Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / АУТИЗМ / ТЕХНОЛОГИИ И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / МОНИТОРИНГ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черенёва Елена Александровна, Мамаева Анастасия Викторовна, Петроченко Валерий Иванович

Проблема и цель. В статье представлен региональный опыт международного сотрудничества по вопросам помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае. Описаны инновационные формы организации совместной деятельности университетов разных стран - Международные институты, Международный консорциум институтов; представлены результаты работы данных структур. Цель статьи - подвести итог международного сотрудничества созданных на базе КГПУ им. В.П. Астафьева Международного института аутизма и Международного института мониторинга достижений обучающихся со значительными ограничениями. Методологию исследования составляют анализ и обобщение опыта международного сотрудничества созданных институтов по вопросам помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае. Результаты. Разработанные технологии и содержание межведомственного сотрудничества получили развитие в научно-исследовательских, образовательных и социальных проектах, которые способствуют развитию системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Наряду с расширением количества инновационных практик образования и сопровождения детей с ОВЗ происходит расширение форм и методов совершенствования профессиональной подготовки кадров для работы с детьми данной категории. Заключение. Проведенный анализ изменений в системе образования и сопровождения детей с ОВЗ в Красноярском крае позволяет утверждать, что представленный опыт международного сотрудничества ученых и практиков является продуктивным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черенёва Елена Александровна, Мамаева Анастасия Викторовна, Петроченко Валерий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF SUPPORT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES: INTERNATIONAL COOPERATION EXPERIENCE

Problem and purpose. The article presents the regional experience of international cooperation for assistance to children with disabilities in the Krasnoyarsk region. Innovative forms of joint activities organization of Universities from different countries - international institutions, international Consortium of Institutions - are described; the results of these structures' work are presented. The purpose of the article is to summarize the international cooperation organized on the basis of the KSPU named after V. P. Astafiev, the International Institute for Autism and the International Institute for Monitoring the Achievements of school-children with considerable disabilities. The methodology of the study is based on the analysis and generalization of the international cooperation experience of the above-mentioned Institutions for supporting children with disabilities in the Krasnoyarsk region. Results. The technologies and content of inter-institutional cooperation were developed in scientific-research, educational and social projects that facilitate the formation of the system for assisting children with disabilities. Alongside with enlarging the number of innovative practices in education and support for children with disabilities, the development of new forms and methods for perfecting the professional level of specialists working with children of this category is taking place. Conclusion. The analysis of positive changes in the system of education and support of children with disabilities in the Krasnoyarsk region suggests that the experience of international cooperation of scientists and educators is productive and promising.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-121

УДК 376

PАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Е.А. Черенёва (Красноярск, Россия)

A.В. Мамаева (Красноярск, Россия)

B.И. Петроченко (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье представлен региональный опыт международного сотрудничества по вопросам помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае. Описаны инновационные формы организации совместной деятельности университетов разных стран - Международные институты, Международный консорциум институтов; представлены результаты работы данных структур. Цель статьи - подвести итог международного сотрудничества созданных на базе КГПУ им. В.П. Астафьева Международного института аутизма и Международного института мониторинга достижений обучающихся со значительными ограничениями.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение опыта международного сотрудничества созданных институтов по вопросам помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае.

Результаты. Разработанные технологии и содержание межведомственного сотрудничества

получили развитие в научно-исследовательских, образовательных и социальных проектах, которые способствуют развитию системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Наряду с расширением количества инновационных практик образования и сопровождения детей с ОВЗ происходит расширение форм и методов совершенствования профессиональной подготовки кадров для работы с детьми данной категории.

Заключение. Проведенный анализ изменений в системе образования и сопровождения детей с ОВЗ в Красноярском крае позволяет утверждать, что представленный опыт международного сотрудничества ученых и практиков является продуктивным.

Ключевые слова: международное научное сотрудничество, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), аутизм, технологии и содержание межведомственного сотрудничества, мониторинг в образовании.

Постановка проблемы. Благодаря исторически сложившимся благоприятным тенденциям, способствовавшим формированию профессионального сообщества помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, в Красноярском крае сложились необходимые условия для осуществления значимых проектов, которые были реализованы в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева (далее - КГПУ им. В.П. Астафьева) и получили развитие в Красноярском крае, Российской Федерации, международном научном сообществе. К ним относятся Международный инсти-

тут аутизма (директор - кандидат педагогических наук, доцент Елена Александровна Черенёва) и Международный институт мониторинга достижений обучающихся со значительными ограничениями (особыми образовательными потребностями, препятствующими овладению цензовым уровнем образования) (координатор со стороны КГПУ им. В.П. Астафьева - кандидат педагогических наук, доцент Анастасия Викторовна Мамаева). Международные институты - это форма организации совместной деятельности Университетов по консолидации научных исследований и информационно-технологических ресурсов.

Начало деятельности Международного института аутизма КГПУ им. В.П. Астафьева было положено в октябре 2010 г. благодаря первой публичной лекции профессора Ольги Богдаши-ной (Великобритания), прочитанной в КГПУ им. В.П. Астафьева. Это очень своевременная лекция, так как она посвящена актуальной проблеме современности - обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Последовавший за лекцией обмен профессиональным опытом в стенах университета выявил следующую проблему: количество подобных детей неуклонно растет, тогда как социально-педагогические технологии и условия для обучения и социализации детей и взрослых с РАС оказываются явно недостаточными.

Методологию исследования составляет анализ деятельности Международных институтов, созданных на базе КГПУ им. В.П. Астафьева.

Многочисленные обращения родителей детей с РАС в различные инстанции с просьбами об оказании практической помощи их детям способствовали появлению общественного интереса к данной проблеме и инициировали проведение научных исследований аутизма в целом ряде стран: Великобритании, США, Испании, Бельгии и России. Возникла необходимость в создании единого научного центра, способного координировать научно-исследовательскую деятельность в этой области, а также осуществлять подготовку кадров для решения практических задач в области обучения и воспитания детей с РАС.

27 февраля 2013 г. ученым советом КГПУ им. В.П. Астафьева было принято решение о создании Международного института аутизма, учредителями которого стали профессор Ольга Бог-дашина (Великобритания), профессор Мануэл Казанова (США), профессор Стивен Шор (Университет Аделфи, Нью-Йорк, США), директор лаборатории по аутизму Херардо Херрера (Университет Валенсии, Испания), Адам Фейнстайн (сотрудник национального благотворительного фонда по исследованию аутизма «Autism Cymru» университета Уэльса, автор книги «История аутизма», редактор международного журнала по аутизму «Looking Up», Великобритания),

Тео Петерс (основатель центра Аутизма, Бельгия). Директором Международного института аутизма стала Елена Александровна Черенёва (кандидат педагогических наук, доцент, Красноярск, Россия) [Черенёва, Богдашина, Ли, 2016].

Международный институт аутизма осуществляет свою деятельность в исследовательском, образовательно-просветительском, социально-интеграционном направлениях.

Для реализации поставленных задач приглашаются ведущие отечественные и зарубежные специалисты, организуются научно-исследовательские проекты.

В настоящее время Международный институт аутизма реализует следующие научно-исследовательские проекты.

1. Разработка системы оценки психофизиологических механизмов деятельности мозга при социально-психологической адаптации детей и подростков с РАС, исследование ней-рокогнитивных функций и социального поведения детей с РАС.

2. Разработка и апробация системы комплексной диагностики, мониторинга и сопровождения детей и подростков с РАС.

3. Разработка алгоритмов создания технологий индивидуальных программ коррекции и развития детей с РАС для системы образования и сопровождения.

4. Исследование синдрома скотопической чувствительности (синдрома Ирлен) при мозговых дисфункциях.

Результаты исследований и разработок представляются на организуемых Международным институтом аутизма конференциях.

Помимо научно-исследовательской и просветительской деятельности, важным направлением работы Международного института аутизма является организация системной профессиональной подготовки кадров для работы с детьми и взрослыми с РАС. С 2012 г. проводятся онлайн-курсы повышения профессиональной квалификации (на русском и английском языках). Тематика курсов:

- Расстройства аутистического спектра: введение в аутизм;

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

- Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме (на русском языке);

- Online Course / Distance Learning: Autism Spectrum (на английском языке).

На курсах прошли обучение студенты из России, Голландии, Великобритании, Италии, Нидерландов, Чешской республики, Румынии.

В 2015 г. в КГПУ им. В.П. Астафьева начала работу образовательная программа по подготовке специалистов для лиц с РАС по направлению Психолого-педагогическое образование, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутисти-ческого спектра (РАС)» (очная и заочная формы обучения). Уникальность магистерской программы обеспечивается двумя факторами.

Во-первых, студентами программы стали специалисты из систем здравоохранения, образования, социального сопровождения, а также родители детей с РАС. Обучение и общение специалистов из различных ведомств и родителей детей с РАС в процессе учебной деятельности позволяют не только обсуждать, но и находить ответы на острые вопросы, возникающие в процессе образования и сопровождения детей с РАС [Черенёва, Богдашина, Казанова, Ли, 2016].

Вторым важным фактором процесса образования в данной магистратуре является тематическая профессиональная событийность, способствующая формированию профессиональных компетенций в процессе решения научных и творческих задач через организацию различных научных, методических и социально ориентированных мероприятий. Все магистранты являются активными участниками и инициаторами различных мероприятий (конференций, семинаров, мастер-классов и др.). Такой подход позволяет создавать профессиональное информационное пространство, способствующее профессиональному становлению и самореализации обучающихся [Черенёва, Богдашина, Казанова, Ли, 2016; Черенёва, Володенкова, 2017].

Деятельность Международного института аутизма привлекла внимание ученых разных стран. Именно исследователи из Национального Института Аутизма Китая и Университета Юж-

ной Каролины в США предложили консолидировать усилия в области исследований аутизма и создать Международный консорциум институтов аутизма (МКИА).

Торжественное открытие Международного консорциума институтов аутизма с подписанием меморандума о сотрудничестве университетов трех стран: России (Международный институт аутизма КГПУ им. В.П. Астафьева), Китая (Национальный институт аутизма Пекинского педагогического университета) и США (Центр лечения детских нервных болезней Университета Южной Каролины, медицинская школа Гринвилл при системе здравоохранения округа Гринвилл) - состоялось 16 июня 2016 года в КГПУ им. В.П. Астафьева [Черенёва, Володенкова, 2016].

Это новая академическая структура, которая имеет своей главной целью объединение ведущих научных исследований в области аутизма по всему миру.

Все исследовательские проекты направлены на реализацию идеи комплексного подхода, определяющего связь медицинских, психолого-педагогических и социальных исследований, реализующих задачи успешной социальной интеграции людей с РАС [Черенёва, Володенкова, 2016].

Другим значимым проектом, реализуемым в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева, явилось сотрудничество КГПУ им. В.П. Астафьева с университетами США (Технологическим университетом Теннесси и Университетом Миннесоты).

Наиболее значительным результатом сотрудничества с Университетом Миннесоты стало создание в 2014 г. Международного института мониторинга достижений обучающихся со значительными ограничениями (особыми образовательными потребностями, препятствующими овладению цензовым уровнем образования). Координатором деятельности этого института со стороны КГПУ им. В.П. Астафьева была назначена кандидат педагогических наук, доцент Анастасия Викторовна Мамаева.

В 2015-2018 гг. в рамках деятельности Международного института мониторинга разработана технология «Говорящие уроки» для осущест-]

вления мониторинга навыка чтения в единой интерактивной среде [Говорящие уроки..., 2018].

Она позволяет объективно отслеживать минимальные достижения за короткие периоды времени у обучающихся с умственной отсталостью, испытывающих стойкие трудности в овладении навыком чтения. Размещенная в интерактивной среде программа также позволяет педагогам оперативно, с минимизацией временных затрат разрабатывать индивидуально-ориентированные программы коррекционной работы по формированию навыка чтения у обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп. Данная программа учитывает индивидуальные особенности обучающихся, выявленные на основе диагностики, а также помогает педагогам гибко реагировать на возникающие трудности и оперативно корректировать программы на основе результатов мониторинга.

Содержание программы базируется на общепризнанных в отечественной коррекционной педагогике положениях об учете зоны «ближайшего развития», единства диагностики и коррекции [Выготский, 1991, с. 391; Замский, 1995, с. 314; Лубовский, 1989, с. 53; Специальная..., 2010, с. 128; и др.]. С другой стороны, при сопоставлении с зарубежными аналогами она соотносима с «формирующими оценками», используемыми на регулярной основе педагогами для получения информации об эффективности обучения в системе образования США.

Именно одна из технологий «формирующего оценивания» - GOMS (новый генеральный формат оценки) [Wallace, Ticha, Gustafson, 2010, с. 333; Wallace, Ticha, 2012, с. 211; Comparsion..., 2009; Wallace, Ticha, 2012], разработанная сотрудниками Университета Миннесоты, положена в основу предлагаемой технологии, но со значительными модификациями, с учетом нескольких факторов: психолого-педагогических особенностей детей с умственной отсталостью; специфики обучения чтению детей данной категории в России; особенностей применения технологии в интерактивной среде.

Использование компьютерных технологий в условиях единой интерактивной среды зна-

чительно облегчит их практическое применение, оптимизирует временные затраты учителя; с другой стороны - позволит осуществлять административный мониторинг (отслеживать качество образования класса, параллели, образовательных организаций), обеспечит «прозрачность» результатов мониторинга (доступность для родителя конкретного ученика, учителя, руководителей образовательных организаций и отделов управления образования), а также позволит алгоритмизировать процесс разработки и корректировки рабочих программ учителя на основе результатов мониторинга.

Проведение сравнительного анализа учеными двух университетов позволяет сформулировать ряд требований к реализации технологий, применяемых на разных языках и в различных культурных контекстах.

Промежуточные результаты исследований представлены в ряде публикаций [Артемьева, За-дорожная, Мамаева, 2018; Артемьева, Мамаева, Постникова, 2016], на научно-практических мероприятиях регионального, всероссийского (наиболее значительные из них - I и II Всероссийские съезды дефектологов [Мамаева, 2017, с. 271; Мамаева, Тича, Абери, 2015, с. 150]), а в 2017 г. -международного уровня (например, на ежегодном Reel Abilities ( Нью-Йорк, США); конференции «Comparative and International Education Society 2017» (шт. Джорджия, США)), а также отражены в ряде магистерских диссертаций студентов магистратуры КГПУ им. В.П. Астафьева.

Особого внимания заслуживает опыт сотрудничества КГПУ им. В.П. Астафьева с Технологическим университетом Теннесси (далее - TTU).

За период 2011-2017 гг. университетами был проведен ряд научно-практических и социально ориентированных мероприятий, реализованных в различных форматах: видеоконференции, интернет-форумы, научно-практические конференции с очным и заочным участием.

Формат видеоконференции предполагает презентацию и обсуждение успешного опыта обеих сторон - участников конференции (обмен видеоматериалами, презентациями, программно-методическими материалами с по-

< И

а

4

с

PQ

5 к

ш н S

и ^

д и к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

к

ш PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

следующим их обсуждением в режиме онлайн). Некоторые конференции имели образовательно-просветительскую направленность, были организованы для специалистов в области общей и специальной педагогики и психологии и студентов - будущих педагогов. Например, в апреле 2014 г., еще до принятия в России федеральных государственных образовательных стандартов, регламентирующих структуру адаптированных основных общеобразовательных программ и специальных индивидуальных программ развития, когда вопросы разработки программного обеспечения для педагогов стояли особенно остро, профессора TTU представили опыт разработки аналогичного документа - индивидуального плана обучения (IEP) в США [Dainty, Graves, Locke-Callender, Мамаева, 2014, с. 483].

Сравнение опыта позволяет вычленить как параллельность и совпадение методических подходов, так и специфические черты. В этом аспекте был особенно интересен опыт использования внешних опор и структурированной системы работы, представленный преподавателями штата Теннесси на городской научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология и практика» (Красноярск, 2017). Данные подходы напрямую соотносимы с отечественной теорией «о поэтапном формировании умственных действий», а также актуальны в контексте формирования базовых учебных действий и регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, сравнительный анализ, проводимый студентами и педагогами на таких мероприятиях, способствует более глубокому осмыслению теоретических положений, развитию когнитивной готовности к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности.

Другие видеоматериалы, например, иллюстрирующие опыт обучения студентов с ментальными нарушениями в университетах штата Теннесси, в большей мере формируют иной компонент профессиональной готовности - мотивационно-лич-ностную готовность (видеоматериалы были представлены на ряде конференций 2013-2017 гг.).

Целесообразность программы включения обучающихся данной категории в учебный процесс университетов на первый взгляд вызывает сомнение, но после глубокого ознакомления с данным опытом подобные вопросы отпадают. Как отмечено в отзывах участников конференций, «студенты с ограниченными возможностями приобретают важные жизненные и трудовые навыки, а типичные студенты учатся общаться с людьми с особенностями в развитии», «это входит в нашу жизнь, и это глупо игнорировать», «полезно для студентов всех направлений, особенно гуманитарных».

Некоторые видеоконференции имели ярко выраженную социально ориентированную направленность. Так, в мае 2011 г. прошла видеоконференция на тему «Проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и США»; в октябре 2012 г. - на тему «Образование лиц с нарушениями слуха в России и США» и др. Кроме педагогов и студентов педагогических вузов, на таких конференциях присутствовали лица с ограниченными возможностями здоровья, их родители, представители общественных организаций. Через подобные мероприятия повышается уровень информированности всех заинтересованных лиц, формируются толерантность и понимание позиций различных участников образовательного процесса и процесса социализации.

Еще одна из форм сотрудничества, положительно зарекомендовавшая себя за последние годы, - создание сайтов конференций, работа которых структурирована по рубрикам. На сайте конференции могут быть представлены не только статьи, методические материалы, но и жизненные истории, видеоматериалы; организованы интернет-форумы, консультации специалистов по рубрикам сайта.

Важный момент при проведении вышеперечисленных мероприятий - профессионализм их организаторов. К сожалению, в настоящее время на просторах Интернета можно очень часто встретить недостоверную информацию, которая дезориентирует как педагогов, так и родителей, что исключено при проведении мероприятий, соорганизаторами которых являются университеты двух стран. ]

Тесное сотрудничество КГПУ им. В.П. Астафье- 3. ва с Университетами США позволило организовывать обмен делегациями от организаций - партнеров из двух стран. Подобный опыт становится регулярным, в состав делегаций входят преподаватели и студенты вузов, специалисты образо- 4. вательных организаций и организаций социального обслуживания. Участники поездок, с одной стороны, непосредственно знакомятся с лучшим зарубежным опытом, с другой - проводят мастер-классы, открытые лекции, выступают с докладами 5. на научно-практических мероприятиях.

Заключение. Качественный анализ изменений в системе образования и сопровождения детей с ОВЗ в Красноярском крае позволяет утверждать, что представленный опыт международного сотрудничества ученых и прак- 6. тиков является продуктивным. Разработанные технологии и содержание межведомственного сотрудничества отражены в научно-исследовательских, образовательных и соци- 7. альных проектах, которые способствуют развитию системы помощи детям с ОВЗ. Необходимо отметить, что, наряду с расширением количества инновационных практик образования и сопровождения детей с ОВЗ, происходит расширение форм и методов совершенствования 8. профессиональной подготовки кадров для работы с детьми данной категории.

Библиографический список

1. Артемьева Н.В., Задорожная Т.В., Мамаева А.В. Мониторинг сформированности базовых предпосылок для понимания пиктографических изображений у обучающихся 1-2 классов с тяжелой умственной отсталостью // Гуманитарные науки: научно-практический 9. журнал. 2018. № 2 (42). С. 168-172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35141823

2. Артемьева Н.В., Мамаева А.В., Постникова Н.Н. Содержание и процедура оценива- 10. ния знания букв у младших школьников с умеренной умственной отсталостью // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 4 (38).

С. 123-129. URL: https://elibrary.ru/contents. asp?id=34338834.

Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391-410. URL: http://psychlib.ru/ mgppu/vur/vur-0331.htm#$p33 Говорящие уроки: интерактивная среда для мониторинга учебных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: https://www.talking-lessons.com Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М.: НПО «Образование», 1995. 400 с. URL: http://schzk-omut.ucoz.ru/metoda/book/ kh.zamskij.pdf

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. 104 с. URL: http:// pedlib.ru/Books/6/0267/6_0267-1.shtml Мамаева А.В. Апробация технологии мониторинга навыка чтения обучающихся с умственной отсталостью с использованием сенсорного экрана // Итоговый сборник II Всероссийского съезда дефектологов. М., 2017. С. 271-277.

Мамаева А.В., Тича Р., Абери Б. Мониторинг учебных достижений обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (на примере навыка чтения) // Особые дети в обществе: сб. науч. докл. и тез. выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26-28 октября 2015 г. М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. С. 150-155. URL: http://kgbou5.ru/assets/files/metodicheskiy_ kabinet/sbornik.pdf

Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой. 10-е изд., стереотип. М.: Академия, 2010. 400 с.

Черенёва Е.А., Володенкова Е.А. Влияние детско-родительских отношений на проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.

С И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

Красноярск, 2017. Сер.: Психология личности URL: http://chamo.lib.tsu.ru/lib/item?id=c hamo:621566&theme=system

11. Черенёва Е.А., Володенкова Е.А. Межведомственная модель организации системы помощи детям С РАС в Красноярском крае. // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14, №4(53). С. 19-26. URL: http:// psyjournals.ru/autism/2016/n4/chereneva_ volodenkova.shtml

12. Черенёва Е.А. Международный институт аутизма как ресурс современных практик системы высшего образования в реализации системы помощи лицам с аутизмом // Сибирский вестник специального образования. 2014. № 1 (13). С. 86-91. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=21849941

13. Черенёва Е.А., Богдашина О.Б., Казанова М., Ли С. Модернизация идей исследования аутизма и развития системы помощи людям с аутизмом в России: от региональной инициативы к глобализации решений // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3. С. 131-140. URL: http://childpsy.ru/lib/ articles/id/35740.php

14. Comparison of Different Scoring Procedures for the CBM Maze Selection Measure [Электронный ресурс] / M.M. Wayman, R. Ticha, T. Wallace, C.A. Espin, H.I Wiley, X. Du,

J. Long // Technical Report. 2009. № 10. Режим доступа: https://www.progressmonitoring. org/pdf/tr10asls.pdf

15. Dainty H., Graves L., Locke-Callender A., Мамаева А.В. Зарубежный опыт составления индивидуального плана обучения детей с ограниченными возможностями (на примере штата Теннесси) // Образование и социализация личности в современном обществе: матер. IX Междунар. науч. конф. Красноярск, 15-17 июня 2014 г. / ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. С. 483-496.

16. General Outcome Measures for Students with Significant Cognitive Disabilities: Pilot Study [Электронный ресурс] / T. Wallace, R. Ticha // Technical Report. 2007. № 12 URL: https://www. progressmonitoring.org/pdf/tr12sigcog.pdf

17. Wallace T., Ticha R. Extending Curriculum-Based Measurement to Assess Performance of Students with Significant Cognitive Disabilities // A Measure of Success. The Influence of Curriculum-Based Measurement on Education. 2012. P. 211-221.

18. Wallace T., Ticha R., Gustafson K. Technical characteristics of general outcome measures (GOMs) in reading for students with significant cognitive disabilities // Reading & Writing Quarterly. 2010. Vol. 26 (4). P. 333-360.

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-121

THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF SUPPORT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES: INTERNATIONAL COOPERATION EXPERIENCE

E. A. Chereneva (Krasnoyarsk, Russia) A. V. Mamaeva (Krasnoyarsk, Russia) V. I. Petrochenko (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract.

Problem and purpose. The article presents the regional experience of international cooperation for assistance to children with disabilities in the Krasnoyarsk region. Innovative forms of joint activities organization of Universities from different countries - international institutions, international Consortium of Institutions -are described; the results of these structures' work are presented. The purpose of the article is to summarize the international cooperation organized on the basis of the KSPU named after V. P. Astafiev, the International Institute for Autism and the International Institute for Monitoring the Achievements of school-children with considerable disabilities.

The methodology of the study is based on the analysis and generalization of the international cooperation experience of the above-mentioned Institutions for supporting children with disabilities in the Krasnoyarsk region.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Artemieva N.V., Zadorozhnaya T.V., Mamaeva A.V. The Monitoring of the formation of the basic prerequisites for understanding the pictorial images of the 1st-2d grades of students with severe mental retardation // Humanities. Scientific and practical journal. 2018. No. 2 (42). P. 168-172.

2. Artemieva N. In. Mamaeva A.V., Postnikova N. N. The content and procedure for assessing the knowledge of letters in younger students with moderate mental retardation // Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. 2016. No. 4 (38). P. 123-129.

3. Vygotsky L. S Dynamics of mental development of the student in connection with training // Pedagogical psychology. M.: Pedagogy, 1991. P. 391-410.

Results. The technologies and content of inter-institutional cooperation were developed in scientific-research, educational and social projects that facilitate the formation of the system for assisting children with disabilities. Alongside with enlarging the number of innovative practices in education and support for children with disabilities, the development of new forms and methods for perfecting the professional level of specialists working with children of this category is taking place.

Conclusion. The analysis of positive changes in the system of education and support of children with disabilities in the Krasnoyarsk region suggests that the experience of international cooperation of scientists and educators is productive and promising.

Keywords: international scientific cooperation, children with disabilities, autism, technologies and content of inter-institutional cooperation, monitoring in education.

Speaking lessons: interactive Wednesday to monitor the educational achievements of students with disabilities [electronic resource]. URL: https://www.talking-lessons.com Zamsky Kh.S. Mentally retarded children: the History of their study, education and training from ancient times to the middle of the XX century. Moscow: NGO "Education", 1995. 400 p. Lubovsky V.I. Psychological problems of abnormal development of children diagnostics. M.: Pedagogy, 1989. 104 p.

Mamaeva A.V. Approbation of technology for monitoring reading skills of students with mental retardation using the touch screen // Final collection of the II all-Russia Congress of Defec-tologists. M., 2017. P. 271-277. Mamaeva A.V., Ticha R., Aberi B. Monitoring educational achievements of students with moderate and severe mental retardation (by the

<

PQ £ a

4

с

PQ

¡5 к

EÜ W H К

и ^

д

PQ

к

о

ü к

w

PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S

к

н и

w

PQ

8

example of reading skills) // Special children in society: Collection of scientific reports and abstracts of the participants of the I all-Russia Congress of defectologists. 26-28 October, 2015. M.: ANO "NMC "SUVAG", 2015. P. 150-155.

9. Special pedagogy: teaching guide for students of higher educational institutions / ed. M. Nazarova. 10th ed., corrected. M.: Academy, 2010. 400 p.

10. Chereneva E.A., Volodenkova E.A. Influence of parent-child relations on manifestations of aggressive behavior in children of primary school age with autism spectrum disorder: monograph / Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev. Krasnoyarsk, 2017. Ser.: Personality psychology.

11. Chereneva E.A., Volodenkova E.A. Interdepartmental model of organization of the system of assistance to children with ASD in Krasnoyarsk region. // Autism and developmental disorders. 2016. Vol. 14, No. 4 (53). P. 19-26.

12. Chereneva E. A. International Institute of Autism as a resource for modern practices of higher education in the implementation of the system of assistance to persons with autism // Siberian Bulletin of special education. 2014. No. 1 (13). P. 86-91.

13. Chereneva E.A., Bogdashina O.B., Casanova M., Li S. Modernization of the ideas of autism research and development of the system of assistance to people with autism in Russia: from regional initiative to globalization of solutions. // Psychological science and education. 2016. Vol. 21, No. 3. P. 131-140.

14. Comparison of Different Scoring Procedures for the CBM Maze Selection of the Measure [Electronic resource] / M.M. Wayman, R. Ticha, T. Wallace C.A. Espin, H.I Wiley, X. Du, J. Long // Technical Report. 2009. No. 10. Mode of access: https://www.progressmonitoring.org/ pdf/tr10asls.pdf

15. Dainty H., Graves L., Locke-Callender A., Mamaeva A. V. Foreign experience in drawing up an individual plan for the education of children with disabilities (by the example of Tennessee) // Education and socialization of the individual in modern society: Proceedings of the IX International scientific conference. Krasnoyarsk, 15-17 June 2014 / ed. col.; Krasnoyarsk, 2014. P. 483-496.

16. General Outcome Measures for Students with Significant Cognitive Disabilities: Pilot Study [Electronic resource] / T. Wallace, R. Ticha // Technical Report. 2007. No. 12. access Mode: https://www.progressmonitoring.org/pdf/ tr12sigcog.pdf

17. Wallace T., Ticha R. Extending Curriculum-Based Measurement to Assess Performance of Students with Significant Cognitive Disabilities // A Measure of Success. The Influence of Curriculum-Based Measurement on Education. 2012. P. 211-221.

18. Wallace T., Ticha R., Gustafson, K. Technical characteristics of general outcome measures (GOMs) in reading for students with significant cognitive disabilities // Reading & Writing Quarterly. 2010. Vol. 26 (4). P. 333-360.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.