НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ КГ I У: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЧЕЛОВЕКА, СЕМЬЮ И ОБЩЕСТВО
FORUM FOR SCIENCE AND EDUCATION IN KSPU: A NEW LOOK AT HUMAN, FAMILY AND SOCIETY
Ю.Н. Москвич Yu.N. Moskvich
Развитие личности, новое глобальное социальное образование, психолого-педагогическая инноватика, обновленная естественно-научная подготовка учителей нового поколения, модернизация формата форума, политика и практика современного педагогического образования, научная коммуникация, инновационные изменения в организации научных форумов. В статье дается детальный анализ содержания II Международного научно-образовательного форума КГПУ имени В.П. Астафьева. Рассматриваются приоритеты, цели и задачи социальных, образовательных и научных практик университета, представленных на международных конференциях Форума. Даётся обоснование смене парадигмы образовательной политики университета от предметного обучения к развитию личности учащихся, представленной в ключевых мероприятиях Форума. Описаны новые подходы в подготовке учителей естественнонаучных профилей, ориентированных на работу с одаренными детьми, планирующими получить современное инженерное образование.
Personal development, new global social education, psycho-pedagogical innovation theory, updated scientific training of a new generation of teachers, upgrading of the Forum format, policy and practice of contemporary teacher education, science communication, innovative changes in organization of scientific meetings.
The article gives a detailed analysis of the content of the IIForum for Science and Education of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. The priorities, objectives and tasks of social, educational and scientific practices of the University, presented at the International Conferences of the Forum, are considered. The substantiation of the paradigm shift of the educational policy of the University from subject teaching to the development of personality of students represented in the key activities of the Forum is given. Some new approaches to teacher education in natural sciences, focused on working with gifted children that plan to get modern engineering education, are discussed.
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие на наших глазах быстрые глубинные изменения окружающего нас мира всё в большей степени понуждают по-иному относиться к понятию «современное качество образования». На первый план выходят, прежде всего, личность человека, уровень его готовности исследовать возникающий новый мир и успешно разрешать возникающие, зачастую непростые личные и профессиональные проблемы [Москвич, 2011; Москвич, Диев, 2013]. В этой связи становятся востребованными новые научные исследования проблем современного человека и общества, их постоянная актуализация, активное встраивание их в текущие образовательные программы и учебные планы.
INTRODUCTION
Quick deep changes of the world around us taking place before our eyes increasingly compel us to change our attitude to the concept of modern quality of education. Today there is a personality and their level of readiness to explore the emerging new world and successfully resolve emerging and often difficult personal and professional problems above all [Moskvich, 2011; Moskvich, Diev, 2013]. In this regard, the new researches of the problems of modern man and society, their constant updating,their active integration into current educational programs and curricula are in demand.
The new quality of education naturally requires a change in the traditional forms of
Новое качество образования естественным образом требует изменения традиционных форм проведения научных конференций. Научные мероприятия в университетах должны выйти за пределы привычных дискуссий ограниченного круга лиц, занятых теми или иными научными исследованиями. Но многим причинам они становятся площадками коммуникаций нового типа, сочетающих в себе критическое восприятие достигнутого, анализ возникающих новых практических потребностей и передачу имеющегося нового знания на доступном языке большинству практических работников.
Особенно важно это для современных педагогических университетов, реализующих образовательные стандарты нового поколения. Очевидно, что современная образовательная ситуация требует системного и динамичного взаимодействия различных заинтересованных в повышении качества образования групп ученых, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов с научной средой университета.
ФОРУМ КАК НОВАЯ СРЕДА СОТРУДНИЧЕСТВА
Такой средой, по нашему мнению, может стать обновленный по содержанию и технологиям проведения научно-образовательный Форум университета, состоящий из большого числа разнообразных научных, научно-образовательных и просветительских мероприятий, доступных для различных групп интересов. Такой Форум был задуман, организован и проведен впервые в университете в прошлом году [Москвич, 2013].
В рамках I Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» 26-28 ноября 2012 года в КГПУ им. В.П. Астафьева состоялось 48 мероприятий, из них: научных тематических конференций - 14, круглых столов - 10, открытых публичных лекций - 9, мастер-классов -7, семинаров - 3, вебинаров, симпозиумов, естественно-научных лабораторий, переговорных площадок, выставок - 5. Сквозной темой Форума на ближайшие годы является тема человека, семьи и общества в их единстве, взаимодействии и взаимосвязи. Стратегической целью Форума как нового организационного универси-
holding scientific conferences. Academic activities in universities have to go beyond the framework of usual discussions of the limited number of persons who are busy with various scientific studies. For many reasons, they become a new type of communication platforms, combining the critical perception of the progress, the analysis of the emerging practical needs and the transfer of the new knowledge available in the language accessible to most practitioners.
This is especially important for modern pedagogical universities, implementing the educational standards of the new generation. It is obvious that the current educational situation requires a systematic and dynamic interaction between various groups of scientists, professors, graduate students, undergraduates and students interested in improving the quality of education with the academic environment of the university.
FORUM AS A NEW COLLABORATION ENVIRONMENT
In our opinion, such an environment can be the University Forum for Science and Education, updated in content and technology and consisting of a large number of various scientific, educational and outreach activities available for various interest groups. This forum was designed, organized and conducted by the University for the first time last year [Moskvich, 2013].
During the First International Forum for Science and Education"Human, Family and Society: History and Prospects for Development" on 26-28 November, 2012 in KSPU named after V.P. Astafiev we held 48 events, including 14 scientific thematic conferences, 10 round tables,9 open public lectures,7 master classes, 3 seminars, webinars, workshops, natural science laboratories, conference venues,5 exhibitions. The cross-cutting theme of the Forum for the coming years is the theme of human, family and society in their unity, cooperation and interaction. The strategic objective of the Forum as a new organizational university proj-
тетского проекта являлось создание открытого научно-образовательного пространства для большого числа новых участников: студентов старших курсов и магистрантов, учителей школ, педагогов детских садов, работников дополнительного образования, представителей органов управления образования, общественных организаций, преподавателей вузов и колледжей.
Фактически была впервые сформулирована и реализована политика последовательного ре-брендинга университета через формирование высокого научного имиджа, высокую активность и заинтересованность ученых и педагогов университета в своем личном и общем успехе. Данный подход полностью оправдал себя. Первый Форум прошел с гораздо большей, чем прежние разрозненные научные конференции и семинары, эффективностью и результативностью. Всего на мероприятиях первого Форума был зарегистрирован 3881 человек, что намного больше общего числа участников научных конференций в предыдущие годы.
Очевидно, что обновленный, более разнообразный по интересам состав участников Форума существенно повышает их установку на долговременное сотрудничество как внутри, так и вне университета, расширяет и модернизирует педагогические и социальные практики и политики университета.
ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ, НОВОЕ ЗНАНИЕ, ОБНОВЛЕННАЯ ПРАКТИКА
II Международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» состоялся в два этапа: 5-8 и 14-16 ноября 2013 года (см. сайт 5оааИчэгит2. kspu.ru).
Первый этап Форума фактически посвящен широкой международной и российской презентации нового института университета - института социальных и гуманитарных технологий, созданного в начале этого года. Ключевым мероприятием Форума стала V Международная научно-практическая конференция «Социальное служение: институциональные и общественные практики в современном мире» (руководитель Т.В. Фу-
ect was to create an open scientific and educational space for a large number of new participants: graduate students and undergraduates, school teachers, kindergarten teachers, workers of additional education, representatives of the Department of Education,public organizations, university and college professors.
In fact, the policy of consistent re-brand-ing of the University through the formation of a high-estimated academic image, high activity and commitment of scientists and university teachers in their individual and overall suc-cesswas first formulated and implemented. This approach fully justified itself. The first Forum was held with a bigger effectiveness and efficiencythan the previous disparate scientific conferences and seminars. All in all, 3881 peo-plewere registered forthe events of the First Forum, which was far more than the total number of the participants in scientific conferences in previous years.
Obviously, the new, more diverse in their interests list of the Forum participants significantly increase their orientation to a long-term cooperation both within and outside the university, expanding and modernizing educational and social practices and policies of the university.
PRIORITIES OF SOCIAL EDUCATION: URGENCY, NEW KNOWLEDGE, UPDATEDPRACTICE
The II International ForumforScience and Education "Human, family and society: history and prospects for development" was held in two stages - on 5-8 and then 14-16 of November, 2013 (see website socialforum2.kspu.ru).
The first phase of the Forum is actually devoted to a broad international and Russian launch of the new Institute of the University -the Institute of Social and Human Technologies, established at the beginning of this year. The key event of the Forum was the V International research-to-practice conference "Social service: institutional and social practices in the modern world"(chaired by T.V. Furyaeva). It was attended by a large number of scientists,
ряева). В ней приняли участие большое число ученых, работников Министерства социальной политики, социальных работников края. Ярослав Ку~ чинский, доктор медицинских наук, ректор Государственной Высшей профессиональной школы, г. Сувалки, Республика Польша, представил обзорный пленарный доклад по актуальной и для России теме: «Демографические проблемы в Польше - вызовы для польских семей в ближайшие годы». В работе конференции принял участие также и мэр города Сувалки, который пятого ноября встретился с ректором университета O.A. Карловой, мэром г. Красноярска Э.Ш. Акбулатовым и обсудил планы совместной деятельности по проведению студенческой практики польских студентов в социальных учреждениях Красноярска.
Заметное место в Форуме занял Международный институт аутизма института социальных и гуманитарных технологий КГПУ, официальное открытие которого состоялось 5 ноября. Вместе с большой группой своих иностранных членов Международный институт аутизма провел конференцию «Международный опыт образования и социализации детей и взрослых с аутизмом» (руководитель Е.А. Черенева). Свои мастер-классы в этой актуальной в наше время деятельности провели Мануэль Касанова (Manuel Casanova), профессор психиатрии, заместитель председателя исследовательского отдела психиатрии Луис-вилльского университета, США; Ольга Богдаши-на, Бирмингемский университет, Великобритания; Ричард Хейхау (Richard Heyhow), директор театра для детей с ограниченными возможностями здоровья, г. Ковентри, Великобритания; Герар-до Еррера (Gerardo Herrera), директор лаборатории по аутизму университета Валенсии, Испания
В III Международной конференции «Проблемы социализации и образования лиц с выраженной интеллектуальной недостаточностью» (руководитель A.B. Мамаева) приняли участие известные российские и зарубежные ученые. Обзорную лекцию «Ретроспективный анализ существующих подходов к проблеме образования детей с интеллектуальной недостаточностью в США и России» провели Хелен Т. Дейнти (Helen Т. Dainty), Лаура М. Грейвз (Laura M. Graves), Эмми Локк Кэллендер (Amy Locke Callender), технологический университет Теннеси, США; обзорную лекцию «Возможно-
the representatives of the Ministry of Social Policy,and other social workers of the region. Jaroslav Kuczynski,Doctor of Medicine,rector of the State Higher Vocational School, city of Suwalki, Poland, presented an overview plenary report on a topical theme for Russia: "The demographic problems in Poland - challenges for Polish families in the coming years". The conference was also attended by the mayor of the city of Suwalki, who met O.A. Karlova, rector of the university, and E.Sh. Akbulatov, mayor of the city of Krasnoyarsk, on the 5th of November, and discussed plans for joint activities on the organization of student practice of Polish students in the social institutions of Krasnoyarsk.
A prominent place in the Forum was taken by the International Institute for Autism of the Institute of Social and Human Technologies of KSPU, which was officially opened on November, 5. Together with a large group of its foreign members, the International Institute for Autism held the conference "International experience of education and socialization of children and adults with autism" (chaired by E.A.Chereneva). The master classes onthe urgent problem of autism were given by Manuel Casanova, Professor of Psychiatry, Vice- Chairman of the Research Department of Psychiatry, University of Louisville, USA; Olga Bogdashina, University of Birmingham, UK; Richard Heyhow, director of the theater for children with disabilities, Coventry, United Kingdom; Gerar-do Herrera, director of the Laboratory for autism, University of Valencia, Spain.
The III International Conference "Problems of socialization and education of persons with severe intellectual disabilities" (chaired byA.V.Mamaeva) was attended by prominent Russian and foreign scientists. An overview lecture "A retrospective analysis of existing approaches to the problem of education of children with intellectual disabilities in the United States and Russia" was given by Helen T. Dainty, Laura M. Graves, Amy Locke Callender from the University of Technology, Tennessee, USA; Brian Abery and Renata Ticha, University of Minnesota, gave an overview lecture "The
сти включения детей с нарушениями интеллекта в обычные классы» - Брайан Эбери (Brian Abery), Рената Тича (Renata Ticha), Университет Миннесоты. Кроме того, эти гости Форума провели для большого числа слушателей вызвавшие большой интерес мастер-классы «Инновационные подходы в обучении лиц с когнитивными нарушениями, сочетающимися с расстройствами аутистического спектра» и «Мониторинг достижений учащихся со значительными когнитивными нарушениями». Новым форматом Форума стал также и интернет-форум данной конференции (сайт www.isp.conference. kspu.ru), на котором были реализованы дистанционное представление и обсуждение статей и сообщений очных и заочных участников конференции, а также можно было получить консультации ведущих специалистов.
Следует отметить, что по данным направлениям университет в последние годы ставит новые перспективные цели. Форум свидетельствует, что ученым и преподавателям университета удается организовать свою деятельность в совершенно ином, чем прежде, содержательном формате с участием известных ученых из других стран.
На этом фоне знаковой явилась также и конференция Форума «Этика меняющегося мира: теория, практика, технологии» (руководитель Е.Н. Викторук). Новые приоритеты образования требуют изменения ценностной картины мира, в её создании заметное место должны занять современные философы и специалисты по различным видам корпоративной и социальной этике. Именно эти вопросы и рассматривали участники данной конференции.
НОВЫЙ ПРИОРИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Программным дискуссионным мероприятием Форума стали VI Психолого-педагогические чтения памяти Л.В. Яблоковой «Образование и развитие личности: психолого-педагогическая инноватика» (руководители И.Г. Маланчук, Ю.Н. Яблоков). Сама тема этой конференции - развитие личности учащегося - является знаковой для обновляющегося образования, отвечающей на вызов времени. Приоритетным для образования становится создание условий и технологий
possibilities of inclusion of children with intellectual disabilities in regular classes". In addition, these guests of the Forum held the mas-ter-classes "Innovative approaches to training people with cognitive impairment, combined with autistic spectrum disorders" and "Moni toring of achievements of students with significant cognitive impairment" for a large number of students who took a great interest in them. The new format of the Forum also included the online forum of the conference (www.isp.conference.kspu.ru), which allowedimplementing remote presentation and discussion of the articles and posts of the conference participantsin presence and absence, as well as one could receive advice of leading experts.
It should be noted that the University has set new promising targetson the mentioned directions in recent years. The Forum proves that the university scientists and teachers can organize their work in a completely different than before meaningful format with the participation of well-known scientists from other countries.
Against this background, the Conference of the Forum on "Ethics of the changing world: theory, practice, technologies" (chaired by E.N. Viktoruk) was also very significant. The new priorities of education require a change in the value picture of the world, modern philosophers and experts in different types of corporate and social ethicsshould take part in its creation. These were the questions the participants of the conference discussed.
NEW PRIORITY OF PEDAGOGICAL EDUCATION DEVELOPMENT OF PERSONALITY
The VI Psycho-pedagogical readingsin memory of L.V. Yablokova "Education and development of personality: psychological and pedagogical innovation theory" (chaired by I.G.Malanchuk, Yu.N. Yablokov)became a program discussion event of the Forum. The very theme of this conference that is the development of a student's personality is very important for the renewing education that responds to the challenge of the time. The creation of the
развития личности во всей системе от дошкольного до профессионального образования. Всем: и семье, и обществу, и бизнесу, и государству -нужны, прежде всего, активные, яркие личности, способные решать свои личные, общественные и профессиональные проблемы.
Целая серия конференций и круглых столов Форума была посвящена этой актуальной и злободневной теме. Вот несколько примеров таких мероприятий: на конференции «Личность в изменяющихся социальных условиях» (руководители Ю.Р. Юденко, H.A. Мосина) рассматривались вопросы педагогики и психологии начального образования; на конференции «Роль личности в истории» (руководитель Г.Ю. Ионычев) - исторические аспекты этой проблемы; на конференции «Перспективы и вызовы информационного общества» (руководитель Н.И. Пак) обсуждались складывающаяся в мире новая ситуация глобального информационного общества и вытекающие из неё вызовы для педагогического образования.
Эти же проблемы обсуждались на Второй научно-практической конференции «Социально-культурная адаптация и интеграция молодежи к поликультурному образовательному пространству. Проблемы, поиски, решения» (руководитель В.И. Петрищев) и VI Всероссийской научно-практической конференции «Гражданское образование в информационный век: гармонизация этнической и гражданской идентичности, межэтнических и межконфессиональных отношений средствами образования» (руководитель Е.Г. Пригодич). Большой интерес у участников Форума вызвал также интерактивный семинар «Развитие творческой индивидуальности дошкольников» (ведущие О.В. Груздева, Л.В. Доманецкая и Л.В. Лугарева), круглые столы «Педагог будущего: за рамками стандартов» (ведущая И.В. Василь-кевич) «Разработка и реализация воспитательной компоненты в контексте сохранения и развития культурно-исторического наследия России» (ведущая М.И. Шилова), «Человек в изменяющемся мире: проблемы и перспективы модернизации» (ведущий О.В. Мясоутов) и «Педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми» (ведущий Н.В. Лалетин). Необычной по формату является также и Международная научно-практическая интернет-конференция
conditions and technologies ofthe development of the personality in the entire system from preschool to vocational education is getting more priority for education. Everyone - family, society, business and state - above all, needsactive, bright personalities, capable of addressing their personal, social and professional problems.
A series of conferences and round-tables of the Forum were devoted to this timely and topical subject. Here are a few examples of such events: the conference "Personality in the changing social conditions" (chaired by Yu.R. Yudenko, N.A. Mosina) addressed the issues of pedagogy and psychology of elementary education;the conference "The role of personality in history" (chaired by G.Yu. lonichev) addressed the historical aspects of the problem;during the conference "Prospects and Challenges of the Information Society" (chaired by N.I. Pak) the participants discussed the new situation of the global information societyemergingin the world and resulting challenges for teacher education.
These issues were also discussed at the II Regional research-to-practice conference "Socio-cultural adaptation and integration of young people in multicultural educational space. Problems, searches, solutions"(chaired byV.I. Petrishchev) and the VI All-Russian re-search-to-practice conference "Civil Education in the Information Age: harmonization of ethnic and civic identity, inter-ethnic and inter-religious relations through education"(chaired byE.G. Prigodich).The Forum participants also took a great interest in the interactive seminar "Development of a creative personality of preschoolers" (chaired by O.V. Gruzdeva, L.V. Dom-anetskaya, L.V. Lugareva), the round-tables "Teacher of the future: beyond the standards" (chaired byl.V. Vasilkevich), "Development and implementation of educational components in the context of preservation and development of cultural and historical heritage of Russia" (chaired by M.I. Shilova), "Man in the changing world: problems and prospects of modernization" (chaired by O.V. Myasoutov) and "Pedagogical support for working with gifted children" (chaired by N.V. La!etin).The Inter-
Ill
университетов - партнеров европейского проекта TEMPUS из России, Украины, Казахстана, Испании, Италии, Болгарии и Румынии «Теория и практики межкультурного взаимодействия в современном мире» (руководитель H.A. Старосветская).
В целом, из приведенных выше мероприятий хорошо видно, что в последние годы в университете произошел переход к новой парадигме современного образования - не только учить, но и созидать человека нового времени.
ЗОНА ПОВЫШЕННОГО ВНИМАНИЯ: КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ
Важнейшей потребностью дня становится формирование основы инновационной экономики в России. Образовательной базой для её создания является обновленная естественно-научная подготовка школьников - будущих инженеров нового поколения. Заметным событием Форума стала V Всероссийская конференция учителей, преподавателей и студентов дисциплин естественнонаучного цикла «Естественно-научное образование: достижения и инновации» (руководитель Н.Э. Смирнова). Особенностью этой конференции являются широкая практико-ориентированная дискуссия о методах и технологиях повышения качества обучения школьников естественнонаучным дисциплинам, обмен опытом и обсуждение достигнутых результатов, используемых в школьной практике педагогических инноваций.
Большой интерес вызвала конференция «Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты» (руководитель Л.В. Шкерина) как широтой, так и глубиной обсуждаемых на ней проблем. Участники конференции «Информационные технологии в математике и математическом образовании» (руководитель В.Р. Майер) рассмотрели возможности современных информационных технологий для повышения эффективности и качества преподавания различных направлений школьной и университетской математики. В дистанционном режиме в этом обсуждении приняли участие известные российские и зарубежные математики.
Повестка дня Форума включала в себя много
national research-to-practice Internet Conference of the university partners of the European project TEMPUS from Russia, Ukraine, Kazakhstan, Spain, Italy, Bulgaria and Romania "Theory and practice of cross-cultural interaction in the modern world" is also unusual in its format (chaired by N.A. Starosvetskaya).
In general,judging by the events above, it can be clearly seen that in recent years the university has shifted to a new paradigm of modern education that is not only to teach but also to create a personof a new time.
ALERT AREA: QUALITY OF TRAINING TEACHERS OF NATURALSCIENCES
The most important need of the day is to form the basis of innovation economy in Russia. The educational basis for its creation is a renewed science training of students,who are future engineers of a new generation. A notable event of the Forum was the V All-Russian conference of teachers, lecturers and students of natural science disciplines "Science education: achievements and innovations" (chaired byN.Z. Smirnova). A feature of this conference is a broad practice-oriented discussion on the methods and technologies to improve the quality of teaching students natural sciences,the exchange of experience and discussion of the achieved results used in school practice of pedagogical innovations.
A great interest was aroused by the conference "Actual problems of the quality of mathematical preparation of pupils and students: methodological, theoretical and technological aspects" (chaired by L.V. Shkerina) dueto the breadth and depth of the problems discussed in it. The participants of the conference "Information technologies in mathematics and mathematics education" (chaired by V.R. Mayer) examined the potential of modern information technologies to improve the efficiency and quality of teaching in different areas of school and university mathematics. In a remote mode, this discussion was attended by well-known Russian and foreign mathematicians.
The Forum agenda included a lot of other
других тем, в том числе создание и развитие сетевых образовательных систем университета, проблемы менеджмента в образовании, роль и значение учителей технологии для подготовки выпускников школ для современного инженерного образования, для развития навыков у них предпринимательства и инженерного творчества.
Впервые Форум проводился в тесном сотрудничестве и партнерстве совместно с Министерством образования и науки Красноярского края, Красноярским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярским государственным медицинским университетом.
Всё это: и актуальность тематик мероприятий, и широкий круг партнеров, и высокий уровень заинтересованности практических работников образования и социальной сферы в целом - создало хорошие предпосылки для успешной работы II Международного научно-образовательного форума университета.
Полезное новое в университете продолжает закрепляться и приносить свои плоды.
з^блиографичесмий список
i.
2.
3.
Москвич Ю.Н., Диев B.C. Образование на пути к новым берегам: поиск ответа на глобальные вызовы // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2. С. 14-24.
Москвич Ю.Н. Человек новой реальности как ответ на вызовы времени // Профессиональное образование. 2011. № 3. С. 80-92. Москвич Ю.Н. Человек, семья и общество в новом формате научно-образовательного форума // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 1.
topics,such as the creation and development of the network of university educational systems, the problems of management in education, the role and importance of technology teachers to prepare school leavers for modern engineering education, to develop their skills in business and engineering creativity.
For the first time the Forum was held in a close cooperation and partnership with the Ministry of Education and Science of the Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk Institute of Professional Development and Retraining of Teachers, Krasnoyarsk State Medical University.
All this - the relevant topics of the activities, a wide range of partners and a high level of interest of practitioners in education and social services in general - has created good preconditions for the success of the M University Forum for Science and Education.
The useful new in university continues to consolidate and pay off.
List of reference
1. Moskvich Yu.N. Man of the new reality as a response to the challenges of time // Professional Education. 2011. No3. P. 80-92.
2. Moskvich Yu.N., Diev V.S. Education on the way to the new shores: the search for answers to global challenges // Vestnik of KSPU named after V.P. Astafiev. 2013. № 2. P. 14-24.
3. Moskvich Yu.N. Human, family and society in the new format of the Forum for Science and Education // Vestnik of KSPU named after V.P. Astafiev. 2013. № 1.