условиях информатизации современного образовательного пространства. Актуальность проблемы организации самостоятельной работы обучающихся авиационного вуза определена в необходимости повышения качества современного высшего профессионального образования. А также в разработке модели организации самостоятельной работы с использованием информационных технологий. В работе делается акцент на основные принципы организации самостоятельной работы в вузе, такие как: дифференциация и индивидуализация учебного процесса; сознательности и творческой активности обучающихся. В основу основ лежит принцип профессиональной направленности обучения; мониторинга и самооценки результатов учебно - познавательной деятельности, а также системности и научности. Возросший уровень информатизации российского образования и согласно требованиями федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения высшего образования обусловил повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся с использованием информационных технологий для ее организации. Таким образом, одним из основных требований к выпускнику вуза является обладание «способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения». В настоящее время в образовательный процесс авиационных вузов активно внедряются современные информационные технологии. Информационные технологии представляют собой мощный инструментарий, который позволяет проектировать и наполнять информационными ресурсами учебную сферу. Применение информационных технологий в учебном процессе помогает управлять действиями обучающегося, а также осуществлять мониторинг его учебных действий в процессе самостоятельной работы. Современные технологии формируют и развивают умения и навыки самообразования и самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпушова Ольга Александровна, Панцева Елена Юрьевна, Матвеева Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF AVIATION UNIVERSITY WITH THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

The article deals with the problematic issues of the organization of independent work of cadets of an aviation academy in the conditions of informatization of the modern educational space. The urgency of the problem of organizing the independent work of cadets of an aviation academy is determined by the need to improve the quality of modern higher professional education. So a model of independent work with the use of information technology was made. The paper focuses on the basic principles of organizing independent work at the academy, such as: differentiation and individualization of the educational process; consciousness and creative activity of cadets. The fundamentals are based on the principle of professional orientation of training, monitoring and self-assessment of the results of educational and cognitive activity, as well as consistency and scientific approach. The increased level of informatization of Russian education and the accordance with the requirements of the federal state educational standards of the third generation of higher education have led to an increase in the efficiency of independent work of cadets using information technologies for its organization. Thus, one of the main requirements for a academy graduate is the possession of "the ability to independently acquire new knowledge and skills with the help of information technologies and use them in practice". Currently, information technologies are being actively introduced into the educational process of aviation academies. Information technologies are a powerful tool that allows you to design and fill the educational sphere with information resources. They help to manage the activity of cadets, monitor their learning activities in the process of independent work. Modern technologies form and develop the skills and abilities of self-education and self-improvement.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ АВИАЦИОННОГО ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Карпушова Ольга Александровна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Матвеева Ирина Анатольевна Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ АВИАЦИОННОГО ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы организации самостоятельной работы обучающихся авиационного вуза в условиях информатизации современного образовательного пространства. Актуальность проблемы организации самостоятельной работы обучающихся авиационного вуза определена в необходимости повышения качества современного высшего профессионального образования. А также в разработке модели организации самостоятельной работы с использованием информационных технологий. В работе делается акцент на основные принципы организации самостоятельной работы в вузе, такие как: дифференциация и индивидуализация учебного процесса; сознательности и творческой активности обучающихся. В основу основ лежит принцип профессиональной направленности обучения; мониторинга и самооценки результатов учебно - познавательной деятельности, а также системности и научности. Возросший уровень информатизации российского образования и согласно требованиями федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения высшего образования обусловил повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся с использованием информационных технологий для ее организации. Таким образом, одним из основных требований к выпускнику вуза является обладание «способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения». В настоящее время в образовательный процесс авиационных вузов активно внедряются современные информационные технологии. Информационные технологии представляют собой мощный инструментарий, который позволяет проектировать и наполнять информационными ресурсами учебную сферу. Применение информационных технологий в учебном процессе помогает управлять действиями обучающегося, а также осуществлять мониторинг его учебных действий в процессе самостоятельной работы. Современные технологии формируют и развивают умения и навыки самообразования и самосовершенствования.

Ключевые слова: информационные технологии, самостоятельная работа, принципы организации, образовательный процесс, технология обучения, стандарты образования, самообразование, коррекция.

Annotation. The article deals with the problematic issues of the organization of independent work of cadets of an aviation academy in the conditions of informatization of the modern educational space. The urgency of the problem of organizing the independent work of cadets of an aviation academy is determined by the need to improve the quality of modern higher professional education. So a model of independent work with the use of information technology was made. The paper focuses on the basic principles of organizing independent work at the academy, such as: differentiation and individualization of the educational process; consciousness and creative activity of cadets. The fundamentals are based on the principle of professional orientation of training, monitoring and self-assessment of the results of educational and cognitive activity, as well as consistency and scientific approach. The increased level of informatization of Russian education and the accordance with the requirements of the federal state educational standards of the third generation of higher education have led to an increase in the efficiency of independent work of cadets using information technologies for its organization. Thus, one of the main requirements for a academy graduate is the possession of "the ability to independently acquire new knowledge and skills with the help of information technologies and use them in practice". Currently, information technologies are being actively introduced into the educational process of aviation academies. Information technologies are a powerful tool that allows you to design and fill the educational sphere with information resources. They help to manage the activity of cadets, monitor their learning activities in the process of independent work. Modern technologies form and develop the skills and abilities of self-education and self-improvement.

Key words: information technologies, independent work, principles of organization, educational process, learning technology, education standards, self-education, correction.

Введение. Профессиональная и качественная подготовка будущих специалистов требует системного подхода, который включает в себя наряду с другими компонентами обучения самостоятельную работу учащихся. Данный подход стал особенно важен в условиях дистанционного обучения, диктуемого пандемией, когда обучающийся должен для получения знаний больше работать самостоятельно. Однако для того, чтобы самостоятельная работа учащихся авиационных вузов была наиболее эффективной, необходимы оптимальные условия её организации.

Общеизвестно, что современный выпускник вуза должен обладать способностью не только самостоятельно приобретать новые знания, но и уметь с помощью информационных технологий использовать их в практической профессиональной деятельности. Данное положение связано с информатизацией образования и требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения высшего образования 3++.

По словам Афанасьевой И.Ф., Матвеевой И.А. «в настоящее время в образовательный процесс авиационных вузов активно внедряются информационные технологии, представляющие собой мощный инструментарий, позволяющий наполнять и проектировать информационными ресурсами учебную сферу, управлять действиями обучающегося, осуществлять мониторинг его учебных действий в процессе самостоятельной работы, формировать и развивать умения и навыки самообразования и самосовершенствования» [1, C. 12].Однако проведённый целенаправленный анализ руководящих документов, определяющих функционирование системы высшего профессионального образования, исследование педагогической и методической литературы даёт основания полагать, что проблема самостоятельной работы обучающихся авиационных вузов и применения для её организации информационных технологий раскрыта недостаточно. Но, как показывает практика преподавания в вузе, самостоятельная работа обучающихся в высших авиационных учебных заведения представляет собой обязательный вид учебной деятельности. При этом научно-педагогическое обеспечение совместной деятельности учащегося и преподавателя в основном носит формальный характер. Как правило, данный вид деятельности осуществляется традиционными методами и сосредоточен на повторении уже пройденного материала. А значит, возникает

необходимость в новых научных подходах, раскрывающих пути и приёмы организации самостоятельной работы учащихся вузов с использованием современных информационных технологий.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития общества происходит смена парадигмы высшего профессионального образования России.

Основным приоритетом образования, определённым Национальной доктриной образования Российской Федерации до 2025 года, которая была утверждена Постановлением Правительства РФ №751 от 4 октября 2000 года, является «подготовка высококвалифицированных специалистов и высокообразованных людей, способных к профессиональной мобильности и профессиональному росту в условиях информатизации общества, и развития новых наукоемких технологий». Реформа современного образования России, реализующая названное выше направление, диктует необходимость преобразования высшего профессионального образования в целом.

Как известно, на данном этапе развития образования информационные технологии активно используются не только в учебном процессе, но и при организации самостоятельной работы, так как позволяют управлять ею более чётко. Особенно важным это становится в условиях дистанционного обучения, при котором часто возникает необходимость в использовании сети Интернет для получения информации, дополняющей учебный материал. А это в свою очередь позволяет закрепить и обогатить опыт профессионального развития учащегося. Таким образом, необходимо совмещение учебной литературы на бумажных и электронных носителях. К тому же информация, востребованная в долговременной памяти, должна быть в бумажном варианте, а информация, ориентированная на вариативность - в электронно-цифровом. Данный подход желательно осуществлять в отчётах по самостоятельной работе, которые играют ключевую роль в её организации. При этом в отчётах должна быть как практико-ориентированная составляющая, воплощённая в объектах профессиональной деятельности (в конструкциях, механизмах), так и информационная составляющая, включающая в себя полученную самостоятельно информацию, полезную для оценки преподавателем достигнутых учащимся результатов исследований. В этом поможет локальная сеть, у которой имеется большой потенциал возможностей для развития профессионального уровня обучаемых по усвоению пройденного учебного материала.

Следовательно, информационные технологии актуализируют весь комплекс названных выше проблем, а предложенные ресурсы активизации и совершенствования самостоятельной работы вполне приемлемы в работе с обучаемыми при условии сформированности пространства информатизации учебного процесса.

Повышение эффективности самостоятельной работы учащихся на основе использования информационных технологий, обучающих программ специального назначения, компьютерных курсов обучения и технологий самоконтроля было предметом рассмотрения таких методистов, как О.В. Беспалов, Д.П. Муравлев, Л.В. Подкользина, И.Р. Сташкевич и др., которые отмечали, что «возросли темпы информатизации образования, которые выражаются в проникновении современных информационных технологиях в различные области деятельности человека». В качестве основного недостатка называются отсутствие диалогового режима общения с субъектами образования. Как правило, авторы этих технологий предлагают большое количество различных заданий, необходимым условием выполнения которых является использование компьютерной техники, уделяя особое внимание заданиям для индивидуальной самостоятельной работы обучаемых, что существенно повышает возможности применения информационных технологий в свободное от занятий время [3, С. 24]. И это правильно. Но в названных выше работах не уделяется должного внимания контролю над самостоятельной работой учащихся.

Примером использования информационных технологий при обучении русскому языку как иностранному во время самостоятельной подготовки являются разработанные на кафедрах русского языка, иностранных языков, математики и естественнонаучных дисциплин модели организации самостоятельной работы учащихся с применением информационных технологий. Структура разработанных моделей состоит из следующих компонентов:

- целевого, отражающего всё многообразие целей и задач обучения: от основной цели - подготовки специалистов до конкретных задач формирования и развития знаний, умений, навыков, определенных личностных качеств и компетенций или их элементов;

- содержательного, раскрывающего смысл, вкладываемый в цели и задачи, содержание самостоятельной работы по учебным дисциплинам;

- деятельностного, представляющего взаимодействие преподавателей и обучаемых, принципы ее организации, формы и методы самостоятельной работы и педагогические условия эффективности реализации информационных технологий для организации самостоятельной работы;

- результативного, отражающего эффективность модели организации самостоятельной работы, динамику изменений и их соответствие с поставленной целью;

- переменного, показывающего процессы, происходящие вне модели, но оказывающие непосредственное влияние на ее функционирование. Особое внимание к этому компоненту позволяет своевременно адаптировать организацию самостоятельной работы обучаемых к новым условиям. Рассматриваемые процессы могут включать изменения руководящих документов, в связи с появлением новых требований к качеству подготовки современного специалиста.

Самостоятельная работа обучающихся авиационного вуза является обязательным видом учебной деятельности, относится к базисной части учебного плана и выполняется в специально отведенные часы [6, С. 24]. Говоря об увеличении доли самостоятельной работы обучающихся, а эта форма работы актуальна, так как обучающиеся часто пропускают учебные занятия, принимая участие в гарнизонных караулах и суточных нарядах и восполнение материала лекционных и практических занятий может осуществляться при использовании информационных технологий, а также работая с электронными учебниками [5, С. 18].

По мнению авторов, использование информационных технологий в процессе самостоятельной работы обучающихся необходимо подчеркнуть, что «эффективная реализация этого фактора обеспечивается совокупностью ряда других факторов и возможностей ЭВМ: индивидуализацией обучения; повышением мотивации и интереса; расширением круга задач, которые могут быть включены в учебный процесс, например выполнение научно- исследовательской работы; овладением студентами рядом новых методов познания, связанных с использованием ЭВМ; возможностью постоянного самоконтроля и самооценки» [6, С. 43].

Так как обучающиеся часто пропускают учебные занятия, то главную роль в развитии самостоятельной деятельности обучающихся играет, на наш взгляд, интерактивная форма работы с компьютером. Обучающийся при работе с электронным изданием может допускать ошибки, и также возвращаться к одной и той же проблеме, пока не отработает материал до совершенства его понимания. Диалог активно вовлекает обучаемых в учебный процесс, стимулирует и создает условия для самостоятельной работы. Обучающийся сам может задать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрация способа решения с подробными комментариями или указание на метод решения), способ изложения учебного материала (развернутый или сжатый, с иллюстрациями или без них) [4, С. 25-38].

Работа с электронным изданием удобна не только слабым обучаемым, а также и для продвинутого уровня обучаемых. Они могут быстрее других освоить учебный материал, не задерживаясь из-за отставания слабых студентов, что часто случается при традиционной форме обучения [5, С. 20-24].

Например, маршрутная технология лабораторного занятия с использованием электронных образовательных ресурсов наглядно показывает преимущества информационных технологий в обучении над традиционными. Данная технология включает в себя следующие этапы:

1) Постановка цели занятия.

2) Проверка готовности к занятию.

3) Проведение исследовательской работы.

4) Обработка результатов эксперимента.

5) Прием отчетов (компьютерное тестирование).

6) Самоконтроль, взаимоконтроль.

7) Электронный контроль.

8) Подведение итогов занятия (выставляется комплексная оценка, выдается задание на самостоятельную работу).

При традиционной системе обучения преподавателю необходимо было выслушивать каждого обучаемого, проводить с

каждым индивидуальную беседу, для того чтобы дать допуск к выполнению лабораторной работы. А при использовании информационных технологий, проведение такой формы, как самоконтроль или консультация, а затем и осуществление контроля на допуск к работе, значительно сокращает время на контроль.

Таким образом, с использованием информационных технологий значительно сокращается время проведения контроля преподавателем, а, следовательно, обучаемые изыскивают время для непосредственной работы в лаборатории для экспериментальных исследований.

Использование данных подходов к организации учебного процесса позволяет экономить учебное время и более рационально использовать время, отведенное на самостоятельную работу обучающимся. Как следствие, более успевающие обучающиеся получают возможность заняться научно-исследовательской работой, решением научно-прикладных задач, а также решением задач повышенного уровня.

Таким образом, достоинства и преимущества обучения при помощи информационных технологий на наш взгляд, заключаются в следующем:

- в индивидуальном подходе к каждому обучающемуся, что дает ему возможность работать в собственном временном режиме, в выборе уровеня овладения учебным материалом, в возможности продвижения в зону ближайшего развития;

- в подходе к обучающемуся как к «субъекту» обучения (а не к «объекту»), как принято в традиционных технологиях;

- в расширении творческих способностей каждого обучающегося;

- в реализации всех элементов «само»: самооценки, самоконтроля, самокоррекции;

- в возможности перехода от знаниевой парадигме к парадигме развития;

- в личностно-ориентированной позиции;

- в решении творческих продуктивных задач;

- цели и задачи разрабатываются совместно обучаемых и преподавателя, а не следование по образцу;

- в сотворчестве и сотрудничестве, а также в расширении мотивационной сфере личности, а не в отчуждении от учебных ценностей;

- в формировании командно-методических навыков при работе в коллективе.

Эта модель основана на поэтапной реализации процесса в совместной целенаправленной деятельности преподавателя и обучающихся. Использование информационных технологий на каждом этапе учебного процесса позволяет говорить о личностно-деятельностной ориентированности технологии и об ее индивидуальной направленности [6, С. 6]. В процессе выполнения всех видов учебной деятельности происходит формирование логического мышления учащихся, а также вырабатываются личностные качества, которые мы относим к профессионально важным качествам будущего специалиста.

Выводы. Обобщая изложенное, можно отметить, что наиболее значимыми направлениями совершенствования самостоятельной работы в вузе являются:

- повышение роли самостоятельной работы в образовательном процессе вуза;

- увеличение внимания к самостоятельной работе по мере усложнения системы образования; переход к целостным технологиям самостоятельной работы;

- выявление, изучение, обобщение и распространение передового опыта организации и управления самостоятельной работой учащихся [4, С. 24].

В ходе нашего исследования было установлено, что для повышения эффективности разработанной модели организации самостоятельной работы обучаемых педагогические условия должны оказывать влияние на следующие направления:

1) организацию самостоятельной работы обучаемых;

2) содержание и характер учебного материала для самостоятельной работы;

3) взаимодействие между субъектами образовательного процесса.

Литература:

1. Афанасьева, И.А., Матвеева, И.А. Информационно-коммуникационные технологии как средство обучения устной речи в преподавании радиообмена на английском языке Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. -2013. - № 20. - С. 10-13.

2. Бордовская, Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема / Н.В. Бордовская // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2012. - № 145. - С. 28-43.

3. Новожилов, В.Ю. Методологическая основа исследования проблем военного образования и обучения курсантов в военных вузах // Вестник Екатерининского института. - 2012. - № 4. - С. 20-27

4. Панцева, Е.Ю., Тойшева, О.А. Информатизация - неотъемлемая часть учебного процесса в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник научных трудов. - 66(3), 2020. - С. 68.

5. Панцева, Е.Ю. Формирование профессиональных математических компетенций курсантов военных авиационных училищ с использованием электронных образовательных ресурсов: автореферат дис.... к-та пед. наук. 13.00.08 / Панцева Елена Юрьевна. - Самара, 2007. - 31с.

6. Панцева, Е.Ю. Особенности организации и проведения вузовской лекции В сборнике: Методические особенности преподавания дисциплин естественно-научного цикла в военном вузе.Сборник трудов. - Киров, 2020. - С. 40-45.

Педагогика

УДК 376.4

кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Матюхаева Алина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. Содержание образования умственно отсталых школьников диктует необходимость овладения элементарными единицами учебной деятельности - базовыми учебными действиями. Важную роль занимает сформированность базовых учебных действий у умственно отсталых младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Наличие у умственно отсталых младших школьников аутистических расстройств значительно усложняет состояние базовых учебных действий. При этом в базе научной литературы недостаточно современных, детальных и сравнительных исследований, констатирующих особенности коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий и влияние аутистических расстройств на их состояние. Актуальность получения результатов сравнительного исследования определяется практическими задачами стратегической работы по формированию базовых учебных действий у умственно отсталых младших школьников с расстройствами аутистического спектра. В рамках данной статьи предпринята попытка рассмотрения коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий у умственно отсталых младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Важным элементом является выявление влияния аутистических расстройств на состояние базовых учебных действий. Авторы обосновали выбор диагностического инструментария коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий. Исследование позволило выявить качественно-количественные результаты сформированности коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий. Детализация качественного анализа определила показатели развития навыков коммуникации и саморегуляции у умственно отсталых младших школьников с расстройствами аутистического спектра и сравнительной группы. Приводится оценка коммуникативных навыков и форм коммуникативного поведения. В качестве структурированных показателей оценки регулятивных базовых учебных действий выступали: удержание программы действий, контроль выполнения действий. Результаты количественно-качественного анализа позволили определить уровень сформированности коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий у умственно отсталых младших школьников и сравнительной группы. Обоснована необходимость поиска оптимальных подходов формирования базовых учебных действий у умственно отсталых младших школьников с расстройствами аутистического спектра с целью оптимизации работы учителя в данном направлении. Полученные результаты определяют перспективу использования полученных данных в методическом сопровождении умственно отсталых младших школьников с расстройствами аутистического спектра в процессе обучения.

Ключевые слова: базовые учебные действия, коммуникативное поведение, умственно отсталые школьники с расстройствами аутистического спектра, регулятивные действия, коммуникативные действия.

Annotation. The content of the education of mentally retarded schoolchildren dictates the need to master the elementary units of educational activity - basic educational actions. An important role is played by the formation of basic educational actions in mentally retarded younger students with autism spectrum disorders. The presence of autistic disorders in mentally retarded younger students significantly complicates the state of basic educational actions. At the same time, the base of scientific literature does not have enough modern, detailed and comparative studies stating the features of communicative and regulatory basic educational actions and the impact of autistic disorders on their condition. The relevance of obtaining the results of a comparative study is determined by the practical tasks of strategic work on the formation of basic educational actions in mentally retarded younger students with autism spectrum disorders. Within the framework of this article, an attempt was made to consider communicative and regulatory basic educational actions in mentally retarded younger students with autism spectrum disorders. An important element is the identification of the impact of autistic disorders on the state of basic educational actions. The authors substantiated the choice of diagnostic tools for communication and regulatory basic educational actions. The study made it possible to identify qualitative and quantitative results of the formation of communicative and regulatory basic educational actions. The granularity of qualitative analysis identified indicators of communication and self-regulation skills development in mentally retarded younger students with autism spectrum disorders and a comparative group. Assessment of communication skills and forms of communication behavior is given. The structured indicators of assessment of regulatory basic training actions were: retention of the action program, control over the implementation of actions. The results of quantitative and qualitative analysis made it possible to determine the level of formation of communicative and regulatory basic educational actions in mentally retarded younger students and the comparative group. The need to find optimal approaches to the formation of basic educational actions in mentally retarded younger students with autism spectrum disorders in order to optimize the teacher's work in this direction is justified. The obtained results determine the prospect of using the obtained data in methodical maintenance of mentally retarded elementary schoolchildren with autism spectrum disorders in the course of education.

Key words: basic educational actions, communicative behavior, mentally retarded schoolchildren with autism spectrum disorders, regulatory actions, communicative actions.

Введение. Современное образование умственно отсталых детей испытывает масштабные изменения в организации процесса и его содержании. Вызваны данные изменения внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых четко зафиксированы требования к предполагаемым результатам обучения умственно отсталых школьников. В связи с этим, особое внимание уделяется формированию базовых учебных действий (БУД).

Под БУД понимают группы действий, предполагающие сформированность мотивационного компонента, владение навыками коммуникации в зависимости от ситуации, умение принимать и достигать результатов поставленной цели, возможность приема знаний на доступном для них уровне. Основная цель развития БУД состоит в формировании элементарных единиц учебной деятельности у умственно отсталых обучающихся, без которых невозможна адаптация к условиям постоянно изменяющейся окружающей среды. Каждая элементарная единица учебной деятельности соответствует виду базовых учебных действий, которых насчитывается четыре: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные. При этом у умственно отсталых младших школьников с расстройствами аутистического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.