НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ
Ю.Н. Москвич
ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ И ОБЩЕСТВО В НОВОМ ФОРМАТЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ФОРУМА
Новое научно-образовательное пространство, модернизация формата форума, проектная деятельность, синтез знаний, научная коммуникация, инновационные изменения в организации научных форумов.
В статье рассматриваются ограничения традиционных форматов проведения научных конференций, анализируются новые потребности научной коммуникации с расширенным числом групп интересов, формулируются принципы модернизации и инновационного обновления научных мероприятий. Предложен проектный подход превращения научного форума в новое научное, образовательное и просветительское пространство открытого университета, подводятся итоги прошедшего 26-28 ноября 2012 года в КГПУ имени В.П. Астафьева форума нового типа.
Yu. N. Moskvich
Human, family and society in a new format of scientific
AND EDUCATIONAL FORUM
New scientific and educational space, modernization of forum’s format, design activity, synthesis of knowledge, scientific communication, innovative changes in organization of scientific forums.
The article considers the limitations of the traditional formats of holding conferences, analyzes the new needs of scientific communication with an expanded number of groups of interests, formulates the principles of modernization and innovative renovation of scientific events. The design approach to turning a scientific forum into new scientific, educational and educating space of an open university is offered. The results of the forum of a new type held in the KSPU named after V.P. Astafiev on the 26-28th of November, 2012 are presented.
Фрагментарность, расчлененность наших научных представлений об окружающем нас мире, о самом человеке и его жизненных пространствах проживания и самореализации общеизвестны и воспринимались до последнего времени как естественное явление расширяющегося процесса научного познания. С этой точки зрения углубленное познание живого и неживого мира возможно лишь путем всё более узкой специализации научных исследований, всё большей специализацией
научных дискуссий и технологий взаимодействия людей науки с окружающим миром. «Пирамиды знаний» становились все выше, достигнутые результаты могли увидеть и оценить всё меньшее число людей. Качество образования, основанное на известной парадигме Вильгельма фон Гумбольдта, реформатора образования и создателя модели классического исследовательского университета начала XIX века, приоритетности фундаментальных научных знаний, в последнее время подвергается острой дискуссии.
Радикальные изменения современного этапа ускоряющейся глобализации, возникшие острые вызовы глобальной конкуренции заставляют по-иному отнестись к понятию «качество образования», адекватного новому времени. На первый план выходят, прежде всего, личность человека, уровень его готовности исследовать возникающий новый мир и способность решать в нем личные и профессиональные проблемы. В этой связи требуется существенное изменение как самих научных методов исследования проблем современного человека и общества, так и форм представления научных результатов, в том числе форматов проведения научных конференций, симпозиумов и семинаров.
Потребность в модернизации пространства научных конференций
Новое качество образования востребует организации пространств синтеза знаний, образовательных практик и актуальных дискуссий по конкретным, важным сегодня проблемам. Научные мероприятия в университетах фактически должны выйти за пределы традиционных собраний «сведущих и знающих» носителей ценностей научного познания. Они шаг за шагом исторически обречены стать площадками коммуникаций нового типа, сочетающих различные уровни познания — от критического восприятия достигнутого до продвижения имеющегося научного знания к людям, готовым создавать на их основе востребованные полезные нововведения, т. е. инновации, разрешающие острейшие проблемы практики.
Особенно важно это для современных педагогических университетов, осваивающих с прошлого года образовательные стандарты нового поколения, в которых приоритетным является развитие социально-культурных гибких практических умений, т. е. компетенций. Очевидно, что это практически невозможно в традиционной образовательной и научной среде педагогического университета. Фактически имеется острая проблемная ситуация, которая не может быть разрешена простым улучшением отдельных элементов среды. Необходимы осознанный отрыв от привычного и создание принципиально нового организационного подхода к формированию организационно-новой среды проведения научных мероприятий.
Такой средой по многим причинам может стать системно связанный обновленный по технологиям проведения и по содержанию Научно-образовательный форум, состоящий из большого числа разнообразных научных, научно-образовательных и просветительских мероприятий, доступных для различных заинтересованных групп и сообществ.
Форум как проект
В Красноярском государственном педагогическом университете имени В.П. Астафьева такой Форум был задуман, организован и проведен 26-28 ноября 2012 года. Стратегической целью данного Форума как нового проекта являлось создание открытого конкурентного научно-образовательного пространства для большого числа новых участников: студентов старших курсов и магистрантов, учителей
школ, педагогов детских садов, работников дополнительного образования, представителей органов управления образования, общественных организаций, преподавателей вузов и колледжей.
Достижение этой цели осуществлялось путем:
— объединения разных научно-образовательных мероприятий форума в единое системное целое;
— открытости форума для всех заинтересованных лиц;
— ориентации на удовлетворение интересов различных заинтересованных групп участников;
— приглашения заметного (критически значимого) числа иностранных и российских ученых для повышения качества научных дискуссий, уровня принимаемых рекомендаций;
— формирования проблемной среды форума в виде круглых столов, открытых лекций, переговорных площадок и т. д.;
— вовлечения студентов старших курсов, магистрантов и аспирантов в мероприятия Форума, научно-практические дискуссии, привлечения к участию в проблемных открытых лекциях;
— создания современного единого информационного пространства сопровождения форума;
— передачи обслуживания Форума, приема и сопровождения его гостей сервисной компании, выигравшей соответствующий конкурс.
Для успешной реализации возникших задач потребовались важные организационные изменения. Так, в состав Программного и Организационного комитетов с правом голоса вошли все руководители и их представители мероприятий Форума. Руководителям мероприятий Форума были делегированы права поиска и приглашения зарубежных и российских ученых. Они могли самостоятельно определять для своих гостей дополнительно к традиционным пленарным выступлениям иные форматы их участия в Форуме, включая участие их в круглых столах, проведении мастер-классов, тренингов и открытых публичных лекций в соответствии со своими интересами и потребностями. Кроме того, руководители мероприятий могли вносить предложения в тексты подписанных во время Форума соглашений и рабочих планов сотрудничества на 2013 год между КГПУ и различными университетами и научными группами, включая университеты города София (Болгария) и города Сендай (Япония).
Фактически была предпринята первая попытка ребрендинга университета через формирование научного имиджа, активность и заинтересованность ученых и педагогов университета.
Сейчас уже можно определенно сказать, что данный подход полностью оправдал себя. Форум прошел с гораздо большей, чем прежние разрозненные научные конференции и семинары, эффективностью и результативностью.
Всего в Форуме приняли участие 19 зарубежных гостей из Болгарии, Хорватии, Японии, ФРГ, Израиля, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Украины. В Интернет-конференциях Форума приняли участие еще более 10 иностранных ученых и педагогов. В Форуме приняли участие 34 ученых из различных городов России, в том числе 11 из Москвы, 2 из Санкт-Петербурга, 7 из Томска, 5 из Новосибирска, по одному человеку из Ярославля, Омска, Бийска, Абакана. Всего в работе Форума приняли участие около 69 ученых из разных стран и городов нашей страны, что составляет около 10 % всех ППС университета.
Среди них можно особо отметить ректора Софийского университета профессора Ивана Илчева, профессора Хироши Кадзивару из университета Тохоку Фукуси, профессора Наду Бабич из университета города Загреба, директора Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ С.В. Алёхину, руководителя Центра корпоративного развития при Институте инноватики ТуСУР Л.В. Кобзеву, декана гуманитарного факультета НГТУ М.З. Рома, профессора Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования М.В. Захарченко и многих других известных ученых.
Критическая масса представителей других научных школ, педагогических технологий и подходов налицо, и это можно считать первым несомненным успехом Форума. По данным проведенного опроса участников Форума, средняя оценка их удовлетворенности проведенным Форумом составляет 8,0 по 10-балльной шкале оценивания.
Модернизация формата форума и его итоги
Самым принципиальным изменением является отказ от обычного узконаправленного целеполагания. Проведенный Форум был посвящен самой актуальной в настоящее время теме — теме синтеза знаний вокруг мегапроблемы: «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». Все ключевые слова данного целеполагания не случайны. Они особо подчеркивают необходимость синтеза знаний, междисциплинарного диалога всех ученых педагогического университета. Именно на этом пути может возникнуть востребованная временем новая педагогическая картина мира. Символично, что Форум состоялся в год 80-летия университета и явно носил юбилейный характер с выпукло обозначенной доминантой готовности его к изменениям и развитию.
В рамках Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» 26—28 ноября 2012 года в КГПУ им. В.П. Астафьева состоялось 48 мероприятий, из них: научных тематических конференций — 14, круглых столов — 10, открытых публичных лекций — 9, мастер-классов — 7, семинаров — 3, вебинаров — 1, симпозиумов — 1, естественнонаучных лабораторий - 1, переговорных площадок - 1, выставок - 1.
Символично, что Форуму предшествовала открытая проблемная публичная лекция для студентов университета известного футуролога из Украины Владимира Никитина о метаморфозах образования в новом меняющемся мире. Сам Форум открылся большим Академическим собранием, темой которого стала важная историческая дата: «Россия 1812 года: судьба государственности и идеология элит». Собрание прошло с участием представителей власти, общественности, гостей и участников Форума. Ко всем участникам Собрания обратился по Интернет-связи из Парижа известный ученый, князь Дмитрий Михайлович Шаховской. Пленарное заседание Форума открыл своей лекцией известный российский ученый Иван Сергеевич Арцишевский.
Подробно ознакомиться с тематикой всех мероприятий Форума можно на сайте университета: \¥\¥\¥. кври. ги и сайте Форума: www.socialforum.kspu.ru. Из программы Форума хорошо видно, что она охватывает очень большой спектр актуальных направлений научной и образовательной деятельности педагогического университета, нацеленного на модернизацию и инновационное развитие. В число самых актуальных тем Форума вошли:
— проблемы создания эффективной педагогической практики и магистратуры;
— вопросы повышения уровня естественнонаучного и математического образования;
— разработка образовательных программ для альтернативных детских садов (только на обсуждении этого вопроса участвовали представители 212 детских садов Красноярского края);
— создание новой психолого-педагогической среды университета, неотложные вопросы непрерывного дополнительного образования, инклюзивного образования и многое другое.
Следует особо отметить, что данный Форум явился своеобразной экспертной площадкой полученных в 2012 году результатов Программы стратегического развития КГПУ на период с 2012 по 2016 год, получившей поддержку на конкурсе Программ стратегического развития вузов России в декабре 2011 года. Это бесспорно придало Форуму особый проектно-ориентированный характер, который можно увидеть не только из названий мероприятий Форума, но и из списка его участников (табл.).
Всего на мероприятиях Форума был официально зарегистрирован 3881 чел., что в два раза превосходит число первоначально ожидаемых гостей (около 1700 чел.).
Очевидно, что такой разнообразный состав участников существенно отличается от традиционных научных конференций и несомненно придает Форуму особую привлекательность. Он значительно повышает ориентацию участников Форума на долговременное сотрудничество, направленное на реальную педагогическую и социальную практику деятельности университета, позволяет выработать и согласовать новые рабочие планы сотрудничества как в рамках межуниверситетского сотрудничества, так и в рамках сотрудничества и совместной деятельности в различных проектах Программы стратегического развития университета в следующем году.
Таблица
Распределение участников Форума по категориям участников
№ п/п Категория участников Форума Число представителей категории
1 Студенты КГПУ им. В.П. Астафьева 904
2 Преподаватели КГПУ им. В.П. Астафьева 504
3 Преподаватели других вузов Красноярска 139
4 Ученые и преподаватели вузов других городов Госсии 187
5 Приглашенные зарубежные гости 19
Приглашенные гости из других городов Госсии 34
6 Учителя школ Красноярска и Красноярского края 676
7 Габотники детских садов Красноярска и Красноярского края 504
8 Габотники сферы дополнительного образования 125
9 Представители молодежных центров Красноярска, СМИ, общественных организаций, Министерства образования и науки Красноярского края, преподаватели колледжей, родители, представители Красноярской краевой епархии, УФМС, аспиранты, психологи, соцработники, сотрудники музеев, участники поисковых отрядов и др. 687
Итого 3776
Следует особо отметить не только произошедшее на Форуме расширение пространства взаимодействия ученых с коллегами из других университетов, с потенциальными работодателями выпускников, университетами и возможными слушателями программ дополнительного образования и будущими возможными магистрантами из образовательных учреждений Красноярского края, но и резко возросший интерес студентов к работе Форума. У них впервые появилась такая возможность, поскольку занятия для студентов старших курсов и магистрантов были в дни Форума отменены. Однако этого явно было недостаточно в ещё не сформировавшейся в университете культуры массового участия студентов в научных и прикладных исследованиях. Возросшее участие студентов в мероприятиях Форума, на наш взгляд, явилось также и следствием сложившейся привлекательной позитивной атмосферы Форума и деятельности проектных групп мероприятий Форума.
Всё это в целом создаёт реальные предпосылки для формирования в университете новой среды обучения и научных исследований и дает основания для уверенного прогноза успешности следующего Научно-образовательного форума в КГПУ имени В.П. Астафьева.
Полезное новое в нём состоялось.