Научная статья на тему 'Новая роль университетов в развитии регионов и новых отраслей'

Новая роль университетов в развитии регионов и новых отраслей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРАСНОЯРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ / КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / REGIONAL DEVELOPMENT / INNOVATIVE SOCIETY / CONTINUOUS POLYTECHNIC EDUCATION / KRASNOYARSK ECONOMIC FORUM / KRASNOYARSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвич Юрий Николаевич

Представлен обзор дискуссий на Красноярском экономическом форуме о роли образования в развитии регионов России. Рассматривается новый подход к миссии университетов как драйверов регионального развития. Отмечается особое значение создания непрерывного политехнического образования детский сад – школа – университет как основы формирующегося инновационного общества. Описываются конкретные шаги по созданию такого образования в городе Железногорске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW ROLE OF UNIVERSITIES IN DEVELOPMENT OF REGIONS AND NEW INDUSTRIES

An overview of the discussions at the Krasnoyarsk Economic Forum on the role of education in the development of Russian regions is presented. A new approach to the mission of universities as drivers of regional development is considered. The importance of continuous type of polytechnic education kindergarten – school – the university as a basis the innovative society has been considered. Specific steps to create such type of education education in Zheleznogorsk are considered.

Текст научной работы на тему «Новая роль университетов в развитии регионов и новых отраслей»

НОВАЯ РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ И НОВЫХ ОТРАСЛЕЙ

NEW ROLE OF UNIVERSITIES IN DEVELOPMENT OF REGIONS AND NEW INDUSTRIES

Ю.Н. Москвич Yu. N. Moskvich

Развитие регионов, инновационное общество, непрерывное политехническое образование, Красноярский экономический форум, Красноярский государственный университет.

Представлен обзор дискуссий на Красноярском экономическом форуме о роли образования в развитии регионов России. Рассматривается новый подход к миссии университетов как драйверов регионального развития. Отмечается особое значение создания непрерывного политехнического образования детский сад - школа -университет как основы формирующегося инновационного общества. Описываются конкретные шаги по созданию такого образования в городе Железногорске.

Regional development, innovative society, continuous polytechnic education, Krasnoyarsk economic Forum, Krasnoyarsk state pedagogical university An overview of the discussions at the Krasnoyarsk Economic Forum on the role of education in the development of Russian regions is presented. A new approach to the mission of universities as drivers of regional development is considered. The importance of continuous type of polytechnic education kindergarten - school - the university as a basis the innovative society has been considered. Specific steps to create such type of education education in Zheleznogorsk are considered.

Теоретически эта тема в новой российской истории образования обсуждается достаточно часто и под разными углами зрения и видения будущего. Как правило, обсуждение новой миссии образования сводится к традиционной схеме увязки стратегий и программ социально-экономического развития с возможным долгосрочным планированием регионального заказа на подготовку специалистов для намеченных в этих стратегиях и программах приоритетных видах экономической и социальной деятельности. Юбилейный X Красноярский экономический форум, прошедший 14- 16 февраля, радикально изменил этот формат дискуссии. На нём, по-видимому, впервые в таком масштабе и при таком большом участии людей власти, бизнеса и образования обсуждался вопрос о будущем региональных вузов.

Во время Форума председатель правительства РФ Д. Медведев провел попечительский совет Сибирского и Южного федеральных университетов. Премьер похвалил их за хорошие рейтинги и заявил: сейчас в России 40 вузов, которые составляют образовательный костяк, и в их числе

Theoretically this topic in the new Russian history of education is often discussed from different points of view and visions of the future. As a rule, the discussion of the new mission of education is reduced to the traditional scheme of linking strategies and programs of socio-economic development with possible long-term planning of regional demand for training of experts for priority kinds of economic and social activities which are identified in these strategies and programs. The jubilee Krasnoyarsk Economic Forum X, held on the 14-16th of February, radically changed the format of the debate. It appears that for the first time the question concerning the future of the regional universities was widely discussed attracting a careful attention of people from government, business and education spheres.

During the Forum, Prime Minister of the Russian Federation D. Medvedev chaired the board of trustees of the Siberian and Southern Federal Universities. The Prime Minister praised their good ratings and claimed that

находятся федеральные университеты. Посоветовал привлекать иностранных студентов и усиленно работать в области инноваций. Председатель правительства отметил, что в стране больше не будут появляться федеральные университеты. Сейчас их 9, и теперь нужно сконцентрироваться на качестве образования в целом. Премьер-министр во время Форума сделал также заявление о том, что экономика страны в значительной степени обеспечивается за счет вклада Сибири и Дальнего Востока и что для дальнейшего развития данных регионов необходима отдельная государственная программа.

Одной из площадок обсуждения конкретных механизмов развития сибирских регионов стал круглый стол Форума «Университеты как драйвер развития регионов и отраслей». Понятие «драйвер» в этом эмоционально стимулирующем названии круглого стола существенно отличается от привычного понятия «локомотив развития». Драйвер - это новый движитель развития, это новый мало известный ещё в практике нашей страны понуждающий механизм изменений в экономике регионов и модернизации и формировании новых отраслей экономики. Можно сказать, что впервые во весь голос заявлена смена парадигмы деятельности университетов.

Ректор Сибирского федерального университета Е. Ваганов отчетливо заявил об этом: «Университеты для того, чтобы сейчас держаться на рынке труда и на образовательном рынке, должны делать все самое лучшее, брать самое лучшее, и даже, если нужно, практически использовать самое лучшее, если им удается это делать. Самостоятельности должно быть больше». По его словам, Рособрнадзор уже не может эффективно контролировать деятельность вузов и на сегодняшний день университетам нужно дать больше самостоятельности для успешной реализации своей новой миссии создавать новые рабочие места и новые востребованные на рынке продукты.

По мнению и.о. ректора Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева О. Карловой, данную задачу можно решить объединенными усилиями технических и гуманитарных вузов. Она считает: «В XXI веке социальная инженерия важна не меньше,

Russia now has 40 universities that make up the backbone of the education, and among them are federal universities. He advised attracting foreign students and working hard on innovation. The Prime Minister said that the country will no longer open federal universities. Now they are 9 of them, and now we need to concentrate on the quality of education in general. At the Forum the Prime Minister also made a statement that the country»s economy is largely provided with the contribution of Siberia and the Far East, and that further development of these regions requires a separate state program.

One of the sites of the discussion of specific mechanisms for the development of Siberian regions was the Forum round table "Universities as a driver of development of regions and industries". The term "driver" in this emotionally challenging title of the round table is very different from the traditional concept of "engine for growth". Driver is a new engine of development, a new little known in the practice of our country compelling mechanism of changes in the regional economy and modernization and creation of new economy industries. We can say that for the first time the shift in the paradigm of universities' activities was declared aloud.

Rector of the Siberian Federal University E.Vaganov clearly stated this: "In order to stand on the modern labor market and the educational market universities should do their best, take the best and even, if it is necessary, use the best, if they are able to do so". According to him, Federal Education and Science Supervision Agency can not effectively monitor the activities of universities, and today the universities need to be given more autonomy for successful implementation of their new mission to create new jobs and new products demanded on the market.

According to the Acting Rector of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev O. Karlova this problem can be solved by the combined efforts of technical and humanitarian institutions. According to her, "In the 21st century engineers

чем инженеры технической области, потому что обществу требуется масса компетенций, которую мы сегодня, в принципе, не готовим. Сегодня нужны не только предметники, но и тьюторы, задачей которых станет реальная карьера ребенка, и для этого нужна совершенно другая подготовка учителей». Для дальнейшего эффективного функционирования высших учебных заведений, как она полагает, необходимо пересмотреть задачи, которые сегодня ставятся перед гуманитарным и социальным знанием, так как в конечном итоге мотивированные вузы более эффективны в своей деятельности. По её мнению: «Такое повышенное мотивирование вузов к достижению новых целей может, в принципе, обеспечить эффективное сетевое сотрудничество взаимно заинтересованных в друг друге вузов, например, в виде сетевого консорциума социальных университетов. Другой формой такого сотрудничества может стать новый тип взаимодействия педагогических вузов со школами и муниципалитетами».

На X Красноярском экономическом форуме состоялось подписание Соглашения между КГПУ им. В.П. Астафьева и администрацией города Железногорска Красноярского края о совместной деятельности. По мнению участников этого соглашения, такой союз позволит в обозри мом будущем решить проблему дефицита специалистов инженерных профессий и создаст твердую кадровую основу превращения университетов в драйверы регионального развития. В данном конкретном случае - в драйверы инновационного развития города Железногорска. Речь идет о проекте непрерывного «инженерного» образования, начиная с детского сада, школы и затем соответствующих университетов. Сегодня на базе филиала КГПУ в Железногорске создан ресурсный центр и открыта кафедра инноваци онной педагогики, главная задача которых - разработка и внедрение нового образовательного продукта в школе № 102 и в двух детских садах города. В рамках проекта будет работать сетевая лаборатория, позволяющая увидеть вживую многие физические процессы. А в курсе под названием «Мега-урок» у каждого железногорского школьника появится возможность пообщаться с педагогом педагогического университета, с зарубежным ученым, взаимодействовать во время

in the social field are not less important than the engineers of the technical field because society need a lot of competencies which we do not prepare at all. Today we need experts of not only subject fields but also tutors, whose task will be a child»s real career, and this means a completely different teacher training". As she believes, " In order to provide further effective work of higher educational institutions it is necessary to review the tasks which are now placed in front of the humanities and social science, as ultimately motivated universities are more effective in their work". According to her: «This increased motivation of universities to achieve new goals can provide effective network cooperation of universities which are mutually interested in each other, such as the network consortium of social universities. Another form of such cooperation may be a new type of interaction between pedagogical institutions and schools and municipalities".

At Krasnoyarsk Economic Forum X Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev signed the Agreement on joint activities with the Administration of Zheleznogorsk City. According to the participants of this Agreement, in the near f utu rethis alliance will allow solvingthe problem of the shortage of engineers and will create a strong cadre base for turning universities into drivers of regional development. In this particular case, the drivers of innovation development of Zheleznogorsk are meant, it is a continuous project of "engineering" education, starting from kindergarten, school and then the respective universities. Today the resource center and the department of innovative pedagogy are created at the base of the branch of KSPU in Zheleznogorsk. Their main task is to develop and implement new educational product at school 102 and two city kindergartens. The network laboratory, which will allow watching many live physical processes, will work on the base of this project. And within the course entitled "Megalesson" every Zheleznogorsk pupil will have an opportunity to talk with a teacher from the Pedagogical University or a foreign scientist,

учебного процесса со сверстниками из соседних школ. Ничего подобного в России на сегодняшний момент нет. Всё вместе это образует «инновационную площадку нового образования». Она дает возможность разрабатывать в детском саду, в средней школе определенный ряд креативных событий, которые мотивируют ребят на изобретательскую, инженерную деятельность, открывает возможность для ребят старшей школы решать конкретные задачи формирующегося в Железногорске инновационного кластера, адаптированные, естественно, к возрасту и желаниям школьников. Цель данного образовательного проекта университета и властей города - подготовить успешных инженеров XX! века, изобретателей и конструкторов поколения 2.0.

По мнению главы города Железногорска В. Медведева, этот новый образовательный подход имеет в настоящее время большое значение: «Человек с качественным инженерным образованием востребован в Железногорске, в России и во всем мире. Понятно, что профессиональную зрелость специалист приобретает в течение ряда лет. Поэтому сотрудничество с КГПУ по подготовке ребят с инженерным мышлением является для нас одним из важнейших направлений. Мне бы очень хотелось, чтобы у нас был свой сибирский Оксфорд, пусть он будет в Железногорске».

Очевидно, что реализация новой модели развития университетов существенным образом изменяет всю цепочку подготовки нового поколения к успешной профессиональной деятельности. Университеты, ориентированные на новое место в региональном развитии, становятся не только драйверами экономического и социального развития, но и естественными драйверами всей системы образования от детского сада до университета.

to interact with their peers from neighboring schools during the learning process. Nothing like this exists in Russia at the moment. All together it forms "the innovative site of new education". It provides an opportunity to develop a certain number of creative events in kindergartens and in high schools, it will motivate kids to inventive, engineering activity. It provides senior pupils with an opportunity to solve specific problems of the emerging innovation cluster in Zheleznogorsk. The problems are naturally adapted to the age and wishes of the pupils. The purpose of this educational project of the University and the administration of the city is to prepare successful engineers of the 21st century, inventors and designers of Generation 2.0.

According to the head of Zheleznogorsk V. Medvedev, this new educational approach is currently of great importance: "A man with quality engineering education is demanded in Zheleznogorsk, Russia and around the world. It is clear, that an expert gets professional maturity over the years. So cooperation with KSPU on training experts with an engineering way of thinking is one of the most important areas for us. I would really like us to have our own Siberian Oxford, why not in Zheleznogorsk?".

Obviously, the implementation of the new model of university development significantly changes the whole chain of training a new generation to successful activity. The universities, oriented to a new place in the regional development, become not only the drivers of economic and social development, but also natural drivers of the whole system of education from kindergarten to university.

S X

H

и

m

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.