УДК 37(100); 159 . 9:001. 32
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-4-205-213
ОПЫТ СОВМЕСТНОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНТЕР-ГРУППЕ (на примере VIII Международного молодежного научного форума «Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности»)*
Л. В. Ахметова
Томский государственный педагогический университет, Томск
Описан опыт, осуществлен анализ совместной международной научно-образовательной деятельности, реализуемой в рамках работы научного мероприятия - VIII Международного молодежного научного форума «Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности». Показана возможность и готовность к организации высокопрофессиональных интер-групп представителей системы образования, способных эффективно взаимодействовать в глобальном полиэтнокультурном образовательном пространстве.
Ключевые слова: научно-образовательная деятельность, совместная деятельность, научный форум, полиэтнокультурное образовательное пространство, интер-группа.
Мировое сообщество начала третьего тысячелетия включено в глобальные технологические, научно-образовательные и социально-экономические процессы. Вектор цифровых технологий стал преобладающим в развитии стран Запада и Востока. Наука, образование, культура, хранящие и воссоздающие исторические пласты достижений Homo sapiens, неотвратимо вовлекаются в глобальное цифровое пространство.
Современный человек - Homo mentis, будучи творцом глобальных процессов, необратимо вовлеченный в различные аспекты цифровой реальности, становится сам международным игроком в новых условиях по новым - международным правилам.
Ключевыми факторами, определяющими условия развития новой эпохи - эпохи Homo mentis, являются: всеобъемлющие цифровые технологии; глобальная международная научно-образовательная и социально-экономическая интеграция; потребность человека в благополучии. Интенсивно развивающиеся цифровые технологии внедряются во все аспекты жизни и деятельности, становятся прочной канвой, в поле которой проявляются новые социально-экономические, научно-образовательные, культурно-исторические форматы.
Итак, одним из мотивирующих аспектов транснационального образования за последнее десятилетие (наряду с интернационализацией экономики) стало интенсивное развитие Интернета. Развивающиеся онлайн-технологии создают условия дистанционного сотрудничества в системе образования. Вторая линия развития - потоки образова-
тельных мигрантов, мотивированных в получении образования, соответствующего эффективной профессиональной деятельности в условиях глобализированной социально-экономической реальности. В настоящее время поток образовательных мигрантов в сфере высшего образования представляет собой большую долю международного рынка образовательных услуг. Как следствие, на фоне развивающихся современных миграционно-обра-зовательных процессов возникают проблемы, имеющие отношение непосредственно к образованию: качество образования, соответствие профессиональных квалификаций, сохранение национальных традиций, культуры и безопасности в полиэтнокультурном образовательном пространстве.
В этой связи студенческие международные научно-образовательные организации (центры, клубы, общества), вовлеченные в систему академических обменов, имеют немаловажное значение, а реализуемые ими молодежные мероприятия становятся актуальными, позволяют внести существенный вклад в развитие настоящего и перспектив будущего глобального научно-образовательного пространства.
Совместное обучение российских и иностранных студентов способствует обогащению их социально-культурного опыта и формированию новых когнитивно-коммуникативных интеракций [1]. Учитывая потенциал возможностей межнационального социально-культурного взаимодействия и позитивные перспективы его развития, на базе международного Евро-Азиатского адаптационно-
* Статья написана на основе материалов, полученных в ходе реализации научного проекта «Проект организации VIII Международного молодежного научного форума "Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности"», осуществляемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-413-701001 р_г) .
образовательного центра Томского государственного педагогического университета (ЕврАзОЦ ТГПУ, http://katpo.tspu.ru/) организована совместная групповая деятельность российских и иностранных студентов. Основной формой реализации принципа совместной деятельности в этнопо-ликультурном образовательном пространстве являются студенческие интер-группы. Различные виды занятости российских и иностранных студентов в интер-группах (например, совместное освоение и применение 1Т-технологий) в результате закладывают на перспективу надежный позитивный опыт для развития взаимопонимания, профессионально компетентных корпоративных интер-сообществ, представители которых способны эффективно работать в команде, формулировать и эффективно решать актуальные задачи. Результатом построения системы единого полиэтнокультурного образовательного пространства на принципах психолого-дидактического подхода (т. е. учет индивидуальных и этнонациональных особенностей) к обучению и воспитанию представителей различных культур и мировоззрений станет возможность успешной адаптации и эффективной самореализации личности обучающегося.
Содержанием совместной деятельности российских и иностранных студентов в интер-группе являются научно-исследовательская и социально-культурная работа. Результаты научно-исследовательской деятельности докладываются студентами, магистрантами, молодыми специалистами на научных конференциях, семинарах, конкурсах, являются частью курсовых, дипломных, магистерских работ. В различных видах творческой деятельности (национальные культурные программы, конкурсы, художественные выставки, литературные чтения, музыкальные марафоны, спортивные состязания и т. д.) раскрываются уникальные грани этнических ценностей, мудрости, осуществляется конструктивный диалог [2].
Интер-группа является «органичным» структурным элементом системы ЕврАзОЦ, реализующим на более тонком, психолого-педагогическом уровне задачи высшего образования в поликультурной среде. Взаимодействие студентов в интергруппах создает благоприятные естественные условия для социально-психологической адаптации, с одной стороны, и приобретения богатого профессионального опыта - с другой. Опыт совместной деятельности студентов в интер-группах позволяет формировать в условиях нарастающего миграционного потока новые элементы культуры социального взаимодействия, что, безусловно, является в настоящее время актуальным, имеет высокую практическую значимость, способствует росту взаимного доверия, укреплению социальной безопасно-
сти. Реализация деятельности интер-групп является новой эффективной стратегией интеграции в поликультурной образовательной среде. Совместная научно-образовательная и социально-культурная работа российских и иностранных обучающихся способствует успешному формированию профессионально-компетентных корпоративных интер-сообществ.
Среди разнообразных форм совершенствования учебно-образовательной работы с одновременным привлечением научной инициативы и творческой активности обучающихся многоплановая система взаимодействия - «Международный молодежный научный форум» является, с нашей точки зрения, наиболее эффективной.
Анализ научной литературы и многочисленных научно-образовательных мероприятий, осуществляемых при совместном участии российских и иностранных обучающихся (студентов), показал, что в настоящее время теоретико-методологические и практические основы образовательной деятельности в полиэтнокультурной среде разработаны не достаточно (особенно когда речь идет о специфике региона). Теоретико-методологический аспект проблемы заключает в себе вопросы культурно-исторического, психолого-педагогического содержания. Основное проблемное поле включает исследование различных аспектов коммуникации в полиэтнокультурной образовательной среде, изучение когнитивной готовности и особенностей адаптации иностранных студентов к русскоязычной образовательной среде, исследование, разработка и организация научно обоснованных условий эффективного межэтнического взаимодействия, обучения и профессиональной самореализации.
Многоплановая работа международного молодежного научного форума предполагает научное исследование различных аспектов состояния, проблем и перспектив высшего образования в полиэтнокультурной среде региона, формирование мотивации к научно-образовательной и организационно-деловой активности молодежи нового поколения - студентов, молодых специалистов как фундаментальных детерминант высокопрофессиональной деятельности, содействие позитивным процессам международной научно-образовательной интеграции, разработку и обсуждение практических возможностей реализации стратегий социально-психологической адаптации и этнопедагогического воспитания молодежи в полиэтнокультурном пространстве.
Необходимо подчеркнуть, что работа молодежного научного форума как специфическая форма образовательной деятельности в полиэтнокультурном пространстве вузов построена на принципах системного подхода, среди которых принцип сов-
местной деятельности субъектов образовательного процесса является системообразующим.
В соответствии с ежегодными планами научных мероприятий Международного Евро-Азиатского адаптационно-образовательного центра (ЕврАзОЦ) на базе Томского государственного педагогического университета практикуется именно такая форма научно-образовательной и воспитательной работы. За семь лет работы ЕврАзОЦ было издано несколько сборников материалов форума [3, 4], дважды форум был отмечен дипломами в номинации «Вклад в развитие единого профессионального псюологическогосообщества» Всероссийского конкурса «Золотая Психея». Значительно расшири-лосьееограОичоскгепроссранствофорума.Учгст-никами форума являются не только вузы города Томска, городотРоссти, но и страны боипысгоа дальнего зарубежья (рисунок).
В масроящес время сооремезныг цпфровыр технологии раскрыли новые ресурсы возможно-стеодля совмесынфймеавдраарцдной деяемльрос-ти. В соответствии с задачами VIII Международного моцмде-юпогг асучного фцррпа «Ноаые фыр-маты транснациональной научно-образователь-ыойдеятелыюсто» 26-20 апоефя T018 г. измеут-ные ученые, общественные деятели, руководите-лисысших ^чебпым^^еад^ег^и!^ из равныо гвроомв и стран продемонстрировали возможности эф-Кекгивыого ыуучнгго взыимoпиПcтвдо в ре^юпме онлайн:
РеспрГлора пИпарусь (Полесеев Серпей Алеа-сандрович, директор Филиала Российского госу-опpcорeннoгоcцпыaльноroтдивeрcитета в г.Ман-ске, кандидат экономических наук, доцент, https:// пл2¥.уо1КлЬе. ^^тИ^^^^^Итп» срЦРх8 ?ге1пй; (Са-маль Елена Викторовна, кандидат психологиче-ео!^ 1^а^1^,^01^е^'^,мав.цафег^рой психологии и кон-
фликтологии Российского государственного социального университета, филиал в г. Минске).
Республика Болгария (Андонова Албена Николаевна, главный ассистент кафедры «Здравные уходы», Медицинского факультета, доктор медицинских наук, Тракийский университет, г. Стара Загора, https://www. youtube.com/embed/EJEeRCRhs6E?rel=0).
Республика Таджикистан (Таджикский государственный педагогический университет имени Сад-риддина Айни: Сайфутдинов Ренат Мусаевич, директор научно-образовательного центра Российской Федерации при Таджикском государственном педа-гопиеском университете имениСадфВДДина Айм, филолог-лингвист, старший преподаватель кафедры современного русского языка и общего языкознания; Валиев Нурали Умарович, кандидат филологи-ческжо^мдоцеот зав.кафедройруаской иешио-вой литературы; Аброржон Наврузов, ассистент ка-Кеифы руеекайимйсмвойрртеоатимы фадельуета русского языка и литературы Таджикского государ-совемного пддагоатескрсс миМ. НОшыЬУыс//дий. youtube.com/ embed/HfPopKocs1Q?rel=0).
МиуайсмтяНдродоая РесптМликс(Цеилипеский университет иностранных языков ХУАЦЯО: Ян ЦиюнрМэн, дрофассор, дорос фиеомуетсскых наук, проректор Цзилиньского университета ино-етррнме1йдзыкос ХУРЦЯО;Чжот Шуцзюань,до-ктор филологических наук, доцент, директор ин-отомута есрофмйсмос ядысмв Цсшшиьского университета иностранных языков ХУАЦЯО; Ли Ин-тссдоетор филйсогедрспом наук,доценг,рмиек-тор института английского языка Цзилиньского унсвеиеотеса ино страуных языровХЯЦЯО, г. Цзилинь, КНР; Чжан Вэй, декан факультета рус-ссого озыса и литератирыИнсдимта европейскмх языков Цзилиньского университета иностранных языков «Хуацяо»; https://vk.com/evrazoc?z=video-
Рис. География сотрудничества ЕврАзОЦ ТГПУ с государствами ближнего и дальнего зарубежья (2011-2018 гг.)
108150937_456239042%2Fabce1ec1d9c8d116e7% 2Fpl_wall_-108150937).
Коллеги из России (Б. В. Белявский, кандидат педагогических наук, зам. руководителя Центра дошкольного, общего, коррекционного образования Федерального института развития образования, г. Москва, Россия, https://www.youtube.com/embed/ TWK6X_tcFKo?rel=0; В. Ю. Рудь, доктор физико-математических наук, зав. отделом экологии Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, https://www. youtube.com/embed/vPABjVRI6es?rel=0; Д. Г. Шка-ев, исполнительный директор Ассоциации менеджеров образования и науки, г. Москва, https://www. youtube.com/embed/pTPdIkK3Ze0?rel=0).
Их дистанционные видеоприветствия к участникам VIII Международного молодежного научного форума «Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности» продемонстрировали иные современные специфические и не менее эффективные по сравнению с традиционными формами работы возможности международного взаимодействия.
Яркое по форме, глубокое по содержанию послание к участникам Томского форума направил Тагиров Энгель Ризакович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, политологии и права Казанского государственного финансово-экономического института, участник программ ООН, эксперт ЮНЕСКО по вопросам образования, науки и культуры, крупный ученый, специалист по проблемам федерализма, этнополи-тологии, конфликтологии, культуры мира, толерантности и диалога цивилизаций (г. Казань). «...Ваш Форум проходит в центре Сибири - пассионарной точке Планеты. И это не случайно: Сибирь - это Праматерь духа и плоти России, а Томская земля -ментальный нерв крепости, стойкости и величия российского народа, российской цивилизации. Низко кланяюсь вашему Форуму, вы незаметно, исподволь совершаете научный, нравственный, гражданский Подвиг.» (http://katpo.tspu.ru).
Одной из инновационных форм взаимодействия, начиная с 2014 года, стали локальные научные площадки, работающие как единая целостная интернациональная система. Так, в 2018 году 2527 апреля в рамках очередного VIII Международного молодежного научного форума «Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности» состоялась одновременная работа трех секционных научных зарубежных площадок в Республике Беларусь, Республике Таджикистан и в Китайской Народной Республике. Пять научных площадок в городе Томске, организованных высшими учебными заведениями: Национальный исследовательский Томский политехнический уни-
верситет (НИ ТПУ), Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ), Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Томский государственный педагогический университет (ТГПУ), две в сельских районах Томской области (Первомайский и Верхнекетский районы). (http://forumevrazoc.tspu.edu.ru/programma).
VIII Международный молодежный научный форум «Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности» призван обсудить, осмыслить возможности новых форматов транснациональной научно-образовательной деятельности, проанализировать особенности, цели, задачи и возможности глобального образования, современную стратегию взаимодействия международных образовательных учреждений, предложить инициативы, направленные на поддержку и развитие сотрудничества в системе международного образования.
Основные научные направления работы форума прозвучали в пленарных докладах ученых, специалистов учреждений образования, известных общественных деятелей:
- «Региональный образовательный экспорт в системе высшего образования г. Томска: оценка инвестиций, факторы аттракции, коммуникационный рекрутинг». Глухов Андрей Петрович, кандидат философских наук, руководитель отдела контроля качества подготовки обучающихся, доцент Томского государственного педагогического университета, Национального исследовательского Томского государственного университета (г. Томск, Россия);
- «История становления психолого-педагогического образования в Сибирском регионе (Томск, Россия)». Корытова Галина Степановна, доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии развития личности, профессор Томского государственного педагогического университета (г. Томск, Россия);
- «Квинтэссенция „Счастливый человек" в зеркале транснациональных процессов Сибирского региона». Ковалевский Евгений Александрович, кандидат технических наук, ученый секретарь по международной деятельности ИФПМ СО РАН, первый заместитель председателя Томского отделения Российского географического общества, выдающийся путешественник России (г. Томск, Россия);
- «Квинтэссенция „Счастливый человек" в онтологии королевства Бутан» Дордже Пенджо, директор Центра Валового Национального Счастья Королевства Бутан (Centre for Bhutan Studies & Gross National Happiness) (г. Тхимпху, Королевство Бутан);
- «Патриотизм как основа межнационального согласия». Пилосян Артур Палиаевич, член Совета Ке-
дровского землячества, руководитель проекта «Имя победы - Суворов», Пищилун Дмитрий Владимирович, руководитель патриотического проекта «Неизвестная Россия», преподаватель истории механико-технологического техникума (Томск, Россия);
- «Качество жизни и профориентация на примере транснациональной научно-образовательной деятельности» Аджит Кумар Ананд Бхаван, магистр филологических наук, региональный менеджер в Сибири от индийской фармацевтической компании «Coral- Med» (Томск, Россия/Индия);
- «Инновационные проекты социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья». Белявский Борис Викторович, кандидат педагогических наук, зам. руководителя Центра дошкольного, общего, коррекционного образования Федерального института развития образования (ФИРО, г. Москва, Россия);
- «Образование и кадровые стратегии: новые форматы для евразийского союза». Шкаев Дмитрий Геннадьевич, исполнительный директор Ассоциации менеджеров образования и науки (г. Москва, Россия).
Основными научными мероприятиями форума были научные конференции: IV Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в полиэтнокультурной среде: состояние, проблемы, перспективы»; III Научно-практическая конференция «Этнокультурное образование в сельской поликультурной среде»; Первая научно-практическая конференция «Психолого-педагогические проблемы и инклюзивные практики в образовательной организации».
IV Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в полиэтнокультурной среде: состояние, проблемы, перспективы» включала 14 секций, на которых обсуждение новых форматов транснациональной научно-образовательной деятельности» охватывало следующие актуальные направления:
1. Информационные технологии в системе современного образования:
- Математическое моделирование и информационные технологии в социально-экономических исследованиях (председатель секции: канд. техн. наук В. В. Спицын; сопредседатель: канд. эконом. наук Н. О. Чистякова - НИ ТПУ);
- Развитие информационных и телекоммуникационных технологий в полиэтнокультурной среде (председатель секции: д-р техн. наук О. Г. Берест-нева; сопредседатель: ст. преподаватель Е. Е. Мо-кина - НИ ТПУ);
- Информационно-коммуникационные технологии в полиэтнокультурном обучении (председатель секции: канд. техн. наук А. Н. Стась; сопредседатель: ст. преподаватель А. П. Клишин - ТГПУ).
2. Культурно-языковые проблемы в полиэтнокультурном образовательном пространстве:
- Роль языка и культуры в межкультурном общении между Китаем и Россией (Китай) (председатель секции: магистр, директор департамента международного сотрудничества Цзилиньского университета иностранных языков «Хуацяо» Ли Интао; сопредседатели: д-р филол. наук, директор Института европейских языков Цзилиньского университета иностранных языков «Хуацяо» Чжоу Шуцзюань; магистр, декан факультета русского языка Института европейских языков Цзилиньского университета иностранных языков «Хуацяо» Чжан Вэй);
- Использование межкультурного образовательного контента при подготовке учителей русского языка и литературы (председатель секции: филолог-лингвист, директор научно-образовательного Центра при ТаджГПУ им. С. Айни Р. М. Сайфутди-нов; сопредседатель: магистр русского языка и литературы, ассистент ТаджГПУ им. С. Айни А. Х. Наврузов - ТаджГПУ им. С. Айни);
- Этнокультурная специфика современного общества (председатель секции: канд. ист. наук Е. Ю. Кошелева; сопредседатель: ст. преподаватель Е. И. Самофалова - ТГПУ).
3. Научно-методические проблемы транснационального образования и психолого-педагогического взаимодействия в полиэтнокультурном образовательном пространстве:
- Социально-психологические проблемы становления личности в полиэтнокультурном пространстве (председатель секции: канд. психол. наук, зав. кафедрой психологии и конфликтологии Е. В. Самаль; сопредседатель: магистр психологии И. Г. Ахунова - филиал РГСУ в г. Минске );
- Психологическое сопровождение личности в социальном пространстве поликультурной среды (председатель секции: д-р психол. наук Г. С. Коры-това; сопредседатель: канд. психол. наук В. С. Иванова - ТГПУ);
- Научно-методические проблемы образования и технологий социально-психологического сопровождения иностранных обучающихся в полиэтнокультурной среде (председатель секции: канд. пси-хол. наук Л. В. Ахметова; сопредседатель: канд. психол. наук В. А. Постоева - ТГПУ/ТИБ).
4. Междисциплинарные исследования:
- Междисциплинарный подход в научных исследованиях иностранных студентов (председатель: ст. преподаватель И. Г. Вовнова; сопредседатель: ассистент кафедры «Русского языка и специальных дисциплин» Института международных связей и интернационализации образования ТГАСУ Н. А. Скрипченко - ТГАСУ);
- Стратегическое развитие территории и поддержка предпринимательства в глобальном мире
(председатель секции: д-р эконом. наук М. В. Рыжкова; сопредседатель: канд. эконом. наук Н. В. Шимко - ТУСУР);
- Дискурсивные практики в поликультурной среде (председатель секции: канд. филол. наук Н. А. Ка-марова; сопредседатель: канд. мед. наук О. А. Сергеева - ТГПУ/ТГАСУ).
5. Социальное пространство: цифровизация, безопасность, духовность:
- Проблемы и стратегии социальной безопасности, социального и духовно-нравственного становления личности в современном полиэтнокультурном пространстве (председатель секции: канд. пси-хол. наук Е. П. Молчанова; сопредседатель: магистр психологии А. А. Паршиков - ТГПУ);
- Социальная сеть как виртуальное социальное пространство, место дискурса и квазиинститут эт-ничности мигрантов (председатель секции: канд. философских наук А. П. Глухов; сопредседатель: магистрант НИ ТГУ Ф. Гасанова - ТГПУ/НИ ТГУ).
- Потребность человека в благополучии - ключевом факторе, определяющем условия развития новой эпохи, обсуждалась в работе круглого стола «Квинтэссенция „Счастливый человек" в зеркале транснациональных процессов» при участии приглашенного спикера - генерального директора Центра изучения Валового Национального Счастья Королевства Бутан (Centre for Bhutan Studies & Gross National Happiness) Dorji Pendjore (Дордже Пенджо), г. Тхимпху, Королевство Бутан, http:// katpo.tspu.ru/index.php?p=article&d=266
С целью обсуждения научных подходов к пониманию концепта «счастливый человек» в современном полиэтнокультурном пространстве модератор круглого стола — Евгений Александрович Ковалевский (канд. техн. наук, ученый секретарь по международной деятельности ИФПМ СО РАН, первый заместитель председателя Томского отделения Русского географического общества, дважды удостоен звания «Выдающийся путешественник России», руководитель лаборатории счастья ТО РГО) обозначил ряд вопросов, позволяющих выявить научные позиции участников -представителей разных государств, их социально-экономических укладов, мировоззрений и этно-культур.
Важно заметить, что участники круглого стола из стран СНГ, африканских республик, Индонезии, России и др. представляли собой, по сути, высокопрофессиональную интер-группу, организованную в совместную деятельность, направленную на решение актуальной экзистенциальной задачи. Профессор философии НИ ТПУ Л. И. Иванкина поделилась опытом организации социальных и духовно-нравственных практик в полиэтнокультурном образовательном пространстве России. Заведую-
щий МНОЛ ТУБПЛ, доктор экономических наук НИ ТПУ Г. А. Барышева рассказала о методах, улучшающих благополучие пожилых людей, отметила актуальность понимания факторов, влияющих на их благополучие. А. П. Пилосян, представитель армянской диаспоры в г. Томске, обратил внимание на роль патриотического воспитания в формировании благополучия на государственном уровне, а африканский учитель Согоба Тьюфоло из Республики Мали сделал акцент о необходимости миролюбивого настроя государств. Дорд-же Пенджо изложил практические аспекты концепции «Валового национального счастья» в Королевстве Бутан. О роли мировых конфессий в формировании позитивного мировосприятия говорили представители стран СНГ, Монголии и Китая.
В итоге совместной интеллектуальной деятельности участники круглого стола «Квинтэссенция „Счастливый человек" в зеркале транснациональных процессов» - представители разных национальностей пришли к убеждению, что понятие «счастливый человек» - чрезвычайно сложный, не имеющий однозначного понимания концепт, но который заключает в себе общую смысловую направленность - удовлетворение потребности человека в благополучии (как в широком, объективном, так и субъективно-индивидуальном толковании).
Другая, не менее актуальная грань человеческого благополучия, возможности конструктивного, созидательного построения человеком своего дальнейшего жизненного пути и решения жизненных ситуаций социального характера в постпенитенциарный период обсуждалась на круглом столе «Социализация и духовно-нравственная абилитация личности в полиэтнокультурном пространстве». Модераторы: Е. П. Молчанова, кандидат психологических наук, И. Л. Шелехов, кандидат психологических наук, ТГПУ, Томск. Проблема безопасности не только социальной, но и психологической, социально-культурной и нравственно-духовной -резюмировали участники круглого стола - особенно актуальна в процессах транснациональной миграции и полиэтнокультурной концентрации населения. Исследование и анализ этих вопросов жизненно актуальна для этноцентрированного пространства Томской области. Важно в этом ключе исследование особенностей психологической коррекции уровней жизнестойкости асоциальных субъектов региона.
Впервые в рамках VIII Международного молодежного научного форума «Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности» состоялась работа Первой научно-практической конференции «Психолого-педагогические
проблемы и инклюзивные практики в образовательной организации», в которой приняли участие работники образовательных учреждений города Томска. Пленарное заседание конференции было открыто онлайн-выступлением Б. В. Белявского, заместителя руководителя Центра дошкольного, общего и коррекционного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования, члена Экспертного совета по коррекционному образованию Комитета Государственной Думы по образованию и науке, главного редактора журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» с докладом «Инновационные проекты социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»: https://www.youtube.com/embed/TWK6X_ tcFKo?rel=0. В своем выступлении Борис Викторович обратил внимание на особенности образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, ключевые моменты которых были представлены в презентации «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития Российской Федерации: возможности и риски».
В работе Первой научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы и инклюзивные практики в образовательной организации» приняло участие более 60 человек - учителей и специалистов образовательных учреждений г. Томска. В научной библиотеке Томского государственного педагогического университета состоялась работа двух секций: 1. Комплексный подход в работе с детьми с ОВЗ: пропедевтика, коррекция, развитие речи (председатель секции: Т. В. Соро-чинская, канд. пед. наук, руководитель ТРОФ «Центр развития личности», учитель-логопед МАОУ СОШ № 54; сопредседатель: Т. Ю. Холец-кая, учитель инклюзивного класса МАОУ СОШ № 54). 2. Психолого-педагогическая коррекция в образовательной организации (председатель: Е. В. Дозморова, канд. пед. наук, заместитель директора по науке МАОУ СОШ № 54; сопредседатель: Е. Н. Шмыга, педагог-психолог МАОУ СОШ № 54). Богатый методический материал для работы с детьми с ОВЗ был представлен в стендовых докладах специалистов.
И наконец, III Научно-практическая конференция «Этнокультурное образование в сельской поликультурной среде», организованная в контексте основных идей VIII Международного молодежного научного форума «Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности». Высокую значимость в отношении этнокультурного воспитания в сельской местности подчеркнул в своем приветственном слове к участникам форума
В. Ю. Рудь, доктор физико-математических наук, заведующий отделом экологии Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, https://www.youtube.com/ embed/vPABjVRI6es?rel=0
Организаторы конференции МБОУ «Белояр-ская СОШ № 1» Верхнекетского района и Улу-Юльская средняя школа Первомайского района Томской области совместно с Управлением образования Администрации Верхнекетского р-на под научным руководством В. Н. Куровского, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного учителя РФ, директора Института развития образования РАО при ТГПУ, подготовили богатейший по своему учебно-воспитательному содержанию материал. Совместная творческая вовлеченность школьников и педагогов в практическую работу конференции была продемонстрирована россыпью российских ремесел, удивляющих богатством воображения, высоким качеством рукотворного мастерства, научной изобретательности, https://www.youtube.com/watch?time_continue= 5&v=rW-dYuNfie0. Активное участие в подготовке и проведении конференции приняли учителя, воспитатели и обучающиеся. Доклады школьников сопровождались искусно изготовленными поделками, мастерски выполненными и теоретически обоснованными в устных докладах моделями и проектами. Помимо секционных научных докладов участники конференции организовали удивительное по творческому замыслу зрелище -демонстрацию национальных костюмов, выполненных местными дизайнерами (учителями и школьниками). Роскошные модели, представленные вниманию зрителей, вобрали в себя разнообразные оттенки прекрасных этнических мотивов, которые гармонично слагались в целостный образ.
Таким образом, VIII Международный молодежный научный форум представил собой глобальное международное объединение людей, ядром которого было высокопрофессиональное интернациональное сообщество специалистов и обучающихся, призванное в процессе совместной деятельности обсудить, осмыслить и практически реализовать возможности новых форматов транснациональной научно-образовательной деятельности, проанализировать особенности, цели, задачи и возможности глобального образования, современную стратегию взаимодействия международных образовательных учреждений, предложить инициативы, направленные на поддержку и развитие сотрудничества в системе международного образования.
Список литературы
1. Ахметова Л . В . Роль коммуникации среди обучающейся молодежи в условиях этнокультурной интеграции // Международна научна школа «Парадигма» . Лято-2015: сборник научни статии: в 8 т . 2015 . С . 25-31.
2 . Ахметова Л . В . Международный молодежный научно-культурный форум как творческая форма НИРС/УИРС по психолого-педагогиче-
ским наукам // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири . ЭНЖ «PEM: Psychology. Educology. Medicine» . 2014 . № 4 . С . 6--23 .
3 . Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы: материалы VI Междунар . молодежного науч .-культур-
ного форума (21-23 марта 2016 г.) / под науч . ред . Л . В . Ахметовой . Томск: Изд-во Томского гос. пед . ун-та, 2016 . 372 с.
4 . Образование в полиэтнокультурной среде: состояние, проблемы, перспективы: материалы VII Междунар . молодежного науч .-культур-
ного форума (23-24 марта 2017 г . ) / отв . науч . ред . Л . В . Ахметова . Томск: Изд-во Томского гос . пед . ун-та, 2017 . 312 с .
Ахметова Людмила Владимировна, кандидат психологических наук, директор международного Евро-Азиатского адаптационно-образовательного центра, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 04.07.2018.
DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-8-205-213
EXPERIENCE OF JOINT SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE INTERNATIONAL HIGH-PROFESSIONAL INTER-GROUP (on the example of the VIII International Youth Scientific Forum «New Forms of International Scientific and Educational Activities»)
L. V Akhmetova
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article describes an experience of the co-operative international educational and scientific activities, fulfilled during the course of the scientific event - VIII international scientific forum «New Forms of International Scientific and Educational Activities». The analysis of the encouraging aspects of the international education over the past ten years is performed. It is shown that the intensive development of the Internet technologies creates favorable conditions for the international distance cooperation for researchers, teachers studying in the education system; student international scientific and educational organizations make it possible to make a significant contribution to the development of the present and future prospects of the global scientific and educational space. It is stressed that the effectiveness of joint scientific and educational activities is influenced by a number of factors, including: a scientifically based organization of a united multi-cultural educational space based on the principles of a psychological-didactic approach to training and education of people from different cultures and with different world views; organization of scientifically grounded conditions for effective practical inter-ethnic interaction, education and professional self-realization. Based on many years of experience working at the international Eurasian adaptation and educational center, the author emphasizes that among the various forms of improving educational work with simultaneous involvement of scientific initiative and creative activity of students, a broad-spectrum interaction system - «International Youth Scientific Forum» is the most effective. Through the example of the VIII International Youth Scientific Forum «New Forms of International Scientific and Educational Activities», once again it is shown that educational system representatives have willingness and ability to organize highly professional inter-groups that can effectively interact in the global polyethnical and polycultural educational space.
Key words: scientific and educational activity, joint activity, scientific forum, multi-cultural educational space, inter-group.
References
1. А№тек«а L . V. Rol' kommunikatsii sredi obuchayushcheysya molodyozhi v usloviyakh etnokul'turnoy integratsii [The role of communication among young people studying in the conditions of ethno-cultural integration] . Mezhdunarodna nauchna shkola «Paradigma». Lyato - 2015: sbornik nauchni statii: v 8 t. [International scientific school «Paradigm» . LATO - 2015: collection of scientific articles: in 8 volumes] . 2015 . Pp . 25-31 (in Russian) .
2 . Аkhmetova L . V. Mezhdunarodnyy molodezhnyy nauchno-kul'turnyy forum kak tvorcheskaya forma NIRS/UIRS po psikhologo-pedagogicheskim naukam [International youth scientific and cultural forum as a creative form of research, and research and training work of students in psychological and pedagogical sciences] . Vestnikpopedagogike ipsikhologii YuzhnoySibiri. ENZh «PEM:Psychology. Educology. Medicine» - Bulletin on pedagogy and psychology of southern Siberia, Scientific e-journal «PEM: Psychology. Education. Medicine», 2014, no 4, pp 6-23 (in Russian)
3 . Obrazovaniye v etnopolikul'turnoy srede: sostoyaniye, problemy, perspektivy: materialy VI Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchno-
kul'turnogo foruma (21-23 marta 2016 g.). Pod nauch . red . L . V. Akhmetovoy [Education in ethno-cultural environment: state, problems, prospects: materials of the VI International youth scientific and cultural forum (21-23 March 2016) . Scientific ed . L . V. Akhmetova] . Tomsk, TSPU Publ., 2016 .372 p . (in Russian) .
4 . Obrazovaniye v polietnokul'turnoy srede: sostoyaniye, problemy, perspektivy: materialy VII Mezhdunarodnogo molodеzhnogo nauchno-
kul'turnogo foruma (23-24 marta 2017 g.). Otvetstvennyy nauchnyy redaktor L . V. Akhmetova [Education in a multi-cultural environment: state, problems, prospects: Materials of the VII international youth scientific and cultural forum (23-24 March 2017) . Senior scientific editor L . V. Akhmetova] . Tomsk, TSPU Publ . , 2017 . 312 p . (in Russian) .
Akhmetova L. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]