Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА "ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ПРЕДПРИЯТИЕ"'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА "ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ПРЕДПРИЯТИЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / COMMON EDUCATIONAL SPACE / NETWORK INTERACTION / A MODEL OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенкина Анжелика Владимировна

В статье рассмотрена система педагогического сопровождения профессиональной социализации студентов, определены этапы технологии педагогического сопровождения, принципы и формы его воплощения на практике. Профессиональная социализация играет большую роль в развитии личности обучающихся и успешном вхождении выпускников профессиональных образовательных организаций в самостоятельную профессиональную жизнь. Ключевым условием успешной профессиональной социализации обучающихся становится создание единого образовательного пространства «школа-колледж-предприятие». Единое образовательное пространство «школа-колледж-предприятие», созданное в условиях сетевого взаимодействия, позволяет организациям-партнерам достигать единые цели в вопросах подготовки кадров, объединяя ресурсы, совместно используя их, тем самым обеспечивая эффективное функционирование каждого ее элемента в отдельности и в целом для всей социально-экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зенкина Анжелика Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF COLLEGE STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE "SCHOOL-COLLEGE-ENTERPRISE" EDUCATIONAL SPACE

In article the system of pedagogical support, stages of technology of pedagogical support, principles and forms of its embodiment in practice are defined.Professional socialization plays a large role in the development of students’ personality and the successful entry of graduates of professional educational organizations into an independent professional life. The main condition for successful professional socialization of students is the creation of common educational space «school-college-enterprise». The common educational space «school-college-enterprise», created in the conditions of network interaction allows partner organizations to achieve common goals in professional training, by combining resources, sharing them, thereby ensuring the effective functioning of each its elements individually and as a whole for the entire socio-economic system.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА "ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ПРЕДПРИЯТИЕ"»

4. Гожиков В.Я., Казакова Л.П., Караяни А.Г. и др. Психолого-педагогические условия формирования военно-профессиональной идентичности будущих офицеров в военном вузе: монография, М.: ВУ, 2018.

5. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 66-69.

6. Ленёв, Ю.А., Ефремов А.В., Шишков А.И. Педагогические аспекты использования интерактивных методов обучения в тактико-специальной подготовке военных специалистов // Мир образования -образование в мире. 2016. № 4 (64). С. 240-246.

7. Микрюков, В.Ю. Общевоенная подготовка - М. 2017.

8. Приказ Министра Обороны РФ 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», с изменениями и дополнениями, введёнными в действие Приказом Министра Обороны РФ № 626 от 10 октября 2019 г.

9. Приказ Министра Обороны РФ № 95 от 22 февраля 2019 г. «Об организации военно-политической подготовки в ВС РФ».

10. Савинкин, А.Е. Российская наука побеждать: Сирийский опыт / А.Е. Савинкин // Военно-академический журнал. № 2(18). 2018. С. 5-27.

Педагогика

УДК 371

директор Зенкина Анжелика Владимировна

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский строительный колледж» (г. Смоленск)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ПРЕДПРИЯТИЕ»

Аннотация. В статье рассмотрена система педагогического сопровождения профессиональной социализации студентов, определены этапы технологии педагогического сопровождения, принципы и формы его воплощения на практике. Профессиональная социализация играет большую роль в развитии личности обучающихся и успешном вхождении выпускников профессиональных образовательных организаций в самостоятельную профессиональную жизнь. Ключевым условием успешной профессиональной социализации обучающихся становится создание единого образовательного пространства «школа-колледж-предприятие». Единое образовательное пространство «школа-колледж-предприятие», созданное в условиях сетевого взаимодействия, позволяет организациям-партнерам достигать единые цели в вопросах подготовки кадров, объединяя ресурсы, совместно используя их, тем самым обеспечивая эффективное функционирование каждого ее элемента в отдельности и в целом для всей социально-экономической системы.

Ключевые слова: профессиональная социализация, единое образовательное пространство, сетевое взаимодействие, модель профессиональной социализации обучающихся, педагогическое сопровождение.

Annotation. In article the system of pedagogical support, stages of technology of pedagogical support, principles and forms of its embodiment in practice are defined.Professional socialization plays a large role in the development of students' personality and the successful entry of graduates of professional educational organizations into an independent professional life. The main condition for successful professional socialization of students is the creation of common educational space «school-college-enterprise». The common educational space «school-college-enterprise», created in the conditions of network interaction allows partner organizations to achieve common goals in professional training, by combining resources, sharing them, thereby ensuring the effective functioning of each its elements individually and as a whole for the entire socio-economic system.

Keywords: professional socialization, common educational space, network interaction, a model of professional socialization of students, pedagogical support.

Введение. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в XXI веке стала ключевой задачей развития российской промышленности в реализации амбициозных планов Правительства Российской Федерации. Это обуславливает необходимость новых подходов к организации образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях, направленных на обеспечение качества обучения выпускников колледжей и успешность их социализации в профессиональном сообществе. Данные подходы согласуется со стратегическими ориентирами, отраженными в таких нормативных документах, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы; Национальный проект «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий», «Региональный стандарт промышленного роста».

Изложение основного материала статьи. Формирование профессиональной социализации студента колледжа, как будущего рабочего, начинается на школьной скамье в процессе выбора ими профессии и продолжается в течение всего периода обучения в колледже.

В работах российских ученых профессиональная социализация рассматривается в триединстве ее проявлений: адаптация к профессиональному сообществу; принятие его как данности; способность и потребность изменять и преобразовывать действительность и самого себя.

Организация профессиональной социализации студентов в условиях образовательного пространства «школа-колледж-предприятие» позволяет в полной мере реализовать все полифункциональные возможности образования в развитии личности обучающегося в соответствии с современными потребностями российского общества, обеспечить непрерывность образования, разнообразие образовательных траекторий, используя пространственные взаимосвязи. Образовательное пространство в условиях «школа-колледж-предприятие» позволит выстроить оптимальную систему взаимодействия не только между ключевыми участниками

созданного пространства, но с другими организациями (научно-образовательными, социально-культурными, общественными), заинтересованными в вопросах подготовки рабочих кадров. Данный факт способствует обеспечению целостности образовательного пространства, наличию и полноте информационной коммуникации.

Структурная схема организации профессиональной социализации обучающихся в условиях образовательного пространства «школа-колледж-предприятие» представлена на рисунке 1.

Ключевыми участниками внутреннего контура нашего пространства будут являться школы, колледжи и предприятия, которые в контексте образовательного пространства объединены общей целью, задачами, структурно-организационной моделью, нормативно-локальными актами. Предприятия и отраслевые объединения работодателей, консолидирующие общие интересы всего бизнес сообщества, играют важную роль в определении требований к квалификации кадров, разработке модели учебного процесса и участии в учебно-производственном процессе, профессионально ориентационных мероприятиях и мероприятиях, способствующих развитию профессиональной адаптации обучающихся к профессиональной деятельности, оценке качества подготовки квалифицированных кадров в регионе.

К внешнему контуру единого образовательного пространства мы относим органы власти, образовательные организации высшего и дополнительного профессионального образования, общество, общественные институты, СМИ, которые опосредованно влияют на профессиональное становление будущих рабочих кадров.

Профессиональную социализацию условно можно разделить на три периода: школьный, колледжный, которые относятся к периодам управляемой профессиональной социализации, и период самостоятельной профессиональной социализации молодого рабочего в условиях конкретного производства. К школьному периоду профессиональной социализации обучающихся можно отнести этап профессиональной ориентации и профессионального самоопределения школьников; к колледжному периоду - этапы: профессиональной адаптации обучающихся к профессиональной деятельности, профессиональной идентификации, формирования профессиональных компетенций и личностных качеств, необходимых для профессионального становления студентов; к самостоятельному периоду - этап профессиональной адаптации и интеграции.

Целью этапа профориентации и профессионального самоопределения является формирование у старшеклассников готовности к самостоятельному и осознанному выбору профессии. Для оценки готовности школьников к выбору профессии мы используем диагностическую методику, разработанную А.П. Чернявской, критериальными показателями которой являются: «автономность (самостоятельная активность и ответственная позиция по отношению к выбору профессии, независимость от окружающих, умение выделять свои собственные профессиональные приоритеты), информированность (владение информацией о мире профессии, об их особенностях и профессиональных требованиях), планирование (умение строить план своего профессионального развития, различные варианты по достижению своих профессиональных целей), принятие решения (умение собрать обоснованные варианты решения вопросов, выбрать наиболее оптимальное и адекватное решение, способность планировать свое профессиональное будущее в рамках принятого решения), эмоциональное отношение (эмоциональная включенность в процесс выбора профессии, положительно окрашенное отношение к данному процессу, готовность старшеклассника быть субъектом труда)» [8].

Профессиональная адаптация обучающихся к производственной деятельности включает в себя приспособление их к условиям профессиональной деятельности на предприятии; знакомство с профессиональными ценностями и нормами, особенностями работы. Профессиональная адаптация характеризуется такими показатели, как: мотивация к профессиональной деятельности; социально-производственная адаптация (адаптивность, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, внутренний и внешний контроль, эскапизм (уход от проблем).

Профессиональная идентификация - это «формирование осознания принадлежности к профессии, в соответствии с требованиями к выполнению обязанностей, профессиональным нормам, образцам и идеалам» [6]. Уровень идентичностиопределяется как ярко выраженная, активная профессиональная идентичность и невыраженная, пассивная профессиональная идентичность.

Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, содержит когнитивную составляющую, включающую в себя качество и актуальность профессиональных знаний, умение применять их в практической деятельности, и деятельностную составляющую, характеризующую сформированность у студентов умений и навыков, необходимых для успешного выполнения производственных заданий.

Базовыми личностными качествами, необходимыми для успешного профессионального становления молодых рабочих, по мнению предприятий-работодателей, являются наличие таких качеств, как: ценностная ориентация, трудолюбие, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному саморазвитию и профессиональному росту, ориентация на высокое качество конечного продукта своего труда.

Основным педагогическим условием успешной организации профессиональной социализации для студентов колледжа в образовательном пространстве «школа-колледж-предприятие» является педагогическое сопровождение профессиональной социализации обучающихся.

В работах российских ученых сопровождение профессиональной социализации обучающихся рассматривается как комплекс целенаправленных организационно-педагогических действий, обеспечивающий создание условий для профессиональной социализации личности, и направленный на включенность обучающегося в процесс развития и саморазвития через взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого данного процесса. Мы разделяем данную точку зрения, понимая под системой комплексного педагогического сопровождения профессиональной социализации обучающихся, организационно-педагогическую деятельность, которая с помощью интеграции потенциала обучающихся, включенности педагогов и условий, созданных в рамках единого образовательного пространства «школа-колледж-предприятие», обеспечивает эффективность профессиональной социализации личности. Созданное образовательное пространство «школа-колледж-предприятие» в данном случае является «пространством» для встреч, диалога, взаимодействия, в котором происходит осознанное, обоснованное профессиональное становление будущего рабочего.

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации обучающихся имеет разновекторную направленность, с одной стороны, это обеспечение условий для организации профессиональной социализации в созданном образовательном пространстве «школа-колледж-предприятие», с другой стороны, это обеспечение психолого-педагогического сопровождения, направленного на стимулирование включенности и активности студентов в процесс саморазвития, оказание им помощи в преодолении возникающих трудностей, создание эмоционального комфорта и нейтрализацию действий негативных факторов в процессе профессиональной социализации.

Таким образом, основной задачей педагогического сопровождения профессиональной социализации обучающихся является создание единой системы сопровождения, как пространства для развития личности, в котором происходит событийная общность студента и педагога, обеспечивающая принципы непрерывности и преемственности развития.

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации обучающихся осуществляется в соответствии со следующими её направлениями:

1) Организационное: организация сетевого взаимодействия организаций-партнеров в рамках созданного образовательного пространства «школа-колледж-предприятие»; создание системы управления профессиональной социализацией обучающихся в созданном пространстве с возможностью внесения своевременных корректировок; разработка нормативных актов регулирования; определение набора профессиональных и личностных компетенций выпускника.

2) Учебно-методическое: наличие образовательных программ, методических и программных материалов, адаптированных к требованиям социально-экономического общества; профессионально-педагогическая компетентность участников образовательного пространства.

3) Психолого-педагогическое: реализация мероприятий, направленных на мотивацию студентов к саморазвитию, положительное эмоциональное состояние, развитие личностных качеств, необходимых для профессионального становления.

4) Мониторинговое: диагностика успешности профессиональной социализации обучающихся и своевременная ее корректировка. Определение уровня профессиональной социализации обучающихся проводится на каждом этапе по следующим критериальным показателям: уровень готовности к выбору профессии, уровень адаптации к профессиональной деятельности, уровень профессиональной идентичности студента, уровни сформированности профессиональных компетенций и профессионально-личностных качеств.

Формирование образовательного пространства «школа-колледж-предприятие» путем организации сетевого взаимодействия участников данного пространства с целью создания условий для профессиональной социализации обучающихся связано с определением целей, структуры, этапов его формирования, управлением данным пространством и др. Целевое моделирование процесса формирования образовательного пространства включает в себя определение целевого состояния (изучение взаимовыгодных точек соприкосновения, создание системы общего видения); утверждение дорожной карты формирования единого образовательного пространства, как основы профессиональной социализации обучающихся. В ходе целевого моделирования разработана линейка данного процесса - образ формирования образовательного пространства, отображающая последовательность этапов его формирования для создания условий по достижению конечной цели- успешной профессиональной социализации обучающихся (Рис. 2).

Концепция \ Модель Создание Прогноз

целевого 1 ЕОП системы кадровой

моделирования | управления потребности

Актуализация 1 Технологии! ция Подготовка Мониторинговые

образовательных 1 образовательного \ педкадров исследования

программ

Научное Обоснование ЕОП

Разработка педагогических условий формирования ЕОП

Внедрение Модели ЕОП как основы проф социализации

Оценка эффективности

Разработка локальных нормативных актов

Тиражирование успешной практики

Рис.2 Линейка процесса формирования образовательного пространства «школа-колледж-предприятия» как основы профессиональной социализации обучающихся

Насыщение образовательного пространства «школа-колледж-предприятие» учебно-методическим компонентом включает в себя обеспечение образовательного процесса методическими, нормативными и программными материалами, обуславливающее фундаментальность и модульность образования, единство образования и жизни, свободу выбора образовательного маршрута. Образовательные программы, актуализированные в соответствии с требованиями социально-экономического общества, обеспечивают преемственность обучения, синхронизацию теории и практики, наличие «образовательных мостиков», позволяющих своевременно корректировать образовательные траектории обучающегося при ошибочном выборе студента.

В качестве сопровождающего лица в процессе профессиональной социализации обучающихся в диалоге «студент-педагог» выступают преподаватели, тьюторы, педагоги-психологи, наставники из числа квалифицированных специалистов предприятия, которые должны обладать профессионально-педагогической компетентностью. В связи с этим в условиях образовательного пространства создана системная программа развития компетентности педагогов, в процессе реализации которой обеспечивается повышение квалификации методической составляющей работы педагога в ведущих институтах развития образования страны, изучение ими передовых технологий и лучших практик на стажировочных площадках предприятий, в Академии Ворлдскиллс России.

Выводы. Основными функциями психолого-педагогического сопровождения является развитие мотивационно- стимулирующей деятельности, побуждающей студента к саморазвитию, положительного эмоционального отношения к данному процессу. Формами работы на данном этапе являются организация самостоятельной работы обучающихся с использованием цифровых технологий, факультативные, тренинговые занятия по развитию личностных компетенций, пробная профессиональная деятельность, информирование о профессиях, консультирование и др. В рамках мониторинговых исследований организации профессиональной социализации проводится диагностическо-коррекционная работа, позволяющая выявлять промежуточные и итоговые результаты успешности обучающихся, анализировать их и вносить корректировки в процесс профессиональной социализации обучающихся. Методами профессиональной социализации на данном этапе являются профессиональная диагностика, прогнозирование, консультирование и др.

В ходе педагогического сопровождения профессиональной социализации старшеклассников на этапе профессиональной ориентации и самоопределения в условиях образовательного пространства «школа-колледж-предприятие» наибольшее распространение получили такие мероприятия, как: создание сети консультационной навигации; профильное обучение школьников; проведение массовых профориентационных мероприятий, специализированных конкурсов для школьников, в том числе конкурсов профессионального мастерства; информирование школьников и их родителей о состоянии и перспективах рынка труда и о возможностях профессиональных образовательных организаций; тренинговые мероприятия, направленные на оценку эмоциональной включенности обучающегося в процесс профессиональной социализации.

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации обучающихся на этапе профессиональной адаптации к профессиональной деятельностивключает в себя: организацию знакомства с предприятиями по выбранной профессии (с нормами, особенностями производства, профессиональными требованиями и т.п.), диагностику мотивов профессионального выбора, помощь в развитии учебных умений, консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выборе профессии; коррекцию профессионального самоопределения при компромиссном выборе профессии; поддержку в осуществлении студентами первых профессиональных проб. На этапе профессиональной идентификации у студентов появляются новые, более актуальными ценности, связанные с профессиональной самореализацией, трудоустройством, построением траектории карьерного развития. В связи с этим комплексное педагогическое сопровождение включает в себя работу по расширению профессиональных контактов студентов с квалифицированными рабочими, достигшими значительных результатов в профессиональной деятельности; тренинги и консультации, направленные на умение студента оценивать себя, сопоставлять личностные характеристики с характеристиками идеальной модели; оказание помощи и поддержки ввыстраивании индивидуальной траектории развития; коррекция будущих профессиональных инициатив;обеспечение вхождения в различные профессиональные сообществаи др.

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации на этапе формирования у обучающихся профессиональных компетенций и личностных качеств, необходимых для успешного профессионального становления будущих рабочих, включает мастер-классы от квалифицированных рабочих предприятия, организацию самостоятельной работы студентов, факультативные занятия, организацию конкурсов профессионального мастерства, в том числе чемпионатов профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс, и др.

Таким образом, педагогическое сопровождение профессиональной социализации, организованное в условиях образовательного пространства «школа-колледж-предприятие», помогает обучающему свободно

войти в ту «зону развития», которая обеспечит высокий уровень его профессионального развития и профессионального становления.

Литература:

1. Горшенин, В.И. Социокультурная среда образовательной организации как средство профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена: Диссертация. Оренбург, 2017.

2. Деева Ю.И., Елфимова М.М. Развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников средствами профориентационного практикума // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 50. - С. 119-126.-URL: http:|//e-koncept.ru/2016/76665.htm.

3. Кагатина, И.В. Профессиональная социализация студентов медицинских вузов: Автореферрат. Волгоград, 2008.

4. Ковалева, А.И., Перинская Н.А. Социология молодежи. Электронная энциклопедия // http://soc-mol.ru/encyclopaedia/ theories/209-socializaciya-professionalnaya.html (дата обращения 14.01.2020).

5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности // МПСИ: Воронеж: МОДЭК, 2002.

6. Садырин В.В., Яковлева Н.О., Трубайчук Л.В. и др. / Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия: коллективная монография / под общей ред. Садырина В.В. - Челябинск: Из-во Чел. Гос. Пед. Ун-та, 2013.- С. 294

7. Стародубцева Е.В. Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования. - Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. Заоч. Науч. Конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) T.I I. - С. 121-123

8. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 - 96 с.

Педагогика

УДК 376.36(045)

кандидат педагогических наук, доцент Золоткова Евгения Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск);

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Марина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Гришина Ольга Сергеевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности логопедической работы, направленной на формирование лексической стороны речи у дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ результатов эмпирического исследования по изучению особенностей умений построения простых предложений у дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Освещается апробированная программа коррекционно-развивающей работы, направленная на формирования лексической стороны речи у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: дошкольный возраст, лексическая сторона речи, логопедическая работа, расстройства аутистического спектра.

Annotation. The article deals with the features of speech therapy aimed at forming the lexical side of speech in preschool children with autism spectrum disorders. The article presents an analysis of the results of an empirical study on the features of the ability to construct simple sentences in preschool children with autism spectrum disorders. The author highlights a proven program of correctional and developmental work aimed at forming the lexical side of speech in preschool children with autism spectrum disorders.

Keyword: preschool age, lexical side of speech, speech therapy work, autism spectrum disorders.

Работа выполнена в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований по теме «Проектирование коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра» (№20-013-00367)

(руководитель - Е.В. Золоткова)

Введение. У детей с аутистическими проявлениями наблюдается нарушение социального взаимодействия и способности к общению. Большинство исследователей, такие как Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская и др., рассматривают аутизм, как социально-коммуникативное расстройство. Связь аутичного ребенка с близким человеком и с социумом грубо нарушена, и иным образом, не так как у других детей с ограниченными возможностями здоровья.

Введение таких детей в социум особенно трудно, преодоление эмоционального дискомфорта и вовлечение ребенка в развивающее взаимодействие представляет главную задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме. В связи с этим вопросы совершенствование логопедического сопровождения дошкольников с расстройствами аутистического спектра являются актуальными на современном этапе развития психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изложение основного материала статьи. В многочисленных исследованиях аутизм рассматривается как состояние, характеризующееся активным отстранением от внешнего мира, снижением потребности в коммуникации как co сверстниками, так и со взрослыми, стереотипностью поведения, нарушением или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.