Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ / КУРСАНТЫ И СЛУШАТЕЛИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокурхаева Радимхан Магомет-Башировна, Жамборов Анзор Анатольевич

В статье раскрываются возможности применения информационных технологий в процессе обучения в образовательных организациях МВД России. Их использование продиктовано тем, что ускоряется процесс обучения и облегчается подача информации курсантам и слушателям. Сделан вывод о том, что нельзя игнорировать и недооценивать роль информационных технологий. Нужно осознавать необходимость их использования, прежде всего в целях противодействия преступности и криминалитету, которые постоянно развиваются, изобретают новые методы нарушения закона и доминирования над властными структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокурхаева Радимхан Магомет-Башировна, Жамборов Анзор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article reveals the possibilities of using information technologies in the learning process in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Their use is dictated by the fact that the learning process is accelerated and the presentation of information to cadets and listeners is facilitated. Made in conclusion is that the role of information technology cannot be ignored and underestimated. It is necessary to realize the need to use them, primarily in order to counteract crime and criminals, which are constantly evolving, inventing new methods of breaking the law and dominating power structures.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_9_1_29 УДК 330:004

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Кокурхаева Радимхан Магомет-Башировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры цифровой и отраслевой экономики, Ингушский государственный университет, г. Магас, Россия

Жамборов Анзор Анатольевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, е-mail: amv_@mail.ru

В статье раскрываются возможности применения информационных технологий в процессе обучения в образовательных организациях МВД России. Их использование продиктовано тем, что ускоряется процесс обучения и облегчается подача информации курсантам и слушателям. Сделан вывод о том, что нельзя игнорировать и недооценивать роль информационных технологий. Нужно осознавать необходимость их использования, прежде всего в целях противодействия преступности и криминалитету, которые постоянно развиваются, изобретают новые методы нарушения закона и доминирования над властными структурами.

Ключевые слова: информационные технологии; образовательный процесс; эффективность применения; курсанты и слушатели; профессиональные задачи.

UDC 330:004

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Kokurkhaeva Radimkhan Magomet-Bashirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Digital and Industrial Economics, Ingush State University, Magas, Russia

Zhamborov Anzor Anatolievich,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Fire Training, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_@mail.ru

The article reveals the possibilities of using information technologies in the learning process in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Their use is dictated by the fact that the learning process is accelerated and the presentation of information to cadets and listeners is facilitated. Made in conclusion is that the role of information technology cannot be ignored and underestimated. It is necessary to realize the need to use them, primarily in order to counteract crime and criminals, which are constantly evolving, inventing new methods of breaking the law and dominating power structures.

Keywords: information technologies; educational process; application efficiency; cadets and listeners; professional tasks.

На современном этапе развития общества во многих сферах жизни людей широкую популярность приобрели информационные технологии. Информационные технологии широко используются для производства товаров, работ, услуг, в кредитно-финансовой

системе и также в сфере обучения. На сегод -няшний день большая часть образовательных организаций осуществила переход на использование все большего количества информационных технологий, поскольку это во многом упрощает учебный процесс и повы-

шает мотивацию у обучающихся развиваться и совершенствоваться. Данные нововведения не обошли стороной и высшие учебные заведения Министерства внутренних дел РФ. Информационные технологии стали внедрятся как в процесс высшего образования структуры МВД, так и в процесс повышения квалификации. Нельзя отрицать, что при правильно подобранной методике обучения с внедрением информационных технологий имеется большое количество плюсов. Во-первых, и, наверное, самое главное, использование информационных технологий ускоряет процесс обучения и облегчает подачу информации курсантам и слушателям. Во-вторых, используя информационные технологии в процессе обучения, будущие сотрудники внутренних дел учатся использовать их в дальнейшем для качественного выполнения своей работы [2; 9].

Если учесть, что требования, предъявляемые к сотрудникам внутренних дел, с каждым днем ужесточаются, то налицо необходимость внесения соответствующих изменений и совершенствования методики преподавания. Соответственно, необходимость использования информационных технологий в процессе подготовки в современных условиях не подвергается никакому сомнению.

Для наиболее эффективного использования информационных технологий в первую очередь необходимо понять, что они из себя представляют и каким образом могут быть использованы. Этому и будет посвящена данное исследование.

Информационные технологии подразумевают использование приемов, способов и методов применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных. Говоря простым языком, информационные технологии на сегодняшний день заменили архивы и библиотеки, которые использовались ранее для поиска информации, ее хранения и передачи, большая часть информации сегодня хранится в Интернете в свободном доступе, как в бесплатном, так и в платном виде. Необходимость использования информационных технологий в процессе обучения диктуется также тем, что молодежь, которая представляет собой стремительно развивающуюся прослойку общества, интересуется всем новым и неизведанным и яв-

ляется наиболее крупной группой, которая очень хорошо разбирается в информационных технологиях и привыкла использовать их в повседневной жизни [1; 2; 8]. Поэтому основная часть молодежи, когда необходимо получить ответы на интересующие вопросы, первым делом обратится не к старшему поколению, а начнет искать необходимую информацию в Интернете. Это быстрее и легче, не нужно идти в библиотеку и искать литературу, тратя на это свое время, куда быстрее зайти в поисковик или любой браузер и за несколько минут найти ответ на свой вопрос. Естественно, когда человек с детства привык использовать компьютер или смартфон для поиска информации, ему непривычно, приходя в высшее учебное заведение, учится пользоваться книгами и библиотеками, так как ранее он с этим не сталкивался. Соответственно, будет правильным внедрить информационные технологии в процесс обучения, так как именно к этому привыкло молодое поколение и знает, где найти необходимую информацию. Поэтому для внедрения информационных технологий приоритет нужно отдавать использованию приложений или программ, в которых в электронном формате хранится вся необходимая литература и иная информация, используемая в процессе подготовки курсантов и слушателей. Это должна быть своего рода электронная библиотечная система, в которой не просто будет находиться литература и другая информация, а разделение по изучаемым дисциплинам, например, по физической подготовке, огневой и всем остальным. Пользователь, заходя в приложение, выбирает нужный ему предмет, и далее перед ним открывается список рекомендуемой литературы для изучения данной дисциплины и краткое описание каждой книги или статьи.

Таким образом, курсанты и слушатели могут, не только находясь в аудитории, а также и в свободное время изучать литературу, которая их заинтересовала. Также если у обучающихся возникнут какие-то вопросы или они не поняли какую-то тему, им не нужно об -ращаться к преподавателям, поскольку они с легкостью смогут использовать данное приложение для вторичного изучения и освоения предмета.

Кроме того, использовать информационные технологии можно и в других аспек-

тах. Например, в процессе прохождения физической подготовки можно разработать и внедрить похожую на описанную ранее программу, но основное ее отличие будет заключаться в том, что в ней будет содержаться не литература, а пособия, видео- и медиаматериалы. Использование данной программы подразумевает внесение в нее различного иллюстративного материала, в котором объясняется техника применения приемов борьбы, показывается использование данных приемов в процессе силового задержания или в смоделированной преподавателем ситуации [4; 7]. Что касается учебных пособий или картинок, то они выполняют похожую функцию, однако при изучении различных пособий задействуется немного другой тип запоминания информации, который в комбинации с фотографическим, который используется при изучении видео и картинок ускоряет процесс запоминания техники выполнения приемов борьбы, а также закрепление в памяти данной информации на гораздо больший период времени. Таким образом, внедрение такого рода программ решает сразу несколько проблем и вопросов, которые ставятся перед преподавательским составом. А именно повышение эффективности подготовки за короткие сроки, улучшение качества подготовки будущих кадров, чьи навыки и профессионализм будут отвечать требованиям органов внутренних дел, обучение слушателей и курсантов саморазвитию и самосовершенствованию на протяжении всей службы [5; 6; 8; 9].

Таким образом, можно заключить, что вопросы реализации информационно-коммуникационных технологий в качестве условия повышения эффективности и совершенствования образовательного процесса в вузах МВД России являются малоизученными и требуют последующей научно-педагогической разработки, особенно в части комплексного применения традиционных и современных образовательных и технологий. Вместе с тем при правильно подобранной методике обучение с внедрением информационных

Список литературы_

технологий имеет большое количество плюсов: ускоряется и облегчается процесс обучения, повышается профессионализм обучающихся.

Информационные технологии в процессе обучения способствуют получению таких знаний, которые в познавательной деятельности выступают уже не в качестве того предмета, на который направлена активность курсанта или слушателя, а в качестве средства решения профессиональных задач служебной деятельности, то есть курсанты (слушатели) как субъекты обучения трансформируются в субъект профессиональной деятельности. Современные информационные технологии предоставляют возможности к объединению усилий преподавателей и обучающихся, исходя из целей и содержания формируемой профессиональной деятельности. Роль информационных технологий нельзя игнорировать и недооценивать, нужно осознавать необходимость их использования, прежде всего в целях противодействия преступности и криминалитету, которые с каждым днем развиваются, изобретают новые методы нарушения закона и доминирования над властными структурами. Именно поэтому если не разработать новейшие методики использования информационных технологий, которые будут эффективны не только сегодня, но и в будущем, то в скором времени побороть преступность будет просто невозможно [1; 3]. А для этого в первую очередь необходимо дооснащение высших учебных заведений и центров повышения квалификации более совершенными средствами и повышение квалификации преподавательского состава для того, чтобы они могли эффективно использовать технику и информационные технологии на более профессиональном уровне. Только таким образом возможно будет выйти на новый уровень обучения и подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих запросам общества и государства, а также эффективно выполняющих поставленную перед ними задачу.

1. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Гордеев К.С. Тенденции цифровой трансформации образования в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 78-81.

2. Грушина Ю.Ю., Чернышева Ю.С. Кадровая политика в органах внутренних дел // Научное сообщество студентов: междисциплинар. исследования. Предпринимательство и инновации: путь к синергии: электр. сб. ст. по материалам XXXII студен. междунар. науч.-практ. конф. Спецвыпуск. 2017. С. 50-51.

3. Кокурхаева Р.М.Б., Жамборов А.А., Хитиева А.Ж. Эффективность применения информационных технологий при подготовке и отборе кандидатов на службу // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 8. № 6. С. 751-755.

4. Костенников М.В., Куракин А.В. Правовые и организационные основы кадровой политики в системе МВД России // Административное право и процесс. 2017. № 7. С. 20-25.

5. Кузьмина О.А. Кадровая работа в органах внутренних дел // Социальные и гуманитарные науки в условиях вызовов современности: материалы Всерос. науч. конф. Комсомольск-на-Амуре, 2021. С. 56-60.

6. Лапшова А.В., Абросимова М.А., Михайленко Д.М. Роль информационных технологий в организации современного образовательного процесса // Современные проблемы развития профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. научно-практической конференции / Нижегор. гос. пед. университет им. Козьмы Минина. Нижний Новгород, 2021. С. 105-108.

7. Макаренкова О.Н. Использование современных информационных технологий в вопросах комплектования кадров в органах внутренних дел Российской Федерации // Академическая мысль. 2020. № 4 (13). С. 74-79.

8. Мамеев Е.С., Болтачев Э.Ф. Использование современных технологий в обеспечении кадровой деятельности органов внутренних дел // Инновации. Наука. Образование. 2021. Т. 1. № 44. С. 1464-1468.

9. Сахаров А.Н. Использование социальных технологий в кадровом обеспечении полиции // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 2. С. 358-363.

References_

1. Bystrova N.V., Zinovieva S.A., Gordeev K.S. Trends of digital transformation of education in modern conditions. Problems of modern pedagogical education. 2021. No. 71-2. pp. 78-81.

2. Grushina Yu.Yu., Chernysheva Yu.S. Personnel policy in internal affairs bodies. Scientific community of students: interdisciplinary. researches. Entrepreneurship and innovation: the path to synergy: electr. sat. art. based on the materials of the XXXII studen. International Scientific and Practical Conference Special Issue. 2017. pp. 50-51.

3. Kokurkhaeva R.M.B., Zhamborov A.A., Khitieva A.J. The effectiveness of the use of information technologies in the preparation and selection of candidates for service. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 8. No. 6. pp. 751-755.

4. Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Legal and organizational bases of personnel policy in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Administrative law and process. 2017. No. 7. pp. 20-25.

5. Kuzmina O.A. Personnel work in internal affairs bodies. Social and Humanities in the context of modern challenges: materials of the All-Russian Scientific Conference. Komsomolsk-on-Amur, 2021. pp. 56-60.

6. Lapshova A.V., Abrosimova M.A., Mikhaylenko D.M. The role of information technologies in the organization of the modern educational process. Modern problems of professional education development: collection of articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical conference / Nizhny Novgorod State Pedagogical University. university named after Kozma Minin. Nizhny Novgorod, 2021. pp. 105-108.

7. Makarenkova O.N. The use of modern information technologies in the recruitment of personnel in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Academic Thought. 2020. No. 4 (13). pp. 74-79.

8. Mameev E.S., Boltachev E.F. The use of modern technologies in ensuring the personnel activities of internal affairs bodies. Innovations. The science. Education. 2021. Vol. 1. No. 44. pp. 1464-1468.

9. Sakharov A.N. The use of social technologies in the staffing of the police. Socio-humanitarian knowledge. 2015. No. 2. pp. 358-363.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.