Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ'

РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
150
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СТРУКТУРА / МОДЕЛЬ / ПОРТФОЛИО / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Курмангалиева Арайлым Мусаевна, Жаманкарин Максут Мухамбетназарулы, Айткенова Махабат Кабиденовна

Статья посвящена исследованию процессов проектирования и формального представления структуры информационных систем. В рамках исследования проведен обзор современной литературы по вопросу применения, формирования, автоматизации работы с портфолио. Рассматривается вопрос анализа предметной области и разработки структуры информационной системы формирования портфолио обучающихся. После анализа и формулировки требований к системе предложена новая модель, которая наиболее полно отражает достижения обучающихся и дает возможность собирать, систематизировать и представлять работы, полученные во время обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Курмангалиева Арайлым Мусаевна, Жаманкарин Максут Мухамбетназарулы, Айткенова Махабат Кабиденовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

УДК 004.9

РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Курмангалиева А.М., Жаманкарин М.М., Айткенова М.К. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Статья посвящена исследованию процессов проектирования и формального представления структуры информационных систем. В рамках исследования проведен обзор современной литературы по вопросу применения, формирования, автоматизации работы с портфолио. Рассматривается вопрос анализа предметной области и разработки структуры информационной системы формирования портфолио обучающихся. После анализа и формулировки требований к системе предложена новая модель, которая наиболее полно отражает достижения обучающихся и дает возможность собирать, систематизировать и представлять работы, полученные во время обучения.

Ключевые слова: информационная система, структура, модель, портфолио, процесс.

Введение. Трансформации, происходящие в сфере высшего образования Республики Казахстан направлены прежде всего на устроение таких недостатков как некачественную систему контроля и оценки качества образования и проблемы трудоустройства выпускников вузов. Решением данной проблемы может стать расширение информационно-образовательной среды

высшего учебного заведения, позволяющая формировать электронное портфолио обучающегося.

Определим сущности портфолио, его назначение, структуру и инструменты реализации. Согласно толковому словарю [1] «портфолио» означает коллекцию фотографий, рисунков, образцов, документов, собранных в одной папке. Назначение портфолио в большинстве своем в творческих профессиях решалось через актуализацию конкуренции, продвижение услуг и т.д. В области образования, в современной научной литературе портфолио рассматривают в следующих аспектах: как рефлексивную практику [2], для поддержания

профессиональной компетентности, обучения на основе практики и ориентации на улучшение; как инструмент оценки знаний обучающихся [3]; как инструмент развития цифровых компетенций [4,5]; как средство

личностного и профессионального роста в рамках стажировки и часть процесса профессионального образования для повышения качества компетентных

выпускников [6].

Назначение и применение портфолио в качестве виртуального средства хранения данных в сфере образования рассмотрены в следующих, нижеперечисленных работах. Проблемы формирования электронного портфолио описаны в статье [7], вопросы автоматизации процесса формирования и оценки портфолио рассмотрены в работе [8], использование электронного портфолио в качестве инструмента многокритериального ранжирования и вопросы автоматизации данного процесса изложены в работе [9], способы построения информационно-образовательной среды вуза изучены в работе [10], интересной для нашего исследования является схема работы web-модуля для анализа учебной деятельности обучающегося [11].

Анализ приведенных источников показывает использование портфолио преимущественно как педагогическую технологию. Наша цель заключается в изучении вопросов формирования портфолио обучающегося как системы хранения информации и разработке структуры информационной системы

Методы. В данном исследовании применялись методы теоретического анализа научной литературы, анализ предметной области, методы проектирования систем. Учитывались требования к формам и методам хранения, передачи и представления информации, а также размещения в виде законченных функциональных блоков [12-14].

Результат. В соответствии с целью исследования, в контексте задач организации и планирования деятельности будущего специалиста наиболее правильным будет рассматривать структуру карьерного портфолио [15].

Основным назначением данной информационной системы является

автоматизация процесса регистрации и

хранения документации учебно-воспитательной деятельности обучающегося. Цели создания информационной системы:

1. Учет документов

2. Просмотр, ввод и редактирование данных

3. Создание централизованной базы данных, для быстрого доступа и хранения данных

С учетом требований к информационной системе, как средству расширения информационно-образовательной среды

высшего учебного заведения, позволяющая формировать электронное карьерное портфолио обучающегося была выбрана следующая структура, представленная в таблице 1.

Таблица 1.

Структура информационной системы

№ Раздел Содержание раздела

1. Резюме ФИО, фото, дата рождения, специальность, ссылки на социальные сети.

2. Сп исок пройденных курсов Сертификаты (подтверждающие документы) пройденных вне учебной нагрузки курсов, мастер классов, тренингов, семинаров.

3. Научные достижения Курсовые, дипломная работы, практика, тексты работ, информация о грантах, статьи, публикации, сертификаты и грамоты конкурсов и олимпиад по специальности.

4. Вн е учебные мероприятия Документы подтверждающие работу в общественных объединениях студентов: клубов, кружков, спортивных секций, волонтерство.

5. Рекомендательные письма Рекомендательные письма от руководителей, характеристики с баз практики, стажировки

Данная структура позволяет наилучшим образом собирать и структурировать информацию об обучающемся на всем промежутке обучения и охватывает все формы

его деятельности. Для реализации предложенной структуры предлагается следующая модель взаимодействия элементов информационной системы (рис 1).

Рис. 1. Диаграмма взаимодействия функциональных блоков ИС

Подобного рода модель

(программное/функциональное обеспечение), включающая основные функциональные блоки (подсистемы): база данных и web-интерфейс дает возможность загружать и хранить в системе различного рода информацию, как текстовую, так и в виде файлов разного типа. Пользовательская форма должна

предусматривать возможность корректировки, управления и отказа с использованием элементов диалоговых форм интерфейса. Необходимо учесть возможность

формирования отчетов и просмотра перед распечаткой необходимых форм.

Следующий этап работы заключается разработке информационного, технического и организационного обеспечения

информационной системы формирования портфолио обучающегося.

Обсуждение. Электронные портфолио дают возможность целенаправленно собирать, систематизировать и представлять работы студентов и способны показать их усилия, улучшения и достижения. Студенты должны собирать, организовывать, представлять, добавлять, пересматривать, удалять, сохранять и управлять данными при разработке электронного портфолио. Если в сборе данных есть ценные знания, поведение управления данными может быть изменено. Кроме того, мероприятия по разработке электронного портфолио включают постановку целей, рефлексию, презентацию работы и обмен ею, самооценку, моделирование, экспертную оценку и обратную связь. Среди этих видов деятельности рефлексия способствует инновациям в знаниях, помогая студентам разрабатывать свои собственные модели мышления и применять их в своих работах, следовательно, планомерно организованный процесс формирования портфолио в течении всего периода обучения будет способствовать развитию как общих, так и профессиональных компетенций.

Библиографический список

1. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с.

2. Heeneman S., Driessen E., Durning S.J. et al. Use of an e- portfolio mapping tool: connecting experiences, analysis and action by

learners // Perspect Med Educ - 2019. - № 8, -P. 197-200. doi.org/10.1007/s40037-019-0514-5.

3. Williams E. Contreras-Higuera, FrancescMartínez-Olmo, M. José Rubio-Hurtado, Ruth Vilá-Baños University Students' Perceptions of E-Portfolios and Rubrics as Combine Assessment Tools in Education Courses //Journal of Educational Computing Research. -2015. - № 54 (1). - P. 85-107. doi.org/10.1177/0735633115612784.

4. UíChoistealbha J. Students' perspectives in ePortfolios. HAMK Unlimited Journal 31.1.2018. https://unlimited.hamk.fi/ammatillinen-osaaminen-ja-opetus/the-benefits-and-challenges-of-using-eportfolios.

5. Laurikainen M., Kunnari I. ePortfolios as a way to empower students and bridge them to future work places.https://uasjournal.fi/in-english/eportfolios-way-to-empower-students.

6. JuhanaA., AbdullahA.G., SomantriM., AryadiS., ZakariaD., Amelia N.and ArasidW. E-Portfolio Web-based for Students' Internship Program Activities // A Juhana et al 2018 IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. -306.doi.org/10.1088/1757-899X/306/1/012003.

7. Дементьева Ю.В. Основные проблемы формирования электронного портфолио обучающихся по образовательным программам высшего образования // Образование и наука. - 2016. - № 2. - P. 145156. doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-169-180.

8. Родионов А.В., Новгородцева Т.Ю., Иванова Е.Н. Автоматизация формирования и оценки электронного портфолио выпускника образовательной организации // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 10-3. - С. 524-529.

9. Пономарева Л.А., Ромашкова О.Н., Белякова А.Н., Заболотникова В.С. Автоматизация процесса многокритериального ранжирования студентов с помощью электронного портфолио. Вестник Донского государственного технического университета. -2019. -№ 19(4). - Р. 382388. doi.org/10.23947/1992-5980-2019-19-4-382-388.

10. Волканин Л.С., Хачай А.Ю. Портфолио обучающегося в электронной информационно-образовательной среде //

Информатика и образование. - 2016.-№3(272). - С. 9-12.

11. Дьяконов Н.А., Маврина К.С., Ильина Е.А. Схема работы web-модуля для анализа эффективности учебной деятельности студентов // Аллея Науки. - 2018. - № 11 (27).-С. 932-938.

12. Коцюба И.Ю., Чунаев А.В., Шиков А.Н. Основы проектирования информационных систем: учебное пособие. - СПб.: Университет ИТМО, 2015. - 206 с.

13. Горлушкина Н.Н. Системный анализ и моделирование информационных процессов и

систем. Учебное пособие. - СПб: Университет ИТМО, 2016. - 120 с.

14. Хатаева Р.С. Эволюция автоматизированных систем управления в вузах России// Мир науки, культуры, образования. -2015. - № 2 (51). - С. 226-229.

15. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Ольховая Т.А., Реунова М.А. Технология «портфолио» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 113 с.

Курмангалиева Арайлым Мусаевна, магистрант 2-го года обучения по специальности «7М06119 -Информационные системы», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Жаманкарин Максут Мухамбетназарулы, доктор по профилю по специальности «6D052000 Деловое администрирование», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Айткенова Махабат Кабиденовна, м.т.н., старший преподаватель кафедры Информационные системы и Информатика, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

e-mail: amkusainova22@mail.ru

Дата поступления статьи: 15.04.2021

© Курмангалиева А.М., Жаманкарин М.М., Айткенова М.К., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.