Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айткенова М.К., Кусаинов Сакен Мусаевич

В данной статье рассмотрены современные информационное технологии, информационные-коммуникационные технологии в образовательном процессе. Цифровизация сферы образования является залогом успешного развития не только государства, но и всей нации в будущем, соответственно процесс информатизации образования является неотъемлемой частью развития любой страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айткенова М.К., Кусаинов Сакен Мусаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 372.862

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Айткенова М.К., Кусаинов С.М.

Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В данной статье рассмотрены современные информационное технологии, информационные-коммуникационные технологии в образовательном процессе. Цифровизация сферы образования является залогом успешного развития не только государства, но и всей нации в будущем, соответственно процесс информатизации образования является неотъемлемой частью развития любой страны.

Ключевые слова: информационные технологии, внедрение информационных технологий, Информационные-коммуникационные технологии, цифровизация образования

Информационно-коммуникационная технология обучения (ИКТ обучения) - это, прежде всего, педагогическая технология, направленная на повышение результативности обучения при условиях использования информационного продукта педагогического назначения в учебно-воспитательном процессе. Основной целью всех инноваций в образовательной сфере является содействие перехода от автоматического усвоения учениками знаний к формированию умений и навыков самостоятельно приобретать знания.

Информационные технологии становятся мощным многофункциональным фактором интенсификации обучения. Их использование приучает ученика к условиям информационной среды, способствует повышению у школьников информационной культуры.

Технологические ресурсы, доступные для преподавания и обучения включают компьютерное оборудование и программное обеспечение в дополнение к электронным носителям информации и средствам связи. Быстро меняющаяся природа компьютерных технологий продолжает расширять спектр ресурсов, доступных для любого вида обучения. Технологии играют важную роль во всех аспектах современной жизни. Цифровые устройства находят свое применение каждый день. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) стало повсеместным и привычным в сфере образования. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) связаны с различными областями, такими как бизнес, транспорт, школы и т. д. Они используют блоги, социальные веб-сайты, веб-страницы и т. д. Большая часть современного обучения проводится с использованием одного или нескольких следующих методов:

а) модель обучения в классе,

б) обучение на основе технологий,

в) смешанное обучение, в ходе которых активно применяются средства ИКТ.

Информационно-коммуникационные технологии повышают мотивацию, успеваемость и

возможности обучения учащихся. Информационно-коммуникационные технологии также могут помочь учащимся в приобретении основных профессиональных навыков. Использование компьютеров в учебной среде растет, и их приложения незаменимы для компьютеров в образовании сегодня и в будущем. Информационно-коммуникационные технологии меняют облик современного мира. Либерализация, глобализация тесно связаны с информационными и коммуникационными

технологиями. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в сельской местности хоть и прерывалось, но при поддержке государственных органов происходило следом за большими городами.

Хотя Казахстан настроен на широкое использование услуг, связанных с информационными и коммуникационными технологиями, есть несколько важных аспектов, которые необходимо улучшить.

Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)в сфере образования имею хорошие позиции развития. Самое главное, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) устраняют временные и пространственные барьеры в учебном процессе. Выбор информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании обусловлен удобством использования, скоростью, точностью, высокой надежностью, большой емкостью памяти, целостностью, логичностью, универсальностью, низкой частотой отказов, долговечностью и прежде всего, имеет особую характеристику интерактивности, которая дает контроль над всем процессом обучения.

Следовательно, с помощью ИКТ, применяемых в сфере образования, обучающийся решает, когда, где и какое содержание учебного материала он желает получить с учетом того времени, которым он обладает, обучающиеся тратят свое время в зависимости от их способности работать с технологиями. Следственно, владение навыками в области ИКТ, обучающимся дает преимущество. Вся образовательная деятельность становится личностно-ориентированной и учебно-ориентированной.

В настоящее время на современных учителей возложены две важнейшие роли: использование изобилия материалов и сервисов, доступных в сети, для эффективного обучения, и роль разработчика электронного контента, блога и электронных ресурсов для изложения учебного материала.

Сегодня учителя должны быть осведомлены о таких услугах, как поисковые системы, электронная почта, электронные библиотеки, электронные журналы, электронные книги, электронные словари и цифровые словари, электронный форум, электронное обучение, портал, поддержка социальных сайтов, таких как Facebook, Twitter, блог, онлайн-хранилище и т. д.

Если учителю необходимо стать разработчиком электронного контента, он может использовать инструменты для создания, интеграции, распространения и онлайн-инструменты для хранения данных доступных в интернете.

Преподаватели и студенты могут использовать следующие образовательные инструменты для эффективного процесса преподавания и обучения: ведение блога, подкастинг, апплеты

а. Ведение блогов: Блоги представляют собой набор хронологически представленных новостных записей, которые можно использовать для публикации личных мнений, дневниковых статей или новостей, касающихся определенного интереса или продукта. Люди, которые публикуют статьи на сайтах блогов, называются блоггерами. Добавление статьи в блог называется ведением блога.

б. Подкастинг: слово «подкастинг» было придумано в 2004 году, подписное вещание, англ. podcasting, от iPod и англ. Broadcasting или personal on demand broadcasting). Это метод распространения мультимедийных файлов, таких как аудиопрограммы или музыкальные клипы, через Интернет для воспроизведения на мобильных устройствах и персональных компьютерах. Термин «подкаст» означает как содержание, так и способ доставки. Ведущего или автора подкаста часто называют подкастером. Веб-сайты создателей подов также могут предлагать прямую загрузку или потоковую передачу своих файлов.

в. Апплеты: апплет — это программа, написанная на языке программирования Java, которая может быть включена в HTML-страницу почти так же, как изображение включается в страницу. Хотя Интернет предлагает множество полезных опций и простых в использовании технологий в виде услуг и программного обеспечения, сегодня требуется изменить образ мышления преподавательского сообщества, чтобы принять эти новые технологии и извлечь из них максимум пользы не только для учащихся, но и для профессионального и личного обогащения.

Несовершенство компьютерной техники и программного обеспечения не позволяло на раннем этапе создавать универсальные и качественные информационные продукты педагогического назначения. В последствии, с появлением новых аппаратных и программных средств, в некоторых школах начался синтез информационных технологий с педагогическими инновациями. Его результаты накапливались, обобщались и распространялись.

Недостаточность цифровой грамотности среди студентов, преподавателей, ученых, требует заблаговременного и более глубокого привлечения ИКТ.

Несмотря на то, что уже накоплен богатый опыт в области использования ИКТ в образовательном процессе, многие преподаватели продолжают с осторожностью относиться к возможности применения компьютерных средств обучения. Кроме того, для некоторых преподавателей процесс внедрения информационной технологии в обучение достаточно сложен и требует глубокого осмысления. Однако, следует отметить, что образовательные учреждения, которые не смогут адаптироваться к этой новой цифровой эпохе, останутся позади.

Библиографический список

1. Л.Д. Рейман. После внедрения систем связи третьего поколения прогресс не остановится Мобильные телекоммуникации, N3, 2000, с.6-8.

2. В.О. Тихвинский. Рекомендации по выделению частотного ресурса операторам сетей подвижной связи 3-его поколения в России. Мобильные телекоммуникации, N3, 2000, с. 20 -23.

3. Ю.А. Громаков. Тенденции развития сотовых систем подвижной радиосвязи. -Электросвязь, N 8, 1993, с. 2 8.

4. Технологии и средства связи. Отраслевой каталог 2000. Официальный раздел, Гротек, с.

192.

5. Л.М. Невдяев. Смена поколений на рубеже веков, и опять за рубежами России. -Информ. Курьерсвязь N5,1999, с. 19-26.

6. С. Дудукин. Особенности распределения спектра для систем подвижной связи 3-го поколения. Мобильные телекоммуникации, N3, 2000, с.24-29.

7. Варакин Л.Е. Электросвязь и экономика: информационно-экономический закон. -Электросвязь, N 12,1992, с.5-8.

Айткенова М.К., доктор DBA, ст. преподаватель, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Кусаинов Сакен Мусаевич, магистрант по специальности «7М06119 - Информационные системы», Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

e-mail: mahabat_89_is@mail.ru

Дата поступления: 03.05.2022

© Айткенова М.К., Кусаинов С.М., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.